Цилиндрическая червячная передача

Изобретение относится к области машиностроения. Цилиндрическая червячная передача содержит цилиндрический червяк и червячное колесо, выполненное полувенцовым и смещенным относительно межосевой линии передачи таким образом, что крайние торцовые сечения его венца расположены по одну сторону средней плоскости колеса, и имеющим наибольший диаметр колеса от 1,8 до 2,0 межосевого расстояния передачи. Червячное колесо выполнено с продольным и профильным завалами боковых поверхностей зубьев с целью локализации пятна контакта, а венец червячного колеса выполнен из термоупрочненной стали. Обеспечивается повышение прочности червячной передачи. 2 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно, к механическим передачам с зубчатым зацеплением, и может быть использовано в механизмах, где требуется преобразование вращательного движения входного звена во вращательное движение выходного звена с увеличением вращающего момента.

Из уровня техники известна цилиндрическая червячная передача -передача со скрещивающимися осями, содержащая цилиндрический червяк (шестерню с винтовыми зубьями-витками) и с ним колесо, сопряженные поверхности зубьев которого образованы производящей поверхностью, совпадающей с главной поверхностью зубьев (витков) червяка [1, 2]. Зубчатый венец колеса червячной цилиндрической передачи симметричен относительно межосевой линии.

К недостаткам известной зубчатой передачи следует отнести следующее.

В самом распространенном случае ортогонального расположения осей червяка и колеса в зоне зацепления имеется участок, который расположен в районе средней плоскости колеса, в котором зацепление обладает резко ухудшенными свойствами, обусловливающими повышенную склонность передачи к заеданию: очень малой, доходящей до нуля, скоростью перемещения точки контакта по поверхности червяка, что ухудшает отвод тепла от точек контакта, и малым, доходящим до нуля, углом между касательной к контактной линии и вектором относительной скорости, что ухудшает условия затягивания смазки между контактными поверхностями [3].

Известный механизм характеризуется повышенной чувствительностью передачи к погрешности осевого положения колеса и обусловленный этим жесткий допуск на расположение средней плоскости колеса [4]. Передача характеризуется наличием повторного контакта, при котором точки червяка вступают в контакт дважды - при входе витка в зацепление и при выходе из него, что увеличивает теплонагруженность витков и склонность передачи к заеданию [5]. Передача содержит относительно небольшое число зубьев, одновременно передающих нагрузку, в среднем не превышающее значение 2,5…3.

Первые три раскрытых выше недостатка обусловливают необходимость применения антифрикционных материалов для изготовления венца колеса из относительно мягких и допускающих относительно быструю приработку материалов. В совокупности с упомянутым четвертым недостатком это ограничивает контактную и изгибную прочность зубьев и, как следствие, низкую стойкость передачи к действию высоких нагрузочных и, в особенности, перегрузочных вращающих моментов.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению и выбранным в качестве прототипа признана червячная цилиндрическая передача (RU 2136987 C1, МПК F16H 1/16, опубл. 10.09.199). Передача включает в себя архимедов, конволютный или эвольвентный червяк и сопряженное колесо, которое выполнено полувенцовым, причем его наибольший диаметр составляет от 1,3 до 2,0 межосевого расстояния передачи, один торец червячного колеса находится от главной плоскости передачи на расстоянии, превышающем размер наружного радиуса червяка, а ширина червячного колеса выбрана таким образом, что его другой торец расположен от главной плоскости передачи на расстоянии от 0,2 до 0,4 наружного радиуса червяка [6].

Несмотря на то, что рассмотренная выше цилиндрическая передача-прототип во многом лишена ограничений, характерных для других аналогов, она также имеет ряд недостатков, к которым относятся следующие.

Венец колеса при предложенных по патенту геометрических параметрах передачи оказывается несколько зауженным по сравнению с традиционной червячной цилиндрической передачей, что уменьшает прочность зубьев и контактную прочность. При сопряженном линейном (нелокализованном) контакте передача остается чувствительной к действию погрешностей, что препятствует применению обладающей высокой прочностью термоупрочненной стали для изготовления венца колеса и повышения контактной и изгибной прочности зубьев, препятствуя компенсации потери прочности от заужения венца. Кроме того, в известной передаче резко возрастает опасность подрезания и заострения зубьев, что затрудняет выбор параметров передачи.

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение нагрузочной способности цилиндрической червячной передачи, ее стойкости к действию высоких нагрузочных и, в особенности, перегрузочных вращающих моментов.

Указанная задача решена тем, что в цилиндрической червячной передаче, содержащей червяк и червячное колесо, выполненное полувенцовым (усеченным в направлении своей оси) и смещеным относительно межосевой линии передачи таким образом, что крайние торцовые сечения его венца расположены по одну сторону средней плоскости колеса, и имеющим наибольший диаметр колеса от 1,8 до 2,0 межосевого расстояния передачи, выполнены продольный и профильный завалы с целью локализации пятна контакта, благодаря чему венец червячного колеса выполнен из термоупрочненной стали, при этом профиль червяка передачи может быть выполнен выпуклым с радиусом не более 30 осевых модулей червяка или асимметричным, с различными углами профиля противоположных боковых поверхностей витков червяка. В случае выполнения червяка ассиметричным принимают угол профиля для поверхности витка червяка, совершающей вход в зацепление со стороны межосевой линии передачи (меньшей окружности венца), большим угла профиля для противоположной поверхности на 2°…10° для диапазона передаточных отношений от 50 до 15 (меньшая разница соответствует большим передаточным отношениям).

Положительным техническим результатом, обеспечиваемым раскрытой выше совокупностью признаков цилиндрической червячной передачи, является повышение нагрузочной способности и, в особенности, стойкости к действию кратковременно действующих перегрузочных вращающих моментов, за счет выполнения венца ее колеса из термоупрочненной стали, возможность чего, свою очередь, обеспечивается выбором рациональной степени локализации контакта.

При изготовлении червячной передачи обеспечивают надлежащий выбор параметров нарезания колеса, к которым относятся параметры станочного зацепления для формообразования зубьев колеса, отличных от параметров передачи. В частности, отличными от последних могут быть выбраны число заходов, диаметр, осевой модуль, углы и радиусы профиля червяка, а также станочные межосевые угол и расстояние.

За счет выполнения венца червячного колеса из термоупрочненной стали увеличивается прочность его зубьев и, как следствие, нагрузочная и, в особенности, перегрузочная способность передачи, а выполнение профиля червяка передачи выпуклым позволяет исключать одновременно заострение и подрезание зубьев колеса, сохраняя максимально возможную площадь их боковых поверхностей.

Список использованных источников:

1. ГОСТ 16530-83 Передачи зубчатые. Общие термины, определения и обозначения. С. 33, п. 3.4.4.

2. ГОСТ 18498-89 Передачи червячные. Термины, определения и обозначения. С. 3, п. 1.1.1.

3. Литвин Ф.Л. Теория зубчатых зацеплений. - М.: Наука, 1968, С. - 391-392, §77.

4. ГОСТ 3675-81 Передачи червячные цилиндрические. Допуски. С.39.

5. Парубец В.И. Повторный контакт в цилиндрической червячной передаче // Вестник машиностроения. - 1984. №1. - с. 15-19.

6. Червячная цилиндрическая передача: пат. 2136987 РФ, МПК F16H 1/16 / И.М. Егоров, Б.Ш. Иофик (РФ). - №99103702/28; заявл. 03.03.99; опубл. 10.09.99. - 11 с.

1. Цилиндрическая червячная передача, содержащая цилиндрический червяк и червячное колесо, выполненное полувенцовым и смещеным относительно межосевой линии передачи таким образом, что крайние торцовые сечения его венца расположены по одну сторону средней плоскости колеса, и имеющим наибольший диаметр колеса от 1,8 до 2,0 межосевого расстояния передачи, отличающаяся тем, что в ней выполнены продольный и профильный завалы боковых поверхностей зубьев колеса с целью локализации пятна контакта, а венец колеса выполнен из термоупрочненной стали.

2. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что профиль ее червяка выполнен выпуклым с радиусом не более 30 осевых модулей червяка.

3. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что профиль ее червяка выполнен асимметричным, с различными углами профиля противоположных боковых поверхностей витков червяка.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению. Планетарная храповая обгонная муфта содержит зубчатую планетарную передачу, в которой центральное колесо является ведущей полумуфтой, а водило - ведомой полумуфтой с сателлитами, сцепленными с центральным колесом.

Изобретение относится к машиностроению. Планетарная передача содержит самоустанавливающуюся солнечную шестерню, неподвижное центральное колесо, водило, сателлиты и зубчатый механизм самоустановки солнечной шестерни.

Механический привод (10) с качающейся шайбой включает в себя входной двигатель (12), качающуюся шайбу (14), статорное зубчатое колесо (16) и выходную шайбу (18). Входной двигатель может иметь ось (20) вращения, по существу плоскую поверхность (36) и по меньшей мере один закругленный выступ (38, 40), проходящий от плоской поверхности (36).

Система торможения с помощью зубчатых колес эллиптического сопряжения может включать в себя входной вал с соединенным входным зубчатым колесом, качающуюся шайбу, ротор с реагирующим зубчатым колесом и приводимый в действие тормозной механизм или тормоз. Входной вал может задавать ось вращения, а качающаяся шайба может иметь ось качания, расположенную под ненулевым углом относительно оси вращения.

Изобретение относится к области машиностроения. Волновая передача с переключением передаточного отношения содержит первое и второе зубчатые колеса с внутренним зацеплением, зубчатое колесо с внешним зацеплением, содержащее первые и вторые внешние зубья, выполненные на его внешней периферийной поверхности, генератор волн, обеспечивающий частичное зацепление первых и вторых внешних зубьев с первым и вторым зубчатыми колесами с внутренним зацеплением, и механизм сцепления, выполненный с возможностью избирательного переключения первого и второго зубчатых колес с внутренним зацеплением в фиксированное положение.

Изобретение относится к области машиностроения. Гибкий элемент волновой передачи содержит контактирующие пояски, сварные соединения его цилиндрической части с фланцем и торцевой диафрагмой, контактирующие пояски сварных соединений выполнены радиусными, а его торцевая диафрагма выполнена с направляющим штоком, имеющим отверстия.

Изобретение относится к машиностроению, представляет конструкцию усилителя рулевого управления с электрическим приводом и может применяться в конструкции грузовых транспортных средств и автобусов как с управляемыми осями с независимой подвеской колес, так и на осях с неразрезной балкой. Усилитель рулевого механизма с электрическим приводом содержит планетарный редуктор и электродвигатель с системой управления, которые выполнены в виде блоков.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к резервированным следящим электрическим приводам, которые могут использоваться в качестве исполнительных устройств (рулевых приводов) в системах управления полетом воздушным судном и, в частности, в системе управления автоматом(и) перекоса беспилотного вертолета.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах, когда одной из ступеней является планетарная передача, например, в поворотных редукторах очистных комбайнов по добыче горной массы для обеспечения защиты от проворота. Поворотный редуктор очистного комбайна включает цилиндрический редуктор, корпус которого снабжен фланцем, который сопряжен своей опорной плоскостью с опорной плоскостью корпуса с внутренним зубчатым венцом планетарного редуктора, и по меньшей мере один элемент защиты от проворота, установленный в полость выемки в корпусе с внутренним зубчатым венцом планетарного редуктора и в полость ответной выемки.

Изобретение относится к области машиностроения. Волновая передача с выбором люфта содержит корпус, механический волнообразователь, состоящий из входного вала и эксцентриковых втулок с установленными на них подшипниками, сепаратора с телами качения и жесткого колеса.

Группа изобретений относится к зубчатым колесам. Зубчатое колесо (2) с зубчатым элементом, имеющее зубчатую нарезку (8) зубчатого колеса. Зубья (7) зубчатой нарезки (8) колеса соединены с упорными стенками (12), расположенными в окружном направлении относительно оси (4) вращения зубчатого колеса (2) поочередно на разных сторонах и ограничивающими промежутки (11) между зубьями в аксиальном направлении, так что каждый промежуток (11) между зубьями с одной стороны, противоположной соответствующей упорной стенке (12) в аксиальном направлении, открыт с края с образованием входного отверстия (13), которое в окружном направлении расположено между каждыми двумя упорными стенками (12). Кроме того, заявлен зубчатый элемент (3) для передачи (1), а также передача (1) с зубчатым элементом. Обеспечивается увеличение срока службы и эксплуатационных характеристик зубчатого колеса. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх