Способ защиты поверхностей воздухозаборника летательного аппарата от обледенения

Изобретение относится к средствам противообледенения для воздухозаборника летательного аппарата. Способ защиты поверхностей воздухозаборника летательного аппарата от обледенения заключается в нагреве инфракрасными и лазерными (5) излучателями. Излучатели установлены в воздушном канале (2). Пятно лазерного излучения перемещают по нагреваемым поверхностям. Достигается более быстрое достижение температуры, предупреждающей обледенение или обеспечивающей удаление льда на защищаемых поверхностях. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам удаления и/или предотвращения образования льда на поверхностях воздухозаборника, а именно на внутренней обшивке, образующей поверхности воздушного канала, противорадиолокационной решетке, дефлекторах, а также на любых других составляющих и деталях.

Одной из важнейших задач эксплуатации летательного аппарата (ЛА) является обеспечение его безопасности. Безопасность полетов в условиях возможного обледенения обеспечивают противообледенительные системы (ПОС), защищающие ЛА от обледенения в широком диапазоне погодных условий.

Обледенение входных частей воздухозаборников на взлетно-посадочных режимах, при которых требуется обеспечить максимальный расход воздуха, приводит к наиболее тяжелым последствиям - помпажу двигателей или, например, помпажу воздухозаборников. Одновременно с этим подвергаются обледенению входные части самих двигателей: лопатки входного направляющего аппарата, рабочие лопатки ступени компрессора. Обледенение изменяет аэродинамический профиль лопаток, уменьшает проходное сечение между ними, что также существенно уменьшает расход воздуха через компрессор. Также при самопроизвольном скалывании кусков льда и их попадании в тракт двигателя может произойти повреждение лопаток компрессора и последующий выход двигателя из строя. В целом, возникающее обледенение воздухозаборника и входных частей двигателя существенно снижает КПД двигателя.

К устройствам защиты поверхностей воздухозаборников и двигателей от обледенения предъявляют особо жесткие технические требования. В частности, защита от обледенения должна быть обеспечена в большем диапазоне температур окружающей среды (до - 40°С) и более высокой водности (в 1,7 раза выше, чем для несущих поверхностей).

Для защиты от обледенения в основном применяют воздушно-тепловые и электротепловые ПОС непрерывного действия, которые не допускают обледенения защищаемой поверхности, тем самым предотвращая попадание кусков льда в тракт двигателя.

В воздушном канале воздухозаборника возможна установка решеток, пример которых раскрыт в патенте RU 2623031, для обеспечения малого уровня заметности в радиолокационном диапазоне длин волн. После установки в воздушном канале подобной решетки появляется возможность ее обледенения. Применение механических, физико-химических и тепловых ПОС для нагрева передних кромок решетки затруднительно. В связи с чем, предлагаются новые способы борьбы с обледенением.

Известен способ защиты поверхностей ЛА от обледенения (US 6206325), включающий нагрев лазерными излучателями, выполненных с возможностью перемещения пятна излучения по нагреваемой поверхности. Излучатели располагают в передней и хвостовой частях ЛА и направляют на крыло и горизонтальное оперение. Основными недостатками способа являются низкая эффективность преобразования энергии лазеров и малый угол падения луча на поверхность нагрева, вследствие чего нецелесообразно его применение для обогрева всего крыла ЛА.

В качестве прототипа выбран способ защиты поверхностей воздухозаборника ЛА от обледенения (RU 2489320). Способ характеризуется нагревом внутренних поверхностей кромки воздухозаборника инфракрасными (ИК) излучателями. Недостатками прототипа являются низкая эффективность защиты от обледенения за счет нагрева внутренних поверхностей кромки, необходимость изменения и усложнения ее внутренней конструкции, что приводит к снижению надежности, а также отсутствует возможность использовать данное устройство для защиты кромок пластин решетки воздухозаборника.

В случае выполнения нагрева защищаемых поверхностей посредством теплового излучения с внешней стороны - стороны воздушного канала воздухозаборника - могут быть достигнуты следующие преимущества по сравнению с известными тепловыми способами:

1) Использование системы внешнего нагрева позволит значительно быстрее достигать требуемой для защиты от обледенения температуры поверхности.

2) Использование внешнего нагрева позволит не только увеличить ресурс применяемого покрытия, но также даст возможность использовать такое устройство в режиме испарения. В случае применения стандартных тепловых ПОС, использование их в режиме испарения невозможно, так как это приведет к перегреву покрытия.

3) При применении противорадиолокационной решетки отпадет необходимость изменения ее конструкции для защиты от обледенения.

4) Применение теплового излучения позволит эффективно обогревать поверхности тонких кромок пластин решетки, в которых установка, например, стандартных тепловыделяющих элементов невозможна.

Задачей предлагаемого изобретения является создание технического решения, лишенного недостатков прототипа и позволяющего значительно быстрее достигать требуемой для защиты от обледенения температуры.

Технический результат заключается в ускоренном достижении температуры, предупреждающей обледенение или обеспечивающей удаление льда на защищаемых поверхностях.

Указанный результат достигается способом защиты поверхностей воздухозаборника ЛА от обледенения, включающем нагрев излучателями, в котором используют инфракрасные и/или лазерные излучатели, установленные в воздушном канале.

В одном из вариантов осуществления нагревают поверхности воздушного канала.

По другому возможному варианту нагревают поверхности установленной в воздушном канале решетки.

Более конкретно нагревают поверхности передних кромок решетки.

Могут использовать инфракрасные излучатели, расположенные на расстоянии а от решетки, меньшем диаметра d воздушного канала.

Могут использовать лазерные излучатели, расположенные на расстоянии Ъ от решетки, большем диаметра d воздушного канала.

Также могут перемещать пятно лазерного излучения по нагреваемым поверхностям.

Использование нагрева непосредственно поверхностей воздушного канала и/или установленной решетки посредством теплового излучения позволяет значительно быстрее достигать температуры, предупреждающей обледенение или обеспечивающей удаление льда на защищаемых поверхностях. Кроме того, благодаря использованию размещенных в воздушном канале излучателей отсутствует необходимость серьезного изменения конструкции воздухозаборника.

Предлагаемое решение представлено на фиг. 1-4.

На фиг. 1 показана принципиальная схема применения лазерных излучателей.

На фиг. 2 показана принципиальная схема применения ИК излучателей.

На фиг. 3 показана схема лазерного излучателя.

На фиг. 4 показана схема ИК излучателя.

Способ защиты поверхностей воздухозаборника ЛА от обледенения включает их нагрев ИК 6 или лазерными 5 излучателями, или совместно ИК 6 и лазерными 5 излучателями, установленными в воздушном канале. Излучатели 5, 6 выполнены с помощью известных средств и методов с возможностью их размещения в воздушном канале 2 воздухозаборника и нагрева поверхностей, на которые они направлены, т.е. защищаемых поверхностей. В качестве последних могут быть как поверхности самого воздушного канала 2, так и поверхности других элементов, размещаемых в нем, например, противорадиолокационной решетки 3 (фиг. 1-2, 4). Под воздушным каналом 2 следует понимать внутреннюю часть воздухозаборника, расположенную за кромкой или носком -входной частью 1, и перед входной в двигатель частью 4 воздухозаборника.

Настоящим изобретением предусматривается возможность как отдельного, так и совместного применения излучателей 5 и 6 в воздушном канале.

В качестве лазерных излучателей 5 предлагается использование волоконных или газовых (СО2, СО) лазерных модулей 51, которые могут располагаться в мотоотсеке, возможны и иные варианты, а оптическая сканирующая система 52 может быть встроена в обшивку 7 воздушного канала воздухозаборника с возможностью обогрева его поверхностей (фиг. 3). При этом из-за характерных особенностей лазерного излучения излучатели 5, а именно их сканирующую систему 52 следует изготавливать с возможностью перемещения пятна излучения по нагреваемым поверхностям.

Для ИК нагрева предлагается использование галогеновых, карбоновых или керамических ИК излучателей 6, которые могут быть встроены в обшивку 7 с возможностью обогрева поверхностей воздухозаборника, и содержащих, как правило, излучающий элемент 61, отражатель 62 и теплоизоляцию 63 (фиг. 4).

Излучателями 5,6 могут нагревать поверхности различных элементов воздухозаборника, преимущественно - это поверхности воздушного канала 2, решетки 3, а более конкретно - поверхности ее передних кромок. При этом излучатели 5-6 следует устанавливать вровень с поверхностью воздушного канала.

В частности, для наиболее эффективной борьбы с обледенением решетки 3 могут использовать ИК излучатели 6, расположенные от нее на расстоянии а, меньшем диаметра d воздушного канала 2, а лазерные 5 - на расстоянии Ь, большем диаметра d воздушного канала 2.

Осуществляется предлагаемое решение следующим образом.

Лазерные и/или ИК излучатели, корпусы которых изготовлены с учетом параметров конкретного воздухозаборника, устанавливают в обшивку воздушного канала, подключают к бортовой системе электроснабжения ЛА, подключают к системе управления, также возможно соединение с датчиками обледенения, которые размещают в воздушном канале, а при наличии решетки - перед ней или за ней. Способ защиты может осуществляться в постоянном режиме, с активацией по сигналу оператора, либо с возможностью включения при наличии обледенения по сигналу с указанных датчиков.

В одном варианте осуществления изобретения подверженные обледенению поверхности, например, передних кромок пластин установленной в воздушном канале решетки 3 обрабатывают пятном лазерного излучения (фиг. 1), преимущественно движущимся по предварительно заданной траектории. При взаимодействии с поверхностью материала излучение частично проникает внутрь, поглощается в нем и переходит в тепло, нагревая тем самым поверхность до требуемой для защиты от обледенения температуры, например, до 0°С и более. В целях обеспечения минимального угла падения на поверхность кромок решетки 3 и достижения за счет этого наибольшего эффекта используют лазерные излучатели 5, установленные на расстоянии b от решетки, большем диаметра d воздушного канала 2.

В другом варианте изобретения (фиг. 2) на защищаемую поверхность подается мощный световой поток от ИК излучателей 6, которые нагревают ее до требуемой температуры, например, до 0°С и более. Также излучатели 6 используют для испарения излишков налипающей на поверхность решетки 3 жидкости. Для концентрации наибольшей тепловой мощности, в частности, на поверхности передних кромок решетки 3, используют излучатели 6, расположенные на расстоянии а от нее, меньшем диаметра d воздушного канала 2.

Третьим преимущественным вариантом является совместное применение лазерных и инфракрасных излучателей.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения позволяет, не внося существенных изменений в конструкцию воздухозаборника, создать простое техническое решение и ускорить достижение требуемой температуры для защиты его поверхностей от обледенения, благодаря чему данный способ может найти широкое применение в военной и гражданской авиации.

1. Способ защиты поверхностей воздухозаборника летательного аппарата от обледенения, включающий нагрев инфракрасными и лазерными излучателями, установленными в воздушном канале, отличающийся тем, что пятно лазерного излучения перемещают по нагреваемым поверхностям.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что нагревают поверхности воздушного канала.

3. Способ по п. 2, отличающийся тем, что нагревают поверхности установленной в воздушном канале решетки.

4. Способ по п. 3, отличающийся тем, что нагревают поверхности передних кромок решетки.

5. Способ по п. 3 или 4, отличающийся тем, что используют инфракрасные излучатели, расположенные на расстоянии а от решетки, меньшем диаметра d воздушного канала.

6. Способ по п. 3 или 4, отличающийся тем, что используют лазерные излучатели, расположенные на расстоянии b от решетки, большем диаметра d воздушного канала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам и способам предотвращения образования льда на частях летательного аппарата. Система для предотвращения обледенения, выполненная с возможностью предотвращения образования льда в отношении одной или более частей летательного аппарата, содержит камеру (116) сгорания, имеющую входное отверстие (118) для воздуха и выходное отверстие (128) для газа, трубопровод (112) для подачи воздуха, соединённый с входным отверстием (118) для воздуха камеры (116) сгорания и выполненный с возможностью направления воздуха низкого давления в камеру (116) сгорания, и один или более подающих трубопроводов, соединённых с выходным отверстием (128) для газа камеры (116) сгорания, которые выполнены с возможностью соединения с одной или более частями летательного аппарата.

Конструкция компактного входного устройства, включающего в себя одну перегородку и/или акустическую панель, проходящую в область кромки гондолы для уменьшения шума. Компактное входное устройство используют с низкоэнергетической системой защиты от обледенения на основе текучей среды, выполненной с возможностью предотвращения образования льда на акустической панели в области кромки гондолы.

Изобретение относится к противообледенительным системам летательных аппаратов. Система (30) регулирования давления отбираемого воздуха для противообледенительной системы воздушного летательного аппарата содержит первый расположенный выше по потоку регулирующий давление клапан (32) и второй расположенный ниже по потоку регулирующий давление клапан (34), расположенные последовательно в пути (28) отбираемого потока воздуха.

Изобретение относится к гондоле авиационного двигателя. Гондола (10) содержит трубчатый кожух, открытый по противоположным осевым концам, с внутренней стенкой (12) и наружной стенкой (14).

Изобретение относится к способу обнаружения утечки высокотемпературной текучей среды в турбомашине (10). Турбомашина (10) содержит источник высокотемпературной сжатой текучей среды, по меньшей мере одну линию (14, 15) распределения текучей среды, подходящую для распределения указанной высокотемпературной текучей среды, и отсек турбомашины, в котором по меньшей мере частично расположена линия (14, 15) распределения.

Группа изобретений относится к нефтегазовой области. Газоперекачивающий агрегат (ГПА) содержит последовательно сообщенные по рабочему телу: тракт всасывания воздуха, включающий КВОУ, всасывающий воздуховод и двухсекционную камеру всасывания воздуха; газотурбинную установку с входным устройством для подачи воздуха из камеры всасывания воздуха на вход в ГТД, тракт выхлопа отработанных газов, газовый компрессор и систему охлаждения ГТД.

Раскрыты системы, способы и устройства для предотвращения образования льда на двигателе. Устройство может включать в себя корпус для сопел, соединенный со ступенью сжатия двигателя и, кроме того, соединенный с корпусом передней кромки двигателя.

Устройство для борьбы с обледенением разделителя потоков авиационного газотурбинного двигателя, содержащее разделитель (20) потоков и корпус (28). Разделитель (20) потоков выполнен с возможностью установки на выходе из вентилятора (14) газотурбинного двигателя для образования разделения между кольцевыми каналами прохождения потока первого контура (16) и потока второго контура (18).

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к подводу охладителя к валу авиационного газотурбинного двигателя, и может быть использовано в транспортном машиностроении. Способ охлаждения вала авиационного ГТД с внутренней полостью заключается в том, что вал охлаждается воздухом, отбираемым через центральное отверстие обтекателя компрессора с входа в двигатель и проходящим через внутреннюю полость вала в область пониженного давления за срезом реактивного сопла.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, в частности к малоразмерным газотурбинным двигателям летательных аппаратов. Газотурбинная силовая установка летательного аппарата содержит расположенные в корпусе воздухозаборный канал с полым центральным обтекателем, стойками и антиобледенительным устройством, двигатель с выходным валом, планетарный редуктор с механизмом переключения и стартер-генератор, расположенный в полости центрального обтекателя и выполненный в виде обратимой электрической машины, статор которой закреплен на корпусе, а ротор - через планетарный редуктор подключен к выходному валу двигателя.

Изобретение относится к противообледенительным системам летательных аппаратов. Способ предотвращения обледенения крыла ЛА с использованием лазерной противообледенительной системы заключается в генерировании направленного пучка (9) лазерных лучей.
Наверх