Способ ремонта шеек стальных коленчатых валов



Способ ремонта шеек стальных коленчатых валов
Способ ремонта шеек стальных коленчатых валов

Владельцы патента RU 2775587:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина" (RU)

Изобретение относится к технологиям ремонтного производства, а именно к способу ремонта шеек стальных коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания, для чего предварительно, после дробеструйной обработки, на установленном на станке 2 вале выполняют обработку его шеек 1 диском из медесодержащего материала, затем проводят газопламенное напыление порошковой смесью, в которую добавляют порошок латуни марок Л68-Л70, в количестве, обеспечивающем создание сервовитной пленки. Далее вал помещают в термическую печь и выдерживают при температуре 900-950°С для припаивания покрытия и его спекания, и завершают восстановление поверхности шеек на шлифовальном станке. Технический результат заключается в улучшении качества нанесенного покрытия и повышении ресурса работы валов. 3 ил.

 

Изобретение относится к технологии ремонтного производства, в частности к технологии восстановления шеек стальных коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания.

Известен «Способ восстановления шеек стальных коленчатых валов» (см патент РФ № 2729795, В23Р 6/00), который включает подготовку поверхности шеек посредством зачистки от коррозии и дробеструйной обработки, установку упомянутого вала на токарно-винторезный станок и вращение вала на станке, осуществление газопламенного напыления покрытия, с одновременным его уплотнением с помощью диска из твердосплавного материала, установленного на приспособлении для вращения, которое расположено в резцедержателе токарно-винторезного станка, путем его вращения по винтовой линии в направлении, совпадающем с направлением вращения коленчатого вала, при этом осуществляют нанесение на поверхность шеек медьсодержащего материала с последующим шлифованием восстановленной поверхности шеек, отличающийся тем, что нанесение на поверхность шеек медьсодержащего материала осуществляют перед газопламенным напылением покрытия посредством выполнения на каждой шейке по всей ее длине одного витка винтовой канавки с помощью вращающегося в направлении, противоположном вращению коленчатого вала, отрезного универсального диска, установленного на упомянутом приспособлении для вращения, расположенного в резцедержателе токарно-винторезного станка, при этом в упомянутую канавку укладывают пастообразный флюс для пайки сплавов железа и меди и медный провод с диаметром, соответствующим ремонтному размеру, который точечно закрепляют пайкой с помощью газовой горелки.

Недостатками способа являются высокая трудоемкость ремонта, что ограничивает его использование.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому экономическому эффекту является «Способ восстановления шеек стальных коленчатых валов» (см. патент РФ № 2652609, В23Р 6/00), включающий демонтаж, мойку, мойку, дефектоскопию и шлифование изношенной поверхности вала, подготовку поверхности шеек путем зачистки от коррозии и дробеструйной обработки, и газопламенное напыление покрытия, при этом одновременно с газопламенным напылением покрытия осуществляют его уплотнение диском из твердосплавного материала путем его вращения по винтовой линии в направлении, совпадающем с направлением вращения коленчатого вала, при этом после шлифования проводят финишную антифрикционную безобразивную обработку диском из медесодержащего материала путем его вращения в направлении, противоположном направлению вращения коленчатого вала, причем газопламенное напыление покрытия с одновременным уплотнением и финишную антифрикционную безобразивную обработку осуществляют посредством дисков, установленных в резцедержателе токарно-винторезного станка.

Недостатком способа являются сравнительно невысокие технико-экономические показатели, такие как износостойкость, задиростойкость.

Техническим результатом является повышение технико-экономических показателей, а именно улучшение качества нанесенного покрытия, повышение ресурса работы и снижение стоимости восстановленных коленчатых валов.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе, включающем подготовку поверхности шеек посредством зачистки от коррозии и дробеструйной обработки, установку вала на токарно-винторезный станок, вращение вала на станке, осуществление газопламенного напыления покрытия на поверхности шеек порошковой смесью из твердосплавных материалов, обработку диском из медесодержащего материала путем его вращения в направлении, противоположном направлению вращения коленчатого вала, шлифование восстановленной поверхности шеек, при этом согласно изобретению, предварительно после дробеструйной обработки на установленном на станке вале выполняют обработку его шеек диском из медесодержащего материала, затем проводят газопламенное напыление порошковой смесью, в которую добавляют порошок латуни марок Л68-Л70, в количестве обеспечивающем создание сервовитной пленки, далее вал помещают в термическую печь и выдерживают при температуре 900-950°С для припаивания покрытия и его спекания, и завершают восстановление поверхности шеек на шлифовальном станке.

Новизна заявляемого технического решения заключается в том, что предварительно после дробеструйной обработки на установленном на станке вале выполняют обработку его шеек диском из медесодержащего материала, затем проводят газопламенное напыление порошковой смесью, в которую добавляют порошок латуни марок Л68-Л70, в количестве обеспечивающем создание сервовитной пленки, далее вал помещают в термическую печь и выдерживают при температуре 900-950°С для припаивания покрытия и его спекания, и завершают восстановление поверхности шеек на шлифовальном станке.

Сущность изобретения поясняется схематично чертежом, где на фиг. 1 представлен коленчатый вал, установленный на токарно-винторезном станке, в резцедержателе которого закреплено приспособление для восстановления шеек; на фиг. 2 - приспособление, настроенное для обработки шеек диском из медесодержащего материала; на фиг. 3 - приспособление, настроенное для восстановления шеек коленчатого вала газопламенным напылением.

Сущность предложенного способа восстановления шеек 1 стальных коленчатых валов заключается в следующем. Вначале осуществляется подготовка к восстановлению поверхности шеек 1 посредством зачистки от коррозии и дробеструйной обработки. Затем коленчатый вал устанавливается на токарно-винторезный станок 2 для обеспечения его вращения. На токарно-винторезном станке 2 также устанавливается приспособление 3 для восстановления шеек 1, путем закрепления его основания 4 в резцедержателе. Далее на валу подшипникового узла 5 приспособления 3 устанавливается диск 6 из медьсодержащего сплава, для выполнения нанесения медьсодержащего материала на шейки 1. Диск 6 кинематически через ременную передачу 7 связан с электродвигателем 8. При данной операции вращение коленчатого вала и диска 6 происходят в противоположных направлениях. Затем отключают электродвигатель 8 и снимают диск 6, а на вращающуюся шейку 1 коленчатого вала наносят порошковое покрытие. Порошковое покрытие наносят с помощью, смонтированной на кронштейне 9 закрепленном на основании 4 приспособления 3 газопламенной горелки 10 с системой подачи порошка 11. При этом порошок является смесью, которая составляется из твердосплавных материалов и латуни марок Л68-Л70.

После нанесения порошка вал снимают со станка 2 и размещают в термической печи (на чертежах не показана), где при температуре 900-950°С выдерживают для осуществления припаивания к шейке 1 покрытия и его спекания. В завершении следует процесс механической обработки шейки 1 с покрытием на шлифовальном станке (на чертежах не показано) шлифованием.

Предложенный способ восстановления реализуют следующим образом.

Технологический процесс восстановления изношенных шеек коленчатых валов состоит из следующих последовательных операций, выполнение требований которых гарантирует качество и надежность ремонта коленчатых валов: подготовка коленчатого вала к восстановлению; нанесение на поверхность шеек слоя медьсодержащего сплава; газопламенное напыление порошкового покрытия на шейки, составленного из смеси твердосплавных материалов и латуни марок Л68-Л70; припаивание покрытия к поверхности шеек с одновременным его упрочнением спеканием; механическая обработка шейки шлифованием.

Шейки 1, разобранного и отмытого принятым на ремонтном предприятии способом с применением соответствующих разрешенных моечных растворов, вала вначале подвергаются струйно-абразивной (дробеструйной) обработке и тщательно обезжириваются. Далее, установленному на токарно-винторезном станке 2, валу сообщают вращение, включив коробку скоростей последнего. Затем включают, смонтированный, на закрепленном в резцедержателе станка 2 приспособлении 3 оснащенном основанием 4 и валом 5 приспособления с установленным на нем медьсодержащим (латунным) диском 6, с вращением в противоположную сторону, посредством ременной передачи, электродвигатель 8. Далее, подводят диск 6 к каждой шейке 1 и осуществляют натирание всей поверхности для получения на их поверхностях, благодаря шероховатости, приобретенной при дробеструйной обработке, латунной пленки, которая необходима как припой. После латунирования каждой шейки 1, отключают электродвигатель 8 и снимают с вала 5 приспособления 3 диск 6. С помощью, закрепленной на кронштейне 9 приспособления 3, газопламенной горелки 10 с системой подачи порошка осуществляют газопламенное напыление на шейки 1 покрытия из смеси порошкового материала. Причем в состав смеси включены, как порошки твердосплавных материалов (карбиды вольфрама, титана и т.д.), так и порошок из латуни марки Л68-Л70, в количестве 30-40%, обеспечивающее создание сервовитной пленки. Далее снятый со станка 2 и размещенный в термической печи вал подвергают нагреву и выдержке при температуре 900-950°С достаточное для припаивания и упрочнения за счет спекания нанесенного на шейки 1 покрытия. В завершении, шейки 1 с покрытием после естественного остывания коленчатого вала и выдержки времени в течение 12 часов подвергаются механической обработке в виде шлифования до номинального размера на шлифовальных станках (на чертежах не показано). После окончательной шлифовки поверхность шейки 1 будет иметь структуру микронеоднородную (микрогетерогенную), содержащую чередующиеся мягкие и твердые структурные составляющие. В процессе работы мягкая составляющая будет вырабатываться и оснащать медью и цинком ее поверхность весь эксплуатационный срок, образуя сервовитную пленку, которая с задерживаемой в образуемых микровпадинах смазкой обеспечит снижение коэффициента трения при высоких нагрузках. При этом обеспечивается снижение износа стальных поверхностей, устранение склонности к схватыванию поверхностей, уменьшение времени приработки, увеличение ресурса работы, экономию энергии в результате снижения механических потерь на трение.

Применение предложенного способа обеспечит повышение технико-экономических показателей, а именно улучшение качества нанесенного покрытия, повышение ресурса работы и снижение стоимости восстановленных коленчатых валов.

Способ ремонта шеек стальных коленчатых валов, включающий подготовку поверхности шеек посредством зачистки от коррозии и дробеструйной обработки, установку вала на токарно-винторезный станок, вращение вала на станке, осуществление газопламенного напыления покрытия на поверхности шеек порошковой смесью из твердосплавных материалов, обработку диском из медесодержащего материала путем его вращения в направлении, противоположном направлению вращения коленчатого вала, шлифование восстановленной поверхности шеек, отличающийся тем, что предварительно после дробеструйной обработки на установленном на станке вале выполняют обработку его шеек диском из медесодержащего материала, затем проводят газопламенное напыление порошковой смесью, в которую добавляют порошок латуни марок Л68-Л70, в количестве, обеспечивающем создание сервовитной пленки, далее вал помещают в термическую печь и выдерживают при температуре 900-950°С для припаивания покрытия и его спекания, и завершают восстановление поверхности шеек на шлифовальном станке.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к формированию на медных электрических контактах покрытий на основе серебра, никеля, нитридов никеля Ni3N, Ni4N, карбидов никеля NiC, NiC0,33 и углерода, которые могут быть использованы в электротехнике. Способ включает электрический взрыв трехслойного композиционного электрически взрываемого проводника, один из слоев которого состоит из серебряной фольги массой 60-360 мг, второй слой - из никелевой равной 0,5-2,0 массы первого слоя, а третий слой - из углеграфитового волокна равного 0,5-1,0 массы первого слоя, формирование из продуктов взрыва импульсной многофазной плазменной струи, оплавление ею поверхности медного электрического контакта при поглощаемой плотности мощности 4,5-6,5 ГВт/м2, осаждение на поверхность продуктов взрыва и формирование на ней покрытия системы Ni-C-Ag, азотирование в течение 3-5 часов при температуре 500-600°С и последующую импульсно-периодическую электронно-пучковую обработку поверхности покрытия при поглощаемой плотности энергии 40-60 Дж/см2, длительности импульсов 150-200 мкс и количестве 10-30 импульсов.

Изобретение относится к восстановлению компонента газотурбинного двигателя с теплозащитным покрытием. Очищают теплозащитное покрытие компонента, используя sponge jet бластинг процесс.

Настоящее изобретение относится к области защитных покрытий для теплоизоляции деталей авиационных или наземных газотурбинных двигателей, работающих в условиях высоких температур. Предложенная деталь с покрытием для газотурбинного двигателя содержит подложку (21) и, по меньшей мере, один слой (24), защищающий от алюмосиликатов кальция и магния (СМAS), расположенный на этой подложке (21).

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания с линейным движением поршней имеет по меньшей мере один цилиндр (5).

Изобретение относится к технологии нанесения покрытий на металлические поверхности и может быть использовано в электротехнике. Способ нанесения электроэрозионных покрытий на основе серебра, карбидов вольфрама и мононитрида вольфрама на медные электрические контакты включает электрический взрыв композиционного электрически взрываемого проводника, состоящего из двухслойной плоской серебряной оболочки массой 60-360 мг и сердечника в виде порошка карбидов вольфрама массой, равной 0,5-2,0 массы оболочки, формирование из продуктов взрыва импульсной многофазной плазменной струи, оплавление ею поверхности медного электрического контакта при поглощаемой плотности мощности 4,5-6,5 ГВт/м2, осаждение на поверхность продуктов взрыва и формирование на ней композиционного покрытия системы WC-Ag, азотирование в течение 3-5 часов при температуре 500-600°С и последующую импульсно-периодическую электронно-пучковую обработку поверхности покрытия при поглощаемой плотности энергии 40-60 Дж/см, длительности импульсов 150-200 мкс и количестве 10-30.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к технологии формирования локальных карбидных покрытий на штамповых сталях, и может быть использовано для повышения поверхностных характеристик штампового инструмента. Способ формирования покрытия на штамповых сталях включает электроискровое легирование стальной основы и последующую термомодифицирующую обработку путем индукционного нагрева в воздушной атмосфере, при этом электроискровое легирование проводят цирконием при плотности переменного тока 0,7-2,3 А/мм2 и удельном времени обработки 38-77 мм2/мин, после чего на поверхность циркониевого слоя наносят углеродосодержащую пасту для проведения цементации, а термомодифицирующую обработку осуществляют при частоте тока на индукторе 100±10 кГц, температуре 850-1250°С в течение 100-300 с, после чего изделие охлаждают на воздухе.

Изобретение относится к области нанесения металлических покрытий и может быть использовано при ремонте и восстановлении изделий из титановых сплавов, подвергающихся усиленным нагрузкам и агрессивному воздействию внешних факторов окружающей среды во многих отраслях машиностроения. Способ нанесения покрытия на титановую деталь включает предварительную обработку поверхности детали абразивным порошком, нагрев потока сжатого воздуха до температуры 300 °С или 600 °С и подачу его в сопло для формирования сверхзвукового потока, в который подают порошкообразный материал для формирования покрытия с размером частиц 30-300 мкм, состоящий из пластичного металла и твердого компонента, такого как корунд, ускорение порошкообразного материала в сопле сверхзвуковым потоком воздуха и направление его на поверхность титановой детали, а после формирования покрытие подвергают термообработке при температуре 200 °С, 400 °С или 600 °С в течение 15 мин.

Изобретение относится к области поверхностного упрочнения алюминиевых сплавов с помощью комбинированной обработки и может быть использовано при нанесении предлагаемым способом покрытий на детали и изделия, подверженные износу. Способ нанесения износостойких покрытий на основе алюминия и оксида иттрия на силумин включает электрический взрыв композиционного электрически взрываемого проводника, состоящего из двухслойной плоской алюминиевой оболочки массой до 60 мг и сердечника в виде порошка оксида иттрия массой 58-89 мг, формирование из продуктов взрыва импульсной многофазной плазменной струи, оплавление ею поверхности силумина при поглощаемой плотности мощности 2,6-2,8 ГВт/м2, осаждение на поверхность продуктов взрыва и формирование на ней композиционного покрытия системы Y2O3-Al с последующим облучением поверхности низкоэнергетическими сильноточными электронными пучками с плотностью энергии пучка электронов ES=25-35 Дж/см2, энергией электронов 17 кэВ тремя импульсами с длительностью импульса пучка электронов τ=140-160 мкс.

Группа изобретений относится к области автомобилестроения. Способ изготовления тормозного диска заключается в том, что на основном корпусе тормозного диска выполняется эмалевое покрытие, для этого придают шероховатость поверхности основного корпуса в отдельных областях.

Изобретение относится к способу термического напыления и устройству для нанесения покрытия на внутреннюю поверхность (24) цилиндра (10) двигателя внутреннего сгорания или поршневой машины. Способ термического напыления покрытия на внутреннюю поверхность (24) цилиндра (10) двигателя внутреннего сгорания или поршневой машины включает нанесение термически напыляемого слоя (24) на внутреннюю поверхность (26) цилиндра (10), осуществление в процессе нанесения слоя с помощью оптического сенсорного устройства (12) регистрации частиц распыляемого материала (14) в контролируемой области (15), расположенной за пределами распыляемой струи (13), при этом если в контролируемой области (15) за пределами распыляемой струи (13) обнаруживают частицы распыляемого материала (14), параметры которых превышают их заданное пороговое значение, то предполагают, что в процессе нанесения покрытия произошла ошибка и упомянутый цилиндр подвергают дополнительной обработке.

Изобретение относится к новым способам реставрации повреждений лакокрасочных покрытий транспортных средств. Разработанная технология будет использоваться в сфере авто-детейлинга для устранения механических (сколов, царапин, трещин и прочего) повреждений лакокрасочных покрытий транспортных средств.
Наверх