Способ обслуживания на высоте агрегатов вертолетов семейства ми и ка в полевых условиях

Изобретение относится к техническому обслуживанию высокорасположенных агрегатов вертолетов в полевых условиях взлетно-посадочных площадок. Способ обслуживания на высоте агрегатов вертолетов семейства МИ и КА в полевых условиях заключается в оснащении работника средствами индивидуального удерживания от падения с анкерной петлей, подъеме по лестнице. Далее производится освобождение замков и откидывание створки капота двигательного отсека и, используя ее как горизонтальную площадку, перемещение к месту проведения работ. Способ также включает в себя оснащение работника второй длинной анкерной петлей, предназначенной для удержания от падения при выходе на верхние плоскости фюзеляжа и дальнейшего перемещения по ним до места производства работ, дополнительным карабином на поясной привязи для закрепления на нем длинной петли и не менее чем тремя рым болтами с резьбой, совпадающей с резьбой винтовых замков отсеков агрегатов. Достигается повышение безопасности работников в процессе обслуживания вертолета. 3 з.п. ф-лы, 15 ил.

 

Изобретение относится к авиации, в частности к способам оперативного осмотра и технического обслуживания высокорасположенных агрегатов вертолетов семейства МИ и КА в полевых условиях взлетно-посадочных площадок.

Из литературы (Орлов К.Я., Пархимович В.А. Ремонт самолетов и вертолетов. - М.: Транспорт, 1986, - 295 с. ) и руководящих отраслевых документов (регламент технического обслуживания вертолета Ми-8, часть 1 Планер и силовая установка, утвержденный начальником ГУЭРАТ МГА 30.08.1991 г. стр. 8 п. 11а, Москва Воздушный транспорт 1993 г. ) известно, что при выполнении работ по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов (далее по тексту ВС), периодическому техническому обслуживанию и ремонту ВС с заменой агрегатов, инспекционному контролю и иным видам контроля ВС серии вертолетов МИ типа Ми-8Т/П, Ми-8АМТ/МТВ, Ми-8ПС, на высокорасположенных агрегатах (зонах) ВС следует применять страховочные пояса.

Известен способ выполнения работ на высоте при технического обслуживания ВС в процессе эксплуатации на хорошо оборудованных взлетно-посадочных площадках аэродромов и в ангарных условиях. Работами на высоте при обслуживании ВС являются работы, выполняемые на площадках на расстоянии ближе 2 м от не огражденных перепадов на высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 м. Так, высоко расположенными агрегатами (зонами) вертолетов МИ-8, и его модификаций, считаются зоны авиадвигателей, редукторного отсека, гидросистемы, отсека вспомогательной силовой установки, втулки рулевого винта. В условиях ангаров аэродромов работы на высоте предпочтительно осуществляются с применением средств подмащивания, в том числе лестниц, стремянок, настилов, лесов, люлек подъемников (вышек), имеющих соответствующее ограждение и обеспечивающих безопасные условия работы. Работники должны быть обеспечены системой удерживания на высоте таким образом, что падение с высоты при обслуживании ВС будет предотвращено. Они должны обеспечены и применять средства индивидуальной защиты (СИЗ) -удерживающие системы. Удерживающая система состоит из: удерживающей привязи (пояс предохранительный безлямочный и строп с двумя соединительными элементами - карабинами), охватывающая туловище человека и состоящая из отдельных деталей, которые в сочетании со стропами фиксируют работника во время работы; строп страховочный или устройство блокирующее; крепежную, текстильную или обрезиненную анкерную петлю. Порядок работы на высоте осуществляются следующим образом: Работник, с помощью средств подмащивания доставляется на отметку производства работ по обслуживанию, например, двигательного отсека ВС, при этом, при высоте ограждения средства подмащивания по периметры не менее 1,1 м, применение элементов удерживающей системы не обязательно. При использовании для спуска-подъема трапами, стремянками, бортовыми лестницами работник передвигается лицом к вертолету, держась за поручни, при этом длина приставной лестницы должна обеспечивать работнику возможность работы в положении стоя на ступени, находящейся на расстоянии не менее 1 м от верхнего конца лестницы. Далее работник освобождает винтовые замки капота отсека, откидывает створку капота, которая образует горизонтальную ковшеобразную площадку. Дальнейшее перемещение по конструкции ВС производится с помощью средств подмащивания, либо без них с соблюдением правила «Трех точек опоры»: в каждый момент времени перемещения у работника должно быть три точки опоры, например,. нога и две руки или рука и две ноги или другая комбинация с применением элементов страховочной системы, включающая в себя обязательно три точки опоры. Работник перемещается к ближайшим, строго регламентированным, конструкциям вертолета для закрепления крепежной петли удерживающей системы, а именно: осевой шарнир втулки несущего винта, комлевые части лопатки несущего винта, тяги автомата перекоса лапы главного редуктора, корпус хвостового редуктора. Категорически не допускается в качестве точек крепления использовать трубопроводы, шланги, троса управления, элементы электропроводки, агрегаты авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО), лопасти рулевого винта. Кроме того, не допускается крепление систем к конструкциям силовых агрегатов с использованием металлических зацепов или карабинов.

Способ хорошо себя зарекомендовал при проведении инспекционных и иных видов контроля, диагностики, а также производства работ в условиях хорошо оборудованных площадок обслуживания и аэродромных ангаров базирования ВС с использованием оборудования и техники подмащивания. Недостатком способа является практическая его невозможность использования в полевых условиях, на слабо оборудованных взлетно-посадочных площадках месторождений Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Восточной Сибири и других труднодоступных местах. Поэтому задача изобретения состояла в разработке способа, который включает необходимое и достаточное техническое оснащение работников средствами СИЗ, допустимый порядок действий и необходимую последовательность операций с использованием элементов конструкции ВС для безопасного проведения всех видов работ по обслуживанию вертолетов серий МИ и КА в полевых условиях.

Техническим результатом предлагаемого способа является повышение безопасности работников при передвижении по конструкциям вертолета и при проведении регламентных работ по осмотру и обслуживанию его агрегатов на высоте в полевых условиях с использованием технических особенностей отдельных конструктивных узлов ВС и специальной оснастки крепления, обеспечивающей обслуживающему персоналу соблюдение правила «Трех точек опоры».

Указанный технический результат достигается тем, что в способе обслуживания на высоте агрегатов вертолетов семейства МИ и КА в полевых условиях включающий оснащение работника средствами индивидуального удерживания от падения, состоящими из удерживающего пояса, стропой, закрепленной на поясе с двумя страховочными карабинами и короткой анкерной петлей длиной 60-80 см, подъем его по лестнице лицом к вертолету на отметку обслуживания с соблюдением правила «трех точек опоры работника» в комбинации две ноги одна рука или две руки одна нога в каждый момент времени его подъема и дальнейшего перемещения до места проведения работ, освобождение замков и откидывание створки капота двигательного отсека и, используя ее как горизонтальную площадку, перемещение к месту проведения работ, закрепление короткой анкерной петли страховочной системы на конструктивных элементах силового агрегата с одной стороны и со стропой поясной привязи с другой, выполняют необходимый вид обслуживания данного агрегата, по окончанию, не отцепляя анкерную петлю от силового агрегата, перецепляют ее за один из карабинов стропы страховочной системы и, используя в качестве третьей точки опоры, перемещаются к следующему агрегату обслуживания, при необходимости повторяют процедуру закрепления, и по завершению работ осуществляют все необходимые действия по спуску на землю в обратном порядке, особенностью является то, что работника дополнительно оснащают второй длинной анкерной петлей длинной 250 см, предназначенной для удержания от падения при выходе на верхние плоскости фюзеляжа и дальнейшего перемещения по ним до места производства работ, дополнительным карабином на поясной привязи для закрепления на нем длинной петли и, не менее чем, тремя рым болтами с резьбой, совпадающей с резьбой винтовых замков отсеков агрегатов, подъем на высоту обслуживания осуществляют через люк из кабины управления с закреплением длинной петли на одной из штатных скоб кабины с одной стороны и дополнительным карабином привязи с другой, освобождение винтовых замков и откидывание створки капота двигательного отсека осуществляют с площадки на фюзеляже перед двигательным отсеком, а в освободившиеся винтовые замки капотов агрегатов вкручивают рым болты и используют их для закрепления короткой анкерной петли удерживающей системы в процессе передвижения и производства работ с соблюдением упомянутого правила трех точек опоры.

В дальнейшем изобретение поясняется описанием и фигурами, где:

на Фиг. 1 изображена удерживающая привязь (пояс предохранительный безлямочный и строп с двумя карабинами), охватывающая туловище человека и состоящая из отдельных деталей, которые в сочетании со стропой и анкерными петлями длиной 60 и 250 см фиксируют работника во время работы на высоте; на Фиг. 1а изображен вид исполнения рым болта; на Фиг. 2 изображено оснащение работника СИЗ при подготовке к выполнению работ на высокорасположенных элементах вертолетов; на Фиг. 3 и 4 изображено закрепление длинной анкерной петли 250 см, в качестве удерживающей системы от падения при выходе на фюзеляж ВС и дальнейшего перемещения, за скобу кабины управления, с одной стороны, и за дополнительный карабин удерживающей привязи с другой, соответственно; с Фиг. 5 по Фиг. 11 изображена последовательность операций по обслуживанию агрегатов двигательного отсека; с Фиг. 12 по Фиг. 14 изображена последовательность операций по обслуживанию редукторного отсека; на Фиг. 15 изображена последовательность операций по завершению работ.

Способ обслуживания вертолетов семейства МИ и КА в полевых условиях осуществляют следующим образом.

Персонал, выполняющий работы на высокорасположенных элементах ВС серий МИ и КА, оснащается удерживающей системой от падения, которые состоят из (фиг. 1): удерживающая привязь, состоящая из пояса безлямочного и стропа с двумя карабинами, охватывающая туловище человека, которые в сочетании с текстильными анкерными петлями длиной 60 см и 250 см и дополнительным карабином на привязи фиксируют работника во время работы или страхуют от падения при передвижении на высоте; рым болт (исполнение на фиг. 2) в количестве не менее трех штук с резьбой, совпадающей с резьбой винтовых замков капотов агрегатов обслуживания. Анкерные петли фиксируются на страховочной привязи, а количество рым болтов определяется видом работ: при проведении оперативного технического обслуживания и инспекционного осмотра работник имеет при себе не менее двух рым болтов, при проведении периодического обслуживания с заменой агрегатов, не менее трех. Оптимально, с целью увеличения маневренности при выполнении работ, работник имеет не менее трех рым болтов. Длина анкерной петли длиной 250 см подбирается опытным путем из расчета достаточности длины с учетом роста работника 1,8 м и расстояния до места производства работ на первом от кабины пилотов, двигательном агрегатном отсеке так, что в случае падения работника с любой верхней точки фюзеляжа высота его возможного падения не превышало 1 метра от поверхности фюзеляжа. Длина анкерной петли длиной 60 см подбирается и оптимизируется по длине опытным путем с учетом эргометрических требований по удобству обслуживания зон агрегатов ВС, исходя из выполнения условия: использовать винтовой замок для крепления рым болта на расстоянии не более 1,5 метра от места проведения работ, либо места нахождения работника.

Подъем к высокорасположенным элементам вертолета осуществляется по штатной лестнице в кабину управления, где, находясь в кабине анкерная петля длиной 250 см удерживающей системы от падения при передвижении по верхней части корпуса ВС, закрепляется за верхнюю скобу (петлю) в кабине пилотов (на ВС типа Ми-8АМТ/МТВ, Ми-8Т/П), (фиг. 3). Второй конец этой анкерной петли закрепляется за дополнительный карабин на удерживающей привязи работника (фиг. 4). Далее, работник действует в следующей последовательности: используя удерживающую систему, осуществляет выход к двигательному отсеку через люк и, стоя на площадке перед двигателем, открывая замки капотов, откидывает капоты двигательного отсека, образуя тем самым площадку. Не отцепляя анкерную петлю перемещается на капот двигательного отсека (фиг. 5) и находясь на нем, освобождает один из винтовых замков вентиляторного, либо редукторного отсека, ввертывает рым болт в свободный винтовой замок (фиг. 6), анкерной петлей длиной 60 см производит зацеп за ввернутый рым болт (фиг. 7) и закрепляет за петлю строп с карабином удерживающей привязи (фиг. 8). После чего производит осмотр/обслуживание двигательного отсека согласно заданию. Для дальнейшего обслуживания работник производит отцеп анкерной петли длиной 250 см от дополнительного карабина и фиксирует ее за трос капота двигателя, либо иным способом, исключающим падение петли с капота (фиг. 9 и 10). Не освобождаясь от удерживающей системы, открывает капот редукторного отсека и перемещается на него, используя как площадку обслуживания (фиг. 11). При недостатке длины стропа для дальнейшего перемещения ввертывает второй рым болт в свободный винтовой замок редукторного отсека либо отсека вспомогательной силовой установки (ВСУ) (фиг. 12). В качестве дополнительной страховки при передвижении с соблюдением правила трех точек опоры, возможно крепление анкерной петли 60 см к корпусу осевого шарнира (фиг. 13). Далее производит зацеп анкерной петлей длиной 60 см и (или) стропой с карабином за дополнительный рым болт, ввернутый в винтовой замок редукторного отсека, или отсека ВСУ (фиг. 14).

По завершению работ по обслуживанию агрегатов ВС работник совершает все вышеописанные действия в обратной последовательности с соблюдением правила трех точек опоры (фиг. 15): последовательно освобождает анкерные петли/ стропу от ввернутых рым болтов редукторного отсека, перецепляет их на рым болты двигательного, выкручивает рым болты из гнезд редукторного отсека, перемещается на створку капота двигательного отсека, закрывает створку капота редукторного отсека, закрепляет длинную анкерную петлю за дополнительный карабин удерживающей поясной привязи, освобождает короткую анкерную петлю от рым болтов двигательного отсека, выкручивает их, поднимается на площадку перед двигательным отсеком и закрывает последний. После чего через люк возвращается в кабину пилотов, отцепляет длинную анкерную петлю и спускается на землю по штатной лестнице вертолета.

При необходимости обслуживания агрегатов противоположного борта ВС, не отцепляя длинную анкерную петлю, работник перемещается на противоположный борт и производить обслуживание в аналогичной последовательности.

При бригадном обслуживании ВС, необходимости нахождения на высокорасположенных элементах вертолета других работников, каждый последующий работник производит подъем на ВС с обязательным использованием закрепленной первым работником длинной анкерной петли, как удерживающей системы от падения при перемещении. В указанном случае первый, поднявшийся на ВС работник, после обеспечения собственной страховки вышеописанным способом, передает закрепленную анкерную петлю длиной 250 см следующему работнику, без фиксации ее за трос капота.

Предлагаемый способ обслуживания высокорасположенных элементов агрегатов вертолетов серий Ми и Ка с фиксацией рым болтов в штатных винтовых замках конструкции ВС и крепления к ним удерживающей системы ИСЗ работника позволяет в любой момент обеспечить его безопасность независимо от вида ремонта и расположения обслуживаемых агрегатов на высоте. Необходимое и достаточное расположение рым болтов в непосредственной близости от мест обслуживания на расстоянии не более 1,5 метра позволяет легко реализовать правила трех точек опоры - основное правило безопасности, где третьей точкой по существу выступает кольцо рым болта. В отличии от известных способов, где закрепление осуществляется мягкими анкерными петлями на строго регламентированных производителем элементах силовых агрегатов, рым болты позволяют осуществлять надежное и оперативное крепление металлическими зацепными устройствами, например, непосредственно карабинами, что расширяет возможности маневра персонала, сокращает время подготовительных работ места обслуживания для дальнейшего производства работ.

1. Способ обслуживания на высоте агрегатов вертолетов семейства МИ и КА в полевых условиях, включающий оснащение работника средствами индивидуального удерживания от падения, состоящими из удерживающего пояса, стропой, закрепленной на поясе с двумя страховочными карабинами и короткой анкерной петлей длиной 60-80 см, подъем его по лестнице лицом к вертолету на отметку обслуживания с соблюдением правила «трех точек опоры работника» в комбинации две ноги одна рука или две руки одна нога в каждый момент времени его подъема и дальнейшего перемещения до места проведения работ, освобождение замков и откидывание створки капота двигательного отсека и, используя ее как горизонтальную площадку, перемещение к месту проведения работ, закрепление короткой анкерной петли страховочной системы на конструктивных элементах силового агрегата с одной стороны и со стропой поясной привязи с другой, выполняют необходимый вид обслуживания данного агрегата, по окончании, не отцепляя анкерную петлю от силового агрегата, перецепляют ее за один из карабинов стропы страховочной системы и, используя в качестве третьей точки опоры, перемещаются к следующему агрегату обслуживания, при необходимости повторяют процедуру закрепления, и по завершении работ осуществляют все необходимые действия по спуску на землю в обратном порядке, отличающийся тем, что

работника дополнительно оснащают второй длинной анкерной петлей длиной 250 см, предназначенной для удержания от падения при выходе на верхние плоскости фюзеляжа и дальнейшего перемещения по ним до места производства работ, дополнительным карабином на поясной привязи для закрепления на нем длинной петли и не менее чем тремя рым болтами с резьбой, совпадающей с резьбой винтовых замков отсеков агрегатов, подъем на высоту обслуживания осуществляют через люк из кабины управления с закреплением длинной петли на одной из штатных скоб кабины с одной стороны и дополнительным карабином привязи с другой, освобождение винтовых замков и откидывание створки капота двигательного отсека осуществляют с площадки на фюзеляже перед двигательным отсеком, а в освободившиеся винтовые замки капотов агрегатов вкручивают рым болты и используют их для закрепления короткой анкерной петли страховочной системы в процессе передвижения и производства работ с соблюдением упомянутого правила трех точек опоры.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что стропу закрепляют на рым болте с помощью карабинов.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при недостатке длины удерживающей анкерной петли длиной 250 см, закрепленной на скобе кабины, для дальнейшего перемещения к следующему агрегату обслуживания длинную петлю фиксируют за трос капота двигателя или иным известным способом, исключающим ее падение с капота, а короткую анкерную петлю закрепляют на ближайшем к работнику ввернутом рым болте.

4. Способ по п. 3, отличающийся тем, что при бригадном обслуживании, первый поднявшийся на высоту работник, после обеспечения собственной страховки, передает длинную анкерную петлю следующему члену бригады, без фиксации ее за трос капота.



 

Похожие патенты:

Устройство для защиты от падения для спасательной клети автомеханической лестницы, в особенности, автомеханической лестницы для пожарных машин, содержит устройство (FA) для защиты от падения втягивающегося типа, имеющее корпус (B) с первой стороной (B1) и со второй стороной (B2), противоположной упомянутой первой стороне (B1), в котором упомянутая первая сторона (B1) отличается наличием отверстия, через которое проходит с возможностью скольжения самовтягивающийся страховочный строп (S), отклоняющее средство (D), расположенное перед упомянутой первой стороной (B1) и на расстоянии от упомянутой первой стороны (B1), поддерживающее средство (F, SP), содержащее соединение, присоединенное к упомянутой второй стороне (B2) корпуса и поддерживающее упомянутое отклоняющее средство так, чтобы оно находилось перед упомянутой первой стороной (B1) и на расстоянии от нее.

Изобретение относится к системе ограничения подъема. Система ограничения подъема имеет, по меньшей мере, одну секцию (20) вертикальной лестницы, имеющую продольное направление и по меньшей мере один открытый конец (20а, 20b) для размещения устройства защиты от падения, выполненного с возможностью возвратно-поступательного перемещения в продольном направлении, и по меньшей мере одно устройство (10) ограничения подъема на указанном по меньшей мере одном открытом конце (20а, 20b) секции (20) вертикальной лестницы.

Изобретение относиться к устройствам для технического обслуживания расположенного на высоте оборудования. Устройство обеспечения безопасности, способствующее подъему, содержит моторизованное способствующее подъему устройство, выполненное с возможностью содействия пользователю в использовании лестницы и содержащее петлеобразный ремень с крепежным элементом, выполненным и расположенным с возможностью присоединения к страховочному снаряжению пользователя, причем петлеобразный ремень обеспечивает тяговую силу для содействия пользователю в использовании лестницы, при этом указанное моторизованное устройство содержит узел двигателя, который содержит двигатель, имеющий ведущий вал, и ведущий шкив, который соединен с ведущим валом и который находится во взаимодействии с петлеобразным ремнем, останавливающий падение узел, объединенный с указанным моторизованным способствующим подъему устройством и выполненный и расположенный с обеспечением предотвращения перемещения петлеобразного ремня во время падения, причем останавливающий падение узел содержит захват, который соединен с узлом двигателя и имеет, по меньшей мере, один выступ, по меньшей мере одну собачку, присоединенную с возможностью поворота к ведущему шкиву и выполненную и расположенную с возможностью взаимодействия с указанным, по меньшей мере, одним выступом захвата для предотвращения вращения ведущего вала с обеспечением предотвращения, таким образом, перемещения петлеобразного ремня во время падения.

Изобретение относится к средствам спасательной техники. .

Изобретение относится к технике безопасности при строительстве и ремонте зданий. .

Изобретение относится к страховочным средствам и может быть использовано для предотвращения падения людей при перемещении по лестнице. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к диагностике состояния ответственных элементов конструкции воздушных судов (ВС), а именно к диагностике состояния заделки остекления фонаря кабины, и может быть использовано для выявления наличия опасных дефектов. Способ определения дефекта в заделке остекления кабины воздушного судна, основанный на плавном создании избыточного давления в кабине до заданной величины, поддержании его в течение заданного времени и определении наличия дефекта в заделке остекления.
Наверх