Устройство для определения коэффициента трения смазочных материалов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для исследования коэффициента трения различных по составу смазочных материалов. Устройство содержит подвижный вал, на котором расположены направляющая втулка, направляющая коническая втулка, контртело в виде конической втулки, направляющая цилиндрическая втулка, индентор, линейные подшипники, направляющие винты. Измерение значений крутящего момента осуществляется при помощи электронного динамометра, кинематически связанного с направляющей втулкой. Также на подвижном валу расположено кольцо подачи смазывающей технологической среды (СТС), содержащее сопло для подачи СТС в контактную зону индентора и контртела, а также канал для подачи СТС в сопло. Устройство снабжено соединенным с каналом для подачи СТС и расположенным в корпусе с огнеупорным теплоизолирующим материалом тиглем для размещения СТС, на внешней стороне которого установлены теплоэлектронагреватели, каналом для подачи сжатого газа, соединенным с соплом, выполненным с возможностью смешивания сжатого газа с нагретой СТС и образованием воздушно-масляной смеси. Устройство дополнительно содержит сервоприводы, контактирующие через зубчатую передачу с краном для регулировки подачи сжатого газа и краном для регулировки подачи СТС, соединенные соответствующими электропроводами с блоком управления сервоприводом, содержащим управляющую программу, выполненную с возможностью обеспечения необходимых параметров воздушно-масляной смеси. Технический результат: высокая точность определения коэффициента трения смазочных материалов и универсальность замены испытуемых образцов, а также возможность подавать в контактную зону индентора и конической втулки (контртело) СТС животного происхождения свободно падающей струей, струей под давлением, а также в распыленном состоянии. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к методам исследования коэффициента трения различных по составу смазочных материалов.

Известно устройство для испытания трущихся материалов и масел (А.с. СССР №983522, МПК G01N 19/02. Устройство для испытания трущихся материалов и масел. Бюл. №47, 1982 г. Аналог), содержащее станину, установленные на ней держатели образца и контробразца, узлы измерения момента трения и нагружения образцов и привод вращения образцов, плиту, установленную перпендикулярно к станине с возможностью перемещения вдоль нее, три платформы, из которых средняя закреплена на плите шарнирно, а две другие установлены под углом 45° к средней, которые расположены на платформах и взаимодействующие с держателями контробразцов, направляющие и поджимные ролики, установленные на плите с возможностью поворота в плоскости держателей, передаточные звенья, взаимодействующие через подшипники качения соответственно с держателями контробразцов и узлами нагружения, а последние снабжены штоками, имеющими две степени свободы (механизмы для передачи нагрузки на контробразцы).

Основной недостаток известного устройства заключается в сложной и точной установке передаточных звеньев под прямым углом к направляющим, что приводит к большим погрешностям получаемых результатов, при испытаниях.

Известно устройство для испытания материалов на трение и износ в условиях космоса, содержащий узел трения «диск-индентор», который представляет собой диск с двумя поверхностями трения и по которым скользят два полусферических индентора (см. Журнал «Трение и износ», т. 24, №6,2003 г., с. 626-635. Аналог). При этом диск жестко закреплен на приводном валу, а инденторы - на специальных рычагах. Нагрузка на инденторы осуществляется с помощью тарированной пружины.

Все узлы трения приводятся во вращение с помощью выходного вала привода через зубчатые колеса. Момент трения в паре «диск-индентор» измеряется упругой тензометрической балкой. Электрические сигналы поступают на два тензометрических преобразователя, с которых они передаются на регистрирующий прибор.

Недостатками известного устройства являются сложность конструкции, обусловленная использованием большого количества элементов, сложностью его использования из-за постоянной тарировки нагружающих пружин, влияющие на погрешность измерения, а также невысокие скорости скольжения и удельные давления в контакте индентора и диска.

Наиболее близким по технической сущности является устройство для определения коэффициента трения смазочных материалов (патент на полезную модель РФ №203041 МПК G01N 19/02, опубл. 19.03.2021. Бюл. №8. Прототип).

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно к методам исследования коэффициента трения различных по составу смазочных материалов. Устройство для определения коэффициента трения смазочных материалов содержит подвижный вал, на котором расположены направляющая втулка, направляющая коническая втулка, контртело в виде конической втулки, направляющая цилиндрическая втулка, индентор, линейные подшипники, направляющие винты, при этом на подвижном валу расположено кольцо подачи смазывающей технологической среды (СТС) с установленным в нем соплом для возможности подачи СТС в распыленном состоянии, при этом в подвижном валу выполнен канал для подачи СТС в контактную зону. Для предотвращения от вращения кольца подачи СТС и гильзы предусмотрена пластина, установленная на торце кольца подачи СТС, кинематически связанная с неподвижным основанием. Измерение значений крутящего момента осуществляется при помощи электронного динамометра, кинематически связанного с направляющей втулкой.

Недостатком такого устройства является отсутствие возможности управления параметрами воздушно-масляной смеси в автоматическом режиме.

Техническим результатом изобретения является высокая точность определения коэффициента трения смазочных материалов и универсальность замены испытуемых образцов, а также возможность подавать в контактную зону индентора и конической втулки (контртело) СТС животного происхождения свободно падающей струей, струей под давлением а также в распыленном состоянии. Параметры воздушно-масляной смеси регулируются в автоматическом режиме, благодаря наличию сервоприводов.

Это достигается тем, что устройство для определения коэффициента трения смазочных материалов, содержащий подвижный вал, на котором расположены направляющая втулка, направляющая коническая втулка, контртело в виде конической втулки, направляющая цилиндрическая втулка, индентор, линейные подшипники, направляющие винты, при этом измерение значений крутящего момента осуществляется при помощи электронного динамометра, кинематически связанного с направляющей втулкой, также на подвижном валу расположено кольцо подачи смазывающей технологической среды (СТС), содержащее сопло для подачи СТС в контактную зону индентора и контртела, а также канал для подачи СТС в сопло, при этом конструкция снабжена соединенным с каналом для подачи СТС и расположенным в корпусе с огнеупорным теплоизолирующим материалом тиглем для размещения СТС, на внешней стороне которого установлены теплоэлектронагреватели, каналом для подачи сжатого газа, соединенным с соплом, выполненным с возможностью смешивания сжатого газа с нагретой СТС и образованием воздушно-масляной смеси.

Отличием данного технического решения от прототипа является тот факт, что конструкция устройства содержит сервоприводы, контактирующие через зубчатую передачу с краном для регулировки подачи сжатого газа и краном для регулировки подачи СТС, соединенные соответствующими электропроводами с блоком управления сервоприводом, содержащим управляющую программу, выполненную с возможностью обеспечения необходимых параметров воздушно-масляной смеси.

На фигуре представлена конструктивная схема устройства для определения коэффициента трения смазочных материалов в осевом сечении.

Устройство для определения коэффициента трения смазочных материалов, содержит вращающийся центр 1, подвижный вал 2, линейные подшипники 3, 26, стопорные кольца 4, 18, 31, 55, направляющие винты 5, направляющую втулку 6, подшипники качения 7, шпильку 8, фиксирующие кольца 9, динамометр 10, державку 11, индентор 12, гильзу 13, установочные винты 14, упорное кольцо 15, трубку для отбора смазочного материала 16, упорный подшипник 17, уплотнительные прокладки 19, основание 20, упор 21, фторопластовые вставки 22, штангу 23, установочные кольца 24, направляющую цилиндрическую втулку 25, пластину 27, кольцо подачи СТС 28, уплотнительные кольцевые прокладки 29, кулачки токарного патрона 30, винт с потайной головкой и внутренним шестигранником 32, фиксирующие винты 33, 45, сопло 34, направляющую гильзу 35, резиновые прокладки 36, кран для регулировки подачи сжатого газа 37, каналы для подачи сжатого газа 38, 42, теплоэлектронагреватели 39, 43, канал для подачи СТС 40, кран для регулировки подачи СТС 41, крышку 44, прокладку 46, корпус 47, тигель 48, термопару терморегулятора 49, огнеупорный теплоизолирующий материал 50, терморегулятор 51, выключатель 52, направляющую коническую втулку 53, коническую втулку (контртело) 54, сервопривод 56, 57.

