Моторное судно

Изобретение относится к области судостроения. Моторное судно содержит корпус, включающий носовую часть, борта, днище и кормовую часть, внутри которого установлен лодочный мотор. Лодочный мотор содержит рабочий вал, выходящий наружу через кормовую часть корпуса, а на конце рабочего вала установлен гребной винт. Вокруг гребного винта размещен обтекатель, выполненный в виде жесткого кожуха с открытой задней стенкой, а также вырезом под гребным винтом. На днище корпуса судна, в непосредственной близости от гребного винта установлена заслонка, приводящаяся в движение рычагами для ее отклонения в вертикальной плоскости. Достигается возможность регулировки и стабилизации уровня направления воды на гребной винт при разных условиях эксплуатации судна, а также снижение нагрузки на винт для повышения эффективности работы мотора. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Настоящее изобретение относится к области судостроения и может найти применение в качестве водоизмещающего судна, например, катера, яхты и других судов как специального, так и общехозяйственного назначения.

Из уровня техники известно моторное судно RU 2528245 С1, 10.09.2014, содержащее корпус, каюту, силовую установку, разобщительную муфту, гребной винт, связанный с силовой установкой, силовая установка выполнена в форме четырехтактного дизельного двигателя, а на конце выходного вала установлен гребной винт.

Однако данное моторное судно имеет существенные недостатки - отсутствие в нем возможности обеспечивать постоянный уровень направления воды на гребной винт и отсутствие возможности корректировки подачи воды на гребной винт, в зависимости от скорости и загрузки транспортного средства, высоты волны, и прочих факторов.

Наиболее же близким к предложенному изобретению по технической сущности является патент RU 2433062 С1, 10.11.2011, в котором раскрывается моторное судно, содержащее корпус с круглоскулыми обводами и острой носовой оконечностью, внутри которого размещены каюты, моторное отделение, силовая установка, размещенная в моторном отделении, силовая установка выполнена в форме атмосферного ионного двигателя, содержащего круглый цилиндрический корпус, имеющий впускную полость, которая через воздушный фильтр соединена с атмосферой, внутрь которого вставлен ротор в форме цилиндрического тела вращения, выполненного заодно с валом, пропущенным в отверстие передней крышки, второй конец которого закреплен в подшипнике задней крышки корпуса, причем вал гидромотора соединен с гребным винтом.

Недостатком данного устройства также является отсутствие в нем возможности обеспечивать постоянный уровень направления воды на гребной винт и отсутствие возможности корректировки подачи воды на гребной винт, в зависимости от скорости и загрузки транспортного средства, высоты волны, и прочих факторов.

Основной задачей изобретения является устранение указанных недостатков ближайшего аналога.

Техническим результатом является обеспечение возможности регулировки уровня направления воды на гребной винт моторного судна, стабилизация уровня направления воды на гребной винт при разных условиях эксплуатации судна, снижение нагрузки на винт для повышения эффективности работы мотора.

Данный результат достигается конструкцией моторного судна содержащего корпус, включающий носовую часть, борта, днище и кормовую часть, внутри которого установлен лодочный мотор, содержащий рабочий вал, выходящий наружу через кормовую часть корпуса, на конце рабочего вала установлен гребной винт, характеризующиеся тем, что вокруг гребного винта размещен обтекатель, выполненный в виде жесткого кожуха с открытой задней стенкой, а также вырезом под гребным винтом, а на днище корпуса судна, в непосредственной близости от гребного винта установлена заслонка, приводящаяся в движение рычагами для ее отклонения в вертикальной плоскости.

Заслонка выполнена в форме пластины, где дальняя от гребного винта сторона шарнирно закреплена на оси, обеспечивая отклонение противоположной стороны вверх-вниз в вертикальной плоскости.

Привод механизма отклонения заслонки является механическим или гидравлическим или пневматическим или электрическим.

Обтекатель в своей основе выполнен в форме прямоугольного параллелепипеда или цилиндра или конуса со скошенной по горизонтали нижней поверхностью.

Далее, предложенное изобретение будет подробно рассмотрено с учетом иллюстраций, где на фиг. 1 представлен общий вид моторного судна с частично погруженным по уровню воды гребным винтом,

на фиг. 2 представлен вид заслонки и обтекателя со стороны гребного винта (с частично погруженным по уровню воды гребным винтом),

на фиг. 3 представлен общий вид моторного судна с полностью погруженным по уровню воды гребным винтом,

на фиг. 4 представлен вид заслонки и обтекателя со стороны гребного винта (с полностью погруженным по уровню воды гребным винтом).

Позиции на чертежах:

1 - корпус

2 - лодочный мотор

3 - рабочий вал

4 - гребной винт

5 - обтекатель

6 - заслонка

7 - рычаг.

Моторное судно, например катер, яхта и пр. содержит корпус 1. Корпус 1 включает в своей основе носовую часть, борта, днище и кормовую часть.

Внутри корпуса 1 установлен лодочный мотор 2, Под мотором 2 понимается двигатель внутреннего сгорания (бензиновый/дизельный мотор) или с электротягой (электромотор). Мотор 2 содержит рабочий вал 3, выходящий наружу судна через кормовую часть корпуса 1.

Вал 3 передает вращение от мотора 2 к гребному винту 4, расположенному на конце рабочего вала 3. Гребной винт 4 может иметь различную конструкцию и различное число лопастей, например, 2, 3, 4, 5 и пр. Возможен вариант установки на валу 3 до гребного винта 4 редуктора/вариатора, изменяющего скорость вращения винта 4.

Вокруг гребного винта 4 размещен обтекатель 5. Обтекатель 5 выполнен в виде жесткого кожуха с открытой задней стенкой. Обтекатель 5 в своей основе выполнен в виде кожуха в форме прямоугольного параллелепипеда или цилиндра или конуса со скошенной по горизонтали нижней поверхностью. Также обтекатель 5 имеет вырез (на чертеже не обозначен) внизу под гребным винтом 4. Данный вырез обеспечивает беспрепятственное вращение гребного винта 4 и захват им необходимого (заданного) количества воды для эффективной работы мотора 2 с гребным винтом 4. При этом сам обтекатель 5 выравнивает количество воды, подаваемой на гребной винт 4, поскольку сам кожух обтекателя 5 закрывает гребной винт 4 от излишнего попадания на него воды, независимо от его заглубления, высоты волны и прочих внешних факторов, тем самым обеспечивая достижения заявленного технического результата.

На днище корпуса 1, в непосредственной близости от гребного винта 4 установлена заслонка 6, приводящаяся в движение рычагами 7 для ее отклонения в вертикальной плоскости.

Заслонка 6 предпочтительно выполнена в форме пластины, где дальняя от гребного винта 4 сторона шарнирно закреплена на оси, обеспечивая отклонение противоположной стороны вверх-вниз в вертикальной плоскости.

При этом привод механизма отклонения заслонки является механическим или гидравлическим или пневматическим или электрическим.

Отклонение заслонки 6 вниз обеспечивает снижение потока воды, направляемого на гребной винт 4, тем самым разгружая его, например, при разгоне судна или когда оно сильно загружено и гребной винт 4 сильнее погружен в воду (фиг. 2). И, наоборот, при необходимости, когда уровень воды низко (фиг. 1), заслонку 6 поднимают вверх, тем самым увеличивая поступление воды на гребной винт 4, обеспечивая тем самым достижение заявленного технического результата.

Принцип работы устройства следующий.

После запуска лодочного мотора 2, гребной винт 4 начинает набирать обороты, и судно начинает движение. В момент запуска лодочного мотора 2 заслонка 6 может находиться в максимально отклоненном вниз положении, тем самым ограничивая количество воды, поступающей на винт 4, разгружая винт 4, обеспечивая его быстрое и легкое вращение и быстрый выход на нужные обороты. При этом от излишка поступления воды на винт 4 также защищает обтекатель 5, обеспечивая постоянный захват воды на одном уровне. Излишняя вода в момент старта быстро выбрасывается, тем самым обеспечивая подачу воды на нужном рабочем уровне

Далее, при наборе скорости судном, меняется его угол движения (по закону физики корма судна опускается, а нос поднимается), заслонка 6 также преимущественно опущена вниз.

В данный заслонка 6 выдавливает и отводит из-под винта 4 лишнюю воду, а обтекатель 5 ограничивает попадание воды на винт 4, удерживая на рабочем уровне и стабилизируя уровень направления воды на гребной винт 4, снижая нагрузку на винт 4 для повышения эффективности работы мотора.

При выходе судна в глиссирующее положение заслонка 6 поднимается вверх, увеличивая поступление воды на винт 4, обеспечивая максимальную эффективность работы лодочного мотора.

Также корректировки по работе заслонки 6 возможны с учетом внешних факторов, высоты волны, загрузки судна и пр.

Предложенное изобретение обеспечивает возможность регулировки уровня направления воды на гребной винт моторного судна, стабилизацию уровня направления воды на гребной винт при разных условиях эксплуатации судна, снижение нагрузки на винт для повышения эффективности работы мотора.

1. Моторное судно, содержащее корпус, включающий носовую часть, борта, днище и кормовую часть, внутри которого установлен лодочный мотор, содержащий рабочий вал, выходящий наружу через кормовую часть корпуса, на конце рабочего вала установлен гребной винт, отличающееся тем, что вокруг гребного винта размещен обтекатель, выполненный в виде жесткого кожуха с открытой задней стенкой, а также вырезом под гребным винтом, а на днище корпуса судна, в непосредственной близости от гребного винта установлена заслонка, приводящаяся в движение рычагами для ее отклонения в вертикальной плоскости.

2. Моторное судно по п.1, отличающееся тем, что заслонка выполнена в форме пластины, где дальняя от гребного винта сторона шарнирно закреплена на оси, обеспечивая отклонение противоположной стороны вверх-вниз в вертикальной плоскости.

3. Моторное судно по п.1, отличающееся тем, что привод механизма отклонения заслонки является механическим или гидравлическим или пневматическим или электрическим.

4. Моторное судно по п.1, отличающееся тем, что обтекатель в своей основе выполнен в форме прямоугольного параллелепипеда или цилиндра или конуса со скошенной по горизонтали нижней поверхностью.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управлению топливным режимом судовых двухтопливных двигателей внутреннего сгорания. Система содержит электронный блок с программным управлением, подсистему управляющих воздействий, включающую блоки управления главным двигателем, грузовой системой, топливной системой, модуль контроля эксплуатационных параметров, модуль контроля состояния, динамики и прогноза внешних факторов.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в судовых движительных комплексах. Движительный комплекс плавучего средства включает систему «движитель - гребной вал - дейдвудное устройство - валопровод - опорные и упорные подшипники гребного вала и валопровода», которая расположена в силовой конструкции, связанной с корпусом плавучего средства через виброизоляторы.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в системе управления курсом судна. Устройство аварийного торможения судна с помощью руля и циркуляции состоит из блока управления курсом, блока навигации, блока управления режимами работы главного двигателя (БУГД), блока аварийного управления рулем, блока аварийного управления главным двигателем (БАУГД) и блока изменения курса и скорости (БИКС) судна.

Изобретение относится к области теплоэнергетики, а именно к нетрадиционным преобразователям тепловой энергии в механическую работу. Судовой двигатель состоит из теплочувствительного элемента (ТЧЭ) в форме тонкостенной трубы, являющейся рабочим валом с подшипниковыми узлами и мультипликатором.

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым дизельным энергетическим установкам, работающим по замкнутому циклу. Судовая дизельная энергетическая установка содержит двигатель внутреннего сгорания, турбокомпрессор, переключающий орган, установленный между турбокомпрессором и смесительной камерой, и соединенный с ними трубопроводами, молекулярное сито, установленное перед смесительной камерой и соединенное с ней трубопроводом, смесительную камеру, установленную между молекулярным ситом и переключающим органом, соединенными трубопроводами, и дополнительно введенный озонатор.

Изобретение относится к способу определения коэффициента эффективности вибрационной защиты виброизолирующих муфт судовых дизель-генераторов в периоды текущего и капитального ремонта. Измерения вибрации судовой электростанции с дизельным приводом производят в два этапа.

Изобретение относится к области судостроения и предназначено для снижения динамических усилий, передаваемых от винта на корпус судна через валопровод, и работоспособности упругих подвесов кормовой опорной трубы вместе с опорным подшипником. Устройство виброизоляции валопровода с подшипниками и гребным винтом от корпуса судна включает в себя систему «гребной винт - валопровод - опорный и упорный подшипники гребного вала», жестко смонтированную внутри кормовой трубы, установленную на не менее чем одном кольцевом эластичном кожухе.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в системе управления курсом судна. Устройство аварийного торможения судна с помощью руля состоит из блока управления курсом (БУК), блока навигации (БН), блока управления режимами работы главного двигателя (БУГД), блока аварийного управления рулем (БАУР), блока аварийного управления главным двигателем (БАУГД) и блока изменения курса и скорости (БИКС) судна.

Изобретение относится к морской подводной технике, а именно к устройствам, обеспечивающим передвижение в водной среде подводных аппаратов, работающих на больших глубинах. Двигательная установка подводного аппарата содержит прочный корпус, высокоскоростной электродвигатель и движитель.

Изобретение относится к судостроению, а именно к электроэнергетическим установкам судов с преобразователями частоты и гребными электродвигателями. Судовая электроэнергетическая установка содержит главные дизели или турбины и главные синхронные генераторы, на статоре которых размещены две трехфазные, гальванически не соединенные, смещенные на 30 электрических градусов обмотки.
Наверх