Система вывешивания динамически подобных моделей летательных аппаратов для аэродинамических труб малых скоростей

Изобретение относится к области экспериментальной динамической аэроупругости и касается экспериментального определения критической скорости и частоты флаттера динамически подобных моделей летательных аппаратов (ДПМ ЛА) в аэродинамических трубах (АДТ) малых скоростей с закрытой рабочей частью в условиях, близких к условиям свободного полета ЛА. Система вывешивания содержит два троса, ориентированных в вертикальном направлении в плоскости симметрии АДТ, к которым крепится ДПМ ЛА в плоскости своей симметрии. Причем первая точка крепления расположена впереди центра тяжести ДПМ ЛА, а вторая - позади центра тяжести ДПМ ЛА на расстоянии, которое равно или больше радиуса инерции ДПМ ЛА. Кроме того, система вывешивания содержит четыре троса, расположенных в горизонтальной плоскости, ориентированых к оси симметрии ДПМ ЛА под углом, лежащим в диапазоне от 30 до 60 градусов, к этим тросам крепится ДПМ ЛА. Все тросы соединены с опорными поверхностями АДТ посредством упругих элементов, которыми являются неподвижно закрепленные торсионы. Все тросы выполнены из волокна кевлар. Достигается обеспечение возможности получения неискаженных результатов испытаний на флаттер ДПМ ЛА. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области экспериментальной динамической аэроупругости, а именно к экспериментальному определению критической скорости и частоты флаттера динамически подобных моделей летательных аппаратов (ДПМ ЛА) в аэродинамических трубах (АДТ) малых скоростей с закрытой рабочей частью, в условиях, близких к условиям свободного полета летательного аппарата.

Известна система вывешивания для испытаний ДПМ ЛА в аэродинамических трубах малых скоростей (Авторское свидетельство СССР №126026, кл. G01M 9/00, 1962), содержащая вертикальный трос и два троса, расположенных в горизонтальной плоскости. Все тросы закреплены в АДТ с помощью упругих элементов - витых пружин относительно большой массы, работающих на растяжение-сжатие и способных перемещаться вместе с тросами.

Недостатком этой системы вывешивания является возможность возникновения флаттера на системе вывешивания с участием тонов колебаний ДИМ ЛА как жесткого тела (флаттер на системе вывешивания), а также возможность возникновения колебаний тросов с упругими элементами с частотами, находящимися в диапазоне частот тонов упругих колебаний свободной ДПМ ЛА и искажающих эти частоты и формы. Поэтому требуется дополнительное время для анализа данных, полученных при испытаниях ДПМ ЛА в АДТ малых скоростей и их корректировки с помощью дополнительных работ.

Известна система вывешивания ДПМ ЛА, содержащая два троса, ориентированных в вертикальной и горизонтальной плоскостях и соединенных с ДПМ ЛА посредством прикрепленных к ДПМ ЛА роликов, расположенных вблизи центра тяжести ДПМ ЛА (тросы натянуты системами натяжения) и позволяющих совершать перемещения ДПМ ЛА в указанных выше плоскостях (см. патент 3,276,251 TEST UNIT FREE-FLIGHT SUSPENSION SYSTEM Wilmer H. Reed III, Hampton, Va., assignor to the United States of America as represented by the Administrator of National Aeronautics and Space Administration. Field Sept. 16, 1963, Ser. No. 309, 354, 20 Claims. (C1. 73-147)).

Эта система вывешивания обладает следующими недостатками, проявляющимися во время проведения эксперимента:

1. Возникает дополнительное трение от взаимодействия тросов и роликов, прикрепленных к ДПМ ЛА;

2. ДПМ ЛА во время проведения эксперимента может потерять устойчивость.

Поэтому требуется дополнительное время для анализа данных, полученных при испытаниях ДПМ ЛА в АДТ в дозвуковом диапазоне скоростей и их корректировки с помощью дополнительных работ.

Известна система вывешивания для испытаний ДПМ ЛА в АДТ в дозвуковом диапазоне скоростей (Патент: СА1083384 (А) - 1980-08-12 DEVICE FOR SUSPENSION OF AIRCRAFT MODEL IN WIND TUNNEL). Эта система вывешивания характеризуется тем, что к двум тросам, ориентированным в вертикальном направлении в плоскости симметрии АДТ, крепится ДПМ ЛА в плоскости своей симметрии, причем первая точка крепления расположена впереди центра тяжести ДПМ ЛА, а вторая - позади центра тяжести ДПМ ЛА. Существует вариант этого устройства вывешивания, в котором присутствуют дополнительно два вертикальных троса, но уже не проходящих через плоскость симметрии АДТ. Во всех вариантах этого типа устройства вывешивания существуют два горизонтальных троса, полностью или частично ориентированных по направлению воздушного потока. Все тросы закреплены в АДТ с помощью упругих элементов, обеспечивающих шесть степеней свободы для ДПМ ЛА в рабочей части АДТ. Упругими элементами являются витые пружины относительно большой массы, работающие на растяжение-сжатие, способные перемещаться вместе с тросами. Это устройство вывешивания позволяет моделировать условия полета для самых разных ДПМ ЛА в дозвуковом диапазоне скоростей и полностью устраняет так называемый флаттер на устройстве вывешивания. Изобретение предназначено для экспериментального исследования флаттерных характеристик ЛА на ДПМ ЛА.

Недостатком этой системы вывешивания (всех четырех вариантов является возможность возникновения тонов колебаний тросов с упругими элементами (пружинами относительно большой массы, работающими на растяжение-сжатие, способными перемещаться вместе с тросами) с частотами, находящимися в диапазоне частот тонов упругих колебаний свободной ДПМ ЛА и искажающих частоты и формы тонов упругих колебаний свободной ДПМ ЛА. Поэтому требуется дополнительное время для анализа данных, полученных при испытаниях ДПМ ЛА в АДТ в дозвуковом диапазоне скоростей и их корректировки с помощью дополнительных работ.

В качестве прототипа принята система вывешивания ДПМ ЛА (Авторское свидетельство СССР №614669. Опубликовано 23.03.81). В состав системы вывешивания входят четыре троса. К двум тросам в вертикальной плоскости крепятся витые пружины относительно большой массы (упругие элементы), работающие на растяжение - сжатие, способные перемещаться вместе с тросами, соединенные с опорами, прикрепленными к потолку АДТ посредством лебедок. А другие концы вертикальных тросов прикреплены к динамически подобной модели летательного аппарата. Расстояние каждого из тросов до центра тяжести ДПМ ЛА не меньше радиуса инерции ДПМ ЛА относительно оси, проходящей через тяжести ДПМ ЛА и перпендикулярной вертикальной плоскости, проходящей по оси симметрии ДПМ ЛА. Два троса, расположенные в горизонтальной плоскости и параллельные оси симметрии АДТ, предварительно натянуты пружинами относительно большой массы, (упругими элементами), работающими на растяжение-сжатие, способными перемещаться вместе с тросами, упругие элементы прикреплены к неподвижным основаниям АДТ. Эти тросы закреплены жестко к концам двухплечной качалки, шарнирно закрепленной в носовой части фюзеляжа ДПМ ЛА, и проходят через втулки на концах кронштейнов, закрепленных жестко в хвостовой части фюзеляжа ДПМ ЛА.

Недостатком указанной выше системы вывешивания является возможность возникновения тонов колебаний тросов с упругими элементами с частотами, находящимися в диапазоне частот тонов упругих колебаний свободной ДПМ ЛА и искажающих частоты и формы тонов упругих колебаний свободной ДПМ ЛА. Поэтому требуется дополнительное время для анализа данных, полученных при испытаниях ДПМ ЛА в АДТ малых скоростей и их корректировки с помощью дополнительных работ.

Проблема заключается в том, что все имеющиеся системы вывешивания ДПМ ЛА при испытаниях ДПМ ЛА в АДТ малых скоростей искажают результаты указанных выше испытаний. А для устранения этих искажений требуется дополнительное время для анализа данных, полученных при испытаниях ДПМ ЛА в АДТ малых скоростей и их корректировки с помощью дополнительных работ.

Техническим результатом является обеспечение возможности получения неискаженных результатов испытаний на флаттер ДПМ ЛА за счет пренебрежительно малого влияния (не более 1%) предлагаемой системы вывешивания на частоты и формы упругих колебаний свободной ДПМ ЛА.

Технический результат достигается тем, что в системе вывешивания динамически подобных моделей летательных аппаратов для аэродинамических труб малых скоростей, содержащей два вертикальных, удерживающих динамически подобную модель летательного аппарата в вертикальном направлении троса, один конец каждого из которых соединен с динамически подобной моделью летательного аппарата, а второй - с лебедкой, и устройство горизонтального вывешивания, причем и вертикальные троса и троса из устройства горизонтального вывешивания соединены с опорными поверхностями аэродинамической трубы посредством упругих элементов, опорными поверхностями являются внутренние стенки рабочей части аэродинамической трубы малых скоростей, устройство горизонтального вывешивания состоит из четырех тросов, не параллельных оси симметрии аэродинамической трубы и установленных так, что угол между каждым тросом и осью симметрии аэродинамической трубы находится в интервале от тридцати до шестидесяти градусов, причем концы горизонтально ориентированных тросов, прикрепленные к этой динамически подобной модели летательного аппарата, расположены относительно центра тяжести указанной выше модели на расстоянии не меньше радиуса инерции этой модели по отношению к вертикальной оси, проходящей через центр тяжести динамически подобной модели летательного аппарата.

Тросы выполнены из волокна, имеющего предел текучести не меньше, чем 3000 МПа и удельный вес не больше, чем 1,44 т/м3.

Упругие элементы выполнены в виде торсионов, работающих на кручение и неподвижно закрепленных;

На фигуре 1 изображен вид сбоку, на фигуре 2 изображен вид сверху предлагаемой системы вывешивания, на фигуре 3 - изображена типовая схема устройства вывешивания (УВ) ДПМ ЛА предлагаемой системы вывешивания.

Тросы предлагаемой системы вывешивания выполнены из волокна кевлар, или из волокна, имеющего предел текучести не меньше, чем 3000 МПА и удельный вес не больше, чем 1,44 т/м3.

Причем одним концом они закреплены на ДПМ ЛА, а вторым - на УВ с помощью лебедок, прикрепленных к опорам, которые крепятся к опорным поверхностям, которыми являются внутренние стенки верхней горизонтальной панели рабочей части АДТ и боковые стенки рабочей части АДТ (см. фигуру 1 (УВ1 и УВ2) и фигуру 2 (УВ3, УВ4, УВ5, УВ6).

Два вертикальных троса (см. фигуру 1, элементы 1 и 2) закреплены на ДПМ ЛА на расстоянии от центра тяжести (ЦТ) ДПМ ЛА, не меньшем радиуса инерции ДПМ ЛА относительно оси, проходящей через тяжести ДПМ ЛА и перпендикулярной вертикальной плоскости, проходящей по оси симметрии ДПМ ЛА (один трос - впереди ЦТ ДПМ ЛА, а другой - позади ЦТ ДПМ ЛА).

Четыре горизонтальных троса (устройство горизонтального вывешивания), не параллельных оси симметрии АДТ, ориентированы к оси симметрии ДПМ ЛА под углами, находящимися в диапазоне от 30 до 60 градусов, закреплены на ДПМ ЛА (см. фигуру 2, элементы 3, 4, 5, 6) через одну двуплечую качалку в носовой части фюзеляжа ДПМ ЛА (см. фигуру 2, элемент 7), две одноплечные качалки в хвостовой части фюзеляжа ДПМ ЛА, при этом концы тросов, к которым крепится ДПМ ЛА, расположены на расстоянии от центра тяжести ДПМ ЛА не меньше радиуса инерции ДПМ ЛА по отношению к вертикальной оси, проходящей через центр тяжести ДПМ ЛА.

При этом концы передней качалки соединены с концами задних качалок с помощью промежуточных тросов, соединяющих концы качалок по правому и левому борту ДПМ ЛА (промежуточные троса являются принадлежностью ДПМ ЛА, а не системы вывешивания). Промежуточный трос по правому борту ДПМ ЛА (элемент 8) изображен на фигуре 2. Одноплечная качалка в хвостовой части фюзеляжа ДПМ ЛА по правому борту ДПМ ЛА (элемент 9) изображена на фигуре 2. Промежуточный трос по левому борту ДПМ ЛА (элемент 10) изображен на фигуре 2. Одноплечная качалка в хвостовой части фюзеляжа ДПМ ЛА по левому борту ДПМ ЛА (элемент 11) изображена на фигуре 2. Конструкция УВ3, УВ4, УВ5 и УВ6 (см. фигуру 2) такая же как конструкция УВ1 и УВ2 (см. фигуру 1).

Каждый из УВ содержит дистанционно управляемые электрические лебедки (см. фигуру 3, элемент 12), торсион (см. фигуру 3, элемент 13), ролики (см. фигуру 3, элемент 14), актуатор (см. фигуру 3, элемент 15), первый рычаг (см. фигуру 3, элемент 16) и второй рычаг (см. фигуру 3, элемент 17). Дистанционно управляемая электрическая лебедка обеспечивает поднимание и опускание ДПМ ЛА до заданного уровня по отношению к оси АДТ, обеспечивает натяжение тросов, а также обеспечивает установку угла атаки ДПМ ЛА.

Устройство вывешивания, изображенное на фигуре 3, закрепленное на стенке рабочей части АДТ, с упругим элементом в виде торсиона, обеспечивает заданную жесткость или податливость между концом троса на лебедке и концом троса, закрепленным на ДПМ ЛА. На фигуре 1 изображены два устройства вывешивания (УВ1 и УВ2). На фигуре 2 изображены четыре устройства вывешивания (УВ3, УВ4, УВ5 и УВ6).

Торсион (см. фигуру 3, элемент 13), соединяется с концевой частью троса через ролики (см. фигуру 3, элемент 14), которые направляют троса в элементах устройства вывешивания. Торсион выполнен из высокопрочной легированной стали. Длина и диаметр торсиона выбирается из условий достаточной прочности и необходимой жесткости на кручение. Актуатор (см. фигуру 3, элемент 15) - это специальное устройство, предназначенное для управлением углом поворота основания торсиона. Первый рычаг (см. фигуру 3, элемент 16) создает крутящий момент для торсиона. На второй рычаг (см. фигуру 3, элемент 17) актуатор оказывает силовое воздействие. Второй рычаг устанавливает угол поворота основания торсиона.

Система вывешивания ДПМ ЛА работает следующим образом:

В АДТ малых скоростей с закрытой рабочей частью крепим систему вывешивания. К системе вывешивания прикрепляется ДПМ ЛА. Проводятся испытания ДПМ ЛА в АДТ малых скоростей с закрытой рабочей частью. Во время испытаний ДПМ ЛА фиксируются полученные скорости и частоты флаттера ДПМ ЛА.

Благодаря признакам, указанным в первом пункте формулы изобретения, в предлагаемой системе вывешивания устраняется возможность возникновения флаттера на системе вывешивания с участием тонов колебаний ДПМ ЛА как жесткого тела (флаттер на системе вывешивания), а также вследствие уменьшения длин тросов решается указанная выше проблема: частоты тонов колебаний элементов системы вывешивания (тросов с упругими элементами) станут выше диапазона частот тонов упругих колебаний свободной ДПМ ЛА и не будут искажать параметры тонов ДПМ ЛА. Необходимо отметить, что если угол между каждым тросом устройства горизонтального вывешивания и осью симметрии аэродинамической трубы будет меньше тридцати градусов или больше шестидесяти градусов, то это повлечет за собой увеличение длины тросов, что приведет к ухудшению технического результата. За счет новой схемы системы вывешивания длины тросов предлагаемой системы вывешивания меньше, чем длины тросов системы вывешивания прототипа.

Выполнение тросов из волокна, имеющего предел текучести не меньше, чем 3000 МПА и удельный вес не больше, чем 1,44 т/м3; дает дополнительное повышение частот тонов колебаний элементов системы вывешивания (тросов с упругими элементами) и положительным образом влияет на решение поставленной проблемы.

Выполнение упругих элементов в виде торсионов, работающих на кручение и неподвижно закрепленных, дает дополнительное повышение частот тонов колебаний элементов системы вывешивания (тросов с упругими элементами) и положительным образом влияет на решение поставленной проблемы. Расчеты частот элементов предлагаемой системы вывешивания (тросов с упругими элементами (торсионами)) показали, что указанные выше частоты намного превышают диапазон частот тонов упругих колебаний свободной ДПМ ЛА.

1. Система вывешивания динамически подобных моделей летательных аппаратов для аэродинамических труб малых скоростей, содержащая два вертикальных удерживающих динамически подобную модель летательного аппарата в вертикальном направлении троса, один конец каждого из которых соединен с динамически подобной моделью летательного аппарата, а второй - с лебедкой, и устройство горизонтального вывешивания, причем и вертикальные тросы, и тросы из устройства горизонтального вывешивания соединены с опорными поверхностями аэродинамической трубы посредством упругих элементов, отличающаяся тем, что опорными поверхностями являются внутренние стенки рабочей части аэродинамической трубы малых скоростей, устройство горизонтального вывешивания состоит из четырех тросов, непараллельных оси симметрии аэродинамической трубы и установленных так, что угол между каждым тросом и осью симметрии аэродинамической трубы находится в интервале от тридцати до шестидесяти градусов, причем концы горизонтально ориентированных тросов, прикрепленные к этой динамически подобной модели летательного аппарата, расположены относительно центра тяжести указанной выше модели на расстоянии не меньше радиуса инерции этой модели по отношению к вертикальной оси, проходящей через центр тяжести динамически подобной модели летательного аппарата.

2. Система вывешивания динамически подобных моделей летательных аппаратов для аэродинамических труб малых скоростей по п.1, отличающаяся тем, что тросы выполнены из волокна, имеющего предел текучести не меньше чем 3000 МПа и удельный вес не больше чем 1,44 т/м3.

3. Система вывешивания динамически подобных моделей летательных аппаратов для аэродинамических труб малых скоростей по п.1, отличающаяся тем, что тросы выполнены из волокна кевлар.

4. Система вывешивания динамически подобных моделей летательных аппаратов для аэродинамических труб малых скоростей по п.1, отличающаяся тем, что упругие элементы выполнены в виде торсионов, работающих на кручение и неподвижно закрепленных.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационной испытательной техники, в частности к методам и средствам исследования аэромеханики и динамики полета беспилотных летательных аппаратов. При реализации способа экспериментально исследуют характеристики беспилотного летательного аппарата при заданном увеличении или снижении скорости полета, выполняя следующие операции: определяют скорость беспилотного летательного аппарата, подлежащую исследованию, путем интегрирования уравнений движения БПЛА при заданном законе управления; используют полученные при интегрировании величин скорости летательного аппарата в качестве программных установок для средств управления скоростью воздушного потока; воспроизводят скорости воздушного потока с помощью группы моторов 6-17; измеряют силы и моменты, действующие на летательный аппарат, с помощью шестикомпонентного динамометра 48; вычисляют аэродинамические коэффициенты подъемной силы и сопротивления; вычисляют уточненные величины аэродинамического сопротивления аппарата и скорости его движения.

Изобретение относится к области наземных динамических испытаний космических конструкций, например панелей солнечных батарей и рефлекторов антенн. Способ заключается в вывешивании конструкций в жидкой среде, установлении системы измерения колебаний.

Изобретение относится к аэродинамике летательных аппаратов и авиации. Перфорированная конструкция внешней поверхности тела вращения с комбинированными отверстиями и каналом отсоса содержит наружную обшивку, имеющую множество пространственно распределенных перфорационных отверстий, проходящих через нее, выполненную с возможностью воздействия на нее воздушного потока, включающего в себя воздушное течение пограничного слоя, проходящее вдоль указанной наружной поверхности.

Изобретение к приборам - малогабаритным герметичным приемникам давления, которые применяют в летательных аппаратах для приема полного и статического давления воздушного потока. Малогабаритный приемник давления содержит головную часть и державку с каналами полного и статического давления и снабжен корпусом с каналами полного и статического давления, в осевой полости которого, герметично закрытой крышкой, расположена головная часть, а в осевом отверстии корпуса установлена втулка, в которой расположена державка в виде штока, каналы полного и статического давления которого переходят на торцах в соответствующие им перпендикулярно расположенные каналы утолщения и каналы головной части штока, причем шток утолщением обращен к источнику импульсного давления, и установлен с возможностью сообщения после срабатывания каналов в утолщении с каналами полного и статического давления корпуса, и с возможностью поджатия буртом утолщения к бурту корпуса фиксирующего элемента в виде кольца.

Изобретение относится к области малогабаритных струйных генераторов дыма. Дымогенератор содержит испаритель с выходным отверстием для дыма, емкость с дымообразующей жидкостью, устройство подачи дымообразующей жидкости в испаритель, электрический источник питания, датчик контроля температуры испарителя, при этом испаритель состоит из выполненных из электропроводного материала корпуса и трубки испарителя, последовательно подключенных в качестве резистора к электрическому источнику питания, при этом в трубке испарителя установлена нагреваемая вставка из пористого материала, длина которой больше диаметра трубки испарителя.

Изобретение относится к области аэродинамических измерений и может быть использовано для измерения составляющих векторов силы и момента, действующих на модели летательных аппаратов, судов, испытываемых в аэродинамических трубах, бассейнах и гидроканалах. Многокомпонентные тензометрические весы содержат динамометрические элементы из балок, параллельных с общей продольной осью весов, с измерительными мостами из тензорезисторов, в которых один из динамометрических элементов - четырехкомпонентный для измерения составляющих векторов силы и момента Y, MZ и Z, MY - выполнен из двух пар симметричных друг другу балок с продольными ребрами или пакетов балок с продольными ребрами с шагом ребер по окружности 90 градусов, при этом измерительные мосты из тензорезисторов наклеены на ребра, а геометрические параметры сечения и длины балок или их пакетов выбраны для обеспечения переноса начала координат в заданную точку в соответствии с формулой.

Изобретение относится к способам воспроизведения аэродинамического теплового воздействия на обтекатель летательного аппарата в наземных условиях. Заявлен способ тепловых испытаний керамических обтекателей, который включает нагрев наружной поверхности по заданному режиму и измерение температуры.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения составляющих векторов аэродинамической силы и момента, действующих на модели летательных аппаратов при исследованиях в аэродинамических трубах (АДТ). Устройство содержит внутримодельные тензовесы с узлом крепления к модели, ленточную подвеску с одной носовой или хвостовой и двумя центральными лентами и промежуточную раму, подвешенную в трех точках на лентах, при этом промежуточная рама выполнена замкнутой формы с охватом тензовесов и узла крепления тензовесов к модели.

Изобретение относится к области аэродинамики и предназначено для исследования ближнего поля давления модели при сверхзвуковом обтекании в аэродинамической трубе. Устройство содержит генератор ударной волны (модель), поверхность с нанесенным барочувствительным покрытием, расположенную параллельно потоку в ближней зоне модели летательного аппарата, ультрафиолетовые излучатели, как минимум, один регистратор сигнала от барочувствительного покрытия (цифровую камеру) для регистрации интенсивности люминесценции барочувствительного покрытия, в качестве поверхности для нанесения барочувствительного покрытия использован участок стенки рабочей части аэродинамической трубы.

Изобретение относится к технике наземных испытаний элементов летательных аппаратов (ЛА), а именно к воспроизведению тепловых режимов головной части (обтекатель) ракеты в наземных условиях. Способ испытания керамических оболочек включает монтаж оболочки на контрольном шпангоуте с нанесенным на него слоем герметика,равным толщине клеевого слоя в узле соединения обтекателя, силовое нагружение оболочки локальным нагревом шпангоута через стенку керамической оболочки, синхронное измерение перемещений наружной поверхности оболочки в одном поперечном сечении датчиками перемещений, расположенными на керамической основе попарно напротив друг друга в одной продольной плоскости, проходящей через ось вращения оболочки, суммирование показаний датчиков после окончания нагрева и выявление изменений диаметральных перемещений оболочки в данной продольной плоскости.

Изобретение относится к экспериментальной аэрогазодинамике и касается определения газодинамических нагрузок на модели летательных аппаратов (ЛА) с работающими двигательными установками (ДУ) при разделения высотных ступеней. Газодинамическая барокамера (ГДБ) содержит вакуумную камеру, системы вакуумирования, управления, измерений и газообеспечения с трубопроводом подачи газа, активную модель ЛА с сопловым блоком для имитации струй работающей ДУ и пассивную модель с подключенным к системе измерений силоизмерительным устройством, установленным на державке координатника.
Наверх