Высокотемпературное синтетическое масло

Изобретение относится к созданию композиции высокотемпературного синтетического масла для малогабаритных теплонапряженных газотурбинных двигателей, в том числе - с замкнутой системой смазки, работоспособного в широком диапазоне температур от минус 70°С до 300°С. Сущность: синтетическое масло содержит, мас.%: олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановая жидкость - 91,0-98,0; высокотемпературная комплексная антиокислительная присадка - 2,0-9,0. Технический результат достигается за счет применения в качестве высокотемпературной антиокислительной присадки в составе синтетического масла на основе олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановой жидкости и комплексного соединения железа (III) и олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксана с массовой долей железа не менее 0,35% и не содержащего капроната железа, что позволяет получить масло, работоспособное в диапазоне температур от минус 70°С до 300°С, в том числе - в малогабаритных теплонапряженных двигателях с замкнутой системой смазки. 2 табл.

 

Изобретение относится к созданию композиции высокотемпературного синтетического масла для малогабаритных теплонапряженных газотурбинных двигателей, в том числе - с замкнутой системой смазки, работоспособного в широком диапазоне рабочих температур от минус 70°С до 300°С.

Известна смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации (RU 2476587 С2, 2010), содержащая, масс. %:

диоктилдифениламин или
(бис(4-(1,1,3,3-тетраметибутил)фенил)амин 1,0-3,0
алкилированный фенил-альфа-нафтиламин 1,0-3,0
антикоррозионная присадка в виде смеси
дезактиватора металла на основе производных
толутриазола Иргамет 39 и 1,2,3-бензотриазола 0,1-0,5
трикрезилфосфат 2,0-5,0
авиационный триметилолпропановый
эфир в качестве базовой основы остальное

Недостатком данной композиции является низкая термоокислительная стабильность при температурах выше 250°С, обусловливающая резкий рост кислотного числа и кинематической вязкости.

Известна композиция смазочного масла для газовых турбин (RU 2598031 С2, 2013), содержащая, масс. %:

алкилированный фенил-альфа-нафтиламин 0,5-1,0
(С13-С15) алкилированный эфир
3,5-бис-(1,1-диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты 1,0-2,0
трикрезилфосфат или триксиленилфосфат 1,5-3,0
производное толутриазола в виде N,N-бис-(2-этилгексил)-
4-метил-1Н-бензотриазол-1-метиламина 0,1-3,0
полиметилсилоксан 0,002-0,006
базовое полиальфаолефиновое масло ПАО-4 до 100

Недостатками данного состава являются низкая температура вспышки и термоокислительная стабильность, ограничивающие верхний температурный предел эксплуатации не выше 200°С.

Известна основа смазочного масла (RU 2704978 С1, 2018), содержащая, масс. %:

продукты этерификации пентаэритрита

смесью жирных кислот С5, С7, С8, С10 60,0-95,0
7-этиладамантан-1,3,5-триилтрибутаноат 5,0-40,0

Недостатками указанного изобретения являются высокая температура застывания (выше минус 60°С), а также низкая гидролитическая стабильность эфирной основы.

Близкой к предложенной является композиция высокотемпературного масла на основе фторсилоксановой жидкости (RU 2452765 С1, 2010), содержащая, масс. %:

фторсилоксановая жидкость 88,0-92,0
присадка Иноксил ФК 8,0-12,0

Фторсилоксановая жидкость содержит γ-трифторпропильный радикал, марки 161-44М, с вязкостью при 100°С не менее 9,0 мм2, плотностью 1,090-1,200 г/см3 и температурой вспышки не ниже 280°С. Биметальная кремнийорганическая присадка Иноксил ФК, полученная взаимодействием фторсилоксановой жидкости 161-44М с органическими соединениями металлов - капронатом железа и ацетилацетонатом меди, взятыми в виде их ксилольных растворов. Техническим результатом является получение высокотемпературного кремнийорганического масла, пригодного для применения в изделиях аэрокосмической техники и имеющего повышенную термоокислительную стабильность при температурах до 280°С. Недостатками данного состава являются высокая стоимость сырьевых компонентов, обусловленная отсутствием их промышленного производства, а также неудовлетворительные низкотемпературные свойства.

Наиболее близкой к предложенной является композиция синтетического масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей (RU 2569895 С1, 2015), содержащая фторсилоксановую жидкость с трифторпропильным радикалом и кремнийорганическую присадку, отличающаяся тем, что представляет собой раствор капроната железа в олигодиметил-(метил-трифторпропил)-силоксановой жидкости с содержанием капроната железа 0,35-0,6% масс., с содержанием в композиции в целом собственно железа 0,01-0,06% масс.

Недостатком заявленной композиции является пожароопасность и склонность к образованию паровых пробок в масляной системе при температурах выше 265°С за счет протекания реакции комплексообразования между капронатом железа и олигодиметил-(метил-трифторпропил)-силоксановой жидкостью в ходе окисления последней, в результате чего происходит выделение паров капроновой кислоты, имеющей температуру кипения в пределах 202-203°С и температуру вспышки 102°С. Данный недостаток препятствует использованию указанного состава в малогабаритных теплонапряженных двигателях с замкнутой системой смазки. Также недостатком композиции является ухудшение низкотемпературных свойств масла, вызванное наличием раствора капроната железа в его составе.

Задачей настоящего изобретения является получение композиции высокотемпературного синтетического масла, работоспособного в широком диапазоне температур от минус 70°С до 300°С, в том числе - в малогабаритных теплонапряженных двигателях с замкнутой системой смазки.

Техническим результатом изобретения является улучшение низкотемпературных свойств, повышение термоокислительной стабильности, а также снижение пожароопасности и устранение склонности к образованию паровых пробок в масляной системе при температурах до 300°С.

Указанная проблема решается композицией синтетического масла на основе олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановой жидкости, содержащей в качестве высокотемпературной антиокислительной присадки комплексное соединение железа (III) и олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксана с массовой долей железа не менее 0,35% и кинематической вязкостью при 50°С не более 100 мм2/с. Данная присадка обладает неограниченной растворимостью в олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановой жидкости, оказывает эффективное антиокислительное действие при температурах до 300°С и не содержит в составе капроната железа.

Композиция высокотемпературного синтетического масла представлена следующим соотношением компонентов, масс. %:

олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановая жидкость 91,0-98,0
высокотемпературная комплексная антиокислительная присадка 2,0-9,0

Отличительной особенностью заявленной композиции является использование в качестве высокотемпературной антиокислительной присадки в составе синтетического масла на основе олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановой жидкости комплексного соединения железа (III) и олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксана с массовой долей железа не менее 0,35%, кинематической вязкостью при 50°С не более 100 мм2/с и не содержащего капроната железа, что позволило получить масло, работоспособное в диапазоне температур от минус 70°С до 300°С, в том числе - в малогабаритных теплонапряженных двигателях с замкнутой системой смазки.

Описываемое синтетическое масло готовят следующим образом: в аппарат с перемешивающим устройством, оборудованный системой обогрева, загружают расчетные количества олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановой жидкости и ее комплексного соединения железа (III) в качестве высокотемпературной антиокислительной присадки. Затем включают перемешивающее устройство, смесь нагревают до температуры 50-80°С и перемешивают в течение 0,5-2,0 часа. После перемешивания масло охлаждают до температуры не выше 40°С и фильтруют на вакуумном фильтре. По вышеприведенной технологи были приготовлены:

- 7 образцов масла, охватывающих весь спектр заявляемых концентраций;

- прототип, приготовленный по технологии RU 2569895 С1, 2015.

Составы приготовленных образцов синтетических масел представлены в таблице 1, а свойства этих образцов - в таблице 2.

Из приведенных данных следует, что заявленная композиция является более однородной, обладает лучшими низкотемпературными свойствами, более высокой температурой вспышки и улучшенной термоокислительной стабильностью под воздействием кислорода и каталитически активных металлов, при высоких температурах и давлении.

Высокотемпературное синтетическое масло для малогабаритных теплонапряженных газотурбинных двигателей, состоящее из олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановой жидкости и высокотемпературной комплексной антиокислительной присадки со следующим соотношением компонентов, мас.%:

олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановая жидкость 91,0-98,0
высокотемпературная комплексная антиокислительная присадка 2,0-9,0,

отличающееся тем, что в качестве высокотемпературной антиокислительной присадки используется комплексное соединение железа (III) и олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксана с массовой долей железа не менее 0,35%, не содержащее в составе капроната железа.



