Глиссирующее судно на воздушной подушке

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования глиссирующих судов на воздушной подушке со скегами. Предложено глиссирующее судно на воздушной подушке, содержащее корпус с носовым реданом, моторным отсеком, на водоизмещающей поверхности которого размещены движители - винторулевые колонки, воздушную подушку, ограниченную носовым реданом, днищем корпуса, глиссирующими бортовыми скегами и водоизмещающей поверхностью моторного отсека, при этом носовой редан выполнен по дуге окружности от носовой оконечности до днища корпуса, а глиссирующие бортовые скеги выполнены с кормовыми участками, выступающими по длине за транец корпуса, моторный отсек размещен между этими участками и соединен с транцем корпуса шарниром, причем между этими участками, моторным отсеком и транцем корпуса образована буферная полость, которая пневматически сообщена с полостью воздушной подушки, моторный отсек выполнен с каналом, пневматически сообщающим буферную полость с атмосферой обратным клапаном, перекрывающим этот канал со стороны буферной полости, а опорная водоизмещающая поверхность моторного отсека выполнена цилиндрической формы. Изобретение позволяет снизить энергетические затраты на создание воздушной подушки и увеличить ее амортизирующие свойства. 1 ил.

 

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования глиссирующих судов на воздушной подушке со скегами.

Известны суда на воздушной подушке с глиссирующими бортовыми скегами и подачей воздуха за носовой редан в область воздушной подушки [1]. Для подачи воздуха применяют вентиляторы, которые уменьшают полезный объем корпуса судна, вносят дискомфорт из-за повышенного уровня шума, требуют для своего привода энергии.

Прототипом заявляемому судну является глиссирующее судно с подачей воздуха за носовой редан, содержащее корпус с моторным отсеком, на водоизмещающей поверхности которого размещены движители (винторулевые колонки), воздушную подушку ограниченную носовым реданом, днищем корпуса, глиссирующими бортовыми скегами и водоизмещающей поверхностью моторного отсека [1].

Недостатки прототипа [1]

1. Наличие вентиляторов, воздуховодов подъемного комплекса.

2. Малая амортизирующая способность воздушной подушки, приводящая к перегрузкам от соударения глиссирующих поверхностей о воду (относительно тонкий слой воздуха, ограниченный реданом, скегами и водоизмещающей поверхностью моторного отсека).

Цель изобретения

Упрощение конструкции, снижение энергетических затрат, увеличение амортизирующей способности воздушной подушки.

Цель достигается тем, что у данного судна носовой редан выполнен по дуге окружности от носовой оконечности до днища корпуса, а глиссирующие бортовые скеги выполнены с кормовыми участками, выступающими по длине за транец корпуса, при этом моторный отсек размещен между этими участками и соединен с транцем корпуса шарниром, причем между этими участками моторным отсеком и транцем корпуса образована буферная полость, которая пневматически сообщена с полостью воздушной подушки, моторный отсек выполнен с каналом, пневматически сообщающим буферную полость с атмосферой обратным клапаном, перекрывающим этот канал со стороны буферной полости, а опорная водоизмещающая поверхность моторного отсека выполнена цилиндрической формы.

Упрощение конструкции и снижение энергетических затрат достигается за счет исключения вентиляторов и воздуховодов подъемного комплекса. Их роль выполняет моторный отсек с движителями (подвижный поршень) помещенный в пространство между транцем и скегами - как в пневмополость. Увеличение амортизирующей способности воздушной подушки достигается за счет пневматического сообщения полости воздушной подушки и буферной полости сжатого воздуха. В этом случае объем полости воздушной подушки с присоединенным объемом буферной полсти будет достаточным для того, чтобы демпфировать удары судна о поверхность воды.

Предлагаемое устройство поясняется чертежом. Графическое изображение состоит из одной фигуры Фигура 1. Фигура 1 изображает «Глиссирующее судно на воздушной подушке»,- сечение устройства по диаметральной плоскости.

