Способ повышения прочности детали с покрытием



Владельцы патента RU 2777807:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кубанский государственный технологический университет" (ФГБОУ ВО "КубГТУ") (RU)

Изобретение относится к способу повышения прочности детали с покрытием. Наносят промежуточный адгезионный слой между поверхностью детали и покрытием с последующей обработкой детали путем нагрева поверхности детали с покрытием токами высокой частоты до достижения температуры плавления по всей толщине промежуточного адгезионного слоя и выдержкой при данной температуре до полного оплавления промежуточного адгезионного слоя. Осуществляют поверхностно-пластическое деформирование после полного оплавления промежуточного адгезионного слоя в радиальном направлении при усилии прижима 3100-5000 Н со скоростью перемещения пятна деформации деформирующего элемента при продольной подаче. Скорость продольной подачи равна скорости перемещения детали относительно индуктора, обеспечивающей обработку всей нагретой поверхности за время выдержки. В результате повышается адгезионная прочность между поверхностью детали и покрытием, снижаются остаточные напряжения и дефекты вдоль границ раздела покрытие-подложка, а также повышается когезионная прочность. 1 з.п. ф-лы, 3 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам повышения прочности деталей с покрытиями из металлов и их сплавов.

Аналогом изобретения является патент РФ № 2625508, способ повышения прочности детали с покрытием, включающий поверхностно-пластическое деформирование путем обкатки деформирующим элементом, при этом поверхностно-пластическое деформирование осуществляют с одновременным пропусканием через зону контакта деформирующего элемента с обрабатываемой поверхностью детали импульсного электрического тока силой 2-5 кА, напряжением 2-3 В, длительностью импульса 0,08-0,2 с и с частотой импульсов 0,16-0,4 Гц, при этом поверхностно-пластическое деформирование осуществляют в радиальном направлении с силой прижима 50-3000 Н, со скоростью перемещения пятна деформации 50-100⋅10-3 м/с при продольной подачей 0,08-0,12 мм/об.

Недостатком данного способа является получение детали с низкими эксплуатационными свойствами, обусловленные появлением трещин и раковин вдоль границ раздела покрытие-подложка и между слоями покрытия в результате возникновения остаточных напряжений при сплавлении материала покрытия с материалом подложки. К недостаткам предложенного способа также относится невозможность его применения для повышения адгезионной прочности детали с покрытиями из металлов и их сплавов, что связанно с ограничением толщины покрытия и его разрушением при толщине менее 1 мм.

Аналогом изобретения является патент РФ № 2625619, способ повышения прочности детали с покрытием, включающий поверхностно-пластическое деформирование путем обкатки деформирующим элементом с последующим упрочнением покрытия ультразвуковой обработкой с частотой ультразвуковых колебаний 18-22 кГц упрочняющим элементом, при этом расстояние между деформирующим и упрочняющим элементами составляет 10-30 мм, а линейная скорость перемещения пятна деформации деформирующих и упрочняющих элементов 50-100⋅10-3 м/с при продольной подаче 0,08-0,12 мм/об, при этом сила прижима деформирующего элемента составляет 50-3000 Н, а упрочняющего элемента составляет 100-1000 Н.

Недостатком данного способа является получение детали с низкими эксплуатационными свойствами, обусловленные низкой адгезией между покрытием и подложкой. К недостаткам предложенного способа можно отнести невозможность его применения для повышения адгезионной прочности детали с покрытиями из металлов и их сплавов, что связано с ограничением толщины покрытия более 0,5 мм.

Также известен способ повышения прочности детали с покрытием (патент РФ № 2725786), включающий поверхностно-пластическое деформирование путем обкатки деформирующим элементом, с последующим упрочнением покрытия ультразвуковой обработкой упрочняющим элементом с одновременной обработкой путем пропускания высокочастотных импульсов разряда тока через упрочняющий элемент в зону обработки к поверхности покрытия с частотой импульсных разрядов 22- 24 кГц одиночными импульсами тока плотностью 1-2⋅105 А/см2 и длительностью 1-2⋅10-5 с, с усилием прижима упрочняющего элемента во время ультразвуковой обработки 1500-2000 Н, при частоте колебаний 22-24 кГц, амплитуде 20-60 мкм, линейной скорости перемещения пятна деформации упрочняющего элемента 1-2⋅10-3 м/мин и продольной подаче 0,01-0,02 мм/об.

Недостатком данного способа является получение детали с низкими эксплуатационными характеристиками, что обусловлено низкой адгезионной прочностью между покрытием и подложкой. Недостатком данного способа также является получение неравномерного сварного шва по толщине, что связано с проскакиванием части импульса разряда тока через предыдущую сварную точку (так называемый эффект шунтирования), что снижает эффективность от пропускаемого импульса разряда тока для формирования следующего сварной точки формируемого шва. Эффект шунтирования обусловлен тем, что разряд тока проскакивает по пути наименьшего сопротивления, поэтому в ряде случаев при высокой пористости покрытия все импульсы разрядов тока (полностью или основная часть разряда пропускаемого импульса тока) могут проскакивать через первую сварную точку формируемого шва и, таким образом, может не формироваться сварной шов, так как плотности тока проскакиваемого импульса разряда может быть недостаточно для нагрева материалов покрытия и подложки вдоль границы раздела до температуры их плавления. Таким образом, из-за проскакивания части пропускаемого разряда через ближайшую сварную точку формируемого шва (ток шунтирования) сварной шов не равномерен по толщине или вовсе может не сформироваться. Для решения данной проблемы может послужить повышение давления прижатия, с целью обеспечения более плотного сопряжения материалов покрытия-подложки по границе в месте, через которое будет пропускаться импульс разряда тока. Повышение величины силы прижатия, благодаря пластической деформации, может быть частично или полностью снижена пористость (поры). Однако при увеличении силы прижима возникают значительные деформации, превышающие предел пластической деформации и приводящие к возникновению трещин в покрытии или в ряде случаев растрескиванию и отслаиванию покрытия. При этом неравномерность по толщине сварного шва является источником возникновения остаточных напряжений приводящих к дальнейшему растрескиванию покрытия.

Задачей изобретения является усовершенствование способа повышения прочности детали с покрытием из металлов и их сплавов, позволяющее обеспечить повышение физико-механических свойств детали с покрытием.

Техническим результатом изобретения является повышение адгезионной прочности между поверхностью детали и покрытием, снижение остаточных напряжений и дефектов вдоль границ раздела покрытие-подложка, а также повышение когезионной прочности.

Технический результат достигается тем, что способ повышения прочности детали с покрытием, включающий поверхностно-пластическое деформирование путем обкатки деформирующим элементом, отличающийся тем, что дополнительно наносят промежуточный адгезионный слой между поверхностью детали и покрытием с последующей обработкой детали путем нагрева поверхности детали с покрытием токами высокой частоты до достижения температуры плавления по всей толщине промежуточного адгезионного слоя и выдержкой при данной температуре до полного оплавления промежуточного адгезионного слоя, а поверхностно-пластическое деформирование осуществляют после полного оплавления промежуточного адгезионного слоя в радиальном направлении при усилии прижима 3100-5000 Н со скоростью перемещения пятна деформации деформирующего элемента при продольной подаче, скорость которой равна скорости перемещения детали относительно индуктора, обеспечивающей обработку всей нагретой поверхности за время выдержки.

В качестве промежуточного адгезионного слоя покрытия используют легкоплавкие металлы и их сплавы, температура плавления которых ниже не менее чем на 100°С температуры плавления материалов поверхности детали и подложки.

Нанесения промежуточного адгезионного слоя между поверхностью детали и покрытием является известным технологическим приемом для повышения адгезионной прочности. Повышение адгезионной прочности обеспечивается тем, что в качестве промежуточного адгезионного слоя используется материал, схожий по атомному радиусу и типу формируемой кристаллической решетки с материалами подложки и покрытия детали. При этом материал промежуточного адгезионного слоя имеет хорошую растворимость (как в жидком, так и в твердом состоянии) с материалами подложки и покрытия детали, что обеспечивает повышение адгезионной прочности.

Использование в качестве промежуточного адгезионного слоя легкоплавких металлов и их сплавов, температура плавления которых ниже не менее чем на 100°С температуры плавления материалов поверхности детали и покрытия, за счет оплавления материала промежуточного адгезионного слоя в готовой детали с покрытием при сохранении твердофазного состояния материалов детали и покрытия, позволяет обеспечить значительное повышение значения адгезионной прочности. Такое оплавление материала для промежуточного адгезионного слоя обеспечивается за счет использования технологии поверхностного нагрева токами высокой частоты (ТВЧ), при этом глубина нагреваемого слоя может регулироваться режимами обработки ТВЧ, а температура, как режимами, так и временем выдержки. При нагреве и выдержке ТВЧ поверхности детали с покрытием промежуточный адгезионный слой достигает температуры плавления и находится в переходном состоянии от кристаллического к жидкому и постепенно переходит в жидкую фазу, при этом материалы покрытия и материал в прилегающем к покрытию поверхностном слое детали достигают температур близких по значению к температуре плавления, в результате чего происходит процесс образования ими взаимной связи с взаимной растворимостью элементов и их взаимопроникновению. В свою очередь, материал промежуточного адгезионного слоя, благодаря нахождению в жидком состоянии, обеспечивает полную заполняемость границы раздела и неровностей поверхности между поверхностью детали и покрытием, а также заполняя поры, находящиеся вдоль границы раздела. Это приводит к повышению адгезионной прочности как химической ее части за счет обеспечения взаимной растворимости материалов поверхности детали и покрытия, а также промежуточного адгезионного слоя между ними, и механической - за счет заполнения всех пор и неровностей вдоль границы раздела покрытие-подложка материалом промежуточного адгезионного слоя в жидком состоянии.

Проведение поверхностно-пластического деформирования после полного оплавления промежуточного адгезионного слоя, путем обкатки деформирующим элементом, в радиальном направлении с силой прижима 3100-5000 Н со скоростью перемещения пятна деформации деформирующего элемента при продольной подаче, скорость которой равна скорости перемещения детали относительно индуктора, обеспечивающей обработку всей нагретой поверхности за время выдержки, позволяет избежать образования возможных раковин и пор в результате кристаллизации материала промежуточного адгезионного слоя, как в самом слое, так и на границах взаимодействия с поверхностью детали и покрытием.

Совокупность предложенных технологических приемов позволяет избежать возникновения больших по значению остаточных напряжений, так как при определенных режимах проведения поверхностно-пластического деформирования будут происходить релаксационные процессы, а в случае необходимости также за счет предложенных технологических приемов при поверхностно-пластическом деформировании можно обеспечить поверхностный наклеп. Проведение поверхностно-пластического деформирования при высокой температуре позволяет увеличить плотность покрытия и уменьшить пористость, а также создает дополнительные условия для взаимной диффузии между непровзаимодействовавшими напыленными частицами покрытия, что в совокупности с вышеперечисленным повышает когезию слоев покрытия.

При этом предлагаемый способ повышения прочности детали с покрытием имитирует процесс сварки/наплавки и, как и предлагаемые способы с использованием приемов контактной сварки, повышает адгезионную прочность, приближая ее к значениям металлургическим (значениям сварного шва). Однако, в отличие от существующих приемов, обеспечивает равномерную толщину оплавленного слоя по всей границе раздела подложка-покрытие, что позволяет избежать всех факторов для появления остаточных напряжений, появления трещин и др., а также гарантирует получение равномерного по толщине по всей границе раздела покрытие-подложка оплавленного слоя. Причем толщину оплавленного слоя можно точно контролировать, что позволяет полностью прогнозировать все процессы и задавать необходимую толщину промежуточного адгезионного слоя, избегая возможных неточностей, связанных с неконтролируемыми или непрогнозируемыми (случайными) факторами, влияющими на процесс. Обеспечение контроля с высокой точностью получаемых на выходе слоев необходимой толщины позволяет более точно прогнозировать эксплуатационные характеристики на выходе готовой детали с покрытием, что с точки зрения технологии и конструирования имеет большое практическое значение.

Таким образом, совокупность предложенных приемов позволяет достичь поставленного технического результата.

Предлагаемый способ повышения прочности детали с покрытием подтверждается конкретным примером.

Пример

На специальные цилиндрические стальные образцы (Сталь 45) диаметром 10 мм было нанесено покрытие из FeMnNiAl методом высокоскоростного газопламенного напыления толщиной 0,8 мм, предварительно образцы были обезжирены. После чего образцы подвергли ультразвуковой обработки упрочняющим элементом с одновременным пропусканием через упрочняющий элемент в зону обработки к поверхности покрытия высокочастотных импульсных разрядов тока. После чего эти образцы были подвергнуты испытаниям на адгезионную прочность методом сдвига. Параметры обработки образца по известному способу представлены в табл. 1, а результаты испытаний образца, обработанного по известному способу, представлены в табл. 3.

На трех других специальных цилиндрических стальных образцах (Сталь 45) диаметром 10 мм было нанесено композитное покрытие слоистого типа, состоящее из адгезионного слоя, представляющего собой припой, состава CuMnCo толщиной 0,2 мм функционального слоя из FeMnNiAl толщиной 0,8 мм методом высокоскоростного газопламенного напыления, предварительно образцы были обезжирены. После чего образцы подвергли обработке токами высокой частоты до обеспечения температуры плавления промежуточного адгезионного слоя, представляющего собой припой, состава CuMnCo на глубину нанесенного композитного покрытия слоистого типа 1 мм, с обеспечением времени выдержки до полного оплавления промежуточного адгезионного слоя, с последующим поверхностно-пластическим деформированием путем обкатки деформирующим элементом, со скоростью перемещения пятна деформации деформирующего элемента при продольной подаче, скорость которой равна скорости перемещения детали относительно индуктора, обеспечивающей обработку всей нагретой поверхности за время выдержки. После чего эти образцы были подвергнуты испытаниям на адгезионную прочность методом сдвига.

Параметры обработки образцов с покрытием по заявляемому способу представлены в табл. 2.

Результаты испытаний образцов, обработанных по заявляемому способу, представлены в табл. 3.

Таблица 1 - Параметры обработки образца по известному способу
Сила прижима ролика ППД, Н Скорость обкатки, м/с Частота колебаний наконечника для УПУ, кГц Сила прижима наконечника для УПУ, Н Продольная подача, мм/об Амплитуда колебаний, мкм Частота импульсных разрядов тока, кГц Длительность разряда импульса тока, с Плотность тока, А/см2
1 3000 1⋅10-3 24 2000 0,02 20 24 1⋅10-5 2⋅105

Таблица 2 - Параметры обработки образцов с покрытием по заявляемому способу
Сила прижима ролика ППД, Н Частота тока, кГц Время нагрева, с Удельная мощность,
кВт/см2
1 3500 10 2,4 1,75
2 4500 10 2,4 1,75
3 5500 10 2,4 1,75

Таблица 3 - Результаты испытаний образцов, обработанных по известному и заявляемому способам
Наименование показателя Наименование образцов, обработанных по известному и заявляемому способам
Образец, обработанный по известному способу Образцы, обработанные по заявляемому способу
пример 1 пример 2 пример 3
Oтносительная пористость, % 0,2 0,15 0,1 0,1
Адгезионная прочность, МПа 135 139 147 151
Когезионная прочность, МПа 155 157 163 167

Предложенный способ повышения прочности детали с покрытием обеспечивает повышение физико-механических свойств детали за счет повышения адгезионной прочности между поверхностью детали и покрытием, снижения остаточных напряжений и дефектов вдаль границ раздела покрытие-подложка, повышения когезионной прочности.

1. Способ повышения прочности детали с покрытием, включающий поверхностно-пластическое деформирование путем обкатки деформирующим элементом, отличающийся тем, что дополнительно наносят промежуточный адгезионный слой между поверхностью детали и покрытием с последующей обработкой детали путем нагрева поверхности детали с покрытием токами высокой частоты до достижения температуры плавления по всей толщине промежуточного адгезионного слоя и выдержкой при данной температуре до полного оплавления промежуточного адгезионного слоя, а поверхностно-пластическое деформирование осуществляют после полного оплавления промежуточного адгезионного слоя в радиальном направлении при усилии прижима 3100-5000 Н со скоростью перемещения пятна деформации деформирующего элемента при продольной подаче, скорость которой равна скорости перемещения детали относительно индуктора, обеспечивающей обработку всей нагретой поверхности за время выдержки.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве материала промежуточного адгезионного слоя покрытия используют легкоплавкие металлы и их сплавы, температура плавления которых ниже, не менее чем на 100°С температуры плавления материалов поверхности детали и подложки.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способу повышения прочности детали с покрытием. Осуществляют поверхностно-пластическое деформирование путём обкатки деформирующим элементом с одновременным пропусканием через зону контакта деформирующего элемента с обрабатываемой поверхностью детали импульсного электрического тока.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к листу электротехнической стали с ориентированной зеренной структурой, используемому в качестве материала железных сердечников трансформаторов. Лист электротехнической стали включает в себя основной стальной лист, оксидный слой, размещенный в контакте с основным стальным листом, и изоляционное покрытие с натяжением, находящееся в контакте с оксидным слоем.

Способ упрочняющей обработки инструмента из штамповых сталей относится к металлургии, в частности к способам термомеханической обработки штамповых сталей для горячего деформирования. Способ включает аустенизацию инструмента сталь после любого исходного режима термической обработки при температуре Ас3+250-350°С и охлаждение до 400-450°С с сохранением аустенитной структуры, выдержку в течение 15-20 мин, затем осуществляют 3-6-кратное пластическое деформирование рабочей зоны инструмента со степенью 1-2% за цикл для повышения плотности дислокаций в аустените и охлаждают до комнатной температуры, что приводит к частичному распаду аустенита.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к листу анизотропной электротехнической стали, используемому в качестве материала железных сердечников трансформаторов. Лист электротехнической стали содержит основной стальной лист, кремнийсодержащий оксидный слой, предусмотренный на основном стальном листе, оксидный слой на основе железа, предусмотренный на кремнийсодержащем оксидном слое, и изоляционное покрытие с натяжением, предусмотренное на оксидном слое на основе железа, имеющее толщину 1-3 мкм и содержащее фосфат и коллоидный кремнезем в качестве главных компонентов.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к листу анизотропной электротехнической стали, используемому в качестве материала железных сердечников трансформаторов. Лист анизотропной электротехнической стали содержит основной стальной лист, промежуточный слой, расположенный в контакте с основным стальным листом, и изоляционное покрытие, расположенное в контакте с промежуточным слоем.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к листу анизотропной электротехнической стали, не имеющему неорганического покрытия, содержащего форстерит в качестве главного компонента, используемому в качестве материала железных сердечников трансформаторов. Электротехнический лист содержит основной стальной лист, кремнийсодержащий оксидный слой, предусмотренный на основном стальном листе, оксидный слой на основе железа, предусмотренный на кремнийсодержащем оксидном слое, и изоляционное покрытие с натяжением, предусмотренное на оксидном слое на основе железа, имеющее толщину 1-3 мкм и содержащее фосфат и коллоидный кремнезем в качестве главных компонентов.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к холоднокатаному и термообработанному стальному листу для автомобильной промышленности. Лист изготовлен из стали, имеющей состав, включающий, масс.%: С: 0,3-0,4, Mn: 2,0-2,6, Si: 0,8 - менее 1,5, Al: 0,01-0,6, Мо: 0,15-0,5, Cr: 0,3-1,0, Nb ≤ 0,06, Ti ≤ 0,06, Ni ≤ 0,8, S ≤ 0,010, P ≤ 0,020, N ≤ 0,008, Cu ≤ 0,03, при необходимости В: 0,0003-0,005 и/или V ≤ 0,2, остальное - железо и неизбежные примеси.
Изобретение относится к области металлургии, а именно к производству листового проката в толщинах до 50 мм из высокопрочной свариваемой хладостойкой стали для строительства зданий и сооружений, мостовых конструкций, изготовления тяжелонагруженной техники и подъемно-транспортного оборудования, эксплуатирующихся в условиях низких температур.
Изобретение относится к области металлургии, а именно к листу анизотропной электротехнической стали, используемому в качестве материала железных сердечников трансформаторов. Лист электротехнической стали включает в себя основной стальной лист, промежуточный слой, сформированный на поверхности основного стального листа и содержащий в основном оксид кремния, и изоляционное покрытие, сформированное на поверхности промежуточного слоя.

Изобретение относится к металлургии, а именно к горячекатаной и термообработанной стальной полосе, подходящей для использования в качестве стального листа для производства автомобилей. Горячекатаная и термообработанная стальная полоса содержит, мас.%: 0,11 ≤ углерод ≤ 0,16, 1 ≤ марганец ≤ 2, 0,1 ≤ кремний ≤ 0,7, 0,02 ≤ алюминий ≤ 0,1, 0,15 ≤ молибден ≤ 0,4, 0,15 ≤ ванадий ≤ 0,4, 0,002 ≤ фосфор ≤ 0,02, 0 ≤ сера ≤ 0,005, 0 ≤ азот ≤ 0,01, необязательно один или несколько элементов: 0 ≤ хром ≤ 0,5, 0 ≤ ниобий ≤ 0,05, 0,0001 ≤ кальций ≤ 0,005, 0 ≤ бор ≤ 0,001, 0 ≤ магний ≤ 0,0010, 0 ≤ титан ≤ 0,01, причем 0,3 ≤ Mo+V+Nb ≤ 0,6, железо и неизбежные примеси – остальное.
Изобретение относится к способу повышения прочности детали с покрытием. Осуществляют поверхностно-пластическое деформирование путём обкатки деформирующим элементом с одновременным пропусканием через зону контакта деформирующего элемента с обрабатываемой поверхностью детали импульсного электрического тока.
Наверх