Морское судно ледового плавания

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса эксплуатации морского судна ледового плавания. Предложено морское судно ледового плавания, включающее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, надстройку, носовую оконечность, образованную форштевнем с соединяющимися на нем выше уровня ватерлинии поверхностями бортов, выполненным в своей надводной части со скруглением по диаметральной плоскости, с наклоном в корму на участке S по длине судна, ограниченным протяженностью поверхностей бортов по высоте Н, и двигательно-движительный комплекс, форштевень в своей подводной части и в зоне контакта со сплошным ледовым полем имеет угол наклона к плоскости ватерлинии не менее 18° и образует носовую оконечность, сопряженную с корпусом, выполненные с ледовыми обводами и ледовыми усилениями, удовлетворяющие требованиям к судам с высоким ледовым классом, а в своей надводной части имеет участок S, составляющий не более 0,4 длины судна, и протяженность по высоте Н не более 0,95 высоты надстройки. Технический результат заключается в повышении эффективности эксплуатации морского судна ледового плавания путем улучшения его ледопроходимости, предотвращения повреждения корпусных конструкций, а также улучшения обитаемости за счет изменения габаритных характеристик форштевня. 3 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса эксплуатации морского судна ледового плавания, как в условиях интенсивного морского волнения, так и в ледовых полях с толщинами более 1,4 м.

Известно рыбопромысловое судно для эксплуатации в районах северных морей, имеющее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, надстройку, носовую оконечность, образованную форштевнем с соединяющимися на нем выше уровня ватерлинии поверхностями бортов, и двигательно-движительный комплекс. Форштевень в надводной части выполнен со скруглением по диаметральной плоскости и с наклоном в корму на участке S, ограниченным протяженностью поверхностей бортов по высоте Н. Поверхности бортов в пределах форштевня имеют скругление к ДП. Носовая оконечность судна выполнена с бульбом (Патент РФ на ПМ №2728476 от 30.09.2020 г.) - прототип.

Однако, известное судно, не обеспечивает эффективную работу морского судна ледового плавания в ледовых полях толщиной более 1,4 м, из-за невозможности разрушения ледового поля толщиной более 1,4 м ледовым бульбом, из-за риска повреждения (разрушения) бульба и, как следствие, корпусных конструкций в носовой части, либо остановки судна при контакте (взаимодействии) носовой оконечности с упомянутым ледовым полем, таким образом, ограничивая ледопроходимость судна, а также из-за вибрации корпусных конструкций, вызываемой ударами носовой части корпуса морского судна о лед, выполненной с надстройкой с размещенными в ней помещениями для проживания экипажей, что ухудшает обитаемость судна.

Задачей предполагаемого изобретения является повышение эффективности эксплуатации морского судна ледового плавания в ледовых полях толщиной более 1,4 м, путем улучшения ледопроходимости морского судна ледового плавания, за счет предотвращения повреждения (разрушения) корпусных конструкций в носовой части или остановки морского судна ледового плавания, улучшения обитаемости за счет изменения габаритных характеристик форштевня с соединяющимися на нем выше уровня ватерлинии поверхностями бортов для формирования помещений для размещения экипажей в средней части судна в надстройке.

Для этого у морского судна ледового плавания для эксплуатации преимущественно в ледовых условиях, включающего корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, надстройку, носовую оконечность, образованную форштевнем, с соединяющимися на нем выше уровня ватерлинии поверхностями бортов, выполненным в своей надводной части со скруглением по диаметральной плоскости, с наклоном в корму на участке S по длине судна, ограниченным протяженностью поверхностей бортов по высоте Н, и двигательно-движительный комплекс, по изобретению форштевень в своей подводной части и в зоне контакта с ледовым полем, имеет угол наклона к плоскости ватерлинии не менее 18° и образует носовую оконечность, сопряженную с корпусом, выполненные с ледовыми обводами и ледовыми усилениями, удовлетворяющие требованиям к судам с высоким ледовым классом, а в своей надводной части имеет участок S составляющий не более 0,4 длины судна и протяженность по высоте Н не более 0,95 высоты надстройки.

Выполнение форштевня в своей подводной части и в зоне контакта со сплошным ледовым полем, с углом наклона к плоскости ватерлинии не менее 18°, образующим носовую оконечность, сопряженную с корпусом, которые выполнены с ледовыми обводами и ледовыми усилениями, удовлетворяющие требованиям к судам с высоким ледовым классом, обеспечивает улучшение ледопроходимости морского судна при его эксплуатации в ледовых полях толщиной более 1,4 м, за счет предотвращения повреждения (разрушения) корпусных конструкций в носовой части или остановки морского судна ледового плавания, а выполнение форштевня в своей надводной части с участком S, составляющим не более 0,4 длины судна, и протяженностью по высоте Н не более 0,95 высоты надстройки обеспечивает для судов ледового плавания с высоким ледовым классом (ледоколы и различные типы морских судов ледового плавания) возможность разместить жилые помещения экипажа в районе средней части судна в надстройке с целью улучшения обитаемости морского судна ледового плавания, при его эксплуатации в ледовых полях толщиной более 1,4 м, за счет уменьшения вибрации корпусных конструкций, удаленных от носовой оконечности, где наблюдаются ударные ледовые нагрузки.

Сущность изобретения поясняется рисунками, где на фиг. 1 представлено морское судно ледового плавания, на фиг. 2 - фрагмент корпуса морского судна ледового плавания в виде его носовой оконечности и на фиг. 3 - поверхности бортов морского судна ледового плавания в пределах участка S (поперечное сечение).

Морское судно ледового плавания содержит корпус 1 (фиг. 1), имеющий ледовые обводы и ледовое усиление (на рисунке не показано), надстройку 4 (фиг. 1) с размещенными помещениями 7 для проживания экипажей, носовую оконечность (фиг. 2), образованную форштевнем 2 (фиг. 1, 2) с соединяющимися на нем, поверхностями бортов 6 (фиг. 3) выше уровня ватерлинии 3 (фиг. 1, 2, 3). Форштевень 2 судна в своей подводной части и в зоне контакта со сплошным ледовым полем (на рисунке не показано) имеет угол наклона к плоскости ватерлинии 3 не менее 18° (фиг. 2) и образует носовую оконечность, которая сопряжена с корпусом 1. Носовая оконечность и корпус 1 выполнены с ледовыми обводами и ледовыми усилениями, удовлетворяющие требованиям к судам с высоким ледовым классом. Форштевень 2 в своей надводной части выполнен со скруглением по диаметральной плоскости, с наклоном в корму на участке S, составляющим не более 0,4 длины судна и ограниченным протяженностью поверхностей бортов 6 по высоте Н, которая составляет не более 0,95 высоты надстройки 4. Судно выполнено с двигательно-движительным комплексом 5 (фиг. 1).

Эксплуатация предлагаемого морского судна ледового плавания осуществляется следующим образом.

В случае работы в ледовых полях толщиной более 1,4 м морское судно ледового плавания при взаимодействии носовой оконечности (фиг. 2) с ледовым полем, которая благодаря форштевню 2, имеющему угол наклона к плоскости ватерлинии не менее 18° в подводной части, а также сопряженной с корпусом 1 носовой оконечности, которые выполнены с ледовыми обводами и ледовыми усилениями, удовлетворяющие требованиям к судам с высоким ледовым классом, выходит (наползает) на ледовое поле и далее посредством воздействия корпуса 1 судна в направлении сверху вниз эффективно разрушает ледовое поле толщиной более 1,4 м, обеспечивая, таким образом, улучшение ледопроходимости и снижение риска повреждения корпусных конструкций, а также предотвращение остановки судна. При взаимодействии судна с ледовым полем, корпусные конструкции носовой части подвергаются ударным нагрузкам и, как следствие, испытывают вибрации, которые снижаются по мере удаления их от источника (носовой оконечности) и оказывают в результате меньшее негативное воздействие на размещенный в жилых помещениях 7 (фиг. 1) экипаж в районе средней части судна в надстройке 4, обеспечивая, таким образом, улучшение обитаемости.

В период работы судна на чистой воде, в условиях интенсивного морского волнения, морское судно ледового плавания, благодаря своей носовой оконечности, которая взаимодействует с набегающей волной, рассекает ее форштевнем 2, находящимся выше уровня ватерлинии 3 с наименьшим сопротивлением, после чего рассеченная форштевнем 2 волна плавно обтекая поверхности бортов 6, стекает по ним, и таким образом, обеспечивается безударный вход носа судна в волну, снижение сопротивления движению корпуса 1 судна, сохранение его скорости хода, уменьшение ускорений продольной и вертикальной качки судна и улучшение обитаемости.

Предлагаемое морское судно ледового плавания имеет повышенную эффективность эксплуатации в ледовых полях с толщиной более 1,4 м, благодаря улучшению ледопроходимости морского судна ледового плавания, за счет предотвращения повреждения (разрушения) корпусных конструкций в носовой части или остановки морского судна ледового плавания, а также улучшению обитаемости за счет изменения габаритных характеристик форштевня с соединяющимися на нем выше уровня ватерлинии поверхностями бортов для формирования помещений для размещения экипажей в средней части судна в надстройке, что выгодно его отличает от прототипа.

Морское судно ледового плавания для эксплуатации преимущественно в ледовых условиях, включающее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, надстройку, носовую оконечность, образованную форштевнем с соединяющимися на нем выше уровня ватерлинии поверхностями бортов, выполненным в своей надводной части со скруглением по диаметральной плоскости, с наклоном в корму на участке S по длине судна, ограниченным протяженностью поверхностей бортов по высоте Н, и двигательно-движительный комплекс, отличающееся тем, что форштевень в своей подводной части и в зоне контакта со сплошным ледовым полем имеет угол наклона к плоскости ватерлинии не менее 18° и образует носовую оконечность, сопряженную с корпусом, выполненные с ледовыми обводами и ледовыми усилениями, удовлетворяющие требованиям к судам с высоким ледовым классом, а в своей надводной части имеет участок S, составляющий не более 0,4 длины судна, и протяженность по высоте Н не более 0,95 высоты надстройки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к защитным устройствам для морских сооружений. Предложено защитное ограждение для морского сооружения, в котором защитное ограждение (3) прикреплено к морскому сооружению (1) на стороне (2) морского сооружения, обращенной к морю (S).

Изобретение относится к области швартовки судов с использованием спутниковой навигационной системы. Система швартовки судна включает в себя приемник спутниковой навигационной системы (СНС), рулевой привод, носовое подруливающее устройство, датчик руля, датчик тяги, блок программного управления, датчик угловой скорости и вычислителя, в который вводят из приемника СНС сигналы координат судна, скорость хода судна, производную скорости хода судна и путевой угол, из датчика руля - сигнал угла руля, из датчика угловой скорости - сигнал угловой скорости и из датчика тяги - сигнал тяги, дополнительно используют радары и регулятор оборотов гребного винта.

Изобретение относится к области швартовки судов с использованием спутниковой навигационной системы. Система швартовки судна включает в себя приемник спутниковой навигационной системы (СНС), рулевой привод, носовое подруливающее устройство, датчик руля, датчик тяги, блок программного управления, датчик угловой скорости и вычислителя, в который вводят из приемника СНС сигналы координат судна, скорость хода судна, производную скорости хода судна и путевой угол, из датчика руля - сигнал угла руля, из датчика угловой скорости - сигнал угловой скорости и из датчика тяги - сигнал тяги, дополнительно используют радары и регулятор оборотов гребного винта.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Ледяной покров предлагается разрушать подводным судном посредством его прикрепления ко льду при помощи якоря и троса с последующим заполнением балластных цистерн забортной водой.

Изобретение относится к корабельным авиационно-ракетным системам. Ударный ракетный комплекс авиационный (УРКА) содержит авианесущий ледокол (АНЛ) с реактивными беспилотными летательными аппаратами, имеющими крыло, фюзеляж с пусковым устройством управляемой ракеты (УР), двигатель силовой установки и бортовую систему управления.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Ледяной покров предлагается разрушать подводным судном посредством его прикрепления ко льду при помощи якоря и троса.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Ледяной покров предлагается разрушать подводным судном посредством его прикрепления ко льду при помощи якоря и троса.

Способ разрушения ледяного покрова судном на сжатом пневмопотоке заключается в возбуждении во льду изгибо-гравитационных волн при движении судна с резонансной скоростью. Судно оборудовано тормозным щитком, расположенным в кормовой оконечности судна в вертикальной плоскости по ширине плоского днища корпуса в плане и имеющим систему управления.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, способным разрушать сплошной ледяной покров при их всплытии. Предложен способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в прикреплении судна ко льду посредством якоря и троса с последующим заполнением балластных цистерн забортной водой.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, способным разрушать сплошной ледяной покров при их всплытии. Предложен способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в прикреплении судна ко льду посредством якоря и троса с последующим заполнением балластных цистерн забортной водой.

Изобретение относится к судостроению, а именно к способам натурных испытаний безэкипажных и автономных судов. Способ предназначен для независимого определения тактико-технических характеристик испытуемых судов при их движении и выполнении заданных маневров.
Наверх