Способ определения зон вероятного обледенения в конвективных облаках

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения зон вероятного обледенения в конвективных облаках в целях обеспечения авиационной безопасности. Сущность: при проведении приземных наблюдений измеряют высоту нижней границы облачности, температуру воздуха и атмосферное давление. Восстанавливают вертикальный профиль температуры воздуха до высоты расположения изотермы -20°С в конвективной облачности при помощи адиабатической модели, в рамках которой облачный воздух поднимается с заданным шагом по шкале давления. При этом на каждом шаге подъема рассчитывают температуру и высоту облачного воздуха. Наличие зон вероятного обледенения в облачности определяют в слое от высоты расположения изотермы 0°С до высоты расположения изотермы -20°С. Технический результат: расширение возможностей использования.

 

Изобретение относится к области авиационной метеорологии, а точнее к способам определения зон с обледенением в облаках, образующихся в результате конвективных движений в атмосфере, и может быть использовано для оценки наличия в облачности зон с обледенением в целях обеспечения безопасности полетов.

Обледенение представляет собой процесс отложения льда на обтекаемых частях поверхности воздушного судна при полете в переохлажденных облаках, тумане или осадках. Наиболее вероятно обледенение при температурах от 0°С до -20°С (Руководство по практическим работам метеорологических подразделений авиации Вооруженных Сил. М.: Воениздат, 1992. С. 296).

В определенных случаях обледенение представляет опасность для авиации (Наставление по метеорологической службе авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Москва, 2014. Ст. 97). Воздушные суда гражданской авиации сталкиваются с данным явлением в подавляющем большинстве случаев на этапах взлета и посадки. Основное время полета проходит по маршруту на больших высотах в зоне очень низких температур, где обледенение маловероятно. Воздушные суда государственной авиации выполняют другие задачи, подразумевающие переменный профиль полета, то есть частое изменение высоты и, соответственно, периодическое нахождение в зоне температур, благоприятных для образования обледенения. Наиболее опасное и сильное обледенение наблюдается в кучево-дождевых облаках (Иоффе М.М., Приходько М.Г. Справочник авиационного метеоролога. Под ред. А.В. Костюченко. М.: Воениздат, 1977. С. 183.). Существует объективная необходимость с целью обеспечения безопасности полетов государственной авиации определять зоны с обледенением в конвективных облаках.

Существует способ определения возможных зон с обледенением, основанный на информации о температуре и температуре точки росы на высотах, полученных посредством радиозондирования атмосферы (Руководство по практическим работам метеорологических подразделений авиации Вооруженных Сил. М.: Воениздат, 1992. С. 297).

Недостатком данного способа является тот факт, что для его реализации требуются данные радиозондирования атмосферы. Пространственно-временное разрешение такой информации ограничено ввиду разреженности сети радиозондировочных пунктов и дискретности по времени циклов радиозондирования.

Известен способ определения пространственных зон вероятного обледенения воздушных судов в режиме реального времени (Патент на изобретение RU 2580375 С1), основанный на определении приземных значений относительной влажности, температуры точки росы и высоты нижней границы облачности, регистрации вертикальных профилей температуры и последующем применении формулы Годске или математической модели, разработанной в NCEP. Регистрация вертикального профиля температуры осуществляется при помощи наземного температурного профилемера, установленного в заданном районе.

Недостатком данного способа является необходимость применения наземного температурного профилемера, оценивающего температуру по высотам в приземном слое тропосферы. Какой-либо существенной сети указанных профилемеров нет, а указанный в патенте на изобретение профилемер восстанавливает вертикальный профиль температуры до высоты 1000 метров. В то время как воздушные суда государственной авиации выполняют полеты вне территориальной привязки к местам размещения профилемеров, а высоты развития кучево-дождевых облаков достигают значений более 10000 метров.

Техническим результатом изобретения является получение возможности определения зон вероятного обледенения воздушных судов в конвективных облаках не только в приземном слое, но и на протяжении всего слоя облачности по вертикали, а также расширение пространственных границ применимости способа вследствие устранения необходимости размещения в районе полетов (выполнения задач) наземного температурного профилемера.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе определения пространственных зон вероятного обледенения воздушных судов, заключающемся в проведении приземных наблюдений, а именно измерении высоты нижней границы облачности, дополнительно измеряют температуру воздуха и атмосферное давление, а вертикальный профиль температуры воздуха до высоты расположения изотермы -20°С в конвективной облачности восстанавливают при помощи адиабатической модели его развития, в рамках которой облачный воздух поднимается с заданным шагом по шкале давления, и на каждом шаге подъема рассчитывают его температуру и высоту, а наличие зон вероятного обледенения в облачности определяется в слое от высоты расположения изотермы 0°С до высоты расположения изотермы -20°С.

Сущность изобретения заключается в том, что по измерению у земли температуры воздуха, атмосферного давления и высоты нижней границы облаков реализуется адиабатическая модель развития конвективного облака (Патент на изобретение RU 2482521 С2, патент на изобретение RU 2491582 С2, патент на изобретение RU 2549535 С2, патент на изобретение RU 2566378 С2). Результатом реализации указанной модели является восстановление вертикального профиля температуры по высотам в конвективном облаке. Расположение в облаке зоны с температурами от 0°С до -20°С позволяет диагностировать ее как зону возможного обледенения воздушного судна.

Способ реализуется следующим образом. В рамках функционирования регулярной сети гидрометеорологических наблюдений или посредством организации временных пунктов измерения метеорологических параметров производится регистрация температуры воздуха у земли, атмосферного давления и высоты расположения нижней границы облачности. Применение полученных данных позволяет без применения инструментальной регистрации восстановить вертикальный профиль температуры воздуха в облачности конвективного развития при помощи использования адиабатической модели ее развития. Согласно данной модели температура воздуха от земной поверхности до нижней границы облачности изменяется по линейному закону, что позволяет определить температуру воздуха и атмосферное давление на уровне конденсации, то есть высоты нижней границы облачности. Выше уровня конденсации, то есть непосредственно в облаке температура воздуха изменяется с высотой согласно нелинейному влажноадиабатическому закону. Упростить изменение температуры воздуха до линейного можно только на небольших участках по высоте. Моделирование дискретного подъема облачного воздуха с маленьким шагом по высоте (например, 10 гПа по шкале атмосферного давления) позволяет рассчитать на каждом шаге подъема температуру воздуха и высоту его нахождения в облаке. Вычисления продолжаются до достижения температуры внутри облака -20°С. Дальнейшие вычисления нецелесообразны ввиду снижения вероятности возникновения обледенения при более низких температурах.

По сравнению с прототипом предложенный способ позволяет получать качественно новый результат, а именно заключение о возможном обледенении воздушных судов в определенных слоях всей толщи конвективной облачности, без использования технологий инструментальной регистрации вертикального распределения температуры воздуха с высотой в слое облаков.

Способ определения зон вероятного обледенения в конвективных облаках, заключающийся в проведении приземных наблюдений, а именно измерений высоты нижней границы облачности, отличающийся тем, что дополнительно измеряют температуру воздуха и атмосферное давление, а вертикальный профиль температуры воздуха до высоты расположения изотермы -20°С в конвективной облачности восстанавливают при помощи адиабатической модели его развития, в рамках которой облачный воздух поднимается с заданным шагом по шкале давления, и на каждом шаге подъема рассчитывают его температуру и высоту, а наличие зон вероятного обледенения в облачности определяется в слое от высоты расположения изотермы 0°С до высоты расположения изотермы -20°С.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения диапазона высот вероятного обледенения в облаках, образующихся в результате конвективных движений в атмосфере, в целях обеспечения авиационной безопасности. Сущность: при проведении приземных наблюдений измеряют температуру точки росы, температуру воздуха и атмосферное давление.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения местных климатических параметров ливневых дождей. Сущность: устанавливают на местности один автоматический дождемер.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения основных параметров структуры воздушно-капельных образований облаков и туманов. Сущность: рассчитывают метеорологическую дальность видимости, измеряют водность воздушно-капельного образования.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для детектирования кучевой облачности. Сущность: измеряют суммарную радиацию незатененным пиранометром.

Изобретение относится к автоматизированным комплексам для контроля параметров выбросов технологических установок объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Сущность: комплекс выполнен в виде стационарного автоматического устройства, состоящего из вспомогательного оборудования (1) и двух подсистем: подсистемы (2) измерительных каналов и подсистемы (3) информационно-вычислительного комплекса.

Изобретение относится к области экологии и может быть использовано для контроля параметров окружающей среды. Сущность: система состоит из энергонезависимых устройств (18), каждое из которых содержит метеорологические датчики (1), датчики (2) экологического мониторинга, датчики (3) измерения показателей производственной среды в виде датчиков уровня шума, уровня освещенности, интенсивности тепловой нагрузки среды, барометр (20), виброметр (36), комбинированный полуавтоматический анализатор (21) аэрозолей, датчик (22) измерения фактической концентрации ацетона, задатчик (23) ПДК ацетона, датчик (24) измерения фактической концентрации фенола, задатчик (25) ПДК фенола, делители (26), сумматор (27) концентраций, датчик (28) измерения фактической концентрации этилена, задатчик (29) ПДК этилена, датчик (30) измерения фактической концентрации пропилена, задатчик (31) ПДК пропилена, датчик (32) измерения фактической концентрации бутилена, задатчик (33) ПДК бутилена, датчик (34) измерения фактической концентрации амилена, задатчик (35) ПДК амилена, интеграторы (4), преобразователи (5), блок (6) измерений, блоки (7) сравнения, задатчики (8), блок (9) сопряжения, блок (10) питания, блок (11) управления режимами, блок (12) управления и связи, дополнительный блок (13) питания, батарею (14) дополнительного блока питания, буфер (15) питания, энергонезависимую память (16), блок (17) ввода-вывода, модем сотовой связи и антенну (19), делители для ацетона (37), фенола (38), этилена (39), пропилена (40), бутилена (41), амилена (42), сумматор (43) вредных веществ аддитивного действия, задатчик (44) для эффекта аддитивного действия, блок (45) сравнения для определения эффекта аддитивного действия, задатчики коэффициента комбинированного действия ацетона (46) и фенола (49), перемножители для ацетона (47) и фенола (50), делители для определения потенцированного действия ацетона (48) и фенола (51), сумматор (52) вредных веществ потенцированного действия, блок (53) сравнения для определения эффекта потенцированного действия, задатчик (54) эффекта потенцированного действия.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для актуализации местных климатических параметров ливневых дождей. Сущность: устанавливают на местности один автоматический дождемер.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для дистанционного определения метеорологических условий обледенения воздушных судов. Сущность: в точке наблюдения регистрируют несколько (n) фактических значений общего влагосодержания атмосферного столба при помощи радиометра водяного пара и фактическое значение вертикального профиля температуры при помощи наземного температурного профилемера.

Изобретение относится к области экологического мониторинга и может быть использовано для оценки экологической опасности несанкционированных свалок. Сущность: определяют следующие характеристики свалки: площадь, примерный состав складируемых отходов, удаленность от мест жизнедеятельности человека, водоемов и особо охраняемых природных территорий, объем образующегося фильтрата, время существования, размер вреда почвам как объекту окружающей среды.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения горизонтальной дальности видимости несамосветящихся объектов в темное время суток. Сущность: измеряют прозрачность атмосферы и естественную освещенность.

Изобретение относится к способам определения высотного профиля показателя преломления атмосферы на основе анализа изображений светового поля. Сущность: регистрируют совокупность хода лучей от объекта наблюдения, находящегося в наблюдаемой области пространства, с помощью матричного фотоприемника с расположенным перед ним массивом микролинз. Формируют массив субапертурных малоразмерных изображений наблюдаемой объемной области пространства. Выделяют высотные интервалы вдоль линии визирования на наблюдаемый объект, каждому из которых соответствует собственное значение структурной постоянной показателя преломления воздуха. Измеряют смещения и степень размытия наблюдаемого объекта с привязкой к выделенным высотным интервалам профиля показателя преломления воздуха. Определяют локальные наклоны волнового фронта по выделенным высотным интервалам профиля показателя преломления воздуха. Технический результат: повышение точности определения высотного профиля показателя преломления воздуха. 4 ил.
Наверх