Глиссирующее судно на воздушной подушке содержит корпус 1 с носовым реданом 2 и глиссирующими бортовыми скегами 3. Последние выполнены с кормовыми участками 4, выступающими по длине за транец 5 корпуса 1 и образуют пространство, в котором размещен моторный отсек 6 (отсек) с водоизмещающей опорной поверхностью 7, образующий с транцем 5 буферную полость 8 (полость). Отсек 6 выполнен со сквозным каналом 9 и обратным клапаном 10, перекрывающим этот канал 9 со стороны полости 8. Полость 8 пневматически сообщена с полостью воздушной подушке 11, ограниченной реданом 2, скегами 3 и опорной водоизмещающей поверхностью 7, и посредством канала 9 и клапана 10 - с атмосферой. Отсек 6 прикреплен к транцу 5 шарниром 12 с возможностью поворота вокруг него до упора в амортизатор 13 и имеет уплотнения 14, предотвращающие истечение воздуха из полости 8. Опорная водоизмещающая поверхность 7 выполнена цилиндрической формы и снабжена движителями (винторулевыми колонками) 15.

При выходе судна на режим глиссирования изменяется угол атаки глиссирующих скегов, а режим глиссирования носового редана не изменяется, так-как носовой редан выполнен по дуге окружности (причем R относительно большой R≥1/3 L, где L длина судна). Все это приведет к уменьшению «горба» сопротивления при выходе судна на режим глиссирования. Водоизмещающая поверхность 7 выполненная цилиндрической формы сохраняет стабильные режимы и углы обтекания при повороте отсека 6 вокруг шарнира 12.

В статическом состоянии (когда нет упора на движителях 15) поддержание судна на поверхности воды происходит за счет водоизмещения скегов 3, редана 2, днища корпуса 1и опорной водоизмещающей поверхности 7. Под действием выталкивающей силы воды отсек 6 поворачивается вокруг шарнира 12 наружу (в положение обозначенное пунктиром), при этом объем полости 8 максимален. При разгоне судна упор движителей 15 создает момент сил относительно шарнира 12, поворачивающий отсек 6 в сторону уменьшения объема полости 8. При этом воздух из нее выжимается в полость 11 образуя каверну за реданом 2, а канал 9 и клапан 10 автоматически закрываются. В это время опорная поверхность 7 заглубляется и как-бы приподнимает кормовую часть судна из воды, при этом угол атаки глиссирующих скегов 3 уменьшается. Это облегчает разгон судна.

При увеличении скорости движения судна скеги 3 начинают глиссировать, под действием чего осадка судна уменьшается, а объем полости 11 увеличивается.

Полость 11 заполняется воздухом из атмосферы через канал 9, клапан 10 и полость 8. В этом случае объем полости 11 с присоединенным объемом полости 8 будут достаточным для того, чтобы демпфировать удары судна о поверхность воды.

При движении судна по невозмущенной поверхности воды (без волнения) упор движителей 15 создает момент сил, поворачивающий отсек 6 в сторону носа судна. Этот момент сил уравновешивается моментами от действия силы давления воздуха на отсек 6 со стороны полости 8, водоизмещающей силы опорной поверхности 7 и ее сопротивления о воду.

При движении судна на волнении баланс моментов действующих сил нарушается и отсек 6 совершает колебательные движения, при этом изменяется объем полости 8 и происходит подпитка полостей 8 и 11 атмосферным воздухом через канал 9 и клапан 10.

Литература

1. Авторское свидетельство СССР №368107, кл. В63В 1/18, от 23.04.70.

Глиссирующее судно на воздушной подушке, содержащее корпус с носовым реданом, моторным отсеком, на водоизмещающей поверхности которого размещены движители -винторулевые колонки, воздушную подушку, ограниченную носовым реданом, днищем корпуса, глиссирующими бортовыми скегами и водоизмещающей поверхностью моторного отсека, отличающееся тем, что носовой редан выполнен по дуге окружности от носовой оконечности до днища корпуса, а глиссирующие бортовые скеги выполнены с кормовыми участками, выступающими по длине за транец корпуса, при этом моторный отсек размещен между этими участками и соединен с транцем корпуса шарниром, причем между этими участками, моторным отсеком и транцем корпуса образована буферная полость, которая пневматически сообщена с полостью воздушной подушки, моторный отсек выполнен с каналом, пневматически сообщающим буферную полость с атмосферой обратным клапаном, перекрывающим этот канал со стороны буферной полости, а опорная водоизмещающая поверхность моторного отсека выполнена цилиндрической формы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к водному транспорту. Тягач водный лыжный содержит корпус, выполненный с возможностью регулировки центра тяжести путем перемещения аккумуляторных батарей в аккумуляторных отсеках и/или с помощью балластной системы.

