Поршневая газодинамическая установка

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности, к поршневым газодинамическим установкам. Установка содержит закрепленный на фундаменте ствол с размещенными в нем свободным поршнем и установленными по концам ствола плунжерами, соединенными между собой подвижной платформой, баллон высокого давления и форкамеру, соединенную с соплом, источник модельного газа, соединенный с полостью ствола. В боковой стенке ствола выполнены каналы, один из которых соединяет полость ствола с баллоном высокого давления и снабжен запорным клапаном, а другой - полость ствола с форкамерой и снабжен обратным клапаном, управляемым пневмоцилиндром. В установку введено устройство регулирования относительного положения плунжеров в стволе. Технический результат: возможность широкого варьирования режимов ее работы, параметров модельного потока и продолжительности эксперимента. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности, к поршневым газодинамическим установкам.

Известна поршневая газодинамическая установка, которая состоит из закрепленного на фундаменте ствола, с расположенными в его противоположных концах плунжерами, закрепленными на подвижной платформе, в полости ствола размещен свободный поршень, а в боковой стенке ствола выполнены каналы, один из которых соединен с баллоном высокого давления, а другой - с форкамерой (авт. свид. №498841 от 05.09.74 г.). Недостатком такой конструкции является то, что плунжер, размещенный со стороны форкамеры, в процессе сжатия модельного газа перемещаясь в стволе, может, в зависимости от режима, перекрыть канал, соединяющий полость ствола с форкамерой, что ограничивает диапазон режимов работы установки, и, как следствие, моделируемых в установке параметров модельного потока.

Известна также поршневая газодинамическая установка, содержащая ствол с размещенными в нем свободным поршнем и плунжерами, установленными по концам ствола и соединенные между собой посредством подвижной платформы, баллон, форкамеру, при этом в стволе выполнены каналы, один из которых соединяет полость ствола с баллоном, а другой - с форкамерой, в последнем установлен обратный клапан, управляемый пневмоцилиндром (авт. свид. №1301105 от 01.12.86 г.). Данное устройство предназначено для реализации способа адиабатического сжатия газа, при котором предварительно сжатый поршнем газ перепускают в аккумулирующие емкости, затем возвращают его в полость ствола и повторно осуществляют его изоэнтропическое сжатие в полости ствола. Данное техническое решение позволяет существенно расширить диапазон моделируемых параметров модельного газа, однако, не нашло широкого применения из-за сложности внедрения.

Рассмотренное последним техническое решение является наиболее близким к заявленному предложению аналогом устройства и выбрано в качестве прототипа.

Технической проблемой, на решение которой направлено заявленное изобретение, является ограниченный диапазон режимов работы установки.

Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в том, что при заданных габаритах установки достигается возможность широкого варьирования режимов ее работы, параметров модельного потока и продолжительности эксперимента за счет возможности регулирования относительного расстояния между плунжерами.

Этот результат достигается тем, что в поршневой газодинамической установке, состоящей из закрепленного на фундаменте ствола с размещенными в нем свободным поршнем и установленными по концам плунжерами, соединенными между собой подвижной платформы, баллона высокого давления и форкамеры, соединенной с соплом, источника модельного газа, соединенного с полостью ствола, при этом в боковой стенке ствола выполнены каналы, один из которых соединяет полость ствола с баллоном высокого давления и снабжен запорным клапаном, а другой - полость ствола с форкамерой и снабжен обратным клапаном, управляемым пневмоцилиндром, введено устройство регулирования относительного положения плунжеров в стволе. Как вариант, устройство регулирования положения плунжера выполнено в виде имеющей привод винтовой пары, связывающей плунжер и подвижную платформу. Как вариант, подвижная платформа выполнена составной, с возможностью регулирования ее длины.

В частных случаях, в конкретных формах выполнения или при особых условиях использования изобретение характеризуется наличием регулирующего устройства фиксации одного из плунжеров относительно другого.

Существо предложения поясняется фигурами 1 и 2, где изображена поршневая газодинамическая установка содержащая ствол 1 со свободным поршнем 2 и плунжерами 3, 4, установленными по концам ствола и закрепленными на подвижной платформе 5, источник модельного газа 6, баллон толкающего газа 7, снабженный запорным клапаном 8 и соединенный с полостью ствола каналом 9 подвода толкающего газа в запоршневую полость 10, устройство ограничения 11 начального положения поршня и подвижной платформы, форкамеру 12, снабженную соплом 13, обеспечивающим поток модельного газа для аэродинамических испытаний, и соединенную с полостью ствола каналом 14 с установленным в нем управляемым пневмоцилиндром обратным клапаном 15, узел регулирования 16 (фиг.1) начального положения плунжера или узел регулирования 17 (фиг.2) длины подвижной платформы

Параметры модельного газа регулируются путем задания начального давления в баллоне высокого давления (Рб), начального давления модельного газа в полости ствола (Рс), начального давления пневомцилиндра, управляющего обратным клапаном (Рк), а также начального положения плунжера, расположенного со стороны форкамеры (Δ) относительно канала 11. Данные параметры определяют режим работы установки.

Устройство работает следующим образом:

Поршень и подвижная платформа находятся в начальном положении, определяемом устройством ограничения их начального положения. В полость ствола из источника подают модельный газ с заданным давлением (Рс). В баллоне высокого давления находится толкающий газ с заданным давлением (Рб). Пуск поршня производится путем открытия запорного клапана, при этом поршень под действием давления толкающего газа движется в положительном направлении, в сторону форкамеры, сжимая модельный газ. Подвижная платформа из-за силы, действующей на плунжер, размещенный со стороны баллона высокого давления, движется в противоположную сторону. Плунжер, размещенный со стороны форкамеры, движется навстречу поршню, осуществляя дополнительную работу сжатия модельного газа. При достижении сжимаемым в стволе модельным газом заданного пневмоцилиндром уровня давления (Рк) срабатывает управляемый обратный клапан и происходит импульсное заполнение форкамеры. При заполнении форкамеры, в неизоэнтропном процессе происходит рост температуры модельного газа. Поток модельного газа с необходимыми параметрами обеспечивается соплом при истечении модельного газа из него.

Особенность заявленного предложения заключается в том, что при подготовке установки к запуску плунжер с помощью устройства регулирования устанавливают на полученном расчетным путем заданном расстоянии (Δ) от канала, соединяющего полость ствола с форкамерой, что определяет величину перекрытия им этого канала, при сжатии модельного газа.

Величина перекрытия канала в процессе сжатия модельного газа влияет на количество газа, поступающего в форкамеру, а значит на рост энтропии, что сказывается на температуре модельного потока. Устройство регулирования величины перекрытия канала позволит выбрать такой режим работы установки, при котором будет возможно поддержание постоянного расхода через обратный клапан в форкамеру, что позволит увеличить время эксперимента.

1. Поршневая газодинамическая установка, содержащая закрепленный на фундаменте ствол с размещенными в нем свободным поршнем и установленными по концам ствола плунжерами, соединенными между собой подвижной платформой, баллон высокого давления и форкамеру, соединенную с соплом, источник модельного газа, соединенный с полостью ствола, при этом в боковой стенке ствола выполнены каналы, один из которых соединяет полость ствола с баллоном высокого давления и снабжен запорным клапаном, а другой - полость ствола с форкамерой и снабжен обратным клапаном, управляемым пневмоцилиндром, отличающаяся тем, что в нее введено устройство регулирования относительного положения плунжеров в стволе.

2. Поршневая газодинамическая установка по п. 1, отличающаяся тем, что устройство регулирования положения плунжера выполнено в виде имеющей привод винтовой пары, связывающей плунжер и подвижную платформу.

3. Поршневая газодинамическая установка по п. 1, отличающаяся тем, что подвижная платформа выполнена составной, с возможностью регулирования ее длины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики, в частности к аэродинамическим трубам и к импульсным газодинамическим установкам типа ударных труб, позволяющим реализовывать экспериментальное моделирование условий полета высокоскоростных летательных аппаратов в верхних слоях атмосферы и в космическом пространстве.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационной промышленности при исследовании процессов обледенения летательных аппаратов. Установка содержит холодильную камеру с расположенной в ней горизонтальной аэродинамической трубой напорного типа с центробежным вентилятором и водораспыливающую систему.

Изобретение относится к методам и средствам наземных испытаний элементов летательного аппарата (ЛА), а именно к способам воспроизведения аэродинамического теплового воздействия на поверхности элементов ЛА, например, обтекатели головок самонаведения авиационных ракет, антенные обтекатели, отсеки с ракетой в наземных условиях.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования функционирования систем радиосвязи с гиперзвуковым летательным аппаратом. Технический результат заключается в повышении достоверности и точности проведенных измерений радиотехнических характеристик радиоаппаратуры ГЗЛА.

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике летательных аппаратов и может быть использовано при статических и динамических испытаниях моделей летательных аппаратов в аэродинамических трубах. Устройство включает платформу с нижним основанием, на котором размещены электроприводы, блок управления электроприводами, верхнее подвижное основание платформы, раму, один конец которой закреплен на верхнем основании платформы, а другой конец соединен с горизонтальным валом вместе с внутримодельным узлом и динамометром, на горизонтальном валу установлено устройство создания гармонических колебаний модели по крену и рысканию.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно, к летающим лабораториям (ЛЛ) и может быть использовано для летных испытаний объектов авиационной техники. Многофункциональная летающая лаборатория (МФЛЛ) на базе транспортного самолета содержит транспортный самолет с грузовым отсеком и манипулятором.

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики летательных аппаратов и может быть использовано при проектировании, изготовлении и испытаниях в аэродинамических трубах аэродинамических моделей различного назначения. Устройство содержит посадочный элемент в виде втулки, встроенный во втулку магнит и вихрегенратор, установленный в отверстие втулки.
Изобретение относится к технике наземных испытаний элементов летательных аппаратов (ЛА), а именно к способам воспроизведения аэродинамического теплового воздействия на головную часть ракеты в наземных условиях. Заявлен способ управления нагревом при тепловых испытаниях керамических обтекателей, который включает зонный радиационный нагрев фронтальной поверхности обтекателя инфракрасными нагревателями с отражательными экранами.

Изобретение относится к области малогабаритных струйных генераторов дыма. Дымогенератор содержит испаритель с выходным отверстием для дыма, емкость с дымообразующей жидкостью, устройство подачи дымообразующей жидкости в испаритель, электрический источник питания, датчик контроля температуры испарителя, при этом испаритель состоит из выполненных из электропроводного материала корпуса и трубки испарителя, последовательно подключенных в качестве резистора к электрическому источнику питания, при этом в трубке испарителя установлена нагреваемая вставка из пористого материала, длина которой больше диаметра трубки испарителя.

Изобретение относится к области экспериментальных исследований летательных аппаратов в аэродинамических трубах (АДТ) и может быть использовано при исследовании нестационарных аэродинамических характеристик моделей летательных аппаратов в АДТ. Предложено устройство для исследования нестационарных аэродинамических характеристик модели в АДТ, содержащее державку, упругий шарнир с тензометрическим датчиком измерения угла поворота модели и тензовесами, кронштейн для крепления модели, устройство взвода-сброса модели, причем шарнир выполнен с подшипниками, установленными вдоль оси колебаний модели, и одной или несколькими парами упругих элементов, при этом упругие элементы установлены с предварительным напряжением.

Изобретение относится к технике диагностирования технического состояния авиационных газотурбинных двигателей с учетом конкретных условий эксплуатации. Способ эксплуатации авиационного газотурбинного двигателя по его техническому состоянию заключается в сравнении фактической наработки двигателя и накопленной повреждаемости основных деталей двигателя на статических режимах работы с их предельно допустимыми значениями, определяемыми по результатам ресурсных испытаний на наземном стенде, и последующим определением остаточного ресурса двигателя и его основных деталей по результатам этого сравнения.
Наверх