Кожух камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области двигателестроения и может найти применение в конструкциях камер сгорания газотурбинным двигателям (ГТД) наземного и промышленного применения. Описан кожух камеры сгорания газотурбинного двигателя, имеющий разъем в горизонтальной плоскости, каждая из двух половин которого снабжена двумя продольными фланцами, соединяемыми болтами с гайками. Продольные фланцы с внутренней стороны кожуха имеют выступы, контактирующие между собой параллельными плоскостями, расположенными под углом к плоскости разъема, образуя клиновидное соединение. Один из выступов каждой пары контактирующих фланцев П-образной формы является охватывающим по отношению к другому клиновидному охватываемому выступу. Каждая половина кожуха имеет первый продольный фланец с охватывающим выступом и другой продольный фланец с охватываемым выступом. Достигается повышение надежности и эксплуатационной пригодности ГТД с горизонтально разъемным кожухом камеры сгорания за счет уменьшения утечки воздуха через продольные фланцы кожуха путем сохранения необходимой плотности стыка. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к области двигателестроения и может найти применение в конструкциях камер сгорания газотурбинных двигателей (ГТД) наземного и промышленного применения.

Известны конструкции камер сгорания ГТД с горизонтально разъемным кожухом, например, камера сгорания ГТД 110 («Николаевские газотурбинные двигатели и установки. История создания» ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» - Николаев, 2005г., стр.170). Недостатком данной конструкции является наличие повышенных утечек воздуха через продольные стыки, приводящие к потере КПД ГТД и, как следствие, к повышению температуры газов перед турбиной, что снижает надежность и сокращает срок службы ГТД. Кроме этого происходит нерегламентированный нагрев помещения, в котором размещена установка с ГТД, из-за чего возможно прекращение эксплуатации установки.

Причина повышенных утечек – ослабление плотности стыка из-за уменьшения силы затяжки в болтовом соединении вследствие релаксации монтажных напряжений в болтах от сил внутреннего давления в полости кожуха в условиях длительной эксплуатации ГТД.

Наиболее близкой к заявленной конструкции является конструкция кожуха камеры сгорания газотурбинного двигателя, имеющий разъем в горизонтальной плоскости, каждая из двух половин которого снабжена двумя продольными фланцами, соединяемыми болтами с гайками (патент №2218516, МПК F16M1/04, опубл. 20.05.2000). В данной конструкции повышение герметичности продольных стыков достигается за счет повышения жесткости фланцев путем их геометрического замыкания.

К недостаткам такой конструкции можно отнести следующее:

- увеличение длины контура продольных фланцев, приводящее к повышенному расходу воздуха через их стыки;

- нагрузка на болты стыка не изменяется, при этом усугубляется ее неравномерность, в результате которой происходят местные ослабления плотности стыков, приводящие к повышенным утечкам воздуха через стыки.

Техническим результатом, на достижения которого направлено данное техническое решение, является повышение надежности и эксплуатационной пригодности ГТД с горизонтально разъемным кожухом камеры сгорания, за счет уменьшения утечки воздуха через продольные фланцы кожуха путем сохранения необходимой плотности стыка.

Технический результат достигается тем, что в кожухе камеры сгорания газотурбинного двигателя, имеющем разъем в горизонтальной плоскости, каждая из двух половин которого снабжена двумя продольными фланцами, соединяемыми болтами с гайками, в отличие от известного продольные фланцы с внутренней стороны кожуха имеют выступы, контактирующие между собой параллельными плоскостями, расположенными под углом к плоскости разъема, образуя клиновидное соединение, при этом один из выступов каждой пары контактирующих фланцев П-образной формы является охватывающим по отношению к другому клиновидному охватываемому выступу, и каждая половина кожуха имеет первый продольный фланец с охватывающим выступом и другой продольный фланец с охватываемым выступом.

При этом, с внешней стороны продольных фланцев с охватываемыми выступами имеются Г-образные выступы с выполненными в них гладкими и резьбовыми отверстиями, в которые вставлены, соответственно, монтажные и демонтажные винты, при этом в продольных фланцах с охватывающими выступами выполнены коаксиально гладким отверстиям во фланцах с охватываемыми выступами глухие резьбовые отверстия.

Заявляемое решение поясняется чертежами, на которых изображены: фиг.1 – продольный разрез камеры сгорания с горизонтально разъемным кожухом; фиг.2 – вид конструкция горизонтально разъемного кожуха; фиг.3 – сечение А-А; фиг.4 – сечение Б-Б, фиг.5 – схемы нагружения горизонтальных фланцев разъемного кожуха исходной и предлагаемой конструкций.

Предлагаемый кожух камеры сгорания (фиг. 1) имеет разъем в горизонтальной плоскости и состоит из верхней 1 и нижней 2 половин, снабженных круглыми фланцами 3, 4 и продольными фланцами 5, 6 (фиг. 3). Круглыми фланцами кожух стыкуется с корпусами компрессора и турбины. Продольные фланцы 6 имеют внутренние охватывающие выступы 7 П-образной формы, а продольные фланцы 5 снабжены внутренними клиновидными охватываемыми выступами 8 (фиг.4). Выступы 7 и 8 взаимно контактируют параллельными плоскостями, расположенными под углом a к плоскости разъема. Каждая половина кожуха имеет первый продольный фланец 6 с охватывающим выступом 7 и другой продольный фланец 5 с охвытываемым выступом 8. Обе половины кожуха соединены через продольные фланцы болтами 9 с гайками 10.

Фланцы 5 с внешней стороны кожуха имеют Г-образные выступы 11 с выполненными в них гладкими 12 и резьбовыми 13 отверстиями в которые вставлены соответственно монтажные 14 и демонтажные 15 (по отношению к верхней половине кожуха) винты (фиг.2), при этом в продольных фланцах 6 выполнены коаксиально гладким отверстиям 12 в продольных фланцах 5 глухие резьбовые отверстия 16.

В работе кожух находится под действием внутреннего избыточного давления, в результате которого болты в продольных стыках нагружены растягивающими силами. Схемы нагружения исходной и предлагаемой конструкции продольного стыка горизонтально разъемного кожуха, приведенные к виду двух опорной и трех опорной балок, приведены на фиг. 5, где Q – активная сила воздействующая на стык, А, В, С и Мв реактивные силы и момент условно принятых опор стыка. Расчетный анализ показывает, что при заданной, одинаковой для обеих конструкций длине пролета балок L, нагрузка В на болт в предлагаемой конструкции более, чем в 2 раза ниже по сравнению с исходной конструкцией. Это благоприятно влияет на сохранение плотности стыка. Монтажные винты 14 используются для создания при сборке и сохранении в эксплуатации необходимого натяга в сопряжении внутренних выступов 7 и 8. Демонтажные винты 15 используются при разборке при разборке кожуха для сдвигания верхней половины кожуха с целью устранения монтажного натяга в сопряжении внутренних выступов 7 и 8.

В результате, за счет введения дополнительного клиновидного соединения фланцев с внутренней стороны кожуха происходит снижение нагрузки на болты стыка и уменьшаются изгибные напряжения во фланце, что в свою очередь способствует уменьшению утечек воздуха и сохранению необходимой плотности стыка между продольными фланцами кожуха.

Таким образом, данное техническое решение позволяет повысить надежность и эксплуатационную пригодность ГТД с горизонтально разъемным кожухом камеры сгорания.

1. Кожух камеры сгорания газотурбинного двигателя, имеющий разъем в горизонтальной плоскости, каждая из двух половин которого снабжена двумя продольными фланцами, соединяемыми болтами с гайками, отличающийся тем, что продольные фланцы с внутренней стороны кожуха имеют выступы, контактирующие между собой параллельными плоскостями, расположенными под углом к плоскости разъема, образуя клиновидное соединение, при этом один из выступов каждой пары контактирующих фланцев П-образной формы является охватывающим по отношению к другому клиновидному охватываемому выступу, и каждая половина кожуха имеет первый продольный фланец с охватывающим выступом и другой продольный фланец с охватываемым выступом.

2. Кожух камеры сгорания по п. 1, отличающийся тем, что с внешней стороны продольных фланцев с охватываемыми выступами имеются Г-образные выступы с выполненными в них гладкими и резьбовыми отверстиями, в которые вставлены соответственно монтажные и демонтажные винты, при этом в продольных фланцах с охватывающими выступами выполнены коаксиально гладким отверстиям во фланцах с охватываемыми выступами глухие резьбовые отверстия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к камере сгорания для турбомашины, такой как авиационный турбореактивный двигатель или авиационный турбовинтовой двигатель. Камера (1) сгорания турбомашины содержит донную стенку (4), содержащую по меньшей мере одно отверстие (5), по меньшей мере одну втулку (12), установленную выше по потоку от донной стенки (4) и прикрепленную к донной стенке (4), закрывающее кольцо (13), ограничивающее вместе с втулкой (12) кольцевую канавку (11) и прикрепленное к втулке (12), по меньшей мере одну систему (6) впрыска воздушно-топливной смеси, имеющую ось (А) и установленную в отверстии (5) донной стенки (4), при этом система (6) впрыска содержит кольцевой буртик (10), проходящий радиально относительно указанной оси (А) и установленный в указанной канавке (11) с радиальным зазором, дефлектор (14), расположенный ниже по потоку от донной стенки (4), прикрепленный к втулке (12) и/или к донной стенке (4) и содержащий радиально внутреннюю часть, расположенную в осевом направлении между донной стенкой (4) и нижним по потоку концом системы (6) впрыска.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к газотурбинным двигателям (ГТД), преимущественно к элементам соединения сопловых аппаратов турбины с камерами сгорания. В узле соединения соплового аппарата турбины высокого давления с концевой частью жаровой трубы камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащего наружный и внутренний кольцевые промежуточные элементы, со стороны торцов которых, обращенных к концевой части жаровой трубы, выполнено по кольцевой канавке, в которые заведены концевые участки наружного и внутреннего кольца жаровой трубы, согласно настоящему изобретению, каждый из кольцевых промежуточных элементов выполнен в виде набранных в окружном направлении идентичных деталей, причем каждая из идентичных деталей наружного кольцевого промежуточного элемента соединена с соответствующей ей наружной полкой сопловой лопатки, а каждая из идентичных деталей внутреннего кольцевого промежуточного элемента соединена с соответствующей ей внутренней полкой сопловой лопатки, при этом со стороны торца наружного кольцевого промежуточного элемента, обращенного к наружной полке сопловой лопатки, выполнена кольцевая канавка, в которую заведены с осевым зазором выступы, каждый из которых выполнен на торце наружной полки сопловой лопатки, до контакта торцов наружного и внутреннего выступов наружного кольцевого промежуточного элемента, образующих кольцевую канавку, с торцами наружных полок сопловых лопаток, при этом в наружном выступе каждой из идентичных деталей и в выступе наружной полки сопловой лопатки выполнено по соосному отверстию под штифт, над которыми в наружном кольце соплового аппарата со стороны его торца, обращенного к жаровой трубе, выполнено по продольному пазу, в каждом из которых установлена с осевым зазором верхняя часть штифта, причем между торцом нижней части штифта и наружной поверхностью внутреннего выступа наружного кольцевого промежуточного элемента образован зазор, причем на каждом из штифтов, между внутренней поверхностью продольного паза и наружной поверхностью наружного выступа наружного кольцевого промежуточного элемента выполнены два бурта, диаметр наружного из которых больше чем ширина продольного паза, а внутреннего - чем диаметр отверстия под штифт, при этом внутренняя поверхность внутреннего бурта и наружная поверхность наружного выступа наружного кольцевого промежуточного элемента сопряжены, а между наружным буртом и наружным кольцом соплового аппарата выполнен радиальный зазор, кроме того со стороны внутренней поверхности каждой из идентичных деталей внутреннего кольцевого промежуточного элемента и соответствующей ей внутренней полки сопловой лопатки выполнены радиальные выступы, контактирующие по близлежащим поверхностям и зафиксированные относительно друг друга посредством резьбового соединения, при этом на упомянутых близлежащих поверхностях радиальных выступов идентичных деталей внутреннего кольцевого промежуточного элемента выполнены осевые выступы в виде кольцевых сегментов, заведенные с осевым зазором в соответствующие им пазы, выполненные в радиальных выступах внутренних полок сопловых лопаток.

Предложена камера (9) сгорания газовой турбины, содержащая жаровую трубу (15), кожух (17), в котором по меньшей мере расположена жаровая труба (15) камеры сгорания, и поддерживающее устройство для жаровой трубы. Поддерживающее устройство для жаровой трубы содержит отдельные поддерживающие элементы (19), расположенные между жаровой трубой (15) и кожухом (17) камеры сгорания.

Камера сгорания содержит корпус, жаровую трубу, расположенную в корпусе и имеющую внутреннюю поверхность, ограничивающую полость для приема горячих рабочих газов из зоны горения камеры сгорания, и наружную поверхность. Между корпусом и жаровой трубой образован кольцевой проточный канал.

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к конструкции теплозащитного экрана камеры сгорания. Представлена конструкция теплозащитного экрана камеры сгорания газовой турбины с несущей структурой и с по меньшей мере одним расположенным на несущей структуре элементом теплозащитного экрана, пружинным устройством и крепежным болтом.

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению, в частности к конструкциям камер сгорания газотурбинных двигателей, наземных газотурбинных двигателей, применяемых в качестве привода нагнетателя газоперекачивающего агрегата или электрогенератора. Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит топливный коллектор, трубопровод, жаровую трубу, включающую наружное и внутреннее кольцо, дистанционные пластинки, гофрированные ленты, кожухи, внутренние и наружные карманы, уплотнительные кольца, кольцевую головку, фиксаторы для подвешивания жаровой трубы, кронштейнов, тяг, корпус.

Изобретение относится к усовершенствованию камер сгорания газовой турбины. Представлена камера сгорания газовой турбины.

Изобретение относится к камере сгорания газотурбинного двигателя. Узел камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит вкладыш для камеры сгорания газотурбинного двигателя и кольцевой элемент.

Изобретение относится к области камер сгорания турбомашин и, в частности, к области кольцевых камер сгорания для турбомашины и, в особенности, но не исключительно, для турбовального двигателя вертолета. Кольцевая камера сгорания для турбомашины, имеющая аксиальное направление (Х), радиальное направление (R) и азимутальное направление (Y) и содержащая первую кольцевую стенку (12) и вторую кольцевую стенку (14), при этом каждая стенка ограничивает по меньшей мере часть объема кольцевой камеры сгорания.

Объектом изобретения является турбомашина, такая как авиационный турбореактивный двигатель или турбовинтовой двигатель, содержащая кольцевую камеру (1) сгорания, ограниченную внутренней обечайкой (3) и наружной обечайкой (4), направляющий аппарат (2) турбины, расположенный ниже по потоку от кольцевой камеры (1) сгорания, при этом выходной конец наружной обечайки (4) и/или внутренней обечайки (3) камеры сгорания содержит первый радиальный бортик (7), расположенный напротив второго радиального бортика (14) входного конца направляющего аппарата (2), и уплотнительные средства (16), содержащие по меньшей мере одну уплотнительную пластинку (17) между упомянутыми бортиками (7, 14) для обеспечения герметичности между камерой (1) сгорания и направляющим аппаратом (2).

Предлагаемое изобретение относится к устройствам для сжигания газа в камерах сгорания газотурбинных двигателей. Предложена топливовоздушная форсунка, содержащая корпус 1 завихрителя включающего лопаточный завихритель 3, смесительную втулку 4, корпус форсунки 2, содержащий внутренний канал, уплотнительные кольца 11, дросселирующую шайбу 7, корончатую гайку 10.
Наверх