Способ охлаждения рабочих лопаток турбины газотурбинного двигателя и устройство для его реализации

Изобретение относится к высокотемпературным турбинам газотурбинных двигателей, а именно к способам охлаждения рабочих лопаток турбин газотурбинных двигателей различного назначения. Воздух, предназначенный для охлаждения рабочих лопаток 10 в рабочем колесе турбины 2, отбирают из воздушного тракта 18 за ротором компрессора 1 через входы 17 в лопатках 12 спрямляющего аппарата 6 и подают в воздушные каналы 14 теплообменных модулей 11, расположенных в лопатках 12 спрямляющего аппарата 6 компрессора, и через выходы 19 в аппарат закрутки 8. Топливо из топливного коллектора 5 через входы 15 подают в топливные каналы 13 теплообменных модулей 11, расположенных в лопатках 12 спрямляющего аппарата 6 компрессора, и через выходы 16 в топливные форсунки 7 камеры сгорания 4, установленной в корпусе 3. Воздух, охлажденный в теплообменных модулях 11, из аппарата закрутки 8 подают по каналам 9 в рабочем колесе 2 во внутренние полости рабочих лопаток 10 турбины. Достигается повышение экономичности газотурбинного двигателя за счет сохранения высокой эффективности его термодинамического цикла. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к высокотемпературным турбинам газотурбинных двигателей, а именно к способам охлаждения рабочих лопаток турбин газотурбинных двигателей различного назначения.

Значительный прогресс в области повышения удельной мощности и экономичности современных газотурбинных двигателей (ГТД) достигнут благодаря улучшению их термодинамического цикла на основе роста уровня давления поступающего в камеру сгорания воздуха и повышения температуры газов на входе в турбину.

Однако повышение температуры газов на входе в турбину требует интенсификации охлаждения рабочих лопаток турбины. Для их охлаждения обычно осуществляют отбор части расхода воздуха за компрессором. В ГТД с высокой степенью повышения давления в компрессоре значительно повышается температура воздуха на выходе из него, что требует увеличения расхода воздуха, необходимого для охлаждения турбины, ведущего к снижению эффективности термодинамического цикла. Для устранения этого недостатка применяется предварительное охлаждение воздуха, предназначенного для охлаждения турбины, в теплообменниках с использованием различных охлаждающих сред.

Известны способ и устройство для охлаждения турбины. Способ предусматривает подачу охлаждающего воздуха к горячим компонентам в газотурбинном двигателе, и включает отбор части воздуха в компрессоре перед камерой сгорания в виде отдельного потока, его охлаждение и направление охлажденного потока к горячим элементам двигателя для их охлаждения. Газотурбинный двигатель, реализующий этот способ, содержит компрессор с множеством ступеней лопаток ротора и лопаток статора для сжатия воздуха, камеру сгорания и турбину, а также содержит вентилятор, расположенный выше по потоку от упомянутого компрессора и имеющий перепускной канал, в котором расположен воздухо-воздушный теплообменник охлаждения потока воздуха, отбираемого за компрессором для охлаждения горячих элементов двигателя (Патент США №5581996, опубликован 16.08.1995 г.).

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ охлаждения рабочих лопаток турбины высокого давления двухконтурного газотурбинного турбореактивного двигателя и устройство для его реализации. Способ включает отбор охлаждающего воздуха за компрессором из воздушной полости камеры сгорания, его транспортировку через воздухо-воздушный теплообменник, установленный в воздушном тракте второго контура, в аппарат закрутки с последующим подводом охлаждающего воздуха во внутренние полости рабочих лопаток через воздушные каналы в рабочем колесе турбины. Устройство для реализации способа содержит воздухо-воздушный теплообменник, размещенный во втором контуре, соединенный своим входом с воздушной полостью камеры сгорания, а выходом - с аппаратом закрутки статора, сообщенным через воздушные каналы в рабочем колесе с внутренними полостями рабочих лопаток турбины высокого давления (Патент RU 2387846 F01D 5/18, опубликован 27.04.2010 г.).

Известные способы и устройства для их реализации имеют ряд недостатков:

Как известно, коэффициент полезного действия рабочего цикла двигателя (термический КПД), показывающий какая часть подведенного в цикле тепла превращается в полезную работу, зависит только от уровня давления воздуха при подводе к нему тепла в камере сгорания двигателя, определяемого степенью повышения давления воздуха в его компрессоре , и определяется по зависимости:

,

где - термический КПД,

- степень повышения давления воздуха в компрессоре,

k - показатель адиабаты, для воздуха k=1,4

(см. «Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей» под ред. С.М. Шляхтенко, М., Машиностроение, 1987 г.).

Известные вышеприведенные способы охлаждения рабочих лопаток турбины высокого давления двухконтурного турбореактивного двигателя характеризуются отбором тепла от части расхода воздуха в первом контуре (за компрессором высокого давления) с высоким уровнем его давления, и подводом этого тепла к расходу воздуха во втором контуре с существенно более низким уровнем давления (в 4…7 раз) по сравнению с давлением воздуха в первом контуре, что ведет к снижению термодинамической эффективности рабочего цикла двигателя и его экономичн ости.

Устройства для реализации известных способов охлаждения рабочих лопаток турбины высокого давления имеют во втором контуре двигателя воздухо-воздушные теплообменники для предварительного охлаждения воздуха, предназначенного для охлаждения рабочих лопаток турбины высокого давления. Такое расположение теплообменников ведет к повышенным гидравлическим потерям в тракте второго контура двигателя вследствие его загромождения и к снижению экономичности двигателя.

Гидравлические потери в коммуникациях подвода охлаждающего воздуха к теплообменнику и отвода из него снижают уровень давления и приводят к необходимости его компенсации повышением расхода охлаждающего воздуха для обеспечения потребной эффективности охлаждения рабочих лопаток турбины высокого давления, что ведет к снижению экономичности двигателя.

Задачей изобретения является повышение экономичности газотурбинного двигателя за счет сохранения высокой эффективности его термодинамического цикла путем оптимизации охлаждения рабочих лопаток турбины.

Сущность изобретения заключается в том, что способ охлаждения рабочих лопаток турбины газотурбинного двигателя включает отбор охлаждающего воздуха из воздушного тракта компрессора, предварительное охлаждение его в теплообменных модулях, расположенных в лопатках спрямляющего аппарата компрессора, топливом, поступающим в камеру сгорания, подачу охлажденного воздуха в аппарат закрутки с последующим подводом его во внутренние полости рабочих лопаток через воздушные каналы в рабочем колесе турбины.

Поставленная задача решается также устройством для охлаждения рабочих лопаток турбины газотурбинного двигателя, которое содержит расположенные в лопатках спрямляющего аппарата компрессора теплообменные модули с топливными и воздушными каналами, входы топливных каналов соединены с топливным коллектором, а их выходы - с топливными форсунками камеры сгорания, входы воздушных каналов сообщены с воздушным трактом компрессора, а их выходы - с аппаратом закрутки, сообщенным через воздушные каналы в рабочем колесе турбины с внутренними полостями его рабочих лопаток.

Сохранение термостабильности подогретого топлива на выходе из теплообменных модулей подтверждается нижеприведенным оценочным расчетом, исходные данные для которого приняты на основе общедоступных сведений (УДК 665.73/75, А.И. Ланшин, А.А. Церетели «Результаты экспериментального исследования высокотемпературного газогенератора с целью создания перспективного варианта двигателя с Тг* 1800К», Двигатель, №4, 2017 г., www.aviaport.ru) для условного расхода воздуха на выходе из компрессора высокого давления GB=1 кг/с.

1. Исходные данные:

1.1. Суммарная степень повышения давления воздуха в компрессоре

πкΣ=25

1.2. Количество воздуха, необходимое для сгорания 1 килограмма топлива

Lo=15 кг.

1.3. Параметры топлива (РТ по ГОСТ 10227-2013) в топливном коллекторе:

- температура tТ=100°C,

- давление PT=9 Мпа (90 кгс/см2),

- теплоемкость С=2,38 кдж/кг/град.

1.4. Коэффициент избытка воздуха в камере сгорания

αв к/с=2,5

1.5. Относительный расход воздуха на охлаждение рабочих лопаток турбины от расхода воздуха на выходе из компрессора

gв охл=0,04 (4%).

1.6. Потребное снижение температуры охлаждающего воздуха

ΔtB=200°С.

2. По известным зависимостям:

2.1. Расход воздуха на охлаждение рабочих лопаток турбины

Gв охл=GB⋅gв охл=1⋅0,04=0,04 кг/с.

2.2. Температура воздуха за компрессором:

и соответствующая теплоемкость Ср=1,04 кдж/кг/град.

2.3. Расход топлива

Gт=(Gв-Gв охл)/α/Lo=(1-0,04)/2,5/15=0,0256 кг/с.

2.4. Тепловой поток в топливо от охлаждаемого воздуха

Qт=Qвр⋅Gв охл⋅Δtв=1,04⋅0,04⋅200=8,32 кдж/с.

2.5. Подогрев топлива в теплообменнике

Δtт=Qт/С/Gт=8,32/2,38/0,0256=137°С.

2.6. Температура топлива на выходе из теплообменника

tт вых=tт+Δtт=100+137=237°С.

2.7. Давление насыщенных паров топлива при этой температуре

(tт вых=237°С) Рнас т=1850 мм Hg (2,5 кгс/см2) существенно ниже давления топлива (Рт=90 кгс/см2), что свидетельствует о его термостабильности.

На фиг. 1 показана принципиальная схема системы охлаждения рабочих лопаток турбины газотурбинного двигателя; на фиг. 2 - лопатка спрямляющего аппарата компрессора с теплообменным модулем; на фиг. 3 - поперечное сечение лопатки спрямляющего аппарата компрессора с теплообменным модулем.

Газотурбинный двигатель с устройством, реализующим предлагаемый способ охлаждения рабочих лопаток турбины, содержит ротор компрессора 1, рабочее колесо турбины 2, корпус 3 с камерой сгорания 4 и топливный коллектор 5. За ротором 1 компрессора размещен лопаточный спрямляющий аппарат 6. Камера сгорания 4 имеет топливные форсунки 7. Аппарат закрутки 8 сообщен посредством воздушных каналов 9 в рабочем колесе турбины 2 с внутренними полостями рабочих лопаток 10. Теплообменные модули 11 расположены в лопатках 12 спрямляющего аппарата 6 компрессора 1 и имеют топливные 13 и воздушные каналы 14. Входы 15 топливных каналов 13 сообщены с топливным коллектором 5, а их выходы 16 - с топливными форсунками 7 камеры сгорания 4. Входы 17 воздушных каналов 14 сообщены с воздушным трактом 18 компрессора, а их выходы 19 - с аппаратом закрутки 8, сообщающимся через воздушные каналы 9 в рабочем колесе турбины 2 с внутренними полостями его рабочих лопаток 10. Воздушные каналы 14 и топливные каналы 13 разделены стенками 20.

Способ осуществляют с помощью устройства следующим образом:

Воздух, предназначенный для охлаждения рабочих лопаток 10 в рабочем колесе турбины 2, отбирают из воздушного тракта 18 за ротором компрессора 1 через входы 17 в лопатках 12 спрямляющего аппарата 6 и подают в воздушные каналы 14 теплообменных модулей 11, расположенных в лопатках 12 спрямляющего аппарата 6 компрессора, и через выходы 19 в аппарат закрутки 8.

Топливо из топливного коллектора 5 через входы 15 подают в топливные каналы 13 теплообменных модулей 11, расположенных в лопатках 12 спрямляющего аппарата 6 компрессора, и через выходы 16 в топливные форсунки 7 камеры сгорания 4, установленной в корпусе 3.

Через стенки 20 между топливными каналами 13 и воздушными каналами 14 теплообменных модулей 11, расположенных в лопатках 12 спрямляющего аппарата 6 компрессора, осуществляется теплообмен с отводом тепла от воздуха, предназначенного для охлаждения рабочих лопаток 10 турбины, и соответствующим его подводом к топливу, предназначенному для подачи в камеру сгорания 4. Соответственно при этом температура воздуха понижается, а температура топлива повышается.

Воздух, охлажденный в теплообменных модулях 11, из аппарата закрутки 8 подают по каналам 9 в рабочем колесе 2 во внутренние полости рабочих лопаток 10 турбины.

Подогретое в теплообменных модулях 11 топливо с помощью форсунок 7 подается с распылом в камеру сгорания 4, где оно при сгорании передает рабочему телу термодинамического цикла двигателя (газовоздушной смеси) наряду с теплом, выделяющимся при реакции его горения, тепло, отведенное в него от воздуха, предназначенного для охлаждения рабочих лопаток турбины.

Таким образом, осуществляется охлаждение рабочих лопаток турбины с предварительным охлаждением воздуха, отбираемого для этой цели из воздушного тракта компрессора, с возвратом тепла в камеру сгорания с топливом при высоком уровне давления воздуха в ней с сохранением эффективности термодинамического цикла газотурбинного двигателя и повышением его экономичности.

1. Способ охлаждения рабочих лопаток турбины газотурбинного двигателя, характеризующийся тем, что включает отбор охлаждающего воздуха из воздушного тракта компрессора, предварительное охлаждение его в теплообменных модулях, расположенных в лопатках спрямляющего аппарата компрессора, топливом, поступающим в камеру сгорания, подачу охлажденного воздуха в аппарат закрутки с последующим подводом его во внутренние полости рабочих лопаток через воздушные каналы в рабочем колесе турбины.

2. Устройство для охлаждения рабочих лопаток турбины газотурбинного двигателя, характеризующееся тем, что содержит расположенные в лопатках спрямляющего аппарата компрессора теплообменные модули с топливными и воздушными каналами, причем входы топливных каналов соединены с топливным коллектором, а выходы - с топливными форсунками камеры сгорания, входы воздушных каналов сообщены с воздушным трактом компрессора, а выходы - с аппаратом закрутки, сообщенным через воздушные каналы в рабочем колесе турбины с внутренними полостями его рабочих лопаток.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к системе и способу регулирования температуры топлива для питания теплового газотурбинного двигателя, силовой установке, содержащей газотурбинный двигатель. Система содержит контур питания топливом, электронный модуль, источник энергии для электронного модуля, теплообменник.

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус, запальное устройство, топливные форсунки с внутренним топливным коллектором и трубопроводом подвода топлива, одну или несколько жаровых труб, соединенных криволинейным каналом с газосборником. Газосборник расположен внутри корпуса над жаровой трубой.
Способ использования теплоты СПГ в цикле ГТУ позволяет значительно повысить эффективность использования сжиженного природного газа (СПГ) при его применении в качестве топлива для газотурбинных установок (ГТУ). Для этого природный газ участвует в части цикла ГТУ, связанного с подачей и сжатием воздуха, используемого в цикле ГТУ.

Изобретение относится к авиационным двигателям. Устройство для предварительного нагревания жидкости для питания топливных инжекторов содержит топливный контур, включающий электрический насос, управляемый электронным блоком питания.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и, в частности, к устройству подогрева топлива малоразмерного газотурбинного двигателя в условиях низких температур наружного воздуха. Устройство содержит нагревательный элемент, который выполнен в виде полого цилиндра, наружная поверхность которого имеет винтовой гребень, образующий винтовой канал между корпусом и нагревательным элементом, при этом полость нагревательного элемента соединена с выходным каналом пиротехнического электровоспламенителя, а нагревательный элемент выполнен из материала, обладающего высокой теплоемкостью.

Изобретение относится к энергетике. Система для постепенного окисления топлива включает в себя окислительный реактор, который имеет реакционную камеру с входным отверстием и выходным отверстием.

Газотурбинная установка содержит газотурбинный двигатель с компрессором, устройство воздухоподготовки газотурбинного двигателя, топливную систему с камерами сгорания, устройством подачи и регулирования топлива, масляную систему узлов трения газотурбинного двигателя и исполнительных агрегатов с теплообменником охлаждения масла, нагнетающим насосом, теплообменником подогрева топлива, выполненными в отдельном регулируемом циркуляционном контуре.

Изобретение относится к способу и устройству управления тепловыми выбросами летательного аппарата, содержащему планер (110) и силовую установку (112). .
Изобретение относится к области производства механической энергии в первичных тепловых двигателях роторного типа с газообразным рабочим телом, в которых повышение КПД осуществляется за счет регенерации тепла отработавших газов с использованием эндотермических процессов водно-парового преобразования углеводородного топлива.

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, преимущественно к малоразмерным турбогенераторам авиационного, автомобильного назначения, также к автономной энергетике в труднодоступных местах. Турбогенератор включает в себя газогенератор, электрический стартер-генератор, состоящий из ротора, снабженного постоянным магнитом закрытым снаружи бандажом, и статора, снабженного электрической обмоткой, систему автоматического управления, топливную систему, систему жидкой смазки.
Наверх