Охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к охлаждаемым турбинам для газотурбинных установок. В охлаждаемой турбине ГТД, содержащей наружный корпус с раздаточным коллектором и установленные в наружном корпусе сопловые лопатки с наружными полками, колесо с рабочими лопатками, каждая из которых снабжена бандажной полкой с передним и задним зубьями, надроторные вставки, установленные в наружном корпусе в области над рабочими лопатками, с образованием между наружным корпусом и надроторными вставками первой кольцевой полости и контактирующими участками своих внутренних поверхностей с участками наружных поверхностей наружных полок сопловых лопаток, при этом на торцах надроторных вставок, обращенных к наружным полкам сопловых лопаток, выполнено по выступу, над которыми в кольцевой канавке, выполненной в наружном корпусе, установлено разрезное упругое кольцо, кроме того, между наружными поверхностями бандажных полок с зубьями, внутренними поверхностями надроторных вставок и торцами наружных полок сопловых лопаток образована вторая кольцевая полость, согласно настоящему изобретению для двухконтурного газотурбинного двигателя между наружными полками сопловых лопаток и надроторными вставками под упомянутыми осевыми выступами надроторных вставок выполнена третья кольцевая полость, а между наружным корпусом и наружными полками сопловых лопаток выполнена четвертая кольцевая полость, сообщенная с раздаточным коллектором посредством каналов, выполненных в наружном корпусе, а со второй кольцевой полостью - посредством каналов, выполненных в наружных полках сопловых лопаток, при этом в первой кольцевой полости установлен экран, разделяющий ее на пятую и шестую кольцевые полости, причем пятая кольцевая полость сообщена с проточной частью второго контура газотурбинного двигателя посредством каналов, выполненных в наружном корпусе, а со второй кольцевой полостью - посредством каналов, выполненных в надроторных вставках и направленных в область за задними зубьями бандажных полок, а шестая кольцевая полость сообщена с четвертой кольцевой полостью через последовательно сообщенные друг с другом каналы, выполненные в надроторных вставках, третью кольцевую полость и дополнительные каналы, выполненные в наружных полках сопловых лопаток, а также со второй кольцевой полостью посредством дополнительных каналов, выполненных в надроторных вставках и направленных в область между передним и задним зубьями бандажных полок. Достигается повышение эффективности охлаждения всей поверхности бандажных полок лопаток рабочего колеса и, как следствие, повышение надежности и ресурса рабочего колеса турбины ГТД в целом. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к охлаждаемым турбинам для газотурбинных установок.

Известна охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя (далее ГТД), содержащая наружный корпус с раздаточным коллектором и установленные в наружном корпусе сопловые лопатки с наружными полками, колесо с рабочими лопатками, каждая из которых снабжена бандажной полкой с передним и задним зубьями, надроторные вставки, установленные в наружном корпусе в области над рабочими лопатками, с образованием между наружным корпусом и надроторными вставками первой кольцевой полости и контактирующие участками своих внутренних поверхностей с участками наружных поверхностей наружных полок сопловых лопаток, при этом на торцах надроторных вставок, обращенных к наружным полкам сопловых лопаток, выполнено по выступу, над которыми в кольцевой канавке, выполненной в наружном корпусе, установлено разрезное упругое кольцо, кроме того между наружными поверхностями бандажных полок с зубьями, внутренними поверхностями надроторных вставок и торцами наружных полок сопловых лопаток, образована вторая кольцевая полость (ПМ 28187).

Известная конструкция выбрана в качестве прототипа.

В прототипе охлаждается только зона бандажной полки перед единственным зубом. В конструкции наружного корпуса и надроторной вставки не предусмотрено охлаждение зоны бандажной полки за зубом с возможностью использования того же, что и перед зубом или более дешевого воздуха из других полостей ГТД. Кроме того, присутствие на бандажной полке только одного зуба недостаточно эффективно препятствует протетеканию газовоздушной смеси между полками лопаток рабочего колеса и надроторными вставками. Все это снижает надежность рабочего колеса, его ресурс и эффективность турбины ГТД в целом.

Технические результаты изобретения: повышение эффективности охлаждения всей поверхности бандажных полок лопаток рабочего колеса и, как следствие, повышение надежности и ресурса рабочего колеса турбины ГТД в целом.

Указанные технические результаты достигаются тем, что в известной охлаждаемой турбине ГТД, содержащей наружный корпус с раздаточным коллектором и установленные в наружном корпусе сопловые лопатки с наружными полками, колесо с рабочими лопатками, каждая из которых снабжена бандажной полкой с передним и задним зубьями, надроторные вставки, установленные в наружном корпусе в области над рабочими лопатками, с образованием между наружным корпусом и надроторными вставками первой кольцевой полости и контактирующие участками своих внутренних поверхностей с участками наружных поверхностей наружных полок сопловых лопаток, при этом на торцах надроторных вставок, обращенных к наружным полкам сопловых лопаток, выполнено по выступу, над которыми в кольцевой канавке, выполненной в наружном корпусе, установлено разрезное упругое кольцо, кроме того между наружными поверхностями бандажных полок с зубьями, внутренними поверхностями надроторных вставок и торцами наружных полок сопловых лопаток, образована вторая кольцевая полость, согласно настоящему изобретению, для двухконтурного газотурбинного двигателя между наружными полками сопловых лопаток и надроторными вставками, под упомянутыми осевыми выступами надроторных вставок выполнена третья кольцевая полость, а между наружным корпусом и наружными полками сопловых лопаток выполнена четвертая кольцевая полость, сообщенная с раздаточным коллектором посредством каналов, выполненных в наружном корпусе, а со второй кольцевой полостью - посредством каналов, выполненных в наружных полках сопловых лопаток, при этом в первой кольцевой полости, установлен экран, разделяющий ее на пятую и шестую кольцевые полости, причем пятая кольцевая полость сообщена с проточной частью второго контура газотурбинного двигателя посредством каналов, выполненных в наружном корпусе, а со второй кольцевой полостью - посредством каналов, выполненных в надроторных вставках и направленных в область за задними зубьями бандажных полок, а шестая кольцевая полость сообщена с четвертой кольцевой полостью через последовательно сообщенные друг с другом каналы, выполненные в надроторных вставках, третью кольцевую полость и дополнительные каналы, выполненные в наружных полках сопловых лопаток, а также со второй кольцевой полостью, посредством дополнительных каналов, выполненных в надроторных вставках и направленных в область между передним и задним зубьями бандажных полок.

Совокупность особенностей конструкции наружного корпуса, наружной полки сопловой лопатки и надроторной вставки обеспечивает за счет образования пяти раздельных полостей эффективное охлаждение всей поверхности бандажной полки с подачей там, где требуется высокое давление (перед 1-м и между 1-ми 2-м зубьями) используется дорогой воздух из-за компрессора (в частном случае из думиса), а там, где достаточно пониженного давления (за 2-м зубом), используется более дешевый воздух из второго контура ГТД. Таким образом, повышается надежность и ресурс рабочего колеса турбины, а также надежность и эффективность ГТД в целом.

Предпочтительно выполнение экрана в виде отдельных сегментов, набранных по окружности, в количестве равном количеству надроторных вставок, причем каждый из сегментов жестко соединен с соответствующей ему надроторной вставкой и выступает в окружном направлении за одну из ее боковых поверхностей. Такая конструкция обеспечивает герметичность индивидуальных полостей в каждой вставке и предотвращает перетекание различных воздушных потоков в окружные зазоры между соседними вставками.

Предпочтительно на внутренней поверхности каждого из выступов надроторной вставки по окружности выполнить два радиальных выступа, образующих с упомянутым выступом в поперечном разрезе П-образную форму. Наличие индивидуальных П-образных полостей между Г-образными крюками наружных полок сопловых лопаток и торцами надроторных вставок снижает утечки охлаждающего воздуха и позволяет разнообразить форму и взаимное окружное расположение связанных с образованной полостью воздушных каналов.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурами чертежей.

На Фигуре 1 изображен продольный разрез охлаждаемой турбины ГТД.

На Фигуре 2 изображено сечение А-А.

Охлаждаемая турбина двухконтурного ГТД, содержит наружный корпус 1 с раздаточным коллектором 2 и установленные в наружном корпусе 1 сопловые лопатки 3 с наружными полками 4, колесо с рабочими лопатками 5, каждая из которых снабжена бандажной полкой 6 с передним 7 и задним 8 зубьями.

Надроторные вставки 9, установленные в наружном корпусе 1 в области над рабочими лопатками 5, с образованием между наружным корпусом 1 и надроторными вставками 9 первой кольцевой полости 10 и контактирующие участками своих внутренних поверхностей с участками наружных поверхностей наружных полок 4 сопловых лопаток 3.

На торцах надроторных вставок 9, обращенных к наружным полкам 4 сопловых лопаток 3, выполнено по выступу 11, над которыми в кольцевой канавке 12, выполненной в наружном корпусе 1, установлено разрезное упругое кольцо 13. Между наружными поверхностями бандажных полок 6 с зубьями 7, 8, внутренними поверхностями надроторных вставок 9 и торцами наружных полок 4 сопловых лопаток 3, образована вторая кольцевая полость 14.

Между наружными полками 4 сопловых лопаток 3 и надроторными вставками 9, под упомянутыми осевыми выступами надроторных вставок 9 выполнена третья кольцевая полость 15, а между наружным корпусом 1 и наружными полками 4 сопловых лопаток 3 выполнена четвертая кольцевая полость 16, сообщенная с раздаточным коллектором 2 посредством каналов 17, выполненных в наружном корпусе 1, а со второй кольцевой полостью 14 - посредством каналов 18, выполненных в наружных полках 4 сопловых лопаток 3.

Экран 19 разделяет первую кольцевую полость 10 на шестую 20-ю, и пятую 21-ю кольцевые полости, причем пятая кольцевая полость 21 сообщена с проточной частью второго контура ГТД (на чертежах не показана) посредством каналов 22, выполненных в наружном корпусе 1, а со второй кольцевой полостью 14 - посредством каналов 23, выполненных в надроторных вставках 9 и направленных в область за задними зубьями 8 бандажных полок 6, а шестая кольцевая полость 20 сообщена с четвертой кольцевой полостью 16 через последовательно сообщенные друг с другом каналы 24, выполненные в надроторных вставках 9, третью кольцевую полость 15 и дополнительные каналы 25, выполненные в наружных полках 4 сопловых лопаток 3, а также со второй кольцевой полостью 14, посредством дополнительных каналов 26, выполненных в надроторных вставках 9 и направленных в область между передним 7 и задним 8 зубьями бандажных полок 6.

Экран 19, разделяющий 10-ю кольцевую полость на шестую 20 и пятую 21 кольцевые полости выполнен в виде сегментов, набранных по окружности, в количестве равном количеству надроторных вставок 9, причем каждый из сегментов жестко соединен с соответствующей ему надроторной вставкой 9 и выступает в окружном направлении за одну из ее боковых поверхностей (на чертежах не показано).

На внутренней поверхности каждого из выступов 11 надроторной вставки 9 по окружности выполнены два радиальных выступа 27, образующих с упомянутым выступом 11 в поперечном разрезе П-образную форму (см. сечение А-А на фиг. 2). Для разделения перечисленных полостей и отделения их от газового тракта турбины в окружных зазорах между сопловыми лопатками и надроторными вставками установлены продольные и поперечные уплотнительные пластины (на чертежах не показаны).

При работе двухконтурного ГТД воздух из-за компрессора (в частном случае из думиса) подводится по трубам в раздаточный коллектор 2, далее через каналы 17 в кольцевую полость 16, где разделяется, а именно, часть воздуха через каналы 18 попадает в полость 14 перед первым зубом 7, расположенным на бандажной полке 6 рабочей лопатки 5, а другая часть воздуха из кольцевой полости 16 через дополнительные каналы 25, выполненные в наружных полках 4 сопловых лопаток 3, попадает в кольцевую полость 15, далее через каналы 24, выполненные в надроторных вставках 9, воздух попадает в индивидуальные полости 20 надроторных вставок 9, а затем через каналы 26, выполненные в надроторных вставках 9, подается в область между передним 7 и задним 8 зубьями бандажных полок 6. Для охлаждения зоны бандажной полки 6 за задним зубом 8 используется воздух из второго контура ГТД. Указанный воздух попадает в кольцевую полость 10 через каналы 22, выполненные в наружном корпусе 1 и затем через каналы 23 подается непосредственно к наружной поверхности бандажной полки 6, в область за задним зубом 8.

1. Охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя, содержащая наружный корпус с раздаточным коллектором и установленные в наружном корпусе сопловые лопатки с наружными полками, колесо с рабочими лопатками, каждая из которых снабжена бандажной полкой с передним и задним зубьями, надроторные вставки, установленные в наружном корпусе в области над рабочими лопатками с образованием между наружным корпусом и надроторными вставками первой кольцевой полости и контактирующие участками своих внутренних поверхностей с участками наружных поверхностей наружных полок сопловых лопаток, при этом на торцах надроторных вставок, обращенных к наружным полкам сопловых лопаток, выполнено по выступу, над которыми в кольцевой канавке, выполненной в наружном корпусе, установлено разрезное упругое кольцо, кроме того, между наружными поверхностями бандажных полок с зубьями, внутренними поверхностями надроторных вставок и торцами наружных полок сопловых лопаток образована вторая кольцевая полость, отличающаяся тем, что для двухконтурного газотурбинного двигателя между наружными полками сопловых лопаток и надроторными вставками под упомянутыми осевыми выступами надроторных вставок выполнена третья кольцевая полость, а между наружным корпусом и наружными полками сопловых лопаток выполнена четвертая кольцевая полость, сообщенная с раздаточным коллектором посредством каналов, выполненных в наружном корпусе, а со второй кольцевой полостью - посредством каналов, выполненных в наружных полках сопловых лопаток, при этом в первой кольцевой полости установлен экран, разделяющий ее на пятую и шестую кольцевые полости, причем пятая кольцевая полость сообщена с проточной частью второго контура газотурбинного двигателя посредством каналов, выполненных в наружном корпусе, а со второй кольцевой полостью - посредством каналов, выполненных в надроторных вставках и направленных в область за задними зубьями бандажных полок, а шестая кольцевая полость сообщена с четвертой кольцевой полостью через последовательно сообщенные друг с другом каналы, выполненные в надроторных вставках, третью кольцевую полость и дополнительные каналы, выполненные в наружных полках сопловых лопаток, а также со второй кольцевой полостью посредством дополнительных каналов, выполненных в надроторных вставках и направленных в область между передним и задним зубьями бандажных полок.

2. Охлаждаемая турбина по п. 1, отличающаяся тем, что экран выполнен в виде сегментов, набранных по окружности, в количестве, равном количеству надроторных вставок, причем каждый из сегментов жестко соединен с соответствующей ему надроторной вставкой и выступает в окружном направлении за одну из ее боковых поверхностей.

3. Охлаждаемая турбина по п. 1, отличающаяся тем, что на внутренней поверхности каждого из выступов надроторной вставки по окружности выполнены два радиальных выступа, образующих с упомянутым выступом в поперечном разрезе П-образную форму.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам охлаждения двухконтурных газотурбинных двигателей. Известный двухконтурный газотурбинный двигатель, содержащий компрессор высокого давления, у которого думисная полость отделена от проточной части компрессора лабиринтным уплотнением, камеру сгорания, турбину высокого давления с охлаждаемыми рабочими лопатками, магистраль охлаждения которых через аппарат закрутки, внутренние полости сопловых лопаток турбины высокого давления и воздухо-воздушный теплообменник соединена с воздушной полостью камеры сгорания, турбину низкого давления с охлаждаемыми лопатками соплового аппарата и междисковой полостью, питающие воздуховоды которых через воздухо-воздушный теплообменник турбины низкого давления сообщены с думисной полостью компрессора, по предложению, снабжен управляющим расходом элементом, установленным на магистрали охлаждения рабочих лопаток турбины высокого давления и дополнительным управляющим расходом элементом, установленным на питающих воздуховодах лопаток соплового аппарата турбины низкого давления и междисковой полости и обеспечивающим в положении закрытия соотношение площадей, равное: где Fзакр - суммарная проходная площадь дополнительного управляющего расходом элемента в положении закрыто, а Fоткр - суммарная проходная площадь дополнительного управляющего расходом элемента в положении открыто.

Теплозащитный экран (60) для газотурбинного двигателя (10) содержит основной корпус (61), имеющий первую поверхность (70) и вторую поверхность (72), причем первую поверхность (70) подвергают воздействию горячего рабочего газа при использовании, множество стенок (74 76, 78, 80), выступающих от второй поверхности (72), и соударительную пластину 86).

Группа изобретений относится к высокотемпературным турбинам газотурбинных двигателей, а именно к способам и системам регулирования радиальных зазоров турбин авиационных двигателей. Группа изобретений направлена на повышение экономичности газотурбинных двигателей с высокотемпературными турбинами за счет оптимизации радиальных зазоров и расхода охлаждающего воздуха в рабочих лопатках турбин высокого давления во всем диапазоне работы многорежимного двигателя при одновременном сохранении удовлетворительного температурного состояния охлаждаемых лопаток, то есть при сохранении надежности и ресурса работы двигателя.

Изобретение относится к высокотемпературным турбинам газотурбинных двигателей, а именно к способам и системам охлаждения рабочих лопаток турбин авиационных двигателей. Предложен способ охлаждения и регулирования радиальных зазоров турбины двухконтурного газотурбинного двигателя, включающий контроль радиальных зазоров, отбор охлаждающего воздуха (ОВ) из воздушной полости (11) камеры сгорания (12), его транспортировку через входную полость (22) в аппарат закрутки (23), последующий подвод ОВ во внутренние полости (27) рабочих лопаток (28) и регулирование расхода ОВ.

Изобретение относится к высокотемпературным турбинам газотурбинных двигателей, а именно к способам и системам регулирования радиальных зазоров турбин авиационных двигателей. Предложен способ охлаждения и регулирования радиальных зазоров турбины двухконтурного газотурбинного двигателя, включающий контроль радиальных зазоров, отбор охлаждающего воздуха (ОВ) из воздушной полости (11) камеры сгорания (12), его транспортировку через сопловые лопатки (21) во входную полость (22) и далее в аппарат закрутки (23), последующий подвод ОВ во внутренние полости (27) рабочих лопаток (28) и регулирование расхода ОВ.

Изобретение относится к области газовой промышленности и может быть использовано при эксплуатации газоперекачивающего агрегата типа ГПА-Ц-25СД/100-1,35М (далее - ПА) с приводом от газотурбинного двигателя (далее - ТД) ДУ80Л1 или ДН80Л1. При эксплуатации ГТД ДУ80Л1 или ДН80Л1 в составе ГПА при отрицательных температурах наружного воздуха были выявлены отказы исполнительных механизмов (далее - М) системы пневмоуправления входного направляющего аппарата (далее - НА) в результате образования и замерзания конденсата в полости пневмоцилиндров.

Двухконтурный турбореактивный двигатель содержит вентилятор 1, компрессор высокого давления 2, камеру сгорания 3, турбину высокого давления 4 и турбину низкого давления 5. Для решения задачи повышения экономичности двухконтурного турбореактивного двигателя за счет снижения гидравлических потерь в кольцевом канале его наружного контура наружный корпус 9 двигателя состоит из наружной 13 и внутренней 14 соосных кольцевых стенок, между которыми расположены винтовые ребра 15 в количестве не менее трех штук, которые делят кольцевую полость между стенками 13 и 14 на винтовые каналы 16 для прохода воздуха, предназначенного для охлаждения турбины высокого давления.

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям, и может быть использовано на современных самолетах, морских судах и танках. Газотурбинный двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия содержит центробежный компрессор (1), газовую центростремительную турбину (2) и камеры сгорания (3).

Камера сгорания газовой турбины снабжена переходным отсеком в сборе в камере сгорания, включающим в себя переходный отсек, раму, размещенную с нижней по потоку стороны переходного отсека (со стороны выпускного отверстия), и уплотнительным элементом, размещенным на соединительном участке рамы и участка лопатки статора со стороны турбины, для предотвращения прохождения сжатого воздуха из компрессора в сторону турбины через зазор на соединительном участке, причем на внешней окружной поверхности рамы выполнен выступающий элемент, а на уплотнительном элементе выполнен механизм подавления перемещения, который соответствует выступающему элементу и служит для подавления возможного перемещения уплотняющего элемента и в который вставлен выступающий элемент, за счет чего обеспечивается закрепление уплотнительного элемента на раме.

Предлагается прокладочное кольцо (341) для камеры сгорания (320) газотурбинного агрегата (100). Прокладочное кольцо (341) включает нижнее основание (352) и буртик (351).

Изобретение относится к области авиадвигателестроения газовых турбин, а именно к охлаждению турбин турбореактивных двигателей, в частности к охлаждению лопаток спрямляющего аппарата, лопаток турбины и рабочего колеса, предназначенным преимущественно для работы в области высоких температур, максимальных оборотах двигателя и на форсаже.
Наверх