Принцип работы устройства заключается в следующем. Индентор 12, установленный перпендикулярно оси подвижного вала 2, контактирует с конической втулкой (контртелом) 54, которая установлена в отверстии направляющей конической втулки 53 и зафиксирована при помощи направляющей втулки 6 и направляющих винтов 5, которыми создается нагрузка на контактную пару, образованную индентором 12 и конической втулкой (контртелом) 54. В свою очередь направляющие винты 5 установлены в направляющей цилиндрической втулке 25, от линейного перемещения которой предотвращает упорный подшипник 17 и упорное кольцо 15, зафиксированное при помощи установочных винтов 14. Для снижения сил трения, на подвижном валу 2 расположены линейные подшипники 3, 26, установленные в отверстии направляющей втулки 6 и направляющей цилиндрической втулки 25, зафиксированные стопорными кольцами 4, 18, 31, 55. Подача СТС осуществляется через каналы, расположенные в подвижном валу 2, в которые среда поступает через кольцо подачи СТС 28 и сопло 34, герметично установленного в отверстии кольца подачи СТС 28 при помощи направляющей гильзы 35 и резиновых прокладок 36. В свою очередь кольцо подачи СТС 28 герметично закреплено на подвижном валу 2 при помощи уплотнительных кольцевых прокладок 29, обеспечивающие подачу СТС в контактную зону при вращении подвижного вала 2, в котором также установлен винт с потайной головкой и внутренним шестигранником 32 для предотвращения от попадания СТС в шпиндель токарного станка.

Для вторичного использования отработанной СТС, конструкцией предусмотрено наличие специальной гильзы 13, герметично установленной в направляющей конической втулке 53 и направляющей цилиндрической втулке 25 при помощи уплотнительных прокладок 19, через которую отработанная СТС поступает в трубку для отбора смазочного материала 16 для повторного использования.

Вращение подвижного вала 2 осуществляется при помощи токарного станка (на чертеже не указан), имеющего в наличии частотный преобразователь (на чертеже не указан), обеспечивающего регулировку частоты вращения шпинделя (на чертеже не указан) в широком диапазоне. Фиксация подвижного вала 2 осуществляется при помощи кулачков токарного патрона 30 и вращающегося центра 1. Для предотвращения от проворачивания кольца подачи СТС 28 и гильзы 13, предусмотрена пластина 27, установленная на торце кольца подачи СТС 28 при помощи фиксирующих винтов 33 и лапка (на чертеже позиция отсутствует), расположенная на гильзе 13, на которые, при помощи установочных колец 24 закреплена штанга 23 с фторопластовыми вставками 22, контактирующая с упором 21, установленным в неподвижном основании 20.

При вращении подвижного вала 2, индентор 12 контактирует с конической втулкой (контртелом) 54 в результате чего, на направляющей втулке 6 возникает крутящий момент, передаваемый через расположенную на направляющей втулке 6 лапку (на чертеже позиция отсутствует), с установленной, при помощи фиксирующих колец 9, шпилькой 8 и расположенными в ней подшипниками качения 7, контактирующие с державкой 11, установленной в динамометре 10, при помощи которого производится регистрация значений крутящего момента. В свою очередь, для подачи СТС животного происхождения в контактную зону индентора 12 и конической втулки (контртело) 54, конструкция устройства снабжена тиглем 48 с СТС, который при помощи крышки 44, прокладки 46 и фиксирующих винтов 45, герметично закрывается, затем подается питание на теплоэлектронагреватели 39, 43 при помощи выключателя 52. Далее производится нагрев канала для подачи СТС 40 и тигля 48 с СТС. Температура нагрева СТС контролируется при помощи терморегулятора 51, термопара 49 которого установлена на крышке 44, и погружена в объем нагретой СТС. На шкале терморегулятора 51 выставляется необходимая температура нагрева СТС. Расплавленная СТС, поступает через канал для подачи СТС 40 в сопло 34, далее через канал для подачи сжатого газа 38 подается сжатый газ, в результате чего происходит смешивание СТС и сжатого газа в сопле 34, образуя аэрозоль. При помощи сервоприводов 56, 57, контактирующих через зубчатую передачу с краном для регулировки подачи сжатого газа 37, и краном для регулировки подачи СТС 41, обеспечиваются необходимые параметры воздушно-масляной смеси. В свою очередь сервоприводы 56, 57, через электропровода, соединены с блоком управления сервоприводом (позиция на чертеже отсутствует).

Для подачи СТС свободно падающей струей блокируется подача сжатого газа при помощи сервопривода 56, контактирующего с краном для регулировки подачи сжатого газа 37 через зубчатую передачу. Для подачи СТС струей под давлением, через канал для подачи сжатого газа 42 в тигель 48 подается сжатый газ, который вытесняет СТС. Расход СТС регулируется при помощи сервопривода 57, контактирующего через зубчатую передачу с краном для регулировки подачи СТС 41. Для снижения тепловых потерь нагретой СТС, на внешней части тигля 48 расположен огнеупорный теплоизолирующий материал 50, защищенный от внешнего механического воздействия корпусом 47.

Устройство работает следующим образом. Подвижный вал одним концом устанавливается в кулачках токарного патрона, а противоположным концом поджимается вращающимся центром.

Индентор, расположенный перпендикулярно оси подвижного вала, контактирует с конической втулкой (контртелом), установленной в отверстии направляющей конической втулки и зафиксированной при помощи направляющей втулки а также направляющих винтов. Направляющие винты в свою очередь установлены в направляющей цилиндрической втулке, линейное перемещение которой предотвращает упорное кольцо, расположенное на подвижном валу и зафиксированное помощи установочных винтов. Для снижения сил трения при вращении подвижного вала, в отверстиях направляющей втулки и направляющей цилиндрической втулки установлены линейные подшипники, зафиксированные при помощи стопорных колец, при этом между торцовой поверхностью направляющей цилиндрической втулки и упорным кольцом установлен упорный подшипник, служащий также для снижения сил трения.

Технологическая среда подается по каналам, расположенным в подвижном валу через сопло, которое герметично установлено при помощи направляющей гильзы и резиновых прокладок в отверстии кольца подачи СТС, где последнее герметично установлено на подвижном валу при помощи уплотнительных кольцевых прокладок, обеспечивающих бесперебойную подачу СТС в контактную зону при вращении подвижного вала.

Для предотвращения от попадания СТС в шпиндель токарного станка (на чертеже не указан), предусмотрен винт с потайной головкой и внутренним шестигранником, установленный в отверстии подвижного вала. Для экономного использования СТС и предотвращения от загрязнения оборудования, конструкцией предусмотрено использование специальной гильзы, герметично установленной на направляющей конической втулке и направляющей цилиндрической втулке при помощи уплотнительных прокладок и установленной трубки для отбора смазочного материала. Также конструкцией предусмотрено наличие специальной пластины, установленной на торцевой поверхности кольца подачи СТС при помощи фиксирующих винтов и специальной лапки (на чертеже позиция отсутствует), расположенной на направляющей втулке, к которым прикреплена штанга при помощи установочных колец, с установленными фторопластовыми вставками, контактирующими с упором, зафиксированным в неподвижном основании, что предотвращает проворачивание кольца подачи СТС и гильзы при вращении подвижного вала. Для подачи в контактную зону индентора и конической втулки (контртело) СТС животного происхождения, в тигель погружается СТС затем герметично закрывается крышкой. Герметичность установки крышки обеспечивается при помощи прокладки и фиксирующих винтов. При помощи выключателя подается питание на теплоэлектронагреватели и производится нагрев тигля с СТС и канала для подачи СТС. Температура нагрева контролируется при помощи терморегулятора, термопара которого погружена в объем нагретой СТС. В момент достижения необходимой температуры нагрева СТС, производится подача расплавленной среды в сопло при помощи сервопривода, контактирующего с краном для регулировки подачи СТС через зубчатую передачу, также по каналу для подачи сжатого газа подается сжатый газ, который смешивается с СТС в сопле, образуя воздушно-масляную смесь. Давление сжатого газа также регулируется при помощи сервопривода, контактирующего через зубчатую передачу с краном для регулировки подачи сжатого газа.

Сервопривод работает при помощи управляющей программы, составленной с учетом требуемых параметров воздушно-масляной смеси. Для подачи СТС свободно падающей струей блокируется подача сжатого газа. Для подачи СТС струей под давлением, в тигель подается сжатый газ, который обеспечивает поступление расплавленной СТС по каналам для подачи СТС в сопло. Расход СТС регулируется при помощи сервопривода, контактирующего через зубчатую передачу с краном для регулировки подачи СТС.

Для снижения тепловых потерь нагретой СТС, на внешней части тигля расположен огнеупорный теплоизолирующий материал, защищенный от внешнего механического воздействия металлическим корпусом.

При вращении подвижного вала, в контактной паре, образованной индентором и конической втулкой (контртелом) возникает крутящий момент, передаваемый через направляющую втулку посредством кинематической связи на электронный динамометр, при помощи которого производится регистрация показаний.

Устройство для определения коэффициента трения смазочных материалов, содержащее подвижный вал, на котором расположены направляющая втулка, направляющая коническая втулка, контртело в виде конической втулки, направляющая цилиндрическая втулка, индентор, линейные подшипники, направляющие винты, при этом измерение значений крутящего момента осуществляется при помощи электронного динамометра, кинематически связанного с направляющей втулкой, также на подвижном валу расположено кольцо подачи смазывающей технологической среды (СТС), содержащее сопло для подачи СТС в контактную зону индентора и контртела, а также канал для подачи СТС в сопло, при этом конструкция снабжена соединенным с каналом для подачи СТС и расположенным в корпусе с огнеупорным теплоизолирующим материалом тиглем для размещения СТС, на внешней стороне которого установлены теплоэлектронагреватели, каналом для подачи сжатого газа, соединенным с соплом, выполненным с возможностью смешивания сжатого газа с нагретой СТС и образования воздушно-масляной смеси, отличающееся тем, что устройство дополнительно содержит сервоприводы, контактирующие через зубчатую передачу с краном для регулировки подачи сжатого газа и краном для регулировки подачи СТС, соединенные соответствующими электропроводами с блоком управления сервоприводом, содержащим управляющую программу, выполненную с возможностью обеспечения необходимых параметров воздушно-масляной смеси.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительным приборам. Прибор для определения коэффициента силы трения покоя содержит платформу, шарнирно закрепленную на станине со шкалой, трехплечий корпус, соединенный с платформой ограничительным поводком, тяговое устройство и прокладки с прорезями.

Изобретение относится к области машиностроения. Устройство содержит подвижный вал, на котором расположены направляющая втулка, направляющая коническая втулка, контртело в виде конической втулки, направляющая цилиндрическая втулка, индентор, при этом на подвижном валу расположено кольцо подачи смазывающей технологической среды (СТС) и канал для подачи СТС в контактную зону индентора и конической втулки (контртело).

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при определении фрикционных свойств образцов с плоской рабочей поверхностью на плоской горизонтальной опорной поверхности с различными типами покрытий. Устройство содержит основание с двумя жестко закрепленными на нем ушками с отверстиями.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к методам исследования коэффициента трения различных по составу смазочных материалов. Устройство содержит подвижный вал, на котором расположены направляющая втулка, направляющая коническая втулка, контртело в виде конической втулки, направляющая цилиндрическая втулка, индентор, линейные подшипники, направляющие винты.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к методам исследования коэффициента трения различных по составу смазочных материалов. Способ определения коэффициента трения смазочных материалов содержит подвижный вал, на котором расположены направляющая втулка, направляющая коническая втулка, контртело в виде конической втулки, направляющая цилиндрическая втулка, индентор, линейные подшипники, направляющие винты, при этом на подвижном валу расположено кольцо подачи смазывающей технологической среды (СТС) с установленным в нем соплом для возможности подачи СТС в контактную зону индентора и контртела в распыленном состоянии, при этом в подвижном валу выполнен канал для подачи СТС в контактную зону.

Описаны способ и устройство для испытания колец, вырезанных из труб для применения при строительстве подводных трубопроводов. Способ определения правильности монтажа испытываемого кольца в испытательной камере для испытания труб для применения при изготовлении подводных трубопроводов включает: установку испытываемого кольца в камере давления таким образом, чтобы торцы испытываемого кольца образовывали уплотнения с противоположными поверхностями камеры для изоляции внутренней части испытываемого кольца от внешней; обеспечение средства для измерения перемещения испытываемого кольца; обеспечение средства для измерения силы, прикладываемой к внутренней поверхности испытываемого кольца; приложение силы к внутренней поверхности испытываемого кольца; и использование измерений перемещения и измерений силы для определения правильности установки испытываемого кольца в камере давления.

Изобретение относится к области триботехнических испытаний материалов, в частности к определению коэффициентов внешнего трения покоя и скольжения при взаимном перемещении образцов из токсичных материалов в вакууме при повышенных температурах. Установка содержит базовый и подвижный образцы, при этом последний выполнен с плоской или выпуклой опорной поверхностью и установлен на базовом образце с возможностью перемещения по нему.

Изобретение относится к области механических испытаний материалов. Сущность: нижний образец изготавливают с прямолинейной рабочей поверхностью, перпендикулярно рабочей поверхности нижнего образца устанавливают плоский упор, верхний образец изготавливают в виде цилиндрического стержня, обеспечивают ему возможность вращения вокруг оси и горизонтально устанавливают на рабочую поверхность нижнего образца перпендикулярно его оси.

Изобретение относится к измерительным приборам, а именно к приборам измерения коэффициента трения. Прибор для определения коэффициента силы трения покоя содержит платформу, шарнирно закрепленную на станине со шкалой, емкость без днища для размещения в ней вязкопластичного материала, ограничительный поводок, тяговое устройство, опорный контур с возможностью его регулирования по высоте относительно плиты посредством прокладок, направляющие, при этом вязкопластичный материал размещен в перевернутых чашах с фланцами, прикрепленных к концам трехплечего корпуса в одной горизонтальной плоскости, а опорный контур выполнен по форме и размерам фланцев перевернутых чаш.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для определения коэффициента трения груза, размещенного на железнодорожном вагоне, путем измерения ускорений при испытаниях на столкновение и в процессе перевозок. Предлагается способ определения коэффициента трения на основе анализа информации об ускорении груза при проведении испытаний на столкновение.

Изобретение относится к области механических испытаний материалов, в частности к определению коэффициента трения скольжения при взаимном перемещении образцов. Сущность: два образца с плоскими рабочими поверхностями, расположенные друг на друге, размещают на платформе, наклоненной относительно горизонта на некоторый угол ϕ. Верхний образец перемещают по нижнему при помощи прикрепленной к нему гибкой тяги, которую в исходном состоянии образцов располагают горизонтально параллельно плоской поверхности платформы. После перемещения верхнего образца на некоторое расстояние определяют начальный угол β отклонения траектории его перемещения от направления, совпадающего с исходным направлением гибкой тяги. Коэффициент трения скольжения определяют по формуле Технический результат: возможность определения с высокой точностью коэффициента внешнего трения скольжения с измерением только геометрических параметров системы, без измерения силы трения при малом однократном перемещении. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх