Способ предотвращения опасного сближения транспортного средства с объектами

Изобретение относится к системам управления движением. Способ предотвращения опасного сближения транспортного средства (ТС) с объектами, в котором определяют координаты, скорость и угловое положение ТС, сканируют пространство в направлении движения ТС и определяют дальности и радиальные скорости объектов, обнаруживают подвижные объекты и определяют их координаты, сопровождают подвижные объекты и определяют их скорости, рассчитывают координаты объектов относительно ТС, принимают внешние сигналы управления ТС. При этом прогнозируют координаты, скорость и угловое положение ТС, а также координаты объектов при передаче внешних сигналов управления ТС в его систему управления, прогнозируют траектории подвижных объектов и рассчитывают траектории ТС для предотвращения его опасного сближения с объектами, передают внешние сигналы управления ТС в его систему управления при наличии указанных траекторий ТС, рассчитывают коррекцию внешних сигналов управления ТС при отсутствии указанных траекторий ТС, корректируют внешние сигналы управления ТС и передают их в его систему управления. Достигается повышение вероятности предотвращения опасного сближения ТС с объектами. 1 ил.

 

Изобретение относится к системам управления движением, а именно к бортовым системам предотвращения столкновений транспортных средств с объектами, и может быть использовано для обеспечения безопасного движения транспортных средств на всех этапах управления их движением.

Известен способ предотвращения опасного сближения транспортного средства (ТС) с объектами (RU 2664090 С1), в котором определяют текущие координаты, скорость и угловое положение ТС; рассчитывают траектории движения ТС, позволяющие предотвратить его опасное сближение с объектами; принимают внешние сигналы управления движением ТС и передают их в его систему управления.

Однако, в таком способе не обеспечивают возможность предотвращения опасного сближения ТС с подвижными объектами, а также используют цифровую карту местности, которая может не соответствовать действительности.

Известен способ предотвращения опасного сближения ТС с объектами (RU 2513198 С2), в котором определяют текущие координаты, скорость и угловое положение ТС; сканируют пространство в пределах телесного угла, и в каждом направлении сканирования определяют текущую дальность объектов относительно ТС; рассчитывают текущие координаты объектов относительно ТС; рассчитывают траектории движения ТС, позволяющие предотвратить его опасное сближение с объектами.

Однако, в таком способе не определяют текущие скорости подвижных объектов, что снижает точность расчета их текущих координат.

Наиболее близким к предлагаемому является способ предотвращения опасного сближения ТС с объектами (RU 2018119138 А), в котором определяют текущие координаты, скорость и угловое положение ТС; сканируют пространство в пределах телесного угла, и в каждом направлении сканирования определяют текущие дальность и радиальную скорость объектов относительно ТС; обнаруживают подвижные объекты и рассчитывают их текущие координаты относительно ТС; сопровождают подвижные объекты и определяют их текущие скорости; прогнозируют траектории движения подвижных объектов, и рассчитывают траектории движения ТС, позволяющие предотвратить его опасное сближение с объектами.

Однако, в таком способе не обеспечивают возможность предотвращения опасного сближения ТС с наземными объектами.

Кроме того, в известных способах используют глобальную спутниковую систему навигации, которая не работает в зонах применения средств радиоэлектронной борьбы, что снижает точность определения координат ТС с помощью бортовой инерциальной системы навигации. А также, в них не обеспечивают возможность предотвращения столкновений ТС с объектами в случае его захвата террористами. Указанные недостатки известных способов снижают вероятность предотвращения опасного сближения ТС с объектами.

Цель изобретения - повышение вероятности предотвращения опасного сближения ТС с объектами.

Предложенный способ заключается в том, что:

- определяют текущие координаты, скорость и угловое положение ТС;

- сканируют пространство в пределах телесного угла, текущее направление оси которого совпадает с текущим направлением вектора скорости ТС, и в каждом направлении сканирования определяют текущие дальность и радиальную скорость объектов относительно ТС;

- обнаруживают подвижные объекты и рассчитывают их текущие координаты относительно ТС;

- сопровождают подвижные объекты и определяют их текущие скорости;

- рассчитывают координаты объектов, находившихся в пределах телесного угла в предыдущем цикле сканирования, относительно ТС в начале следующего цикла сканирования;

- принимают внешние сигналы управления движением ТС;

- прогнозируют координаты, скорость и угловое положение ТС при передаче внешних сигналов управления движением ТС в его систему управления, а также координаты объектов, находившихся в пределах телесного угла в предыдущем цикле сканирования, относительно ТС в прогнозируемый момент времени;

- прогнозируют траектории движения подвижных объектов, и рассчитывают траектории движения ТС, позволяющие предотвратить его опасное сближение с объектами при передаче внешних сигналов управления движением ТС в его систему управления;

- передают внешние сигналы управления движением ТС в его систему управления при наличии указанных траекторий движения ТС;

- рассчитывают коррекцию внешних сигналов управления движением ТС, необходимую для предотвращения его опасного сближения с объектами, при отсутствии указанных траекторий движения ТС;

- корректируют внешние сигналы управления движением ТС и передают их в его систему управления.

ТС может быть воздушным, надводным или подводным. Текущие координаты, скорость и угловое положение ТС определяют с помощью бортовой инерциальной системы навигации. В случае надводного ТС, телесный угол сканирования состоит из надводной и подводной частей. Сканирование надводной части телесного угла осуществляют с помощью фазированной антенной решетки, а подводной части - с помощью гидролокатора с широким сектором обзора. Сопровождение подвижных объектов в надводной части телесного угла осуществляют с помощью фазированной антенной решетки одновременно, а в подводной части - с помощью гидролокатора с узким сектором обзора по очереди. Сбор информации об объектах в надводной и подводной частях телесного угла осуществляют раздельно, а результаты заносят в единую базу данных, в соответствии с которой прогнозируют траектории движения подвижных объектов, а также рассчитывают траектории движения ТС, позволяющие предотвратить его опасное сближение с объектами.

Подвижные объекты обнаруживают путем выявления отличий по величине их текущих радиальных скоростей от текущих радиальных скоростей ТС в соответствующих направлениях. Текущие координаты объектов относительно ТС рассчитывают, исходя из их текущих дальностей, текущих направлений на них относительно оси телесного угла сканирования и текущего направления этой оси относительно ТС. Текущие скорости подвижных объектов определяют, исходя из отличий по величине их текущих радиальных скоростей от текущих радиальных скоростей ТС в соответствующих направлениях и изменения текущих координат подвижных объектов в процессе их сопровождения. Координаты объектов относительно ТС в начале следующего цикла сканирования рассчитывают, исходя из их текущих координат относительно ТС в предыдущем цикле сканирования и текущих координат и углового положения ТС в соответствующие моменты времени, а также исходя из текущих координат и углового положения ТС в начале следующего цикла сканирования и текущих скоростей подвижных объектов.

Внешние сигналы управления движением ТС принимают от пилота, автопилота или наземной службы. Координаты, скорость и угловое положение ТС при передаче внешних сигналов управления движением ТС в его систему управления прогнозируют на основании анализа результатов передачи сигналов управления движением ТС в его систему управления в предыдущих циклах, а координаты объектов прогнозируют на основании прогнозируемых координат и углового положения ТС и текущих скоростей подвижных объектов. Траектории движения подвижных объектов прогнозируют на основании анализа изменений их скоростей в предыдущих циклах, а траектории движения ТС, позволяющие предотвратить его опасное сближение с объектами, рассчитывают, исходя из маневренности ТС, прогнозируемых траекторий движения подвижных объектов и координат неподвижных объектов. Коррекцию внешних сигналов управления движением ТС рассчитывают, исходя из необходимости наличия хотя бы одной траектории движения ТС, позволяющей предотвратить его опасное сближение с объектами при передаче скорректированных внешних сигналов управления движением ТС в его систему управления.

В предложенном способе используют подвижную систему координат, связанную с ТС, и точное определение координат ТС с помощью бортовой инерциальной системы навигации необходимо лишь в пределах одного цикла сканирования пространства. А потому, отсутствие глобальной спутниковой системы навигации не приводит к снижению точности определения координат ТС.

В случае надводного ТС, предложенный способ может быть реализован с помощью системы, блок-схема которой приведена на чертеже.

Блоки: 1 - управляющий вычислитель; 2 - фазированная антенная решетка; 3 - гидролокатор с широким сектором обзора; 4 - гидролокатор с узким сектором обзора; 5, 6 - привод; 7 - бортовая инерциальная система навигации; 8 - система управления движением ТС.

Связи между блоками: 1-2, 1-4 - текущие дальности подвижных объектов относительно ТС и текущие направления на них относительно оси телесного угла сканирования; 1-5-6 - текущее направление вектора скорости ТС; 1-8 - принятые или скорректированные внешние сигналы управления движением ТС; 2-1, 3-1, 4-1 - текущие дальности и радиальные скорости объектов относительно ТС и текущие направления на них относительно оси телесного угла сканирования; 5-1, 5-2 (механическая связь), 6-1, 6-3-4 (механическая связь) - текущее направление оси телесного угла сканирования относительно ТС; 7-1 - текущие координаты, скорость и угловое положение ТС; 9-1 - внешние сигналы управления движением ТС.

Гидролокатор с широким сектором обзора 3 сканирует пространство в пределах телесного угла, текущее направление оси которого совпадает с текущим направлением вектора скорости ТС, и передает информацию об объектах в управляющий вычислитель 1, который обнаруживает подвижные объекты и передает их текущие координаты в гидролокатор с узким сектором обзора 4, который сканирует пространство в пределах телесного угла, текущее направление оси которого совпадает с текущим направлением на очередной подвижный объект, и передает информацию об объектах в управляющий вычислитель 1, который обнаруживает подвижные объекты и определяет их текущие скорости.

В случае воздушного ТС, из указанной системы исключают блоки 3, 4 и 6.

В случае подводного ТС, из указанной системы исключают блоки 2 и 5.

Способ предотвращения опасного сближения транспортного средства (ТС) с объектами, заключающийся в том, что определяют текущие координаты, скорость и угловое положение ТС; сканируют пространство в пределах телесного угла и в каждом направлении сканирования определяют текущие дальность и радиальную скорость объектов относительно ТС; обнаруживают подвижные объекты и рассчитывают их текущие координаты относительно ТС; сопровождают подвижные объекты и определяют их текущие скорости; прогнозируют траектории движения подвижных объектов и рассчитывают траектории движения ТС, позволяющие предотвратить его опасное сближение с объектами;

отличающийся тем, что

сканируют пространство в пределах телесного угла, текущее направление оси которого совпадает с текущим направлением вектора скорости ТС; рассчитывают координаты объектов, находившихся в пределах телесного угла в предыдущем цикле сканирования, относительно ТС в начале следующего цикла сканирования; принимают внешние сигналы управления движением ТС; прогнозируют координаты, скорость и угловое положение ТС при передаче внешних сигналов управления движением ТС в его систему управления, а также координаты объектов, находившихся в пределах телесного угла в предыдущем цикле сканирования, относительно ТС в прогнозируемый момент времени; прогнозируют траектории движения подвижных объектов и рассчитывают траектории движения ТС, позволяющие предотвратить его опасное сближение с объектами при передаче внешних сигналов управления движением ТС в его систему управления; передают внешние сигналы управления движением ТС в его систему управления при наличии указанных траекторий движения ТС; рассчитывают коррекцию внешних сигналов управления движением ТС, необходимую для предотвращения его опасного сближения с объектами, при отсутствии указанных траекторий движения ТС; корректируют внешние сигналы управления движением ТС и передают их в его систему управления.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к электроэнергетике, а именно к устройствам для предупреждения пилотов воздушных судов о прохождении линейных объектов, расположенных над поверхностью земли, например проводов, стальных тросов, а также предотвращения посадки птиц на них. Сигнальный маркер для расположенных над поверхностью земли линейных объектов выполнен в виде шарообразного элемента, имеющего посадочную прорезь, дно которой контактирует с маркируемым объектом при установке на него маркера, при этом на стороне маркера, противоположной посадочной прорези, выполнена крепежная канавка, в которую уложен крепежный гибкий элемент, навитый на маркируемый объект с двух противоположных сторон маркера, а маркер выполнен с сигнальной внешней окраской, контрастирующей с окружающей средой.

Заявленное изобретение относится к комплексу, который предназначен для контроля высоковольтных линий и электроподстанций, установленных на участках значительной протяженности. Технический результат - возможность контроля большой протяженности и значительном удалении ЛЭП, отсутствие необходимости в подготовке узконаправленных специалистов, всепогодность, автономность геликоптера и отсутствие необходимости в участии пилота.

Изобретение относится к беспилотным автомобилям. Реализуемый компьютером способ изменения опорного пути, ассоциированного с транспортным средством, содержит этапы, на которых получают, посредством электронного устройства, данные сегмента дороги и данные опорного пути.

Группа изобретений содержит два варианта системы для предупреждения пилота о риске столкновения и способ предупреждения пилота, а также способ калибровки камер. Каждый из вариантов систем предупреждения содержит две камеры, установленные на определенных высотах в определенном месте самолета, систему обеспечения подсказок в кабине экипажа летательного аппарата, компьютерную систему, запрограммированную определенным образом для каждого варианта.

Заявленное изобретение относится к комплексам оптической связи и локации, выполненным с возможностью нейтрализации векторов атаки на беспилотное воздушное судно (БВС) по радиоканалам связи и управления. Система автономного лазерного определения координат беспилотного воздушного судна содержит наземную навигационную станцию (ННС) и БВС.

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в системах инструментального обеспечения захода на посадку самолетов на аэродромах с высоким уровнем снежного покрова и сложной формой рельефа местности. Достигаемый технический результат - повышение стабильности угла глиссады и зоны глиссадного радиомаяка (ГРМ).

Способ определения закона наведения для уклонения летательного аппарата (ЛА) от препятствий реализуется посредством системы для определения упомянутого закона наведения. ЛА содержит систему предупреждения столкновений, выполненную с возможностью обнаружения риска столкновения с препятствиями и упомянутую систему определения.

Изобретения относятся к области радиолокации и могут быть использованы в комплексах, состоящих из радиолокационных модулей (РЛМ): радиолокационных станций или радиолокационных приемо-передающих модулей. Достигаемый технический результат - обеспечение возможности при независимом сопровождении целей радиолокационными средствами с широкими лучами антенн, входящими в РЛК, формировать строб сопровождения минимального размера, независимого от ширины луча.

Изобретение относится к радиолокационным системам посадки вертолета и может быть использовано при их разработке. Достигаемый технический результат - повышение вероятности обнаружения препятствий в зоне посадки за счет приема эхо-сигналов непосредственно из зоны посадки вертолета независимо от его высоты.

Изобретение относится к области автоматизированных систем управления и контроля для обеспечения санкционированного безопасного трафика полета беспилотного воздушного судна (БВС). БВС оборудовано автоматической системой управления, спутниковой навигационной системой, синхронизированными часами, вычислителем и приемо-передающей радиостанцией.

Система прогнозирования безопасного расхождения судов предназначена для обеспечения безопасного расхождения с окружающими судами согласно Международным правилам предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72). Система включает блок комплексирования целевой обстановки, блок формирования и передачи ограничений плавания, блок сбора и передачи навигационной обстановки, блок обработки и маршрутизации данных, блок анализа обстановки и выработки решений, блок математической модели движения судна и блок ведения по маршруту.
Наверх