Упорный узел турбомашины

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, а именно к упорным узлам с осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками, и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных турбомашин, в частности в турбогенераторах. Упорный узел турбомашины содержит корпус статора с расположенными с двух сторон от него тыльной стороной к корпусу статора турбомашины первым (1) и вторым колесами, соединенными валом, и размещенными между корпусом статора и первым (1) и вторым колесами двумя осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками. Оба осевых лепестковых газодинамических подшипника выполнены состоящими из кольцевого тонкостенного диска (6) с прикрепленными к нему упругими профилированными пластинами (7), образующими с тыльными сторонами колес пару трения. Как минимум, в одном из осевых лепестковых газодинамических подшипников на внешней поверхности кольцевого тонкостенного диска (6) подшипника, максимальным образом удаленной от его центра, имеется не менее трех усиков (9), отогнутых в нерабочую сторону (10) подшипника под прямым или близким к нему углом. В поверхности корпуса статора имеются соответствующие размеру усиков (9) пазы (11), в которые заведены упомянутые усики (9). Технический результат: повышение надежности сборки и эксплуатации упорного узла при одновременном упрощении конструкции. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, а именно к упорным узлам с осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками, и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных турбомашин, в частности в турбогенераторах.

Известны осевые лепестковые газодинамические подшипники, применяемые в упорных узлах турбомашин (см. А.с. СССР №637563; патент РФ на полезную модель №170012), представляющие собой тонкий кольцевой диск с закрепленными на нем упругими профилированными пластинами. Конструктивными особенностями данных подшипников является способ крепления их на корпусе с помощью штифтов, что связано с обеспечением постоянного прилегания диска подшипника к корпусу без перекосов при температурных деформациях.

Известен упорный узел с осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками турбомашины (турбогенератора) (см. патент США №5791868), в котором вращающийся упорный диск расположен между осевыми подшипниками. При этом сами подшипники на соответствующих неподвижных корпусах фиксируются штифтами.

Недостатком данного упорного узла является ограниченная область применения в случаях, когда упорный вращающийся диск должен быть меньше по диаметру осевых подшипников и расположен только между этими подшипниками.

Наиболее близким к данному изобретению является упорный узел газовой турбины с подшипниками, например, осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками (см. патент РФ на полезную модель №195196), в котором осевые лепестковые газодинамические подшипники размещены на неподвижном корпусе статора газовой турбины между рабочим колесом турбины и колесом компрессора.

К недостаткам прототипа относится то, что отсутствует описание способа крепления/фиксации осевых подшипников на корпусе статора газовой турбины, а применение традиционного способа крепления штифтами не представляется возможным.

Техническим результатом настоящего изобретения является:

- упрощение конструкции при одновременном повышении надежности сборки и эксплуатации упорного узла;

- повышение надежности работы за счет исключая условия для образования коробления кольцевого тонкостенного диска в указанном техническом решении при тепловых деформациях;

- обеспечение возможности применения данного технического решения при любых взаимных размерах подшипников (и их элементов) корпуса статора;

- расширении области применения упорного узла с осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками путем исключения штифтов, используемых для крепления подшипников.

Также к техническому результату можно отнести расширение области техники и создание технического решения в том виде, как оно заявлено в формуле изобретения.

Заявленный технический результат достигается тем, что в упорном узле турбомашины, содержащем корпус статора с расположенными с двух сторон от него тыльной стороной к корпусу статора турбомашины первым и вторым колесами, соединенными валом, и размещенными между корпусом статора и первым и вторым колесами двумя осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками, оба осевых лепестковых газодинамических подшипника выполнены состоящими из кольцевого тонкостенного диска с прикрепленными к нему упругими профилированными пластинами, образующими с тыльными сторонами колес пару трения, и, как минимум, в одном из осевых лепестковых газодинамических подшипников на внешней поверхности кольцевого тонкостенного диска, максимальным образом удаленной от его центра, имеются усики, в количестве не менее трех, отогнутые в нерабочую сторону от подшипника (в сторону корпуса статора турбомашины) под прямым или близким к нему углом, а в упомянутой поверхности корпуса статора турбомашины имеются соответствующие размеру усиков пазы, в которые заведены упомянутые усики.

В частных случаях реализации изобретения:

- первое и второе колеса могут являться, соответственно, колесами компрессора и турбины, или частями соответствующих ступеней компрессора; собственно, турбомашина может представлять собой электротурбомашину;

- усики могут быть выполнены из твердого упругого прутка или из твердого упругого листового материала и загнуты на величину ориентировочно от 80 до 100 градусов, при этом усики могут составлять единое целое с тонкостенным диском;

- усики и соответствующие им пазы могут быть расположены расположены на равных угловых расстояниях;

- усики и соответствующие им пазы расположены со смещением от равных угловых расстояний, т.е. на различных угловых расстояниях;

- пазы с разных сторон корпуса статора турбомашины могут быть выполнены не оппозитно друг другу;

- узел может быть снабжен дополнительным усиком, используемым в качестве ключа, при этом соответствующая поверхность корпуса статора турбомашины может иметь ответный паз для дополнительного усика;

- вал может быть выполнен разъемным.

На представленных чертежах показан упорный узел турбомашины согласно изобретению, причем:

на фиг. 1 показан продольный разрез упорного узла;

на фиг. 2 показан узел сочленения упорных подшипников и статора турбомашины;

на фиг. 3 показан упорный узел (корпус статора показан условно).

Упорный узел турбомашины содержит корпус статора 1 с расположенными с двух сторон от него тыльной стороной к корпусу статора первым 1 и вторым 2 колесами, например, колесами компрессора 2 и турбины 3, соединенными составным (разъемным) валом 4, и размещенными между корпусом статора и колесами двумя осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками 5, состоящими из кольцевого тонкостенного диска 6 с прикрепленными к нему упругими профилированными пластинами 7, образующие с тыльными сторонами колес 8 пару трения. Между поверхностями трения может быть нанесена твердая смазка.

На наружном диаметре кольцевого тонкостенного диска 6 подшипника имеются усики 9 (в количестве не менее трех), которые отогнуты в нерабочую стороны 10 подшипника под прямым углом или близким к нему углом (например, в диапазоне 80-100 градусов), а в корпусе статора турбогенератора 1 имеются соответствующие размеру усиков 9 пазы 11, в которые усики и заведены. Необходимо отметить, что длина концов усиков 9 должна быть достаточной для того, чтобы усики 9 оставались заведенными в пазы 11 даже при максимальных режимах работы турбомашины.

Усики 9 могут быть выполнены из твердого упругого прутка или из твердого упругого листового материала и прикреплены к диску 6, но могут также составлять единое целое с тонкостенным диском 6.

Усики 9 и соответствующие им пазы 11 могут быть расположены на равных угловых расстояниях. Однако возможно также расположение усиков 9 и соответствующих им пазов 11 со смещением от равных угловых расстояний, т.е. на различных угловых расстояниях.

Пазы 11 с разных сторон корпуса статора 1 турбомашины могут быть выполнены не оппозитно друг другу.

Упорный узел также может быть снабжен дополнительным усиком, используемым в качестве ключа (не показан), при этом соответствующая поверхность корпуса статора турбомашины может иметь ответный паз для дополнительного усика, что уменьшает вероятность неправильной сборки узла.

Упорный узел турбомашины работает следующим образом. Упругие профилированные пластины 7, частично перекрывая друг друга, образуют непрерывный ряд клиновых поверхностей. Когда вал 4 с колесами 2 и 3 неподвижен, пластина 7 касаются тыльной стороны колес 8 и стремятся удержать вал с колесами в центре упорного узла. Вращающийся вал с колесами увлекает воздух из зоны с большой толщиной воздушного зазора между тыльной стороной колес 8 и упругими профилированными пластинами 7 в зону с малой толщиной воздушного зазора. При этом в зазоре между тыльной стороной колес 8 упругими профилированными пластинами 7 возрастает давление. При определенной частоте вращения вала с колесами давление воздуха становится достаточным для отделения пластин 7 от тыльной стороны колес 8. Между тыльной стороны колес 8 и упругими профилированными пластинами 7 на всем протяжении возникает несущий газовый слой, чтобы воспринимать осевую нагрузку от вала с колесами.

От смещения осевых лепестковых газодинамических подшипников 5 относительно корпуса статора 1 и, тем самым, проворота подшипника при вращении ротора, предохраняют заходящие в пазы 11 усики 9 кольцевого тонкостенного диска 6.

Причем свободная установка усиков 9 в пазах 11 корпуса статора 1 не препятствует возможности самоустановки лепесткового газодинамического подшипника 5 относительно корпуса статора 1, исключая условия для образования коробления кольцевого тонкостенного диска 6 с прикрепленными к нему упругими профилированными пластинами 7 при тепловых деформациях.

Изобретение находится на стадии опытно-промышленных испытаний. Планируется серийное производство заявляемого устройства и использование в отечественных турбомашинах, в частности, турбогенераторах.

1. Упорный узел турбомашины, содержащий корпус статора с расположенными с двух сторон от него тыльной стороной к корпусу статора турбомашины первым и вторым колесами, соединенными валом, и размещенными между корпусом статора и первым и вторым колесами двумя осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками, причем оба осевых лепестковых газодинамических подшипника выполнены состоящими из кольцевого тонкостенного диска с прикрепленными к нему упругими профилированными пластинами, образующими с тыльными сторонами колес пару трения, отличающийся тем, что как минимум в одном из осевых лепестковых газодинамических подшипников на внешней поверхности кольцевого тонкостенного диска, максимальным образом удаленной от его центра, имеются усики, в количестве не менее трех, отогнутые в нерабочую сторону подшипника под прямым или близким к нему углом, а в упомянутой поверхности корпуса статора турбомашины имеются соответствующие размеру усиков пазы, в которые заведены упомянутые усики.

2. Упорный узел по п. 1, отличающийся тем, что первое и второе колеса являются, соответственно, колесами компрессора и турбины.

3. Упорный узел по п. 1, отличающийся тем, что первое и второе колеса являются частями соответствующих ступеней компрессора.

4. Упорный узел по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что усики выполнены из твердого упругого прутка или из твердого упругого листового материала и загнуты на величину ориентировочно от 80 до 100 градусов, при этом усики могут составлять единое целое с тонкостенным диском.

5. Упорный узел по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что усики и соответствующие пазы расположены на равных угловых расстояниях.

6. Упорный узел по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что усики и соответствующие им пазы расположены со смещением от равных угловых расстояний.

7. Упорный узел по п. 6, отличающийся тем, что пазы с разных сторон корпуса статора турбомашины выполнены не оппозитно друг другу.

8. Упорный узел по любому из пп. 1-7, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным усиком, используемым в качестве ключа.

9. Упорный узел по п. 8, отличающийся тем, что соответствующая поверхность корпуса статора турбомашины имеет ответный паз для дополнительного усика.

10. Упорный узел по любому из пп. 1-9, отличающийся тем, что вал выполнен разъемным.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным лепестковым газодинамическим подшипникам, и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных турбомашин. Радиальный лепестковый газодинамический подшипник содержит корпус с расположенными на его внутренней цилиндрической поверхности продольными пазами, в которые вставлены профилированные по незамкнутому коробчатому профилю крепежные хвостовики (7) перекрывающих друг друга лепестков (3), охватывающих в статическом состоянии цапфу сопрягаемого вала.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорным подшипникам скольжения с самоустанавливающимися колодками, и может быть использовано в конструкциях паровых турбин, компрессоров, насосов и других роторных машин. В упорном подшипнике скольжения, содержащем корпус с каналами подвода смазки, упорные самоустанавливающиеся колодки, фиксирующие элементы и маслосъемные скребки, установленные в межколодочном пространстве, на тыльной стороне каждой колодки выполнен гидростатический карман, соединенный отверстием с рабочей поверхностью своей колодки, при этом на рабочей поверхности в центральной части колодки выполнено углубление, имеющее наклонный участок, кроме того, в теле скребка предусмотрено отверстие, соединяющее канал подвода смазки в корпусе подшипника с полостью в верхней части скребка, связанной с входом на рабочую поверхность колодки.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в увеличении удельной мощности, уменьшении механического износа сферического электродвигателя.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в увеличении удельной мощности, уменьшении механического износа сферического электродвигателя.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорным подшипникам скольжения с сегментами, каждый из которых снабжен скошенными участками, и может быть применено в конструкциях машин при переменном направлении вращения вала. В упорном подшипнике скольжения, содержащем корпус с каналами подачи смазки, упорное кольцо с каналами подвода смазки к рабочей поверхности, разделенной радиальными канавками на равные сегменты, каждый из которых снабжен двумя противоположно направленными участками, скошенными под углом к плоской поверхности скольжения, на тыльной стороне каждого сегмента выполнено по два гидростатических кармана, соединенных каждый отдельным отверстием в упорном кольце с одним из двух скошенных участков сегмента.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в узлах механизмов и машин для обеспечения вращательного движения. Подшипник скольжения содержит внутреннюю и наружную втулки, устройство перемещения внутренней втулки, блок сбора, обработки и управления сигналами, который соединен прямой и обратной связью с датчиками температуры, перемещения и давления.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорным подшипникам скольжения с самоустанавливающимися колодками, и может быть использовано в конструкциях паровых турбин, компрессоров, насосов и других роторных машин. Реверсивный упорный подшипник скольжения содержит корпус с каналами подвода смазки, упорные самоустанавливающиеся колодки, фиксирующие винты, маслосъемные скребки, установленные в межколодочном пространстве.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам скольжения с самоустанавливающимися колодками, и может быть использовано в качестве опор скольжения для паровых турбин, компрессоров, насосов и других роторных машин. Реверсивный подшипник скольжения содержит корпус с каналами подвода смазки и сливной полостью, вал, охваченный самоустанавливающимися колодками, каждая из которых имеет гидростатические карманы на спинках колодки.

Изобретение относится к подшипнику, предназначенному для поддержки вала, вращающегося вокруг оси. Более конкретно, данное изобретение относится к радиальному или упорному подшипнику с множеством самоустанавливающихся сегментных подушек, соответственно соединенных с корпусом подшипника через гибкую опору переборки.

Изобретение относится к деталям машин, а именно к конструкциям радиальных газодинамических подшипников, предназначенных для использования, в частности, в высокоскоростных роторных системах, например, компрессоров, турбин, электрогенераторов. Радиальный лепестковый газодинамический подшипник состоит из цилиндрического корпуса (1), включающего внутреннюю опорную поверхность (2) и по меньшей мере два Г-образных паза (3), выполненных с возможностью установки в эти пазы (3) отбортовки (4) лепестков (5) подшипника.

Изобретение относится к подшипниковой системе, а именно к системе упругого подшипника, ограничивающей нагрузку и используемой в электрических погружных насосах, и направлено на повышение надежности работы системы. Подшипниковая система содержит вал, первый упорный гребень и второй упорный гребень, разнесенные друг от друга в осевом направлении и присоединенные к валу, причем по меньшей мере один из первого и второго упорных гребней расположен внутри корпуса, первый подшипниковый узел, расположенный между первым упорным гребнем и первой стороной второго упорного гребня, причем первый подшипниковый узел расположен вблизи первого упорного гребня, второй подшипниковый узел, расположенный вблизи второй стороны, противоположной первой стороне второго упорного гребня, неподвижную пластину, присоединенную к корпусу и обеспечивающую присоединение второго подшипникового узла к корпусу, и упругий поджимающий механический компонент, выполненный с возможностью сжатия в направлении оси вала под действием осевой нагрузки, при этом механический компонент расположен между первым подшипниковым узлом и указанной пластиной и присоединен к ним.
Наверх