Аэродинамический профиль несущего элемента летательного аппарата

Изобретение относится к области профилей лопастей несущего винта летательного аппарата. Аэродинамический профиль несущего элемента летательного аппарата включает в себя верхний и нижний контуры, образованные выпуклыми кривыми и точками их пересечений с заданными координатами относительно хорды профиля. Координаты выпуклых кривых отсчитывают от средней линии профиля, при этом верхнюю координату добавляют, а нижнюю вычитают, координаты определены отношениями координат точек контуров по оси X к длине хорды профиля, координат точек средней линии по оси Y к длине хорды профиля, отношением координат точек верхнего и нижнего контуров по оси Y к длине хорды профиля, параметр по оси X вычисляют по одной формуле, а верхний контур вычисляют по другой формуле. Изобретение направлено на повышение качества, более стабильное положение фокуса при изменении чисел Маха, а также позволяет получить более высокую максимальную тягу при повышенной ветроустойчивости. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области авиации, в частности к профилю лопасти несущего винта летательного аппарата, а более конкретно к профилю комлевой части лопасти. Аэродинамический профиль НЦВ-2 комлевой части лопасти летательного аппарата содержит контуры верхней и нижней поверхности. Толщина профиля определяется в процентах отношением максимальной толщины профиля к хорде и составляет от 10 до 25%.

Известен аэродинамический профиль поперечного сечения несущей поверхности (патент RU 2558539, В64С 27/467, публ. 10.08.2014 г.), который имеет хорду длиной В. Передняя кромка профиля скруглена, задняя кромка заострена или затуплена. Кромки расположены на концах хорды профиля и соединены между собой гладкими линиями верхней и нижней частей контура профиля. Передняя кромка профиля лопасти имеет радиусы округления верхней части контура Rв в диапазоне 0,009 В÷0,017 В, а нижней части контура Rн - в диапазоне 0,006 В÷0,013 В. Максимальная относительная толщина профиля С находится в диапазоне 0,092 В÷0,098 В и расположена на расстоянии Х=0,24 В÷0,45 В от передней кромки профиля вдоль его хорды.

Известен профиль NACA-23012, наиболее близкий к заявляемому изобретению (4.3 книги "Вертолеты. Расчет и проектирование". - М.: Машиностроение, 1966), контур которого образован наложением гладкого контура симметричного профиля NACA-0012, описываемого дробно-степенным полиномом, на среднюю линию (по нормали к ней), составленную из носовой части - кубической параболы и хвостовой прямолинейной части, состыкованных без излома и разрыва кривизны контура. Полученная таким образом форма контура профиля-прототипа определяет его аэродинамические характеристики при обтекании воздушным потоком. Основные характеристики профиля NACA-23012 приведены в учебном пособии «Аэродинамические характеристики профиля крыла», В.А. Фролов, - Самара, 2007 г., стр. 21, 23, 28).

Аэродинамические характеристики профилей оказывают существенное влияние на максимальную несущую способность винта, потребляемую им мощность на различных режимах полета (включая режим висения), уровень нагрузок в системе управления, а также устойчивость движения лопастей при работе несущего винта, в том числе на режимах обратного обтекания. Настоящее изобретение направлено на усовершенствование аэродинамического профиля несущего винта. Требования к профилю лопастей несущего винта, работающих на высоких скоростях, как правило, более сложные, чем требования для самолета с неподвижным крылом, потому что за один оборот лопасти несущего винта его аэродинамический профиль может иметь коэффициент подъемной силы от отрицательного до положительного значения, а число Маха от дозвуковых до околозвуковых значений. Поскольку диапазоны коэффициентов подъемной силы и чисел Маха, в которых работает профиль лопасти, зависят от его радиального положения вдоль лопасти несущего винта и условий полета, то для различных участков от комля до конца лопасти несущего винта используются различные аэродинамические профили.

Для повышения качества лопастей и устранения повышенных нагрузок, необходимо значительно усовершенствовать конструкцию. В связи с этим, целесообразно разработать улучшенное семейство аэродинамических профилей для лопастей несущего и рулевого винтов.

С целью повышения аэродинамического качества и уменьшения нагрузок для современных лопастей был разработан новый профиль НЦВ-2, который предназначен для применения в комлевой части лопасти.

Техническая проблема, которую решает данное изобретение, состоит в разработке контура аэродинамического профиля с приемлемой несущей способностью и величиной профильного сопротивления (по сравнению с известными профилями для средних сечений лопастей несущих винтов) в диапазоне чисел М=0,05-0,5 и увеличение качества профиля, имеющего максимальную тягу и более стабильное положение аэродинамического фокуса профиля на основных режимах обтекания в рабочем диапазоне чисел М.

Техническим результатом является получение хороших эксплуатационных характеристик профиля, применяемого в комлевой части лопасти, при этом, профиль НЦВ-2 имеет более стабильное положение фокуса при изменении чисел Маха, а также позволяет получить более высокую максимальную тягу при повышенной ветроустойчивости.

Для достижения технического результата предложен аэродинамический профиль лопасти несущего винта летательного аппарата, который состоит из верхнего и нижнего контура, образованного выпуклыми кривыми и точками их пересечений с заданными координатами относительно хорды профиля, в соответствии с заявляемым изобретением отличающийся тем, что координаты выпуклых кривых отсчитываются от средней линии профиля: верхняя добавляется, нижняя вычитается, при этом координаты определены следующими отношениями:

Х/b - отношение координат точек контуров по оси X к длине хорды профиля,

Ycp/b - отношение координат точек средней линии по оси Y к длине хорды профиля,

Yконтур/b - отношение координат точек верхнего и нижнего контуров по оси Y к длине хорды профиля, параметр по оси X вычисляют по формуле [1]:

где

X - координата профиля по оси X, м;

b - длина хорды, на которую нужно пересчитать профиль, м; верхний контур вычисляют по формуле [2]:

где

Yвеpx - координата верхней линии профиля, м;

b - длина хорды, на которую нужно пересчитать профиль, м;

- относительная толщина, %;

нижний контур вычисляется по формуле [3]:

[3] где

Yниж - координата нижней линии профиля, м;

- относительная толщина, %;

b - длина хорды, на которую нужно пересчитать профиль, м.

значения упомянутых координат для толщины 10,5% приведены в таблице 1.

Кроме того, профиль относится к комлевым сечениям лопасти.

При этом толщина профиля определяется в процентах отношением максимальной толщины профиля к длине хорды и составляет от 10 до 25%.

Аэродинамический профиль лопасти винта, спроектированный в соответствии с сущностью данного изобретения, имеет по сравнению с известными профилями для лопастей винтов вертолетов преимущества в основных аэродинамических характеристиках.

Преимущества профиля, разработанного на основе данного изобретения, по сравнению с профилем-прототипом, поясняется чертежами:

фиг. 1 - график зависимости коэффициента максимальной подъемной силы от числа Маха для комлевой части несущей лопасти;

фиг. 2 - график зависимости коэффициента силы сопротивления от числа Маха;

фиг. 3 - график зависимости качества от числа Маха;

фиг. 4 - график зависимости положения фокуса профиля от числа Маха.

Получение профилей, относительная толщина которых находится в промежутке от 10 до 25%, осуществляется путем умножения ординат, приведенных в таблице на отношение относительной толщины желаемого профиля.

Результаты теоретических исследований были проверены расчетным путем в пакете программ вычислительной аэродинамики (CFD) и проиллюстрированы на графиках (фиг. 1-4).

На фиг. 1 показана зависимость коэффициента максимальной подъемной силы Сушах от числа Маха.

Расчеты в пакете программ вычислительной аэродинамики (CFD) показали, что профиль НЦВ-2 превосходит профиль NACA23012 по максимальной подъемной силе в среднем на 5% при числе Маха от 0,3 до 0,65 (фиг. 2).

На фиг. 2 показано примерно равное с NACA-23012 профильное сопротивление.

На фиг. 3 также показана зависимость максимального качества Кmах от числа Маха. Максимальное качество профиля НЦВ-2 при числе Маха 0,7 больше на 50%.

На фиг. 4 показано положение фокуса профилей НЦВ-2 и NACA-23012 в зависимости от числа Маха. Как видно из графика, профиль НЦВ-2 имеет более стабильное положение фокуса. В промежутке значений числа Маха от 0,3 до 0,82 кривая положения фокуса профиля НЦВ-2 имеет практически горизонтальный вид.

Таким образом, аэродинамический профиль лопасти винта, спроектированный в соответствии с сущностью данного изобретения, обладает приемлемой несущей способностью и профильным сопротивлением, а также повышенным качеством (по сравнению с известными профилями для комлевых сечений лопастей несущих винтов). Помимо указанных преимуществ профиль НЦВ-2 имеет более стабильное положение фокуса при изменении чисел Маха, а также позволяет получить более высокую максимальную тягу при повышенной ветроустойчивости.

1. Аэродинамический профиль несущего элемента летательного аппарата, содержащий верхний и нижний контуры, образованные выпуклыми кривыми и точками их пересечений с заданными координатами относительно хорды профиля, отличающийся тем, что координаты выпуклых кривых отсчитывают от средней линии профиля, при этом верхнюю координату добавляют, а нижнюю вычитают, координаты определены следующими отношениями, которые рассчитаны для толщины 10.5% и приведены в таблице 1, где

Х/b - отношение координат точек контуров по оси X к длине хорды профиля,

Ycp/b - отношение координат точек средней линии по оси Y к длине хорды профиля,

Yконтур/b - отношение координат точек верхнего и нижнего контуров по оси Y к длине хорды профиля,

параметр по оси X вычисляют по формуле [1]

[1]

где X - координата профиля по оси X, м;

b - длина хорды, на которую нужно пересчитать профиль, м;

верхний контур вычисляют по формуле [2]

[2]

где Yверх - координата верхней линии профиля, м;

b - длина хорды, на которую нужно пересчитать профиль, м;

- относительная толщина, %;

нижний контур вычисляется по формуле [3]

[3]

где Yниж - координата нижней линии профиля, м;

- относительная толщина, %;

b - длина хорды, на которую нужно пересчитать профиль, м.

2. Аэродинамический профиль несущего элемента летательного аппарата по п. 1, отличающийся тем, что профиль относится к комлевым сечениям лопасти.

3. Аэродинамический профиль несущего элемента летательного аппарата по п. 1, отличающийся тем, что толщина профиля определяется в процентах отношением максимальной толщины профиля к длине хорды и составляет от 10 до 25%.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области средних и комлевых сечений лопастей несущих и рулевых винтов летательного аппарата. Аэродинамический профиль несущего элемента летательного аппарата содержит контуры верхней и нижней поверхности.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструкции лопастей винтов летательных аппаратов вертолетного типа. Конструкция представлена в двух вариантах, по первому из которых, лопасть винта, имеющая стреловидную законцовку, снабжена вставкой, расположенной между лопастью и законцовкой.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкции и аэродинамическим характеристикам лопастей воздушных винтов винтокрылых летательных аппаратов. Способ усовершенствования лопасти включает определение первоначального радиуса передней кромки каждого аэродинамического профиля (15,25), увеличение радиуса первоначальной окружности (15,25) передней кромки каждого аэродинамического профиля (10) упомянутой лопасти.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к изготовлению несущих винтов для автожиров и вертолетов. Лопасть несущего винта для автожира и вертолета имеет крутку.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям воздушных винтов. Лопасть (34) винта простирается радиально между комлевой частью (38) и законцовкой (36) и содержит переднюю кромку (40) и заднюю кромку (42), а также нижнюю сторону и верхнюю сторону.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям хвостовых винтов вертолетов. Заключенный в обтекатель винт (10) для винтокрылого летательного аппарата содержит вращающийся узел, расположенный в канале для осуществления вращения вокруг оси (АХ1).

Изобретение относится к области авиации. Аэродинамический профиль несущей поверхности имеет хорду длиной В.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям и аэродинамике лопастей несущего винта винтокрылого аппарата. Лопасть включает комлевую часть, аэродинамически профилированные части и законцовку.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям воздушных винтов. Лопасть (20) винта (5) содержит верхнюю поверхность (21) и нижнюю поверхность (22), проходящие поперечно от передней кромки (23) к задней кромке (24) и по размаху от корневого сечения (31) до сечения (41) свободного конца.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкции лопастей несущего винта винтокрылого летательного аппарата. .

Изобретение относится к области средних и комлевых сечений лопастей несущих и рулевых винтов летательного аппарата. Аэродинамический профиль несущего элемента летательного аппарата содержит контуры верхней и нижней поверхности.
Наверх