Способ повышения эффективности поршневого двигателя внутреннего сгорания

Способ повышения эффективности работы поршневого двигателя внутреннего сгорания относится к области энергомашиностроения. Технический результат заключается в улучшении основных характеристик поршневого двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения заключается в том, что зубчатые сектора, закрепленные на управляющем валу, поочередно преобразуют вращательные движения в поступательные движения зубчатого подпружиненного штока поршня. В результате чего в цилиндре двигателя происходят процессы впуска, сжатия, сгорания и выпуска газов продуктов сгорания. Во время рабочего процесса прямолинейное движение зубчатого штока поршня преобразуется во вращательное движение зубчатого колеса, связанного с валом нагрузки путем зубчатого обвода храпового колеса. В случае объединения одноцилиндровых двигателей в многоцилиндровый двигатель автоматическая система управления обеспечивает работу электроприводов пружин зубчатых штоков поршней таким образом, что одноцилиндровые двигатели, входящие в состав многоцилиндровых двигателей, работают либо поочередно, либо группами, либо одновременно. 3 ил.

 

Изобретение относится к области энергомашиностроения, в частности, повышает эффективность способа работы управляющего вала, предназначенного осуществлять процессы в цилиндре поршневого двигателя внутреннего сгорания, путем связи с поршнем.

В двигателестроении известен способ управления процессами путем вращательного движения коленчатого вала (Ваншейдт В.А. Двигатель внутреннего сгорания Л., Судпромгиз, 1962 г.). Сущность способа заключается в том, что вращательное движение коленчатого вала, путем кривошипно-шатунного механизма, преобразуется в возвратно-поступательное движение поршня, в результате чего в цилиндре двигателя происходят процессы наполнения, сжатия, сгорания, рабочего такта и выпуска газов продуктов сгорания.

Недостатком данного способа является то, что эффективный КПД (ηe) процесса преобразования внутренней энергии (U) в механическую работу очень мал. Это связано с тем, что индикаторный КПД (ηi), в районе верхней мертвой точки (ВМТ) равен 100% и направлен вниз по ходу поршня. При этом его индикаторный КПД (ηi) в нижней мертвой точке (НМТ) снижается до 0%. В то же время механический КПД (ηm) в районе ВМТ направлен перпендикулярно оси движения поршня, движителем которого является коленчатый вал, изменяет свое значение от 0% в ВМТ до 100% в районе поворота коленчатого вала на угол равный 90°. Таким образом произведение (ηi ⋅ ηm) будет стремиться к 0%, а вместе с этим и эффективный КПД (ηe) будет низким.

Также известен способ повышения эффективности работы управляющего вала поршневого двигателя внутреннего сгорания с кулачковым валом, выполненным в виде вала с барабаном, снабженным криволинейным пазом (Патент СССР 12168 «ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО ГОРЕНИЯ», опубл. 31.12.1929) Использование в известном поршневом двигателе кулачкового вала позволяет увеличить КПД двигателя. Однако создание кулачка с профилем, полностью реализующим потенциальные возможности энергии сгораемого топлива, практически неосуществимо из-за большой скорости движения поршня в процессе рабочего хода. Поэтому у существующих поршневых двигателей с кулачковыми валами поршень и кулачок работают по несовпадающим рабочим диаграммам, т.е. существует потенциальная возможность увеличения КПД способа.

Наиболее близким к заявленному изобретению является способ повышения эффективности работы управляющего вала поршневого двигателя внутреннего сгорания (способ Печкина) (Патент РФ №2228452, опубл. 10.05.2004 Бюл. №13). Сущность данного способа заключается в том, что вращательное движение управляющего вала преобразуются в возвратно-поступательное движение поршня. В результате чего в цилиндре двигателя происходят процессы впуска, сжатия, сгорания и выпуска газов продуктов сгорания. В момент начала процесса сжатия зубья сектора малого колеса, жестко закрепленного на коленчатом валу, входят в зацепление с зубьями большой шестерни, закрепленной на выходном валу.

Недостатком способа является то, что механический КПД (ηm) процесса преобразования остался низким и только процесс сжатия получил ускорение путем зубчатого сектора. Исходя из вышеизложенного, была поставлена задача разработать такой способ повышения эффективности управления процессами внутреннего сгорания, в котором будут устранены описанные недостатки и сохранены существенные признаки известных способов.

Поставленная задача решается тем, что зубчатые сектора, закрепленные на управляющем валу, удаленном от оси движения поршня на значительное расстояние, поочередно поднимают подпружиненный шток поршня, в результате чего в цилиндре двигателя происходят процессы наполнения, сжатия, сгорания рабочего такта и выпуска газов продуктов сгорания. Во время рабочего процесса прямолинейное движение зубчатого штока поршня преобразуется во вращательное движение зубчатого колеса, связанного с валом нагрузки путем зубчатого обвода храпового колеса

В заявленном способе признаки изобретения общими для него и его наиболее близкого аналога являются:

- управление процессами путем зубчатых секторов;

- совпадение направлений действий индикаторного КПД (ηi) с механическим КПД (ηm) путем смещения оси вращения зубчатого колеса от оси движения поршня.

Отличительными признаками является то, что:

- зубчатые сектора, закрепленные на управляющем валу поочередно преобразуют вращательные движения в поступательные движения зубчатого подпружиненного штока поршня, в результате чего в цилиндре двигателя происходят процессы впуска, сжатия, сгорания и выпуска газов продуктов сгорания;

- во время рабочего процесса прямолинейное движение зубчатого штока поршня преобразуется во вращательное движение зубчатого колеса, связанного с валом нагрузки путем зубчатого обвода храпового колеса;

- в случае объединения одноцилиндровых двигателей в многоцилиндровый двигатель автоматическая система управления обеспечивает работу электроприводов пружин зубчатых штоков поршней таким образом, что одноцилиндровые двигатели, входящие в состав многоцилиндровых двигателей работают либо поочередно, либо группами, либо одновременно.

Данная совокупность отличительных технических признаков изобретения вместе с общими техническими признаками заявленного способа и наиболее близкого его аналога обеспечивают получение положительного эффекта изобретения во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 представлено устройство для реализации способа повышения эффективности поршневого двигателя внутреннего сгорания;

на фиг. 2 представлена схема сил, действующих в цилиндре ДВС во время преобразования прямолинейного движения поршня во вращательное движение вала нагрузки, путем кривошипно-шатунного механизма;

на фиг. 3 изображена схема сил, действующих в устройстве для реализации способа повышения эффективности поршневого двигателя внутреннего сгорания.

Устройство для реализации способа повышения эффективности поршневого двигателя внутреннего сгорания (см. фиг. 1) состоит из цилиндра 1, поршня 2, соединенного с зубчатым подпружиненным штоком 3, последний вместе с поршнем 2 стремится занять нижнее положение путем пружины 4. Стартер 5 служит для запуска двигателя, в котором предусмотрен электропривод 6 с включающей катушкой 7, которая, во время подачи на нее напряжения от аккумулятора, с помощью штока 8 удерживает подпружиненный зубчатый шток 3 с поршнем 2 в ВМТ. С помощью пружины 4 зубчатый шток 3 с поршнем 2 стремятся занять НМТ. На управляющем валу 9 жестко закреплены зубчатые сектора 10 и 11, которые связаны с валом 12 нагрузки путем шестерен 13 и 14. Путем зубчатого подпружиненного штока 3 поршня 2, осуществляется преобразование возвратно-поступательного движения во вращательное движение малой шестерни 15, связанной с валом 12 нагрузки путем обода 16 храпового колеса. На верхней крышке цилиндра 1 установлены выпускной клапан 17, впускной клапан 18, а также свеча 19 зажигания.

Перед запуском двигателя (см. фиг. 1) водитель подает питание 12 вольт на катушки 7 электроприводов 6 штоков 8 одноцилиндровых двигателей в составе многоцилиндрового двигателя, которые будут стоять во время запуска многоцилиндрового двигателя. Затем раскручивают шестерню 19 с помощью стартера 5. Это позволит зафиксировать все зубчатые штоки 3 поршней 2 путем штоков 8 электроприводов 7 в ВМТ, которые будут бездействовать во время запуска двигателя. При вращении управляющего вала 9 с помощью шестерни 20 будут также вращаться по часовой стрелке зубчатые сектора 10 и 11, жестко закрепленные на управляющем валу 9. Во время начала процесса выпуска в цилиндре 1 первого одноцилиндрового двигателя зубья сектора 10 входят в зацепление с зубьями подпружиненного штока 3 поршня 2, это позволит управляющему валу 9 совершить процесс выпуска газов из полости цилиндра 1 через выпускной клапан 17. После завершения процесса выпуска, зубчатый сектор 10 освободит зубчатый подпружиненный шток 3 поршня 2. Это позволит поршню 2 вместе с зубчатым подпружиненным штоком 3 опуститься вниз до НМТ под действием пружины 4 и совершить процесс наполнения цилиндра топливовоздушной смесью через открытый впускной клапан 18. Во время начала процесса сжатия в цилиндре 1 первого одноцилиндрового двигателя, зубья сектора 11 входят в закрепление с зубьями подпружиненного штока 3 поршня 2. Это позволит управляющему валу 9 совершить процесс сжатия топливовоздушной смеси в цилиндре 1 при закрытых клапанах 17 и 18. Во время максимального сжатия топливно-воздушной смеси проскочит искра в свече 19 зажигания. Перед этим зубья сектора 11 освободят подпружиненный шток 3 поршня 2 от зацепления зубьев. Под действием высокой температуры топливовоздушная смесь воспламенится и сгорит. Под действием высокого давления поршень 2 вместе со штоком 3 начнут опускаться вниз. При этом произойдет преобразование прямолинейного движения поршня 2 с подпружиненным штоком 3 во вращательное движение малой шестерни 15, связанной с валом 12 нагрузки путем большого обвода 16 храпового колеса. После запуска одноцилиндрового двигателя стартер 5 необходимо отключить. Если обстановка во время движения транспортного средства потребует увеличения нагрузки. Водитель отключает электропитание 12 вольт на катушку 7 электропривода 6 подпружиненного штока 3 второго одноцилиндрового двигателя в составе многоцилиндрового двигателя и тем самым освобождает подпружиненный шток 3 поршня 2 путем выхода штока 3 из зацепления с зубьями. Это позволит совершать возвратно- поступательные движения подпружиненным штокам 3 с поршнями 2 сразу в двух двигателях.

Рассмотрим схему, действующих в цилиндре ДВС во время преобразования прямолинейного движения поршня во вращательное движение вала нагрузки, путем кривошипно-шатунного механизма (фиг. 2). Сила давления газов на поршень Рр, а также индикаторный КПД (ηi)направлены вниз и проходят путь равный диаметру окружности. В то же время механический КПД (ηm) кривошипно-шатунного механизма движется по касательной сектора и проходит путь равный длине половины окружности. Кроме того, направление сил механического КПД (ηm) кривошипно-шатунного механизма постоянно меняется и совпадает с направлением индикаторного КПД (ηi) только в одной точке, т.е. когда угол между шатуном и кривошипом равен 90°, а в ВМТ механический КПД (ηm) кривошипно-шатунного механизма равен 0%. Из вышесказанного следует, что, если перенести ось вращения кривошипа перпендикулярно оси движения поршня, на максимальное расстояние отклонения шатуна, то это позволит скоординировать силы действующие в процессе преобразования возвратно-поступательного движения в поступательное (фиг. 3) и тем самым повысить индикаторный КПД (ηi) и механический КПД (ηm). А вместе с ними повысить и эффективный КПД (ηе) двигателя.

Благодаря вышеуказанным преимуществам устройства для реализации предполагаемого способа повышения эффективности поршневого двигателя внутреннего сгорания будут иметь большую агрегатную мощность по сравнению с традиционными ДВС (при меньших размерах), которую при этом можно будет увеличить путем увеличения количества одноцилиндровых двигателей, удовлетворяя растущие потребности использования двигателей для решения многочисленных научных и технических проблем, а также в обороне страны.

Способ повышения эффективности поршневого двигателя внутреннего сгорания, включающий преобразование вращательного движения управляющего вала в возвратно-поступательное движение поршня, в результате этого в цилиндре двигателя осуществляются процессы впуска, сжатия, сгорания и выпуска газов продуктов сгорания, характеризующийся такой особенностью, что процесс сжатия получает ускорение путем зубчатого сектора колеса, вращающегося с управляющим валом, отличающийся тем, что зубчатые сектора, закрепленные на управляющем валу, поочередно преобразуют вращательные движения в поступательные движения зубчатого подпружиненного штока поршня, в результате чего в цилиндре двигателя происходят процессы впуска, сжатия, сгорания и выпуска газов продуктов сгорания, во время рабочего процесса прямолинейное движение зубчатого штока поршня преобразуется во вращательное движение зубчатого колеса, связанного с валом нагрузки путем зубчатого обвода храпового колеса, а в случае объединения одноцилиндровых двигателей в многоцилиндровый двигатель автоматическая система управления обеспечивает работу электроприводов пружин зубчатых штоков поршней таким образом, что одноцилиндровые двигатели, входящие в состав многоцилиндровых двигателей, работают либо поочередно, либо группами, либо одновременно.



 

Похожие патенты:

Изобретение может быть использовано в бесшатунных механизмах преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот поршневых машин. Бесшатунный силовой механизм поршневой машины содержит составной коленчатый вал с противовесами на щеках колен и закрепленные на шейках коленчатого вала спаренные эксцентрики.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании поршневых двигателей внутреннего сгорания (далее ДВС), использующих в качестве топлива бензин и/или дизельное топливо. ДВС с переменной степенью сжатия содержит два параллельно расположенных коленчатых вала, которые вращаются навстречу друг другу с одинаковой угловой скоростью и синхронизированы зубчатой передачей с возможностью изменения (рассогласования) угла поворота одного коленчатого вала относительно другого, каждый коленчатый вал со своим кривошипно-шатунным механизмом имеет оппозитно расположенные цилиндры, шатуны выполнены прицепными к шатунным головкам, а шатунные головки одного коленчатого вала имеют кинематическую связь с другим коленчатым валом состоящую из рычага, тяги, ползуна и дополнительного шатуна, указанная кинематическая связь позволяет во время работы двигателя рассогласованием угла поворота одного коленчатого вала относительно другого изменять расстояние от поршня до шатунной шейки коленчатого вала посредством поворота шатунной головки на шатунной шейке коленчатого вала, изменяя степень сжатия в цилиндре, а также механизм синхронизации коленчатых валов выполнен двухпоточным, с одного торца коленчатых валов связывающая зубчатая передача с дифференциалом служит для отбора мощности, а с другого торца - зубчатая передача, служащая для изменения угла поворота одного коленчатого вала относительно другого, состоящая с двух гипоидных передач, связанных между собой силовым валом с косыми шлицами по всей длине, на одной половине вала они повернуты по часовой стрелке и с другой - против, а каждая маленькая шестерня гипоидной передачи имеет внутри косые шлицы, соответствующие своей половине силового вала, благодаря чему при перемещении силового вала вдоль его оси изменяется угол поворота одного коленчатого вала относительно другого.

Изобретение относится к двигателестроению. Двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания содержит блок цилиндров, снабженный продувочными (12) и выпускными (11) окнами.

Изобретение относится к двигателестроению. Двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания содержит блок цилиндров, снабженный продувочными (12) и выпускными (11) окнами.

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Бесшатунный роторный двигатель содержит корпус (1), в котором расположены цилиндры (2), (3), (4) с камерами сгорания (9) и поршнями (7), (8) и механизм преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное.

Изобретение предназначено для использования в двигателестроении. Двухтактный двигатель внутреннего сгорания с бесшатунным механизмом содержит корпус (1) и коренной вал (14).

Двигатель (10) внутреннего сгорания содержит, по меньшей мере, два цилиндра (11, 1') с параллельными продольными осями, каждый цилиндр снабжен отверстием и поршнем (12, 12'), выполненным с возможностью поступательного перемещения внутри указанного цилиндра, указанные соответствующие отверстия указанных цилиндров обращены друг к другу, указанные поршни имеют кинематическую связь с шатунно-кривошипным механизмом, содержащим: разделитель (13), соединяющий указанные поршни и способный поддерживать постоянный интервал между указанными поршнями, указанные поршни прикреплены к соответствующим плечам (131, 131') указанного разделителя; коленчатый вал (20), выполненный с возможностью вращения вокруг оси, находящейся между отверстиями цилиндров и между продольными осями указанных цилиндров, указанный коленчатый вал имеет шатунную шейку (21); коромысло (40), выполненное с возможностью вращения вокруг шатунной шейки; по меньшей мере, один шатун (30), имеющий первый конец, называемый «малым концом» (31), прикрепленный к разделителю, и второй конец, называемый «большим концом» (32), прикрепленный к одному из концов коромысла.

Изобретение относится к управлению двигателем внутреннего сгорания, снабженным механизмом переменной степени сжатия. Изобретение включает: механизм (10) переменной степени сжатия для изменения степени сжатия двигателя согласно угловому положению вала (14) управления; приводной мотор (20), который приводит во вращение вал (23) вращения; и многозвенный механизм (21) для механического соединения вала (14) управления и вала (23) вращения.

Изобретение относится к энергетическим установкам и может быть использовано в автомобилестроении, тяжелом машиностроении и малой энергетике, в частности в виде вспомогательных двигателей транспортных механизмов на передвижных или переносных электростанциях, электросварочных агрегатах и др. Изобретение направлено на повышение надежности двигателя.

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к двигателям внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение КПД, уменьшение степени загрязненности выхлопов за счет зависания поршня в районе ВМТ на такте «рабочий ход».

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам передачи движения, используемым в поршневых двигателях внутреннего сгорания (ДВС), в частности к механизму преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот. Техническим результатом является расширение арсенала средств.
Наверх