Подводный реконфигурируемый модульный робот

Изобретение относится к области мобильной робототехники, а именно к подводным роботам. Предложен подводный реконфигурируемый модульный мобильный робот, который содержит ряд последовательно соединенных между собой модулей, включая тяговые модули, создающие тягу с помощью установленных на них тяговых устройств с регулируемыми силой и направлением тяги, приводные реконфигурирующие модули, а также служебные модули, содержащие бортовую аппаратуру и оборудование, обеспечивающие функционирование робота по назначению. Каждый модуль выполнен с заданной степенью плавучести и остойчивости, так чтобы робот в любой конфигурации в целом обладал прогнозируемой плавучестью, а также каждый модуль имеет на основаниях корпусов механические и электрический интерфейсы, позволяющие соединять модули в произвольном порядке. Изобретение обеспечивает управляемость движения робота в любой конфигурации, повышение энергоэффективности системы тяговых модулей, упрощение конструкции модулей, операций изготовления и сборки робота в различных последовательностях соединения модулей и архитектуры системы управления роботом. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к области мобильной робототехники, а именно к подводным роботам.

Известен амфибийный змееподобный робот по патенту CN №101746237, который представляет собой устройство, исполненное в виде змеи и обладающее амфибийными свойствами. Робот состоит из последовательно соединенных модулей с возможностью поворота смежных модулей относительно друг друга в двух плоскостях путем изменения углов рыскания и тангажа. Соединения модулей защищены водонепроницаемой растяжимой оболочкой. Оба концевых модуля робота защищены прозрачной пластиковой купольной крышкой.

Известно многозвенное транспортное средство по патенту RU№130916 ПМ. Полезная модель относится к транспортным средствам, способным передвигаться по поверхности различных сред, внутри труб или под водой. Транспортное средство содержит сочлененные между собой с возможностью углового смещения относительно друг друга звенья в виде полых цилиндров, конструкция которых обеспечивает отклонение их относительно друг друга в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также по отношению к головной части и хвостовой на определенные углы. Соединительные элементы устройства выполнены из двух шарнирно соединенных между собой частей.

Известны змееподобные подводные роботы такие как, например, по патентам CN №204149158, CN №103358305, CN №106346462, CN №105171722, которые используют аналогичные приведенным выше принципы организации движения и обладают рядом похожих особенностей их конструктивного исполнения.

Все приведенные выше подводные змееподобные роботы обладают рядом схожих недостатков. А именно, 1) конструктивная сложность реализации управляемого универсального шарнира в ограниченном объеме обуславливает ограниченность диапазонов угловых перемещений шарниров, особенно это относится к двухстепенным шарнирам, 2) для организации плавного движения, подобного змеевидному необходимо в состав робота включать большое число модулей, согласованное управление которыми для целенаправленного движения робота под водой представляет собой сложную задачу, которая в условиях неопределенности параметров подвижной среды многократно затрудняется, 3) энергозатратность одновременного вращения приводами шарниров для создания волнообразного движения робота отрицательно сказывается на длительности его автономной работы.

В качестве прототипа выбран подводный робот по патенту US №2018021945, который содержит набор модулей-звеньев, соединенных друг с другом соединительными модулями для изменения формы робота с целью реализации изгибного движения робота, и несущих несколько тяговых (упорных) устройств, при этом, одно из тяговых устройств, установленное на одном из концов робота, создает усилие вдоль оси робота для обеспечения продольного движения робота, а другие тяговые устройства размещены в тяговых модулях стационарно попарно и создают перпендикулярные друг другу и оси модуля тяговые усилия, предназначенные для управления направлением движения. Модули-звенья также могут оснащаться разного рода полезной нагрузкой, например, ТВ камерами и/или неким инструментом. Такая структура робота позволяет произвольно изменять форму робота и при необходимости фиксировать ее, т.е. реконфигурировать робот, а с помощью тяговых устройств, установленных на тяговых модулях, которые определенным образом распределены и сориентированы по длине робота, предполагается осуществлять направленное движение робота и управление перемещением и ориентацией рабочего инструмента.

Прототипу присущи недостатки, выявленные у чисто змееподобных подводных роботов, связанные с реализацией волнообразного принципа движения. В тоже время наличие ряда тяговых модулей, на одном из которых жестко установлено одно осевое тяговое устройство, а на других жестко установлены два поперечных тяговых устройства, при фиксированной взаимной ориентации тяговых модулей между собой в осевом направлении, задаваемой конструктивно при изготовлении и сборке робота, приводит, в ряде случаев, к принципиальной невозможности создания тяговыми устройствами требуемого воздействия (главного вектора сил и главного вектора моментов) для выполнения заданной функции по назначению, а именно, управляемого целенаправленного движения. Отмеченное обстоятельство существенно снижает эффективность практического применения данного робота.

Задачей изобретения является обеспечение управляемости движения робота в любой конфигурации, повышение энергоэффективности системы тяговых модулей, упрощение конструкции модулей, операций изготовления и сборки робота в различных последовательностях соединения модулей и архитектуры системы управления роботом.

Задача обеспечения управляемости движения робота в любой конфигурации решается следующим образом:

в состав робота включены тяговые модули, внешние корпуса которых выполнены в форме прямых круговых цилиндров с установленными на них парами тяговых устройств с регулируемой силой тяги, причем каждое тяговое устройство установлено на выходном валу размещенного внутри корпуса тягового модуля полнооборотного сервопривода, причем оси вращения поворотных сервоприводов перпендикулярны оси цилиндра тягового модуля, а направление усилия, создаваемого тяговым устройством, перпендикулярно оси вращения поворотных сервоприводов.

Кроме того, управляемость улучшается путем обеспечения контролируемой плавучести и остойчивости робота за счет конструктивно задаваемой плавучести и остойчивости жестких узлов модулей.

Задача повышения энергоэффективности решается путем снижения гидродинамических сил сопротивления за счет обеспечения замкнутости обтекаемого внешнего корпуса робота в любой конфигурации.

Этой же цели служит оснащение каждого модуля управляющим контроллером, позволяющим обрабатывать сигналы от датчиков модуля и внешних устройств и формировать сигналы для управления приводами модуля.

Задача упрощения конструкции модулей, операций изготовления и сборки робота в различных последовательностях соединения модулей и архитектуры системы управления роботом решается за счет конструкции реконфигурирующих модулей на основе одностепенного цилиндрического шарнира вращения, минимизации номенклатуры модулей, используемых при сборке робота, универсализации модулей за счет универсальности механических и электрических интерфейсов модулей и объединения модулей в сеть путем подсоединения к общей шине данных.

Сущность изобретения поясняется следующими рисунками и чертежами.

На фиг. 1 показан подводный реконфигурируемый модульный робот в конфигурации «торпеда», аксонометрия.

На фиг. 2 показан подводный реконфигурируемый модульный робот в конфигурации «торпеда» без внешних корпусов-обтекателей, аксонометрия.

На фиг. 3 показан тяговый модуль с развернутыми тяговыми устройствами, аксонометрия.

На фиг. 4 показан модуль продольной трансформации, аксонометрия.

На фиг. 5 показан модуль поперечной трансформации в двух конфигурациях.

На фиг. 6 показан подводный реконфигурируемый модульный робот в конфигурации «портал», аксонометрия.

На фиг. 7 показаны три ортогональные проекции эллиптического цилиндра с полуосями а и b образующего эллипса, усеченного плоскостью под углом γ, а) γ<30°, б) γ=45°, с) γ=60°.

На фиг. 8 показан пример последовательности реконфигурации робота из положения «торпеда» в положение «портал».

Подводный реконфигурируемый модульный робот включает в себя тяговые модули 1, реконфигурирующие продольные модули 2, реконфигурирующие поперечные модули 3, а также служебные модули 4, содержащие бортовую аппаратуру и оборудование, обеспечивающие функционирование робота по назначению. Внешние корпуса тяговых модулей 1 выполнены в форме прямых круговых цилиндров с установленными на внутреннем каркасе парами тяговых устройств 5 с регулируемой силой тяги, причем каждое тяговое устройство установлено на выходном валу 6 размещенного внутри корпуса тягового модуля полнооборотного сервопривода.

Реконфигурирующий продольный модуль 2, состоит из двух частей, связанных приводным одностепенным шарниром вращения, при этом продольные модули выполнены из двух частей 7, 8 с внешними корпусами в форме прямых цилиндров, в одной из которых 7 в отсеке внутреннего каркаса установлен полнооборотный сервопривод с осью вращения, совпадающей с осью цилиндра 9. В свою очередь, поперечный реконфигурирующий модуль выполнен из двух частей 10, 11 с внешними корпусами в форме прямых эллиптических цилиндров, усеченных проходящей под углом γ=arcsin(b/a) к их осям через большую ось образующего эллипса с большой а и малой Ь осями плоскостью, в одной из частей модуля 10 в отсеке внутреннего каркаса установлен полнооборотный сервопривод с осью вращения 12 (см фиг. 2), проходящей перпендикулярно плоскости через центр образованного кругового сечения с диаметром равным большой полуоси эллипса а. На фиг. 7 а, б, в схематично показаны примеры исполнения поперечных реконфигурирующих модулей с углами трансформации γ, равными 30°, 45° и 60°, с большой осью а равной 100 условным единицам и с малыми осями, соответственно, равными 50, 70, 71 и 86,6 условных единиц.

Для обеспечения плавности обтекания робота внешний корпус приводной части продольного модуля 7 также имеет эллиптическое сечение с большой а и малой b осями для стыковки с поперечными модулями, а внешний корпус второй части продольного модуля 8 и внешний корпус тягового модуля 1 имеют диаметры равные малой оси эллипса b, при этом на внешнем корпусе 7 установлены согласующие обтекатели 13.

Каждый модуль 1-4 имеет на основаниях корпусов механический и электрический интерфейс, позволяющий соединять модули в произвольном порядке. Герметичность электрических интерфейсов обеспечивается применением разъемов в герметичном исполнении.

Служебные модули 4 для обеспечения функционирования робота могут оснащаться, например, телекамерами, осветителями под прозрачными колпаками-обтекателями, захватными устройствами, гидролокаторами, регистраторами физических полей, устройствами связи, дополнительными источниками питания, устройствами изменения плавучести, манипуляторами и т.д.

Подводный реконфигурируемый модульный робот работает следующим образом.

Из модулей с использованием механических и электрических интерфейсов собирается в выбранном порядке желаемая конфигурация, например, конфигурация «торпеда» с соосным расположением модулей, как показано на Фиг. 2. Далее на внутренние корпуса устанавливаются обтекатели (см. Фиг. 1).

В этой конфигурации подводный робот может выполнять движение по задаваемому заранее или определяемому системой управления робота пространственному маршруту в пункт назначения. Для перемещения по маршруту робот использует винтовые тяговые устройства - импеллеры с управляемой ориентацией тяги за счет поворотов импеллеров сервоприводами тяговых модулей и регулирования силы тяги за счет скорости вращения самих винтов.

Для выполнения операций маневрирования вблизи объектов или в сложном рельефе робот может быть реконфигурирован с помощью модулей реконфигурации в конфигурацию, например, «портал» (см. Фиг. 8). Преимущество конфигурации «портал» состоит в возможности получить большее расстояние между центром давления и центром масс робота. Это обеспечивает лучшую остойчивость, меньшую частоту свободных колебаний. Управление перемещениями робота после перехода в конфигурацию «портал» выполняется с помощью регулирования тяги импеллеров и направления их осей. При необходимости для получения желаемого качества управления перемещением могут быть использованы также и приводы модулей реконфигурации.

1. Подводный реконфигурируемый модульный робот, содержащий множество модулей, последовательно соединенных между собой, включающий тяговые модули, создающие тягу с помощью установленных на них тяговых устройств, приводные реконфигурирующие модули, а также служебные модули, содержащие бортовую аппаратуру и оборудование, обеспечивающие функционирование робота по назначению, отличающийся тем, что внешние корпуса тяговых модулей выполнены в форме прямых круговых цилиндров с установленными на них парами тяговых устройств с регулируемой силой тяги, причем каждое тяговое устройство установлено на выходном валу размещенного внутри корпуса тягового модуля полнооборотного сервопривода, а оси вращения поворотных сервоприводов перпендикулярны оси цилиндра тягового модуля, при этом направление усилия, создаваемого тяговым устройством, перпендикулярно оси вращения поворотных сервоприводов; реконфигурирующие продольные и/или поперечные модули, состоящие из двух частей, связаны приводным одностепенным шарниром вращения; продольные модули выполнены из двух частей с внешними корпусами в форме прямых цилиндров, в одной из которых установлен полнооборотный сервопривод с осью вращения, совпадающей с осью цилиндра, а поперечные модули выполнены из двух частей с внешними корпусами в форме прямых эллиптических цилиндров, усеченных проходящей под углом γ=arcsin(b/a) к их осям через большую ось образующего эллипса с большой а и малой b осями плоскостью, в одной из которых установлен полнооборотный сервопривод с осью вращения, проходящей перпендикулярно плоскости через центр образованного кругового сечения.

2. Подводный реконфигурируемый модульный робот по п. 1, отличающийся тем, что каждый жесткий узел модуля выполнен с заданной степенью плавучести и остойчивости, так чтобы робот в любой конфигурации в целом обладал прогнозируемой плавучестью.

3. Подводный реконфигурируемый модульный робот по п. 1, отличающийся тем, что каждый модуль имеет на основаниях корпусов механический и электрический интерфейсы, позволяющие соединять модули в произвольном порядке.

4. Подводный реконфигурируемый модульный робот по п. 1, отличающийся тем, что каждый модуль содержит управляющий контроллер, позволяющий обрабатывать сигналы от датчиков модуля и внешних устройств и формировать сигналы для управления приводами модуля.

5. Подводный реконфигурируемый модульный робот по п. 1, отличающийся тем, что контроллеры модулей подключены к общей шине данных и могут обмениваться адресованной информацией между собой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области водолазной техники, в частности к подводным транспортным средствам для транспортировки различных грузов и оборудования. Буксируемый неавтономный подводный грузовой контейнер (БНПГК) состоит из корпуса цилиндрической формы, в полости которого размещены носовой, грузовой и кормовой отсеки и система управления плавучестью.

Изобретение относится к области судостроения и касается выполнения подводных работ. Задание по проверке, контролю, обслуживанию и строительству выполняют на подводной конструкции посредством использования подводного транспортного средства для переноса погружного блока (24) к подводной конструкции.

Изобретение относится к способам позиционирования любого подводного оборудования, предназначенного для поиска и диагностики подводных объектов, а также для проведения монтажных работ. Предложен способ позиционирования подводного оборудования, включающий в себя судно-носитель, экранированные кабель-тросы, на которых через равные расстояния установлены экранированные блоки акселерометров.

Изобретение относится к оборудованию для подъёма объектов со дна моря и может быть использовано при подъёме боеприпасов. Спасательный контейнер для спасения боеприпаса, который был сброшен в воду, на поверхность воды, содержит корпус (30) контейнера и крышку (40).

РЕФЕРАТ Изобретение относится к системам для компенсации давления, в частности, для компенсации давления в подводной среде при проведении работ с использованием электротехнического или механического оборудования. Система содержит заполненный текучей средой кожух (1), окружающий полость (3), первый компенсатор (10) давления, имеющий первую камеру (11) и вторую камеру (12), причем первая камера (11) находится в сообщении по текучей среде с полостью (3), и второй компенсатор (20) давления, имеющий третью камеру (21) и четвертую камеру (22).

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к управляемым по кабелю связи самоходным подводным аппаратам. .

Изобретение относится к области защиты корпусов судов, находящихся на плаву, в частности к устройствам для подводной электрогидродинамической очистки поверхности корпусов судов, а также гидротехнических сооружений от биологического обрастания. .

Изобретение относится к технологическим устройствам для гидродинамической обработки поверхностей от наслоений и может быть использовано для очистки корпусов судов и других объектов, проводимой в жидкой или газообразной среде. .

Изобретение относится к области водолазной техники, а именно к комплектующим изделиям водолазных снаряжений, и может быть использовано в ВМФ, армии России и организациях, занимающихся проведением водолазных работ, а также личным составом подводных лодок. .

Изобретение относится к водному спорту, к средствам балансировки плавучести подводного пловца. .

Изобретение относится к области машиностроения и роботостроения и может применяться для выполнения сборочных операций на роботизированной линии в коллаборации с человеком. Коллаборативная сборочно-производственная линия состоит из соединенных между собой сквозным транспортирующим механизмом и единым блоком управления модульных ячеек.
Наверх