 

Похожие патенты:
В настоящем изобретении предложена смазочная композиция для подшипников, содержащая базовое масло и, в качестве загустителя, комплексное кальциевое мыло, в которой использованы карбоновые кислоты, образующие вышеуказанное комплексное кальциевое мыло, неразветвленные замещенные или незамещенные С18-22 высшие жирные кислоты, ароматические монокарбоновые кислоты с замещенными или незамещенными бензольными кольцами и неразветвленные насыщенные С2-4 низшие жирные кислоты, причем вышеуказанные неразветвленные замещенные или незамещенные С18-22 высшие жирные кислоты включают бегеновую кислоту, и количество используемой бегеновой кислоты как массовое отношение к общему количеству вышеупомянутых неразветвленных замещенных или незамещенных С18 - 22 высших жирных кислот составляет от 25 до 70 мас.%.
Изобретение относится к защитным антикоррозионным составам, представляющим собой ингибированные пленкообразующие нефтяные составы, предназначенные для защиты от коррозии днищ автотранспортных средств. Задача защитного антикоррозионнного материала образовать защитную пленку, которая должна выполнять две функции, предотвращать появление коррозии на металлических поверхностях, а также иметь высокую механическую прочность и абразивную стойкость к ударам песка и гравия, не позволяя оставлять царапины на поверхности.

Изобретение относится к смазочным составам и может быть использовано при обработке узлов трения машин и механизмов, в частности тяжело нагруженных узлов трения, таких как пара «колесо-рельс», для уменьшения шумового эффекта, возникающего, например, при торможении поезда, а также при торможении вагонов рельсовыми тормозами при маневрировании на сортировочных горках.

Изобретение относится к смазочным маслам, обладающим противоразлагающими и/или самовосстанавливающими свойствами. Описано смазочное масло, содержащее: базовое масло и противоразлагающую добавку, содержащую нанокапсулы, имеющие средний размер частиц, составляющий от 1 до 500 нм; при этом нанокапсулы имеют ядро из нейтрализующего материала и полимерную оболочку, выполненную с возможностью высвобождения нейтрализующего материала в кислотной среде, причем оболочка содержит пиридинсодержащий полиуретан, пиридинсодержащую полимочевину, и нейтрализующий материал содержит С10-20 амин, С10-20 спирт или их комбинацию.

Настоящее изобретение относится к применению композиции консистентной смазки в качестве смазки для проволочных канатов и является: (i) композицией гибридной консистентной смазки на основе комплекса сульфоната кальция, содержащей базовое масло, по меньшей мере одну сверхосновную кальциевую соль органической сульфоновой кислоты, по меньшей мере один комплексообразующий агент и карбонат кальция, имеющий кальцитовую структуру, или (ii) композицией гибридной консистентной смазки на основе кальциевого комплекса, содержащей базовое масло, по меньшей мере одно кальциевое мыло по меньшей мере одной жирной кислоты, включающей жирную гидроксикислоту, и по меньшей мере один комплексообразующий агент, или (iii) смесью (i) и (ii), при этом композиция консистентной смазки согласно (i), (ii) и (iii) содержит в каждом случае 10–50 мас.

Настоящее изобретение относится к гидравлической жидкости, предназначенной для самолета. Жидкость содержит от 0,5 до 20 мас.% сложного полиэфира и не менее 50 мас.% базового компонента – эфира фосфорной кислоты в пересчете на массу гидравлической жидкости.

Изобретение относится к способу получения основы огнестойких гидравлических жидкостей на базе триарилфосфатов двухстадийным процессом. На первой стадии к раствору хлорокиси фосфора в ароматическом растворителе при 30-40°С капельно вводят раствор эквимолярной смеси трет-бутилфенола и третичного амина при мольном соотношении хлорокиси фосфора к трет-бутилфенолу 1:1,2-1,97.

Изобретение относится к процессам регенерации отработанных триарилфосфатных огнестойких турбинных масел. Способ регенерации заключается в том, что в отработанное бутилированное или ксиленольное огнестойкое турбинное масло в количестве 0,4-0,8 масс.

Изобретение относится к составам смазочных материалов, в частности к смазкам узлов трения колесных и гусеничных транспортных средств, и летательных аппаратов и может быть использовано в бортовых редукторах и приводных механизмах техники, работающей в интервале температур от минус 60°С (кратковременно до минус 65°С) до 150°С.

.Настоящее изобретение относится к способу приготовления гомогенной системы распределенного атомарного углерода в углеводородной жидкости, а также к способу формирования с его помощью поверхностного слоя из карбидов металлов на всех трущихся поверхностях двигателей внутреннего сгорания (ДВС), компрессоров поршневого типа, различных механизмов без их разборки, лопаток турбин, редукторов, подшипников скольжения и качения всех видов и т.д.
Изобретение относится к защитным антикоррозионным составам, представляющим собой ингибированные пленкообразующие нефтяные составы, предназначенные для защиты от коррозии днищ автотранспортных средств. Задача защитного антикоррозионнного материала образовать защитную пленку, которая должна выполнять две функции, предотвращать появление коррозии на металлических поверхностях, а также иметь высокую механическую прочность и абразивную стойкость к ударам песка и гравия, не позволяя оставлять царапины на поверхности.
Наверх