Лодочный мотор (варианты)

Изобретение относится к области судостроения, а именно к подвесным лодочным моторам. Лодочный мотор включает в себя двигатель, дейдвуд, связывающий двигатель с корпусом трансмиссии, ведущий вал, расположенный во внутреннем пространстве дейдвуда, кронштейн для фиксации мотора, трансмиссию, размещенную на одной оси с гребным винтом. Вокруг трансмиссии и гребного винта размещен обтекатель, выполненный в виде жесткого кожуха с открытой задней стенкой, а также вырезом под гребным винтом. Обтекатель выполнен с возможностью его вертикального отклонения вокруг горизонтальной оси вращения посредством принудительного механизма управления отклонением. Достигается стабилизация уровня направления воды на гребной винт на различных скоростях движения плавсредства для повышения эффективности работы мотора и снижение нагрузки на лодочный мотор. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, а именно к подвесным лодочным моторам, и может быть использовано в водном транспорте для оснащения маломерных плавучих средств легкого класса с малым водоизмещением как специального, так и общехозяйственного назначения.

Известен подвесной лодочный мотор по авторскому свидетельству СССР №1216083, 1986 г., содержащий дейдвуд, трансмиссионный вал. Разъемные части дейдвуда и трансмиссионного вала выполнены телескопическими, причем нижняя часть этого вала выполнена с поперечным разъемом для относительного перемещения ее разъемных участков. Внизу продольных выступов внешней разъемной телескопической части дейдвуда выполнены концевые стопорные приспособления. На верху канавок внутренней разъемной телескопической части дейдвуда выполнен концевой ступенчатый уступ. Одна из разъемных телескопических частей трансмиссионного вала имеет длину, меньшую, чем любая из двух разъемных телескопических частей дейдвуда.

Конструкция данного мотора позволяет широко его использовать на малых глубинах водоема благодаря выполнению телескопическими его разъемных частей, а также относительно удобно транспортировать мотор в сложенном нерабочем положении.

Однако, данный мотор имеет существенные недостатки - отсутствие в нем возможности обеспечивать постоянный уровень направления воды на гребной винт, в зависимости от скорости и загрузки транспортного средства, высоты волны, и прочих факторов.

Наиболее же близким к предложенному изобретению по технической сущности является подвесной лодочный мотор, по патенту RU 2583991 С1, содержащий двигатель с выходным валом, привод дейдвуда, дейдвуд с ведущим валом и ведомым валом, установленными внутри дейдвудной трубы и соединенные между собой цепной передачей, размещенный на ведомом валу дейдвуда гребной винт, струбцины крепления к транцу лодки, а привод дейдвуда выполнен в виде клиноременного вариатора, ведущий шкив которого установлен на выходном валу двигателя, а ведомый шкив установлен на ведущем валу дейдвуда.

Недостатком данного устройства также является отсутствие в нем возможности обеспечивать постоянный рабочий уровень направления (подачи) воды на гребной винт, в зависимости от скорости и загрузки транспортного средства, высоты волны, и прочих факторов.

Основной задачей изобретения является устранение указанных недостатков ближайшего аналога.

Техническим результатом является стабилизация уровня направления воды на гребной винт при разных скоростях транспортного средства, для повышения эффективности работы мотора и снижение нагрузки на лодочный мотор.

Данный результат по первому варианту исполнения достигается конструкцией лодочного мотора, включающего двигатель, дейдвуд, связывающий двигатель с корпусом трансмиссии, ведущий вал, расположенный во внутреннем пространстве дейдвуда, кронштейн, для фиксации мотора, трансмиссию, размещенную на одной оси с гребным винтом, при этом вокруг трансмиссии и гребного винта размещен обтекатель, выполненный в виде жесткого кожуха с открытой задней стенкой, а также вырезом под гребным винтом.

Также данный результат по второму варианту исполнения достигается конструкцией лодочного мотора, включающего двигатель, дейдвуд, связывающий двигатель с корпусом трансмиссии, ведущий вал, расположенный во внутреннем пространстве дейдвуда, кронштейн, для фиксации мотора, трансмиссию, размещенную на одной оси с гребным винтом, при этом вокруг трансмиссии и гребного винта размещен обтекатель, выполненный в виде жесткого кожуха с открытой задней стенкой, а также вырезом под гребным винтом, при этом данный обтекатель выполнен с возможностью его вертикального отклонения вокруг горизонтальной оси вращения посредством принудительного механизма управления отклонением.

Механизм принудительного управления отклонением включает, по меньшей мере, один приводной трос, закрепленный к корпусу обтекателя, а также пружины, установленные внутри обтекателя и ограничитель хода, ограничивающий перемещение обтекателя вверх от горизонтали.

Привод механизма принудительного управления отклонением обтекателя является механическим или гидравлическим или пневматическим или электрическим.

Обтекатель в своей основе выполнен в форме прямоугольного параллелепипеда или цилиндра или конуса со скошенной по горизонтали нижней поверхностью.

Обтекатель включает вертикальную перегородку, отделяющую гребной винт от узла трансмиссии.

Далее, предложенное изобретение будет подробно рассмотрено с учетом иллюстраций, где на фиг. 1 представлен общий вид лодочного мотора по варианту 1,

на фиг. 2 представлено схематичное изображение гребного винта в обтекателе в первом варианте исполнения,

на фиг. 3 схематичное изображение конусообразного обтекателя в области расположения гребного винта. Вид снизу;

на фиг. 4 представлен общий вид лодочного мотора по варианту 2,

на фиг. 5 схематичное изображение гребного винта с поворотным механизмом (обтекатель в поднятом положении),

на фиг. 6 схематичное изображение гребного винта с поворотным механизмом (обтекатель в опущенном положении).

Позиции на чертежах:

1 - двигатель

2 - дейдвуд

3 - кронштейн

4 - ведущий вал

5 - трансмиссия

6 - гребной винт

7 - обтекатель

8 - вырез

9 - перегородка

10 - приводной трос

11 - горизонтальная ось вращения

12 - пружина

13 - ограничитель хода

Лодочный мотор выполнен, предпочтительно, в виде подвесного лодочного мотора, включающего двигатель 1. Под двигателем 1 понимается цилиндро-поршневой блок с системой подачи и воспламенения топлива. Мотор также включает дейдвуд 2, то есть среднюю часть мотора, связывающую двигатель 1 с корпусом трансмиссии 5 лодочного мотора в одно целое.

Кронштейн 3, служит для фиксации мотора к ответному элементу транспортного средства.

Ведущий вал 4 мотора расположен во внутреннем пространстве дейдвуда 2.

Вал 4 передает вращение от мотора 1 к трансмиссии 5. Трансмиссия 5, представляет собой коробку передач, редуктор, вариатор или иной механизм передачи вращения, размещенную на одной оси с гребным винтом 6. Гребной винт 6 может иметь различную конструкцию и различное число лопастей, например, 3, 5, 7 и пр.

В нижней части лодочного мотора, вокруг трансмиссии 5 и гребного винта 6 размещен обтекатель 7. Обтекатель 7 выполнен в виде жесткого кожуха с открытой задней (рядом с гребным винтом 6) стенкой, в которой имеется вырез 8 внизу под гребным винтом 6. Данный вырез 8 обеспечивает беспрепятственное вращение гребного винта 6 и захват им необходимого (заданного) количества воды для правильной работы двигателя с частично погружным винтом.

По второму варианту, данный обтекатель 7 выполнен с возможностью его вертикального отклонения вверх-вниз вокруг горизонтальной оси 11 вращения посредством принудительного механизма управления отклонением. Ось 11 вращения представляет собой, например, втулку, шпильку, петлю вращения или иную аналогичную конструкцию, обеспечивающую поворот обтекателя 7 вокруг оси 11.

Механизм принудительного управления отклонением включает, по меньшей мере один приводной трос 10, закрепленный к корпусу обтекателя. Возможно использовать два приводных троса 10, соединенных в один ближе к приводному узлу. Механизм принудительного управления также включает пружины 12, установленные внутри обтекателя 7 и ограничитель хода 13, ограничивающий перемещение обтекателя 7 вверх от горизонтали. Пружин 12 предпочтительно использовать две, что обеспечивает симметричное отклонение обтекателя 7 с каждой стороны, однако их может быть и иное количество, например 4 штуки. Ограничитель хода 13 выполнен, например в виде горизонтальной пластины или трубы и обеспечивает ограничение перемещения обтекателя 7 вверх, выше уровня от горизонта, поскольку верхняя кромка обтекателя 7 будет упираться в данный ограничитель 13, тем самым исключая неправильную работу мотора.

Привод механизма принудительного управления отклонением обтекателя является механическим или гидравлическим или пневматическим или электрическим, обеспечивая отклонение обтекателя 7 по второму варианту устройства.

Обтекатель 7 в своей основе выполнен в форме прямоугольного параллелепипеда (фиг. 1, 2) или цилиндра или конуса (фиг. 3) со скошенной по горизонтали нижней поверхностью.

Предпочтительно, обтекатель 7 включает вертикальную перегородку 9, отделяющую гребной винт 6 от узла трансмиссии 5.

Принцип действия устройства следующий.

Лодочный мотор устанавливается на плавсредстве. После запуска лодочного мотора, гребной винт 6 начинает набирать обороты и плавсредство начинает движение. В момент набора оборотов на гребной винт 6 подается ограниченное количество воды за счет наличия обтекателя 7 и выреза 8 в нем под гребной винт 6. Излишняя вода в момент старта быстро выбрасывается, тем самым обеспечивая подачу воды на нужном рабочем уровне. Далее, при наборе скорости кормовая часть плавсредства загружается и опускается вниз (по закону физики), однако в данный момент обтекатель 7 также выдавливает и отводит из под винта 6 лишнюю воду, удерживая на рабочем уровне и стабилизируя уровень направления воды на гребной винт 6, для повышения эффективности работы мотора и снижение нагрузки на лодочный мотор. При этом по варианту 2 можно дополнительно регулировать наклон обтекателя 7, тем самым дополнительно повышая эффективность работы двигателя при различных режимах, например, наклонить обтекатель 7 на определенный угол, тем самым еще больше разгрузить винт 6, что может быть полезным, например, при большой загрузке плавсредства.

Предложенное изобретение обеспечивает стабилизацию уровня направления воды на гребной винт на различных скоростях движения плавсредства, для повышения эффективности работы мотора и снижение нагрузки на лодочный мотор.

1. Лодочный мотор, характеризующийся тем, что включает двигатель, дейдвуд, связывающий двигатель с корпусом трансмиссии, ведущий вал, расположенный во внутреннем пространстве дейдвуда, кронштейн для фиксации мотора, трансмиссию, размещенную на одной оси с гребным винтом, при этом вокруг трансмиссии и гребного винта размещен обтекатель, выполненный в виде жесткого кожуха с открытой задней стенкой, а также вырезом под гребным винтом.

2. Лодочный мотор, характеризующийся тем, что включает двигатель, дейдвуд, связывающий двигатель с корпусом трансмиссии, ведущий вал, расположенный во внутреннем пространстве дейдвуда, кронштейн для фиксации мотора, трансмиссию, размещенную на одной оси с гребным винтом, при этом вокруг трансмиссии и гребного винта размещен обтекатель, выполненный в виде жесткого кожуха с открытой задней стенкой, а также вырезом под гребным винтом, при этом данный обтекатель выполнен с возможностью его вертикального отклонения вокруг горизонтальной оси вращения посредством принудительного механизма управления отклонением.

3. Лодочный мотор по п.2, характеризующийся тем, что механизм принудительного управления отклонением включает по меньшей мере один приводной трос, закрепленный к корпусу обтекателя, а также пружины, установленные внутри обтекателя, и ограничитель хода, ограничивающий перемещение обтекателя вверх от горизонтали.

4. Лодочный мотор по п.3, характеризующийся тем, что привод механизма принудительного управления отклонением обтекателя является механическим, или гидравлическим, или пневматическим, или электрическим.

5. Лодочный мотор по п.1 или 2, характеризующийся тем, что обтекатель в своей основе выполнен в форме прямоугольного параллелепипеда, или цилиндра, или конуса со скошенной по горизонтали нижней поверхностью.

6. Лодочный мотор по п.1 или 2, характеризующийся тем, что обтекатель включает вертикальную перегородку, отделяющую гребной винт от узла трансмиссии.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, а именно к водоходным движителям, обеспечивающим движение и маневрирование судна. Гребной винт размещен в кольцевой насадке и содержит ступицу и гребные лопасти с несимметричным контуром, которые имеют смещение от перпендикуляра к оси вращения винта для разнесения нагрузки.

Изобретение относится к агрегатам приведения в движение тела и может быть применено в воздушных и водных транспортных средствах. Движитель тела имеет корпус и содержит привод, жестко закрепленный с корпусом, и рабочий орган, выполненный с возможностью совершать возвратно-поступательное движение.

Изобретение относится к лопастям циклоидных роторов и циклоидных пропеллеров. Лопасть для циклоидных пропеллеров или циклоидных роторов, имеющая способность в ответ на команды системы управления динамически и в реальном времени: изгибаться вдоль хорды любым требуемым способом, изменять относительное положение точки поворота, изменять свою форму в плане благодаря выдвижению или втягиванию задней кромки, которое можно выполнить различно справа или слева, поворачивать закрылок вдоль задней кромки в том или другом направлении или позволить ему поворачиваться под действием потоков.

Изобретение относится к области судостроения. Гребной винт содержит демпфирующее устройство, состоящее из разделенных свободными зазорами слоистых пластин.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, в конструкциях судовых гребных винтов. Лопастной винт содержит лопасти, закрепленные на ступице винта через упругие элементы, выполненные в виде металлических пластин, установленных между лопастями и ступицей и расположенных в радиальном направлении в плоскости лопастей.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях судовых двигателей, а именно гребных винтов. Гребной винт включает в себя составную ступицу, части которой стянуты болтами.

Изобретение относится к устройствам оптимизации использования воздушного или гидропотока при применении лопастных роторов и может быть использовано в авиационной технике, водной технике и ветроэнергетике. Аппарат оптимизации потока перед лопастным ротором состоит из центрального тела и одной и более лопаток с плавно возрастающим радиусом от радиуса центрального тела до радиуса законцовки лопасти.

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Гребная электрическая установка с двойными шинами постоянного тока содержит четыре генераторных агрегата, четыре автоматических выключателя, четыре выпрямителя напряжения, четыре инвертора напряжения, четыре гребных электродвигателя переменного тока и два гребных винта, систему управления, четыре датчика тока и два датчика напряжения.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в производстве судовых движителей, а именно при изготовлении гребных винтов. Для изготовления гребного винта включают поэтапное формирование внешних обводов конструкции гребного винта и его внутренней структуры.

Изобретение относится к конструкции устройства вспомогательного судового парусного вооружения, а именно к судовым гибридным роторным ветродвижителям с поворотными дугообразными лопастями. Судовой гибридный роторный ветродвижитель с поворотными дугообразными лопастями представляет из себя конструкцию устройства вспомогательного парусного вооружения, которая состоит из цилиндрического или конического многоярусного ротора с открытыми торцами, установленного на вертикальной или наклонной мачте, соединенной по одной оси с баллером.

Изобретение относиться к конструкции устройства движительного и рулевого комплекса быстроходных судов. Частично погруженный в воду дисковый движитель в рулевой направляющей насадке представляет из себя конструкцию устройства движительного и рулевого комплекса быстроходных судов, который состоит из диска, ступица которого закреплена на гребном вале. Вал вращается в трубчатом баллере в одну из сторон, обеспечивая передний или задний ход судна. Баллер поворачивается в дейдвудной втулке типового дейдвудного устройства, размещенного в надводной части кормового скега судна. Днищевое закругление скега повторяет наружный радиус обода диска, а лопасти расположенные на ободе выходят за габариты скега в набегающий поток и защищены нижним полукольцом направляющей насадки, а верхнее широкое полукольцо рулевой направляющей насадки связано с помощью румпеля с трубчатым баллером и при его повороте в ту или другую сторону своей отогнутой кромкой входит в набегающий поток с одного из бортов, создает боковую силу, выполняет функцию руля и локализует брызгообразование. Для защиты движителя от контакта с грунтом направляющая рулевая насадка не выходит за габариты осадки судна. Вращение гребного вала и поворот баллера движительного и рулевого комплекса осуществляется вокруг общей оси. Достигаются высокие технические и эксплуатационные характеристики. 6 ил.
Наверх