Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией дюшенна



Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией дюшенна
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией дюшенна
A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2774037:

Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России) (RU)

Изобретение относится к медицине, а именно к способам абилитации и реабилитации при мышечной дистрофии Дюшенна. Методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс миофасциального релиза из 4-х упражнений в физиологичных позах с постепенным послойным растяжением тканей: 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на животе, под голеностопным суставом валик. Не прижимая кожу к мышцам, методист обхватывает одной ладонью ногу ребенка на ахилловом сухожилии. Второй - ниже подколенной ямки на 2 см и производит натяжение кожи в сторону подколенной ямки и пяточного основания в течение 3 мин, 2-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на животе, под голеностопным суставом валик, методист, прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка на ахилловом сухожилии, а другой - ниже подколенной ямки на 2 см и производит натяжение кожи в сторону подколенной ямки и пяточного основания в течение 3 мин, 3-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, под коленным суставом валик, не прижимая кожу к мышцам, методист обхватывает одной ладонью ногу ребенка с медиальной стороны ниже коленной чашечки на 2 см, а другой - на нижней трети голени и производит натяжение кожи в сторону коленного сустава и клиновидной кости в течение 3 мин, 4-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, под коленным суставом валик, методист, прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка с медиальной стороны ниже коленной чашечки на 2 см, а другой - на нижней трети голени и производит натяжение кожи в сторону коленного сустава и клиновидной кости в течение 3 мин. Способ обеспечивает снижение тонуса в голеностопных суставах и увеличению амплитуды движений в стопе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна. 1 пр., 1 табл., 4 ил.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к способам абилитации и реабилитации при мышечной дистрофии Дюшенна, и может быть использовано для реабилитации детей с данной патологией развития.

Мышечная дистрофия Дюшенна (МД) - это генетическое заболевание, проявляющее прогрессирующими нарушениями мышечного аппарата, проявляющее себя еще в раннем детстве. Заболевание выражается прогрессирующим снижением способности мышц к сокращению, утратой мышечной силы и тонуса, атрофией мышц, повышенным риском перелома костей. Распространенность аномалии составляет примерно 3 человека на 10 тысяч лиц мужского пола. Заболевание практически во всех случаях поражает мальчиков. С целью минимизировать образование контрактур и продлить двигательную активность пациентов проводят ЛФК, массаж, физиотерапию.

Известны способы лечения миодистрофий Дюшенна/Беккера путем медикаментозной терапии, согласно которому, назначают прием препаратов инстенон форте, актопротектор бемитил и проводят амплипульсфорез прозерина на предплечья и голени конечностей на курс 15 процедур, в дальнейшем в течение 45-60 дней назначают бемитил (Патент РФ №2173144).

Известен комплекс лечебной физкультуры при прогрессирующей мышечной дистрофии (https://medbe.ru/materials/lechebnaya-fizkultura/lechebnaya-fizkultura-pri-progressiruyushchey-myshechnoy-distrofii-zadachi), (Э.И. Богданов, Ю.Е. Микусев, Ф.В. Таховиева, Г.Р. Халиуллина, З.А. Залялова), согласно которому, используют пассивное растяжение для тугих и/или укороченных мышечных тканей. Техника выполнения: медленное, постепенное разгибание суставов с возможно большей амплитудой и удерживание в этой позиции в течение 20-30 сек. Больной должен полностью расслабиться, не производить активных движений, не сопротивляться растягиванию. Пассивное растяжение должно производиться ежедневно, после тепловых процедур и расслабляющего массажа. Голеностопные суставы: исходное положение (и.п.) пациента лежа на спине, инструктор стоит сбоку и захватывает одной рукой подошву ноги, другая рука удерживает колено в выпрямленном положении, затем осторожно приводит стопу к прямому углу, не сгибая ногу в коленном суставе, удерживает давление некоторое время и затем, постепенно двигая стопу еще на несколько градусов, удерживает в течение 20 сек, по 20 раз на каждую стопу. Коленные суставы: и.п. - лежа на спине. Положение пациента и захват пятки будет таким же, как и при работе с голеностопными суставами, но при этом инструктор другой рукой оказывает давление на бедро, сразу же над коленной чашечкой, поднимая пятку, с выпрямлением колена, по 20 раз на каждое колено. И.п. - лежа на животе. Под бедро подкладывают подушку и распрямляют коленный сустав за счет массы нижней конечности, легче производить этот прием, если пациент лежит на кушетке, свесив ноги. Растягивание мышц-сгибателей бедра: и.п. - лежа на боку с выпрямленной ногой, инструктор встает сзади, кладет одну руку на бедро пациента для устойчивости и подводит другую руку под бедро этой же ноги, отводит ногу в свою сторону, растягивая сгибатели бедра. Для фиксации таза инструктор ставит колено на область поясницы больного так, чтобы бедро служило упором. И.п. - лежа на животе, одна рука инструктора кладется на ягодицы, вторая - подводится под бедро. Затем инструктор поднимает бедро, чтобы растянуть передние мышцы бедра. И.п. - лежа на спине, поочередно ноги приводят к грудной клетке и удерживаются пациентом с помощью инструктора в этой позиции. Затем инструктор кладет руку выше колена выпрямленной ноги, производя давление вниз. Другие мышцы бедра, которые связывают область поясницы с ногой, помогают контролировать угол наклона таза и могут влиять на кривизну позвоночника. Напряжение этих мышц может быть замечено, когда нога повернута внутрь во время ходьбы, или когда масса тела переносится на одну ногу при стоянии. Для растяжения этих мышц бедра пациент ложится на спину, инструктор встает рядом с его стопами, несколько сместившись к пораженной ноге. Нога, мышцы которой не растягивают, поднимается таким образом, чтобы не заслонять пораженную ногу. Затем инструктор осторожно подтягивает пораженную ногу к себе по средней линии с выпрямленным коленным суставом. Упражнения повторяют по 10 раз в каждую сторону.

Известен способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна, включающий комплекс лечебной гимнастики с использованием пассивного растяжения укороченных мышечных тканей, согласно которому с помощью методиста-реабилитолога с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из пяти упражнений: 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на животе, методист сидит рядом и фиксирует таз ребенка своей ногой, затем сгибает ногу ребенка, держа за пятку, отводит ногу в сторону подошвой вниз и фиксирует ее на уровне коленного сустава другой ноги, после этого методист берет ребенка под колено и, не поднимая его, производит эластичное вытяжение приводящих мышц бедра в течение 5 минут на каждую ногу; 2-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на коврике, методист садится позади него и сводит стопы ребенка пятками и наружным краем стоп вместе, производя слабое надавливание на внутренние края стоп в течение пяти минут; 3-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на боку, рука вытянута перпендикулярно телу, ладонью вниз, методист сидит рядом и выстраивает таз ребенка, колено и его пятку в одной плоскости, стремясь, к тому, чтобы бедро находились под прямым углом к телу ребенка, под прямым углом должна также находиться голень по отношению к полу, затем методист ставит на пол стопу ребенка, приподнимает пальцы стопы, и мягко растягивает их в течение пяти минут; 4-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на полу на пятках, методист сидит сзади ребенка и фиксирует пятки ребенка под седалищными буграми, перенося вес тела ребенка на пятки, не давая ему возможность перекашивать таз, продолжительность - пять минут; 5-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на животе, методист фиксирует ногу ребенка в согнутом коленном суставе, обхватывая одной рукой пятку, другой - фаланги пальцев стопы и производит растяжение задней поверхности голени в течение пяти минут (Патент РФ №2698444, 2018, Лупандина-Болотова Г.С., Маевский Ю.С., Игнатов Д.А.).

Использование предлагаемого способа приводит к снижению тонуса в голеностопных суставах и увеличению амплитуды движений в стопе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна. Недостатком способа является избыточное вовлечение мышечной структуры во время выполнения упражнений, а это не желательно.

Этот способ выбран нами в качестве прототипа.

Задачей изобретения является разработка способа восстановления объема движений в голеностопном суставе с использованием комплекса миофасциального релиза у детей с мышечной дистрофией Дюшенна.

Технический результат изобретения заключается в снижении тонуса в голеностопных суставах и увеличении амплитуды движений в стопе.

Поставленная задача решается тем, что методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс миофасциального релиза из 4-х упражнений в физиологичных позах с постепенным послойным растяжением тканей. Миофасциальный релиз - это упражнения, направленные на высвобождение фасции. Фасция - соединительная ткань, покрывающая мышцы, сухожилия, органы и сосудисто-нервные пучки в организме. Способ предназначен для детей с МД, начиная с первого года жизни, и направлен на поддержание мышечного тонуса голеностопного сустава, состояние которого во многом определяет качество ходьбы.

Способ осуществляют следующим образом.

Методист-реабилитолог проводит с ребенком с миодистрофией Дюшенна комплекс миофасциального релиза из 4 упражнений, состоящий из 10 занятий. Методист объясняет ребенку упражнения, выстраивает положение его тела и фиксирует в каждой позиции в течение трех минут. 1-е упражнение: и.п. ребенок лежит на животе, под голеностопным суставом валик, методист, не прижимая кожу к мышцам, методист обхватывает одной ладонью ногу ребенка на ахилловом сухожилии, другой - ниже подколенной ямки на 2 см и производит натяжение кожи в сторону подколенной ямки и пяточного основания в течение 3 мин., осуществляя поверхностный миофасциальный релиз икроножной мышцы; 2-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на животе, под голеностопным суставом валик, методист, прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка на ахилловом сухожилии, а другой ниже подколенной ямки на 2 см, и производит натяжение кожи в сторону подколенной ямки и пяточного основания в течение 3 мин., осуществляя средний миофасциальный релиз икроножной мышцы; 3-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, под коленным суставом валик, методист, не прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка с медиальной стороны ниже коленной чашечки на 2 см, а другой - на нижней трети голени, и производит натяжение кожи в сторону коленного сустава и клиновидной кости в течение 3 мин., осуществляя поверхностный миоцифальный релиз большеберцовой мышцы; 4-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, под коленным суставом валик, методист, прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка с медиальной стороны ниже коленной чашечки на 2 см, а другой - на нижней трети голени, и производит натяжение кожи в сторону коленного сустава и клиновидной кости в течение 3 мин, осуществляя средний миоцифальный релиз большеберцовой мышцы.

Клинический пример 1. Мальчик Д., 10 лет, диагноз: Миодистрофия Дюшенна. С ребенком проведен курс реабилитационных упражнений, состоящий из 10 занятий по 4 упражнения в каждом. 1-е упражнение: и.п. ребенок лежит на животе, под голеностопным суставом валик, методист, не прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка на ахилловом сухожилии, другой - ниже подколенной ямки на 2 см и производит натяжение кожи в сторону подколенной ямки и пяточного основания в течение 3 мин., осуществляя поверхностный миофасциальный релиз икроножной мышцы (Фиг. 1), 2-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на животе, под голеностопным суставом валик, методист, прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка на ахилловом сухожилии, а другой ниже подколенной ямки на 2 см, и производит натяжение кожи в сторону подколенной ямки и пяточного основания в течение 3 мин, осуществляя средний миофасциальный релиз икроножной мышцы (Фиг. 2), 3-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, под коленным суставом валик, методист, не прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка с медиальной стороны ниже коленной чашечки на 2 см, а другой - на нижней трети голени, и производит натяжение кожи в сторону коленного сустава и клиновидной кости в течение 3 мин., осуществляя поверхностный миоцифальный релиз большеберцовой мышцы (Фиг. 3), 4-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, под коленным суставом валик, методист, прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка с медиальной стороны ниже коленной чашечки на 2 см, а другой - на нижней трети голени, и производит натяжение кожи в сторону коленного сустава и клиновидной кости в течение 3 мин, осуществляя средний миоцифальный релиз большеберцовой мышцы (Фиг. 4). В результате проведенного курса походка ребенка стала более устойчивой при ходьбе, уменьшилась контрактура, снизился тонус голеностопного сустава, увеличилась амплитуда движений и выносливость при ходьбе.

В отделении ЛФК ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» было проведено исследование, в котором принимали участие 19 детей в возрасте от 7 до 10 лет с диагнозом мышечная дистрофия Дюшенна. Все они были способны самостоятельно передвигаться. Пациенты были разбиты на две группы. Дети из первой группы 8 человек получали разработанный в отделении ЛФК комплекс миофасциального релиза; 11 детей из второй группы получили ЛФК и щадящий массаж. Количество отпущенных процедур составило по 10 для каждой группы. Результат представлен в таблице 1.

Использование предлагаемого способа приводит к снижению тонуса в голеностопных суставах и увеличению амплитуды движений в стопе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна.

Существенным отличием заявляемого способа от известных методов лечебной гимнастики является выполнение упражнений у детей с МД, при выполнении которых работа проводится с кожей и фасциями, без вовлечения мышечной структуры, что важно, так как именно мышечная стимуляция нам не нужна.

Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна, включающий комплекс лечебной гимнастики, отличающийся тем, что методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс миофасциального релиза из 4-х упражнений в физиологичных позах: 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на животе, под голеностопным суставом валик, не прижимая кожу к мышцам, методист обхватывает одной ладонью ногу ребенка на ахилловом сухожилии, а второй - ниже подколенной ямки на 2 см и производит натяжение кожи в сторону подколенной ямки и пяточного основания в течение 3 мин; 2-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на животе, под голеностопным суставом валик, методист, прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка на ахилловом сухожилии, а другой - ниже подколенной ямки на 2 см и производит натяжение кожи в сторону подколенной ямки и пяточного основания в течение 3 мин; 3-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, под коленным суставом валик, методист обхватывает одной ладонью ногу ребенка с медиальной стороны ниже коленной чашечки на 2 см, а другой - на нижней трети голени и производит натяжение кожи в сторону коленного сустава и клиновидной кости в течение 3 мин; 4-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, под коленным суставом валик, методист, прижимая кожу к мышцам, обхватывает одной ладонью ногу ребенка с медиальной стороны ниже коленной чашечки на 2 см, а другой - на нижней трети голени и производит натяжение кожи в сторону коленного сустава и клиновидной кости в течение 3 мин.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к восстановительной медицине, реабилитации, адаптивной физической культуре и может быть использовано для формирования компенсаторных двигательных умений и восстановления координации корпуса и конечностей у больных детским церебральным параличом, имеющих навык ходьбы. Проводят систематические занятия с применением комплекса упражнений, созданного на основе танцевальной техники аргентинского танго.

Изобретение относится к медицине, реабилитологии, неврологии, психотерапии и физиотерапии, и может быть использовано в реабилитации пациентов в поздний восстановительный период после острого ишемического инсульта (ОИИ). Проводят ежедневно сеансы рационально-эмотивно-поведенческой психотерапии (РЭПТ) по 40-60 мин в течение 12 дней.
Изобретение относится к медицине, а именно к урологии и физиотерапии, и может быть использовано для лечения пациентов с нейрогенной дисфункцией нижних мочевыводящих путей после перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения, тяжелой черепно-мозговой травмы, другого поражения головного мозга.

Изобретение относится к области медицинской техники и, в частности, к инструменту для установки и извлечения внутреннего магнита в кохлеарном имплантате. Инструмент для установки и извлечения внутреннего магнита кохлеарного имплантата содержит планку толкателя, толкатель, защитный кожух, пружину, стопорное кольцо, ограничитель, внешнюю муфту, ручку, резьбовую часть, магнитную часть, окно и горловину, резьбу толкателя, резьбу магнитной части.

Группа изобретений относится к медицине, а именно к терапевтическим устройствам для тренировки мышц. Устройство содержит основание для тренировки на велотренажере, контроллер функциональной электростимуляции и автоматическую систему регулирования спазма.

Группа изобретений относится к биоинженерным технологиям и может быть использована в медицинской практике с целью восстановления зрительных функций у людей, полностью потерявших их. Система содержит внешнюю и внутреннюю части.

Группа изобретений относится к медицине, а именно к устройству манипулятора для микроионофореза и способу его использования. Устройство включает несущий опорный корпус с вентилятором, генератор озона и ультразвуковой генератор.
Изобретение относится к области медицины, а именно к области электро- и магнитотерапии, в частности, для использования транслингвальной стимуляции в лечении неврологических пациентов с разной патологией, в том числе с нарушениями работы вестибулярного аппарата, вызывающими так называемое «укачивание».
Изобретение относится к медицине, а именно к физиотерапии, физической реабилитации, лимфологии, сосудистой хирургии. Воздействие многоканальной электростимуляцией проводят одновременно на все мышцы, накладывая по два электрода в области трапециевидной мышцы, с двух сторон по два электрода в областях широчайших мышц спины, четырехглавых и двуглавых мышц бедер, передних большеберцовых и икроножных мышц голеней.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано для энергообеспечения имплантируемых медицинских приборов (ИМП). Задача изобретения - повышение стабильности чрескожной передачи энергии с помощью индуктивной связи при изменении взаимного положения передающего и приемного модулей.

Изобретение относится к медицине. Тренажер для растяжения соединений костей ног и позвоночника человека содержит вертикальную раму из стоек, лежак, шарнирно соединенный с поднимающей его кареткой, узел крепления ног человека, подголовник, электромеханический привод на раме, включающий мотор-редуктор с подъемным механизмом винт-гайка для изменения положения лежака и пульт управления.
Наверх