Пульт резервного управления механизацией крыла самолёта

Пульт резервного управления механизацией крыла самолета содержит выведенные на лицевую панель пульта клавишу переключателя режимов и сдвоенную ручку-гашетку блока резервного управления не менее чем одним видом трансформируемых элементов механизации типа закрылков крыла самолета. Блок смонтирован в корпусе, конструктивно выполненным в виде открытой с противоположных сторон плоской рамы с замкнутым прямоугольным контуром, в верхней части которой закреплена горизонтальная ось, на которой с возможностью поворотов установлена упомянутая гашетка, состоящая из двух соосных двуплечих рычагов первого рода. Рычаги выполнены с возможностью одновременного или автономного воздействия на электромеханические тумблеры резервного управления выпуска/уборки закрылков крыла самолета, закрепленные на нижнем элементе упомянутой рамы. Обеспечивается минимизация времени на задействование резервного управления, визуальный контроль признака включения основного или резервного режимов управления, повышение компактности узлов пульта резервного управления, уменьшение габаритов лицевой панели пульта, снижение материалоемкости и трудоемкости изготовления устройства в целом. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам резервного управления механизацией крыла самолета.

Известен пульт управления закрылками и предкрылками крыла летательного аппарата, содержащий панель управления с командным блоком основного управления, блоками переключателей резервного управления и кнопочного переключателя режимов управления (RU №2507114 С2, 19.04.2012).

Недостатками указанного изобретения являются малое быстродействие из-за наличия защитного колпачка, большие габариты, масса, отсутствие признака перехода с основного режима управления на резервный и обратно.

Задачей изобретения, является разработка пульта резервного управления механизацией крыла самолета, обеспечивающего минимизацию времени на задействование резервного управления, визуальный контроль признака включения основного или резервного режимов управления, повышение компактности узлов пульта резервного управления, уменьшение габаритов лицевой панели пульта, снижение материало- и трудоемкости изготовления устройства в целом.

Поставленная задача решается тем, что пульт резервного управления механизацией крыла самолета, размещенный на центральном пульте пилотов, содержит выведенные на лицевую панель пульта клавишу переключателя режимов и сдвоенную ручку-гашетку блока резервного управления не менее чем одним видом трансформируемых элементов механизации типа закрылков крыла самолета, при этом блок смонтирован в корпусе, конструктивно выполненным в виде открытой с противоположных сторон плоской рамы с замкнутым прямоугольным контуром и с закрепленной в верхней части рамы горизонтальной осью, на которой с возможностью поворотов установлена упомянутая гашетка, состоящая из двух соосных двуплечих рычагов первого рода, выполненных с возможностью одновременного или автономного воздействия на электромеханические тумблеры резервного управления выпуска/уборки закрылков крыла самолета, закрепленные на нижнем элементе упомянутой рамы, причем переключатель режимов содержит силовой корпус, прикрепленный к лицевой панели, клавишу, в центральный осевой проем которой заведен верхним концом и зафиксирован штифтами подпружиненный шток переключателя, снабженный на нижнем конце вилкой переключения режимов, охватывающей головки двух штоков электромеханических тумблеров, установленных в нижней части силового корпуса переключателя, кроме того, в силовом корпусе переключателя установлен ползун, обеспечивающий последовательное выполнение перемещений штока переключателя вдоль своей оси и в плоскости, нормальной к вертикальной плоскости симметрии самолета, для чего силовой корпус переключателя снабжен направляющим пазом, в который заведен упомянутый ползун, наделенный в свою очередь соосным оси штока переключателя открытым продольным пазом с функцией вертикального направляющего канала, контур которого выполнен конгруэнтным контуру поперечного сечения указанного штока, при этом головки штоков упомянутых тумблеров заведены в вилку указанного штока переключателя режимов управления, причем шток снабжен пружиной сжатия, а клавиша переключателя наделена в донной части двумя выступами, ответными пазам в силовом корпусе, подпружинено фиксирующими клавишу в положении «включено основное/резервное управление закрылками»; плоскость симметрии в донной части выступов клавиши расположена нормально к плоскости рабочих перемещений клавиши в процессе переключения режимов управления закрылками.

При этом электромеханические тумблеры могут быть смонтированы на нижнем элементе рамы и снабжены штоками с нажимными головками, а каждый рычаг сдвоенной ручки-гашетки может иметь верхнее и нижнее плечи, верхнее из которых может быть снабжено поверху сквозным открытым соосным пазом, выполненным с возможностью возвратно-запирающего заведения в него блокирующего верхнего плеча двуплечего фиксатора, посредством шарнира, поворотно закрепленного в головной части верхнего плеча одного из рычагов; при этом верхнее плечо двуплечего фиксатора может иметь длину, перекрывающую суммарную ширину головной части верхних плеч блокируемой сдвоенной ручки-гашетки, а другое плечо фиксатора подпружинено с возможностью упругих поворотов указанного фиксатора в диапазоне от положения «разблокировано» до основного эксплуатационного положения «сблокировано»; кроме того, нижнее плечо каждого рычага сдвоенной ручки может быть выполнено в виде управляющей вилки с возможностью заведения в нее с технологическим зазором головки соответствующего упомянутого штока электромеханического тумблера резервного управления выпуска/уборки закрылков; причем головки упомянутых штоков электромеханических тумблеров блока резервного управления могут быть выполнены обеспечивающими при командном нажатии на переднюю сторону рычагов сдвоенной ручки выпуск, а при нажатии на другую сторону обратное перемещение или полную уборку закрылков системы механизации крыла; при этом клавиша, может, быть наделена вильчатым фиксатором, которая в режиме основного управления механизацией крыла, расположена в крайнем правом положении, относительно продольной оси самолета и двухсторонней фиксацией блокирует сдвоенную ручку резервного управления закрылками; причем верхняя грань вильчатого фиксатора клавиши может быть выполнена или наделена контрастным цветом относительно фонового цвета лицевой панели пульта; при этом вертикальный ход штока переключателя в упомянутом открытом продольном пазе ползуна может быть выполнен обеспечивающим превышение высоты выступов клавиши; кроме того, упомянутые выступы клавиши могут не превышать глубину ответных пазов в силовом корпусе переключателя, что обеспечивает плотное прилегание опорного, торца увеличенного основания клавиши к опорной поверхности силового корпуса переключателя; при этом между опорным торцом увеличенного основания элемента клавиши и поверхностью лицевой панели пульта может быть образован гарантированный зазор за счет соответствующего превышения опорной поверхности силового корпуса над поверхностью лицевой панели пульта; кроме того, лицевая панель пульта у клавиши может иметь указатель в виде стрелки с надписью «ВКЛЮЧЕНИЕ», а сдвоенная ручка-гашетка имеет надписи «УБОРКА», «ВЫПУСК».

Технический результат, достигаемый приведенной совокупностью признаков, заключается в разработке пульта резервного управления механизацией крыла самолета, с улучшенными конструктивными решениями, эксплуатационными качествами, повышенной надежностью при сокращении количества манипуляций пилотом при выпуске/уборке закрылков в нештатной ситуации, выполнения рабочих команд при любом положении закрылков, обеспечении минимизации времени на задействование резервного управления закрылками, визуальный контроль признака включения основного или резервного режимов управления, невозможность случайного переключения, повышение компактности узлов пульта, удобство управления сдвоенной ручкой-гашеткой, уменьшение габаритов лицевой панели, снижение материало- и трудоемкости изготовления устройства в целом.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 изображен переключатель режимов управления механизацией крыла самолета, вид сверху;

на фиг. 2 - изображен переключатель режимов управления механизацией крыла самолета, вид справа;

на фиг. 3 - изображен переключатель режимов управления механизацией крыла самолета, продольный разрез по А-А;

на фиг. 4 - изображен переключатель режимов управления механизацией крыла самолета, вид слева;

на фиг. 5 - изображен переключатель режимов управления механизацией крыла самолета, продольный разрез по Б-Б.

Пульт 1 резервного управления механизацией крыла самолета, размещенный на центральном пульте пилотов, содержит выведенные на лицевую панель 2 пульта 1 клавишу 3 переключателя режимов 4 и сдвоенную ручку-гашетку 5 блока 6 резервного управления не менее чем одним видом трансформируемых элементов механизации типа закрылков крыла самолета. Блок 6 смонтирован в корпусе 7, конструктивно выполненным в виде открытой с противоположных сторон плоской рамы с замкнутым прямоугольным контуром. В верхней части которой закреплена горизонтальная ось 8, на которой с возможностью поворотов установлена упомянутая гашетка 5, состоящая из двух соосных двуплечих рычагов 9 первого рода. Рычаги 9 выполнены с возможностью одновременного или автономного воздействия на электромеханические тумблеры 10 резервного управления выпуска/уборки закрылков крыла самолета, закрепленные на нижнем элементе упомянутой рамы. Переключатель 4 режимов содержит силовой корпус 11, прикрепленный к лицевой панели 2, клавишу 3, в центральный осевой проем 12 которой заведен верхним концом и зафиксирован штифтами 13 подпружиненный шток 14 переключателя 4. Шток 14 снабжен на нижнем конце вилкой 15 переключения режимов, охватывающей головки двух штоков 16 электромеханических тумблеров 17, установленных в нижней части силового корпуса 11 переключателя 4. В силовом корпусе 11 переключателя 4 установлен ползун 18, обеспечивающий последовательное выполнение перемещений штока 14 переключателя 4 вдоль своей оси и в плоскости, нормальной к вертикальной плоскости симметрии самолета. Силовой корпус 11 переключателя 4 снабжен направляющим пазом 19, в который заведен упомянутый ползун 18, наделенный в свою очередь соосным оси штока 14 переключателя 4 открытым продольным пазом 20 с функцией вертикального направляющего канала, контур которого выполнен конгруэнтным контуру поперечного сечения указанного штока 14. Головки штоков 16 упомянутых тумблеров 17 заведены в вилку 15 штока 14 переключателя 4 режимов управления. Шток 14 снабжен пружиной сжатия 21, а клавиша 3 переключателя 4 наделена в донной части двумя выступами 22, ответными пазам 23 в силовом корпусе 11, подпружинено фиксирующими клавишу 3 в положении «включено основное/резервное управление закрылками». Плоскость симметрии в донной части выступов 22 клавиши 3 расположена нормально к плоскости рабочих перемещений клавиши 3 в процессе переключения режимов управления закрылками.

Электромеханические тумблеры 10 блока 6 резервного управления смонтированы на нижнем элементе рамы корпуса 7 и снабжены штоками 24 с нажимными головками. Каждый рычаг 9 сдвоенной ручки-гашетки 5 имеет верхнее и нижнее плечи, верхнее из которых снабжено поверху сквозным открытым соосным пазом 25, выполненным с возможностью возвратно-запирающего заведения в него блокирующего верхнего плеча 26 двуплечего фиксатора 27, посредством шарнира, поворотно закрепленного в головной части верхнего плеча одного из рычагов 9. Верхнее плечо 26 двуплечего фиксатора 27 имеет длину, перекрывающую суммарную ширину головной части верхних плеч блокируемой сдвоенной ручки-гашетки 5. Другое плечо 28 фиксатора 27 подпружинено с возможностью упругих поворотов указанного фиксатора27 в диапазоне от положения «разблокировано» до основного эксплуатационного положения «сблокировано». Нижнее плечо каждого рычага 9 сдвоенной ручки-гашетки 5 выполнено в виде управляющей вилки с возможностью заведения в нее с технологическим зазором головки соответствующего штока 24 электромеханического тумблера 10 резервного управления выпуска/уборки закрылков. Головки штоков 24 электромеханических тумблеров 10 блока 6 резервного управления выполнены обеспечивающими при командном нажатии на переднюю сторону рычагов сдвоенной ручки-гашетки 5 выпуск, а при нажатии на другую сторону обратное перемещение или полную уборку закрылков системы механизации крыла. Клавиша 3, наделенная вильчатым фиксатором 29, в режиме основного управления механизацией крыла, расположена в крайнем правом положении, относительно продольной оси самолета и двухсторонней фиксацией блокирует сдвоенную ручку-гашетку 5 резервного управления закрылками. Верхняя грань 30 вильчатого фиксатора 29 клавиши 3 выполнена или наделена контрастным цветом относительно фонового цвета лицевой панели 2 пульта 1. Вертикальный ход штока 14 переключателя 4 в открытом продольном пазе 20 ползуна 18 выполнен обеспечивающим превышение высоты выступов 22 клавиши 3. Выступы 22 клавиши 3 не превышают глубину ответных пазов 23 в силовом корпусе 11 переключателя 4, что обеспечивает плотное прилегание опорного торца увеличенного основания клавиши 3 к опорной поверхности силового корпуса 11 переключателя 4. Между опорным торцом увеличенного основания элемента клавиши 3 и поверхностью лицевой панели 2 пульта 4 образован гарантированный зазор за счет соответствующего превышения опорной поверхности силового корпуса 11 переключателя 4 над поверхностью лицевой панели пульта 1. Лицевая панель 2 пульта 1 у клавиши 3 имеет указатель в виде стрелки с надписью «ВКЛЮЧЕНИЕ», а сдвоенная ручка-гашетка 5 имеет надписи «УБОРКА», «ВЫПУСК».

Пример изготовления и работы предлагаемого пульта резервного управления механизацией крыла самолета.

Изготавливают, по меньшей мере, частично приобретают и монтируют предлагаемый пульт известными инструментами и технологическими приемами. Устанавливают пульт в отведенную ячейку на панели управления самолетом и подключают к системе управления механизацией крыла самолета.

Управление механизацией крыла летательного аппарата выполняют в двух вариантах: посредством рычага основного управления или через пульт резервного управления механизацией крыла самолета.

Для перехода на резервное управление механизацией закрылков необходимо клавишу 3 поднять вверх, переместить по направлению стрелки «ВКЛЮЧЕНИЕ», нанесенной на лицевой панели 2 и опустить ее до попадания двумя выступами 22 в ответные пазы 23 силового корпуса 11 переключателя 4. При этом происходит переключение на резервное управление, а вильчатый фиксатор 29 клавиши 3 освобождает сдвоенные ручки-гашетки 5. Отклонением сдвоенной ручки-гашетки 5 вперед по направлению полета производят уборку, назад - выпуск закрылков. При повороте сблокированных соосных двуплечих рычагов 9 сдвоенной ручки-гашетки 5 на оси 8 нижние плечи указанных рычагов 9 нажимают на головки штоков 24 тумблеров 10, выдавая командный сигнал на осуществление перемещения закрылков, угловое положение которых отслеживают по указателям. При отпускании сдвоенной ручки-гашетки 5 она занимает нейтральное положение, останавливая перемещение закрылков. Для поканальной проверки работы управления закрылков необходимо поднять плечо двуплечего фиксатора 27. Разблокировав рычаги 9 сдвоенной ручки-гашетки 5, проверяют работу каждого канала управления поочередным отклонением рычагов 9 на выпуск или уборку закрылков.

1. Пульт резервного управления механизацией крыла самолета, размещенный на центральном пульте пилотов, характеризующийся тем, что содержит выведенные на лицевую панель пульта клавишу переключателя режимов и сдвоенную ручку-гашетку блока резервного управления не менее чем одним видом трансформируемых элементов механизации типа закрылков крыла самолета; при этом блок смонтирован в корпусе, конструктивно выполненным в виде открытой с противоположных сторон плоской рамы с замкнутым прямоугольным контуром и с закрепленной в верхней части рамы горизонтальной осью, на которой с возможностью поворотов установлена упомянутая гашетка, состоящая из двух соосных двуплечих рычагов первого рода, выполненных с возможностью одновременного или автономного воздействия на электромеханические тумблеры резервного управления выпуска/уборки закрылков крыла самолета, закрепленные на нижнем элементе упомянутой рамы; причем переключатель режимов содержит силовой корпус, прикрепленный к лицевой панели, клавишу, в центральный осевой проем которой заведен верхним концом и зафиксирован штифтами подпружиненный шток переключателя, снабженный на нижнем конце вилкой переключения режимов, охватывающей головки двух штоков электромеханических тумблеров, установленных в нижней части силового корпуса переключателя; кроме того, в силовом корпусе переключателя установлен ползун, обеспечивающий последовательное выполнение перемещений штока переключателя вдоль своей оси и в плоскости, нормальной к вертикальной плоскости симметрии самолета, для чего силовой корпус переключателя снабжен направляющим пазом, в который заведен упомянутый ползун, наделенный в свою очередь соосным оси штока переключателя открытым продольным пазом с функцией вертикального направляющего канала, контур которого выполнен конгруэнтным контуру поперечного сечения указанного штока; при этом головки штоков упомянутых тумблеров заведены в вилку указанного штока переключателя режимов управления; причем шток снабжен пружиной сжатия, а клавиша переключателя наделена в донной части двумя выступами, ответными пазам в силовом корпусе, подпружинено фиксирующими клавишу в положении «включено основное/резервное управление закрылками»; плоскость симметрии в донной части выступов клавиши расположена нормально к плоскости рабочих перемещений клавиши в процессе переключения режимов управления закрылками.

2. Пульт резервного управления механизацией крыла самолета по п. 1, отличающийся тем, что электромеханические тумблеры смонтированы на нижнем элементе рамы и снабжены штоками с нажимными головками, а каждый рычаг сдвоенной ручки-гашетки имеет верхнее и нижнее плечи, верхнее из которых снабжено поверху сквозным открытым соосным пазом, выполненным с возможностью возвратно-запирающего заведения в него блокирующего верхнего плеча двуплечего фиксатора, посредством шарнира, поворотно закрепленного в головной части верхнего плеча одного из рычагов; при этом верхнее плечо двуплечего фиксатора имеет длину, перекрывающую суммарную ширину головной части верхних плеч блокируемой сдвоенной ручки-гашетки, а другое плечо фиксатора подпружинено с возможностью упругих поворотов указанного фиксатора в диапазоне от положения «разблокировано» до основного эксплуатационного положения «сблокировано»; кроме того, нижнее плечо каждого рычага сдвоенной ручки выполнено в виде управляющей вилки с возможностью заведения в нее с технологическим зазором головки соответствующего упомянутого штока электромеханического тумблера резервного управления выпуска/уборки закрылков; причем головки упомянутых штоков электромеханических тумблеров блока резервного управления выполнены обеспечивающими при командном нажатии на переднюю сторону рычагов сдвоенной ручки выпуск, а при нажатии на другую сторону обратное перемещение или полную уборку закрылков системы механизации крыла, при этом клавиша, наделенная вильчатым фиксатором, в режиме основного управления механизацией крыла, расположена в крайнем правом положении, относительно продольной оси самолета и двухсторонней фиксацией блокирует сдвоенную ручку резервного управления закрылками; причем верхняя грань вильчатого фиксатора клавиши выполнена или наделена контрастным цветом относительно фонового цвета лицевой панели пульта; при этом вертикальный ход штока переключателя в упомянутом открытом продольном пазе ползуна выполнен обеспечивающим превышение высоты выступов клавиши; кроме того, упомянутые выступы клавиши не превышают глубину ответных пазов в силовом корпусе переключателя, что обеспечивает плотное прилегание опорного торца увеличенного основания клавиши к опорной поверхности силового корпуса переключателя; при этом между опорным торцом увеличенного основания элемента клавиши и поверхностью лицевой панели пульта образован гарантированный зазор за счет соответствующего превышения опорной поверхности силового корпуса над поверхностью лицевой панели пульта; кроме того, лицевая панель пульта у клавиши имеет указатель в виде стрелки с надписью «ВКЛЮЧЕНИЕ», а сдвоенная ручка-гашетка имеет надписи «УБОРКА», «ВЫПУСК».



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству управления локомотивами. Устройство ввода команд содержит два привода, в каждом из которых установлен диск с рукояткой, механизм фиксации позиций рукоятки с подпружиненным роликом и углублениями под ролик.

Изобретение относится к устройству управления локомотивами. Устройство ввода команд содержит привод, в котором установлен диск с рукояткой, механизм фиксации позиций рукоятки с подпружиненным роликом и углублениями под ролик.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к управляющему устройству для гусеничных машин. Устройство для управления передачей гусеничного транспортного средства содержит: рычажный элемент (2), приводимый в действие оператором, причем рычажный элемент (2) выполнен с возможностью непрерывного смещения между множеством положений; управляющее средство, приводимое в действие рычажным элементом (2) для зацепления или расцепления главной муфты транспортного средства; кулачковый элемент (6), взаимодействующий с коромыслом (7) в сборе для приложения к рычажному элементу (2) управляемой силы, причем упомянутая управляемая сила зависит от положения рычажного элемента (2).

Изобретение относится к системе управления переключением коробки передач. Мультиориентированная система управления включает в себя базу управления, воздействующий элемент и устройство сброса.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Рычаг управления для управления транспортным средством содержит ручку, которая снабжена поверхностью прилегания для руки оператора.

Изобретение относится к средствам управления для ручного приведения в действие. Предложено управляющее устройство для гусеничного транспортного средства, содержащее управляющий рычаг (3), выполненный с возможностью приведения в действие оператором вокруг точки (H) опоры и имеющий свободный конец (5).

Изобретение относится к области управления механизацией крыла самолета. Блок переключателей содержит силовой корпус в виде открытой рамы с прямоугольным контуром, в котором смонтированы две пары электромеханических тумблеров - переключателей приводов и выполненные с возможностью разъемной блокировки, состоящие каждая из двух соосных двуплечих рычагов.

Изобретение относится к области переключателей приводов управления механизацией летательного аппарата. Блок переключателей содержит два электромеханических тумблера переключателей приводов и сдвоенную ручку управления, выполненную с возможностью разъемной блокировки, состоящую из двух соосных двуплечих рычагов и смонтированную в силовом корпусе блока с возможностью одновременного или автономного воздействия на указанные тумблеры.

Изобретение относится к области переключателей приводов управления механизацией предкрылков. Блок переключателей содержит два электромеханических тумблера переключателей приводов, выполненные с возможностью разъемной блокировки, и состоящую из двух соосных двуплечих рычагов сдвоенную ручку управления, смонтированную в силовом корпусе блока с возможностью одновременного или автономного воздействия на указанные тумблеры.

Изобретение относится к устройствам резервного управления механизацией крыла самолета. Сдвоенная ручка блока переключателей резервного управления включает два двуплечих рычага, соосно установленных с возможностью автономных и совместных поворотов при блокировке рычагов.

Изобретение относится к узлу для системы управления, в частности к узлу для системы управления, содержащей трехосную рукоятку управления. Модуль рукоятки управления самолета включает в себя узел, содержащий первый и второй вал, соединенные между собой, и карданный механизм.
Наверх