Импульсный плазменный коаксиальный ракетный двигатель на жидком рабочем теле

Изобретение относится к плазменным ракетным двигателям с жидким рабочим телом. Двигатель состоит из коаксиальной разрядной камеры с внешним цилиндрическим анодом, головки с центральным катодом, подключенных к источнику импульсного напряжения, системы хранения и подачи жидкого рабочего тела с клапаном и фитилем. Согласно изобретению двигатель имеет головку, выполненную в виде профилированного диска из сегнетодиэлектрика, в центральном сквозном отверстии которой, со стороны подачи рабочего тела, установлен запорный клапан, а в отверстии большего диаметра, со стороны разрядной камеры, установлен фитиль из пористой керамики, частично утопленный в центральной обкладке разрядного конденсатора, являющейся внутренним неподвижным катодом. На торцовой части направляющей втулки, со стороны разрядной камеры, выполнено седло клапана подачи рабочего тела, а в кольцевой канавке по центру внешней поверхности сегнетодиэлектрической головки выполнена вторая, наружная, обкладка разрядного конденсатора. При реализации изобретения достигаются повышенная надежность и больший ресурс за счет отсутствия высоких тепловых нагрузок от дуговых разрядов, снижение амплитуды разрядных токов с тысяч ампер до десятков ампер. 1 ил.

 

Заявляемое изобретение относится к области электроракетных двигателей, более конкретно к импульсным плазменным электроракетным двигателям.

Известна схема импульсного плазменного двигателя (ИПД), работающего на жидком рабочем теле (Advanced Plasma (Propulsion) Concepts at IRS, G. Herdrich, U. Bauder, A. Boxberger, R. A. Gabrielli, M. Lau, D. Petkow, M. Pfeiffer, C. Syring, S. Fasoulas, ADVANCES IN APPLIED PLASMA SCIENCE, Vol. 8, 2011, ISAPS'11, Hakone, стр. 2, фиг. 5), в которой имеется бак для хранения жидкого рабочего тела, линия импульсной подачи ЖРТ с отсечным клапаном, элемент подачи ЖРТ в разрядную камеру, представляющий собой фитиль или пористый керамический элемент и саму разрядную камеру с катодом и анодом, соединенными с высоковольтным источником питания и разрядным конденсатором через блок управления.

Кроме того, известен ИПД, работающий на воде с разрядными электродами, где первоначальная ионизация воды с капиллярной поверхности испарителя производится отдельным электродом игнайтером. Образовавшаяся порция ионизированного пара радиально впрыскивается в основную камеру ИПД и инициирует основной дуговой разряд между разрядными электродами. Собственное магнитное поле основного разрядного тока разгоняет образовавшуюся плазму, создавая эффективную реактивную тягу (INVESTIGATION OF THRUST MECHANISMS IN A WATER FED PULSED PLASMA THRUSTER DISSERTATION, Carsten A. Scharlemann The Ohio State University, 2003, стр. 47, 49, фиг. 5.4., 5.5.). Существенным недостатком таких двигателей является то, что в них используется дуговой разряд, где импульсные токи достигают тысячи Ампер, а накопительные электрические конденсаторы составляют существенную массу и объем от всей двигательной установки. Для обеспечения общего теплового режима и допустимых зарядных токов для накопительных конденсаторов частота генерируемых разрядов таких ИПД не превышает единиц Герц.

