Двухвальный газокомпрессорный агрегат для дожимных компрессорных станций

Изобретение относится к газокомпрессорным агрегатам, применяемым на дожимных компрессорных станциях для компримирования углеводородных газов. Газокомпрессорный агрегат содержит газотурбинный двигатель 1, связанный с ним мультипликатор 2, имеющий два вала отбора мощности, и две ступени сжатия в виде соединенных технологическим контуром компрессора 3 высокого давления и компрессора 4 низкого давления, каждый из которых связан с соответствующим валом отбора мощности. Зубчатые передачи выполнены сменными, при этом вал отбора мощности для одного из компрессоров соединен с валом двигателя 1 через промежуточное зубчатое колесо 8, изменяющее частоту вращения данного вала, а подшипниковая опора промежуточного зубчатого колеса 8 выполнена с возможностью обеспечения требуемых межосевых расстояний между промежуточным колесом 8 и связанными с ним зубчатыми колесами 6, 7, что достигается либо выполнением подшипника со смещенной относительно его наружного диаметра рабочей поверхностью скольжения, либо выполнением корпуса подшипника промежуточного зубчатого колеса со смещенной осью расточки. Технический результат заключается в обеспечении возможности изменения частоты вращения роторов ступеней сжатия двухвального газокомпрессорного агрегата вне зависимости друг от друга. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к отрасли нефтяного и газового машиностроения, в частности к газокомпрессорным агрегатам, применяемым на дожимных компрессорных станциях для компримирования углеводородных газов для дальнейшей транспортировки по магистральным трубопроводам или использования в технологических процессах подготовки и переработки газа.

Наиболее близким решением к предложенному изобретению является компрессорный агрегат, содержащий газотурбинный двигатель (ГТД), связанный с ним мультипликатор (повышающий редуктор), имеющий два вала отбора мощности, и две ступени сжатия в виде соединенных технологическим контуром компрессора низкого давления (КНД) и компрессора высокого давления (КВД), каждый из которых связан с соответствующим валом отбора мощности. (см. Патент RU №2554670, опубликован 27.06.2015).

Недостатками вышеуказанной схемы являются отсутствие возможности изменения диапазона регулирования частоты вращения (передаточного числа) для одной из ветвей отбора мощности, а также наличие взаимного влияния передаточного числа между двумя валами отбора мощности.

При фиксированных межосевых расстояниях в корпусе зубчатой передачи, замена зубчатой пары для изменение передаточного числа на одной из ветвей, неизбежно проводит к изменению на обратно пропорциональную величину передаточного числа для зубчатой пары другой ветви. Вследствие данной особенности, для изменения передаточного число одной из ветвей необходима замена всего мультипликатора в сборе с корпусом.

Известна приводная установка с двумя выходными валами в которой подшипниковые узлы ступеней редуктора, выходных валов и паразитной шестерни расположены на боковых стенках по ломанной линии (см. Патент KZ U 1340 опубликован 15.10.2015 г.).

Данная установка не может быть использована для привода двух параллельно стоящих КНД и КВД вследствие малого межосевого расстояния между параллельными выходными валами. Кроме того, данная установка имеет завышенные осевые габариты передачи вследствие использования приводной шестерни с увеличенной шириной для отбора мощности в разных плоскостях.

Вместе с тем, для компрессорного оборудования, используемого на месторождениях с разнородными составами пластового газа или месторождениях с различными условиями добычи в течении времени его эксплуатации, важна возможность изменения его производительности.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение эффективности работы двухвального газокомпрессорного агрегата, за счет обеспечения возможности изменения частоты вращения роторов его ступеней сжатия вне зависимости друг от друга.

Технический результат достигается тем, что в двухвальном газокомпрессорном агрегате, содержащем газотурбинный двигатель, мультипликатор с двумя валами отбора мощности, связанными с валом газотурбинного двигателя через зубчатые передачи, и две ступени сжатия в виде соединенных технологическим контуром компрессора низкого давления и компрессора высокого давления, каждый из которых связан с соответствующим валом отбора мощности, зубчатые передачи выполнены сменными, при этом вал отбора мощности для одного из компрессоров соединен с валом ГТД через промежуточное зубчатое колесо, изменяющее частоту вращения данного вала, а подшипниковая опора промежуточного зубчатого колеса выполнена с возможностью обеспечения требуемых межосевых расстояний между промежуточным колесом и связанными с ним зубчатыми колесами. Последнее достигается выполнением в подшипниковой опоре промежуточного зубчатого колеса либо подшипника со смещенной относительно его наружного диаметра рабочей поверхностью скольжения, либо корпуса подшипника промежуточного зубчатого колеса со смещенной осью расточки.

Выполнение зубчатых передач сменными, соединение одного из валов отбора мощности с валом ГТД через промежуточное зубчатое колесо, изменяющее передаточное число данной зубчатой передачи и выполнение подшипника промежуточного зубчатого колеса с возможностью обеспечения соответствующего заданному передаточному числу межосевого расстояния зубчатых колес реализует возможность установки в мультипликаторе сменных зубчатых пар, что позволяет обеспечить высокоэффективную работу газокомпрессорного агрегата на различных режимах работы.

Конструкция корпусов КНД и КВД предусматривает возможность установки сменных проточных частей на большее отношение давлений, что позволяет обеспечить работу газокомпрессорного агрегата в широком диапазоне производительности и входных давлений.

Изобретение поясняется графически, где:

- на фиг. 1 изображена кинематическая схема компрессорного агрегата, используемого для начальных условий эксплуатации объекта.

- на фиг. 2 изображена кинематическая схема компрессорного агрегата после модернизации мультипликатора путем замены зубчатой пары, обеспечивающей соответствующее изменение частоты вращения КНД и КВД (в большинстве случаев требуется увеличение числа оборотов).

- фиг. 3 изображена схема изменения межосевых расстояний на величину h, определяющих положение вала промежуточного зубчатого колеса, посредством использования подшипника с эксцентриситетной расточкой;

- на фиг 4 изображена схема изменения межосевых расстояний на величину h, определяющих положение вала промежуточного зубчатого колеса, посредством смены корпуса подшипника.

Двухвальный газокомпрессорный агрегат для дожимных компрессорных станций содержит газотурбинный двигатель 1, с которым связан мультипликатор 2, имеющий два параллельно расположенных вала отбора мощности для компрессора 3 высокого давления (КВД) и компрессора 4 низкого давления (КНД), связанные с валом газотурбинного двигателя 1 через зубчатые колеса 5, 6, 7, 8.

Выбор индивидуальной частоты вращения КНД 4 и КВД3, расчет зубчатых колес, передающих крутящий момент от ГТД к соответствующим валам отбора мощности, выполняется по следующей схеме.

Передаточное число от зубчатого колеса 7 к зубчатому колесу 5 для обеспечения номинальной частоты вращения КНД 4, вычисляется при фиксированном межосевом расстоянии А1. Передаточное число от зубчатого колеса 7 к зубчатому колесу 6 определяется исходя из требуемых оборотов КВД 3. Межосевое расстояние А - выбирается конструктивно исходя из технологической возможности обслуживания оборудования. При этом для передачи крутящего момента к КВД 3 используется промежуточное зубчатое колесо 8, пространственное положение которого определяется межосевыми расстояниями А2 и A3.

При необходимости изменения передаточного числа между валом газотурбинного двигателя 1 и валами КНД 4 и КВД 3, производится замена зубчатых колес 5, 6, 7, 8 на зубчатые колеса 9, 10, 11, 12 (фиг. 2). Сначала необходимо определить количество зубьев зубчатых колес 9 и 11, исходя из фиксированного межосевого расстояния А1, диаметра зубчатого колеса 10 и требуемых оборотов КВД 3. После чего определяются размеры промежуточного колеса 12 и межосевые расстояния А12 и А13 (фиг. 3), которые в сравнении с номинальными расстояниями А2 и A3 необходимо изменить для исключения взаимного влияния передаточного отношения между двумя валами отбора мощности.

Для изменения межосевых расстояний может быть использована конструкция зубчатой передачи (фиг. 3) с подшипниками 13 промежуточного колеса 12 со смещенной рабочей поверхностью скольжения относительно наружного диаметра подшипника 13 (вкладыш с эксцентриситетной расточкой). Эксцентриситет расточки рассчитывается таким образом, чтобы при повороте подшипника на 180 градусов ось рабочей поверхности смещается на расстояние h, что позволяет установить сменную зубчатую пару с другим передаточным числом. При этом A3-А13=А12-А2=h

Межосевые расстояния также можно изменить за счет применения подшипника промежуточного колеса 12 со сменным корпусом 14 (фиг. 4). При замене зубчатой пары производится замена корпуса подшипника 14, в котором ось расточки смещена на расстояние h.

Таким образом, благодаря вышеописанному исполнению газокомпрессорного агрегата с мультипликатором с двумя валами отбора мощности, при параллельной схеме использования КНД и КВД достигается возможность индивидуального выбора частоты вращения ротора каждой из ступеней сжатия, что позволяет обеспечить оптимальные режимы эксплуатации агрегата для месторождений с разнородными составами пластового газа и месторождений, имеющих различные условия добычи в течении времени эксплуатации.

1. Двухвальный газокомпрессорный агрегат для дожимных компрессорных станций, содержащий газотурбинный двигатель, мультипликатор, имеющий два вала отбора мощности, связанные с валом газотурбинного двигателя через зубчатые передачи, и две ступени сжатия в виде соединенных технологическим контуром компрессора низкого давления и компрессора высокого давления, каждый из которых связан с соответствующим валом отбора мощности, отличающийся тем, что зубчатые передачи выполнены сменными, при этом вал отбора мощности для одного из компрессоров соединен с валом газотурбинного двигателя через промежуточное зубчатое колесо, изменяющее частоту вращения данного вала, а подшипниковая опора промежуточного зубчатого колеса выполнена с возможностью обеспечения требуемых межосевых расстояний между промежуточным колесом и связанными с ним зубчатыми колесами.

2. Двухвальный газокомпрессорный агрегат по п. 1, отличающийся тем, что подшипник в подшипниковой опоре промежуточного зубчатого колеса выполнен со смещенной относительно его наружного диаметра рабочей поверхностью скольжения.

3. Двухвальный газокомпрессорный агрегат по п. 1, отличающийся тем, что корпус подшипника в подшипниковой опоре промежуточного зубчатого колеса выполнен со смещенной осью расточки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области компрессоростроения и предназначено для применения в газовой промышленности для компримирования природного газа на автомобильных газонаполнительных станциях (АГНКС), как при реконструкции работающих газоперекачивающих агрегатов АГНКС, так и при производстве новых газоперекачивающих агрегатов.

Изобретение относится к устройствам, используемым в системах газоочистки и аспирации для транспортировки воздуха, аэрозолей и газов в различных химико-технологических процессах, и может быть использовано в химических лабораториях, на гальванических линиях, на предприятиях цветной металлургии и на других предприятиях, где присутствуют среды, вызывающие повышенную коррозию.

Изобретение относится к компрессорной технике и может быть использовано при проектировании компрессорных установок в блочном исполнении. Способ подготовки к транспортировке, транспортировки и последующей установки блочного компрессорного агрегата на производственной площадке потребителя заключается в закреплении компрессорного агрегата на стапеле, осуществлении центровки валопровода и обвязке трубопроводной системой коммуникаций, присоединении к опорным лапам каждой из частей блочного компрессорного агрегата подвесной грузовой рамы, отсоединение компрессорного агрегата от стапеля и перенос грузовой рамы вместе с компрессорным агрегатом на подготовленную площадку производителя, где с помощью домкратов на стойках грузовой рамы обеспечивается необходимая высота расположения опор частей компрессорного агрегата, после чего на каждой из опорных лап частей агрегата закрепляются закладные элементы в виде отдельных стоек и платиков.

Изобретение относится к турбокомпрессору. Далее изобретение относится к способу изготовления конструктивного узла турбокомпрессора, к применению конструктивного узла и способа.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту газа и предназначено для откачки газа из компрессорного цеха (КЦ) при его ремонте. Система откачки газа из компрессорного цеха компрессорной станции содержит, по меньшей мере, два КЦ (1, 2) с газоперекачивающими агрегатами и с коллекторами (11 и 12) всасывания и нагнетания соответственно.

Изобретение может быть использовано в турбокомпрессорах. Система турбокомпрессора имеет центробежный компрессор (901), содержащий рабочее колесо с множеством радиально расположенных лопаток, соединенных с неполным задним диском (952), и вал (904).

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, к системам сбора, подготовки и транспортировки низконапорного газа. Технический результат достигается за счет решения задач поддержания постоянного избыточного давления всасывания, распределением газовых потоков между оборудованием модульной компрессорной установки с частичным понижением давления сжатого газа на дросселях и подачей его на обеспечение бесперебойной надежной работы компрессорной установки в целях обеспечения оптимального процесса подготовки газа, охлаждения электродвигателя.

Изобретение относится к управлению компрессорными установками, эксплуатируемыми в климатических условиях с длительным воздействием минусовых температур, и особенно для шахтных предприятий горной промышленности. Технической задачей является поддержание взрывобезопасной эксплуатации пневмосетей горных предприятий за счет устранения искрообразования в воздухопроводе, арматуре и пневмооборудовании путем снижения концентрации мелкодисперсных твердых частиц в потоке сжатого воздуха, поступающего к потребителю вследствие обработки его в устройстве очистки от парообразной влаги.

Изобретение относится к области транспорта газа и может быть применено на компрессорных станциях (КС) магистральных газопроводов. Компрессорная станция снабжена электроприводными ГПА и регенеративными энергетическими газотурбинными установками с высокооборотными компрессорами, газовыми турбинами и электрогенераторами установленными на магнитных подшипниках и связанными между собой общими валами, их электрогенераторы связаны дополнительными шинопроводами с электрическими выключателями с высокооборотными синхронными электродвигателями по меньшей мере одного электроприводного ГПА, а также связаны шинопроводом через электронные преобразователи частоты с электрическими выключателями с электрооборудованием собственных нужд компрессорной станции, а также связаны через трансформатор с внешней высоковольтной линией электропередачи.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания с турбонагнетателями. Соединительный узел (100) турбонагнетателя, работающего на выхлопных газах, предназначен для присоединения турбонагнетателя к выпускному коллектору двигателя.

Настоящее изобретение относится к вытяжному вентилятору с усовершенствованным электронным управлением, которое позволяет оптимизировать потребление электроэнергии вытяжным вентилятором в зависимости от условий окружающей среды и степени занятости замкнутого пространства, в котором установлен данный вытяжной вентилятор. Интеллектуальный вытяжной вентилятор содержит крыльчатку для всасывания воздуха из закрытого помещения, двигатель для вращения крыльчатки, средства обнаружения присутствия, служащие для генерирования первого управляющего сигнала при наличии пользователя в закрытом помещении, средства измерения качества воздуха, служащие для генерирования второго управляющего сигнала, когда значение параметра среды закрытого помещения превышает заданное значение параметра среды, и управляющее устройство, выполненное с возможностью подачи команд на включение и выключение двигателя и регулирования частоты вращения крыльчатки двигателя в зависимости от управляющих сигналов, генерируемых средствами обнаружения присутствия и средствами измерения качества воздуха. При этом средства измерения качества воздуха выполнены с возможностью генерирования второго управляющего сигнала путем сравнения длительного скользящего среднего значения с краткосрочным скользящим средним значением параметра среды закрытого помещения. Технический результат заключается в оптимизации работы вытяжного вентилятора в зависимости от физических условий среды внутри помещения и степени занятости помещения, в котором он установлен. 4 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.
Наверх