Способ контроля отклонений формы центрального отверстия в корпусе распылителя топливной форсунки с имитацией монтажных деформаций

Изобретение относится к измерительной технике и, частности, к контролю отклонений формы центрального отверстия в корпусах распылителей топливных форсунок двигателей внутреннего сгорания. Способ контроля отклонений формы центрального отверстия в корпусе распылителя топливной форсунки с имитацией монтажных деформаций включает нагружение корпуса распылителя для имитации напряженно-деформированного состояния. Вместо полностью собранной форсунки используют имитатор (1) корпуса форсунки с установленным на него корпусом распылителя, прижатым накидной гайкой (2), затянутой моментом, равным моменту затяжки накидной гайки (2) на форсунке, предназначенной для установки на двигатель. Осуществляют без подачи в распылитель технологической жидкости под давлением. Отклонения формы центрального отверстия в корпусе распылителя оценивают количественно как результат измерений с помощью измерительного наконечника (7) контрольного прибора, причем измерительный наконечник (7) вводят в центральное отверстие распылителя через отверстие в имитаторе (1) корпуса форсунки. Технический результат: создание способа контроля отклонений формы центрального отверстия в корпусе распылителя топливной форсунки с имитацией монтажных деформаций, позволяющего оценить качество непосредственно корпуса распылителя, не требующего для своего осуществления применения испытательных стендов с подачей под давлением технологических жидкостей и передоводок корпуса форсунки. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике и, частности, к контролю отклонений формы центрального отверстия в корпусах распылителей топливных форсунок двигателей внутреннего сгорания.

Распылители топливных форсунок (далее - форсунок) относятся к прецизионным, компонентам топливной аппаратуры. К корпусу распылителя предъявляются повышенные требования, касающиеся, в частности, отклонений формы центрального отверстия.

В собранной форсунке распылитель с установленной в него иглой притянут к корпусу форсунки накидной гайкой. При этом даже, если собранная форсунка не установлена на двигатель, и в нее не подано топливо под высоким давлением, корпус распылителя находится в напряженно-деформированном состоянии, испытывая деформации сжатия от затяжки накидной гайки. Монтажные деформации корпуса распылителя неизбежно приводят к искажениям формы его центрального отверстия.

Известно устройство для измерения некруглости конуса корпуса распылителя, включающее узел базирования и измерительные элементы (пат. RU 2244903, опубл. 20.01.2005. Бюл. №2). По известному решению, узел базирования включает пустотелую оправку, на которую для выполнения измерений надевают контролируемый корпус распылителя, причем торец оправки упирается в коническое седло внутри корпуса распылителя. Во время выполнения измерений корпусу распылителя сообщают вращательное движение с помощью привода, который одновременно поджимает корпус распылителя к торцу оправки. На торце пустотелой оправки выполнен радиальный паз, в котором размещен измерительный наконечник.

Авторами известного решения не указана величина осевого усилия, с которым в предлагаемом ими устройстве к оправке с измерительным элементом поджимается контролируемая деталь. По опыту заявителя и по литературным источникам (см., например, Метрологические характеристики средств измерений и технического контроля геометрических величин [Электронный ресурс]: справочник / сост. Л.И. Анисимова, А.С. Кривоногова; под науч. ред. Б.Н. Гузанова. 2-е изд., доп.и испр. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2018. - 258 с. С. 23-32) при контроле отклонений формы прецизионных поверхностей наибольшее допускаемое усилие на измерительном наконечнике не должно превышать 10 Н. Это обстоятельство, а также тот факт, что упор пустотелой оправки с измерительным элементом в известном решении происходит в конус (седло), расположенный в глубине центрального отверстия корпуса распылителя, позволяет заявителю сделать вывод о том, что величина и место приложения к контролируемой детали (корпусу распылителя) осевого усилия в процессе измерений не обеспечивают имитации монтажных усилий, возникающих в корпусе распылителя при сборке форсунки.

К недостаткам известного решения относится невозможность учета влияния монтажных деформаций корпуса распылителя на отклонения формы центрального отверстия и, вследствие этого, недостаточная ценность получаемых результатов измерений, поскольку последние будут описывать состояние корпуса распылителя в условиях, существенно отличающихся от эксплуатационных.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков - прототипом заявляемой полезной модели - является способ испытания распылителей форсунок, включающий нагружение корпуса распылителя для имитации напряженно-деформированного состояния, возникающего в том числе при сборке форсунки (А.С. 567839, опубл. 05.08.1977. Бюл. №29). Известное решение предполагает полную сборку форсунки, ее установку на безмоторный испытательный стенд и создание давления технологической жидкости в полости распылителя с заданной скоростью. При этом браковочным показателем является факт зависания иглы в корпусе распылителя, а результат осуществления известного решения проявляется как изменение расхода технологической жидкости через распылитель.

Новизной в известном решении является скорость нарастания давления жидкости в распылителе, но не абсолютная величина этого давления. Это дает заявителю основание предполагать, что при осуществлении известного способа корпусные детали форсунки, в том числе - корпус форсунки и корпус распылителя -должны быть прижаты друг к другу с тем же усилием, с каким они прижаты в условиях эксплуатации. Это обстоятельство означает, что в момент перед осуществлением известного решения центральное отверстие в корпусе распылителя собранной форсунки неизбежно деформировано, поскольку корпус распылителя находится в напряженно-деформированном состоянии.

К недостаткам известного решения относится сложность конструкции устройства, необходимого для его осуществления: предполагается использование технологической жидкости, специального безмоторного стенда, включающего, по меньшей мере, устройства фильтрации технологической жидкости, повышения и измерения ее давления и т.д. Оценка качества корпуса распылителя, по известному решению, может быть осуществлена только косвенно, поскольку на зависание иглы распылителя будет оказывать влияние и качество изготовления иглы. Разделить два эти фактора, чтобы понять, какая деталь является несоответствующей, окажется невозможно.

К тому же для осуществления известного решения необходима полная сборка форсунки. В случае, если распылитель окажется негодным, потребуется разборка форсунки.

По многолетнему опыту заявителя, перед каждой сборкой форсунок требуется передоводка опорных поверхностей корпусных деталей, контактирующих между собой. Важность этого требования усиливается прямо пропорционально давлению топлива, в форсунке: малозаметные повреждения опорных торцов корпусных деталей в виде забоин и царапин в эксплуатации могут привести к так называемому раскрытию стыков - течи топлива наружу и, даже, последующему пожару на двигателе. Использование для контроля корпуса распылителя полностью собранной форсунки является экономически неоправданным, поскольку влечет за собой увеличение трудоемкости изготовления и, в конечном счете, себестоимости конечного изделия.

Технической задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является устранение недостатков прототипа - создание способа контроля отклонений формы центрального отверстия в корпусе распылителя топливной форсунки с имитацией монтажных деформаций, позволяющего оценить качество непосредственно корпуса распылителя, не требующего для своего осуществления применения испытательных стендов с подачей под давлением технологических жидкостей и передоводок корпуса форсунки.

Поставленная техническая задача решается за счет применения для создания напряженно-деформированного состояния корпуса распылителя, аналогичного его напряженно-деформированному состоянию после сборки форсунки, имитатора корпуса форсунки и накидной гайки, применяемой в конструкции форсунки, для которой предназначен контролируемый распылитель, и последующих измерений отклонений формы центрального отверстия в корпусе распылителя с помощью измерительного наконечника, введенного в корпус распылителя через отверстие в имитаторе корпуса форсунки.

Новизной в способе контроля отклонений формы центрального отверстия в корпусе распылителя топливной форсунки с имитацией монтажных деформаций, предлагаемом в качестве настоящего изобретения, является:

- применение для создания напряженно-деформированного состояния корпуса распылителя имитатора корпуса форсунки и накидной гайки распылителя, применяемой в конструкции форсунки, для которой предназначен контролируемый распылитель, и затягиваемой на имитаторе с таким же моментом, как на форсунке, предназначенной для установки на двигатель, а также

- выполнение измерений отклонений формы центрального отверстия в корпусе распылителя с помощью измерительного наконечника, вводимого через отверстие в имитаторе корпуса форсунки.

Указанные признаки является новыми, существенным и промышленно выполнимыми и направлены на решение поставленной полезной моделью технической задачи.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

На нижний торец имитатора корпуса форсунки устанавливают корпус распылителя, у которого требуется выполнить контроль отклонений формы центрального отверстия. Упомянутый корпус распылителя притягивают к имитатору корпуса форсунки накидной гайкой.

Обязательными условиями для имитатора корпуса форсунки является соответствие корпусу топливной форсунки, для которой предназначен контролируемый корпус распылителя, по следующим параметрам: форма торца, контактирующего с торцом корпуса распылителя, а также материал, прочностные свойства и форма продольного сечения. Момент затяжки накидной гайки при сборке контролируемого корпуса распылителя с имитатором корпуса форсунки должен быть равен моменту затяжки накидной гайки при сборке форсунки, для которой предназначен контролируемый корпус распылителя. Это необходимо для максимальной имитации напряженно-деформированного состояния контролируемого корпуса распылителя.

При затяжке накидной гайки на имитаторе корпуса форсунки корпус распылителя должен быть зафиксирован от поворота вокруг оси центрального отверстия так же, как это предусмотрено при сборке форсунки. Для предотвращения поворота корпуса распылителя необходимо установить его на штифты, координаты которых на торце имитатора корпуса форсунки соответствуют координатам штифтов на корпусе форсунки, для которой предназначен контролируемый корпус распылителя.

Предпочтительным является выполнение имитатора корпуса форсунки путем обрезки по высоте корпуса форсунки, для которой предназначен контролируемый корпус распылителя, с сохранением резьбовой части для установки накидной гайки. Высота имитатора корпуса форсунки над резьбовой частью определяется длиной имеющегося измерительного наконечника, который при осуществлении предлагаемого способа должен пройти через отверстие в имитаторе корпуса в центральное отверстие в корпусе распылителя.

Применение на контрольной операции имитатора корпуса форсунки вместо штатного корпуса форсунки позволяет не требует передоводки его торца - поверхности, соприкасающейся с контролируемым корпусом распылителя. По сравнению с известным решением, принятым в качестве прототипа к заявляемому изобретению, это в два раза сокращает количество поверхностей, требующих передоводки после контрольной операции, то есть сокращает трудоемкость процесса производства и себестоимость конечной продукции.

После сборки имитатора корпуса форсунки с контролируемым корпусом распылителя собранный узел устанавливают в зажимное приспособление контрольного прибора.

Измерение отклонений формы центрального отверстия в корпусе распылителя может быть выполнено с помощью любого контрольного прибора, известного из уровня техники, применяемого в производстве топливной аппаратуры и обеспечивающего необходимую точность измерений. Ограничения могут связаны только с особенностями конкретной задачи: если контролируемым отклонением формы является некруглость отверстия, в качестве контрольного прибора может быть использован кругломер, если в качестве отклонения формы рассматривает нецилиндричность, в качестве контрольного прибора может быть применена координатно-измерительная машина соответствующей точности. Выбор того или иного контрольного прибора не изменяет сущность предлагаемого метода.

Зажимное приспособление может так же быть любым, известным из уровня техники и применяемым при измерениях отклонений формы отверстий.

Пример осуществления предлагаемого способа контроля отклонений формы центрального отверстия в корпусе распылителя форсунки с имитацией монтажных деформаций.

Контролировали отклонение от круглости центрального отверстия распылителя топливной форсунки системы Common Rail.

На фиг. 1 показаны имитатор 1 корпуса форсунки 1 с центральным отверстием 11, накидная гайка 2, контролируемый корпус 3 распылителя и два штифта 4.

На фиг. 2 показан имитатор 1 корпуса форсунки, собранный с контролируемым корпусом 3 распылителя и накидной гайкой 2.

Для контроля использовали кругломер TALYROND 365 фирмы Taylor Hobson PRECISION с зажимным устройством в виде шестикулачкового патрона, закрепленного на поворотном столе. Размещение имитатора 1 корпуса форсунки в сборе с корпусом 3 распылителя и накидной гайкой 2 в патроне на поворотном столе кругломера TALYROND 365 фирмы Taylor Hobson PRECISION показано на фиг.3. В показанном в качестве примера примере осуществления, не исключающего другие варианты осуществления, не выходящие за пределы, ограниченные формулой заявляемого изобретения, закрепление выполнено по наружным поверхностям накидной гайки 2.

Последовательность осуществления предлагаемого способа контроля отклонений формы центрального отверстия в корпусе распылителя топливной форсунки с имитацией монтажных деформаций:

- сборка имитатора 1 корпуса форсунки с корпусом распылителя 3, штифтами 4 и накидной гайкой 5; момент затяжки накидной гайки 5 должен соответствовать моменту затяжки накидной гайки в топливной форсунке, для которой предназначен корпус распылителя 3;

- установка собранного имитатора 1 корпуса форсунки в контрольный прибор 5 и закрепление его в зажимном устройстве 6;

- введение измерительного наконечника 7 через отверстие 11 в имитаторе 1 корпуса форсунки в центральное отверстие корпуса 3 распылителя;

- выполнение измерений.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является снижение трудоемкости контрольной операции за счет исключения из числа необходимого оборудования испытательного стенда и исключения необходимости передоводки торца детали, соприкасающейся с контролируемым корпусом распылителя.

1. Способ контроля отклонений формы центрального отверстия в корпусе распылителя топливной форсунки с имитацией монтажных деформаций, включающий нагружение корпуса распылителя для имитации напряженно-деформированного состояния, отличающийся тем, что

- вместо полностью собранной форсунки используют имитатор корпуса форсунки с установленным на него корпусом распылителя, прижатым накидной гайкой, затянутой моментом, равным моменту затяжки накидной гайки на форсунке, предназначенной для установки на двигатель;

- осуществляют без подачи в распылитель технологической жидкости под давлением;

- отклонения формы центрального отверстия в корпусе распылителя оценивают количественно как результат измерений с помощью измерительного наконечника контрольного прибора, причем измерительный наконечник вводят в центральное отверстие распылителя через отверстие в имитаторе корпуса форсунки.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве контрольного прибора может быть использован кругломер.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве контрольного прибора может быть использована координатно-измерительная машина.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе радиолокации и может быть использовано для оперативного наблюдения за отклонением от вертикали высотных зданий, телевизионных башен и других строительных сооружений. Техническим результатом заявленного изобретения является реализация дистанционного оперативного мониторинга крупных строительных сооружений типа створов плотин ГЭС с высокой точностью в любых метеоусловиях.

Изобретение относится к области инженерной геодезии и технологий для измерения трубопроводов. Согласно настоящему изобретению предложены робот и способ измерения пространственной кривой трубопровода, при этом указанный робот для измерения кривой содержит: камеру для электронных компонентов; направляющие стержни; держатели колес; ходовые колеса, установленные на указанных держателях колес; колеса для измерения пройденного пути, расположенные на направляющем стержне с одной стороны; и кодирующие устройства; внутри указанной камеры для электронных компонентов установлены модуль измерения инерции, блок управления сбором данных и блок питания; при выполнении измерений с применением указанного робота для измерения кривой указанным роботом для измерения кривой управляют для обеспечения движения вперед и назад в трубопроводе и для одновременного сбора данных измерений; данные измерений сравнивают с данными пространственной кривой трубопровода в исходный момент времени с получением степени деформации пространственной кривой трубопровода.

Изобретение относится к способам технологического контроля технических средств. Способ определения деформации корпуса объекта, преимущественно космического аппарата, включает измерение острого угла α между направлением от ориентира на поверхности объекта к источнику освещения и нормалью к плоскости, касательной к поверхности объекта в точке ориентира, измерение острого угла β между оптической осью установленной на объекте съемочной аппаратуры и направлением от съемочной аппаратуры на источник освещения, сравнение данного угла с задаваемой величиной, определяемой характеристикой поля зрения съемочной аппаратуры, изменение ориентации корпуса объекта до достижения углом α заданного значения, а углом β значения, превышающего сравниваемую с ним величину, выполнение серии снимков ориентира и определение деформации корпуса объекта по смещению изображения ориентира на снимках.

Изобретение относится к способу определения эксплуатационной нагрузки на комплектующую деталь, в частности деталь тормоза рельсового транспортного средства. Способ отличаетуся следующими этапами: a) запись результатов измерений заданных измеряемых величин при эксплуатации комплектующей детали в по меньшей мере n, где n ≥ 2, отличающихся друг от друга заданных эксплуатационных режимах, где заданные измеряемые величины не равны искомой эксплуатационной нагрузке на комплектующую деталь; б) определение m действующих операндов от W1 до Wm, где m ≥ 2 и m ≤ n, в заданной зависимости от измеряемых величин для каждого из n эксплуатационных режимов; в) запись результатов измерений эксплуатационной нагрузки после эксплуатации комплектующей детали в каждом из n режимов эксплуатации; г) составление и решение системы n уравнений для получения m весовых коэффициентов от a1 до am и назначения веса для m действующих операндов от W1 до Wm, причем сумма взвешенных действующих операндов для каждого режима эксплуатации равна результату измерений эксплуатационной нагрузки для соответствующего режима эксплуатации; д) разработка правила расчета эксплуатационной нагрузки на комплектующую деталь с использованием полученных весовых коэффициентов.

Изобретение относится к области «Физики материального контактного взаимодействия», конкретно, к способу определения деформации материальной среды под давлением. По способу, заключающемуся в том, что определяют модуль Eo (МПа) общей деформации среды и модуль упругости Еупр (МПа), угол внутреннего трения структурированной среды и ее удельное сцепление Сстр (МПа), устанавливают величину внешнего давления p (МПа) на деформируемую среду, при предварительно рассчитанных величинах гравитационного (бытового) давления на заданной глубине h исследования массива среды общую деформацию сжимаемой штампом упруговязкопластичной (грунтовой) материальной среды определяют по зависимости где Sстр (см) - упругая осадка среды, SH (см) - осадка среды с нарушенной структурой, В (см) - ширина плоского штампа, - диаметр круглого штампа, эквивалентного прямоугольному со стороной В, Fd (см2) - площадь круглого штампа, и - значения коэффициентов относительной поперечной деформации деформируемой среды в структурированном и нарушенном состоянии, определяемые по зависимости: в массиве среды как и в стенках вертикальной выработки и в условиях компрессионного сжатия - и и - прочностные параметры среды с нарушенной структурой, а деформацию упругоэластичной торфяной среды определяют по зависимости где - модуль упругости торфа (МПа).

Изобретение относится к области «Физики материального контактного взаимодействия», конкретно к способу определения упругой и общей деформации сжимаемой материальной среды в массиве. Способ заключается в том, что на глубине h массива среды предусматривают ее деформацию давлением p в выработке через жесткий плоский штамп, определяют модуль общей и упругой деформации среды E0 (кГ/см2), Eупр (кГ/см2), устанавливают величину однородной толщи среды под штампом шириной в (см) или диаметром d (см), при этом на глубине h структурированной среды определяют ее угол внутреннего трения и cстр (кГ/см2) - удельное сцепление, рассчитывают угол внутреннего трения среды с нарушенной структурой как и ее удельное сцепление - , определяют величину активно сжимаемой толщи материальной среды под штампом по зависимостям - для упругой структурированной среды и - для среды с нарушенной структурой, где d (см) - диаметр круглого штампа эквивалентного прямоугольному в×l (см×см) со стороной в<l, величину упругой деформации разуплотненной среды в выработке под давлением штампа рассчитывают по зависимости , а величину активной осадки материальной среды под избыточным давлением p (кГ/см2) штампа в массиве определяют по зависимости .

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для измерения деформаций и перемещений, и предназначено для измерения статических или плавно меняющихся перемещений. Цифровой многокомпонентный датчик перемещений, содержащий корпус, пишущий узел, чувствительный элемент с датчиками перемещений, включенными в электрическую схему, отличающийся тем, что упругий корпус датчика выполнен в виде моноблока из композитного материала путем навивки ленты из термопластичного материала с последующей полимеризацией слоев, с размещением в слоях его тензодатчиков деформаций, токопроводящих элементов и контактных групп, смонтированных в слоях корпуса, вышеуказанный моноблок корпуса имеет следующую структуру слоев, различающихся по выполняемым функциям в составе корпуса, считая снаружи внутрь, защитный слой, защищающий элементы датчика от воздействия внешней среды, выравнивающий толщину слой, содержащий отверстия и углубления под выступающие части последующего слоя, приборный слой, содержащий тензодатчики, токопроводящие элементы и контактные группы, опорный слой, воспринимающий нагрузку при написании рукописного текста, элемент передачи осевого давления пишущего узла выполнен в виде полого стержня с установленным в нем пишущим узлом и соединен торцом с чувствительным элементом, выполненным в виде упругой мембраны, защемленной в корпусе датчика, причем элемент передачи осевого перемещения пишущего узла выполнен в виде шарика, контактирующего с пьезоэлементом, в качестве которого использован пьезоэлемент прямого эффекта перемещений, причем ось чувствительности пьезоэлемента совпадает с продольной осью датчика.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике. .

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в приборостроении и машиностроении для измерения деформации. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при ремонте автомобилей. .

Изобретение относится к средствам для измерения трехмерной формы трубы. Соответствующее устройство содержит удерживающую структуру для трубы, а также приспособление для измерения формы трубы, в котором удерживающая структура имеет по меньшей мере одну, в частности, две опоры для поддержки трубы изнутри, входящие в соответствующие концы трубы и поддерживающие трубу в заранее заданных точках внутренней стенки трубы.
Наверх