Способ крепления крышки на окантовку люка

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике. Способ крепления крышки на окантовке люка летательного аппарата, заключающийся в снабжении крышки (3) механическими замками (5) с выдвижными штоками (7), установке крышки (3) на окантовку (1) через уплотнительный материал и закрытии механических замков (5) инструментом. Корпус каждого механического замка закрепляют перед кромкой (10) окантовки (1) с возможностью выдвижения штока (7) на внутреннюю поверхность окантовки (1) в поперечном направлении. Выдвижной шток (7) подпружинивают и устанавливают между боковыми стенками корпуса с возможностью поворота в плоскости перпендикулярной внутренней поверхности крышки (3). Крышку (3) снабжают устройством синхронизации перемещения выдвижных штоков (7) при открытии и закрытии механических замков (5). Достигается надежность электрического контакт крышки люка с его окантовкой без клеммного соединения, упрощение конструкции и уменьшение аэродинамического сопротивления летательного аппарата. 2 з.п. ф-лы, 12 ил.

 

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, преимущественно к люкам отсеков летательных аппаратов, которые имеют требования быстрого открытия и закрытия.

Известен способ крепления крышки на окантовке люка летательного аппарата посредством устройства «Силовой замок для крепления люков», патент SU 1108674 А1, выполненным с возможностью его открытия и закрытия. Для крепления на окантовке крышку снабжают несколькими силовыми (механическими) замками, распределенными вдоль окантовки. Каждый механический замок снабжают составным корпусом, состоящим из корпуса, закрепленного на обратной стороне окантовки, и втулки, закрепленной на обратной стороне крышки. Втулку выполняют с конической наружной поверхностью, а в корпусе выполняют посадочное коническое место под втулку. В корпусе размещен выдвижной штырь (шток), содержащий утолщенную головку со шлицом (местом под инструмент) и боковыми выступами на конце штока, выполненными в виде клиновидных лопастей, при этом втулку снабжают донышком с отверстием под шток, головку штока размещают в полости втулки, над донышком, а между донышком и головкой штока устанавливают пружину сжатия, подпружинивающую шток от выдвижения из корпуса. В полости корпуса замка выполняют поперечную стенку с отверстием под шток и пазами для его боковых выступов. Для крепления каждого механического замка, крышку устанавливают на окантовку люка через уплотнительный материал, отверткой (инструментом) нажимают на шлиц, на головке штока, с попаданием его боковых выступов в пазы поперечной стенки корпуса. Преодолевая усилие пружины перемещают шток до расположения его боковых выступов за поперечной стенкой корпуса, поворачивают шток и снимают усилие давления инструмента на шлиц головки. При этом, шток зацепляется боковыми выступами за поперечную стенку корпуса замка и через корпус замка, за внутреннюю поверхность окантовки. Прижатие крышки люка к окантовке обеспечивается благодаря давлению пружины сжатия одним торцом на крышку, через донышко втулки и втулку, а другим торцом на обечайку, через головку штока, шток, его боковые выступы, поперечную стенку корпуса и корпус. Открытие замка осуществляется в обратной последовательности, с поворотом штока инструментом (отверткой) за шлиц и выходом его боковых выступов через пазы поперечной стенки корпуса. Для обеспечения надежного электрического контакта между крышкой люка и его окантовкой, корпус механического замка удлиняют и в его полости под боковыми выступами штока устанавливают подпружиненный палец с головкой на одном конце и клеммным соединителем на другом конце, при этом головку пальца снабжают гнездом лепесткового типа под боковые выступы штока, а между корпусом и головкой пальца устанавливают пружину сжатия.

Общими существенными признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками предлагаемого способа, являются следующие: способ крепления крышки на окантовке люка летательного аппарата, заключающийся в снабжении крышки механическими замками, распределенными вдоль окантовки, каждый из которых содержит корпус, закрепленный на внутренней поверхности крышки, выдвижной шток, размещенный в корпусе вдоль его боковых стенок и подпружиненный от выдвижения пружиной сжатия, и выполнен с возможностью закрытия, путем выдвижения штока из корпуса вдоль боковых стенок и его зацепления за внутреннюю поверхность окантовки посредством инструмента, с использованием вращения, и открытия, путем расфиксации зацепления инструментом, с использованием вращения, установке крышки на окантовку через уплотнительный материал, и закрытие механических замков инструментом.

Недостатком прототипа является увеличенное время установки и снятия крышки люка, а также необходимость клеммного соединения для обеспечения надежного электрического контакта между корпусом и его окантовкой.

Предлагаемый способ решает задачи: быстрого монтажа и демонтажа крышки люка; обеспечение надежного электрического контакта крышки люка с его окантовкой без клеммного соединения.

Для достижения названного технического результата в способе крепления крышки на окантовке люка летательного аппарата, заключающемся в снабжении крышки механическими замками, распределенными вдоль окантовки, каждый из которых содержит корпус, закрепленный на внутренней поверхности крышки, выдвижной шток, размещенный в корпусе вдоль его боковых стенок и подпружиненный от выдвижения пружиной сжатия, и выполнен с возможностью закрытия, путем выдвижения штока из корпуса вдоль боковых стенок и его зацепления за внутреннюю поверхность окантовки посредством инструмента, с использованием вращения, и открытия, путем расфиксации зацепления инструментом, с использованием вращения, установке крышки на окантовку через уплотнительный материал, и закрытие механических замков инструментом, корпус каждого механического замка закрепляют перед кромкой окантовки, с возможностью выдвижения штока на внутреннюю поверхность окантовки в поперечном направлении, его переднюю часть выполняют закругленной, а верхнюю часть скошенной в направлении передней части под углом, не более 30°, выдвижной шток подпружинивают от выдвижения из корпуса с упором пружины сжатия на поверхность скоса штока, шток устанавливают между боковыми стенками корпуса с возможностью поворота в плоскости перпендикулярной внутренней поверхности крышки, крышку снабжают устройством синхронизации перемещения выдвижных штоков при открытии и закрытии механических замков, включающим отверстие, выполненное в ее центре, кронштейн, снабженный отверстием и содержащий два цилиндрических штыря, оси которых располагаются в одной плоскости с осью отверстия кронштейна, равноудаленных от нее и закрепленных своими торцами на внутренней поверхности крышки, с обеспечением соосности отверстий кронштейна и крышки, диск, соединенный с двухсторонней осью, снабженный секторными радиальными прорезями под штыри кронштейна, симметричными относительно оси диска, установленный радиальными прорезями на штырях кронштейна, с расположением торцевых конечных участков двусторонней оси диска в отверстиях, соответственно, кронштейна и крышки, тяги, соединяющие периферию диска с выдвижным штоком соответствующего механического замка посредством шарнирных соединений, с обеспечением синхронного положения при котором для каждой тяги оси вращения соответствующих шарнирных соединений и ось вращения диска находятся в одной геометрической плоскости, конечный участок секторных радиальных прорезей, соответствующий закрытому положению механических замков, выбирают с обеспечением положения, при котором для каждой тяги оси вращения соответствующих шарнирных соединений и ось вращения диска не находятся в одной геометрической плоскости, секторные радиальные прорези выполняют в направлении, обеспечивающем прохождение положения при котором для каждой тяги оси вращения соответствующих шарнирных соединений и ось вращения диска находятся в одной геометрической плоскости, при повороте диска для открытия механических замков, а длину секторных радиальных прорезей выполняют из условия выхода выдвижных штоков соответствующих механических замков за кромку окантовки, при дальнейшем повороте диска, при этом, на торце конечного участка оси диска, расположенном в отверстии крышки, выполняют углубление под инструмент и обеспечивают синхронное закрытие, и открытие, механических замков путем вращения диска инструментом через отверстие крышки и углубление. Для упрощения конструкции, пружину сжатия в каждом механическом замке выполняют в виде изогнутой плоской пружины. Для уменьшения аэродинамического сопротивления летательного аппарата при полете в атмосфере и расширения технических возможностей, крышку люка выполняют выпуклой, с наружной поверхностью, адаптированной к поверхности летательного аппарата, на внутренней поверхности крышки закрепляют шайбу, снабженную отверстием для оси диска, соосным отверстию крышки, с соответствующей формой прилагающей поверхности и плоской противоположной поверхностью.

Отличительными признаками предлагаемого способа являются:

- корпус каждого механического замка закрепляют перед кромкой окантовки, с возможностью выдвижения штока на внутреннюю поверхность окантовки в поперечном направлении, его переднюю часть выполняют закругленной, а верхнюю часть скошенной в направлении передней части под углом, не более 30° от выдвижения из корпуса, выдвижной шток подпружинивают с упором пружины сжатия на поверхность скоса штока, шток устанавливают между боковыми стенками корпуса с возможностью поворота в плоскости перпендикулярной внутренней поверхности крышки, крышку снабжают устройством синхронизации перемещения выдвижных штоков при открытии и закрытии механических замков, включающим отверстие, выполненное в ее центре, кронштейн, снабженный отверстием и содержащий два цилиндрических штыря, оси которых располагаются в одной плоскости с осью отверстия кронштейна, равноудаленных от нее и закрепленных своими торцами на внутренней поверхности крышки, с обеспечением соосности отверстий кронштейна и крышки, диск, соединенный с двухсторонней осью, снабженный секторными радиальными прорезями под штыри кронштейна, симметричными относительно оси диска, установленный радиальными прорезями на штырях кронштейна, с расположением торцевых конечных участков двусторонней оси диска в отверстиях, соответственно, кронштейна и крышки, тяги, соединяющие периферию диска с выдвижным штоком соответствующего механического замка посредством шарнирных соединений, с обеспечением синхронного положения при котором для каждой тяги оси вращения соответствующих шарнирных соединений и ось вращения диска находятся в одной геометрической плоскости, конечный участок секторных радиальных прорезей, соответствующий закрытому положению механических замков, выбирают с обеспечением положения, при котором для каждой тяги оси вращения соответствующих шарнирных соединений и ось вращения диска не находятся в одной геометрической плоскости, секторные радиальные прорези выполняют в направлении, обеспечивающем прохождение положения при котором для каждой тяги оси вращения соответствующих шарнирных соединений и ось вращения диска находятся в одной геометрической плоскости, при повороте диска для открытия механических замков, а длину секторных радиальных прорезей выполняют из условия выхода выдвижных штоков соответствующих механических замков за кромку окантовки, при дальнейшем повороте диска, при этом, на торце конечного участка оси диска, расположенном в отверстии крышки, выполняют углубление под инструмент и обеспечивают синхронное закрытие, и открытие, механических замков путем вращения диска инструментом через отверстие крышки и углубление;

- пружину сжатия в каждом механическом замке выполняют в виде изогнутой плоской пружины;

- крышку люка выполняют выпуклой, с наружной поверхностью, адаптированной к поверхности летательного аппарата, на внутренней поверхности крышки закрепляют шайбу, снабженную отверстием для оси диска, соосным отверстию крышки, с соответствующей формой прилегающей поверхности и плоской противоположной поверхностью.

Благодаря наличию отличительных признаков в совокупности с известными, уменьшается время, необходимое для подготовки летательного аппарата к полету (проверке оборудования в фюзеляже, замене отдельных агрегатов), а также обеспечивается надежный электрический контакт крышки люка с его окантовкой без клеммного соединения, возможность упрощения конструкции и уменьшения аэродинамического сопротивления летательного аппарата при полете в атмосфере, расширяются технические возможности.

Изобретение может найти применение на летательных аппаратах, имеющих требование быстрого монтажа и демонтажа крышки люка.

Техническое решение поясняется конструкцией люка летательного аппарата, представленной на чертежах, фиг. 1…12.

На фиг. 1 представлен вид с внутренней стороны на крышку люка летательного аппарата в закрытом устойчивом положении.

На фиг. 2 представлен вид с внутренней стороны на крышку люка летательного аппарата в положении при котором для каждой тяги оси вращения соответствующих шарнирных соединений и ось вращения диска находятся в одной геометрической плоскости.

На фиг. 3 представлен вид с внутренней стороны на крышку люка летательного аппарата в открытом устойчивом положении.

На фиг. 4 представлено сечение А-А фиг. 2, поясняющее конструкцию устройства синхронизации перемещения выдвижных штоков.

На фиг. 5, представлен выносной элемент Б фиг. 4, поясняющий конструкцию устройства синхронизации перемещения выдвижных штоков на крышке, выполненной с радиусом кривизны.

На фиг. 6, представлен вид сверху на диск устройства синхронизации перемещения штоков, при положении тяг в направлении центра диска.

На фиг. 7, представлен вид сбоку механического замка при выдвинутом положении штока, поясняющий размещение ролика на оси штока механического замка в продольных прорезях боковых стенок и ролика контактного в передней части штока.

На фиг. 8, представлено сечение В-В фиг. 7, поясняющее конструкцию штока механического замка и установку штока между боковыми стенками его корпуса.

На фиг. 9, представлено сечение Г-Г фиг. 8, поясняющее закрытое положение каждого механического замка.

На фиг. 10, представлено сечение Г-Г фиг. 8, поясняющее открытое положение каждого механического замка.

На фиг. 11, представлен выносной элемент Д фиг. 9, поясняющий закрытое положение механического замка с витой пружиной.

На фиг. 12, представлен выносной элемент Д фиг.9, поясняющий закрытое положение механического замка с изогнутой плоской пружиной.

Люк летательного аппарата содержит окантовку 1, закрепленную на его поверхности 2 и утопленную относительно нее, съемную крышку 3, уплотнительный материал 4, размещенный между ними, механические замки 5, распределенные вдоль окантовки 1, каждый из которых содержит корпус 6, закрепленный на внутренней поверхности крышки 3, выдвижной шток 7, размещенный в корпусе 6, и подпружиненный от выдвижения из корпуса 6 пружиной 8 сжатия. Корпус 6 каждого механического замка 5 снабжен боковыми стенками 9 и закреплен перед кромкой 10 окантовки 1, с размещением выдвижного штока 7 между боковыми стенками 9. В боковых стенках 9 корпуса 6 выполнены продольные направляющие прорези 11, выдвижной шток 7 снабжен цилиндрической осью 12, перпендикулярной направлению его перемещения, концевые участки которой расположены в прорезях 11 боковых стенок 9, и установлен с возможностью его поворота на цилиндрической оси 12, его передняя часть выполнена закругленной, а верхняя часть скошена в направлении передней части под углом, не более 30°. Упор пружины 8 сжатия выполнен на поверхность 13 скоса верхней части выдвижного штока 7. Устройство синхронизации перемещения выдвижных штоков 7 при открытии и закрытии механических замков 5 включает отверстие 14, выполненное в центре крышки 3, кронштейн 15, снабженный отверстием 16 и содержащий два цилиндрических штыря 17, оси которых расположены в одной плоскости с осью отверстия 16, равноудаленных от нее и закрепленных своими торцами на внутренней поверхности крышки 3, с обеспечением соосности отверстий 16 и 14, диск 18, соединенный с двухсторонней осью 19, снабженный секторными радиальными прорезями 20 под штыри 17, симметричными относительно оси 19 диска 18, установленный радиальными прорезями 20 на штырях 17 кронштейна 15, с расположением торцевых конечных участков оси 19 диска 18 в отверстиях 16 и 14, соответственно, кронштейна 15 и крышки 3, тяги 21, соединяющие периферию диска 18 с выдвижным штоком 7 каждого механического замка 5 посредством шарнирных соединений 22, с обеспечением синхронного положения, при котором, для каждой тяги 21, оси вращения соответствующих шарнирных соединений 22 и ось вращения диска 18 находятся в одной геометрической плоскости, конечный участок секторных радиальных прорезей 20, соответствующий закрытому положению механических замков 5, выбран с обеспечением положения, при котором для каждой тяги 21 оси вращения соответствующих шарнирных соединений 22 и ось вращения диска 18 не находятся в одной геометрической плоскости, секторные радиальные прорези 20 выполнены в направлении, обеспечивающем прохождение положения, при котором для каждой тяги 21 оси вращения соответствующих шарнирных соединений 22 и ось вращения диска 18 находятся в одной геометрической плоскости, при повороте диска 18 для открытия механических замков 5, а длина секторных радиальных прорезей выполнена из условия выхода выдвижных штоков 7 соответствующих механических замков 5 за кромку 10 окантовки 1, при дальнейшем повороте диска 18, при этом, на торце конечного участка оси 19 диска 18, расположенном в отверстии 14 крышки 3 выполнено углубление 23 под инструмент для открытия и закрытия механических замков 5. Пружина 8 сжатия в каждом механическом замке 5 может быть выполнена в виде изогнутой плоской пружины 24. Пружина 8 сжатия в каждом механическом замке 5 может быть выполнена витой и снабжена толкателем 25 со сферической передней частью 26, для упора на поверхность 13 скоса верхней части выдвижного штока 7, и хвостовиком 27, а корпус 6 механического замка 5 снабжен направляющим звеном 28, взаимодействующим с хвостовиком 27 толкателя 25. В передней части 26 толкателя 25 может быть выполнено углубление 29, в которое завальцован шарик 30, с выступанием части поверхности шарика 30 за торец 31 стенки 32 углубления 29 и возможностью вращения. Концевые участки цилиндрической оси 12 выдвижного штока 7 каждого механического замка 5, расположенные в продольных направляющих прорезях 11, снабжены роликами 33, установленными на оси 12 с возможностью вращения и зафиксированными от схода с цилиндрической оси 12 ограничительными стопорными шайбами 34. Выдвижной шток 7 каждого механического замка 5 имеет продольный вырез 35, выполненный со стороны передней части выдвижного штока 7, в котором на оси 36 перпендикулярной направлению перемещения выдвижного штока 7 установлен ролик 37 контактный, с возможностью вращения. Крышка 3 может быть выполнена выпуклой, с наружной поверхностью, адаптированной к поверхности 2 летательного аппарата, имеющей радиус R кривизны, на внутренней поверхности крышки 3 закреплена шайба 38, снабженная отверстием 39 для оси 19 диска 18, соосным отверстию 14 крышки 3, при этом, поверхность шайбы 38, прилегающая к внутренней поверхности крышки 3, выполнена с радиусом Ri кривизны внутренней поверхности крышки 3, а ее противоположная поверхность выполнена плоской. Цилиндрические штыри 17 закреплены винтами 40 своими торцами на внутренней поверхности крышки 3. Шайба 38 закреплена винтами 41 на внутренней стороне крышки 3. Крепление шайбы 38 может быть выполнено и другим известным способом, например, сваркой или пайкой. Диск 18 снабжен вырезами 42, для уменьшения его массы. Окантовка 1 и уплотнительный материал 4 снабжены отверстиями, соответственно 43 и 44, выполненными с возможностью совмещения их осей при установке крышки 3 на окантовку 1, а на внутренней стороне крышки 3 закреплен установочный штырь 45, с возможностью его размещения в отверстиях 43 и 44, при закреплении крышки 3 на окантовке 1. Шарнирные соединения 22 каждой тяги 21 выполнены в виде штырей 46, установленных на периферии диска 18 и в хвостовой части выдвижного штока 7, отверстий 47 под штыри 46, выполненных в концевых частях тяг 21, и ограничительных шплинтов 48, вставленных в отверстия 49, выполненные в штырях 46 и удерживающие тяги 21, размещенные на них по отверстиям 47, от схода со штырей 46. Изогнутая плоская пружина 24 сжатия закреплена винтом 50 на корпусе 6 каждого механического замка.

Люк летательного аппарата работает следующим образом. Перед установкой крышки 3 через уплотнительный материал 4 (фиг. 4) на окантовку 1, посредством инструмента через углубление 23 на торце оси 19, расположенном в отверстии 14 крышки 3, поворачивают ось 19 с диском 18 по часовой стрелке в крайнее положение до упора секторных радиальных прорезей 20 (фиг. 3) в цилиндрические штыри 17 кронштейна 15. При этом, благодаря выбранным положению и длине секторных радиальных прорезей 20, диаметру диска 18, длине тяг 21, шарнирным соединениям 22, продольным направляющим прорезям 11 в боковых стенках 9 и цилиндрической оси 12, штоки 7, одновременно, перемещаются к центру крышки 3 внутрь корпусов 6 механических замков 5 (фиг. 10), занимая место перед кромкой 10 окантовки 1, при установке крышки 3 на окантовку 1. При этом, в каждом механическом замке 5 сила Fпр.откр. сжатия пружины 8 направлена перпендикулярно к поверхности 13 скоса в верхней части штока 7, приложена в точке A1 касания поверхностью шарика 30 поверхности 13, и, благодаря расположению поверхности 13 под углом α≤30° в направлении передней части штока 7, раскладывается на две силы: F1откр=Fпр.откр.*cosα - сила прижатия выдвижного штока 7 к корпусу 6 механического замка 5, действующая на корпус 6 через ось 36 и ролик 37 контактный, и F2откр.=Fпр.откр.*sinα - удерживающая сила, действующая на выдвижной шток 7 в направлении его хвостовой части и через штыри 46 и тягу 21 на диск 18. Благодаря тому, что оси штырей 46 и ось поворота диска 18 не находятся в одной геометрической плоскости, открытое положение механических замков 5 под действием препятствующей их закрытию силы F2откр. на шток 7 является устойчивым. Для крепления крышка 3 размещается на окантовке 1 через уплотнительный материал 4, с попаданием установочного штыря 45 в отверстия 43 и 44, далее, инструментом в отверстии 14 крышки 3, через углубление 23 на торце конечного участка оси 19 и диск 18, соединенный с осью 19, прикладывается момент вращения по часовой стрелке, обеспечивающий передачу на шток 7 каждого механического замка 5, через соответствующие штыри 46 и тяги 21 усилия на выдвижение штока 7, превышающее силу F2откр. При этом, при повороте диска 18 обеспечивается прохождение положения, при котором для каждой тяги 21 оси вращения, соответствующих шарнирных соединений 22 и ось вращения диска 18 находятся в одной геометрической плоскости (неустойчивое положение механических замков 5 с максимальным выдвижением штоков 7 (фиг. 2 и фиг. 4)). Инструментом через углубление 23 производится дальнейший поворот диска 18 до упора в цилиндрические штыри 17 кронштейна 15 (фиг. 1). При этом, контактный ролик 37, двигаясь по обратной стороне окантовки 1, смещается от положения максимального выдвижения, оставаясь на обратной стороне окантовки 1 (фиг. 1, 9, 11). При закрытии механических замков 5 с выдвижением штоков 7, шарики 30 толкателей 25 контактируют с различными точками поверхности 13, перемещаясь из точки контакта A1 открытого положения в точку Б1 закрытого положения, на расстояние Lпер. перемещения (фиг. 11), при этом, каждый толкатель 25 перемещается по соответствующему направляющему звену 28 на величину Нпер. перемещения - Hпер.=Lпер.*sinα, сжимая пружину 8 сжатия, с увеличением усилия прижатия контактного ролика 37 к обратной стороне окантовки 1, от значения Fпр.откр. до значения Fпр.закр., пропорционально величине Нпер. перемещения. Аналогично открытому положению механических замков 5, при их закрытом положении, оси штырей 46 и ось поворота диска 18 также не находятся в одной геометрической плоскости, поэтому их закрытое положение также является устойчивым, под действием составляющей F2закр. силы пружины 8 (Fпр.закр.) - F2закр.=Fпр.закр.*sinα, действующей на шток 7 каждого механического замка 5, которая препятствует выдвижению каждого штока 7 для обеспечения открытия механических замков 5. При закрытом положении, каждый механический замок 5 прижимает крышку 3 к обратной стороне окантовки 1 составляющей (F1закр) силы пружины 8 (Fпр.закр.) - F1закр.=Fпр.закр*cosα. Сила Fпр.закр. в каждом механическом замке 5 передается одним торцом пружины 8 сжатия на корпус 6 и крышку 3, а ее противоположным торцом через переднюю часть 26 толкателя 25, шарик 30, шток 7, ось 36 и ролик 37 контактный передается на обратную сторону окантовки 1, обеспечивая сжатие уплотнительного материала 4 и герметичность соединения крышки 3 с окантовкой 1. При значениях α=30°, sinα=0,5, соответственно, сила F2закр. составляет 50% от силы сжатия пружины 8 (Fпр.закр). Дальнейшее увеличение угла α приведет к уменьшению силы F1закр и, соответственно, к уменьшению сжатия уплотнительного материала 4 и герметичности соединения крышки 3 с окантовкой 1, а также к увеличению силы F2закр. и, соответственно, момента вращения, прикладываемого инструментом при закрытии механических замков 5, повышенному износу шарнирных соединений 22 и уменьшению ресурса работы крышки 3. Кроме того, дальнейшее увеличение угла α приведет к существенному увеличению величины Нпер толкателя 25 по направляющему звену 28, следовательно, и к увеличению габаритов и массы корпусов 6, и крышки 3 с механическими замками 5. Корпус 6 каждого механического замка 5 не является составным, как у прототипа, в котором стыкуемые части (корпус и втулка), закрепляются на разных элементах конструкции люка, при этом, вследствие перекоса стыкуемых частей корпуса, не обеспечивается необходимая площадь контакта для электрической проводимости. Благодаря не составному корпусу 6, его креплению на обратной стороне крышки 3 и упора шток 7 под действием пружины 8 сжатия через шарик 30, цилиндрическую ось 12, ось 36 и ролик 37 контактный на обратную сторону окантовки 1, обеспечивается надежный электрический контакт между крышкой 3, окантовкой 1 и поверхностью 2 летательного аппарата и, в отличие от прототипа, отсутствует необходимость введения в конструкцию механического замка 5 подпружиненного пальца и клеммного соединения. В случае выполнения пружины сжатия каждого механического замка 5 в виде плоской пружины 24, она крепится в корпусе 6 винтами 50, что упрощает конструкцию устройства прижатия крышки 3 к окантовке 1, поскольку сжатие пружины 24, при выдвижении штока 7 для крепления с окантовкой 1 обеспечивается за счет изменения ее кривизны, при скольжении концевого участка пружины 24 по поверхности 13 скоса штока 7. Выполнение толкателя 25 со сферической передней частью 26 обеспечивает постоянную площадь контакта сферической передней части 26 с поверхностью 13, при отклонениях направления оси толкателя 25 при изготовлении в производстве, в пределах допуска, и, за счет выбора диаметра сферической передней части 26, уменьшить величину давления в зоне ее контакта с поверхностью 13, силу трения между ними при выдвижении штока 7 и момент вращения, прикладываемый инструментом через углубление 23 для крепления крышки 3 к окантовке 1. Выполнение углубления 29 в передней части 26 толкателя 25, в которое завальцован шарик 30, дополнительно уменьшает силу трения при выдвижении штока 7, за счет возможности вращения шарика 30 в углублении 29 с уменьшением коэффициента трения качения по сравнению с коэффициентом трения скольжения. Аналогично, снабжение роликами 33 (фиг. 7-12) концевых участков цилиндрической оси 12 выдвижного штока 7 каждого механического замка 5, расположенных в прорезях 11 боковых стенок 9 корпуса 6, а также установка ролика 37 в продольном вырезе 35 со стороны передней части выдвижного штока 7 на оси 36 перпендикулярной направлению перемещения выдвижного штока 7, дополнительно уменьшают силы трения при выдвижении штоков 7, за счет уменьшения коэффициента трения качения роликов 33 по стенкам прорезей 11 и роликов 37, соответствующих механических замков 5 по обратной стороне окантовки 1, по сравнению с коэффициентом трения скольжения (в случае отсутствия роликов 33 и 37), что дополнительно уменьшает момент вращения прикладываемый инструментом через углубление 23 для крепления крышки 3 к окантовке 1. Выполнение наружной поверхности крышки 3 (фиг. 5) с радиусом R кривизны позволяет адаптировать поверхность крышки 3 к поверхности 2 летательного аппарата и, за счет этого, уменьшить его аэродинамическое сопротивление при полете в атмосфере, вследствие отсутствия резкого изменения направления потока воздуха при обтекании крышки 3, с движением воздуха с поверхности 2 на переднюю часть наружной поверхности крышку 3 люка и последующим перетоком воздуха на поверхность 2 летательного аппарата со стороны задней части наружной поверхности крышки 3. Закрепление шайбы 38 на внутренней поверхности крышки 3, снабженной отверстием 39, соосным отверстию 14 крышки 3, и выполнение шайбы 38 с соответствующей формой прилегающей поверхности (с радиусом R1 кривизны внутренней поверхности крышки 3), а противоположной поверхности шайбы 38 плоской, позволяет выполнить плоским диск 18 и, за счет этого, упростить конструкцию люка, одновременно, наличие шайбы 38 позволяет, при наличии радиуса R1 кривизны крышки 3, использовать плоский диск 18 с увеличенным максимальным диаметром его периферийной части, соответственно, и ее длиной, и разместить на периферии диска 18 большее количество шарнирных соединений 22 с тягами 21 и механических замков 5, и, за счет этого, обеспечить крепление крышки 3 большего формата, что расширяет технические возможности конструкции.

1. Способ крепления крышки на окантовке люка летательного аппарата, заключающийся в снабжении крышки механическими замками, распределенными вдоль окантовки, каждый из которых содержит корпус, закрепленный на внутренней поверхности крышки, выдвижной шток, размещенный в корпусе вдоль его боковых стенок и подпружиненный от выдвижения пружиной сжатия, и выполнен с возможностью закрытия, путем выдвижения штока из корпуса вдоль боковых стенок и его зацепления за внутреннюю поверхность окантовки посредством инструмента, с использованием вращения, и открытия, путем расфиксации зацепления инструментом, с использованием вращения, установке крышки на окантовку через уплотнительный материал, и закрытие механических замков инструментом, отличающийся тем, что корпус каждого механического замка закрепляют перед кромкой окантовки, с возможностью выдвижения штока на внутреннюю поверхность окантовки в поперечном направлении, его переднюю часть выполняют закругленной, а верхнюю часть скошенной в направлении передней части под углом, не более 30°, выдвижной шток подпружинивают от выдвижения из корпуса с упором пружины сжатия на поверхность его скоса, шток устанавливают между боковыми стенками корпуса с возможностью поворота в плоскости перпендикулярной внутренней поверхности крышки, крышку снабжают устройством синхронизации перемещения выдвижных штоков при открытии и закрытии механических замков, включающим отверстие, выполненное в ее центре, кронштейн, снабженный отверстием и содержащий два цилиндрических штыря, оси которых располагаются в одной плоскости с осью отверстия кронштейна, равноудаленных от нее и закрепленных своими торцами на внутренней поверхности крышки, с обеспечением соосности отверстий кронштейна и крышки, диск, соединенный с двухсторонней осью, снабженный секторными радиальными прорезями под штыри кронштейна, симметричными относительно оси диска, установленный радиальными прорезями на штырях кронштейна, с расположением торцевых конечных участков двусторонней оси диска в отверстиях, соответственно, кронштейна и крышки, тяги, соединяющие периферию диска с выдвижным штоком соответствующего механического замка посредством шарнирных соединений, с обеспечением синхронного положения при котором для каждой тяги оси вращения соответствующих шарнирных соединений и ось вращения диска находятся в одной геометрической плоскости, конечный участок секторных радиальных прорезей, соответствующий закрытому положению механических замков, выбирают с обеспечением положения, при котором для каждой тяги оси вращения соответствующих шарнирных соединений и ось вращения диска не находятся в одной геометрической плоскости, секторные радиальные прорези выполняют в направлении, обеспечивающем прохождение положения при котором для каждой тяги оси вращения соответствующих шарнирных соединений и ось вращения диска находятся в одной геометрической плоскости, при повороте диска для открытия механических замков, а длину секторных радиальных прорезей выполняют из условия выхода выдвижных штоков соответствующих механических замков за кромку окантовки, при дальнейшем повороте диска, при этом, на торце конечного участка оси диска, расположенном в отверстии крышки, выполняют углубление под инструмент и обеспечивают синхронное закрытие, и открытие, механических замков путем вращения диска инструментом через отверстие крышки и углубление.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что пружину сжатия в каждом механическом замке выполняют в виде изогнутой плоской пружины.

3. Способ крепления по п. 1 или 2, отличающийся тем, что крышку люка выполняют выпуклой, с наружной поверхностью, адаптированной к поверхности летательного аппарата, на внутренней поверхности крышки закрепляют шайбу, снабженную отверстием для оси диска, соосным отверстию крышки, с соответствующей формой прилегающей поверхности и плоской противоположной поверхностью.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации. Запорное устройство двери кабины экипажа содержит внутреннюю (1) и наружную (2) ручки, закрепленные на двери (3) и соединенные между собой тягой (4).

Аэродинамический элемент выполнен с возможностью прикрепления к оконному блоку (100) летательного аппарата, который содержит лобовое стекло, ориентированное в направлении передней части летательного аппарата, боковое окно, ориентированное в направлении боковой части летательного аппарата, и стойку, расположенную между лобовым стеклом и боковым окном.

Аэродинамический элемент выполнен с возможностью прикрепления к оконному блоку (100) летательного аппарата, который содержит лобовое стекло, ориентированное в направлении передней части летательного аппарата, боковое окно, ориентированное в направлении боковой части летательного аппарата, и стойку, расположенную между лобовым стеклом и боковым окном.

Изобретение относится к системе для прикрепления остекления к конструкции транспортного средства, содержащей внешнюю первую основную полураму 1 и внутреннюю вторую основную полураму 2, которые скреплены вместе, а узел 1, 2, который они образуют, прикреплен к конструкции транспортного средства. Каждая из основных полурам оставлена из по меньшей мерей двух деталей 1.1, 1.2, …1.n и 2.1, 2.2, …2.n, соответственно, где n и m – одинаковые или разные целые числа, посредством скрепления последних, последовательными парами для каждой из основных полурам и соединения между деталями первой основной полурамы 1 и деталями второй основной полурамы 2, соответственно, смещены относительно друг друга.

Изобретение относится к системе для прикрепления остекления к конструкции транспортного средства, содержащей внешнюю первую основную полураму 1 и внутреннюю вторую основную полураму 2, которые скреплены вместе, а узел 1, 2, который они образуют, прикреплен к конструкции транспортного средства. Каждая из основных полурам оставлена из по меньшей мерей двух деталей 1.1, 1.2, …1.n и 2.1, 2.2, …2.n, соответственно, где n и m – одинаковые или разные целые числа, посредством скрепления последних, последовательными парами для каждой из основных полурам и соединения между деталями первой основной полурамы 1 и деталями второй основной полурамы 2, соответственно, смещены относительно друг друга.

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано для фиксации в крайнем открытом положении распашных дверей. Распашная дверь с телескопическим подкосом открытого положения содержит телескопический подкос.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям элементов мотогондол вертолетов. Створка двигательного отсека мотогондолы вертолета включает в себя панель с внешней обшивкой и внутренней обшивкой.

Изобретение относится к авиационным блокам остекления, использование которых является особенно требовательным к столкновению со стаей птиц, перепадам давления, воздействию очень низких температур. Авиационный блок остекления содержит по меньшей мере один лист модифицированного акрилового полимера, который представляет собой химически модифицированный акриловый полимер, содержащий в своей полимерной цепи блоки, которые являются наноструктурированными и/или дополнены микронаполнителями или нанонаполнителями, которые ограничивают распространение трещин, при этом лист объединен с по меньшей мере одним другим листом в качестве ламинированного и/или множественного блока остекления.

Изобретение относится к авиационным блокам остекления, использование которых является особенно требовательным к столкновению со стаей птиц, перепадам давления, воздействию очень низких температур. Авиационный блок остекления содержит по меньшей мере один лист модифицированного акрилового полимера, который представляет собой химически модифицированный акриловый полимер, содержащий в своей полимерной цепи блоки, которые являются наноструктурированными и/или дополнены микронаполнителями или нанонаполнителями, которые ограничивают распространение трещин, при этом лист объединен с по меньшей мере одним другим листом в качестве ламинированного и/или множественного блока остекления.

Настоящее изобретение относится к устройству, позволяющему оператору поддерживать визуальный контакт с приборами или другими визуальными источниками данных после того, как дым и/или твердые частицы от пожара или других источников проникли в рабочую среду оператора. Устройство аварийного наблюдения включает закрытый первый корпус, имеющий первый конец и второй конец, первый и второй прозрачные элементы, расположенные на первом и втором концах соответственно, первый корпус, содержащий группу стеновых панелей, соединенных бок о бок, которые являются складными и петлю из пружинной проволоки, связанную с каждой из по меньшей мере двух стеновых панелей.
Изобретение относится к ламинированному остеклению для транспортного средства или сооружения. Остекление содержит внутренний структурный стеклянный лист, образующий внутреннюю сторону ламинированного остекления и имеющий поверхностное сжимающее напряжение 400-1000 МПа с глубиной обмена 100-500 мкм и внешний структурный стеклянный лист, имеющий поверхностное сжимающее напряжение 50-300 МПа с глубиной обмена 50-100 мкм, при условии, что произведение поверхностного сжимающего напряжения и глубины обмена внешнего структурного стеклянного листа равно самое большее 25000 МПа.мкм, при этом внутренний и внешний структурные стеклянные листы имеют идентичные или различные толщины, каждая из которых составляет от 3 до 20 мм. Изобретение раскрывает применение этого ламинированного остекления в качестве остекления герметичного воздушного судна. Изобретение обеспечивает сочетание стойкости к столкновению с птицами, которое требует интенсивного армирования стекла, и потребностью в сопротивлении давлению в случае разрушения всех слоев. 2 н. и 17 з.п. ф-лы.
Наверх