Способ разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова и разрушающим его резонансным методом. При его реализации в процессе движения судна ширину попутного потока уменьшают периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн в течение времени, равного половине их периода. Это приводит к возбуждению во льду дополнительных резонансных изгибно-гравитационных волн, что увеличивает ледоразрушающую способность судна. 1 ил.

 

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова и разрушающим его резонансным методом (1. В.М. Козин. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты. М.: Академия Естествознания.2007. 355с. ISBN 978-5-91327-017-7, см. с. 5-9).

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова подводным судном, которое в ледяном покрове возбуждает изгибно-гравитационные волны (ИГВ) при движении с резонансной скоростью. В процессе его движения при помощи устройств, сдувающих пограничный слой, увеличивают ширину попутного потока, формирующегося в кормовой оконечности судна. Увеличение ширины попутного потока приводит к росту сопротивления формы корпуса судна и к соответствующему увеличению волнового сопротивления, т.е. высоты возбуждаемых волн и эффективности разрушения льда (2. RU 2277494 C1). Техническое решение по патенту RU 2277494 принято за прототип.

Недостатком решения является ограниченность его ледоразрушающей способности.

Задачей изобретения является увеличение высоты возбуждаемых судном ИГВ.

Технический результат заключается в увеличение высоты возбуждаемых судном ИГВ. Это позволяет разрушать ледяной покров большей толщины.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова подводным судном резонансным методом, при реализации которого изменяют ширину попутного потока.

Отличительные: ширину попутного потока уменьшают периодически с частотой резонансных ИГВ в течение времени, равном половине их периода.

Известно (3. А.А. Лукашевич, А.Д. Перник, Г.А. Фирсов. Теория корабля. Судпромгиз., 1950. - 446 с., см. с. 259), что волновое сопротивление, т.е. волнообразование, возникает благодаря силам давления, возникающим на судовой поверхности при ее обтекании водой (вязкой жидкостью). Величина этих сил определяющим образом зависит от формы корпуса судна, в частности, от места расположения точек отрыва пограничного слоя, т.е. от ширины попутного потока. Поэтому, изменив ширину попутного потока, можно при не меняющихся резонансной скорости и величине заглубления судна изменить высоту ИГВ, т.е. волновое сопротивление судна. Это можно осуществить путем инициирования смещения точек отрыва пограничного слоя. Для этого могут быть использованы известные способы изменения ширины попутного потока (4. Г. Шлихтинг. Теория пограничного слоя. М.: Наука. 1969. 744 с., см. с. 54). Например, может быть использован метод отсоса пограничного слоя. При его использовании толщина пограничного слоя а, следовательно, и ширина попутного потока уменьшаются, т.е. волновое сопротивление снижается.

Также известно (5. Д.Е. Хейсин. Динамика ледяного покрова. - Л.: Гидрометеоиздат. 1967. - 218 с., см. с. 136), что периодическое приложение нагрузки к ледяному покрову с частотой резонансных ИГВ значительно увеличивает его деформации по сравнению с такой же по интенсивности нагрузкой, но приложенной стационарно. Объясняется это тем, что при таких воздействиях возникают резонансные ИГВ. Таким образом, если периодически с частотой резонансных ИГВ изменять (например, уменьшать) волновое сопротивление, то это приведет к возбуждению в ледяном покрове дополнительных к основным (от поступательного движения судна) резонансных ИГВ. В этом случае раскачка ледяного покрова станет более эффективной, т.к. периодическое возникновение подо льдом области с пониженным давлением вызовет во льду возбуждение дополнительной системы резонансных ИГВ. Очевидно, что для их благоприятной интерференции с основными ИГВ (от поступательного движения судна), т.е. достижения максимального периодического возрастания высоты суммарных ИГВ, необходимо, чтобы время воздействия сил, возбуждающих дополнительные ИГВ, равнялось половине периода Т основных резонансных ИГВ, величину которого можно определить по зависимости [5]:

где: D - цилиндрическая жесткость ледяной пластины; ρл - плотность льда; h - толщина ледяного покрова; g - ускорение силы тяжести.

В этом случае при перемещении льда вниз от возникших дополнительных ИГВ возбуждающие их силы также будут направлены вниз, а при перемещении льда вверх эти силы исчезнут, что будет способствовать росту высоты ИГВ. При этом длительность воздействия областей пониженного давления на нижнюю поверхность льда должна быть равна полупериоду резонансных ИГВ, что будет способствовать максимальному периодическому возрастанию высоты суммарных ИГВ. В результате возникнет наиболее эффективная своеобразная дополнительная к основным ИГВ раскачка ледяного покрова, что приведет к увеличению изгибных напряжений в ледяном покрове и достижению заявленного технического результата.

Изобретение поясняется графически и осуществляется следующим образом.

Под ледяным покровом 1 начинают перемещать подводное судно 2 с резонансной скоростью. Если высота возбуждаемых ИГВ 3 окажется недостаточной для разрушения льда, то ширину попутного потока B1, формирующегося за счет отрыва пограничного слоя 4, уменьшают до В2. Для этого периодически с частотой резонансных ИГВ в течение времени, равном половине их периода, при помощи устройств 5, выполненных, например, в виде насосов, пограничный слой отсасывают (формируют струи потоков 6). Очевидно, что периодический отсос пограничного слоя 4 будет периодически уменьшать его толщину от δ1 до δ2 и приведет к возбуждению дополнительных резонансных ИГВ 7. В результате высота ИГВ 3 будет периодически возрастать до высоты ИГВ 8.

Способ разрушения ледяного покрова подводным судном резонансным методом, при реализации которого изменяют ширину попутного потока, отличающийся тем, что ширину попутного потока уменьшают периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн в течение времени, равного половине их периода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова и разрушающим его резонансным методом. При его реализации в процессе движения судна осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с помощью насоса, расположенного в его водопроточном канале.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова и разрушающим его резонансным методом. При его реализации в процессе движения судна осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с помощью водопроточного канала.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова резонансным методом, которое состоит из подводного судна, на верхней поверхности которого в его носовой оконечности под первой впадиной возбуждаемых судном резонансных изгибно-гравитационных волн установлено сопло Лаваля.

Изобретение относится к области средств освоения мирового океана и проведения подводно-технических работ, в частности к автономным необитаемым подводным аппаратам (АНПА), используемым для передачи информации о состоянии подводной лодки в случае ее аварии. В состав АНПА включены работающие по командам модули аппаратуры, приборов и программно-аппаратного комплекса поиска «чистой воды» и анализа массива льда, быстросъемный модуль гидрофона и аппаратуры звукоподводной связи, соединенный с корпусом АНПА разъемами поворотного типа, телескопическая выдвижная полая антенна-бур, выполненная по аналогии шлямбурных буров со «стружкосбрасывателем» и регулируемой скоростью вращения режущей части, выдвижные опоры стабилизации АНПА в вертикальном положении и позиционирования на месте при работе антенны-бура, дифферентовочная система, устройство противозакручивания.

Изобретение относится к области судоходства в ледовых условиях, в частности к судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в возбуждении во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при движении судна на воздушной подушке вблизи берега вдоль его береговой линии с резонансной скоростью и использовании напряженно-деформированного состояния ледяного покрова, возникающего по береговой линии во время морского прилива.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании, изготовлении и эксплуатации судов, предназначенных для движения в ледовых условиях. Предложен способ движения судна во льдах, включающий создание упора при помощи движителя судна и воздействие его корпуса на массив льда с дополнительным созданием разрежения в воде, причем разрежение создается путем образования водяной струи перед судном под поверхностью льда, направленной по курсу движения судна, движителем судна или его средством активного управления, а также путем размытия водяной струей нижних слоев льда по курсу движения судна.

Изобретение относится к области судостроения арктических судов с носовой оконечностью, имеющей бульб, и направлено на повышение их ледопроходимости. Предложена форма носовой оконечности с бульбом, имеющим в диаметральной плоскости в своей верхней части ребро с уклоном вперед и пересекающее плоскость ватерлинии, при этом ледовые ватерлинии бульба в районе сопряжения с носовой оконечностью выполнены с сужением, обеспечивающим уменьшение сопротивления льда, углы наклона бортов носовой оконечности к ледовым ватерлиниям за этим сужением составляют не более 80°.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным методом при их всплытии в сплошном льду. Предложенный способ разрушения ледяного покрова подводным судном заключается в возбуждении во льду изгибно-гравитационных волн при движении судна подо льдом с резонансной скоростью.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое представляет собой подводное судно, способное перемещаться подо льдом с резонансной скоростью и возбуждать резонансные изгибно-гравитационные волны.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным методом при их всплытии в сплошном льду. Предложен способ разрушения ледяного покрова подводным судном, который заключается в возбуждении во льду изгибно-гравитационных волн при движении судна подо льдом с резонансной скоростью.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Предложен способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн, при котором под первым за кормой судна гребнем волны размещают и буксируют со скоростью судна тело с положительной плавучестью. В процессе буксировки тела ему придают плохо обтекаемую форму, что приводит к увеличению амплитуды возбуждаемых изгибно-гравитационных волн. Технический результат заключается в повышении эффективности процесса разрушения ледяного покрова. 1 ил.
Наверх