Устройство для запуска и стабилизации частоты электроэнергетической установки

Изобретение относится к области электротехники, предназначено для запуска и стабилизации частоты вращения первичного двигателя генератора в автономных энергосистемах при кратковременных скачкообразных изменениях мощности нагрузки и направлено на упрощение конструкции и расширение области применения и функциональных возможностей устройства. Известное устройство для запуска электроэнергетической установки, содержащее аккумуляторные батареи (АКБ) и электрическую машину, снабжено блокиратором перехода в двигательный режим и элементом жесткого соединения, а электрическая машина выполнена в виде машины постоянного тока (МПТ), при этом АКБ посредством блокиратора перехода в двигательный режим подключены силовыми контактами к щеточно-коллекторному узлу МПТ, элемент жесткого соединения установлен на МПТ и выполнен с возможностью подсоединения к первичному двигателю генератора переменного тока. Элемент жесткого соединения может быть выполнен в виде шестерни привода или соединительной муфты. 1 ил.

 

Изобретение относится к области электротехники и предназначено для запуска и стабилизации частоты вращения первичного двигателя генератора (газотурбинного или двигателя внутреннего сгорания) в автономных энергосистемах при кратковременных скачкообразных изменениях мощности нагрузки, а также генерирования электрической энергии в системах автономного электроснабжения.

Известен регулятор частоты электроэнергетической установки (патент RU №2151460, публ. 20.06.2000, МПК Н02Р 9/44), содержащий асинхронный генератор с выходными зажимами А, В, С, к которым подключены конденсаторы возбуждения, устройство стабилизации напряжения и статор синхронного двигателя, вал которого соединен со входом центробежного регулятора оборотов, а его выход - с устройством подачи топлива приводного двигателя, соединенного с валом асинхронного генератора.

Недостатком данного технического решения является низкая точность регулирования, обусловленная погрешностью центробежного регулятора, а также малое быстродействие регулирования вследствие наличия технических ограничений скорости подачи топлива при кратковременных скачкообразных изменениях мощности.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является стартер-генератор (патент RU на полезную модель №55041, публ. 27.07.2006, МПК F02C 7/26), содержащее аккумуляторную батарею, DC-DC преобразователь, состоящий из дросселя, двух транзисторов и двух диодов, накопительный конденсатор, трехфазный мостовой инвертор напряжения, синхронную машину с возбуждением от постоянных магнитов.

Недостатками настоящего технического решения являются сложность конструкции, связанная с применением полупроводниковых преобразователей, а также узкая область применения и малые функциональные возможности.

Технической задачей предлагаемого изобретения является поддержание требуемой частоты вращения первичного двигателя генератора при скачкообразных изменениях мощности нагрузки.

Технический результат заключается в упрощении конструкции и расширении области применения и функциональных возможностей устройства.

Это достигается тем, что известное устройство для запуска электроэнергетической установки, содержащее аккумуляторные батареи (АКБ) и электрическую машину, снабжено блокиратором перехода в двигательный режим и элементом жесткого соединения, а электрическая машина выполнена в виде машины постоянного тока (МПТ), при этом АКБ посредством блокиратора перехода в двигательный режим подключены силовыми контактами к щеточно-коллекторному узлу МПТ, элемент жесткого соединения установлен на МПТ и выполнен с возможностью подсоединения к первичному двигателю генератора переменного тока. Элемент жесткого соединения может быть выполнен в виде шестерни привода или соединительной муфты. Аккумуляторные батареи, блокиратор перехода в двигательный режим, МПТ и элемент жесткого соединения соединены между собой сборочными операциями и изготовлены в едином конструктивном исполнении.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена функциональная схема устройства для запуска и стабилизации частоты электроэнергетической установки.

Устройство для запуска и стабилизации частоты электроэнергетической установки содержит аккумуляторные батареи (АКБ) 1, которые посредством блокиратора перехода в двигательный режим 2 подключены силовыми контактами к щеточно-коллекторному узлу машины постоянного тока (МПТ) 3. На МПТ 3 установлен элемент жесткого соединения 4, выполненный с возможностью подсоединения к электроэнергетической установке, а именно, к первичному двигателю 5 генератора переменного тока 6, к которому подключена электрическая нагрузка 7.

Элемент жесткого соединения 4 может быть выполнен в виде шестерни привода или соединительной муфты.

Аккумуляторные батареи (АКБ) 1, блокиратор перехода в двигательный режим 2, МПТ 3 с элементом жесткого соединения 4 соединены между собой сборочными операциями и изготовлены в едином конструктивном исполнении.

Устройство для запуска и стабилизации частоты электроэнергетической установки работает следующим образом.

При запуске первичного двигателя 5 генератора переменного тока 6 предлагаемое устройство выполняет функции стартера.

В этом режиме машина постоянного тока 3 работает в режиме двигателя постоянного тока, получая питание от АКБ 1, и раскручивает первичный двигатель 5 генератора переменного тока 6, который благодаря жесткому соединению 4 приводится во вращение.

При выходе первичного двигателя 5 генератора переменного тока 6 на номинальные обороты, МПТ 3 переходит в генераторный режим, заряжая АКБ 1. Это обеспечивается благодаря соединению АКБ 1 силовыми контактами к щеточно-коллекторному узлу машины постоянного тока 3 посредством блокиратора перехода в двигательный режим 2.

При снижении оборотов первичного двигателя 5 генератора переменного тока 6 (что может быть вызвано кратковременным набросом электрической нагрузки 7 на генератор переменного тока 6), МПТ 3 переходит в двигательный режим, не допуская снижения оборотов ниже требуемых и предотвращая вынужденный останов первичного двигателя 5 генератора переменного тока 6. Тем самым поддерживается требуемая частота вращения первичного двигателя 5 генератора переменного тока 6 при скачкообразных изменениях мощности нагрузки за счет потребления МПТ 3 в двигательном режиме аккумулированной энергии на АКБ 1 (которая накопилась за время работы при номинальной частоте вращения первичного двигателя 5). Переход МПТ 3 в двигательный режим осуществляется за счет того, что напряжение на АКБ 1 в момент скачкообразного наброса мощности превышает ЭДС МПТ 3 при сниженных оборотах первичного двигателя 5 генератора переменного тока 6.

На кратковременные скачкообразные изменения мощности электрической нагрузки 7 могут оказывать влияние следующие известные процессы: пуск асинхронного электродвигателя большой мощности, ток намагничивания трансформаторов, аварийный останов одного из электрических агрегатов, подключение за один шаг мощных потребителей и прочее.

При сбросе мощности электрической нагрузки 7 обороты первичного двигателя 5 генератора переменного тока 6 увеличиваются. МПТ 3 переходит в генераторный режим, заряжая при этом АКБ 1 для последующего применения при кратковременных изменениях мощности электрической нагрузки 7, а также позволяя предотвратить резкое увеличение частоты первичного двигателя 5 генератора переменного тока 6 при сбросе мощности электрической нагрузки 7.

При останове первичного двигателя 5 генератора переменного тока 6 по инициативе оператора или систем автоматического управления функция поддержания требуемой частоты вращения первичного двигателя 5 генератора переменного тока 6 при скачкообразных изменениях мощности электрической нагрузки 7 блокируется с помощью блокиратора перехода в двигательный режим 2.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет обеспечивать требуемую частоту вращения первичного двигателя 5 генератора переменного тока 6 при скачкообразных изменениях мощности. В предлагаемом изобретении реализована возможность использования запасенной энергии в АКБ 1 для поддержания требуемой частоты вращения первичного двигателя 5 генератора переменного тока 6 при скачкообразных изменениях мощности электрической нагрузки 7 (а не только для запуска первичного двигателя 5 генератора переменного тока 6, как в устройстве-прототипе).

Кроме этого, в предлагаемом устройстве преобразование электрической энергии в механическую происходит при помощи электрической машины постоянного тока 3, а не электрической машины переменного тока (по прототипу). Использование МПТ 3 позволяет отказаться от использования полупроводникового DC-DC преобразователя, накопительного конденсатора и трехфазного мостового инвертора напряжения, тем самым упрощается конструкция устройства, а также исключается необходимость использования сложной системы управления данными преобразователями.

Жесткое соединение валов МПТ 3 и первичного двигателя 5 генератора переменного тока 6 обеспечивает увеличение быстродействия предлагаемого устройства.

Использование изобретения позволяет расширить область применения и функциональные возможности устройства за счет обеспечения требуемой частоты вращения первичного двигателя генератора при скачкообразных изменениях мощности, а также упростить конструкцию за счет исключения полупроводникового DC-DC преобразователя, накопительного конденсатора и трехфазного мостового инвертора напряжения и изменения вида электрической машины на машину постоянного тока.

Устройство для запуска и стабилизации частоты электроэнергетической установки, содержащее аккумуляторные батареи (АКБ) и электрическую машину, отличающееся тем, что оно снабжено блокиратором перехода в двигательный режим и элементом жесткого соединения, а электрическая машина выполнена в виде машины постоянного тока (МПТ), при этом АКБ посредством блокиратора перехода в двигательный режим подключены силовыми контактами к щеточно-коллекторному узлу МПТ, элемент жесткого соединения установлен на МПТ и выполнен с возможностью подсоединения к первичному двигателю генератора переменного тока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению, в частности к конструкции свечей зажигания газотурбинных промышленных установок. Техническим результатом является обеспечение повышения технологичности сборки свечей в составе горелок перспективных малоэмиссионных камер сгорания за счет исключения влияния взаимных биений поверхностей специальной втулки и свечи зажигания на их собираемость.

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к управлению перекрывной поворотной заслонкой потока сжатого воздуха (газа), подаваемого в качестве рабочего тела в воздушно-турбинный стартер, который используется для запуска газотурбинного двигателя авиационной или наземной техники. Устройство для управления воздушным стартером газотурбинного двигателя, расположенное на входе в воздушный стартер, содержащее корпус с заслонкой, закрепленной при помощи болтового соединения на своей оси и выполненной поворотной с приводом от электромеханизма, и упором, соединенным с корпусом посредством фланцевого соединения для фиксации положения поворотной заслонки в закрытом положении, возвратный механизм с отверстием под ключ, прикрепленный к корпусу при помощи болтового соединения, для обеспечения передачи крутящего момента, электромеханизм, прикрепленный к корпусу посредством фланцевого соединения и соединенный при помощи шлицевого соединения с осью поворотной заслонки, с электродвигателем, планетарным редуктором и электромагнитом для управления планетарным редуктором, систему автоматического управления и контроля газотурбинным двигателем.

Изобретение относится к технике розжига камер сгорания авиационных газотурбинных двигателей, а именно к запальным устройствам. Техническим результатом является повышение ресурса устройства для розжига камер сгорания авиационных двигателей за счет сохранения электропрочности керамического изолятора, рабочий торец которого образует совместно с центральным и боковым электродом свечи, входящей в состав устройства розжига камеры сгорания, искровой зазор.

Способ розжига камер сгорания авиационных двигателей заключается в том, что воздух от компрессора подают в камеру сгорания, из вторичного контура камеры сгорания воздух подают в зазор, образованный между свечой зажигания и специальной втулкой, установленной между наружным корпусом камеры сгорания и корпусом жаровой трубы, поток воздуха после подачи его в зазор между специальной втулкой и корпусом свечи зажигания одновременно дополнительно пропускают через внутренний объем свечи зажигания, в котором установлен керамический изолятор, рабочий торец которого образует поверхность искрового зазора на рабочем торце свечи зажигания, выводят этот поток воздуха из этой внутренней полости корпуса свечи зажигания в зазор между корпусом свечи зажигания и специальной втулкой в зоне внутренней поверхности рабочего торца специальной втулки, воздух из зазора между специальной втулкой и свечой зажигания подают во внутренний объем жаровой трубы параллельно оси свечи через рабочий торец специальной втулки, создают электрический разряд на рабочем торце свечи зажигания, подают на рабочий торец свечи топливо, распыляемое форсункой, воздух из зазора между специальной втулкой и свечой зажигания подают во внутренний объем жаровой трубы только с одной стороны рабочего торца специальной втулки, обращенной к турбине двигателя, перпендикулярно движению топливовоздушной смеси в зоне расположения свечи зажигания.

Изобретение относится к системе (20) подачи топлива для турбомашины. Система (20) подачи содержит контур (120) стартера, по меньшей мере одно первое гидравлическое сопротивление (124, 136) и контур (130) продувки.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям для железнодорожного магистрального локомотива. Способ снижения расхода топлива газотурбинного двигателя (ГТД), снабженного электростартером, заключающийся в том, что при его работе на низких режимах и холостом ходу обеспечивают принудительное вращение ротора высокого давления ГТД.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, в частности к оценке технического состояния свечей зажигания при их эксплуатации и при ремонте авиационных двигателей для анализа возможности их дальнейшего применения на авиационных двигателях. Способ контроля технического состояния свечей зажигания заключается в том, что проверяют бесперебойность искрообразования в межэлектродном зазоре свечи, величину искрового зазора между электродами свечи, а также контролируют величину заглубления торцевой поверхности керамического изолятора в искровом зазоре свечей зажигания.

Узел (1) пускового воспламенителя для камеры (28) сгорания в газотурбинном двигателе (10) содержит пусковой воспламенитель (60), радиальный завихритель (70). Пусковой воспламенитель (60) содержит рабочую поверхность (62) головки воспламенителя, имеющую множество отверстий (2) для предварительного впрыска топлива, выполненных с возможностью подвода пилотного топлива для сгорания.

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей и может быть использовано для регулирования положения направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя (ГТД). Техническим результатом настоящего изобретения является разработка системы управления положением направляющих аппаратов компрессора ГТД, обеспечивающей повышенную надежность управления направляющими аппаратами, а также высокую точность регулирования в широких пределах регулирования за счет повышения точности позиционирования направляющих аппаратов.

Двухкорпусный двухконтурный турбореактивный двигатель содержит вентилятор (S), расположенный на входе газогенератора и ограничивающий первичный поток и вторичный поток. Через упомянутый газогенератор проходит первичный поток, и он содержит компрессор низкого (1) давления, компрессор (2) высокого давления, камеру (3) сгорания, турбину (4) высокого давления и турбину (5) низкого давления.

Изобретение относится к камере сгорания газотурбинного двигателя. Способ определения зажигания камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащий этапы, на которых: получают (E11) первое измерение (MT1) температуры выхлопного газа за камерой (3) сгорания перед попыткой зажечь упомянутую камеру (3) сгорания, получают (E12) порог (ST) температуры, получают (E13) вторичный критерий (CS) определения, обновляют (E14) полученный порог (ST) температуры в зависимости от полученного вторичного критерия (CS) определения, получают (E15) второе измерение (MT2) температуры выхлопного газа после попытки зажечь камеру (3) сгорания, сравнивают (E16) обновленный (ST) порог температуры и разницу между первым (MT1) и вторым (MT2) измерениями температуры выхлопного газа и определяют (E17) состояние зажигания камеры (3) сгорания, соответствующее успешной или неудачной попытке зажигания, в зависимости от результата этапа (E16) сравнения. Изобретение позволяет обнаружить зажигание камеры сгорания газотурбинного двигателя в случае повторного запуска газотурбинного двигателя на земле или в полете. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх