Способ изготовления биметаллического рабочего колеса турбины

Изобретение относится к области двигателестроения, к осевым турбинам газотурбинных двигателей, в частности к способу изготовления биметаллических рабочих колес турбин газотурбинных двигателей, выполненных по типу блиска. Способ изготовления биметаллического рабочего колеса турбины, в котором лопатки, выполненные из одного сплава, соединяют с заготовкой диска, выполненной из другого сплава в единую деталь горячим изостатическим прессованием, в заготовке диска выполняют полости и газоотводные отверстия, для диффузионной сварки засыпают порошок в полости, порошок компактируется прессованием, затем в полости с порошком вводятся ножки лопаток, образуя соединение с неподвижной посадкой лопаток в полостях заготовки диска, перед диффузионной сваркой из полостей через газоотводные отверстия откачивается воздух и газоотводные отверстия глушатся, затем производится диффузионная сварка при горячем изостатическом прессовании лопаток с заготовкой диска, после диффузионной сварки производится окончательная обработка, в процессе которой удаляются уступы и формируются гладкие переходы на поверхности от ножек лопаток к дисковой части. Позволяет обеспечить экономичность и надежность технологии, а также упростить процесс изготовления биметаллических рабочих колес турбин. 3 ил.

 

Изобретение относится к области двигателестроения, к осевым турбинам газотурбинных двигателей, в частности к способу изготовления биметаллических рабочих колес турбин газотурбинных двигателей, выполненных по типу блиска.

Из уровня техники известен способ изготовления биметаллических рабочих колес по патенту RU 2467177, выбранный в качестве ближайшего аналога. В данном способе отдельные лопатки, выполненные из одного металлического сплава, соединяют с дисковой частью, выполненной из другого металлического сплава, лопатки соединяют с дисковой частью в единую деталь горячим изостатическим прессованием (ГИП) в зоне примерно равной длительной прочности этих сплавов, при этом профильную часть, трактовую полку и часть ножки выше указанной зоны любой из лопаток располагают вне зоны воздействия ГИП, а другую часть ножки и дисковую часть капсулируют и размещают в зоне воздействия, ножки лопаток совмещают с диском, преимущественно встык, а область зоны примерно равной длительной прочности обоих сплавов определяют предварительно, например, по кривым длительной прочности Ларсона-Миллера.

При изготовлении биметаллических рабочих колес при помощи горячего изостатического прессования (ГИП) применяют промежуточную операцию пайки лопаток в технологическое кольцо и изготавливают капсулу для удержания лопаток и обеспечения герметичности при ГИП.

Недостатком способа является применение процесса пайки лопаток в технологическое кольцо и изготовления капсулы. Процесс пайки требует изготовления массивных технологических деталей капсулы (кольца и крышек) с точными размерами зазоров под пайку лопаток. Операции подбора лопаток для обеспечения точных зазоров, установка лопаток в кольцо, сборка и удаление капсулы и последующее удаление технологического кольца являются трудоемкими, они удорожают технологию. Кроме того, имеются риски брака паяных швов и неравномерной насыпной плотности порошка в капсуле, так как проконтролировать качество паяных швов и равномерность насыпной плотности порошка неразрушающими методами контроля невозможно.

Цель изобретения - обеспечить экономичность и надежность технологии, а также упростить процесс изготовления биметаллических рабочих колес турбин.

Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемом способе изготовления биметаллического рабочего колеса турбины лопатки, выполненные из одного сплава, соединяют с заготовкой диска, выполненной из другого сплава в единую деталь горячим изостатическим прессованием, в заготовке диска выполняют полости и газоотводные отверстия, для диффузионной сварки засыпают порошок в полости, порошок компактируется прессованием, затем в полости с порошком вводятся ножки лопаток, образуя соединение с неподвижной посадкой лопаток в полостях заготовки диска, перед диффузионной сваркой из полостей через газоотводные отверстия откачивается воздух и газоотводные отверстия глушатся, затем производится диффузионная сварка при горячем изостатическом прессовании лопаток с заготовкой диска, после диффузионной сварки производится окончательная обработка, в процессе которой удаляются уступы и формируются гладкие переходы на поверхности от ножек лопаток к дисковой части.

Фиг. 1 - вид сечения заготовки диска по месту посадки лопатки с газоотводным отверстием от плоской боковой поверхности.

Фиг. 2 - вид сечения заготовки диска по месту посадки лопатки с газоотводным отверстием от цилиндрической ободной поверхности.

Фиг. 3 - показана трехмерная модель биметаллического рабочего колеса турбины после механической обработки с указанием гладкого перехода (галтели).

1 - кольцевая заготовка диска

2 - полости

3 - ножка (хвостовик) лопатки

4 - порошок

5 - газоотводные отверстия

6 – галтель.

В кольцевой заготовке диска 1, показанной на фиг. 1 и 2, выполняются полости 2 по размерам ножек лопаток 3. В полости насыпается порошок 4 из жаропрочного гранулированного никелевого сплава для диффузионной сварки при ГИП. Порошок компактируется прессованием. Затем в полости с порошком вводятся ножки лопаток, образуя соединение с неподвижной посадкой лопаток (посадкой с натягом) в полостях заготовки диска. Допускается выполнять прессование порошка при помощи ножек лопаток. Высыпанию порошка при поворачивании заготовки диска препятствуют торцы ножек лопаток. В заготовке диска предусмотрено выполнение газоотводных отверстий 5 для откачки воздуха из полостей с порошком. Газоотводные отверстия 5 могут выполняться как перед запрессовкой порошка, так и после запрессовки порошка, или после запрессовки лопаток. Газоотводные отверстия могут располагаться как на плоской боковой поверхности заготовки диска, так и на цилиндрической ободной поверхности заготовки диска, под углом к оси лопатки, как показано на фиг. 2

Лопатки в заготовке диска удерживаются неподвижной посадкой. Перед диффузионной сваркой из полостей через газоотводные отверстия откачивается воздух после чего газоотводные отверстия 5 глушатся. Затем производится операция диффузионной сварки в процессе горячего изостатического прессования (ГИП) лопаток с заготовкой диска при давлении 150…200 МПа, и при температуре выше 1250 градусов. После диффузионной сварки производится окончательная обработка биметаллического рабочего колеса турбины, в процессе которой удаляются уступы и формируются гладкие переходы (галтели) 6 на поверхности от ножек лопаток к дисковой части, как показано на фиг. 3.

Форма ножки лопатки и полости в заготовке диска должна обеспечивать герметичность соединения. Установлено, что оптимальным вариантом формы поперечного сечения ножки лопатки и полости в заготовке диска является круг, поскольку такая форма может быть выполнена с высокой точностью, высокой повторяемостью, при минимальных затратах на изготовление и является самой простой формой для расчета неподвижной посадки.

В отличие от прототипа где при диффузионной сварке лопаток, впаянных в технологическое кольцо с заготовкой диска, где порошок расположен во всем кольцевом зазоре между лопатками и заготовкой диска, в предлагаемой технологии порошок засыпается в полости, площадь поперечного сечения которых приблизительно равна площади поперечного сечения торцов ножек лопаток. Этим достигается максимальная экономия порошка для диффузионной сварки.

Изобретение предполагается использовать в области авиационного двигателестроения.

Способ изготовления биметаллического рабочего колеса турбины включает: лопатки, выполненные из одного сплава, соединяют с заготовкой диска, выполненной из другого сплава, в единую деталь горячим изостатическим прессованием, отличающийся тем, что в заготовке диска выполняют полости и газоотводные отверстия, для диффузионной сварки засыпают порошок в полости, порошок компактируется прессованием, затем в полости с порошком вводятся ножки лопаток, образуя соединение с неподвижной посадкой лопаток в полостях заготовки диска, перед диффузионной сваркой из полостей через газоотводные отверстия откачивается воздух и газоотводные отверстия глушатся, затем производится диффузионная сварка при горячем изостатическом прессовании лопаток с заготовкой диска, после диффузионной сварки производится окончательная обработка, в процессе которой удаляются уступы и формируются гладкие переходы на поверхности от ножек лопаток к дисковой части.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к моноколесу осевого компрессора и ротору компрессора низкого давления авиационного газотурбинного двигателя. Моноколесо выполнено в виде «Полублиска», или «Двойного Полублиска», или «Тройного Полублиска».

Группа изобретений касается способа изготовления компонента ротационной машины и самого компонента(1), имеющего по меньшей мере один внутренний проход (7), который продолжается от центра (6) до граничной поверхности (42) компонента и является по меньшей мере частично закрытым. Согласно способу предусматривают заготовку, которая содержит граничную поверхность (42) и верхнюю поверхность.

Диск с лопатками вентилятора для турбомашины содержит ступицу, ограниченную передней и задней сторонами, а также внешней периферической поверхностью и внутренней поверхностью вращения. На внешней периферической поверхности ступицы расположены лопасти, каждая из которых имеет переднюю и заднюю кромки.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и может быть использовано при изготовлении моноколес, применяемых в роторах газотурбинных двигателей. Способ включает изготовление полых лопаток с образованием аэродинамического профиля пера и замковой части, технологического кольца и диска, сварку лопаток с технологическим кольцом с образованием блинга, после чего проводят механическую обработку блинга и диска для получения совмещаемых поверхностей.

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к способам изготовления дисков для осевых турбомашин, в частности дисков высокотемпературных турбин газотурбинных двигателей. Диск турбомашины выполняют в виде единой детали методом трехмерной печати, для чего формируют ступицу и полотно, включающее две стенки, образующие полость.

Изобретение относится к изготовлению рабочих колес для центробежной роторной машины. Изготавливают рабочее колесо для центробежной роторной машины, которое содержит дисковидный основной корпус, имеющий переднюю и заднюю поверхности, покрывающий диск, имеющий переднюю поверхность и заднюю поверхность и расположенный на расстоянии от передней поверхности основного корпуса, и лопатки, прикрепленные к передней поверхности основного корпуса и соединяющие основной корпус с покрывающим диском.

Изобретение может быть использовано при изготовлении роторного диска газотурбинного двигателя. Роторный диск содержит на своей наружной периферической части контактный выступ (18), имеющий переднюю и заднюю кромки, для приварки к нему пера (32) лопатки.

Изобретение относится к области турбостроения. Авиационный газотурбинный двигатель, содержащий вентилятор и компрессор, которые выполнены из композиционного материала.

Изобретение относится к энергетике. Лопатка турбомашины, содержащая перо лопатки, вытянутое в осевом направлении между передней кромкой и задней кромкой, а в радиальном направлении - между хвостовиком и вершиной.

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для позиционирования лопаток при изготовлении интегрального моноколеса турбины газотурбинного двигателя. При позиционировании лопаток ножки лопаток устанавливают в соответствующих отверстиях технологического кольца, которое выполняют из низкоуглеродистой стали, причем отверстия выполняют исходя из условия обеспечения гарантированного по периметру отверстий зазора.

Группа изобретений относится к обработке материалов резанием и может быть использована для обработки турбинных лопаток на многоосевом станке. В способе обработки турбинную лопатку удерживают поворотным зажимным устройством для основания лопатки и поворотным зажимным устройством для кромки лопатки и обрабатывают инструментом, который закрепляют в шпинделе станка.
Наверх