Тренажер схемы управления входным светофором

Изобретение относится к учебным моделям систем железнодорожной автоматики. Тренажер схемы управления входным светофором содержит пульт управления огнями входного светофора, релейный шкаф входного светофора, снабженный типовыми устройства сигнализации, централизации и блокировки, и пятизначный входной светофор, образующие единую электрическую схему. При этом тренажер выполнен с возможностью введения неисправностей в компоненты тренажера для отработки навыков поиска отказов. Технический результат заключается в повышении эффективности и качества обучения специалистов хозяйства сигнализации, централизации и блокировки. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к средствам для обучения, а именно к тренажеру схемы управления входным светофором, и предназначено для подготовки специалистов хозяйства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), а также сотрудников, обслуживающих схемы управления входными светофорами.

Одним из основных назначений систем железнодорожной автоматики и телемеханики является обеспечение безопасности движения поездов, которое трактуется как исключение аварий при отказе технических систем, ошибках людей и внешних воздействиях. С увеличением интенсивности движения поездов и повышением скоростей движения системы железнодорожной автоматики и телемеханики постоянно усложняются. В схемах управления входным светофором на светофоре вводятся новые показания, появляются более надежные приборы, имеющие срок службы в десятки раз больше существующих приборов, и как следствие усложняются схемы. С появлением сложных систем и новых приборов обнаружение и устранение отказов техники требует высокой профессиональной подготовки. Вследствие отсутствия некоторых профессиональных компетенций при устранении неисправностей устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики, в частности в схемах управления входным светофором, обслуживающим персоналом могут допускаться ошибки, угрожающие безопасности перевозочного процесса. Поэтому важным направлением в системе обеспечения безопасности на железной дороге является профессиональная подготовка работников железнодорожного транспорта, позволяющая дать им не только теоретические знания, но и научить профессиональным навыкам обслуживания, ремонта и устранения отказов.

В настоящее время для подготовки работников хозяйства железнодорожной автоматики и телемеханики известно использование компьютерных программ, предназначенных для изучения принципов и алгоритмов работы устройств железнодорожной автоматики и освоения методов поиска неисправностей, возникающих при их эксплуатации (например, Автоматизированная обучающая система АОС-Ш от СОТ НИПЦ «ПГУПС», статья «Тренажерные комплексы для учреждений среднего профессионального образования по специальности 220415 «Автоматика и телемеханика на транспорте» / Д.И. Селиверов. – Молодой ученый. – июль, 2014 г. – 11 (70 часть 4) – стр. 415-418).

Недостатком таких систем является их виртуальность, то есть невозможность обеспечения высокой степени приближенности к реальной обстановке моделируемого отказа, поэтому при её использовании без тренировки на реальных физических моделях возникает опасность подготовки специалистов, неспособных к профессиональному выполнению реальных задач.

Для качественной отработки профессиональных навыков специалистов хозяйства сигнализации, централизации и блокировки необходимо использовать тренажеры, позволяющие смоделировать максимально приближённые к реальности условия, с использованием в них типовой аппаратуры железнодорожной автоматики и телемеханики.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является разработка усовершенствованного тренажера для изучения принципов функционирования схемы управления входным светофором, приобретения практических навыков поиска отказов и устранения причин неисправностей в различных элементах схемы управления входным светофором, лишенного недостатков известных аналогов, а также расширение арсенала технических средств указанного назначения.

Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности и качества обучения специалистов хозяйства сигнализации, централизации и блокировки, снижении вероятности ошибочных действий персонала при обслуживании, ремонте, поиске и устранении отказов в реальных ситуациях за счет возможности обеспечения изучения схемы управления входным светофором и принципов её работы, а также выработки навыков поиска неисправностей в схеме управления входным светофором, запоминания необходимой последовательности действий для устранения неисправностей, повышения психологической устойчивости персонала после занятий на тренажере в реальных условиях при устранении неисправностей.

Технический результат достигается тем, что тренажер схемы управления входным светофором включает пульт управления огнями входного светофора, релейный шкаф входного светофора, снабженный типовыми устройствами сигнализации, централизации и блокировки, и пятизначный входной светофор, образующие единую электрическую схему, при этом выполненный с возможностью введения неисправностей в компоненты тренажера для отработки навыков поиска отказов.

Целесообразно, чтобы пульт управления огнями входного светофора был снабжен средствами активации неисправностей в схеме управления входным светофором.

Целесообразно, чтобы был выполнен с возможностью беспроводной связи с автоматизированным рабочим местом преподавателя.

Целесообразно, чтобы был выполнен с возможностью дистанционного введения неисправностей в схему управления входным светофором.

Целесообразно, чтобы был снабжен устройствами электропитания.

Целесообразно, чтобы дополнительно был оснащен комплектом дистанционного задания неисправностей, описанном в патенте РФ на изобретение № 2738497.

Целесообразно, чтобы релейный шкаф входного светофора был снабжен блоком задания неисправностей, а автоматизированное рабочее место преподавателя было снабжено блоком согласования с компьютером для дистанционного введения неисправностей в схему управления входным светофором.

Изобретение поясняется структурной схемой тренажера на чертеже.

Тренажер включает пульт управления огнями входного светофора 1, на лицевой стороне которого расположены кнопки активации неисправностей в схеме управления входным светофором, релейный шкаф 2, пятизначный входной светофор 3.

Релейный шкаф 2 снабжен типовыми устройства СЦБ, предохранителями, устройствам электропитания, обеспечивающими все схемные узлы тренажера электрической энергией с параметрами, которые требуются для нормального функционирования всех узлов, входящих в тренажер.

Пульт управления огнями входного светофора 1, релейный шкаф 2, пятизначный входной светофор 3 и кнопки активации неисправностей в тренажере образуют единую электрическую схему.

Для расширения функциональных возможностей тренажер выполнен с возможностью беспроводной связи с автоматизированным рабочим местом преподавателя 4, на компьютере которого установлено программное обеспечение для дистанционного задания неисправностей в схему управления входным светофором.

Для обеспечения дистанционного задания неисправностей с автоматизированного рабочего места преподавателя 4, тренажер дополнительно может быть снабжен блоком задания неисправностей, который имеет двухстороннюю беспроводную связь (в частности, радиосвязь) с блоком согласования с компьютером. Блок согласования с компьютером связан с персональным компьютером преподавателя по универсальной последовательной шине USB. Блок задания неисправностей устанавливаются в релейном шкафу 2.

Изучение принципов работы схемы управления входным светофором и отработка навыков обслуживания, ремонта, поиска и устранения отказов с помощью тренажера происходит следующим образом.

Включается питание тренажера, и обучаемый по методике работы на тренажере, которая прилагается к тренажеру или приведена в используемой работниками дистанций СЦБ литературе, изучает работу схемы управления входным светофором во всех режимах.

После изучения схемы управления входным светофором, с помощью кнопок ввода неисправностей в схему управления входным светофором или дистанционно, с автоматизированного рабочего места преподавателя 4, вводятся поочередно отказы. Обучаемый с помощью алгоритмов поиска отказов, которые прилагаются к тренажеру или приводятся в используемой работниками дистанций СЦБ литературе, отрабатывает навыки их поиска.

Тренажер позволяет изучить аппаратуру и схему управления входным светофором, а также состояние аппаратуры схемы управления входным светофором и индикации на пульте управления и входном светофоре в различных режимах работы; отработать алгоритмы и практические навыки обслуживания, ремонта и поиска причин отказов, происходящих в тренажере схемы управления входным светофором.

1. Тренажер схемы управления входным светофором, включающий пульт управления огнями входного светофора, релейный шкаф входного светофора, снабженный типовыми устройства сигнализации, централизации и блокировки, и пятизначный входной светофор, образующие единую электрическую схему, при этом выполненный с возможностью введения неисправностей в компоненты тренажера для отработки навыков поиска отказов.

2. Тренажер по п.1, характеризующийся тем, что пульт управления огнями входного светофора снабжен средствами активации неисправностей в схеме управления входным светофором.

3. Тренажер по любому из пп.1, 2, характеризующийся тем, что выполнен с возможностью беспроводной связи с автоматизированным рабочим местом преподавателя.

4. Тренажер по любому из пп.1-3, характеризующийся тем, что выполнен с возможностью дистанционного введения неисправностей в схему управления входным светофором.

5. Тренажер по любому из пп.1-4, характеризующийся тем, что снабжен устройствами электропитания.

6. Тренажер по любому из пп.1-5, характеризующийся тем, что дополнительно оснащен комплектом дистанционного задания неисправностей.

7. Тренажер по любому из пп.1-6, характеризующийся тем, что релейный шкаф входного светофора снабжен блоком задания неисправностей, а автоматизированное рабочее место преподавателя снабжено блоком согласования с компьютером для дистанционного введения неисправностей в компоненты тренажера.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматизированным системам контроля и оценки выполнения контрольных упражнений практического экзамена на получение права управления транспортными средствами различных категорий. Технический результат заключается в обеспечении возможности полной автоматизации контроля и оценки выполнения контрольных упражнений практического экзамена на получение права управления транспортными средствами.

Изобретение относится к средствам интервального регулирования движения поездов на восстанавливаемом от разрушений участке железнодорожного пути. Система включает в себя совокупность подключенных с обеих сторон изолирующих стыков, разделяющих концы смежных рельсовых цепей, универсальных модулей интервального регулирования, каждый из которых содержит в своём составе по два путевых трансформатора, два устройства управления проходными светофорами нечётного и чётного направления движения, устройство установки режимов, устройство контрольной индикации, устройство связи с автоматической переездной сигнализацией, устройство связи с соседней станцией, локальный последовательный интерфейс и устанавливаемое отдельно на соседней станции устройство смены направления движения, ведущий передатчик-приёмник и ведомый приёмник-передатчик двустороннего канала телеконтроля и телеуправления с несущей частотой f=125 Гц, центральное устройство управления составными частями универсального модуля интервального регулирования, автономное устройство электропитания, включающее в себя аккумуляторную батарею, блок контроля аккумуляторной батареи, двигатель внутреннего сгорания, генератор, топливный бак, источник вторичного электропитания.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для управления стрелочным электроприводом при микропроцессорной централизации стрелок и сигналов. Модуль содержит переключатель стрелочного электропривода, вход которого подключен к выходу безопасного реле, а выход подключен через контур измерения силы тока, включающий в себя токовый трансформатор, к входам безопасного реле перевода в «плюс» и безопасного реле перевода в «минус» с возможностью управления при помощи реле выбора, таймеры реального времени и схему накачки для размыкания безопасных реле.

Изобретение относится к средствам железнодорожной автоматики и телемеханики для дистанционного управления устройствами закрепления подвижного состава на станционных приемоотправочных путях. Система содержит устройства закрепления, подключенные к подсистеме управления устройствами закрепления, которая связана с пультом местного управления, расположенным вблизи устройств закрепления, и через контроллер подсистемы прицельной остановки с пультом управления, расположенным на посту ДСП, в подсистему прицельной остановки входят датчики регистрации прохода колеса и устройства передачи данных на локомотив, средства для идентификации типов подвижных единиц поезда, пункт регистрации входа поезда в зону прицельной остановки, пункт регистрации колеса в зоне закрепления и пункт дистанционного контроля положения закрепляемой колесной пары в зоне устройств закрепления, подключенные к соответствующим входам контроллера.

Группа изобретений относится к области рельсовых транспортных средств. Соединительное устройство для соединения первого тросового привода со вторым тросовым приводом содержит расположенную на стороне тележки соединительную коробку с открывающейся крышкой.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для управления приводами стрелок, установленных на путях. Техническое решение содержит устройство коммутации, линейные провода, автопереключатель, электродвигатель, устройство контроля и модуль управления электродвигателем.

Изобретение относится к области средств временного восстановления движения поездов на участке железной дороги для оперативного восстановления движения. Мобильный комплекс включает в себя два связанных между собой управляющих компьютера централизации, в каждый из которых входит три процессорных модуля, модули ввода-вывода и релейно-контактный и/или бесконтактный интерфейс; в комплекс введены блок контроля свободности участков пути, связанный с путевыми датчиками, по меньшей мере один сервер баз данных, устройство электропитания, и автоматизированное рабочее место дежурного, включающее по меньшей мере один комплект оборудования для индикации состояния оборудования участка и управления участка железной дороги стрелками и светофорами.

Изобретение относится к области средств временного восстановления движения поездов на участке железной дороги и может быть использовано в случаях повреждений стационарных постов централизации или во время проведения восстановительных работ. Способ включает монтаж мобильного комплекса системы управления стрелками и светофорами на участке железной дороги, подключение компьютеров централизации комплекса к органам управления стрелками и светофорами участка железной дороги, подключение блока контроля свободности участков пути к путевым датчикам, установленным на участке железной дороги, обеспечение пропуска поездов на участке железной дороги путем согласованного управления стрелками и светофорами посредством управляющих компьютеров с учетом данных блока контроля свободности участков пути.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, для дистанционного управления фиксаторами закрепления подвижного состава. Система содержит подсистему связи с маневровой колонкой и пультом управления, расположенным у дежурного по станции.

Изобретение относится к стрелочным приводам железнодорожной автоматики и телемеханики и предназначено для перевода, замыкания и контроля положения остряков на сортировочных механизированных горках. Корпус привода выполнен в виде полого бруса и расположен на месте одного из брусьев стрелочного перевода или в виде ящика, расположенного консольно относительно рельсов стрелочного перевода.

Изобретение относится к устройствам управления железнодорожной системой. .
Наверх