Предлагаемый импульсный плазменный коаксиальный ракетный двигатель, работающий на жидком рабочем теле, состоит из коаксиальной разрядной камеры с внешним цилиндрическим анодом, головки с центральным катодом, подключенных к источнику импульсного напряжения, системы хранения и подачи жидкого рабочего тела с клапаном и фитилем. Согласно изобретению головка двигателя выполнена в виде профилированного диска из сегнетодиэлектрика в центральном сквозном отверстии которой, со стороны подачи рабочего тела, установлен запорный клапан, а со стороны разрядной камеры, в отверстии большего диметра, расположена испарительная камера, из центра которой выходит стержень центрального катода, являющийся штоком привода клапана, в испарительной камере установлен фитиль из пористой керамики, частично утопленный в центральной цилиндрической обкладке разрядного конденсатора, являющейся внутренним неподвижным катодом. На торцовой части направляющей втулки штока, со стороны разрядной камеры, выполнено седло клапана подачи рабочего тела, а в кольцевой канавке по центру внешней поверхности сегнетодиэлектрической головки выполнена вторая, наружная, обкладка разрядного конденсатора.

Функциональная схема предлагаемого двигателя приведена на рисунке.

Двигатель состоит из сегнетодиэлектрической головки 1, внешнего цилиндрического анода 2, наружной обкладки разрядного конденсатора 3, корпуса двигателя 4. В корпусе размещена катушка электромагнитного привода 5, якорь привода 6, эластичная разделительная мембрана 7. Якорь 6 закреплен на штоке привода клапана 8, являющемся центральным катодом, на котором установлена тарелка газовой заслонки 9. Фитиль 10 установлен во внутреннем катоде (внутренней обкладке разрядного конденсатора) 11. Герметичность клапанной пары обеспечивает запорное кольцо 12, контактирующее в закрытом положении с торцевым участком направляющей шлицевой втулки 13. Запорная пружина 14 обеспечивает необходимое усилие прижатия запорного кольца 12 к седлу на торцевом участке втулки 13. Высоковольтный блок 15 обеспечивает подачу импульсного напряжения на разрядный промежуток между катодом 11 и анодом 2.

Буквами обозначены разрядная камера А, испарительная камера В и расходная камера С.

Для сообщения расходной камеры С с испарительной камерой В предусмотрены отверстия 16 в якоре 6, шлицы 17 во втулке 13 и отверстия 18 в донышке внутреннего катода 11.

В начале запуска на двигатель подается управляющее напряжение включения жидкостного запорного клапана. Электромагнитный привод с катушкой 5 притягивает якорь 6, преодолевая усилие пружины 14 и перемещая шток 8, открывает запорную пару 12, 13 отсечного клапана. Под действием избыточного давления газа через эластичную мембрану 7 жидкость из расходной камеры С поступает через отверстия 16 в якоре 6, шлицы 17 втулки 13, открытую запорную пару клапана и отверстия 18 в донышке внутреннего катода 11 на фитиль 10 и затем в испарительную камеру В. Одновременно с этим тарелка 9 газовой заслонки, на центральном катоде - штоке привода клапана 8, отходит от торцевой поверхности головки 1 и испарительная камера В соединяется с основной разрядной камерой А. После этого по командам управляющих импульсов длительностью от 0,5 до 2 мс в высоковольтном блоке формируются импульсы однополярного напряжения с амплитудой более 10 кВ, которые поступают в разрядную цепь двигателя, параллельно на обкладки разрядного конденсатора 3,11 (через катод 8) и разрядные электроды анод 2 и катод 11, возникающий периодический электрический разряд в испарительной камере, с торца внутреннего катода 11, нагревает и ионизирует пары воды у поверхности фитиля 10, которые выбрасываются из испарительной камеры В через зазор между газовой заслонкой 9 и головкой 1 в основную разрядную камеру А, где под действием основного разряда из паров воды образуется окончательная масса плазмы, а собственное магнитное поле радиальных токов между внешним анодом 2 и центральным катодом 8 вместе с термодинамическими силами ускоряет образовавшуюся плазму в аксиальном направлении, создавая реактивную тягу двигателя.

Основной режим работы на жидком рабочем теле предлагаемого импульсного плазменного двигателя реализуется на частотах разрядов от десятков до сотен Герц, сериями от двадцати и более импульсов.

В предлагаемом импульсном плазменном двигателе при эксплуатации возможна реализация «сухого режима», когда генерирующие тяговый импульс разряды происходят без включения жидкостного клапана. Рабочим телом в этом случае становятся только материалы самой сегнетодиэлектрической головки - титанат бария и металлы разрядных электродов. На таком режиме двигателя будет получена абсолютно высокая готовность в создании тяговых импульсов, однако при этом средняя тяга будет меньше примерно в 10 раз, чем тяга на режиме с жидким рабочим телом.

В высоковольтном блоке в качестве высоковольтного преобразователя и первичного накопителя электрической энергии используются катушки по схеме и с характеристиками близкими к искровым катушкам, применяемым в двигателях внутреннего сгорания.

Возможна реализация данного импульсного плазменного двигателя в широком диапазоне массогабаритных параметров, для микро и нано космических аппаратов различного назначения.

Преимущества по сравнению с существующими аналогами:

- Меньшие массогабаритные параметры двигательной установки за счет отсутствия отдельных накопительных конденсаторов большой емкости.

- Простота схемной и конструкторской реализации, меньшая стоимость изготовления.

- Повышенная надежность и больший ресурс за счет отсутствия высоких тепловых нагрузок от дуговых разрядов, снижение амплитуды разрядных токов с тысяч Ампер до десятков Ампер.

- Простота реализации двухрежимной работы, как на жидком, так и на твердом рабочем теле.

Импульсный плазменный коаксиальный ракетный двигатель, работающий на жидком рабочем теле, состоящий из коаксиальной разрядной камеры с внешним цилиндрическим анодом, головки с центральным катодом, подключенных к источнику импульсного напряжения, системы хранения и подачи жидкого рабочего тела с клапаном и фитилем, отличающийся тем, что головка двигателя выполнена в виде профилированного диска из сегнетодиэлектрика в центральном сквозном отверстии которой, со стороны подачи рабочего тела, установлен запорный клапан, а со стороны разрядной камеры, в отверстии большего диаметра, расположена испарительная камера, из центра которой выходит стержень центрального катода, являющийся штоком привода клапана, в испарительной камере установлен фитиль из пористой керамики, частично утопленный в центральной цилиндрической обкладке разрядного конденсатора, являющейся внутренним неподвижным катодом, на торцовой части направляющей втулки штока, со стороны разрядной камеры, выполнено седло клапана подачи рабочего тела, а в кольцевой канавке по центру внешней поверхности сегнетодиэлектрической головки выполнена вторая, наружная, обкладка разрядного конденсатора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике, в частности к катодам-компенсаторам электрических ракетных двигателей (ЭРД) электростатического типа ускорения (Холловского и ионного типа), в частности к безэлектродным плазменным источникам электронов с волновым источником плазмы. Технический результат - обеспечение возможности использования широкого круга рабочих тел, обеспечение возможности мгновенного выхода на номинальный режим работы источника электронов; обеспечение стабильного режима работы при низких мощностях; увеличение извлекаемого электронного тока за счет улучшения механизма поглощения мощности высокочастотного электромагнитного поля плазмой; увеличение ресурса работы.

Изобретение относится к системам газоснабжения газоразрядных узлов ионных источников и может быть использовано для газоразрядных источников ионов, применяемых в электроракетных ионных двигателях, технологических изделиях, обрабатывающих материалы в вакууме, и космических ионных источниках, взаимодействующих с объектами космического мусора.

Изобретение относится к ионным ракетным двигателям. Предложеный двигатель содержит соединенные между собой и расположенные соосно камеру, содержащую головку и цилиндрическую часть, к которой присоединен магнитный ускоритель плазмы и далее - сверхзвуковое газодинамическое сопло с сужающейся и расширяющейся частями, средство создания коронирующего разряда.

Ионный ракетный двигатель содержит соединенные между собой и расположенные соосно камеру сгорания, к которой присоединен магнитный ускоритель плазмы и далее - сверхзвуковое газодинамическое сопло с сужающейся и расширяющейся частями, по меньшей мере, один запальник, и средство создания коронирующего разряда.

Использование: в космической технике при наземной отработке новых моделей двигателей с замкнутым дрейфом электронов (ДЗДЭ) и при переводе их на альтернативные рабочие вещества. Способ ускоренного определения ресурса элементов ДЗДЭ, заключающийся в последовательном выполнении циклов работы двигателя, включающих нанесение на поверхность исследуемого элемента многослойного покрытия, состоящего из чередующихся пар оптически контрастных слоев, кратковременные испытание двигателя до полного распыления нанесенного покрытия, определение профиля эрозии многослойного покрытия по картине распыления, расчетное прогнозирование профиля эрозии за заданное время, механическая обработка исследуемого элемента с целью придания ему рассчитанной формы.

Изобретение относится к электроракетным двигательным установкам для использования на малых космических аппаратах (МКА) для их довыведения с опорной на целевую орбиту, коррекции и поддержания орбиты, ориентации, разгрузки систем ориентации, маневра между орбитами, увода МКА с целевой орбиты в конце его срока активного существования.

Изобретение относится к ракетной технике с использованием твердого топлива различного назначения и предназначено в первую очередь для систем ориентации космических аппаратов на орбите. Светоэрозионный ракетный двигатель содержит корпус с подвижной и управляемой поверхностью и сверхзвуковым соплом, светопрозрачной цилиндрической оболочкой, заполненной инертным газом, с электродами, расположенными на противоположных концах светопрозрачной оболочки и подключенными к высоковольтному разрядному конденсатору через импульсный размыкатель.

Изобретение относится к испытательному оборудованию для проведения стендовых испытаний - ракетным лабораторным двигателям на эффекте Холла, в частности торцевым холловским двигателям (ТХД), а также к испытательным стендам для исследования этих двигателей. Ракетный лабораторный двигатель на эффекте Холла содержит электрическую часть, магнитный контур, криостат, средства подключения к источникам напряжения и средства подачи плазмообразующего вещества.

Ионный ракетный двигатель содержит соединенные между собой и расположенные соосно камеру сгорания, содержащую головку с форсуночной плитой для распыла компонентов топлива и цилиндрическую часть, имеющую на плите форсунки горючего и окислителя, к которой присоединен магнитный ускоритель плазмы, и далее - сверхзвуковое газодинамическое сопло с сужающейся и расширяющейся частями, по меньшей мере один запальник и коронирующий электрод.

Ионный ракетный двигатель содержит соединенные между собой и расположенные соосно камеру сгорания и сверхзвуковое газодинамическое сопло. Камера сгорания содержит головку с форсуночной плитой для распыла компонентов топлива, цилиндрическую часть, и сужающе-расширяющуюся часть, к которой присоединен магнитный ускоритель плазмы.

Изобретение относится к ракетной технике. Ионный ракетный двигатель содержит соединенные между собой и расположенные соосно камеру, содержащую головку и цилиндрическую часть, к которой присоединен магнитный ускоритель плазмы и далее - сверхзвуковое газодинамическое сопло с сужающейся и расширяющейся частями, средство создания коронирующего разряда. Средство создания коронирующего разряда выполнено в виде коронирующего электрода, установленного вдоль оси симметрии камеры. Коронирующий электрод содержит «холодную» часть в головке и «горячую» часть с излучателем в полости камеры. Излучатель содержит остроконечные конусы. Внутри камеры установлены по меньшей мере два разгонных электрода. На выходном торце сверхзвукового газодинамического сопла установлен электрод-нейтрализатор. Камера и сверхзвуковое газодинамическое сопло выполнены с охлаждающим зазором между «холодной» и «горячей» стенками. Полость зазора соединена с патрубком пропеллента, установленным концентрично выходному торцу сопла, а лазерные свечи зажигания установлены в полости «холодной» части коронирующего электрода. При реализации изобретения достигается обеспечение надежного запуска и улучшение охлаждения. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх