Устройство управления трансмиссией
Владельцы патента RU 2775958:
Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство обороны РФ (RU)
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Устройство управления трансмиссией содержит насос для подачи рабочей жидкости в напорную линию гидросистемы, клапаны с электрическим управлением, соединенные с исполнительными элементами трансмиссии. При этом один из входов соединен с напорной линией гидросистемы, а второй - с линией ее слива. Гидрораспределитель с ручным управлением соединен с напорной линией гидросистемы и с линией слива. Входы слива клапанов, используемых при работе в аварийном режиме, соединены с гидрораспределителем, а входы слива остальных клапанов соединены с линией слива гидросистемы непосредственно. Упрощается конструкция устройства. 3 ил.
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в системах управления трансмиссий, имеющих электрогидравлическое управление.
Известны устройство электрогидравлического управления двойным сцеплением и коробкой передач (патент 2656809) и устройство электрогидравлического управления коробкой передач и двойным сцеплением (патент 2662612), принятые за прототип. Каждое из устройств содержит, в частности, насос с предохранительным клапаном, клапаны регулирования давления в напорной линии гидросистемы и системе смазки, двухпозиционные клапаны с электрическим управлением, входы которых соединены с напорной линией гидросистемы (напорный вход) и с ее линией слива (вход слива), а выходы обеспечивают возможность соединения гидроцилиндров фрикционных и зубчатых муфт (исполнительных элементов) с напорной линией гидросистемы, дополнительные клапаны с гидравлическим управлением, управляющие входы которых соединены с выходами гидрораспределителя с ручным управлением, устанавливаемого в нейтральное положение приводом принудительно (патент 2656809) или автоматически под действием пружин при снятии с привода управляющего воздействия (патент 2662612).
Особенностью указанных устройств является то, что они обеспечивают возможность включения исполнительных элементов трансмиссии как в нормальном режиме работы электронного блока управления, так и в аварийном режиме в случае прекращения поступления от него сигналов.
Недостатком устройств является их сложность, обусловленная наличием дополнительных клапанов с гидравлическим управлением, управляющие входы которых соединены с выходами гидрораспределителя с ручным управлением.
Технической задачей изобретения является упрощение конструкции устройства.
Поставленная цель достигается исключением дополнительных клапанов с гидравлическим управлением и соединением входов слива двухпозиционных клапанов с электрическим управлением, используемых при работе в аварийном режиме, с выходами гидрораспределителя с ручным управлением.
Таким образом, сочетание новых признаков позволяет упростить конструкцию устройства.
Сопоставительный анализ с указанными выше устройствами показывает, что заявляемое устройство отличается тем, что в нем для обеспечения включения исполнительных элементов в аварийном режиме выходы гидрораспределителя с ручным управлением соединены с входами слива двухпозиционных клапанов с электрическим управлением.
Таким образом, заявляемое устройство соответствует критерию изобретения «новизна».
Технический результат при использовании изобретения заключается в обеспечении возможности включения исполнительных элементов трансмиссии как в нормальном, так и в аварийном режиме работы при упрощении конструкции устройства.
Сущность изобретения поясняется рисунками, на которых изображено положение его элементов в зависимости от режима работы, а именно, на Рис. 1 - в нейтральном положении, на Рис. 2 - в положении включения передач в нормальном режиме, на Рис. 3 - в положении включения передач в аварийном режиме.
Устройство управления трансмиссией содержит клапаны 1…4 с электрическим управлением (Рис. 1), выходы которых соединены с исполнительными элементами трансмиссии, а напорные входы - с напорной линией 11 гидросистемы, регулятор 5 давления, поддерживающий требуемую величину давления в напорной линии 11 гидросистемы, радиатор 6, клапан 7, ограничивающий величину давления в системе смазки трансмиссии, насос 9 с предохранительным клапаном, фильтр 10, гидрораспределитель 13 с ручным управлением, входы которого соединены с напорной линией 11 гидросистемы и с ее линией слива. Входы слива клапанов с электрическим управлением, используемых для включения передач в аварийном режиме, например клапанов 1 и 2, соединены линиями 14 и 12 соответственно с выходами гидрораспределителя 13 с ручным управлением, а выходы слива остальных клапанов соединены с линией слива гидросистемы непосредственно.
В нейтральном положении гидрораспределитель 13 с ручным управлением (Рис. 1) находится в нейтральном N (среднем) положении, а на электромагниты клапанов 1...4 сигналы от электронного блока управления не поступают и они занимают положения, обеспечивающие соединение исполнительных элементов с линией слива гидросистемы, при этом исполнительные элементы, соединенные с клапанами 3 и 4, соединяются ими с ней непосредственно, а соединенные с клапанами 1 и 2, соединяются с линией слива через клапаны 1 и 2 и гидрораспределитель 13 с ручным управлением, что соответствует выключению в трансмиссии передач.
При создании насосом 9 в напорной линии 11 давления, определяемого настройкой регулятора 5 давления, он открывается и рабочая жидкость через фильтра 10 поступает в радиатор 6 и из него в систему смазки трансмиссии, величина давления в которой ограничивается клапаном 7, при открытии которого рабочая жидкость сливается в картер 8 трансмиссии.
Для включения в трансмиссии передачи в нормальном режиме на клапан с электрическим управлением, например клапан 1, (Рис. 2) от электронного блока управления подается сигнал. В результате этого клапан занимает положение, при котором исполнительный элемент отсоединяется от линии слива гидросистемы и соединяется с ее напорной линией 11 непосредственно, обеспечивая включение передачи.
Для включения в трансмиссии передачи в аварийном режиме гидрораспределитель 13 с ручным управлением переводится из нейтрального положения N в положение, например R, (Рис. 3) включения выбранной передачи. При этом исполнительный элемент соединяется с напорной линией 11 гидросистемы через гидрораспределитель 13 с ручным управлением и, например, клапан 2 с электрическим управлением, обеспечивая включением передачи.
Таким образом, использование изобретения позволяет упростить известные технические устройств, обеспечивая при этом включение в трансмиссии передач как в нормальном, так и аварийном режиме.
Устройство управления трансмиссией, содержащее насос для подачи рабочей жидкости в напорную линию гидросистемы, клапаны с электрическим управлением, выходы которых соединены с исполнительными элементами трансмиссии, один из входов соединен с напорной линией гидросистемы, а второй - с линией ее слива, гидрораспределитель с ручным управлением, один из входов которого соединен с напорной линией гидросистемы, а второй - с ее линией слива, отличающееся тем, что входы слива клапанов с электрическим управлением, используемых при работе в аварийном режиме, соединены с выходами гидрораспределителя с ручным управлением, а входы слива остальных клапанов с электрическим управлением соединены с линией слива гидросистемы непосредственно.