Способ коррекции массы тела с помощью изменения уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии, возрастной физиологии и гигиене, для мониторинга индивидуальной нормы массы тела с учетом физической активности, а также для ранней коррекции уровня двигательной активности. Вначале у детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет и детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно I и II группы здоровья определяют массу тела в килограммах. Затем определяют среднесуточное количество локомоций в тысячах шагов. Далее определяют уровень привычной двигательной активности (ПДА) по среднесуточному количеству локомоций в тысячах шагов. Далее рассчитывают коэффициент нормативного соответствия массы тела к суточному количеству локомоций по формуле масса тела в кг/суточному количеству локомоций в тысячах шагов. Затем исходя из уровня привычной двигательной активности проводят центильное распределение по коэффициенту нормативного соответствия массы тела к суточному количеству локомоций. Затем в случае определения менее 25 или более 75 центиля коэффициента нормативного соответствия рекомендуется изменить двигательную активность ребенка. Способ обеспечивает коррекцию массы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста за счет определения должного уровня двигательной активности. 3 пр., 5 табл.

 

Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии, возрастной физиологии и гигиене для мониторинга индивидуальной нормы массы тела с учетом физической активности, а также для ранней коррекции уровня двигательной активности.

Масса тела ребенка является одним из основных показателей физического развития детского организма. При этом в антропометрических стандартах, широко используемых в возрастной физиологии и педиатрической практике, показатели массы тела представлены в сочетании с длиной тела и на этой основе разработаны оценочные таблицы как по её норме, так недостатке и избытке – ИМТ (Доскин В.А., 1997; Воронцов И.М., Мазурин А.В., 2009).

Вместе с тем существенную роль в необходимости дополнительного уточнения оценочных критериев антропометрических показателей детей здоровой популяции вносят процессы акселерации и ретардации (Е. З. Година, 2009; А.А. Баранов и соавт., 2012). Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) на начало XXI века представлены эталонные нормы роста детей до 5 лет - «WHO Child Growth Standards», а также детей и подростков от 5 до 19 лет - «WHO Growth Reference…» (De Onis M. et al., 2006, 2007). При этом делается акцент на то, что сопоставимость результатов физического развития детей, полученных в разных странах и регионах мира, считается возможным, если удовлетворяются необходимые потребности детей в питании, правильном уходе, медико-санитарной помощи и здоровой окружающей среды. Как результат, если на сегодняшний день нормы роста детей до 5 лет по рекомендациям ВОЗ считают признанной методикой в более 100 стран мира, то при оценке роста и физического развития старших дошкольников и школьников выявлено существенное региональные и национальные различия (Ямпольская Ю.А. и соавт., 2011; Скоблина Н.А. и соавт., 2013; Мартинчик А.Н. и соавт., 2015; De Onis M. et al., 2009, 2012; Li H. et al., 2009; Kulaga Z. et al., 2010; Mansourian M. et al., 2012).

В связи с этим, несмотря в целом на положительную оценку предлагаемых стандартов (прежде всего, возможность унификации методики оценки массы тела детей до 5-ти лет на основе показателей роста) возникает необходимость дополнительных разработок с учетом выявленных недостатков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Также, необходимо учитывать, что, несмотря на стандартизацию исследований антропометрических параметров, до настоящего времени в методике оценки массы тела у детей нет единого подхода. В частности, с учетом рекомендации ВОЗ метод сигмальных отклонений (величина z-score) в основном используют детские эндокринологи для оценки нутритивного статуса детей. При этом ожирение у детей и подростков констатируют при +2,0 SD, а избыток массы тела от + 1,0 до 2,0 SD (Дедов И.И.и соавт., 2016; Оценка физического развития детей и подростков. Методические рекомендации, 2018). В то же время по данным Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук уже в начале XXI века в физическом развитии детей наблюдается явление «грациализации» телосложения, изменение тотальных размеров тела, а также увеличение в популяции количества низкорослых детей (Ямпольская Ю.А. и соавт., 2011; Баранов А.А. и соавт., 2012; Изотова Л.Д. и соавт., 2015).

При этом признается, что надежной теоретической основы для формирования межвозрастных антропометрических стандартов пока не создано. С одной стороны, увеличение тотальных размеров рассматривается как положительный показатель, своего рода явление акселерации роста и развития. С другой стороны, на этой основе снижение функциональных возможностей характеризует физиологическую дискоординацию морфофункционального развития современных школьников (Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А., 2013). В связи с этим, принимаются попытки формирования оценочных шкал массы тела для детей высокорослых, а также детей с относительно узкой или широкой грудной клеткой или выраженной брахиморфией для мальчиков и астеноидностью телосложения для девочек. Однако теоретическая обоснованность и практическая ценность такого подхода пока не получают достаточного подтверждения (Воронцов И.М., Мазурин А.В., 2009).

Кроме того, распределение массы тела как по возрасту, так и по длине тела существенно ассиметрично. Поэтому использование сигмальных параметрических шкал носит очень дискуссионный характер и предпочтительны непараметрические оценки (А.А.Ушаков, 2008). Предложены актуальные центильные таблицы для проведения антропометрических исследований у детей 6-17 лет, на примере Тверской области (Дадабаев В.К., 2016). При этом на основе современных тенденций физического развития детей и подростков делается заключение, что данные нормативы должны быть только региональными, что также является дискуссионным и вызывает необходимость поиска альтернативных методов оценки как роста, так и массы тела (Скоблина Н.А. и соавт., 2013).

В связи с этим необходимость уточнения нормативных показателей массы тела детей здоровой популяции остается актуальным и во многом определено дополнительным требованием более точной идентификации её критических значений, как предиктора довольно распространенной в педиатрической практике патологии – ожирения. К настоящему времени единственным широко используемым критерием диагностики ожирения и выявления избытка массы тела у детей и подростков остается индекс массы тела (ИМТ) или индекс Кетле, который вычисляется с обязательным учетом роста по формуле: ИМТ = масса (кг)/ рост2 (м) (Доскин В.А. и соавт., 1997, 2011; Дедов И.И. и соавт., 2006, 2016).

Однако и этот метод расчета ИМТ имеет существенные недостатки. Так, не учитываются индивидуально-типологические особенности организма, прежде всего типовой показатель функциональной составляющей синтетической конституции – уровень привычной двигательной активности, а также не исключается возможность ложноположительного заключения о наличие ожирения у лиц с атлетическим телосложением. Как результат, по мнению ведущих ученых поиски способов нормативной оценки массы тела, а также дополнительной разработки индексов массы тела в педиатрии должны продолжаться (Воронцов И.М., Мазурин А.В., 2009; Баранов А.А. и соавт., 2012; Kolpakov V.V. et al., 2008).

Значительный эмпирический опыт свидетельствует, что физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития тесно взаимосвязаны с двигательной сферой, а её уровень может во многом характеризовать как морфофункциональные особенности детского организма, так и адаптивные модификации (Аршавский И.А., 1982; Колпаков В.В. и соавт., 2011; Сонькин В.Д. и соавт., 2011). При этом необходимо учитывать, что параметры физической активности, обеспечивающие оптимальный эффект как при становлении, так и коррекции массы тела, являются строго индивидуальными. Несоответствие имеющегося уровня физической активности биологическим потребностям детского организма может приводить к дисгармоничному развитию и отклонениям в состоянии здоровья. В возрастной физиологии и педиатрической практике одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих начало таких проявлений является отклонение массы тела. Однако и в настоящее время, несмотря на признание ведущей роли физической активности в нормализации избытка массы тела, ее количественная характеристика в основном носит рекомендательный характер без учета индивидуально-типологических особенностей организма (Бальсевич В.К., 2009; Кучма В.Р., 2010; Доскин В.А., Макарова З.С., 2011; Кобзева О.Н., 2015; Способ… 2295326; Способ… 2405427).

В связи с этим за методологическую основу настоящего способа оценки массы тела у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста принята концепция типологической вариабельности физиологической индивидуальности – функциональных типов конституции (Колпаков В.В. и соавт., 2011).

В свою очередь базовой (аналоговой) основой для установления оптимальной массы тела, а также идентификации ее критических зон является необходимый уровень строго дозированной повседневной физической активности – суточного количества локомоций (Способ центильного распределения и парциальной оценки уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Колпаков В. В., Ткачук А. А., Томилова Е. А., Беспалова Т. В. // Патент на изобретение RU 2736005 от 11.11.2020. Заявка № 2020102501 от 20.01.2020)

Известен «Способ коррекции избыточного веса» (патент RU 2712802), который включает в себя психокоррекционные занятия, одновременно проводят не менее тридцати спортивных занятий, одновременно с периодичностью 2-3 раза в неделю проводят не менее двадцати сеансов физиопроцедур.

Однако данный способ не учитывает типовые различия конституционального признака – уровня привычной двигательной активности детей здоровой популяции.

Наиболее близким аналогом является изобретение «Способ коррекции массы тела человека» (патент RU 2405427). Способ включает применение низкокалорийной пищи, дозированной физической нагрузки. Назначают 3-4-дневное голодание без ограничения потребления жидкости, употребление маложирных или обезжиренных продуктов в течение одного-двух последующих дней выхода из голода, затем ежедневное потребление низкокалорийной пищи 1000-1200 ккал/сут до 12-14 дня с начала лечения; ежедневное воздействие на пациента со стороны лица полноспектральным искусственным светом с интенсивностью освещения не менее 2000 лк или естественным светом в течение 1-2 ч в день одновременно или поочередно с ежедневными физическими нагрузками.

Однако данный способ не учитывает типовые различия конституционального признака – уровня привычной двигательной активности детей здоровой популяции.

Техническим результатом является коррекция массы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста за счет определения должного уровня двигательной активности

Данный способ осуществляется следующим образом: у детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет и детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно I и II группы здоровья

определяют массу тела в килограммах;

затем определяют среднесуточное количество локомоций в тысячах шагов;

далее определяют уровень привычной двигательной активности (ПДА) по среднесуточному количеству локомоций в тысячах шагов: при значении от 3 до 6 включительно определяется низкий уровень двигательной активности (НПДА); при значении от 7 до 11 включительно – средний уровень двигательной активности (СПДА); при значении от 12 и выше – высокий уровень двигательной активности (ВПДА);

далее рассчитывают коэффициент нормативного соответствия массы тела к суточному количеству локомоций по формуле масса тела в кг / суточному количеству локомоций в тысячах шагов;

затем, исходя из уровня привычной двигательной активности, проводят центильное распределение по коэффициенту нормативного соответствия массы тела к суточному количеству локомоций (табл. 1, 2, 3, 4):

Таблица 1

Центильное распределение коэффициента нормативного соответствия у мальчиков старшего дошкольного возраста

ПДА Центили
3 5 10 25 50 75 90 95 97
НПДА 2,63 2,79 3,12 3,83 4,08 5,11 6,48 7,8 8,46
СПДА 1,46 1,52 1,7 1,93 2,22 2,6 3,06 3,46 3,64
ВПДА 1,04 1,08 1,18 1,27 1,43 1,65 1,86 2,03 2,1

Таблица 2

Центильное распределение коэффициента нормативного соответствия у мальчиков младшего школьного возраста

ПДА Центили
3 5 10 25 50 75 90 95 97
НПДА 3,44 3,58 3,99 4,58 5,68 7,11 8,5 10,54 11,62
СПДА 2,01 2,07 2,24 2,42 2,78 3,07 3,49 3,83 3,98
ВПДА 1,33 1,38 1,43 1,57 1,79 2,06 2,2 2,38 2,46

Таблица 3

Центильное распределение коэффициента нормативного соответствия у девочек старшего дошкольного возраста

ПДА Центили
3 5 10 25 50 75 90 95 97
НПДА 1,93 2,13 2,71 3,39 5,04 6,63 9,14 12,1 13,68
СПДА 1,29 1,35 1,49 1,66 1,96 2,16 2,48 2,75 2,87
ВПДА 0,92 0,96 1,06 1,19 1,38 1,6 1,77 1,94 2,01

Таблица 4

Центильное распределение коэффициента нормативного соответствия у девочек младшего школьного возраста

ПДА Центили
3 5 10 25 50 75 90 95 97
НПДА 2,77 3,01 3,4 4,31 6,15 9,01 11,67 15,57 17,71
СПДА 1,52 1,62 1,9 2,22 2,76 3,22 3,9 4,44 4,67
ВПДА 0,93 1,01 1,19 1,44 1,64 2,15 2,48 2,8 2,94

затем в случае определения менее 25 или более 75 центиля коэффициента нормативного соответствия рекомендуется изменить двигательную активность ребенка в тысячах шагов до уровня (табл. 5):

Таблица 5.

Уровень корректировки привычной двигательной активности в случае определения менее 25 или более 75 центиля коэффициента нормативного соответствия

ПДА Старший дошкольный возраст Младший школьный возраст
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
НПДА от 4,894 до 6,01 включительно от 3,769 до 5,811 включительно от 6,763 до 4,461 включительно от 3,827 до 5,802 включительно
СПДА от 9,217 до 10,862 включительно от 9,148 до 10,581 включительно от 10,108 до 11,582 включительно от 9,313 до 10,822 включительно
ВПДА от 13,915 до 15,717 включительно от 13,737 до 15,511 включительно от 15,026 до 17,172 включительно от 13,935 до 15,976 включительно

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Объектом исследования являются старшие дошкольники и младшие школьники I-II групп здоровья муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений (МАДОУ) и Муниципальных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ (МОУСОШ). Количество обследованных (n) – 840 детей (мальчиков старшего дошкольного возраста – 222, средний возраст 6,0±0,2 лет и младшего школьного возраста – 250 средний возраст 7,5±0,3 лет; девочек старшего дошкольного возраста – 181 средний возраст 6,1±0,2 лет и младшего школьного возраста – 187 средний возраст 7,4±0,3 лет).

По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проводилась с применением пакета прикладных программ «Biostat» и «SPSS Statistics 17.0». Для выявления различий в уровне распределения типового признака – привычной двигательной активности (ПДА), а также массы тела применялся непараметрический тест с учетом критерия χ2 Пирсона. Для выявления взаимосвязи между вышеуказанными показателями проводился корреляционный анализ.

Пример 1. Мальчик, 6 лет, посещает дошкольное общеобразовательное учреждение, активных жалоб не предъявляет. Масса тела – 23 кг, суточное количество локомоций – 10125.

Алгоритм:

1. Определяем массу тела ребенка – 23 кг.

2. Суточное количество локомоций –10125 шагов.

3. Определяем уровень привычной двигательной активности – средний уровень

4. Рассчитываем коэффициент нормативного соответствия (КНС) массы тела суточному количеству локомоций (23/10,125 = 2,27)

5. С учетом полученных данных определяем центильное распределение КНС для мальчиков 2,27 (коридор 50 – 75 центиль).

6. Заключение: показатель находится в зоне 25-75 центиля и считается оптимальным для мальчика данного возраста, коррекция ПДА и массы тела данному ребенку не показана. Рекомендовано наблюдение педиатра (при увеличении массы тела своевременно провести коррекцию по уровню ПДА).

Пример 2. Мальчик, 6 лет, посещает дошкольное общеобразовательное учреждение, активных жалоб не предъявляет. Масса тела – 25 кг, суточное количество локомоций – 4625.

Алгоритм:

1. Определяем массу тела ребенка – 25 кг.

2. Суточное количество локомоций – 4625 шагов.

3. Определяем уровень привычной двигательной активности – низкий уровень.

4. Рассчитываем коэффициент нормативного соответствия (КНС) массы тела суточному количеству локомоций (25/4,625 = 5,4)

5. С учетом полученных данных определяем центильное распределение КНС для мальчиков 5,4 (коридор 75 – 90 центиль).

6. КНС выше 75 центиля и выходит из оптимальной зоны, следовательно, рекомендуется изменить привычную двигательную активность ребенка до уровня от 4,894 до 6,01 шагов включительно.

Пример 3. Девочка, 6 лет, посещает дошкольное общеобразовательное учреждение, активных жалоб не предъявляет. Масса тела – 26 кг, суточное количество локомоций – 3 288.

Алгоритм:

1. Определяем массу тела ребенка – 29 кг.

2. Суточное количество локомоций – 3088 шагов.

3. Определяем уровень привычной двигательной активности – низкий уровень.

4. Рассчитываем коэффициент нормативного соответствия массы (КНС) тела суточному количеству локомоций (29/3,088=9,4)

5. С учетом полученных данных определяем центильное распределение КНС для девочек 9,4 (90-95 центиль).

6.Заключение: показатель находится в зоне 90-95 центиля, что указывает на необходимость коррекции уровня ПДА для данного ребенка. Наиболее физиологичной будет коррекция в пределах свой группы, то есть повышение уровня ПДА необходимо осуществлять от 3,769 до 5,811 включительно шагов в сутки.

Таким образом, основное преимущество предлагаемого способа определено тем, что разработка нормативных таблиц центильного распределения массы тела проведено с учетом типового различия конституционального признака – уровня привычной двигательной активности детей здоровой популяции, что позволило без дополнительных расчетов:

а) идентифицировать количественные зоны («центильные коридоры»), характеризующие очень низкие, низкие, ниже средних, средние, выше средних, высокие и очень высокие величины массы тела;

б) предложить коэффициент нормативного соответствия массы тела суточному количеству локомоций для каждого центильного коридора;

в) дать оценку МТ у детей с низкой, средней и высокой двигательной активностью;

г) установить количественные критерии последовательного (центильного) повышения уровня двигательной активности при коррекции избыточной массы тела.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. Основы негэнтропии, теории онтогенеза / И. А. Аршавский. – М.: Наука, 1982.-270 с.

2. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К.Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.

3. Баранов А. А. Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина, О. Ю. Милушкина, Н. А. Бокарева // Актуальные вопросы педиатрии, 2012.- № 12.- С. 35-40

4. Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней / И. М. Воронцов, А. В. Мазурин. – СПб.: Фолиант, 2009. – 1008 с.

5. Година Е. З. Секулярный тренд: история и перспективы / Е. З. Година // Физиология человека, 2009.- Т. 35.- № 6.- С. 128-135

6. Дадабаев В.К. Разработка актуальных центильных таблиц для проведения антропометрических исследований у детей 6-17 лет, на примере Тверской области / В.К.Дадабаев, Е.А.Малышева, И.В.Озерова, Р.В.Майоров // Врач-аспирант. ООО «Издательство «Научная книга» (Воронеж), 2016. Т.76, №3.2, С.281-286

7. Дедов И. И. Ожирение: этиология, патогенез, клинические аспекты / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко.- М.: ООО Медицинское информационное агенство, 2006.- № 2.- С. 7-8.

8. Дедов И.И. Детская эндокринология / И.И.Дедов, В.А.Петеркова, О.А.Малиевский, Т.Ю.Ширяева. – Москва, 2016. – 256 с.

9. Доскин В.А. Морфофункциональные константы детского организма: справочник / В.А.Доскин, Х.Келлер, Н.М.Мураенко и др.- М.: Медицина, 1997. – 288 с.

10. Доскин В.А. Дифференциальная диагностика детских болезней / В.А.Доскин, З.С. Макарова. – МИА. – 2011. – 600 с.

11. Изотова Л.Д. Современные взгляды на проблему оценки физического развития детей и подростков / Л.Д.Изотова // Казанский медицинский журнал, 2015, Том 96, №6. С.1015-1021.

12. Кобзева О.Н. Теория 10000 шагов / О.Н.Кобзева // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2015, №11. – С.68-71.

13. Колпаков В.В. Системный анализ индивидуально-типологических особенностей организма / В.В.Колпаков, Т.В.Беспалова, Е.А.Томилова и др. //Физиология человека. - 2011. – Том 37. - №6. – С. 111-124.

14. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 480 с.

15. Мартинчик А.Н. Ретроспективная оценка антропометрических показателей детей России в 1994-2012 гг. по новым стандартам ВОЗ / А.Н.Мартинчик, А.К.Батурин, Э.Э.Кешабянс, Е.В.Пескова // Педиатрия, 2015. Том 94. №1. С.156-160.

16. Милушкина О.Ю. Особенности формирования морфофункционального состояния современных школьников / О.Ю.Милушкина, Н.А.Бокарева // Здравоохранение Российской Федерации, 2013, №5. С.37-38.

17. Оценка физического развития детей и подростков. Методические рекомендации // Нормативно-методические и справочные материалы, 2018. №1 (194) с.4-79.

18. Скоблина Н.А. Современные тенденции физического развития детей и подростков / Н.А.Скоблина, В.Р.Кучма, О.Ю.Милушкина, Н.А.Бокарева // Здоровье населения и среда обитания, 2013. №8 (245). С.9-12.

19. Сонькин В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе / В. Д. Сонькин, Р. В. Тамбовцева.−М.: Либроком, 2011.−368 с.

20. Ушаков А.А. Использование центильного метода статистики в практике научных исследований / А.А.Ушаков // Успехи современного естествознания, 2008. №5. www.rae.ru.

21. Ямпольская Ю.А. Лонгитудинальные исследования показателей физического развития школьников г. Москвы (1960, 1980, 2000 гг.) / Ю.А. Ямпольская, Н.А.Скоблина, Н.А.Бокарева // Вестн.антропол. 2011, №20. С.63-70.

22. De Onis M., Garza C., Onyango A.W., Martorell R. WHO Child Growth Standards. Acta Paediatrica. 2006; 450: 1–101

23. De Onis M., Onyango A.W., Borghi E. et al. Development of a WHO growth reference for school-aged children and adolescents. Bulletin of the World Health Organization. 2007; 85: 660–667

24. De Onis M., Garza C., Onyango A.W., RollandCachera M.F. Le Comité de nutrition de la Société française de pédiatrie «WHO growth standards for infants and young children». Arch. Pediatr. 2009; 16 (1): 47–53.

25. De Onis M., Onyango A., Borghi E. et al. Worldwide implementation of the WHO Child Growth Standards. Pub. Health Nutrit. 2012: 15 (9): 1603–1610.

26. Kulaga Z., Litwin M., Tkaczyk M. et al. The height-, weight-, and BMI-for-age of Polish school-aged children and adolescents relative to international and local growth references. BMC Public Health. 2010; 4 (10): 109.

27. Kolpakov V.V. The Concept of Typological Variability of Physiological Individuality: I. Intrapopulation Diversity of Human Habitual Physical Activity and its Typological Estimation. /Kolpakov V.V., Bespalova T.V., Bragin A.V. //Human physiology. -2008.- № 4. -P.500-511.

28. Li H., Ji C.Y., Zong X.N., Zhang Y.Q. Body mass index growth curves for Chinese children and adolescents aged 0 to 18 years. Zhonghua Er Ke Za Zhi. 2009; 47 (7): 493–498.

29. Mansourian M., Marateb H.R., Kelishadi R. et al. First growth curves based on the World Health Organization reference in a Nationally-Representative Sample of Pediatric Population in the Middle East and North Africa (MENA): the CASPIAN-III study. BMC Pediatr. 2012; 12: 149.

30. Who Development of a WHO growth reference for school-aged children and adolescents. Geneva, Switzerland: Butt, of the WHO 09. 2007; 85 (9): 660-667. DOI: 10.2471/BLT.07.043497.

Who Child Growth Standards: Head circumference-for-age, afm circumference-for-age, triceps skinfold-for-age and subscapular skinfold-for-age. Methods and development. Geneva, Switzerland: WHO, Geneva. 2007; 271 p.

Способ коррекции массы тела с помощью изменения уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, включающий применение дозированной нагрузки и отличающийся тем, что у детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет и детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно I и II группы здоровья корректируют уровень двигательной активности с помощью следующей последовательности действий:

определяют массу тела в килограммах,

затем определяют среднесуточное количество локомоций в тысячах шагов,

далее определяют уровень привычной двигательной активности по среднесуточному количеству локомоций в тысячах шагов: при значении менее 6 включительно определяется низкий уровень двигательной активности; при значении от 7 до 11 включительно – средний уровень двигательной активности; при значении от 12 и выше – высокий уровень двигательной активности,

далее рассчитывают коэффициент нормативного соответствия массы тела к суточному количеству локомоций по формуле масса тела в кг / суточному количеству локомоций в тысячах шагов,

затем исходя из уровня привычной двигательной активности проводят центильное распределение по коэффициенту нормативного соответствия массы тела к суточному количеству локомоций:

у мальчиков старшего дошкольного возраста при низком уровне двигательной активности: 3 центиль – 2,63; 5 центиль – 2,79; 10 центиль - 3,12; 25 центиль – 3,83; 50 центиль – 4,08; 75 центиль – 5,11; 90 центиль – 6,48; 95 центиль – 7,8; 97 центиль – 8,46;

у мальчиков старшего дошкольного возраста при среднем уровне двигательной активности: 3 центиль – 1,46; 5 центиль – 1,52; 10 центиль - 1,7; 25 центиль – 1,93; 50 центиль – 2,22; 75 центиль – 2,6; 90 центиль – 3,06; 95 центиль – 3,46; 97 центиль – 3,64;

у мальчиков старшего дошкольного возраста при высоком уровне двигательной активности: 3 центиль – 1,04; 5 центиль – 1,08; 10 центиль - 1,18; 25 центиль – 1,27; 50 центиль – 1,43; 75 центиль – 1,65; 90 центиль – 1,86; 95 центиль – 2,03; 97 центиль – 2,1;

у мальчиков младшего школьного возраста при низком уровне двигательной активности: 3 центиль – 3,44; 5 центиль – 3,58; 10 центиль - 3,99; 25 центиль – 4,58; 50 центиль – 5,68; 75 центиль – 7,11; 90 центиль – 8,5; 95 центиль – 10,54; 97 центиль – 11,62;

у мальчиков младшего школьного возраста при среднем уровне двигательной активности: 3 центиль – 2,01; 5 центиль – 2,07; 10 центиль - 2,24; 25 центиль – 2,42; 50 центиль – 2,78; 75 центиль – 3,07; 90 центиль – 3,49; 95 центиль – 3,83; 97 центиль – 3,98;

у мальчиков младшего школьного возраста при высоком уровне двигательной активности: 3 центиль – 1,33; 5 центиль – 1,38; 10 центиль - 1,43; 25 центиль – 1,57; 50 центиль – 1,79; 75 центиль – 2,06; 90 центиль – 2,2; 95 центиль – 2,38; 97 центиль – 2,46;

у девочек старшего дошкольного возраста при низком уровне двигательной активности: 3 центиль – 1,93; 5 центиль – 2,13; 10 центиль - 2,71; 25 центиль – 3,39; 50 центиль – 5,04; 75 центиль – 6,63; 90 центиль – 9,14; 95 центиль – 12,1; 97 центиль – 13,68;

у девочек старшего дошкольного возраста при среднем уровне двигательной активности: 3 центиль – 1,29; 5 центиль – 1,35; 10 центиль - 1,49; 25 центиль – 1,66; 50 центиль – 1,96; 75 центиль – 2,16; 90 центиль – 2,48; 95 центиль – 2,75; 97 центиль – 2,87;

у девочек старшего дошкольного возраста при высоком уровне двигательной активности: 3 центиль – 0,92; 5 центиль – 0,96; 10 центиль - 1,06; 25 центиль – 1,19; 50 центиль – 1,38; 75 центиль – 1,6; 90 центиль – 1,77; 95 центиль – 1,94; 97 центиль – 2,01;

у девочек младшего школьного возраста при низком уровне двигательной активности: 3 центиль – 2,77; 5 центиль – 3,01; 10 центиль - 3,4; 25 центиль – 4,31; 50 центиль – 6,15; 75 центиль – 9,01; 90 центиль – 11,67; 95 центиль – 15,57; 97 центиль – 17,71;

у девочек младшего школьного возраста при среднем уровне двигательной активности: 3 центиль – 1,52; 5 центиль – 1,62; 10 центиль - 1,9; 25 центиль – 2,22; 50 центиль – 2,76; 75 центиль – 3,22; 90 центиль – 3,9; 95 центиль – 4,44; 97 центиль – 4,67;

у девочек младшего школьного возраста при высоком уровне двигательной активности: 3 центиль – 0,93; 5 центиль – 1,01; 10 центиль - 1,19; 25 центиль – 1,44; 50 центиль – 1,64; 75 центиль – 2,15; 90 центиль – 2,48; 95 центиль – 2,8; 97 центиль – 2,94;

затем в случае определения менее 25 или более 75 центиля коэффициента нормативного соответствия рекомендуется изменить двигательную активность ребенка в тысячах шагов до уровня:

у мальчиков старшего дошкольного возраста при низком уровне двигательной активности – от 4,894 до 6,01 включительно;

у мальчиков старшего дошкольного возраста при среднем уровне двигательной активности – от 9,217 до 10,862 включительно;

у мальчиков старшего дошкольного возраста при высоком уровне двигательной активности – от 13,915 до 15,717 включительно;

у мальчиков младшего школьного возраста при низком уровне двигательной активности – от 6,763 до 4,461 включительно;

у мальчиков младшего школьного возраста при среднем уровне двигательной активности – от 10,108 до 11,582 включительно;

у мальчиков младшего школьного возраста при высоком уровне двигательной активности – от 15,026 до 17,172 включительно;

у девочек старшего дошкольного возраста при низком уровне двигательной активности – от 3,769 до 5,811 включительно;

у девочек старшего дошкольного возраста при среднем уровне двигательной активности – от 9,148 до 10,581 включительно;

у девочек старшего дошкольного возраста при высоком уровне двигательной активности – от 13,737 до 15,511 включительно;

у девочек младшего школьного возраста при низком уровне двигательной активности – от 3,827 до 5,802 включительно;

у девочек младшего школьного возраста при среднем уровне двигательной активности – от 9,313 до 10,822 включительно;

у девочек младшего школьного возраста при высоком уровне двигательной активности – от 13,935 до 15,976 включительно.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к медицине, а именно к способу измерения показателей состояния здоровья с помощью носимого устройства. Носимое устройство содержит корпус для закрепления на теле пользователя, расположенные внутри корпуса источник питания и контроллер, интерфейс беспроводной связи, устройство вывода, а также первый и второй датчики, расположенные на корпусе или в нем.

Группа изобретений относится к медицине. Способ для выделения частоты сердечных сокращений плода из измеренного сигнала ЭКГ, содержащего сигнал ЭКГ плода, сигнал материнской ЭКГ и шум, осуществляют с помощью системы, содержащей процессор компьютера, память команд, пиковый детектор, устройство сбора сигналов, пространственный фильтр и идентификатор QRS-комплекса плода.
Изобретение относится к области психологии и психофизиологии и может быть использовано в судопроизводстве, в подборе кадров, проведении скрининговых проверок и корпоративных расследований. Устройство содержит первую видеокамеру, установленную с обеспечением возможности съема видеоинформации с лица пациента, вторую видеокамеру, установленную с возможностью съема видеоинформации с ног пациента, третью видеокамеру, установленную с возможностью съема видеоинформации с тела пациента, высокочувствительный микрофон, устанавливаемый вблизи рта пациента.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для контроля состояния пострадавшего в медицине катастроф: на месте происшествия и при транспортировке пострадавшего. .

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в практической медицине для неинвазивной диагностики заболеваний бронхолегочной системы. Осуществляют регистрацию трех типов аудиозаписей от пациента: кашля, дыхания, речи, осуществляют дискретное интегральное преобразование аудиозаписей, результатом которого является получение набора спектрограмм этих аудиозаписей, проводят дополнительную сегментацию спектрограмм на отдельные фрагменты с пересечениями по времени, применяют к полученным фрагментам спектрограмм методы предобработки сигнала с применением сверхточных линейных слоев и получением набора векторов признаков, которые подают на вход сверточной нейронной сети для классификации с получением на выходе сформированного вектора признаков, проводят объединение полученных векторов признаков от трех исходных аудиозаписей, преобразуют объединения полученных векторов с применением линейного слоя и по полученным результатам формируют заключение о здоровье пациента.

Изобретение относится к медицине, а именно к медико-психологической реабилитации и медицинской психологии. Обследуемому проводят компьютерное тестирование для оценки показателей сложной зрительно-моторной реакции и определяют среднее время реакции без помех (СЗМРбп) и среднее время реакции с помехами (СЗМРсп).
Изобретение относится к медицине, а именно к детской неврологии, и может быть использовано для диагностики нарушения моторного развития детей. Проводят функциональное обследование в антигравитационной позе лежа на животе с опорой на предплечья или ладони.

Изобретение относится к медицине, а именно к диагностике. Выполняют анализ эффективности предыдущей терапии, для этого определяют пол, при этом у женского пола дополнительно определяют фертильность.

Изобретение относится к медицине, а именно к акушерству и гинекологии, и может быть использовано для определения степени дисплазии шейки матки. У пациенток в процессе клинического осмотра с использованием видеокольпоскопа записывают видео-осмотр влагалища и шейки матки в Full HD разрешении.
Изобретение относится к области медицины, в частности к сердечно-сосудистой хирургии, и предназначено для прогнозирования развития критической ишемии в срок до 5 лет от начала заболевания облитерирующим атеросклерозом артерий нижних конечностей. Осуществляют генотипирование полиморфизма -250 G>A гена LIPC.
Изобретение относится к области медицины, в частности к сосудистой хирургии, и предназначено для прогнозирования развития прогрессирования атеросклеротического поражения после открытых вмешательств на артериях нижних конечностей. В периферической венозной крови методом иммуноферментного анализа в первый час после операции определяют белки Всl-2 и sFas.
Наверх