Шарнирный узел соединения грузового вагона

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к шарнирным узлам соединения грузовых вагонов. Узел включает пятниковую и поводковую части, сочлененные вертикальным пальцем. Соединительный конец пятниковой части выполнен с нижней горизонтальной опорной площадкой с проточкой на внутренней стороне. В проточке установлено кольцевое седло со сферической опорной поверхностью. Нижний конец вертикального пальца выполнен с ответной седлу опорной сферической поверхностью. Верхний конец размещен в отверстии в соединительном конце поводковой части и зафиксирован горизонтальной поперечной осью. Монтажное отверстие выполнено в стержне пальца. Отверстие соосно общему центру сферических опорных поверхностей кольцевого седла и опорного торца вертикального пальца. Ось также пропущена через боковые горизонтальные пазы поводковой части. Концы оси свободно размещены в вертикальных пазах в боковых стенках соединительного конца пятниковой части. Увеличивается угол взаимного перемещения пятниковой и поводковой частей. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к конструкции узла соединения сочленённого грузового вагона.

Известен шарнирный узел соединения грузового вагона, включающий пятниковую и поводковую части, содержащие присоединительные хвостовики для соединения с соответствующими хребтовыми балками, пятниковая и поводковая части своими соединительными концами шарнирно сочленены между собой с помощью вертикального пальца, соединительный конец пятниковой части выполнен с нижней горизонтальной опорной площадкой, на внутренней стороне которой выполнена проточка, в которой установлено кольцевое седло, опорная поверхность которого выполнена как часть сферы, см. RU 177422, B61G 5/02, опубл. 21.02.2018.

Известен также шарнирный узел соединения грузового вагона, включающий пятниковую и поводковую части, содержащие присоединительные хвостовики для соединения с соответствующими хребтовыми балками, пятниковая и поводковая части своими соединительными концами шарнирно сочленены между собой с помощью вертикального пальца, соединительный конец пятниковой части выполнен с нижней горизонтальной опорной площадкой, на внутренней стороне которой выполнена проточка, в которой установлено кольцевое седло, опорная поверхность которого выполнена как часть сферы, см. RU 161501, B61G 5/02, B61D 3/10, опубл. 20.04.20216 (прототип).

Общей технической проблемой, характерной для данных устройств, являются низкие эксплуатационные возможности, в частности небольшой угол взаимных перемещений пятниковой и поводковой частей, а также небольшой угол взаимного поворота по продольным осям пятниковой и поводковой частей, ограниченный зазором между центральным пальцем и монтажным отверстием соединительного конца поводковой части, а также высокие внутренние контактные механические напряжения, возникающие между указанными деталями при их граничных предельных взаимных положениях.

Техническим результатом заявляемого изобретения является увеличение эксплуатационных возможностей, полученное за счёт увеличения угла взаимного перемещения пятниковой и поводковой частей в вертикальной плоскости, а также уменьшение внутренних контактных механических напряжения между сопряжёнными элементами шарнирного узла.

Заявленный технический результат обеспечивается шарнирным узлом соединения грузового вагона, включающим пятниковую и поводковую части, содержащие присоединительные хвостовики для соединения с соответствующими хребтовыми балками, пятниковая и поводковая части своими соединительными концами шарнирно сочленены между собой с помощью вертикального пальца, соединительный конец пятниковой части выполнен с нижней горизонтальной опорной площадкой, на внутренней стороне которой выполнена проточка, в которой установлено кольцевое седло, опорная поверхность которого выполнена как часть сферы, вертикальный палец своим верхним концом размещён в отверстии, выполненном в соединительном конце поводковой части, нижний конец вертикального пальца выполнен в виде опорного торца с нижней опорной сферической поверхностью, ответной опорной поверхности кольцевого седла, при этом верхний конец вертикального пальца зафиксирован в отверстии соединительного конца поводковой части с помощью горизонтальной поперечной оси, пропущенной через монтажной отверстие, выполненное в стержне вертикального пальца, при этом указанное монтажное отверстие выполнено соосно общему центру сферических опорных поверхностей кольцевого седла и опорного торца вертикального пальца, горизонтальная поперечная ось также пропущена через боковые горизонтальные пазы в соединительном конце поводковой части, при этом концы указанной горизонтальной поперечной оси свободно размещены в вертикальных пазах, выполненных в вертикальных боковых стенках соединительного конца пятниковой части;

- опорный торец нижнего конца вертикального пальца может быть выполнен в виде основания с увеличенным - относительно диаметра стержня вертикального пальца - диаметром с верхней опорной торцовой поверхностью;

- горизонтальная поперечная ось может быть выполнена с упорным торцом на одном конце и с отверстием для шплинта - на другом;

- соединительный конец поводковой части на своей верхней горизонтальной поверхности может быть снабжён рёбрами жёсткости.

Заявляемое изобретение отличается от прототипа тем, что вертикальный палец своим верхним концом размещён в отверстии, выполненном в соединительном конце поводковой части, нижний конец вертикального пальца выполнен в виде опорного торца с нижней опорной сферической поверхностью, ответной опорной поверхности кольцевого седла, при этом верхний конец вертикального пальца зафиксирован в отверстии соединительного конца поводковой части с помощью горизонтальной поперечной оси, пропущенной через монтажной отверстие, выполненное в стержне вертикального пальца, при этом указанное монтажное отверстие выполнено соосно общему центру сферических опорных поверхностей кольцевого седла и опорного торца вертикального пальца, горизонтальная поперечная ось также пропущена через боковые горизонтальные пазы в соединительном конце поводковой части, при этом концы указанной горизонтальной поперечной оси свободно размещены в вертикальных пазах, выполненных в вертикальных боковых стенках соединительного конца пятниковой части;

- опорный торец нижнего конца вертикального пальца выполнен в виде основания с увеличенным - относительно диаметра стержня вертикального пальца - диаметром с верхней опорной торцовой поверхностью;

- горизонтальная поперечная ось выполнена с упорным торцом на одном конце и с отверстием для шплинта - на другом;

- соединительный конец поводковой части на своей верхней горизонтальной поверхности снабжён рёбрами жёсткости.

Такие отличия дают основание утверждать о соответствии предлагаемого технического решения критерию патентоспособности изобретения - «новизна». Сравнение предлагаемого устройства не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники, не выявило в них признаки, аналогичные отличительным признакам предлагаемого технического решения, что позволяет сделать вывод о соответствии условию патентоспособности изобретения - «изобретательский уровень».

Заявляемое изобретение представлено изображениями, где:

- на Фиг. 1 - шарнирный узел соединения грузовых вагонов, общий вид, изометрическая проекция;

- на Фиг. 2 - то же самое, с условным пространственным расположением деталей шарнирного узла соединения грузового вагона, изометрическая проекция.

- на Фиг. 3 - пятниковая часть шарнирного узла, остальные детали условно не показаны, вид сбоку с местным разрезом.

Шарнирный узел соединения грузового вагона включает пятниковую часть 1 (Фиг. 1, 2) и поводковую часть 2, содержащие присоединительные хвостовики 1.1 и 2.1 для соединения с соответствующими хребтовыми балками (не показаны). Пятниковая 1 и поводковая 2 части своими соединительными концами 1.2 и 2.2 шарнирно сочленены между собой с помощью вертикального пальца 3. Соединительный конец 1.2 пятниковой части 1 выполнен с нижней горизонтальной опорной площадкой 1.3 (Фиг. 3). На внутренней стороне нижней горизонтальной опорной площадки 1.3 выполнена проточка 1.4, в которой установлено кольцевое седло 4. Опорная поверхность 4.1 кольцевого седла 4 выполнена как часть сферы.

Нижний конец вертикального пальца 3 выполнен в виде опорного торца с нижней опорной сферической поверхностью 3.1, ответной опорной поверхности 4.1 кольцевого седла 4. Вертикальный палец 3 своим верхним концом размещён в отверстии 2.3, выполненном в верхней полке соединительного конца 2.2 поводковой части 2, и зафиксирован с помощью горизонтальной поперечной оси 5. Горизонтальная поперечная ось 5 пропущена через отверстие 3.2, выполненное в стержне 3.4 вертикального пальца 3. Указанное отверстие 3.2 выполнено соосным общему центру сферической опорной поверхности 4.1 кольцевого седла 4 и сферической поверхности 3.1 опорного торца вертикального пальца 3. Горизонтальная поперечная ось 5 также пропущена через боковые горизонтальные пазы 2.4 в соединительном конце 2.2 поводковой части 2. Концы указанной горизонтальной поперечной оси 5 свободно размещены в вертикальных пазах 1.5, выполненных в боковых стенках 1.6 соединительного конца 1.2 пятниковой части 1.

Опорный торец нижнего конца вертикального пальца 3 может быть выполнен в виде основания 3.3 с увеличенным - относительно диаметра стержня 3.4 вертикального пальца 3 - диаметром с верхней опорной торцовой поверхностью 3.5, которой вертикальный палец 3 упирается в нижнюю поверхность соединительного конца 2.2 поводковой части 2.

Горизонтальная поперечная ось 5 может быть выполнена с упорным торцом 5.1 на одном конце и с отверстием для шплинта - на другом.

Соединительный конец 2.2 поводковой части 2 на своей верхней горизонтальной поверхности может быть снабжён рёбрами 2.5 жёсткости.

Изобретение используют следующим образом.

При движении сочленённого грузового вагона пятниковая часть 1 и поводковая часть 2 совершают взаимные угловые перемещения, которые осуществляются путём скольжения нижней опорной сферической поверхности 3.1 по опорной сферической поверхности 4.1 кольцевого седла 4 в горизонтальной, в вертикальной плоскостях, а также вдоль продольных осей пятниковой части 1 и поводковой части 2. Выполнение отверстия 3.2 в стержне 3.4 вертикального пальца 3 соосно общему центру сферических опорных поверхностей 4.1 кольцевого седла 4 и 3.1 опорного торца вертикального пальца 3 позволяет поводковой части 2 совершать угловые перемещения в вертикальной плоскости, вращаясь отверстием 3.2 на горизонтальной поперечной оси 5, а также в горизонтальной плоскости путём перемещения горизонтальной поперечной оси 5 в боковых горизонтальных пазах 2.4 в соединительном конце 2.2 поводковой части 2. Угловые перемещения поводковой части 2 вокруг своей продольной оси также обеспечиваются скольжением нижней опорной сферической поверхности 3.1 по опорной сферической поверхности 4.1 кольцевого седла 4 и концов горизонтальной поперечной оси 5 в вертикальных пазах 1.5, выполненных в вертикальных боковых стенках 1.6 соединительного конца 1.2 пятниковой части 1. При этом горизонтальная поперечная ось 5 в шарнирном узле зафиксирована упорным торцом 5.1 с одного конца и шайбой со шплинтом - с другого (не показаны). Увеличение величины угловых взаимных перемещений пятниковой части 1 и поводковой части 2 определяется созданием увеличенного запаса свободного хода концов горизонтальной поперечной оси 5 в вертикальных пазах 1.5 и в боковых горизонтальных пазах 2.4. Равномерное распределение усилий от сферической поверхности 3.1 опорного торца вертикального пальца 3 по опорной сферической поверхности 4.1 кольцевого седла 4 обеспечивает снижение внутренних контактных механических напряжения, возникающих между указанными элементами при движении грузового вагона. Таким образом обеспечивается увеличение эксплуатационных возможностей предлагаемого шарнирного соединения грузового вагона.

1. Шарнирный узел соединения грузового вагона, включающий пятниковую и поводковую части, содержащие присоединительные хвостовики для соединения с соответствующими хребтовыми балками, пятниковая и поводковая части своими соединительными концами шарнирно сочленены между собой с помощью вертикального пальца, соединительный конец пятниковой части выполнен с нижней горизонтальной опорной площадкой, на внутренней стороне которой выполнена проточка, в которой установлено кольцевое седло, опорная поверхность которого выполнена как часть сферы, отличающийся тем, что нижний конец вертикального пальца выполнен в виде опорного торца с нижней опорной сферической поверхностью, ответной опорной поверхности кольцевого седла, верхний конец вертикального пальца размещён в отверстии, выполненном в соединительном конце поводковой части, и зафиксирован с помощью горизонтальной поперечной оси, пропущенной через монтажное отверстие, выполненное в стержне вертикального пальца, при этом указанное монтажное отверстие соосно общему центру сферических опорных поверхностей кольцевого седла и опорного торца вертикального пальца, горизонтальная поперечная ось также пропущена через боковые горизонтальные пазы в соединительном конце поводковой части, при этом концы указанной горизонтальной поперечной оси свободно размещены в вертикальных пазах, выполненных в боковых стенках соединительного конца пятниковой части.

2. Шарнирный узел по п. 1, отличающийся тем, что опорный торец нижнего конца вертикального пальца выполнен в виде основания с увеличенным относительно диаметра стержня вертикального пальца диаметром с верхней опорной торцовой поверхностью.

3. Шарнирный узел по п. 1, отличающийся тем, что горизонтальная поперечная ось выполнена с упорным торцом на одном конце и с отверстием для шплинта на другом.

4. Шарнирный узел по п. 1, отличающийся тем, что соединительный конец поводковой части на своей верхней поверхности снабжён рёбрами жёсткости.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности, к устройствам сочленения грузовых вагонов. Устройство содержит пятниковую и поводковую части.

Группа изобретений относится к области железнодорожных буферных устройств, в частности к шарнирной сцепке, коническому кольцу с резьбой, способу получения крепления режущего инструмента, а также к способу преобразования энергии с помощью шарнирной сцепки. Сцепка содержит стержень и прижимную пластину.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции сочлененного вагона-хоппера. Вагон-хоппер содержит ходовую часть (1), автосцепное оборудование (2), две смежные секции (3), каждая из которых состоит из кузова (4), который установлен на раму (5).

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к сочлененным вагонам-цистернам для транспортировки жидких, высоковязких и застывающих грузов. Вагон-цистерна содержит два котла (1), каждый из которых установлен на раму или полурамы (4).

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к открытым грузовым вагонам-платформам сочлененного типа для перевозки крупногабаритных и крупнотоннажных грузов. Вагон-платформа сочлененного типа содержит две смежные рамы (1), опирающиеся в зоне узла сочленения на общую ходовую тележку (8).

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта, в частности к соединительным устройствам тележек, а также к способам гашения энергии при помощи подобных устройств. Устройство содержит деформирующийся элемент и части с соединительной вилкой и проушиной.

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта, в частности к узлам сочленения железнодорожных вагонов. Устройство включает пятниковую и шарнирную части.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к двухэтажным пассажирским составам. Кузова двух соседних вагонов опираются на общую тележку.

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к трамваям. Транспортное средство содержит опорные вагонные секции и, по меньшей мере, одну поддерживаемую секцию.

Рельсовое транспортное средство содержит соединительный вагон (3), установленный между двумя вагонами (1, 2, 11, 12, 13), поддерживающий эти вагоны и установленный с опорой на собственную тележку (6) с возможностью свободного поворота вокруг одной оси (Т) поворота в горизонтальной плоскости. Между соединительным вагоном и вагонами, присоединенными к нему, расположено несоединенное с их тележками устройство для поддержания горизонтальных углов (α, β) поворота между ними почти равными по величине, которое содержит рычажный механизм (7), содержащий первую штангу (8), шарнирно соединенную с одним вагоном (1, 11, 12), вторую штангу (9), шарнирно соединенную с другим вагоном (2, 11, 13), и холостой вал (10), установленный на соединительном вагоне (3) с возможностью поворота.

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта, в частности к вариантам шарнирных узлов соединения грузовых вагонов. Узел содержит пятниковую и поводковую части, шарнирно связанные центральным пальцем. Конец пятниковой части выполнен верхней полкой и нижней опорной площадкой. Нижняя наружная сторона площадки исполнена в виде пятника, на внутренней стороне смонтировано кольцевое седло. Сферическая рабочая часть седла взаимодействует с ответной сферической поверхностью опорного кольца. На кольцо опирается соединительный конец поводковой части. В монтажном отверстии поводковой части размещен центральный палец. Нижний конец пальца установлен в отверстии нижней опорной площадки, верхний конец – в отверстии верхней полки и зафиксирован штифтом. На среднюю часть пальца насажена поворотная втулка со сферической наружной поверхностью. Поверхность концентрична сферическим поверхностям седла и опорного кольца. Втулка может быть установлена на промежуточной втулке при помощи упорного буртика. Промежуточная втулка установлена и сориентирована с помощью базирующих элементов в монтажном отверстии соединительного конца поводковой части. Между нижней опорной площадкой и верхней полкой могут быть отлиты боковые стенки и посадочные углубления, в которых размещены опорные концы фиксирующего держателя центрального пальца. Увеличивается угол взаимного перемещения пятниковой и поводковой частей. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх