Сопловая лопатка турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопловых лопаток турбины газотурбинного двигателя (ГТД). Сопловая лопатка турбины ГТД содержит наружный аэродинамический профиль, выполненный из керамического материала, полый металлический дефлектор и установленный между ними промежуточный дефлектор, снабженный выступами на наружной и внутренней поверхностях, образующими с противолежащими поверхностями каналы для охлаждающего воздуха. Промежуточный дефлектор выполнен из керамического или композиционного материала. Внутренняя полость металлического дефлектора сообщена с полостью подвода охлаждающего воздуха к ротору турбины. Изобретение обеспечивает снижение расхода воздуха на охлаждение сопловой лопатки турбины, снижение газодинамических и тепловых потерь в сопловом аппарате турбины ГТД, а также возможность увеличения температуры газа перед турбиной до стехиометрических значений, что приводит к увеличению параметров цикла ГТД и повышению эффективности узла турбины и ГТД как тепловой машины в целом. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно, к конструкции сопловых лопаток газотурбинных двигателей (ГТД).

Известна сопловая лопатка турбины газотурбинного двигателя, содержащая наружный аэродинамический профиль, выполненный из керамического материала, полый металлический дефлектор и установленный между ними промежуточный дефлектор, снабженный выступами на наружной и внутренней поверхностях, образующими с противолежащими поверхностями каналы для охлаждающего воздуха (см. патент № US4396349, класс F01D 11/02, опубл. 02.08.1983).

Недостатком этой конструкции сопловой лопатки является то, что применение металлического экрана между керамическим профилем и металлическим несущим стержнем ограничивает температуру внутренней стенки наружной керамической оболочки лопатки и требует либо большого количества охлаждающего воздуха, либо ограничения температуры рабочего газа, обтекающего наружную керамическую оболочку.

Задачей настоящего изобретения является устранение ограничения, накладываемого на допустимую температуру наружного аэродинамического профиля из керамического материала (ниже допустимой температуры материала) и снижение расхода охлаждающего воздуха.

Поставленная задача решается тем, что в сопловой лопатки ГТД, содержащей наружный аэродинамический профиль, выполненный из керамического материала, полый металлический дефлектор и установленный между ними промежуточный дефлектор, снабженный выступами на наружной и внутренней поверхностях, образующими с противолежащими поверхностями каналы для охлаждающего воздуха, согласно изобретению, промежуточный дефлектор выполнен, по меньшей мере, из двух частей, установленных с зазором друг относительно друга, а внутренняя полость металлического дефлектора сообщена с полостью подвода охлаждающего воздуха к ротору турбины, при этом промежуточный дефлектор выполнен из керамического или композиционного материала.

При этом наружный аэродинамический профиль может быть выполнен из композиционного материала типа углерод-карбид кремниевый композиционный (Cf/SiCm) или керамоматричный композиционный (SiCf/SiCm), а промежуточный дефлектор - из керамического материала типа карбида кремния (SiC) или нитрида кремния (Si3N4).

Технический результат от использования изобретения заключается в снижение расхода воздуха, идущего на охлаждение сопловой лопатки турбины ГТД, снижение газодинамических и тепловых потерь в сопловом аппарате турбины ГТД, а также возможности увеличения температуры газа перед турбиной до стехиометрических значений за счёт применение промежуточного дефлектора в сопловой лопатке из керамического или композиционного материала.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 представлена сопловая лопатка турбины ГТД, поперечное сечение;

на фиг. 2 - сопловая лопатка турбины ГТД, продольное сечение.

Сопловая лопатка турбины ГТД содержит наружный аэродинамический профиль 1, выполненный из керамического материала, полый металлический дефлектор 2 и установленный между ними промежуточный дефлектор. Промежуточный дефлектор выполнен составным и включает верхнюю и нижнюю части 3 и 4, установленные и закреплённые в зазором 5 друг относительно друга. Верхняя и нижняя части 3 и 4 промежуточного дефлектора снабжены выступами 6 и 7, выполненными соответственно на наружной и внутренней поверхностях 8 и 9 с образованием с противолежащими поверхностями аэродинамического профиля 1 и металлического дефлектора 2 каналов 10 и 11 для охлаждающего воздуха. Внутренняя полость 12 металлического дефлектора 2 сообщена с полостью 13 подвода охлаждающего воздуха к ротору турбины (на чертежах не показано). Аэродинамический профиль 1 лопатки снабжен верхней и нижней полками 14 и 15. Промежуточный дефлектор выполнен из керамического материала типа карбида кремния (SiC) или нитрида кремния (Si3N4), или композиционного материала типа углерод-карбид кремниевый композиционный (Cf/SiCm), или керамоматричный композиционный (SiCf/SiCm).

В частном случае реализации сопловой лопатки турбины ГТД наружный аэродинамический профиль выполнен из композиционного материала типа углерод-карбид кремниевый композиционный (Cf/SiCm) или керамоматричный композиционный (SiCf/SiCm), а промежуточный дефлектор - из керамического материала типа карбида кремния (SiC) или нитрида кремния (Si3N4).

Устройство работает следующим образом.

В процессе работы ГТД теплонапряженные участки сопловой лопатки турбины подвергают охлаждению раздельными потоками 16 и 17 охлаждающего воздуха. Поток 16 охлаждающего воздуха, например, из вторичной камеры сгорания через технологические отверстия 18, выполненные в элементах 19 статора турбины, поступает в прямолинейные каналы 10, образованные металлическим дефлектором 2 и промежуточным дефлектором, обеспечивая охлаждение металлического дефлектора 2 и его экранирование от более горячего промежуточного дефлектора. Охлаждающий воздух, проходя через зазор 5 между верхней и нижней частями 3 и 4 промежуточного дефлектора, поступает в каналы 11, образованные промежуточным дефлектором и аэродинамическим профилем 1, обеспечивая натекание охлаждающего воздуха на внутренние стенки аэродинамического профиля 1 лопатки. Из каналов 11 нагретый теплосъемом воздух через щелевые отверстия 20 в полках 14, 15 аэродинамического профиля 1 лопатки отводят в проточную часть ГТД. Охлаждающий воздух в каналах 11 обеспечивает снижение теплового потока от профиля сопловой лопатки в промежуточный дефлектор, достигая тем самым снижение его температуры. Кроме того промежуточный дефлектор экранирует металлический дефлектор 2 от лучистого потока, идущего от разогретого до температуры близкой к температуре газа наружной поверхности аэродинамического профиля 1 лопатки.

Другой поток 17 охлаждающего воздуха, например, от компрессора ГТД поступает во внутреннюю полость 12 металлического дефлектора 2, выполняющего две функции: охлаждение металлического дефлектора 1 и пропуска (транзита) с минимальным нагревом большей части потока воздуха для охлаждения ротора турбины. Одновременно металлический дефлектор 2 осуществляет передачу нагрузок, возникающих от действия газовых сил на статор турбины. Для минимизации контактных напряжений и обеспечения совместной работы деталей из материалов с разными коэффициентами термического линейного расширения металлический дефлектор 2 выполнен податливым из листового металлического материала.

Предложенное изобретение позволяет повысить топливную эффективность и снизить вес ГТД за счет снижения расход воздуха, идущего на охлаждение сопловой лопатки турбины ГТД, снижения газодинамических и тепловых потерь в сопловом аппарате турбины ГТД, а также возможности увеличения температуры газа перед турбиной до стехиометрических значений. Это достигают за счет применения сопловой лопатки турбины, состоящей из наружного аэродинамического профиля, формирующего решетку соплового аппарата турбины, выполненного из керамического или композиционного материала с длительной рабочей температурой, равной или превышающей температуру газа на входе в сопловой аппарат турбины (не менее 1300°С), дефлектора из керамического или композиционного материала с длительной рабочей температурой, равной рабочей температуре материала наружного аэродинамического профиля, экранирующего от лучистого теплового потока и обеспечивающего циркуляцию охлаждающего воздуха для обеспечения нормальной длительной рабочей температуры (меньше рабочей температуры керамического или композиционного материала) металлического дефлектора, который обеспечивает передачу нагрузок возникающих от действия газовых сил на статор турбины и транзит охлаждающего воздуха к ротору турбины (при необходимости). Высокая рабочая температура, высокая теплопроводность и излучательная способность керамических и композиционных материалов обеспечивает низкий уровень термических напряжений в конструкции, но требует защиты окружающих металлических деталей от лучистого теплового потока, теплопередачи от конвективного и контактного теплообмена. Низкий коэффициент линейного термического напряжения, низкая прочность (~ 200 МПа) и низкая пластичность керамических и композиционных материалов обуславливают необходимость минимизации контактных напряжений и обеспечения совместной работы с деталями из металлических материалов. Для минимизации контактных напряжений и обеспечения совместной работы деталей из материалов с разными коэффициентами термического линейного расширения дефлектор выполнен податливым из листового металлического материала. Кроме того, выполнение наружного аэродинамического профиля из керамического композиционного материала позволяет повысить надежность конструкции и увеличить ресурсные показатели ГТД за счет большей трещиностойкости керамического композиционного материала относительно керамического материала. Таким образом, применение заявленной сопловой лопатки турбины приводит к увеличению параметров цикла ГТД и повышению эффективности узла турбины и ГТД как тепловой машины в целом.

1. Сопловая лопатка турбины газотурбинного двигателя, содержащая наружный аэродинамический профиль, выполненный из керамического материала, полый металлический дефлектор и установленный между ними промежуточный дефлектор, снабженный выступами на наружной и внутренней поверхностях, образующими с противолежащими поверхностями каналы для охлаждающего воздуха, отличающаяся тем, что промежуточный дефлектор выполнен по меньшей мере из двух частей, установленных с зазором относительно друг друга, а внутренняя полость металлического дефлектора сообщена с полостью подвода охлаждающего воздуха к ротору турбины, при этом промежуточный дефлектор выполнен из керамического или композиционного материала.

2. Сопловая лопатка турбины газотурбинного двигателя по п. 1, отличающаяся тем, что наружный аэродинамический профиль выполнен из композиционного материала типа углерод-карбид кремниевый композиционный (Cf/SiCm) или керамоматричный композиционный (SiCf/SiCm), а промежуточный дефлектор - из керамического материала типа карбида кремния (SiC) или нитрида кремния (Si3N4).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к детали турбины, содержащей подложку из монокристаллического суперсплава на основе никеля, содержащего рений, который имеет фазу у-y’-Ni и среднюю массовую долю хрома менее 0,08, покрывающий подложку подслой из металлического суперсплава на основе никеля, отличающейся тем, что подслой из металлического суперсплава содержит, по меньшей мере, алюминий, никель, хром, кремний, гафний и имеет фазу y’-Ni3Al в преобладающем объёме.

Изобретение относится к детали турбины, содержащей подложку из монокристаллического суперсплава на основе никеля, содержащего рений, который имеет фазу у-y’-Ni и среднюю массовую долю хрома менее 0,08, покрывающий подложку подслой из металлического суперсплава на основе никеля, отличающейся тем, что подслой из металлического суперсплава содержит, по меньшей мере, алюминий, никель, хром, кремний, гафний и имеет фазу y’-Ni3Al в преобладающем объёме.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении для защиты пера рабочих лопаток компрессора газотурбинного двигателя из титановых сплавов. Способ включает размещение лопаток в камере вакуумной установки, создание необходимого вакуума, ионную очистку поверхности лопатки и нанесение на нее ионно-плазменного многослойного покрытия с заданным количеством пар слоев в виде слоя титана с металлом и слоя соединений титана с металлом и азотом, при этом при нанесении покрытия в качестве металла в слоях титана с металлом и в слоях соединений титана с металлом и азотом используют ванадий, в процессе нанесения покрытия осуществляют вращение лопатки относительно ее продольной оси с обеспечением обработки всей рабочей поверхности пера, а нанесение покрытия выполняют одновременно с обеих сторон лопатки с расположенных в периферийной части камеры вакуумной установки электродуговых испарителей при чередовании испарителей из титана с испарителями из ванадия.

Изобретение относится к способу изготовления детали из композитного материала. Способ включает следующие этапы: нагнетание внутрь волокнистой структуры шликера, содержащего, по меньшей мере, порошок из огнеупорных керамических частиц или из частиц огнеупорного керамического предшественника в виде взвеси в жидкой фазе; затем фильтрацию жидкой фазы шликера и задержание порошка из огнеупорных керамических частиц или частиц огнеупорного керамического предшественника внутри указанной структуры для получения предварительно отформованной волокнистой заготовки с наполнением из огнеупорных керамических частиц или частиц из огнеупорного керамического предшественника после уплотнения волокнистой структуры путём обработки огнеупорных керамических частиц в волокнистой структуре для формирования огнеупорной матрицы в этой структуре.

Изобретение относится к способу изготовления детали из композитного материала. Способ включает следующие этапы: нагнетание внутрь волокнистой структуры шликера, содержащего, по меньшей мере, порошок из огнеупорных керамических частиц или из частиц огнеупорного керамического предшественника в виде взвеси в жидкой фазе; затем фильтрацию жидкой фазы шликера и задержание порошка из огнеупорных керамических частиц или частиц огнеупорного керамического предшественника внутри указанной структуры для получения предварительно отформованной волокнистой заготовки с наполнением из огнеупорных керамических частиц или частиц из огнеупорного керамического предшественника после уплотнения волокнистой структуры путём обработки огнеупорных керамических частиц в волокнистой структуре для формирования огнеупорной матрицы в этой структуре.

Настоящее изобретение относится к области защитных покрытий для теплоизоляции деталей авиационных или наземных газотурбинных двигателей, работающих в условиях высоких температур. Предложенная деталь с покрытием для газотурбинного двигателя содержит подложку (21) и, по меньшей мере, один слой (24), защищающий от алюмосиликатов кальция и магния (СМAS), расположенный на этой подложке (21).

Настоящее изобретение относится к области защитных покрытий для теплоизоляции деталей авиационных или наземных газотурбинных двигателей, работающих в условиях высоких температур. Предложенная деталь с покрытием для газотурбинного двигателя содержит подложку (21) и, по меньшей мере, один слой (24), защищающий от алюмосиликатов кальция и магния (СМAS), расположенный на этой подложке (21).

Настоящее изобретение относится к области защитных покрытий для теплоизоляции деталей авиационных или наземных газотурбинных двигателей, работающих в условиях высоких температур. Предложенная деталь (20) с покрытием для газотурбинного двигателя содержит подложку (21) и, по меньшей мере, один защитный от алюмосиликатов кальция и магния (CMAS) слой (22) на подложке (21).

Настоящее изобретение относится к области защитных покрытий для теплоизоляции деталей авиационных или наземных газотурбинных двигателей, работающих в условиях высоких температур. Предложенная деталь (20) с покрытием для газотурбинного двигателя содержит подложку (21) и, по меньшей мере, один защитный от алюмосиликатов кальция и магния (CMAS) слой (22) на подложке (21).

Изобретение относится к группе изобретений, содержащей деталь турбины и способ изготовления детали турбины. Деталь турбины содержит подложку из монокристаллического жаропрочного сплава на основе никеля и металлический подслой, покрывающий подложку.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к способу аддитивного изготовления лопатки авиационного газотурбинного двигателя. Изготавливают лопатку, содержащую верхнюю и нижнюю окружные стенки, между которыми расположено по меньшей мере одно перо, содержащее переднюю кромку и заднюю кромку, расположенные между упомянутыми стенками по меньшей мере частично с отступом по отношению соответственно к первым и вторым окружным краям упомянутых стенок.
Наверх