Охлаждаемая сопловая лопатка турбины высокого давления

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкциям охлаждаемых сопловых лопаток. Охлаждаемая сопловая лопатка турбины высокого давления, содержащая верхнюю и нижнюю полки, между которыми расположено полое перо аэродинамического профиля, выполненное за одно целое с верхней и нижней полками, причем перо имеет внутреннюю радиальную перегородку, выполненную за одно целое с пером лопатки, разделяющую полое перо на переднюю и заднюю внутренние полости относительно нагнетаемого потока воздуха, причем задняя внутренняя полость пера снабжена дефлектором, передняя внутренняя полость пера лопатки содержит перфорированные отверстия, в отличие от известного передняя внутренняя полость пера содержит дополнительные радиальные перегородки, выполненные за одно целое с пером лопатки, расположенные таким образом, что образуют полость охлаждения входной кромки пера, полость охлаждения вдоль спинки пера и полость охлаждения вдоль корыта пера, при этом полость охлаждения входной кромки пера лопатки выполнена с возможностью перекрытия при помощи пластины, полости охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта выполнены с возможностью перекрытия с помощью элемента перекрывания, элемент перекрывания полостей охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта выполнен в виде удлиненного фланца в верхней части дефлектора, установленного в задней внутренней полости пера, и соединен с помощью неразъемного соединения с верхней частью пера лопатки, а при этом полость охлаждения входной кромки пера лопатки выполнена с возможностью перекрытия при помощи пластины в нижней части, элемент перекрывания полостей охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта выполнен в виде пластины в нижней части лопатки, установленной в задней внутренней полости пера с помощью неразъемного соединения с нижней частью пера лопатки, а при этом полость охлаждения входной кромки пера лопатки выполнена с возможностью перекрытия при помощи пластины в верхней части пера. Изобретение обеспечивает повышение стабильности теплового состояния, гидравлических характеристик соплового аппарата и эффективности охлаждения пера лопатки, за счет эффективного распределения охлаждающего воздуха. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкциям охлаждаемых сопловых лопаток, и может найти применение в конструкциях турбин высокого давления.

Известна конструкция охлаждаемой сопловой лопатки турбины, содержащей полое перо лопатки с отверстиями, в которое входит рубашка охлаждения с воротником и просверленными в нем отверстиями (Патент РФ на изобретение №2439334 МПК F01D 5/18. приоритет от 28.03.2007, опубл. 10.01.2012 бюл. №1).

Недостатком данной конструкции охлаждаемой сопловой лопатки турбины является то, что в ней осуществлен односторонний подвод охлаждающего воздуха в верхней части лопатки, также внутри лопатки организована одна полость, из которой охлаждающий воздух поступает в перфорационные отверстия на охлаждение входной кромки, спинки и корыта лопатки. При такой схеме не обеспечивается необходимый перепад давления между охлаждающим воздухом во внутренней полости лопатки и газом в проточной части в районе входной кромки и в нижней части лопатки, что ухудшает тепловое состояние лопатки.

Известна конструкция охлаждаемой сопловой лопатки турбины, которая выполнена за одно целое с большой и малой полками и наделенных каждая радиально ориентированной перегородкой, разделяющей внутренний объем пера лопатки на переднюю и заднюю полости, причем большое воздухозаборное кольцо расположено под фланцем наружного кольца соплового аппарата и выполнено в виде моноэлемента с фронтальным фланцем с приливами, имеющими отверстия под крепежные элементы. (Патент РФ на изобретение №26830530 МПК F01D 5/18 F02C/16 F01D 9/02, приоритет от 24.05.2018, опубл. 26.03.2019, Бюл. №9).

Наиболее близкой является охлаждаемая сопловая лопатка турбины высокого давления, содержащая верхнюю и нижнюю полки, между которыми расположено полое перо аэродинамического профиля, выполненное за одно целое с верхней и нижней полками, причем перо имеет внутреннюю радиальную перегородку, выполненную за одно целое с пером лопатки, разделяющую полое перо на переднюю и заднюю внутренние полости относительно нагнетаемого потока воздуха, причем задняя внутренняя полость пера снабжена дефлектором, передняя внутренняя полость пера лопатки содержит перфорированные отверстия (Патент РФ на изобретение №2688052 МПК F01D 5/18, приоритет от 24.05.2018, опубл. 17.05.2019 бюл. №14)

Так как в представленных решениях передняя полость снабжена диагонально усеченным дефлектором, который делит переднюю полость на две раздельные полости: полость входной кромки и полость корыта и спинки лопатки, при этом охлаждающий воздух из полостей выбрасывается в проточную часть через перфорированные отверстия, то недостатками описанных выше решений является наличие сложно профилированного дефлектора передней полости, изготовление и постановка которого в лопатку усложняет производство лопаток. Также недостатком являются утечки между полостями в стыках дефлектора и сопловой лопатки, что снижает эффективность охлаждения сопловой лопатки, а так же снижает стабильность теплового состояния за счет низкой точности изготовления лопатки методом литья, а дефлектора методом штамповки. Также недостатком является наличие единой полости спинки и корыта лопатки, так как вследствие того, что перепад давления между полостью и проточной частью со стороны спинки лопатки выше, чем между полостью и проточной частью со стороны корыта лопатки, имеет место неравномерный выдув охлаждающего воздуха, что снижает эффективность охлаждения сопловой лопатки, а так же снижает стабильность теплового состояния.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение стабильности теплового состояния, гидравлических характеристик соплового аппарата и эффективности охлаждения пера лопатки, за счет эффективного распределения охлаждающего воздуха идущего в каждую полость благодаря раздельному подводу охлаждающего воздуха к данным полостям и за счет устранения утечек охлаждающего воздуха между полостями охлаждения благодаря образованию с помощью радиальных перегородок внутри полого пера раздельных полостей охлаждения входной кромки, полостей охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта лопатки, и за счет перекрытия полости охлаждения входной кромки пера лопатки, и полостей охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта, и, следовательно, также, поскольку радиальные перегородки выполнены за одно целое с лопаткой и получаются литьем, то снижается трудоемкость изготовления охлаждаемой сопловой лопатки, так как нет необходимости в изготовлении и установке в лопатку сложно профилированного дефлектора для разделения полостей.

Технический результат достигается тем, что охлаждаемая сопловая лопатка турбины высокого давления, содержащая верхнюю и нижнюю полки, между которыми расположено полое перо аэродинамического профиля, выполненное за одно целое с верхней и нижней полками, причем перо имеет внутреннюю радиальную перегородку, выполненную за одно целое с пером лопатки, разделяющую полое перо на переднюю и заднюю внутренние полости относительно нагнетаемого потока воздуха, причем задняя внутренняя полость пера снабжена дефлектором, передняя внутренняя полость пера лопатки содержит перфорированные отверстия в отличие от известного передняя внутренняя полость пера содержит дополнительные радиальные перегородки, выполненные за одно целое с пером лопатки, расположенные таким образом, что образуют полость охлаждения входной кромки пера, полость охлаждения вдоль спинки пера и полость охлаждения вдоль корыта пера, при этом полость охлаждения входной кромки пера лопатки выполнена с возможностью перекрытия при помощи пластины, полости охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта выполнены с возможностью перекрытия с помощью элемента перекрывания, элемент перекрывания полостей охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта выполнен в виде удлиненного фланца в верхней части дефлектора, установленного в задней внутренней полости пера, и соединен с помощью неразъемного соединения с верхней частью пера лопатки, а при этом полость охлаждения входной кромки пера лопатки выполнена с возможностью перекрытия при помощи пластины в нижней части, элемент перекрывания полостей охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта выполнен в виде пластины в нижней части лопатки, установленной в задней внутренней полости пера с помощью неразъемного соединения с нижней частью пера лопатки, а при этом полость охлаждения входной кромки пера лопатки выполнена с возможностью перекрытия при помощи пластины в верхней части пера.

В предложенном техническом решении для организации подвода охлаждающего воздуха к полостям с разных сторон полость охлаждения входной кромки пера лопатки выполнена с возможностью перекрытия при помощи элемента перекрывания, как в верхней, так и в нижней части, также полости охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта пера лопатки выполнены с возможностью перекрытия с помощью элемента перекрывания как в верхней, так и в нижней части пера лопатки. Элемент перекрывания полостей охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта пера лопатки может быть выполнен в виде удлиненного фланца в верхней части дефлектора, установленного в задней внутренней полости пера, и соединен с помощью неразъемного соединения с верхней частью пера лопатки, а при этом элемент перекрывания полости охлаждения входной кромки пера лопатки может быть выполнен при помощи пластины в нижней части, либо элемент перекрывания полостей охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта может быть выполнен в виде пластины в нижней части лопатки, установленной в задней внутренней полости пера с помощью неразъемного соединения с нижней частью пера лопатки, а при этом элемент перекрывания полости охлаждения входной кромки пера лопатки в верхней части пера может быть выполнен в виде пластины или удлиненной части дефлектора установленного в задней внутренней полости пера, и соединенного с помощью неразъемного соединения с верхней частью пера лопатки.

На фигурах показаны:

Фиг. 1 - общий вид охлаждаемой сопловой лопатки;

Фиг. 2 - сечение профиля пера охлаждаемой сопловой лопатки;

Фиг. 3 а, б - перекрытие полостей охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта лопатки в верхней части (а), и перекрытие полости охлаждения входной кромки пера лопатки выполнено в нижней части (б);

Фиг. 4 а, б - перекрытие полостей охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта лопатки в нижней части пера лопатки (а), и перекрытие полости охлаждения входной кромки пера лопатки выполнено в верхней части (б).

Охлаждаемая сопловая лопатка турбины высокого давления содержит верхнюю 1 и нижнюю 2 полки, между которыми расположено полое перо 3 аэродинамического профиля (Фиг. 1).

Полое перо 3 выполнено за одно целое с верхней 1 и нижней 2 полками, причем перо 3 имеет внутреннюю радиальную перегородку 4.

Радиальная перегородка 4 выполнена за одно целое с пером 3 лопатки, разделяющую полое перо 3 на переднюю 5 и заднюю 6 внутренние полости относительно нагнетаемого потока воздуха (Фиг. 2).

Причем задняя 6 внутренняя полость пера 3 снабжена дефлектором 7, передняя внутренняя полость 5 пера 3 лопатки, в том числе и входная кромка 8 пера 3 лопатки, содержит перфорированные отверстия 9.

Передняя 5 внутренняя полость пера 3 содержит дополнительные радиальные перегородки 10, выполненные за одно целое с пером 3 лопатки, расположенные таким образом, что образуют полость охлаждения 11 входной кромки 8 пера 3, полость охлаждения вдоль спинки 12 пера 3 и полость охлаждения вдоль корыта 13 пера 3. Полости охлаждения вдоль спинки 12 и вдоль корыта 13 выполнены с возможностью перекрытия с помощью элемента перекрывания (Фиг. 2).

При этом полость охлаждения 11 входной кромки 8 пера 3 лопатки выполнена с возможностью перекрытия при помощи пластины 14 (Фиг. 3, б). Пластина 14 может быть установлена в нижней части пера 3 лопатки с помощью неразъемного соединения. Тогда элемент перекрывания полостей охлаждения вдоль спинки 12 и вдоль корыта 13 выполнен в виде удлиненного фланца 15 в верхней части дефлектора 7 (Фиг. 3, а), который установлен в задней 6 внутренней полости пера 3. При этом удлиненный фланец 15 дефлектора 7 соединен с помощью неразъемного соединения с верхней частью пера 3 лопатки.

Возможно исполнение элемента перекрывания полостей охлаждения вдоль спинки 12 и вдоль корыта 13 в виде пластины 16 в нижней части пера лопатки, установленной с помощью неразъемного соединения (Фиг. 4, а). А пластина 17 для перекрытия полости охлаждения 11 входной кромки 8 может быть установлена с помощью неразъемного соединения для перекрытия входной кромки 8 пера 3 лопатки в верхней части пера 3 лопатки (Фиг. 4, б).

Охлаждаемая сопловая лопатка работает следующим образом.

Охлаждающий воздух из вторичной полости камеры сгорания или иного источника попадает в полость охлаждения 11 входной кромки 8 пера 3 лопатки и в полости охлаждения вдоль спинки 12 и вдоль корыта 13 лопатки.

Охлаждающий воздух из полостей охлаждения 11, 12 и 13 пера 3 лопатки поступает на пленочное и конвективное охлаждение пера сопловой лопатки, через перфорационные отверстия 9.

Благодаря перекрытию полостей 11 с одной стороны, и полостей 12, 13 с другой стороны, а также благодаря тому, что внутренняя радиальная перегородка 4 и дополнительные радиальные перегородки 10 пера 3 лопатки выполнены за одно целое с пером 3 лопатки организуется раздельный подвод охлаждающего воздуха к данным полостям, что позволяет организовать эффективное распределение охлаждающего воздуха идущего в каждую полость, и, следовательно повысить тепловое состояние. При этом устраняются перетечки охлаждающего воздуха между полостями 11, 12 и 13, тем самым между каждой отдельной полостью 11, 12, 13 и проточной частью сохраняется оптимальный перепад давления для эффективной работы перфорации и, следовательно, повышается эффективность охлаждения пера 3 лопатки с обеспечением минимальных потерь давления в турбине высокого давления.

Благодаря тому, что охлаждаемая сопловая лопатка турбины высокого давления, содержащая верхнюю и нижнюю полки, между которыми расположено полое перо аэродинамического профиля, выполненное за одно целое с верхней и нижней полками, причем перо имеет внутреннюю радиальную перегородку, выполненную за одно целое с пером лопатки, разделяющую полое перо на переднюю и заднюю внутренние полости относительно нагнетаемого потока воздуха, причем задняя внутренняя полость пера снабжена дефлектором, передняя внутренняя полость пера лопатки содержит перфорированные отверстия в отличие от известного передняя внутренняя полость пера содержит дополнительные радиальные перегородки выполненные за одно целое с пером лопатки, расположенные таким образом, что образуют полость охлаждения входной кромки пера, полость охлаждения вдоль спинки пера и полость охлаждения вдоль корыта пера, при этом полость охлаждения входной кромки пера лопатки выполнена с возможностью перекрытия при помощи пластины, полости охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта выполнены с возможностью перекрытия с помощью элемента перекрывания, элемент перекрывания полостей охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта пера лопатки выполнен в виде удлиненного фланца в верхней части дефлектора, установленного в задней внутренней полости пера, и соединен с помощью неразъемного соединения с верхней частью пера лопатки, а при этом полость охлаждения входной кромки пера лопатки выполнена с возможностью перекрытия при помощи пластины в нижней части, а если элемент перекрывания полостей охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта выполнен в виде пластины в нижней части пера лопатки, установленной с помощью неразъемного соединения с нижней частью пера лопатки, то при этом полость охлаждения входной кромки пера лопатки выполнена с возможностью перекрытия при помощи пластины в верхней части пера достигается повышение стабильности теплового состояния, гидравлических характеристик соплового аппарата и эффективности охлаждения пера лопатки и снижение трудоемкости изготовления охлаждаемой сопловой лопатки.

1. Охлаждаемая сопловая лопатка турбины высокого давления, содержащая верхнюю и нижнюю полки, между которыми расположено полое перо аэродинамического профиля, выполненное за одно целое с верхней и нижней полками, причем перо имеет внутреннюю радиальную перегородку, выполненную за одно целое с пером лопатки, разделяющую полое перо на переднюю и заднюю внутренние полости относительно нагнетаемого потока воздуха, причем задняя внутренняя полость пера снабжена дефлектором, передняя внутренняя полость пера лопатки содержит перфорированные отверстия, отличающаяся тем, что передняя внутренняя полость пера содержит дополнительные радиальные перегородки, выполненные за одно целое с пером лопатки, расположенные таким образом, что образуют полость охлаждения входной кромки пера, полость охлаждения вдоль спинки пера и полость охлаждения вдоль корыта пера, при этом полость охлаждения входной кромки пера лопатки выполнена с возможностью перекрытия при помощи пластины, полости охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта выполнены с возможностью перекрытия с помощью элемента перекрывания.

2. Охлаждаемая сопловая лопатка турбины высокого давления по п. 1, отличающаяся тем, что элемент перекрывания полостей охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта выполнен в виде удлиненного фланца в верхней части дефлектора, установленного в задней внутренней полости пера, и соединен с помощью неразъемного соединения с верхней частью пера лопатки, а при этом полость охлаждения входной кромки пера лопатки выполнена с возможностью перекрытия при помощи пластины в нижней части.

3. Охлаждаемая сопловая лопатка турбины высокого давления по п. 1, отличающаяся тем, что элемент перекрывания полостей охлаждения вдоль спинки и вдоль корыта выполнен в виде пластины в нижней части лопатки, установленной с помощью неразъемного соединения с нижней частью пера лопатки, а при этом полость охлаждения входной кромки пера лопатки выполнена с возможностью перекрытия при помощи пластины в верхней части пера.



 

Похожие патенты:

Охлаждаемая лопасть (440) турбины имеет основание (442) и аэродинамический профиль (441), при этом основание содержит впускные отверстия (481) для охлаждающего воздуха и каналы (483), при этом аэродинамический профиль содержит многоизгибный путь (470) теплообмена, начинающийся на основании и оканчивающийся в области выпускного отверстия (471) для охлаждающего воздуха на задней кромке (447) аэродинамического профиля.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к изготовлению детали турбины. Может использоваться для изготовления рабочей лопатки турбины или лопатки соплового аппарата.

В настоящем изобретении предложена проставка с поперечными шпонками, предотвращающая вращение, для использования в газотурбинном двигателе (100). Диск компрессора в сборе (220) может иметь кольцо (240) с поперечными шпонками, имеющее несколько шпонок (241), зубцов, или зубьев, чередующихся с несколькими зазорами (242) с образованием поверхности (260) с поперечными шпонками.

Система валов (22, 32) для авиационной турбомашины (1), содержащая первый внешний вал (32) и второй внутренний вал (22), причем первый внешний вал предназначен для введения по оси во второй вал и содержит продольные внутренние канавки (34) для сопряжения с продольными внешними канавками (24) второго вала, отличающаяся тем, что, когда первый и второй валы находятся в положении сопряжения, внутренние и внешние канавки входят в зацепление друг с другом и взаимодействуют друг с другом в зоне осевого сопряжения (Z), при этом внутренние и внешние зубцы находятся вне этой зоны сопряжения.

Изобретение относится к лопатке для турбины, содержащей хвостовик лопатки и перо (13), проходящее радиально наружу от хвостовика (12) лопатки, при этом перо (13) содержит первый внутренний контур охлаждения, содержащий полость (33, 36) корытца, проходящую радиально вдоль стенки (16) корытца и первой внутренней стенки (47, 45), расположенной между стенкой (16) корытца и стенкой (18) спинки, полость (34, 37) спинки, проходящую радиально вдоль стенки (18) спинки и второй внутренней стенки (47, 43), расположенной между стенкой (16) корытца и стенкой (16) спинки.

Лопатка (10) авиационной турбины, отличающаяся тем, что содержит по меньшей мере первую полость (С2) корытца и первую полость (С3) спинки, каждая из которых расположена смежно с первой сквозной полостью (С1) и со второй сквозной полостью (С4), при этом первая полость (С3) спинки является смежной со стенкой (24) спинки, первая полость (С2) корытца является смежной со стенкой (22) корытца, при этом каждая из указанных первой и второй сквозных полостей (С1, С4) проходит от стенки (22) корытца до стенки (24) спинки, при этом вторая сквозная полость (С4) содержит первую внутреннюю стенку (Р1), проходящую от стенки (24) спинки до первой сквозной полости (С1), и вторую внутреннюю стенку (Р2), проходящую от стенки (22) корытца до первой сквозной полости (С1), при этом указанные первая внутренняя стенка (Р1) и вторая внутренняя стенка (Р2) отделены друг от друга.

Изобретение относится к устройству для сборки турбомашины, предназначенному для центрирования вала (4) второго модуля относительно продольной оси (X) полой центральной ступицы (21), находящейся перед первым модулем (5), причем указанный первый модуль (5) имеет продольную полость (20), проходящую вдоль указанной оси (X), переходящую спереди в указанную полую ступицу (21) и проходящую через первый модуль (5) вдоль продольной оси (X) до заднего конца, причем указанный вал (4) должен быть вставлен в указанную продольную полость (20) через указанный задний конец, содержащий центрирующий элемент (25) центральной оси, выполненный с возможностью установки в указанную полую ступицу (21) путем вставки через первый конец (26') и взаимодействия со ступицей, так чтобы его центральная ось совпала с указанной продольной осью (X), кроме того, устройство содержит направляющую трубку (36), способную входить в по меньшей мере одну часть продольной полости (20) первого модуля (5) сзади полой ступицы (21), а также устройство выполнено так, чтобы направляющая трубка (36) скользила внутри центрирующего элемента (25) вдоль указанной центральной ось между первым положением, в котором направляющая трубка (36) целиком находится перед центрирующим элементом (25) относительно указанного первого конца (26'), и задним положением, в котором направляющая трубка (36) выступает за пределы указанного первого конца (26'), проникая в продольную полость (20), когда центрирующий элемент (25) помещен в полую ступицу (21).

Изобретение относится к детали турбины, содержащей подложку из монокристаллического суперсплава на основе никеля, содержащего рений, который имеет фазу у-y’-Ni и среднюю массовую долю хрома менее 0,08, покрывающий подложку подслой из металлического суперсплава на основе никеля, отличающейся тем, что подслой из металлического суперсплава содержит, по меньшей мере, алюминий, никель, хром, кремний, гафний и имеет фазу y’-Ni3Al в преобладающем объёме.

Изобретение относится к технологии ремонта охлаждаемых лопаток турбины газотурбинного двигателя и может быть использовано в турбомашиностроении. Способ включает удаление теплозащитного покрытия до основного материала, шлифовку торца пера лопатки до торцовой перемычки, удаление ее и формирование паза под установку торцовой пластины, фиксацию торцовой пластины сваркой, нанесение пасты припоя, крепление торцовой пластины к лопатке высокотемпературной пайкой в вакууме, механическую обработку, восстановление стенки колодца торца пера лазерной наплавкой, термообработку в вакууме, механическую обработку наплывов наплавки, люминесцентный контроль, восстановление теплозащитного покрытия концевой части пера лопатки.

Изобретение относится к области турбостроения, точнее к способу изготовления рабочего колеса авиационного газотурбинного двигателя, содержащего лопатки, неразъемно соединенные с опорным кольцом, передним и задним фланцами. Хвостовики лопаток дополнительно защемлены межлопаточным креплением, монолитно выполненным с опорным кольцом, передним и задним фланцами.

Охлаждаемая лопасть (440) турбины имеет основание (442) и аэродинамический профиль (441), при этом основание содержит впускные отверстия (481) для охлаждающего воздуха и каналы (483), при этом аэродинамический профиль содержит многоизгибный путь (470) теплообмена, начинающийся на основании и оканчивающийся в области выпускного отверстия (471) для охлаждающего воздуха на задней кромке (447) аэродинамического профиля.
Наверх