Многоразовая ступень ракеты-носителя

Изобретение относится к средствам выведения полезной нагрузки. Многоразовая ступень содержит приборный отсек (1), конический бак (2) окислителя и торовый бак (3) горючего. Бак (3) образует с платформой (4), закрепленной на штоке гидроцилиндра (5), отсек полезной нагрузки (6). В двигательном отсеке (7) установлены четырехкамерные маршевый жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) (8) и рулевой ЖРД с камерами (10), который обеспечивает также и посадку ступени. Каждая камера (9) маршевого ЖРД (8) может поворачиваться (складываться) в одной плоскости. Гидроцилиндр (5) обеспечивает перемещение платформы (4) с полезной нагрузкой (11) вдоль оси ступени. Снаружи торового бака (3) закреплены складные посадочные опоры (12). Технический результат направлен на улучшение массово-габаритных характеристик ступени. 7 ил.

 

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для создания многоразовой ступени ракеты-носителя (РН).

Известен многоразовый орбитальный космический корабль «Буран», предназначенный для доставки на орбиту грузов и выполненный по самолетной схеме типа «бесхвостка» с крылом переменной стреловидности (С.П. Уманский. "Ракеты-носители. Космодромы". - М. Изд-во Рестарт+. 2001, рис. 18, стр. 53-54).

Основными недостатками известного многоразового космического корабля «Буран» являются значительная масса, сложность конструкции и потеря в процессе выведения полезной нагрузки двигателей второй ступени.

Известна многоразовая транспортная космическая система «Space Shuttle», предназначенная для доставки на орбиту грузов, орбитальная ступень которой выполнена по самолетной схеме типа «бесхвостка» (С.П. Уманский. "Ракеты-носители. Космодромы". - М. Изд-во Рестарт+. 2001, рис. 58-59, стр. 139-141).

Основными недостатками известной многоразовой транспортной космической системы «Space Shuttle» являются значительная масса и сложность конструкции, потеря в процессе выведения полезной нагрузки баков окислителя и горючего орбитальной ступени.

Известен многоразовый разгонный блок РН, имеющий наружную аэродинамическую поверхность типа крыльев, выполненных зацело с корпусом, посадочные шасси и раскрывающийся головной обтекатель (патент на полезную модель РФ №147066, МПК: B64G 1/00 - прототип).

Основными недостатками известного разгонного блока РН являются значительные габариты и масса конструкции.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков и улучшение массово-габаритных характеристик многоразовой ступени РН.

Решение указанной задачи достигается тем, что предложенная многоразовая ступень РН содержит приборный отсек, конический бак окислителя, торовый бак горючего, который образует с платформой, закрепленной на гидроцилиндре, установленном на оси ступени, отсек полезной нагрузки, двигательный отсек, содержащий объединенную двигательную установку, состоящую из маршевого четырехкамерного жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и четырехкамерного рулевого ЖРД, обеспечивающего управления вектором тяги и посадку ступени, причем каждая камера маршевого ЖРД может поворачиваться в одной плоскости, а камеры рулевого ЖРД установлены равномерно по окружности и соединены с двигательным отсеком, при этом гидроцилиндр обеспечивает перемещение платформы с полезной нагрузкой вдоль оси ступени, а на наружной поверхности торового бака горючего закреплены посадочные опоры.

Предлагаемая конструкция многоразовой ступени РН, за счет своих отличительных признаков, обеспечивает решение поставленной технической задачи - улучшение массово-габаритных характеристик многоразовой ступени РН.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид многоразовой ступени РН в аксонометрии с разрезом, на фиг. 2 - общий вид многоразовой ступени РН ступени после отделения от нижней ступени РН в аксонометрии, на фиг. 3 - общий вид многоразовой ступени РН при совместной работе маршевого и рулевого ЖРД объединенной двигательной установки в аксонометрии, на фиг. 4 - общий вид многоразовой ступени РН перед отделением полезной нагрузки в аксонометрии, на фиг. 5 - общий вид многоразовой ступени РН после отделения полезной нагрузки в аксонометрии, на фиг. 6 - общий вид многоразовой ступени РН при спуске с орбиты в аксонометрии, на фиг. 7 - общий вид многоразовой ступени РН при посадке в аксонометрии.

Многоразовая ступень РН содержит приборный отсек 1, конический бак окислителя 2, торовый бак горючего 3, который образует с платформой 4, закрепленной на гидроцилиндре 5, установленном на оси ступени, отсек полезной нагрузки 6, двигательный отсек 7, содержащий объединенную двигательную установку (не показана). Двигательный отсек 7 соединен с нижней ступенью РН (не показана).

Объединенная двигательная установка состоит из маршевого четырехкамерного ЖРД 8 и четырехкамерного рулевого ЖРД (не показан), обеспечивающего управления вектором тяги и посадку ступени, причем каждая камера 9 маршевого ЖРД 8 может поворачиваться в одной плоскости, а камеры 10 рулевого ЖРД установлены равномерно по окружности и соединены с двигательным отсеком 7.

Гидроцилиндр 5 обеспечивает перемещение платформы 4 с полезной нагрузкой 11 вдоль оси ступени, а на наружной поверхности торового бака горючего 3 закреплены посадочные опоры 12.

Предложенная многоразовая ступень РН работает следующим образом.

После отделения от нижней ступени РН производится разворот камер 9 маршевого ЖРД 8 в направлении к выходной части камер 10 рулевого двигателя и компоненты топлива из конического бака окислителя 2 и торового бака горючего 3 поступают в объединенную двигательную установку. Производится запуск маршевого ЖРД 8 и рулевого ЖРД и ступень начинает движение по заданной траектории.

В заданный момент времени происходит отключение маршевого ЖРД 8 и разворот камер 9 маршевого ЖРД 8 в направлении двигательного отсека 7, что обеспечивает беспрепятственный выход полезной нагрузки 11 из отсека полезной нагрузки 6.

При достижении заданной орбиты производится отключение рулевого ЖРД и гидроцилиндр 5 перемещает платформу 4 с полезной нагрузкой 11 к выходной части отсека полезной нагрузки 6. Далее происходит отделение полезной нагрузки 11 от ступени.

После отделения полезной нагрузки 11 камеры 9 маршевого ЖРД 8 разворачиваются в направлении платформы 4, и начинается спуск ступени с орбиты.

На начальном участке спуска торможение осуществляется за счет аэродинамического торможения. После производится запуск рулевого ЖРД.

Непосредственно перед посадкой ступени выпускаются посадочные опоры 12. После посадки ступени рулевой ЖРД прекращает свою работу.

Использование предложенного технического решения позволит повысить конструктивное совершенство и улучшить массово-габаритные характеристики многоразовой ступени РН.

Многоразовая ступень ракеты-носителя, содержащая приборный отсек, конический бак окислителя, торовый бак горючего, который образует с платформой, закрепленной на гидроцилиндре, установленном на оси ступени, отсек полезной нагрузки, двигательный отсек, содержащий объединенную двигательную установку, состоящую из маршевого четырехкамерного жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и четырехкамерного рулевого ЖРД, обеспечивающего управления вектором тяги и посадку ступени, причем каждая камера маршевого ЖРД может поворачиваться в одной плоскости, а камеры рулевого ЖРД установлены равномерно по окружности и соединены с двигательным отсеком, при этом гидроцилиндр обеспечивает перемещение платформы с полезной нагрузкой вдоль оси ступени, а на наружной поверхности торового бака горючего закреплены посадочные опоры.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к плазменным ракетным двигателям (ПРД) космических аппаратов (КА). Узел ПРД включает в себя элементы магнитной цепи ионизационной камеры и разрядного конца (катода).

Группа изобретений относится к средствам и способам орбитального обслуживания космического аппарата (КА). Сервисные модули или гондолы (102) могут быть развернуты из главного космического аппарата (100) в положение рядом с целевым КА, например, с помощью манипуляторов (122).

Группа изобретений относится к средствам орбитального обслуживания космического аппарата (КА). Обслуживающая система включает в себя одно или более отсоединяемых обслуживающих устройств (ОБУ) и сервисных модулей (СМ).

Группа изобретений относится к средствам и способам орбитального обслуживания космического аппарата (КА). Сервисные модули или гондолы (102) могут быть переданы из главного космического аппарата (100) к целевому КА (20).

Изобретение относится к управлению ориентацией космического аппарата (КА) вытянутой формы с солнечными батареями (СБ). Способ включает определение высоты орбиты КА и длительности ΔT теневой части витка орбиты, угла β между направлением на Солнце и плоскостью орбиты КА, разворот КА до совмещения его продольной оси с плоскостью орбиты и закрутку КА вокруг его продольной оси.

Изобретение относится к управлению движением космического аппарата (КА) с электроракетным двигателем коррекции (ЭРДК), включающему оперативное уточнение тяги ЭРДК для формирования долговременных планов коррекции орбиты КА. Согласно способу, в полете к КА прикладывают проверочные и корректирующие воздействия, измеряют температуру рабочего тела на выходе из ускоряющего канала ЭРДК, усредняют полученные значения на всем интервале измерения.

Группа изобретений относится к средствам и способам стыковки, преимущественно при обслуживании некооперированных космических аппаратов (КА). Обслуживающий КА (10) служит для стыковки с камерой (18) двигателя клиентского КА (11) посредством узла захвата (20), установленного на стыковочной платформе (14) со стойками (16), упирающимися в стыковочное кольцо (19) КА (11).

Изобретение относится к управлению выведением, преимущественно малых искусственных спутников (ИС) на околоземную орбиту с помощью орбитального транспортного космического аппарата (ТКА), устанавливаемого на ракете-носителе (РН). ИС размещаются во множестве орбитальных развертывателей пикоспутника (ОРП) на ТКА, содержащих приводы (15) выпуска ИС.

Предлагаемая кольцеобразная конструкция (КК) относится к космической технике, а именно к статическим КК, которые могут быть использованы как платформы для развертывания на орбите, в частности, крупногабаритных систем. КК, содержащая два изолированных проводника и блок питания, снабжена ребрами, а проводники выполнены в виде витков из сверхпроводника, намотанных в виде спирали с возможностью ее раскручивания.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД) на криогенных компонентах, снабженным системой ориентации и обеспечения запуска (СООЗ). СООЗ содержит блоки ракетных двигателей малой тяги (РДМТ), электронасосы (1, 2) на выходах баков низкого давления криогенных компонентов, сообщенные напорными магистралями через теплообменники – газификаторы (3, 4) с ресиверами (8, 9) рабочего тела для РДМТ.

Группа изобретений относится к обслуживанию систем искусственных спутников различного назначения, включающих группы орбит с равным или близким наклонением (i), распределенных в экваториальной плоскости по долготе восходящего узла (Ω). Космическая обслуживающая система содержит средства обслуживания (СО) спутников, базовыми космическими аппаратами (БКА) на орбитах базирования, средствами получения и обработки данных о состоянии и функционировании (ДСФ) ОС и передачи результатов обработки ДСФ на БКА. Причем орбиты базирования выбраны с фокальным параметром (р'), насколько возможно меньшим характерного фокального параметра (р) орбит спутников из соответствующих областей обслуживания, и с наклонением (i'), близким к характерному наклонению (i) орбит спутников из этих же областей обслуживания. БКА содержат модули полезных нагрузок (ПН) и модульные межорбитальные транспортные аппараты (МТА) для перемещения СО между БКА и ОС. Управление движением МТА строится на основе прогнозов времен отказов ОС и включает регулирование скорости прецессии (Ω') плоскости оскулирующей орбиты МТА путем определенного изменения фокального параметра указанной орбиты. Повышается оперативность обслуживания ОС. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх