Емкостный датчик перемещений

Изобретение относится к измерительной технике и может быть применено для измерения линейных или угловых перемещений. Емкостный датчик перемещений содержит мостовую схему, в два плеча которой включены конденсаторы с возможностью изменения емкости в зависимости от перемещения подвижных пластин, при этом конструктивные параметры конденсаторов и круговая частота генератора синусоидального напряжения связаны функциональной зависимостью, определяющей настройку на максимальную чувствительность к перемещению , где - площадь пластин (обкладок) конденсаторов и расстояние между ними при отсутствии перемещения, - сопротивление балансных резисторов, - относительная диэлектрическая проницаемость среды, в которой работает устройство, и диэлектрическая постоянная. Технический результат - повышение чувствительности емкостного датчика перемещений. 2 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть применено для измерения линейных или угловых перемещений, в частности при построении акселерометров прямого или компенсационного способа измерения.

Известен емкостный дифференциальный маятниковый датчик угла системы горизонтальной коррекции гироагрегата ГА-3 курсовой системы ТКС-П (Михайлв О.И., Козлов И.М., Гергель Ф.С. Авиационные приборы. М.: Машиностроение. 1977, на стр. 234, рис. 9.35). Датчик состоит из двух статорных пластин, подвешенных в виде маятников на внешней раме карданова подвеса и соединены с вторичными обмотками трансформатора, играющего роль источника напряжения. Роторная обмотка датчика жестко соединена с осью внутренней рамы карданного подвеса и электрически – с входом усилителя горизонтальной коррекции, на второй вход которого подключена средняя точка вторичной обмотки трансформатора. Таким образом, емкостный датчик представляет мостовую схему, в два плеча которого включены конденсаторы, емкости которых изменяются в зависимости от угла рассогласования между статорными пластинами и роторной пластиной, а двумя другими плечами моста являются вторичные полуобмотки трансформатора. Следует отметить, что при наличии угла рассогласования меняются площади обкладок конденсаторов, а расстояние между ними остается постоянным.

Однако в аналоге не указаны соотношения между конструктивными параметрами конденсаторов и основным параметром питающего напряжения – частотой питания, которые определяют чувствительность емкостного датчика.

Известен компенсационный акселерометр (патент РФ № 2233451, МПК G01P 15/13/  Баженов В.И. Вдовенко И.В.и др. Опубл.27.03.2004, бюл №9), в котором для определения угла отклонения инерционной массы используется дифференциальный ёмкостный датчик положения, который содержит корпус, установленную в нем пластину из монокристаллического кремния, имеющую внутреннюю неподвижную часть, внешнюю подвижную часть с первой и второй основными поверхностями, соединенную с внутренней неподвижной частью двумя упругими перемычками, которые образуют упругий подвес с осью, проходящей через оси изгиба упругих перемычек. На внешней подвижной части находятся подвижные электроды, и выполненные в виде металлизированных участков на установленной на стойке в корпусе плате неподвижными электродами. Подвижные и неподвижные электроды образуют два конденсатора, которые включены в два плеча моста, во вторые два плеча которого включены балластные резисторы. В одну диагональ включен источник питания – генератор переменного синусоидального напряжения заданной частоты, а в другую – включен усилитель, выход которого является выходом мостового ёмкостного датчика перемещений.

Однако в прототипе не указано, какими выбрать параметры конструкции собственно ёмкостного датчика и параметры генератора синусоидального напряжения, чтобы получить максимальную чувствительность.

Технический результат, на достижение которого направлено заявленное изобретение, заключается в повышении чувствительности емкостного датчика перемещений.

Технический результат достигается тем, что в емкостном датчике перемещений, содержащим мостовую схему, в два плеча которой включены конденсаторы с возможностью изменения емкости в зависимости от перемещения подвижных пластин, при этом емкость одного из конденсаторов увеличивается, емкость другого конденсатора уменьшается в зависимости от направления перемещения, неподвижные пластины имеют общую точку, а подвижные пластины связаны с перемещаемым элементом, и в два других плеча включены балансные резисторы, имеющие общую точку, генератор синусоидальных напряжений подключен в одну диагональ мостовой схемы между общими точками конденсаторов и балансных резисторов и усилитель напряжения включен во вторую диагональ мостовой схемы, выход которого является выходом устройства, новым является то, что конструктивные параметры конденсаторов и круговая частота генератора синусоидального напряжения связаны функциональной зависимостью, определяющей настройку на максимальную чувствительность к перемещению

,

где – площадь обкладок (пластин) конденсаторов и расстояние между ними при отсутствии перемещения; – сопротивление балансных резисторов; – относительная диэлектрическая проницаемость среды, в которой работает устройство, и диэлектрическая постоянная.

Сущность изобретения поясняется фиг.1 и фиг.2, на которых соответственно приведены: вариант кинематической схемы построения емкостного датчика перемещений и его электрическая схема.

На фиг.1 и фиг.2 приняты следующие обозначения:

1 – конденсатор ;

2 – конденсатор ;

1.1 и 2.1 – подвижные пластины конденсаторов и соответственно;

1.2 и 2.2 – неподвижные пластины конденсаторов и соответственно;

3 – подвижная кристаллическая пластина;

4 – неподвижная кристаллическая пластина;

5 – инерционная масса;

6 – катушка датчика моментов;

7 – магнит датчика моментов;

8 – корпус;

9 – генератор синусоидального напряжения;

10 – усилитель;

– вектор линейного ускорения;

– сила инерции;

– инерционный момент;

– расстояние между обкладками конденсатора при отсутствии перемещения подвижных пластин;

– линейное перемещение подвижных пластин;

– расстояние от оси подвеса до геометрического центра пластины конденсатора;

– расстояние от центра инерционной массы до оси подвеса;

– угол поворота подвижных пластин;

– балансные резисторы;

– токи в ветвях мостовой схемы;

– напряжения в точках А и В;

– напряжение на выходе усилителя;

– напряжение на выходе генератора 9;

– амплитуда напряжения и круговая частота.

Работу емкостного датчика перемещений поясним на примере компенсационного акселерометра в соответствии с фиг.1, а получение условия максимальной чувствительности проведем на основании электрической схемы, представленной на фиг.2.

В соответствии с кинематической схемой фиг.1 конденсаторы 1 и 2 созданы подвижными и неподвижными пластинами 1.1 и 1.2 для конденсатора 1, емкость которого определяется выражением

(1)

и пластинами 2.1 и 2.2 для конденсатора 2, емкость которого определяется выражением

, (2)

где в выражениях (1) и (2) – площадь обкладок (пластин) конденсаторов и расстояние между ними при отсутствии перемещения; – линейное перемещение подвижных пластин; – относительная диэлектрическая проницаемость среды, в которой работает устройство, и диэлектрическая постоянная; – емкость конденсатора при .

Обкладки 1.1 и 1.2; а так же обкладки 2.1 и 2.2 наносятся на кремниевые пластины 3 и 4 путем металлизации. Расстояние между обкладками изменяется, когда кремниевая пластина 3 поворачивается вокруг оси подвеса, которая формируется упругими перемычками. При действии ускорения возникает сила инерции , приложенная к инерционной массе 5, которая на плече создает инерционный момент , направленный по оси подвеса кремниевой пластины 3. Инерционный момент будет уравновешиваться моментом датчика момента (катушка 6 и магнит 7), который формируется по сигналу емкостного датчика перемещений , где – крутизна датчика моментов. Из установившегося режима следует, что угол отклонения подвижной пластины и соответственно линейное перемещение будут определяться выражениями

и .

Для оценки чувствительности емкостного датчика перемещений рассмотрим его работу в соответствии с электрической схемой, представленной на фиг.2.

Генератор напряжения 10 включен в диагональ DE мостовой схемы, а усилитель 10 – в диагональ АВ мостовой схемы.

Выходное напряжение усилителя, которое является выходным напряжением емкостного датчика перемещений, будем формировать в комплексном виде в соответствии с формулой

, (3)

где – коэффициент усиления усилителя, – комплексы напряжения в точках А и В.

Так как выход мостовой схемы подключен к усилителю с большим входным сопротивлением, то комплексы токов в плечах ЕА и АD, а также в плечах ВЕ и ВD будут одинаковыми и соответственно равны

; (4)

, (5)

где емкости определяются выражениями (1) и (2) соответственно, – комплекс напряжения генератора.

Тогда с учетом (4) и (5) комплексы напряжения в точках A и В будут равны

;

. (6)

В соответствии с формулами (3) и (6) выходное напряжение емкостного датчика перемещений будет равно

(7)

С учетом (1) и (2) выражение (7) приобретает вид

(8)

Перейдем в (8) от комплексного вида к виду и найдем амплитуду

Так как для реальных параметров , то выражение для амплитуды приобретает вид

,

где - крутизна емкостного датчика перемещений.

Крутизна характеризует чувствительность и зависит как от параметров конденсатора, так и частоты питания генератора, при этом, чем больше крутизна, тем выше чувствительность. Поэтому исследуем на максимум в зависимости от круговой частоты

или

. (9)

Откуда с учетом выражения получаем условие

, (10)

которое определяет максимальную чувствительность емкостного датчика перемещений.

При выполнении условия (9) крутизна датчика перемещений будет равна

.

В частности условие (10) можно использовать для выбора оптимальной частоты напряжения генератора, которым питается емкостный мост.

Рассмотрим в качестве примера емкостный датчик перемещений, применяемый в компенсационном акселерометре А-15, который выпускается Раменским приборостроительным заводом (РПЗ).

Параметры емкостного датчика перемещений:

– площадь обкладок конденсатора;

– величина рабочего зазора (расстояние между обкладками конденсатора) в нейтральном положении маятника;

– диэлектрическая постоянная;

– относительная диэлектрическая проницаемость среды, в которой работает устройство;

– амплитуда напряжения генератора.

В соответствии с условием максимума чувствительности (10) определим круговую частоту напряжения генератора, задав балансное сопротивление

.

И соответственно .

Исследования реальной характеристики показали, что по частоте имеется явный максимум чувствительности, и хорошая линейность выходной характеристики в пределах отклонения .

Емкостный датчик перемещений, содержащий мостовую схему, в два плеча которой включены конденсаторы с возможностью изменения емкости в зависимости от перемещения подвижных пластин, при этом емкость одного из конденсаторов увеличивается, емкость другого конденсатора уменьшается в зависимости от направления перемещения, неподвижные пластины имеют общую точку, а подвижные пластины связаны с перемещаемым элементом, и в два других плеча включены балансные резисторы, имеющие общую точку, генератор синусоидальных напряжений подключен в одну диагональ мостовой схемы между общими точками конденсаторов и балансных резисторов и усилитель напряжения включен во вторую диагональ мостовой схемы, выход которого является выходом устройства, отличающийся тем, что конструктивные параметры конденсаторов и круговая частота генератора синусоидального напряжения связаны функциональной зависимостью, определяющей настройку на максимальную чувствительность к перемещению

,

где - площадь пластин (обкладок) конденсаторов и расстояние между ними при отсутствии перемещения, - сопротивление балансных резисторов, - относительная диэлектрическая проницаемость среды, в которой работает устройство, и диэлектрическая постоянная.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к чувствительным элементам (электродным узлам) молекулярно-электронных преобразователей диффузионного типа. Молекулярно-электронный преобразующий элемент включает две группы электродов, в каждой из которых один электрод - анод находится при потенциале более высоком, чем второй электрод - катод, при этом согласно изобретению молекулярно-электронный преобразующий элемент содержит дополнительные электроды, расположенные вблизи областей, находящихся при том же потенциале, что и катод, но гальванически развязанных от катода.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при создании инерциальных систем управления для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов. В способе выходной сигнал компенсируемого акселерометра подается на вход цифровой модели акселерометра, выход которой в виде сигнала, имитирующего отклонение маятника относительно нулевого положения, перемножается с выходным сигналом акселерометра, измерительная ось которого ортогональна измерительной оси компенсируемого акселерометра; сигнал, полученный в результате перемножения, суммируется с выходным сигналом акселерометра, полученный при этом сигнал соответствует измеряемому ускорению, очищенному от перекрестной связи.

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано при проведении сейсморазведочных мероприятий. Предложен сейсмический датчик, который содержит центральную массу, имеющую три главные оси и расположенную внутри рамы.

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано при проведении сейсморазведочных мероприятий. Предложен сейсмический датчик, который содержит центральную массу, имеющую три главные оси и расположенную внутри рамы.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способу обеспечения температурной стабильности параметров молекулярно-электронных преобразователей, используемых в линейных и угловых акселерометрах. Это изобретение может найти применение в сейсмодатчиках, датчиках для стабилизации движущихся объектов и систем инерциальной навигации, акселерометрах и гидрофонах высокой стабильности и точности.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способу обеспечения температурной стабильности параметров молекулярно-электронных преобразователей, используемых в линейных и угловых акселерометрах. Это изобретение может найти применение в сейсмодатчиках, датчиках для стабилизации движущихся объектов и систем инерциальной навигации, акселерометрах и гидрофонах высокой стабильности и точности.

Изобретение относится к измерительной технике в частности к чувствительным элементам (электродным узлам) молекулярно-электронных преобразователей диффузионного типа. Сущность изобретения заключатся в том, что в преобразующем элементе молекулярно-электронного преобразователя диффузионного типа, содержащем две пары выполненных из нитей сетчатых электродов, расположенных перпендикулярно потоку рабочей жидкости и подключенных к источнику напряжения таким образом, что в каждой паре сетчатых электродов потенциал одного из электродов - анода выше потенциала другого электрода - катода, поверхности нитей, из которых изготовлены катоды, покрыты диэлектрическим слоем со стороны, противоположной близлежащему аноду.

Изобретение относится к способам изготовления электродных узлов молекулярно-электронных датчиков линейных и угловых перемещений ампульного типа. Технический результат - снижение собственных шумов электродного узла, повышение чувствительности и получение частотной характеристики, близкой к аналитической.

Группа изобретений относится к медицине, а именно к системе подсчета количества циклов периодического движения субъекта. Предложена система для реализации способа, включающая устройство и машиночитаемый носитель, причем устройство содержит: входной блок, выполненный с возможностью приема дискретных данных акселерометра с течением времени, указывающих на движение по меньшей мере части тела субъекта, причем входной блок выполнен с возможностью приема антропометрических данных субъекта, классифицирующее устройство, выполненное с возможностью классифицирования движения субъекта с отнесением в один из нескольких классов движения на основании дискретных данных акселерометра, причем каждый класс движения относится к различному диапазону скорости периодического движения, причем классифицирующее устройство выполнено с возможностью использования в качестве признака энергии сигнала высокочастотных компонентов и/или низкочастотных компонентов данных акселерометра, запоминающее устройство, выполненное с возможностью хранения таблицы, содержащей значение периодичности движения субъекта за единицу времени для каждого класса движения, и блок расчета количества циклов движения, выполненный с возможностью расчета количества циклов периодического движения субъекта за единицу времени в течение заданного времени или непрерывно во времени путем использования периодичности класса движения, к которому движение было отнесено классифицированием.

Изобретение относится к области измерительной техники и микросистемной технике. Сущность изобретения заключается в том, что интегральный микромеханический гироскоп-акселерометр дополнительно содержит четыре неподвижных электрода емкостных преобразователей перемещений, четыре неподвижных электрода электростатических приводов, восемь дополнительных опор, восемь дополнительных П-образных систем упругих балок, причем четыре подвижных электрода емкостных преобразователей перемещений выполнены в виде Т-образных пластин с перфорацией с гребенчатыми структурами с трех сторон, соединенных с инерционной массой с помощью Ш-образных систем упругих балок, выполненных из полупроводникового материала и расположенных с зазором относительно полупроводниковой подложки, четыре неподвижных электрода емкостных преобразователей перемещений попарно объединены в два, а инерционная масса выполнена с перфорацией и состоит из двух частей: внутренней и внешней, соединенных двумя торсионами.

Изобретение относится к военной технике, а именно к устройствам подрыва боевых частей проникающего типа в критических условиях деформации корпуса. Устройство содержит систему контактных датчиков, предохранительно-исполнительный механизм. Система контактных датчиков установлена на передней поверхности боевой части. В донной области боевой части установлен блок критического состояния, в состав которого входит акселерометр, ждущий мультивибратор, первый RS-триггер, первый тактовый генератор, счетчик прямого счета, второй тактовый генератор, счетчик обратного счета, схема задержки, второй RS-триггер и логический элемент «И». Выход системы контактных датчиков подключен к входу цепи замедленного действия предохранительно-исполнительного механизма и к входу S первого RS-триггера. Акселерометр подключен к входу ждущего мультивибратора, выход которого соединен с входом R первого RS-триггера, входом разрешения предварительной установки счетчика обратного счета, первым входом логического элемента «И» и входом схемы задержки. Выход первого RS-триггера соединен с входом пуска-останова первого тактового генератора, подключенного к тактовому входу счетчика прямого счета, выход данных которого соединен с входом данных счетчика обратного счета. Тактовый вход счетчика обратного счета подключен ко второму тактовому генератору. Выход окончания счета счетчика обратного счета соединен с входом R второго RS-триггера, вход S которого соединен с выходом схемы задержки. Выход второго RS-триггера подключен ко второму входу логического элемента «И», выход которого соединен с входом цепи мгновенного действия предохранительно-исполнительного механизма. Техническим результатом является повышение эффективности действия боевой части в широком диапазоне характеристик преград и условий встречи с целью. 3 ил.
Наверх