Изобретение относится к водному транспорту. Тягач водный лыжный содержит корпус, выполненный из стеклопластика с внутренними усиленными перегородками и ребрами жесткости по всему корпусу и выполненный с возможность регулировки центра тяжести путем перемещения аккумуляторных батарей в аккумуляторных отсеках.

Изобретение относится к области судостроения и касается выполнения кормовой оконечности несамоходных судов, эксплуатируемых способом толкания. Кормовая оконечность несамоходного судна выполнена с рецессом, образованным продольными стенками и поперечной транцевой стенкой корпуса судна.

Изобретение относится к способу и устройству для уменьшения азимутального крутящего момента, действующего на тяговую винторулевую колонку или азимутальное подруливающее устройство (1). Устройство для уменьшения азимутального крутящего момента содержит поворотный гондольный корпус (4) с вертикальной осью (3А) поворота, тяговый гребной винт (7) и два направленных вниз стабилизатора (6).

Изобретение относится к области судостроения, в частности к модульным, сборно-разборным плавсредствам: баржам, лихтерам, понтонам, плавучим площадкам, плавающим островам и т.д., выполненным из отдельных блоков (модулей) плавучести. Технический результат предлагаемого изобретения - снижение массы гибридной конструкции, малые транспортные габариты, возможность притапливать и поднимать плавсредство.

Чистящая головка содержит чистящий элемент, предназначенный для отделения материала, расположенного на погруженной поверхности, когда чистящая головка расположена на погруженной поверхности во время использования, причем чистящий элемент выполнен с возможностью перемещения относительно погруженной поверхности, и всасывающее отверстие, через которое материал, отделенный от погруженной поверхности чистящим элементом, откачивается из чистящей головки при создании отрицательного давления во всасывающем отверстии.

Изобретение относится к области судостроения и касается плавучих средств с подводным крылом. Предложен способ управления плавучим средством, содержащим, по меньшей мере, одно подводное крыло, по меньшей мере, одно подводное крыло содержит одно или несколько отверстий на его первой и/или второй поверхности.

Изобретение относится к области создания транспортных средств и касается в особенности судов, приводимых в движение воздушным винтом. Предложен способ снижения гидродинамического сопротивления корпуса судна, приводимого в движение воздушным винтом, заключающийся в том, что подают воздушный поток под днище корпуса судна, при этом днище выполнено в виде замкнутой оболочки, внутри замкнутой оболочки днища закреплены баллоны, а воздушный поток первоначально подают в межбаллонное пространство замкнутой оболочки днища и направляют его через отверстия в нижней части замкнутой оболочки днища, причем до выхода воздушного потока наружу к поверхности движения его формируют и отклоняют в сторону кормовой части днища.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к проектированию корпусов судов. Корпус судна выполнен в виде непроницаемой оболочки, сформированной из наружной обшивки и балок набора, в котором непроницаемая оболочка выполнена в виде основной части корпуса, имеющей в носовой оконечности завал борта и обратный наклон форштевня.

Изобретение относится к области судостроения и судоремонта и может быть использовано при контроле технического состояния корпусов судов. Предложен способ контроля состояния наружной обшивки корпуса судна, осуществляемый с использованием потенциометров, закрепленных на непроводящих струнах, установленных на стенках балок главного направления (шпангоутов) параллельно наружной обшивке.

Изобретение относится к судостроению, а именно к способам натурных испытаний безэкипажных и автономных судов. Способ предназначен для независимого определения тактико-технических характеристик испытуемых судов при их движении и выполнении заданных маневров. Задают курс движения судна и сравнивают его с реальной траекторией движения, определяемой по текущему местоположению объекта. Определение текущего местоположения судна производят с помощью комплекса измерительной аппаратуры, в состав которого входит расположенный на берегу роботизированный тахеометр, работающий в паре с отражательной призмой, установленной на судне с возможностью ориентации в местной и/или относительной системе координат по одному пункту государственной геодезической сети с известными географическими координатами и высотой, а также по заданному направлению стороны света, последующей записи данных о текущем местоположении судна и их передачи на ЭВМ для визуализации, обработки и хранения. Повышается точность результатов испытаний. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх