Устройство импульсной локации на основе автодина



Владельцы патента RU 2755202:

Акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский институт "Сигнал" (RU)

Устройство импульсной локации на основе автодина предназначено для измерения дальности до препятствия в системе предотвращения столкновений транспортных средств. Технический результат заключается в упрощении устройства объединением каналов приема и передачи в автодине. Устройство импульсной локации содержит антенну, генератор тактирующих импульсов, генератор несущей частоты, ключ, полосовой усилитель, пороговое устройство, причем генератор несущей частоты работает в режиме автодина, генератор тактирующих импульсов подключен к входу управления генератора несущей частоты, выход генератора несущей частоты соединен с антенной, выход генератора несущей частоты соединен с входом ключа, выход ключа соединен с входом полосового усилителя, выход полосового усилителя соединен с входом порогового устройства, управляющий вход ключа соединен с генератором тактирующих импульсов. 2 ил.

 

Изобретение относится к устройствам локации с измерением дальности до лоцируемого объекта путем измерения времени задержки отраженного от объекта импульса, в частности, к устройству обнаружения препятствий в системе предотвращения столкновений транспортных средств.

Известны устройства импульсной локации с измерением дальности до лоцируемого объекта путем измерения времени задержки отраженного от объекта импульса, например, по патентам US 5361070, US 2010/0265121, содержащие источники зондирующих импульсов, антенны, приемники. Недостатком таких устройств является их сложность и низкая дальность обнаружения объекта.

Известны устройства локации на основе автодина, например, по патентам RU 2708765, RU 2718557 с измерением дальности до объекта путем измерения амплитуды отраженного от объекта сигнала. Недостатком таких устройств является низкая точность измерения расстояния до объекта.

Известно устройство локации по патенту US 5521600, принятое за прототип, применяющееся в системах предотвращения столкновений транспортных средств, содержащее антенну, принимающую антенну, генератор тактирующих импульсов, генератор несущей частоты, радиочастотный смеситель, синхронный детектор, полосовой усилитель, пороговое устройство.

Недостатком прототипа является сложность его конструкции.

Целью заявляемого изобретения является упрощение конструкции за счет объединения каналов приема и передачи.

Для этого из устройства локации, содержащего антенну, принимающую антенну, генератор тактирующих импульсов, генератор несущей частоты, радиочастотный смеситель, синхронный детектор, полосовой усилитель, пороговое устройство, исключены принимающая антенна, радиочастотный смеситель, синхронный детектор, а генератор несущей частоты переведен в режим автодина, в устройство дополнительно введен ключ, причем первый выход генератора тактирующих импульсов подключен к управляющему входу генератора несущей частоты, второй выход генератора тактирующих импульсов подключен к управляющему входу ключа, высокочастотный выход генератора несущей частоты, в автодинном режиме являющийся одновременно входом, подключен к антенне, выход генератора несущей частоты соединен с входом ключа, выход которого соединен с входом полосового усилителя, выход полосового усилителя соединен с пороговым устройством.

На фиг. 1 изображена функциональная схема заявляемого устройства.

На фиг. 2 изображены временные диаграммы работы заявляемого устройства.

Устройство импульсной локации на основе автодина (фиг. 1) содержит антенну 1, генератор тактирующих импульсов 2, генератор несущей частоты 3, ключ 4, полосовой усилитель 5, пороговое устройство 6, причем генератор несущей частоты 3 работает в режиме автодина, первый выход генератора тактирующих импульсов 2 соединен с управляющим входом генератора несущей частоты 3, высокочастотный выход генератора несущей частоты 3, в автодинном режиме являющийся одновременно входом, соединен с антенной 1, выход генератора несущей частоты 3 соединен с входом ключа 4, выход которого 4 соединен с входом полосового усилителя 5, управляющий вход ключа 4 соединен со вторым выходом генератора тактирующих импульсов 2, выход полосового усилителя 5 соединен с входом порогового устройства 6.

Устройство импульсной локации на основе автодина работает следующим образом. Первый выход генератора тактирующих импульсов 2 подключенный к управляющему входу генератора несущей частоты 3 и второй выход генератора тактирующих импульсов 2, подключенный к управляющему входу ключа 4, генерируют импульсы согласно диаграммам на фиг. 2, а) и б) соответственно. На первом выходе генератора тактирующих импульсов 2, подключенному к управляющему входу генератора несущей частоты 3, генерируются пары импульсов а), включающие генератор на время длительности импульса. Первый импульс в паре модулирован по амплитуде с частотой F, выходная мощность генератора несущей частоты 3 соответствует амплитуде импульса. Время задержки Т1 между импульсами в паре соответствует удвоенному времени задержки распространения излучаемого сигнала до отражающего объекта и во время работы устройства для проверки, нет ли в зоне локации отражающего объекта, изменяется во всем диапазоне измеряемых дальностей по произвольному закону. Время задержки Т2 между парами импульсов должно быть не менее удвоенного времени задержки распространения излучаемого сигнала до отражающего объекта на максимальной дальности локации. Длительность импульса t должна быть не более времени задержки распространения излучаемого сигнала до отражающего объекта на минимальной дальности локации. Одиночные импульсы б), идентичные второму импульсу в паре, через управляющий вход генератора тактирующих импульсов 2, включают ключ 4 на время длительности второго импульса.

Генератор несущей частоты 3 включается первым импульсом в паре, и через антенну 1 в направлении лоцируемого объекта излучает зондирующий сигнал, модулированный по амплитуде с частотой F. Отраженный от объекта сигнал принимается антенной 1 и передается на вход генератора несущей частоты 3 с задержкой 2хТ1, генератор несущей частоты 3, работающий в режиме автодина, оказывается в это время включен вторым импульсом в паре, и на его автодинном выходе появляется сигнал, соответствующий отраженному от объекта, и передается вторым импульсом в паре через включенный ключ 4 на вход полосового усилителя 5. Так как отраженный от объекта сигнал вызван первым импульсом в паре, он модулирован по амплитуде с частотой F, и усиливается полосовым усилителем 5, который настроен на эту частоту. Появление на выходе полосового усилителя 5 сигнала вызывает срабатывание порогового устройства 6, чем фиксируется наличие объекта на расстоянии от локатора, соответствующем времени задержки распространения сигнала до объекта TD. За счет совмещения приема сигнала и его передачи в автодине, конструкция устройства импульсной локации упрощается по сравнению с решениями, использующими раздельные каналы передачи и приема. Упрощение конструкции также снижает ее стоимость, которая является существенной характеристикой для датчиков систем предотвращения столкновений транспортных средств.

Антенны, генераторы тактирующих импульсов, генераторы несущей частоты, работающие в режиме автодина, ключи, полосовые усилители, пороговые устройства хорошо известны [Сазонов Д.М. Антенны и устройства СВЧ. - М.: Высшая школа, 1988 или Хоровиц П., Хилл У. Искусство схемотехники. Том 1-3. - М: Мир, 1993 или Носков В.Я., Смольский СМ. Современные гибридно-интегральные автодинные генераторы микроволнового и миллиметрового диапазонов и их применение. Часть 6. Исследования радиоимпульсных автодинов // Успехи современной радиоэлектроники. - 2009. - №6. - С. 3 - 51]. Современный уровень техники позволяет реализовать их с параметрами, необходимыми для построения описанного устройства. Системы предотвращения столкновений требуют измерения расстояний с точностью около 1 м на расстояниях от 1 до 300 м. При этом длительность импульса t не должна превышать приблизительно пять наносекунд, а задержка между измерениями (парами импульсов) Т2 должна быть не менее двух микросекунд. Указанные параметры для импульса t реализуются с использованием недорогих, широко распространенных серийных полупроводников. Минимальная задержка между измерениями Т2 две микросекунды позволяет определить расстояние до препятствия за время менее 0.1 с, что удовлетворяет требованиям к системам предотвращения столкновений.

Устройство импульсной локации входит в состав системы для предотвращения столкновений транспортных средств, изготовлен макетный образец, опытная эксплуатация которого подтвердила реализуемость устройства и упрощение конструкции по сравнению с прототипом.

Устройство импульсной локации на основе автодина, содержащее антенну, генератор тактирующих импульсов, генератор несущей частоты, полосовой усилитель, пороговое устройство, первый выход генератора тактирующих импульсов соединен с управляющим входом генератора несущей частоты, высокочастотный выход генератора несущей частоты соединен с антенной, выход полосового усилителя соединен с входом порогового устройства, отличающееся тем, что в него введен ключ, а генератор несущей частоты работает на основе автодина, высокочастотный выход которого является одновременно входом и подключен к антенне, вход ключа соединен с выходом генератора несущей частоты, а его выход соединен с входом полосового усилителя, выход которого соединен с входом порогового устройства, управляющий вход ключа соединен со вторым выходом генератора тактирующих импульсов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вычислительной техники и касается системы обнаружения присутствия объектов с функцией самоконтроля. Система содержит по меньшей мере один источник света, по меньшей мере одно чувствительное к свету средство и процессорное устройство для определения присутствия объекта.

Изобретение относится к области охранной сигнализации, в частности к многозональным радиотехническим способам обнаружения нарушителей. Техническим результатом является упрощение многозонального способа обнаружения нарушителя за счет перенесения главных функций приема и обработки сигнала из модулей в центральный блок и упрощения системы синхронизации модулей.

Изобретение относится к способам охранного мониторинга местности. Технический результат заключается в обеспечении возможности обнаружения всех двенадцати направлений перемещения нарушителя через место схождения трех дорог в одну.

Изобретение относится к способам охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях сигнализационного контроля места пересечения дорог одним линейным радиоволновым средством обнаружения (СО). Технический результат заключается в получении возможности определения движения нарушителя по главной сквозной дороге раздельно от второстепенных сквозных дорог с применением только одного СО на месте пересечения дорог.

Изобретение относится к области охранной сигнализации, в частности к средствам охраны периметров объектов, предназначенным для обнаружения с помощью технических средств нарушителей, проникающих на охраняемую территорию и вызывающих срабатывания технических средств обнаружения. Достигаемым техническим результатом изобретения является повышение надежности охраны.

Изобретение относится к охранной сигнализации и может использоваться, в частности, для обнаружения нарушителя по факту преодоления им зоны обнаружения, создаваемой устройством. Технический результат - обеспечение возможности юстировки передающих и приемных блоков устройства по азимуту и углу места в автоматическом режиме.

Изобретение относится к способам дистанционного охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях применения однопозиционного радиоволнового средства обнаружения (СО) с широкой зоной обнаружения (ЗО) для сигнализационного прикрытия двух лежащих рядом дорог, одна из которых имеет изгиб.

Способ увеличения эффективного времени накопления сигнала дополнительно используют видеоизображение от видеоканала оптического диапазона с известным соответствием между пикселями каналов собственного электромагнитного излучения досматриваемого лица и видеоизображения от видеоканала оптического диапазона.

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к устройствам пожарной сигнализации, и предназначено для обнаружения очага возгорания в газодисперсных системах (сплошная фаза-газ) и определения его двумерных координат по тепловому излучению источника. Техническим результатом изобретения является увеличение чувствительности, что позволяет повысить эффективность системы пожаротушения или взрывоподавления.

Группа изобретений относится к области получения механических колебаний с помощью электромагнетизма и может быть использована в системах физической защиты объектов от нарушителей. Способ СВЧ электромагнитного воздействия на нарушителя предполагает использование амплитудно-модулированного СВЧ электромагнитного поля с изменяющейся частотой модуляции.

Изобретение относится к системам обнаружения препятствий с использованием оптического потока, в частности, для летательных аппаратов. Заявленное устройство измерения расстояния от препятствия до объекта содержит: вращающийся элемент, установленный на объекте и выполненный с возможностью непрерывно вращаться с определяемой скоростью вращения; и датчик оптического потока, выполненный с возможностью измерять оптический поток в точке, смещенной от оси вращения вращающегося элемента, в результате чего смещение точки измерения обуславливает составляющую скорости поступательного движения в измеряемом оптическом потоке, применяемую для определения указанного расстояния, даже если объект является неподвижным.
Наверх