Двухтопливная форсунка

Предлагаемое изобретение относится к устройствам с непосредственным впрыскиванием жидкого углеводородного топлива в капельном состоянии или газообразного углеводородного топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и подготовкой топливовоздушной смеси для сжигания в зоне горения с участием воздуха. Двухтопливная топливовоздушная форсунка, содержащая корпус завихрителя, включающего лопаточный завихритель, смесительную втулку, корпус форсунки, содержащий внутренний канал, дроссельную шайбу, уплотнительные кольца, шлицевую гайку. Корпус форсунки имеет два канала подвода топлива. Во внутреннюю часть корпуса форсунки установлена газораспределительная втулка, в центр которой установлен удлиненный сетчатый фильтр и центробежный распылитель жидкого топлива. Между корпусом форсунки и газораспределительной втулкой установлен струйный распылитель газа. Предложенное изобретение увеличивает функциональные возможности газотурбинного двигателя и может быть использовано в авиации, энергетике и газовой промышленности. 1 ил.

 

Изобретение относится к устройствам с непосредственным впрыскиванием жидкого углеводородного топлива в капельном состоянии или газообразного углеводородного топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и подготовкой топливовоздушной смеси для сжигания в зоне горения с участием воздуха.

Известна одноконтурная горелка [патент №2493490], сущность заключается в том, что она, содержит завихритель, в полых лопатках которого выполнены отверстия подвода газа в межлопаточные полости завихрителя, сопло, пустотелый корпус, содержащий на внешней цилиндрической поверхности резьбу для соединения со шлицевой гайкой и отверстия подвода газа к сменной дроссельной шайбе, расположенной внутри корпуса, и далее к полым лопаткам завихрителя. Для крепления горелки к газораспределительному устройству, горелка содержит шлицевую гайку с уплотнительными кольцами.

Недостатком указанного устройства является, отсутствие возможности работы на двух видах топлива.

Известна горелка для сжигания жидкого и газообразного топлива [патент РФ №2039320, F23D 17/00], содержащая корпус, жидкотопливную форсунку, внутреннюю газоподающую трубу с выходными отверстиями. Воздухоподающая обечайка имеет на выходе коническую перфорированную перегородку с углом раскрытия, по меньшей мере, равным углу раскрытия факела жидкотопливной форсунки. Внешний канал образован обечайкой и корпусом и через отверстия сообщен с газовым коллектором. В наружной обечайке передней части канала установлен кольцевой уголковый стабилизатор, образующий с обечайкой полость. Перегородка имеет отверстия, а обечайка - окна для выхода поступающего внутрь обечайки воздуха. Обечайка вместе со стабилизатором имеет возможность осевого перемещения относительно корпуса. Известное устройство невозможно использовать в газотурбинных приводах из-за больших габаритов, низкой эффективности работы в составе газотурбинных приводов.

Недостатком также является, как указано в самом патенте, недостаточная устойчивость факела при работе на жидком топливе, поэтому предназначена для работы на газе.

Известным устройством является горелка [патент РФ №2197685, F23D 17/00, 27.01.2003], предназначенная для сжигания топлива, преимущественно в камерах сгорания ГТУ. Горелка содержит завихритель воздуха с лопатками и сообщающийся с каналом подвода топлива газораздающий насадок с газораздающими отверстиями, размещенными между лопатками завихрителя воздуха. Газораздающий насадок имеет дополнительный ряд газораздающих отверстий, расположенных перед лопатками завихрителя воздуха. Кроме того, горелка может быть дополнительно снабжена форсункой жидкого топлива, установленной на оси горелки.

Недостатками данного устройства являются низкая эффективность работы форсунки на жидком топливе из-за впрыска топлива в зону горения без предварительной подготовки, и малого угла распыла топлива, а также наличие громоздкого лопаточного завихрителя воздуха.

Известна камера сгорания [патент РФ 2 107 230, F23R 3/46 (1995.01)] с топливными форсунками с выполненными зацело с завихрителями втулками смешения топлива и потока воздуха.

Недостатками данного устройства являются отсутствие фильтрующих элементов для использования жидкого топлива, а так же не возможность применения двух видов топлива.

Из исследованного уровня техники выявлено техническое решение, совпадающее с заявленным техническим решением как по совокупности совпадающих признаков, так и по назначению, а именно, известна также форсунка (горелка) камеры сгорания двигателя НК-16-18СТ, содержащая корпус завихрителя включающего лопаточный завихритель, смесительную втулку, пустотелый корпус форсунки содержащий внутренний канал с установленным шнеком и дроссельной шайбой, содержащий на внешней цилиндрической поверхности резьбу для соединения со шлицевой гайкой, шлицевую гайку с уплотнительными кольцами, для крепления горелки к газораспределительному устройству, дросселирующую шайбу (см. Двигатель НК-16-18СТ. Серия 2. «Руководство по технической эксплуатации». Стр. 126).

Основными недостатками данного технического решения указанной форсунки (горелки):

Отсутствие фильтрации топлива, из-за отсутствия фильтрующих элементов.

Не возможность переключение с одного вида топлива на другой вид топлива без остановки газотурбинного двигателя по причине отсутствия двух раздельных каналов подвода топлива.

Не эффективность работы форсунки на жидком топливе из-за отсутствия распыливающего элемента,

Низкая полнота сгорания топлива в следствие формирования слабо закрученной струи газа из за наличия шнека.

Недостаточное качество распыла газа форсункой по причине загромождения канала прохода газа шнеком.

Задачей заявленного изобретения является устранение недостатков прототипа, а именно;

- обеспечение фильтрации жидкого топлива,

- обеспечение переключение с одного вида топлива на другой вид топлива без остановки газотурбинного двигателя,

- обеспечение эффективности работы на жидком топливе,

- повышение полноты сгорания топлива,

- обеспечение высокого качество распыла газа,

Технический результата достигается тем, что корпус форсунки имеет два канала подвода топлива, во внутреннюю часть корпуса форсунки установлена газораспределительная втулка в центр которой установлен удлиненный сетчатый фильтр и центробежный распылитель жидкого топлива, между корпусом форсунки и корпусом завихрителя установлен струйный распылитель газа.

Таким образом, поставленная задача в целом достигается тем, что

Для обеспечения фильтрации жидкого топлива во внутреннюю часть корпуса форсунки установлена газораспределительная втулка в центр которой установлен удлиненный сетчатый фильтр

Для обеспечения переключения с одного вида топлива на другой вид топлива без остановки газотурбинного двигателя корпус форсунки имеет два канала подвода топлива

Для обеспечения эффективности работы на жидком топливе во внутреннюю часть корпуса форсунки установлена газораспределительная втулка в центр которой установлен удлиненный сетчатый фильтр и центробежный распылитель жидкого топлива.

Для повышения полноты сгорания на конце форсунок установлен распылитель с отверстиями для выхода струй газа в закрученную струю воздуха, что позволяет организовать струйную подачу топлива в зону горения, вследствие чего обеспечивается полнота сгорания топлива.

Обеспечение высокого качества распыла газа с воздухом достигается за счет установки распылителя с отверстиями подающими струи газа в закрученный поток воздуха, что позволяет обеспечить на выходе из форсунки хорошо подготовленную топливновоздушную смесь.

Изобретением решается задача использования двух видов топлива - жидкого и газообразного, в частности, при работе камеры сгорания газотурбинного двигателя. Переключение с одного вида топлива на другой вид топлива происходит без остановки газотурбинного двигателя. Повышение полноты сгорания. Это достигается улучшенным смешением топлива и воздуха, что, в свою очередь, способствует снижению уровня выбросов вредных веществ в атмосферу на всех режимах работы газотурбинного двигателя.

При внедрении изобретения достигается возможность применять в качестве топлива авиационный керосин, дизельное топливо, природный газ. Изобретение при необходимости позволяет модернизировать газотурбинные двигатели, работающие на газообразном топливе в двигатели с системой «газ плюс жидкое топливо» с минимальным количеством доработок и без изменения габаритных размеров. Двухтопливная форсунка улучшает эксплуатационные характеристики газотурбинных двигателей.

Заявляемое изобретение поясняется чертежом:

Фиг. 1 - общий вид, продольный разрез.

Заявленная двухтопливная форсунка характеризуется наличием существенных конструктивных изменений по сравнению с известными аналогами, обеспечивающими конструкции возможность реализовать поставленные цели, а именно, двухтопливная форсунка (фиг. 1), содержит корпус завихрителя (1) включающего лопаточный завихритель (2), смесительную втулку (3), корпус форсунки (4) который установлен в газораспределительное устройство (5). Корпус завихрителя (1) содержит два канала подвода топлива: жидкого топлива (6) и газа (7). Во внутренний канал корпуса форсунки (4) установлена газораспределительная втулка (8) формирующая между корпусом форсунки (4) топливный канал (9), между корпусом форсунки (4) и газораспределительной втулкой (8) установлен распылитель (10) с отверстиями (11). В центр газораспределительной втулки (8) установлен удлиненный сетчатый фильтр (12) и центробежный распылитель жидкого топлива (13). Для обеспечения герметичности двухтопливная форсунка содержит уплотнительные кольца (14), шлицевую гайку (15) которая при помощи резьбового соединения фиксирует корпус форсунки (4) в газораспределительном устройстве (5), а для обеспечения заданного расхода воздуха через лопаточный завихритель (2) имеет дросселирующую шайбу (16).

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости на стандартном оборудовании в КНИТУ-КАИ с применением современных материалов и технологий.

Поток воздуха (Фиг. 1.) пройдя через окна газораспределительного устройства движется через лопаточный завихритель (2), топливный газ поступает в отверстия (7) корпуса форсунки (4) и попадает в канал (9) образованный корпусом форсунки (4) и газораспределительной втулкой (8), затем выходит через отверстия (11) распылителя (10). Топливный газ прошедший через отверстия (11) в распылителе (10) смешивается с воздухом подаваемым через лопаточный завихритель (2) и подается во внутреннюю полость смесительной втулки (3).

При подаче жидкого топлива в отверстие (6) корпуса форсунки (4) попадает в центр газораспределительной втулки (8) проходит через сетчатый фильтр (12) и поступает в центробежный распылитель жидкого топлива (13). Жидкое топливо прошедшее через центробежный распылитель жидкого (13) топлива смешивается с воздухом подаваемым через лопаточный завихритель (2) и подается во внутреннюю полость смесительной втулки (3).

Предложенное изобретение увеличивает функциональные возможности газотурбинного двигателя и может быть использовано в авиации, энергетике и газовой промышленности.

Двухтопливная топливовоздушная форсунка, содержащая корпус завихрителя, включающего лопаточный завихритель, смесительную втулку, корпус форсунки, содержащий внутренний канал, дроссельную шайбу, уплотнительные кольца, шлицевую гайку, отличающаяся тем, что корпус форсунки имеет два канала подвода топлива, во внутреннюю часть корпуса форсунки установлена газораспределительная втулка, в центр которой установлен удлиненный сетчатый фильтр и центробежный распылитель жидкого топлива, между корпусом форсунки и газораспределительной втулкой установлен струйный распылитель газа.



 

Похожие патенты:

Горелка // 2689654
Изобретение относится к области энергетики. Горелка содержит систему всасывания рециркулирующихся дымовых газов непосредственно из камеры сгорания при помощи инжектора 1, в который подается поддерживающее горение вещество; систему теплообмена, выполненную с возможностью теплообмена между рециркулирующимися дымовыми газами и поддерживающим горение веществом; систему впрыска топлива непосредственно в рециркулирующиеся дымовые газы, содержащие или не содержащие поддерживающее горение вещество, с образованием смеси: топливо, рециркулирующиеся дымовые газы, поддерживающее горение вещество в зоне вокруг выпускного отверстия инжектора поддерживающего горение вещества и последующего введения смеси в указанную камеру сгорания, при этом инжектор 1 образуется из труб 1а, которые параллельны в своих выходных частях, а также из выпускного конуса 11 горелки, при этом горелка содержит кольцевой канал 12, который представляет собой всасывающую систему для рециркулирующихся дымовых газов, транзитную камеру 2, системы 5 и 8 впрыска топлива, при этом системы впрыска топлива являются впрыскивающей системой 5 и впрыскивающей системой 8, при этом система теплообмена горелки формируется из стенок канала, ограничивающих поток поддерживающего горение вещества, которые имеют поверхность или ее часть, контактирующую с рециркулирующимися дымовыми газами; поток поддерживающего горение вещества движется в противотоке по отношению к входящим дымовым газам, проходящим в кольцевой канал 12, при этом топливо непосредственно вводится выше по потоку от инжектора 1 в рециркулирующиеся дымовые газы системой 5 впрыска и/или ниже по потоку от выходной передней секции инжектора 1 системой 8 впрыска в смесь поддерживающего горение вещества и рециркулирующихся дымовых газов, в последнем случае рециркулирующиеся дымовые газы уже содержат топливо, когда система 5 впрыска также используется, при этом топливо впрыскивается в транзитную камеру 2, и когда топливо является жидким, то происходит его переход в газообразное состояние, при этом в транзитной камере 2 не происходит сжигания топлива.

Настоящие варианты выполнения относятся к системе и способу создания огненного эффекта. Вариант выполнения включает в себя форсуночный узел с внешней форсункой и внутренней форсункой.

Изобретение относится к области энергетики. Горелка содержит проходящий по оси X канал первичного воздуха или газа, ограниченный наружной стенкой и концентрической внутренней стенкой, и каналы для радиального введения первичного воздуха или газа, канал воздуха или газа содержит обод, выполненный с возможностью поворотного перемещения и имеющий осевые выступы, образующие распределители, которые взаимодействуют с каналами для радиальной подачи первичного воздуха, расположенными на наружной периферийной части внутренней стенки, и образования двух проходов с разными углами наклона в каждом канале.

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для непрерывного пламенного сжигания подготовленных топливовоздушных смесей газообразного углеводородного топлива в камерах сгорания газотурбинных установок. Двухконтурная горелка для камеры сгорания газотурбинной установки содержит корпус с каналом подвода воздуха, каналом подвода вспомогательного топлива, двумя коллекторами основного газообразного топлива, подключенными к каналам подвода основного газообразного топлива, и цилиндрическим насадком с форсунками, расположенными в торцевой части насадка и подключенными к каналу подвода вспомогательного топлива, кожух с коническим раструбом, расположенный коаксиально цилиндрическому насадку с образованием между ними кольцевой полости, и кольцевую тонкостенную перегородку, установленную в кольцевой полости с образованием двух смесительных камер, сообщенных с каналом подвода воздуха, причем в каждой смесительной камере установлены топливоподающие трубки с калиброванными отверстиями, расположенные перпендикулярно направлению потока воздуха и сообщенные с одним из коллекторов основного газообразного топлива, а также средства воздействия на поток топливовоздушной смеси.

Изобретение относится к устройствам для термической нейтрализации огневым методом жидких отходов, преимущественно технологических сточных вод - промышленных стоков, образующихся на газоконденсатных и нефтяных месторождениях. Техническим результатом является повышение эффективности процесса нейтрализации за счет повышения качества распыливания промышленных стоков.

Изобретение относится к области энергетики. Газовая горелка для сжигания топливного газа содержит по меньшей мере одну газовую трубу (2) для подачи топливного газа в печь-котел, первый цилиндр (19), окружающий указанную по меньшей мере одну газовую трубу (2) и ограничивающий проточный канал (3) для первичного воздуха вокруг указанной по меньшей мере одной газовой трубы (2) для подачи первичного воздуха в печь-котел, причем первый цилиндр (19) оканчивается у выпускного отверстия (21) проточного канала (3) для первичного воздуха, второй цилиндр (20), который коаксиально окружает первый цилиндр (19) и вместе с первым цилиндром (19) образует кольцевой проточный канал (4) для вторичного воздуха для подачи вторичного воздуха в печь-котел, причем второй цилиндр (20) оканчивается у выпускного отверстия (22) проточного канала (4) для вторичного воздуха, и третий цилиндр (23), который коаксиально окружает второй цилиндр (20) и вместе со вторым цилиндром (20) образует кольцевой проточный канал (9) для третичного воздуха для подачи третичного воздуха в печь-котел, причем третий цилиндр (23) оканчивается у выпускного отверстия (24) проточного канала (9) для третичного воздуха.

Изобретение относится к области энергетики. Трехвихревая вакуумная горелка-реактор (100) для смешанных топлив содержит впускной коллектор (150), включающий вакуумную камеру, впуск сопла для сжатого воздуха в вакуумную камеру, сопло для сжатого воздуха, входящее в вакуумную камеру через впуск сопла для сжатого воздуха, и эжекторный выпуск, причем впускной коллектор (150) выполнен с возможностью подачи газообразного топлива в первичную камеру (110) сгорания; первичную камеру (110) сгорания, имеющую цилиндрическую наружную часть и коническую внутреннюю часть, причем коническая внутренняя часть имеет первый конец с меньшим диаметром и второй конец с большим диаметром, при этом первый конец конической внутренней части соединен с впускным коллектором (150), причем коническая внутренняя часть дополнительно включает первую группу направляющих лопаток; редукционное сопло (120), соединенное со вторым концом конической внутренней части первичной камеры (110) сгорания, причем редукционное сопло (120) имеет первую часть в виде усеченного конуса с большим диаметром, соединенную с первичной камерой (110) сгорания, и цилиндрическую вторую часть, которая продолжается от меньшего диаметра первой части в виде усеченного конуса; инжекторы (140), перпендикулярные первой части в виде усеченного конуса редукционного сопла (120) и выполненные с возможностью инжектирования жидкого топлива в первичную камеру (110) сгорания; и цилиндрическую вторичную камеру (130) сгорания, имеющую вторую группу направляющих лопаток, выполненных с возможностью направления воздуха во вторичную камеру (130) сгорания, при этом меньший диаметр первичной камеры (110) сгорания на ее первом конце, больший диаметр первичной камеры (110) сгорания на ее втором конце и первая группа направляющих лопаток образуют три вихря топлива для поддержания вращения топлива к наружной части горелки-реактора (100) и замедления перемещения топлив для обеспечения полного сгорания.

Горелка // 2624421
Изобретение относится к энергетике. Горелка газовой турбины проходит вдоль оси (X) и содержит в осевом порядке: секцию (SW) завихрения, смесительную секцию (МХ), выходную секцию (ОТ), основную зону (CZ) горения.

Изобретение относится к энергетике. Топливная форсунка 2 для двух видов топлива с внутренней трубой 5 с радиально ориентированными выходными отверстиями для первого вида топлива и с окружающей внутреннюю трубу внешней трубой 6 с ориентированными по оси выходными отверстиями 10 для второго вида топлива.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для совместного сжигания газовых и жидкостных сбросов. Комбинированная горелка содержит, как минимум, полый цилиндрический корпус, соединенный с трубопроводом подачи газовых сбросов, трубу, соосно установленную внутри корпуса и соединяющую трубопровод подачи жидкостных сбросов с пневматической форсункой, установленной в выходной части корпуса, несколько трубок, установленных снаружи корпуса с одинаковым угловым шагом и соединенных с внутренней полостью корпуса, при этом на концах трубок установлены форсунки, в варианте исполнения в выходной части трубок расположены патрубки.

Изобретение относится к областям, где имеют место процессы смесеобразования и сжигания «бедных» смесей жидких или газообразных топлив и воздуха. Сущность изобретения заключается в том, что высокое качество «бедной» смеси газообразного или жидкого топлива и воздуха обеспечивают за счет их двухступенчатого предварительного смешения: струйного смешения компонентов и дополнительного пропускания образовавшейся смеси через проницаемый элемент; в основной циркуляционной зоне сжигают предварительно подготовленную высококачественную «бедную» смесь основного газообразного или жидкого топлива и воздуха, поддерживая в ней концентрацию топлива гораздо меньше нижнего концентрационного предела распространения пламени, а устойчивость горения «бедной» смеси обеспечивают за счет тепла дополнительной циркуляционной зоны, в которой пилотное газообразное топливо сжигают диффузионно. Причем относительный расход пилотного газообразного топлива, определяемый как отношение расхода пилотного газообразного топлива к сумме расходов пилотного газообразного топлива и основного газообразного или жидкого топлива, уменьшают с увеличением начальной температуры «бедной» смеси независимо от расхода основного газообразного топлива или жидкого топлива; применяют пленочное охлаждение выходного торца полого конического стабилизатора пилотного контура горелки, используя хладоресурс вспомогательного воздуха, а также жидкого и пилотного газообразного топлива; устанавливают пористую пластину, на поверхности которой наносят медный или платиновый катализаторы, и др. технические решения. Технический результат - снижение эмиссии оксидов азота, экономия топлива, увеличение ресурса работы горелки, предотвращение отложений сажи в основании усеченного полого конуса. 9 з.п. ф-лы, 14 ил.
Наверх