Адаптивная стартер-генераторная система

Изобретение относится к области электротехники и силовой электроники и может быть использовано при построении стартер-генераторных систем для автономных объектов.

Адаптивная стартер-генераторная система содержит m-фазный синхронный генератор с возбуждением от постоянных магнитов, m-фазный по входным зажимам преобразователь частоты с естественной коммутацией на базе непосредственного преобразователя частоты, выход которого подключён к трехфазной нагрузке переменного тока и к зажимам трехфазного АС-DC преобразователя, построенного на базе двунаправленного инвертора напряжения, выход которого в звене постоянного тока подключён к зажимам двунаправленного DC-DC преобразователя, последовательно соединенного с аккумуляторной батареей и нагрузкой постоянного тока. К выходным зажимам синхронного генератора подключён m-фазный АС-DC преобразователь, построенный на базе двунаправленного инвертора напряжения, выход которого в звене постоянного тока подключен параллельно к выходным зажимам в звене постоянного тока трехфазного АС-DC преобразователя. Включение в состав стартер-генераторной системы m-фазного АС-DC преобразователя позволяет уменьшить массу синхронного генератора за счёт уменьшения величины неактивной мощности, потребляемой от него, а также повысить коэффициент полезного действия в режиме электростартерного запуска от сети постоянного тока и повысить надежность обеспечения режимов генерирования и электростартерного запуска за счет реализации адаптивного характера построения системы. 1 ил.

 

Изобретение относится к области электротехники и силовой электроники и может быть использовано при построении стартер-генераторных систем для летательных аппаратов, дизель - генераторов и ветро-генераторов с переменной частотой вращения вала генератора, системы электроснабжения речных и морских судов, а также наземные транспортные средства различного назначения, в которых для достижения высокого качества генерируемой электрической энергии применяются статические преобразователи электрической энергии.

Как правило, это первичные системы электроснабжения (СЭС) с генерируемой мощностью сотни и тысячи киловатт с большой перегрузочной способностью и с высокими токами короткого замыкания. В таких СЭС перспективным представляется применение непосредственных преобразователей частоты с естественной коммутацией. Тиристоры с неполным управлением, используемые в этом типе преобразователя в качестве силовых ключей, обладают большой переключаемой мощностью и имеют большую перегрузочную способность. Сочетание в системе электроснабжения такой схемы преобразователя частоты с синхронным генератором, с возбуждением от постоянных магнитов, позволяет создавать мощные каналы генерирования электрической энергии переменного тока стабильной частоты со значительной перегрузочной способностью и возможностью генерирования больших токов короткого замыкания. При этом следует отметить, что мощность стартёрного запуска первичного двигателя в ряде применений не превышает 20% процентов от максимальной мощности в режиме генерирования.

При построении СЭС для автономных объектов важным является совмещение функций режима стартёрного запуска первичного двигателя и режима генерирования электрической энергии в одном агрегате.

Совмещённая стартер-генераторная система (СГС) позволяет повысить надёжность, а также улучшить массогабаритные показатели автономных объектов в целом за счёт отказа от большого числа быстро изнашиваемых частей оборудования автономных объектов. Такой уровень интеграции систем генерирования и электростартерного запуска позволяет наделить систему электроснабжения функциями адаптивных систем, появляются свойства так называемых «умных» электрических сетей («Smart Grid»).

Известна стартер-генераторная система [Стартер-генераторная система для вспомогательной силовой установки/Левин А.В., Халютин С.П., Давидов А.О., Жмуров Б.В. и др.//Научный вестник МГТУ ГА. - 2017. - № 05, Том 20. - С.50-66], содержащая синхронный генератор с возбуждением от постоянных магнитов, параллельный полупроводниковый преобразователь на базе последовательно соединённых двунаправленного DC-DC преобразователя, построенного на базе мостовой схемы с высокочастотным трансформатором, индуктивно-емкостным фильтром на выходе и ёмкостным делителем на входе DC-DC преобразователя, и двунаправленного AC-DC преобразователя, построенного на базе инвертора напряжения с широтно-импульсной модуляцией, индуктивно-ёмкостным фильтром на входе AC-DC преобразователя.

Данная система обладает недостатком, который заключается в том, что система не может работать от синхронного генератора с переменной частотой вращения вала.

Кроме того, известна стартер-генераторная система [Пат. 2713390 Российская Федерация, МПК H02J 7/34 Адаптивная стартер - генераторная система для летательных аппаратов/ Дубкова Р.Ю., Харитонов С.А., Жарков М.А., Коробков Д.В.; заявитель и патентообладатель Новосибирский Государственный Технический Университет. - № 2019115319,; заявл. 2019.05.20; опубл. 2020.02.05, Бюл. № 4.], которая является прототипом предлагаемого изобретения, содержащая m-фазный синхронный генератор с возбуждением от постоянных магнитов, m-фазный по входным зажимам преобразователь частоты с естественной коммутацией на базе непосредственного преобразователя частоты, выход которого подключён к трехфазной нагрузке переменного тока и к зажимам трехфазного AC-DC преобразователя, построенного на базе двунаправленного инвертора напряжения, выход которого в звене постоянного тока подключён к зажимам двунаправленного DC-DC преобразователя, последовательно соединённого с аккумуляторной батареей и нагрузкой постоянного тока.

Недостатком прототипа является то, что непосредственный преобразователь частоты с естественной коммутацией при работе от синхронного генератора с возбуждением от постоянных магнитов при переменной частоте вращения его вала имеет низкое значение входного коэффициента мощности [Харитонов С.А. Электромагнитные процессы в системах генерирования электрической энергии для автономных объектов: монография / С.А. Харитонов - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. - 536 с. (Серия «Монографии НГТУ»).]. Кроме этого, в режиме электростартерного запуска от сети постоянного тока система имеет большие электрические потери за счёт последовательного включения трёх преобразователей электрической энергии, что приводит к увеличению массы и габаритов синхронного генератора и источника постоянного тока.

Задача (технический результат) изобретения - снижение массы синхронного генератора за счёт уменьшения величины неактивной мощности потребляемой от него, а также повышение коэффициента полезного действия в режиме электростартерного запуска от сети постоянного тока, повышение надежности обеспечения режимов генерирования и электростартерного запуска за счет реализации адаптивного характера построения системы.

Задача достигается тем, что в известной стартер-генераторной системе, содержащей m-фазный синхронный генератор с возбуждением от постоянных магнитов, m-фазный по входным зажимам преобразователь частоты с естественной коммутацией на базе непосредственного преобразователя частоты, выход которого подключён к трёхфазной нагрузке переменного тока и к зажимам трехфазного AC-DC преобразователя, построенного на базе двунаправленного инвертора напряжения, выход которого в звене постоянного тока подключён к зажимам двунаправленного DC-DC преобразователя, последовательно соединённого с аккумуляторной батареей и нагрузкой постоянного тока, к выходным зажимам синхронного генератора подключён m-фазный AC-DC преобразователь, построенный на базе двунаправленного инвертора напряжения, выход которого в звене постоянного тока подключён параллельно к выходным зажимам в звене постоянного тока трехфазного AC-DC преобразователя.

Схема предлагаемой адаптивной стартер-генераторной системы приведена на чертеже. Адаптивная стартер-генераторная система включает синхронный генератор с возбуждением от постоянных магнитов (СГ) (1), статический двунаправленный полупроводниковый преобразователь частоты с естественной коммутацией на базе непосредственного преобразователя частоты (2), трехфазный двунаправленный инвертор напряжения (3), m-фазный двунаправленный инвертор напряжения (4), двунаправленный DC-DC преобразователь (5), аккумуляторную батарею (АБ) (6), нагрузку постоянного тока (7), нагрузку переменного тока (8).

Выводы m фаз синхронного генератора (1) с переменной частотой вращения вала (n = var) соединены с m входами непосредственного преобразователя частоты с естественной коммутацией (2). Непосредственный преобразователь частоты с естественной коммутацией (2) формирует трёхфазное напряжение и состоит из трёх одинаковых по топологии вентильных комплектов (ВК А, ВК B, ВК C), m входов каждого из вентильных комплектов соединены с одноименными m выходами синхронного генератора (1). Выходы непосредственного преобразователя частоты с естественной коммутацией (2) соединены с выходами трехфазного двунаправленного инвертора напряжения (3) и нагрузкой переменного тока (8). Трехфазный двунаправленный инвертор напряжения (3) содержит три одинаковых по топологии стойки вентилей с обратными диодами. Выход трехфазного двунаправленного инвертора напряжения в звене постоянного тока соединён с аналогичным выходом m-фазного инвертора напряжения (4) и с выходом двунаправленного DC-DC преобразователя (5). m-фазный двунаправленный инвертор (4) содержит m одинаковых по топологии стойки вентилей с обратными диодами, выход каждой из которых соединён с одноименными m выводами синхронного генератора (1). Входные зажимы DC-DC преобразователя (5) соединены с зажимами аккумуляторной батареи (6) и с нагрузкой постоянного тока (7).

Предлагаемая система функционирует следующим образом.

Существует два основных (штатных) режима функционирования: 1) режим электростартерного запуска первичного двигателя (ПД) с помощью синхронного генератора, переведённого в двигательный режим; 2) режим генерирования электрической энергии. В этом режиме нагрузка переменного тока получает электрическую энергию от синхронного генератора, предварительно преобразованную до необходимых качественных показателей, с помощью непосредственного преобразователя частоты.

Режим электростартерного запуска синхронного генератора в предложенной адаптивной стартер-генераторной системе осуществляется от источника постоянного или переменного тока. В первом варианте режима электростартерного запуска электроэнергия отбирается от АБ через двунаправленный DC-DC преобразователь и m-фазный инвертор напряжения, который формирует m-фазное выходное напряжение, переменное по величине и частоте, таким образом, чтобы синхронный генератор работал в режиме электродвигателя. Электроэнергия поступает на якорную обмотку стартера, функцию которого выполняет СГ. При этом двунаправленный DC-DC преобразователь формирует постоянное напряжение Ud и ток Id , требуемые для электростартерного запуска.

Исключение из контура электростартерного запуска непосредственного преобразователя частоты с естественной коммутацией позволяет уменьшить электрические потери, т.о. повышается КПД режима электростартерного запуска по сравнению с аналогичным режимом, реализованном в прототипе. Это позволяет уменьшить энергоёмкость АБ или увеличить количество попыток электростартерного запуска, что либо уменьшает массу и габариты СГС, либо повышает надёжность электростартерного запуска первичного двигателя.

В случае режима электростартерного запуска от источника переменного тока используется специальный источник трёхфазного переменного тока, который не входит в состав автономного объекта. Этот источник подключается к зажимам непосредственного преобразователя частоты с естественной коммутацией, работающий в обращённом режиме и выполняющий функцию частотного регулирования синхронного генератора, переведённого в двигательный режим работы.

После запуска двигателя стартер-генератор автоматически переключается в режим генерирования электрической энергии и работает как источник электроэнергии автономного объекта. Непосредственный преобразователь частоты с естественной коммутацией выполняет функцию стабилизации выходного напряжения по амплитуде и частоте для потребителей переменного тока автономного объекта.

В режиме генерирования электрической энергии m-фазный двунаправленный инвертор напряжения и двунаправленный DC-DC преобразователь работают параллельно с бортовой электросетью постоянного тока, например, 27 В и осуществляют заряд аккумуляторной бортовой батареи до требуемого уровня напряжения. В случае отказа аккумуляторной батареи обеспечивается электропитание нагрузок постоянного тока. В этом случае трехфазный двунаправленный инвертор напряжения выполняет функцию активного выпрямителя.

Адаптационный характер стартер-генераторной системы, повышающий надежность обеспечения режимов генерирования и электростартерного запуска, определяется тем, что в нештатных ситуациях, т.е. при отказе некоторых устройств СГС электроснабжение нагрузок переменного и постоянного тока сохраняется за счёт перенаправления потоков энергии.

Так, в случае отказа непосредственного преобразователя частоты, электропитание нагрузок переменного тока осуществляется с помощью трехфазного и m-фазного двунаправленных инверторов напряжения. Источником электроэнергии является синхронный генератор. При этом трехфазный двунаправленный инвертор работает в режиме инвертирования, а m-фазный в режиме активного выпрямления.

При отказе синхронного генератора, частичное электропитание нагрузок переменного тока сохраняется, при этом источником электроэнергии является аккумуляторная батарея. В этом случае поток энергии направлен от АБ через двунаправленный DC-DC преобразователь и трехфазный двунаправленный инвертор напряжения, который формирует трехфазное напряжение

При отказе АБ электропитание нагрузок постоянного тока осуществляется путём отбора мощности от синхронного генератора с помощью m-фазного двунаправленного инвертора напряжения и DC-DC преобразователя - основной сценарий электропитания в данном нештатном режиме. Однако есть и второй сценарий электропитания при отказе m-фазного двунаправленного преобразователя. В этом случае энергия постоянного тока генерируется с помощью трехфазного двунаправленного инвертора напряжения и DC-DC преобразователя, путём преобразования электрической энергии переменного тока, поступающей от непосредственного преобразователя частоты.

Адаптация СГС возможна и в режиме электростартерного запуска ПД. Так, в случае отказа m-фазного двунаправленного преобразователя, электростартерный запуск возможен с использованием энергии АБ путём её преобразования в переменный ток с помощью трехфазного двунаправленного инвертора напряжения. В этом случае на выходные зажимы непосредственного преобразователя частоты подаётся трёхфазное напряжение переменного тока со входа трехфазного двунаправленного инвертора напряжения. Непосредственный преобразователь частоты в этом случае работает в обращённом режиме и выполняет функцию частотного регулирования синхронного генератора, работающего в режиме электрического двигателя.

Таким образом, включение в состав стартер-генераторной системы непосредственного преобразователя частоты с естественной коммутацией и двух двунаправленных инверторов напряжениям с двунаправленным DC-DC преобразователем позволяет расширить функциональные возможности и надежность стартер-генераторных систем для автономных объектов. Это придает им адаптивный характер за счет обеспечения генерации переменного тока постоянной частоты и постоянного тока, при переменной частоте вращения вала синхронного генератора, и осуществления электростартерного запуска, как от сети постоянного, так и переменного тока.

Адаптивная стартер-генераторная система, содержащая m-фазный синхронный генератор с возбуждением от постоянных магнитов, m-фазный по входным зажимам преобразователь частоты с естественной коммутацией на базе непосредственного преобразователя частоты, выход которого подключен к трёхфазной нагрузке переменного тока и к зажимам трехфазного AC-DC преобразователя, построенного на базе двунаправленного инвертора напряжения, выход которого в звене постоянного тока подключен к зажимам двунаправленного DC-DC преобразователя, последовательно соединенного с аккумуляторной батареей и нагрузкой постоянного тока, отличающаяся тем, что к выходным зажимам синхронного генератора подключён m-фазный AC-DC преобразователь, построенный на базе двунаправленного инвертора напряжения, выход которого в звене постоянного тока подключён параллельно к выходным зажимам в звене постоянного тока трехфазного AC-DC преобразователя.



 

Похожие патенты:

Предложен способ адаптивного автоматического регулирования давления наддувочного воздуха дизель-генератора (ДГ). Использование: дизельные электростанции.

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электроэнергетических системах, системах электроснабжения, электрических сетях для сохранения динамической устойчивости синхронных машин и электрических станций. Технический результат заключается в повышении эффективности электрического торможения синхронного генератора.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для автономной генерации электрической энергии. Технический результат заключается в обеспечении работы линейного возвратно-поступательного вентильно-индукторного парнофазного генератора в широком диапазоне частот и улучшении КПД генерации за счет выполнения рабочего режима генерации в наиболее оптимальных зонах возвратно-поступательного цикла перемещения подвижного элемента генератора.

Изобретение может быть использовано в автоматизированных дизельных электростанциях. Способ автоматического регулирования давления наддувочного воздуха дизель-генератора (1), (2) в динамических режимах заключается в использовании двухэтапного по времени регулирования давления наддувочного воздуха дизеля (2) в динамических режимах.

Изобретение относится к области электротехники. Техническая задача, решаемая предлагаемым изобретением, состоит в уменьшении ущерба для потребителей при возникновении аварийных возмущений в ЭЭС.

Настоящее изобретение относится к электрической машине, в частности, электрическая машина представляет собой синхронный генератор, выполненный с возможностью соединения с газовой или гидротурбиной. Технический результат заключается в создании электрической машины, не использующей токосъемные контактные кольца и способной обеспечить возбуждение при запуске.

Изобретение относится к системам распределения мощности на морских судах. Система распределения мощности содержит первую шину распределения, вторую шину распределения и мультиимпульсный выпрямитель, имеющий выводы, подключенные к первой шине распределения.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для торможения ротора электромеханического преобразователя энергии на магнитных подшипниках. Технический результат - мгновенный останов ротора, а также возможность применения во всех типах электромеханических преобразователей энергии на управляемых магнитных подшипниках.

Изобретение касается системы и способа для медленного проворачивания валопровода. Технический результат заключается в обеспечении возможности медленного проворачивания валопровода на электростанции без применения при этом внешнего масляного гидромотора.

Изобретение относится к области малой, децентрализованной электроэнергетики и может быть использовано для электроснабжения объектов с автономными электростанциями, например морских судов, объектов морской инфраструктуры, сельского и лесного хозяйств, горнорудной промышленности, береговых рыбоперерабатывающих предприятий и др.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления возбуждением асинхронизированных синхронных машин, которые используются в энергетике для потребления или генерирования активной и реактивной мощности. Техническим результатом изобретения является получение системы возбуждения асинхронизированной синхронной машины с улучшенными массогабаритными показателями, расширенными функциональными возможностями и возможностью осуществлять рекуперацию энергии по цепи ротора без использования реверсивных выпрямителей. Система возбуждения асинхронизированной синхронной машины содержит два автономных однофазных мостовых инвертора напряжения, источник постоянного напряжения, двухфазно-пятифазный трансформатор с вращающимся магнитным полем, три пятифазных циклоконвертора. Первая, вторая и третья обмотки трехфазного ротора подключены к выходам первого, второго и третьего пятифазных мостовых циклоконверторов, входы которых объединены и подключены к выходам вторичных обмоток двухфазно-пятифазного трансформатора с вращающимся магнитным полем. Входы первой и второй первичных обмоток трансформатора подключены соответственно к выходам первого и второго однофазных мостовых инверторов напряжения, входы которых объединены и подключены к источнику постоянного напряжения. Оба однофазных мостовых инвертора напряжения выполнены со 180° алгоритмом управления и широтно-импульсной модуляцией. Выходные напряжения инверторов сдвинуты по фазе относительно друг друга на 90°. Сигналы на управляемые ключи циклоконверторов формируются системой управления. К входам системы управления подключены сигналы с датчиков тока и напряжения на выходе источника постоянного напряжения, сигналы датчиков тока и напряжения вторичной обмотки трансформатора, сигнал с датчика напряжения обмотки статора, сигнал с датчика положения ротора, а также сигнал управления скоростью вращения ротора. 2 ил.
Наверх