Способ спектральной оценки возникновения предпомпажного состояния газотурбинных двигателей воздушных судов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к диагностике состояния газотурбинных двигателей (ГТД) воздушных судов (ВС), а именно к диагностике предпомпажного состояния и может быть использовано с целью оперативного выявления предпомпажных режимов работы ГТД для своевременного применения существующих противопомпажных систем ВС, которые при своевременном включении не допускают выхода из строя или разрушения ГТД ВС. Способ диагностирования предпомпажного состояния газотурбинных двигателей воздушных судов, при котором принимают акустические сигналы, по меньшей мере, одного виброакустического датчика, установленного в зоне компрессора ГТД ВС на силовых элементах, регистрируют амплитуды сигналов датчика, разделяют полученные амплитуды акустического сигнала на выборки по времени, для которых определяют спектральную плотность при помощи преобразования Фурье, затем сравнивают числовые характеристики спектральной плотности выборок между собой при помощи значения статистики критерия согласия Колмогорова и сравнивают полученные значения статистики критерия Колмогорова с заданным пороговым значением и при выполнении условия Sk > 0,5 хотя бы для одного датчика, где Sk – значение статистики критерия Колмогорова, принимают решение о возникновении предпомпажного режима работы ГТД и подают сигнал на применение противопомпажных средств защиты. Изобретение обеспечивает оперативное определение начала развития предпомпажных процессов ГТД ВС, что обеспечивает увеличение времени для применения противопомпажных средств защиты за счет раннего обнаружения предпомпажного режима работы и уменьшение времени неустойчивой работы ГТД ВС. 2 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к диагностике состояния газотурбинных двигателей (ГТД) воздушных судов (ВС), а именно к диагностике предпомпажного состояния, и может быть использовано с целью оперативного выявления предпомпажных режимов работы ГТД для своевременного применения существующих противопомпажных систем ВС, которые при своевременном включении не допускают выхода из строя или разрушения ГТД ВС.

Установлено, что предпомпажное состояние ГТД характеризуется степенью развития вращающегося срыва на одной или нескольких ступенях компрессора, поэтому факт образования и характер развития вращающегося срыва позволяет диагностировать предпомпажный режим работы ГТД.

Лопатки ротора компрессора, проходя через зону вращающегося срыва, создают упругие волны, которые распространяются по деталям компрессора в виде механических колебаний (вибрации) по всем конструктивным элементам ГТД, поэтому анализ спектров акустических процессов при работе ГТД позволяет обнаружить начало предпомпажного режима работы ГТД.

Установлено, что спектральные характеристики акустического сигнала исправно работающего ГТД во времени остаются практически неизменными. Предлагается определять возникновение и производить оценку степени развития вращающегося срыва, обнаруживая при этом предпомпажный режим работы ГТД ВС, на ступенях компрессора авиационного двигателя путем анализа отклонений распределения числовых характеристик спектров акустического сигнала во времени при помощи двухвыборочного критерия согласия Колмогорова.

Для этого предлагается полученные амплитуды сигнала с акустического датчика, установленного в зоне работы компрессора ГТД ВС, разделять на выборки (фиг. 1) по времени: где t1 – длина первой выборки амплитуд акустического сигнала; t2 – длина первой выборки амплитуд акустического сигнала; t3 – интервал между выборками, при этом t1 = t2 = t3 = 1 сек. Далее при помощи преобразования Фурье (ПФ) [Колобов А.М. Избранные главы высшей математики. – Часть 1. Ряд Фурье. Интеграл Фурье. Операционные исчисления. – Минск: Высшая школа, 1965 г., С. 88] вычислить спектральную плотность каждой выборки и производить сравнение спектральной плотности первой выборки со спектральной плотности второй выборки при помощи критерия согласия Колмогорова [Рекомендации по стандартизации Р 50.1.037-2002 Часть 2 Непараметрические критерии, п. 3.1.1, С. 23]. По изменению значения величины статистики Sk критерия согласия Колмогорова делается вывод о начале предпомпажного режима работы компрессора ГТД ВС. Если Sk < 0.5 компрессор ГТД работает в устойчивом режиме, если Sk > 0.5, то компрессор ГТД работает в предпомпажном режиме. Данный способ позволяет оперативно определять начало предпомпажного режима работы ГТД ВС.

Известен способ диагностики помпажа компрессора [патент РФ №2382909, С2, опубл. 27.02.2010, бюл. №6], при котором измеряют давление за компрессором, температуру газа за турбиной и частоту вращения ротора, затем производят вычисление производной давления за компрессором ГТД и температуры газа за турбиной и сравнивают полученное отношение производных температуры и давления к частоте вращения ротора с заданным пороговым значением, и, в случае превышения полученной величиной порогового значения, делают вывод о наличии помпажа компрессора.

Недостатком этого способа является то, что это способ позволяет устанавливать наличие помпажа уже при фактическом наступлении помпажного режима работы компрессора, так как пороговое значение назначают достаточно высоким при этом недостаточно времени для предотвращения помпажа. Снижение порогового значения для более ранней диагностики помпажа приведет к ложному срабатыванию противопомпажных средств защиты ГТД.

Близких аналогов заявленного способа спектральной оценки возникновения предпомпажного состояния газотурбинных двигателей воздушных судов не выявлено.

Техническим результатом применения заявленного способа является оперативное определение начала развития предпомпажных процессов ГТД ВС, что обеспечивает увеличение времени для применения противопомпажных средств защиты за счет раннего обнаружения предпомпажного режима работы и уменьшение времени неустойчивой работы ГТД ВС.

Технический результат достигается тем, что принимают акустические сигналы, по меньшей мере, одного виброакустического датчика, установленного в зоне компрессора ГТД ВС на силовых элементах, регистрируют амплитуды сигналов датчика, разделяют полученные амплитуды акустического сигнала на выборки по времени, для которых определяют спектральную плотность при помощи преобразования Фурье, затем сравнивают числовые характеристики спектральной плотности выборок между собой при помощи значения статистики критерия согласия Колмогорова и сравнивают полученные значения статистики критерия Колмогорова с заданным пороговым значением и при выполнении условия Sk > 0,5 хотя бы для одного датчика, где Sk – значение статистики критерия Колмогорова, принимают решение о возникновении предпомпажного режима работы ГТД и подают сигнал на применение противопомпажных средств защиты.

Разработанный способ может быть реализован с помощью устройства, представленного на фиг. 2. Где 1.1 … 1.n – блоки регистрации акустического сигнала с ГТД; 2.1 … 2.n – блоки разделения полученного сигнала на выборки; 3.1 … 3.n – блоки вычисления спектральных плотностей при помощи преобразования Фурье для амплитуд акустических сигналов; 4.1 … 4.n – блоки вычисления значения статистики Sk критерия согласия Колмогорова; 5 – схема сравнения полученных значений статистики с заданным значением и подачи сигнала для применения противопомпажных средств защиты.

Назначение элементов устройства ясны из названия. Устройство работает следующим образом: Акустические датчики (1.1 … 1.n) установленные в зоне компрессора на силовых элементах, регистрируют амплитуды акустических сигналов, в блоках 2.1 … 2.n разделяют полученные амплитуды акустического сигнала на выборки по времени, для которых в блоках 3.1 … 3.n вычисляют спектральную плотность при помощи преобразования Фурье, с использованием полученных данных в блоках 4.1 … 4.n вычисляют значение статистики Sk критерия согласия Колмогорова для спектральных плотностей выборок каждого датчика, в блоке 5 сравнивают его с заданным значением (Sk зад.), при выполнении условия Sk > 0,5 хотя бы для одного датчика, где Sk – значение статистики критерия Колмогорова, принимают решение о наличии предпомпажного режима работы газотурбинного двигателя и подают сигнал на применение противопомпажных средств защиты.

Способ спектральной оценки возникновения предпомпажного состояния газотурбинных двигателей воздушных судов, при котором принимают акустические сигналы, по меньшей мере, одного виброакустического датчика, установленного в зоне компрессора газотурбинного двигателя (ГТД) воздушных судов (ВС) на силовых элементах, регистрируют амплитуды сигналов датчика, разделяют полученные амплитуды акустического сигнала на выборки по времени, для которых определяют спектральную плотность при помощи преобразования Фурье, затем сравнивают числовые характеристики спектральной плотности выборок между собой при помощи значения статистики критерия согласия Колмогорова и сравнивают полученные значения статистики критерия Колмогорова с заданным пороговым значением и при выполнении условия Sk>0,5 хотя бы для одного датчика, где Sk - значение статистики критерия Колмогорова, принимают решение о возникновении предпомпажного режима работы ГТД и подают сигнал на применение противопомпажных средств защиты.



 

Похожие патенты:

Настоящая группа изобретений относится к общей области авиационных газотурбинных двигателей. В частности, она касается обнаружения вращающегося срыва потока в компрессоре турбореактивного двигателя летательного аппарата.

Турбомашина (10) содержит устройство (62) отвода воздуха из компрессора (56) и охлаждающее устройство (50). Устройство (62) отвода воздуха из компрессора (56) высокого давления содержит клапан отвода воздуха из компрессора (56), выход которого связан с контуром (68) отвода воздуха из компрессора, выполненным с возможностью отвода от компрессора потока нагнетаемого воздуха под давлением в или за пределы внутреннего потока струи газа турбомашины.

Турбомашина (10) содержит устройство (62) отвода воздуха из компрессора (56) и охлаждающее устройство (50). Устройство (62) отвода воздуха из компрессора (56) высокого давления содержит клапан отвода воздуха из компрессора (56), выход которого связан с контуром (68) отвода воздуха из компрессора, выполненным с возможностью отвода от компрессора потока нагнетаемого воздуха под давлением в или за пределы внутреннего потока струи газа турбомашины.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к диагностике состояния газотурбинных двигателей (ГТД) воздушных судов (ВС), а именно к диагностике предпомпажного состояния, и может быть использовано с целью оперативного выявления предпомпажных режимов работы ГТД для своевременного применения существующих противопомпажных систем ВС, которые при своевременном включении не допускают выхода из строя или разрушения ГТД ВС.

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления газотурбинных двигателей (ГТД). На всех режимах работы ГТД сравнивают относительное изменение давления с первой наперед заданной величиной, определяемой для каждого типа ГТД экспериментально, а относительную скорость - со второй наперед заданной величиной, определяемой для каждого типа ГТД экспериментально, при формировании сигнала «Помпаж» прекращают подачу топлива в камеру сгорания (КС) на наперед заданное время, определяемое для каждого ГТД экспериментально в процессе приемосдаточных испытаний.

Изобретение относится к области авиационной, энергетической и газовой промышленности и, в частности, может быть использовано при эксплуатации газоперекачивающих агрегатов (ГПА) с приводом от конвертированных газотурбинных двигателей (ГТД) НК-36СТ в условиях компрессорных станций газотранспортных предприятий.

Изобретение относится к области авиационной, энергетической и газовой промышленности и, в частности, может быть использовано при эксплуатации газоперекачивающих агрегатов (ГПА) с приводом от конвертированных газотурбинных двигателей (ГТД) НК-36СТ в условиях компрессорных станций газотранспортных предприятий.

Описываются способ и устройство для модернизации газотурбинного двигателя для получения улучшенных характеристик при температуре окружающей среды более 35°С. Способ модернизации включает снятие первого выбранного венца лопаток статора с множества ступеней компрессора, причем первый выбранный венец лопаток статора имеет первый угол закручивания на входе и содержит первое множество неподвижных лопаток статора.

Описываются способ и устройство для модернизации газотурбинного двигателя для получения улучшенных характеристик при температуре окружающей среды более 35°С. Способ модернизации включает снятие первого выбранного венца лопаток статора с множества ступеней компрессора, причем первый выбранный венец лопаток статора имеет первый угол закручивания на входе и содержит первое множество неподвижных лопаток статора.

Группа изобретений относится к области определения фазового состава потока текучей среды через турбомашину. Способ определения изменений массового расхода текучей среды, втекающей в турбомашину, включает в себя: (a) контроль изменения тока питания электродвигателя турбомашины и (b) применение известной корреляции между изменениями массового расхода и изменениями тока, чтобы связать контролируемые изменения с изменениями фактического массового расхода текучей среды в турбомашину.
Наверх