Способ воздушного термостатирования автономных блоков космических аппаратов при наземных испытаниях с помощью радиатора и аэродинамический модуль для его осуществления

Группа изобретений относится к ракетно-космической технике, а более к наземным испытаниям. Способ воздушного термостатирования автономных блоков космических аппаратов при наземных испытаниях с помощью радиатора включает заполнение баллона-ресивера высоконапорным воздухом, масловлагоотделение и осушение, контроль датчиками давления, съемными поверхностными датчиками температуры и расходомерами параметров воздуха в воздушном тракте. На выходе вниз по потоку при помощи редукторов высоконапорный воздух редуцируют. Далее наполняют этим воздухом теплоизолированный эжекторный баллон-ресивер, вновь фильтруют и после фильтрации направляют в многоствольный теплоизолированный эжектор. На выходе из эжектора воздух направляют в гибкий пластиковый в теплоизоляции эжекторный трубопровод с закрепленным внутри него термонагревательным кабелем. Воздух направляют к аэродинамическому модулю в термоконтейнер. По завершении обтекания стенок радиатора воздушные струи истекают в окружающее пространство. Достигается увеличение сроков безотказной работы установки. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности, его можно использовать при наземном воздушном термостатировании автономных блоков бортовой аппаратуры космических аппаратов (КА), отработке ключевых процессов взаимодействия систем обеспечения теплового режима модулей и макетов этих аппаратов, в том числе при полигонных испытаниях, а также в энергетической, авиационной, ракетной, военно-морской, химической и других отраслях промышленности.

Одним из аналогов заявляемой группы изобретений является патент РФ №2335706 «Способ и устройство для термостатирования космических объектов и отсеков ракетоносителей». Сущность патента-аналога состоит в том, что до заправки ракетоносителя топливом его термостатирование производят воздухом из окружающей среды, сжатым, осушенным, охлажденным или нагретым до требуемых параметров, а перед началом заправки ракетоносителя горючим-жидким водородом вместо воздуха для термостатирования используется газообразный азот с теми же параметрами, что и воздух. Способ реализуется в устройстве, которое содержит компрессор, фильтр, охладитель и нагреватель воздуха либо азота.

Недостатком аналога по патенту №2335706 является использование воздуха достаточно высокого давления Р0=12 кгс/см2 без редуцирования, использование нетеплоизолированного воздуховода и, как следствие, неконтролируемый процесс теплообмена при термостатировании.

Другим аналогом для заявляемой группы изобретений является патент РФ №2335438, опубликован 2008.10.10, «Способ термостатирования космической головной части воздухом высокого давления и система для его осуществления». Способ предназначен для термостатирования воздухом высокого давления КА при нахождении его на стартовом комплексе после заправки ракетных ступеней горючим и окислителем. Во время этого термостатирования давление воздуха понижают при помощи редуктора от начального РН=400 кгс/см2 до РРАБ, где 100 ≥ РРАБ ≥ 60 кгс/см2. Согласно эффекту Джоуля-Томсона при таком редуцировании на выходе из редуктора воздух будет иметь низкую температуру, если, допустим, ТН=20°С=293 К, то 222 ≥ ТРАБ ≥ 200, а -50°С ≥ К ≥ -73°С. Подогрев воздуха, имеющего столь низкую отрицательную температуру, негативную для аппаратуры и автоматики ракеты, до штатной температуры термостабилизации (на космодромах термостабилизация КА проводится при Т≈20°С=293 К) является и сложной технической задачей, и требует больших энергетических затрат. И то, и другое является существенным недостатком способа - аналога по патенту РФ №2335438.

Наиболее близким к заявляемой группе изобретений является патент РФ №2657603, дата регистрации 14.06.2018, «Способ воздушного термостатирования отсеков космического аппарата при наземных испытаниях и устройство для его осуществления».

Суть способа заключается в том, что термостатирование отсеков КА при наземных испытаниях производят воздухом из окружающей среды, который охлаждают, осушают, нагревают и подают в термостатируемый отсек КА, при этом перед наземными испытаниями в процессе нагнетания измеряют температуру воздуха на входе и на выходе из нагнетателя при различных расходах воздуха, в процессе испытаний обеспечивают заданный расход воздуха в нагнетатель, после охлаждения и осушки нагревают воздух внутри теплоизолированной зоны до требуемой температуры, а затем подают этот воздух в термостатируемый отсек КА.

Недостатками прототипа являются:

- отсутствие фильтрации запыленного воздуха, нагнетаемого из внешней воздушной среды в отсек КА, т.к. среди пыли в нагнетаемом воздухе могут оказаться обычная земная грязь, шерстинки и пушинки, тканевые волокна, фрагменты волос человека, кусочки пленки и т.д. [Фукс Н.А. Механика аэрозолей. М.: изд. АН СССР. 1955. 351 с.];

- выделение избыточной тепловой энергии во время работы теплогенерирующей энергии аппаратуры в отсеке КА, которую при воздушном термостатировании необходимо адресно удалять;

- отсутствие промышленного диапазона рабочих температур, в котором допускается штатное функционирование аппаратуры, а точные значения температуры воздуха необходимы в редких случаях, например, при наземном термостатировании космических антенн для КА;

- трудоемкость и сложность работы, для выполнения которой требуются экспериментаторы с высокой инженерной квалификацией, продолжительное время подготовки устройства к работе, привлечение дополнительных средств измерения (например, для данных по расходам воздуха необходимо измерение скоростных эпюр на входе в нагнетатель воздуха и т.д.);

- отсутствие надежности, так как устройство, включает в себя несколько сложных взаимосвязанных друг с другом вращающихся и подвижных элементов, таких как нагнетатель воздуха с регулируемым числом оборотов ротора, холодильный компрессор, охладитель-осушитель воздуха (требуется замена адсорбентов), нагреватель воздуха и т.п.

Техническим результатом заявляемой группы изобретений «Способ воздушного термостатирования автономных блоков космических аппаратов при наземных испытаниях с помощью радиатора и аэродинамический модуль для его осуществления» является:

- максимальное увеличение срока безотказной работы, минимизация технического риска, отказ за ненадобностью от использования сложной и взаимосвязанной совокупности устройств, в узлах и элементах которых при термостатировании могут возникать отказы и дефекты;

- повышение стабильности, отказоустойчивости и надежности способа воздушного термостатирования, улучшение массово-габаритных характеристик аэродинамического модуля, используемого для осуществления этого способа;

- отказ при термостатировании от использования воздуха с температурой «градус в градус» за ненадобностью и использование при термостатировании автономных блоков КА воздуха с номинальной температурой, принадлежащей диапазону рабочих температур тепловыделяющих приборов бортовой аппаратуры;

- использование цифровых расходомеров и поверхностных датчиков температуры при контроле тепловыделения автономными блоками, модулями и макетами КА при их термостатировании с помощью аэродинамического модуля; передача данных по температуре через интерфейсный порт USB-2(3) в персональный компьютер;

- разработка производственного, лаконично-элегантного дизайна для аэродинамического модуля, позволяющего повторно и оперативно использовать этот модуль в различных ситуациях, а также уменьшение расходов на реализацию данного способа, снижение финансовых и производственных издержек при обслуживании и проведении как кратковременного, так и долговременного воздушного термостатирования автономных блоков КА.

Указанный выше технический результат изобретения достигается тем, что способ воздушного термостатирования автономных блоков космических аппаратов при наземных испытаниях с помощью радиатора и аэродинамический модуль для его осуществления включает в себя заполнение баллона-ресивера высоконапорным воздухом из компрессора и поддержание требуемого давления высоконапорного воздуха в баллоне-ресивере, масловлагоотделение и осушение, контроль датчиками давления, температуры и цифровыми расходомерами параметров воздуха в воздушном тракте, на выходе из баллона-ресивера магистральную фильтрацию высоконапорного воздуха, вниз по потоку при помощи редукторов редуцирование высоконапорного воздуха, наполнение редуцированным воздухом теплоизолированного эжекторного баллона-ресивера, его подогрев, еще одну фильтрацию и подачу воздуха в многоствольный теплоизолированный эжектор с большим коэффициентом эжекции , где ≥ 9, подвод воздуха на выходе из эжектора в гибкий, пластиковый, в теплоизоляции трубопровод с закрепленным внутри него термонагревательным кабелем, затем разветвление подвода воздуха на два потока, контроль расхода воздуха при помощи цифровых расходомеров и его подачу к аэродинамическому модулю в термоконтейнер, где происходит упорядоченное термостатирование радиатора и скрепленного с ним автономного блока с бортовыми приборами охлаждающими воздушными потоками, сформированными в виде плоских воздушных струй, причем натекание плоских воздушных струй на стенки радиатора происходит под углом α, где 5° ≥ α ≥ 10°, а по завершении охлаждения стенок радиатора воздушные струи истекают в окружающее пространство, причем при обтекании и охлаждении стенок радиатора предусмотрена турбулизация плоских воздушных струй при помощи турбулизаторов с целью интенсификации турбулентного теплообмена при вынужденной конвекции между стенками радиатора и воздушными струями, измерение поверхностной температуры стенок радиатора и передача результатов измерения через интерфейсный порт USB-2 (3) в персональный компьютер для последующего использования, также предусмотрено размещение на выходе из эжектора внутри гибкого, пластикового, в теплоизоляции трубопроводе термонагревательного кабеля, способного изменять свое сопротивление в зависимости от температуры воздуха, протекающего в этом трубопроводе, и подогрев воздуха на ΔT, где 15° ≥ ΔT ≥ 25° градусов в зимнее время в теплоизолированном эжекторном баллоне-ресивере.

Аэродинамический модуль для воздушного термостатирования автономных блоков космических аппаратов при наземных испытаниях с помощью радиатора, состоит из автономного блока с бортовой аппаратурой и размещенными внутри него тепловыми трубами и тепловым коллектором, скрепленного с этим автономным блоком термостатируемого радиатора с размещенной внутри него контурной тепловой трубой, патрубками для подвода охлаждающего воздуха, переносного сборно-разборного из двух сопряженных половин термоконтейнера, выполненного из теплоизоляционного материала в виде полого с пластинами жесткости в стенках прямоугольного параллелепипеда с гибким креплением типа застежки-молнии, которое закрывается-открывается с помощью двух бегунков; установленных на днище каждой из половин термоконтейнера с возможностью вращения цилиндрических коллекторов с плоскими щелевыми соплами, причем на одном торце этих цилиндрических коллекторов предусмотрен патрубок для подвода воздуха, а противоположный, выпуклый эллиптического типа, торец является глухим и изготовлен заодно с внешней осью, на которой закреплен маховичок регулирования угла натекания плоской воздушной струи на боковую стенку термостатируемого радиатора; закрепленных на боковых стенках термостатируемого радиатора с помощью алюминиевой клейкой ленты съемных поверхностных датчиков температуры, измеряющих и передающих температурные параметры через интерфейсный порт USB-2 (3) в персональный компьютер; комплекта для термостатируемого радиатора регулируемой ленточной обвязки с застежкой, композитных нитей-подвесок и турбулизаторов, закрепленных на этих нитях-подвесках, причем все компоненты обвязки, нитей-подвесок и турбулизаторы изготовлены из углерод-углеродного композиционного материала с низкой тепловой проводимостью.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема установки, в которой реализован способ воздушного термостатирования автономных блоков космических аппаратов при наземных испытаниях с помощью радиаторов; на фиг. 2 - общий вид аэродинамического модуля; на фиг. 3 - продольный разрез аэродинамического модуля по АА; на фиг. 4 - поперечный разрез аэродинамического модуля по ББ; на фиг. 5 - вид по В на аэродинамический модуль с частичным вырезом.

Установка, в которой реализован способ воздушного термостатирования автономных блоков космических аппаратов при наземных испытаниях с помощью радиатора (фиг. 1), включает компрессор 1, баллон-ресивер 2, запорные вентили 3, магистральный фильтр 4, масловлагоотделитель 5, осушитель воздуха 6, датчики давления 7, съемные поверхностные датчики температуры 8, редукторы 9, эжекторный баллон-ресивер 10 в теплоизоляции, электрический нагреватель 11, многоствольный теплоизолированный эжектор 12 с большим коэффициентом эжекции, гибкий пластиковый в теплоизоляции эжекторный трубопровод 13 с закрепленным внутри него термонагревательным кабелем 14, разветвитель 15 с цифровыми расходомерами 16, аэродинамический модуль 17.

Аэродинамический модуль 17 (фиг. 2), в свою очередь, включает в себя автономный блок 18 с бортовой аппаратурой 19, термоконтейнер 20 с ручками для переноса 21, радиатор 22, гибкую застежку-молнию 23 для термоконтейнера 20, патрубки подвода воздуха 24, (далее фиг. 3, 4, 5) цилиндрические коллекторы 25 с плоскими щелевыми соплами 26, съемную ленточную обвязку 27, нити-подвески 28, турбулизаторы 29; маховички 30, закрепленные на осях 31 цилиндрических коллекторов 25; пластины жесткости 32.

Первый подготовительный этап работы на установке, в которой реализована заявляемая группа изобретений, начинается с подачи заявки на компрессорную станцию с указанием времени проведения термостатирования и требуемых параметров воздуха (давления, температуры, точки росы и т.п.). На предприятии-заявителе воздух подается в цеха с давлением Р=35 МПа, точкой росы, соответствующей температуре Тросы=-55°С=218 К и содержанием воды в воздухе 0,021 г/м3. Для сравнения заметим, что при температуре воздуха Т=20°С и влажности 40% (комфортные условия для человека) содержание воды в воздухе соответствует 7,1 г/м3.

Одновременно с подачей заявки выполняется работа по подготовке аэродинамического модуля к термостатированию. Работа начинается с установки и крепления радиатора 22 к автономному блоку 18 с бортовой аппаратурой 19. Далее, по окончании крепления радиатора 22 на автономном блоке 18, на радиаторе 22 необходимо закрепить съемную ленточную обвязку 27 с нитями-подвесками 28 и турбулизаторами 29, а также съемные поверхностные датчики температуры 8, используя для их крепления, например, липкую армированную алюминиевую ленту.

С помощью турбулизаторов 29 создаются вихревые неупорядоченные течения при турбулентном теплообмене, которые интенсифицируют процесс вынужденной конвекции.

После этого на радиатор 22 надевается и закрепляется, используя гибкую застежку-молнию 23, термоконтейнер 20. Далее с помощью маховичков 30 плоские щелевые сопла 26 цилиндрических коллекторов 25 выставляются на требуемый угол натекания α, где 5° ≥ α ≥ 10° плоской воздушной струи на боковые стенки радиатора 22, а соединительные провода съемных поверхностных датчиков температуры 8 выводятся из термоконтейнера 20 наружу. Аэромодуль 17 готов к работе. Подсоединение съемных поверхностных датчиков температуры 8 к серверу либо ноутбуку производится позже.

Второй подготовительный этап - это подготовка газодинамической установки (ГДУ). На компрессорной станции такие устройства, как компрессор 1, баллон-ресивер 2, запорные вентили 3, магистральный фильтр 4, маслоотделитель 5, осушитель воздуха 6, датчики давления 7 и съемные поверхностные датчики температуры 8, редукторы 9 смонтированы и являются штатным оборудованием с разрешительными документами. От компрессорной станции к испытательной станции, где осуществляется термостатирование автономных блоков КА, подведен воздушный теплоизолированный трубопровод требуемого сечения. Этот теплоизолированный трубопровод подсоединяется к эжекторному баллону-ресиверу 10 с электрическим нагревателем 11. Эжекторный баллон-ресивер 10, в свою очередь, стыкуется с помощью теплоизолированного трубопровода с многоствольным теплоизолированным эжектором 12, а эжектор при помощи такого же гибкого пластикового в теплоизоляции эжекторного трубопровода 13 с термонагревательным кабелем 14 соединяется с разветвителем 15 с смонтированными на его патрубках цифровыми расходомерами 16. Термонагревательный кабель 14 включается в работу в зимнее время. Термонагревательный кабель 14 крепится к внутренней поверхности гибкого пластикового в теплоизоляции эжекторного трубопровода 13 и может изменять свое сопротивление в зависимости от температуры протекающего воздуха. С уменьшением температуры воздуха сопротивление кабеля уменьшается и, как следствие, увеличивается протекающий ток и увеличивается выделяемая кабелем тепловая мощность. В эжекторе отсутствуют подвижные узлы и детали, поэтому вероятность его безотказной работы (ВБР) равна 1.

По окончании подготовительных этапов работы по аэродинамическому модулю 17 и ГДУ, разветвитель 15 с цифровыми расходомерами 16 подсоединяют к патрубкам подвода воздуха 24 аэродинамического модуля 17, а соединительные провода съемных поверхностных датчиков температуры 8, укрепленных на радиаторе 22, через интерфейсный порт подсоединяются к компьютеру. Далее возможно для автономного блока 18 с бортовой аппаратурой 19 КА выполнить штатное термостатирование с воздушным охлаждением.

Предварительное опробование газодинамической установки (ГДУ) и вывод ее на требуемый режим термостатирования производится при помощи редукторов 9 (возможно и одного редуктора), при этом требуемые параметры напорного воздушного потока контролируются датчиками давления 7, съемными поверхностными датчиками температуры 8 и цифровыми расходомерами 16.

При штатном термостатировании, используя ранее выполненную этапную подготовку, открывают последовательно запорные вентили 3 и подают редуцированный расход воздуха в эжекторный баллон-ресивер 10, многоствольный теплоизолированный эжектор 12 и цилиндрические коллекторы 25 аэродинамического модуля 17. При этом производится контроль параметров воздуха по датчикам давления 7, по съемным поверхностным датчикам температуры 8 и цифровым расходомерам 16. Из цилиндрических коллекторов 25 истекающие плоские воздушные струи натекают и охлаждают боковые стенки радиатора 22. По установлению стационарного режима истечения воздуха на бортовую аппаратуру 19 КА подается электрическое напряжение и контролируется ее штатная работа в течение заданного периода времени.

1. Способ воздушного термостатирования автономных блоков космических аппаратов при наземных испытаниях с помощью радиатора, включающий заполнение баллона-ресивера высоконапорным воздухом из компрессора и поддержание требуемого давления высоконапорного воздуха в баллоне-ресивере, масловлагоотделение и осушение, контроль датчиками давления, съемными поверхностными датчиками температуры и расходомерами параметров воздуха в воздушном тракте, отличающийся тем, что на выходе из баллона-ресивера предусмотрена магистральная фильтрация высоконапорного воздуха, вниз по потоку при помощи редукторов высоконапорный воздух редуцируют, наполняют этим воздухом теплоизолированный эжекторный баллон-ресивер, вновь фильтруют и после фильтрации направляют в многоствольный теплоизолированный эжектор с большим коэффициентом эжекции к, где к≥9, причем на выходе из эжектора воздух направляют в гибкий пластиковый в теплоизоляции эжекторный трубопровод с закрепленным внутри него термонагревательным кабелем, затем разветвляют на два потока, контролируют расход воздуха при помощи цифровых расходомеров и направляют к аэродинамическому модулю в термоконтейнер, где происходит упорядоченное термостатирование радиатора и скрепленного с ним автономного блока с бортовыми приборами охлаждающими воздушными потоками, сформированными в виде плоских воздушных струй, причем натекание плоских воздушных струй на стенки радиатора происходит под углом натекания α, где 5°≥α≥10°, а по завершении обтекания стенок радиатора воздушные струи истекают в окружающее пространство, причем при обтекании и охлаждении стенок радиатора предусмотрена турбулизация плоских воздушных струй при помощи турбулизаторов с целью интенсификации турбулентного теплообмена при вынужденной конвекции между стенками радиатора и воздушными струями, а также измерение поверхностной температуры стенок радиатора и передача результатов измерения через интерфейсный порт USB-2 (3) в персональный компьютер для последующего использования.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что на выходе из эжектора в гибком, пластиковом, в теплоизоляции трубопроводе внутри него закреплен термонагревательный кабель, способный изменять свое сопротивление в зависимости от температуры воздуха, протекающего в этом трубопроводе.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при воздушном термостатировании в зимнее время воздух в теплоизолированном эжекторном баллоне-ресивере подогревают на ΔT, где 15°≥ΔT≥25°.

4. Аэродинамический модуль для воздушного термостатирования автономных блоков космических аппаратов при наземных испытаниях с помощью радиатора, включающий автономный блок с бортовой аппаратурой и размещенными внутри него тепловыми трубами и тепловым коллектором, скрепленный с этим автономным блоком термостатируемый радиатор с размещенной внутри него контурной тепловой трубой, патрубки для подвода охлаждающего воздуха, отличающийся тем, что аэродинамический модуль является переносным и содержит сборно-разборный из двух сопряженных половин термоконтейнер, выполненный из теплоизоляционного материала в виде полого с пластинами жесткости в стенках прямоугольного параллелепипеда с гибким креплением типа застежки-молнии, которое закрывается-открывается с помощью двух бегунков; на днище каждой из половин термоконтейнера установлены с возможностью вращения цилиндрические коллекторы с плоскими щелевыми соплами, причем на одном торце этих цилиндрических коллекторов предусмотрен патрубок для подвода воздуха, а противоположный, выпуклый эллиптического типа, торец является глухим и изготовлен за одно с внешней осью, на которой закреплен маховичок регулирования угла натекания плоской воздушной струи на боковую стенку термостатируемого радиатора; на боковых стенках термостатируемого радиатора при помощи алюминиевой клейкой ленты закреплены съемные поверхностные датчики температуры, измеряющие и передающие температурные параметры через интерфейсный порт USB-2 (3) в персональный компьютер, термостатируемый радиатор аэродинамического модуля укомплектован регулируемой ленточной обвязкой с застежкой, композитными нитями-подвесками и турбулизаторами, закрепленными на этих нитях-подвесках, причем все компоненты обвязки, нитей-подвесок и турбулизаторы изготовлены из углерод-углеродного композиционного материала с низкой тепловой проводимостью.



 

Похожие патенты:

Устройство и способ для измерения плотности падающих тепловых потоков при наземных тепловакуумных испытаниях космических аппаратов относятся к космической технике, а именно к контролю теплового режима космического аппарата под воздействием окружающей среды, имитирующей космическое пространство. Устройство для измерения плотности падающих тепловых потоков при наземных тепловакуумных испытаниях космических аппаратов выполнено из двух рядом расположенных в одной плоскости узлов, в состав каждого из которых входят две плоско параллельные пластины приемники лучистой энергии (ПЛЭ) с наклеенными датчиками температуры на наружных поверхностях.

Изобретение относится к космической технике. Телескопическое стреловое устройство содержит телескопическую стрелу из секций, вставленных одна в другую, а также механизм выдвижения и складывания.
Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к наземной проверке космических аппаратов (КА) на работоспособность. Способ проведения тепловакуумных испытаний при наземной проверке КА на работоспособность включает помещение КА в вакуумную камеру, вакуумирование камеры, создание на поверхности КА рабочей температуры, включение аппаратуры КА и оценивание работоспособности КА.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к устройствам, используемым на этапе наземных тепловакуумных испытаний спутников стандарта CubeSat. Стенд для тепловакуумных испытаний спутников стандарта CubeSat форматов от 1U до 12U содержит вакуумную камеру, имитатор солнечного излучения и опорно-поворотное устройство.
Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к наземным тепловакуумным испытаниям космических объектов. Способ захолаживания системы космического объекта, работающей в вакууме, при моделировании условий штатной эксплуатации заключается в том, что устанавливают испытываемую систему в вакуумную камеру, вакуумируют вакуумную камеру и захолаживают испытываемую систему.
Изобретение относится к области испытательной техники, в частности, к наземной проверке космических аппаратов (КА). Способ имитации давления в вакуумной камере при наземной проверке КА на работоспособность, при котором помещают КА в вакуумную камеру, вакуумируют её и проверяют КА на работоспособность.

Изобретение относится к вакуумной технологии очистки поверхности и нанесения упрочняющих покрытий на изделия из кварцевого стекла, преимущественно марки КВ, указанная технология может быть использована в космических аппаратах в условиях космического пространства. Предложен способ восстановления прозрачного упрочняющего неорганического покрытия из кварцевого стекла марки КВ на поверхности изделия из кварцевого стекла, используемого в космическом аппарате, осуществляемый в имитируемых условиях космического пространства.

Изобретение относится к испытаниям элементов космических аппаратов (КА) с имитацией условий космического пространства. Стенд содержит вакуумную камеру (ВК) с системой ее вакуумирования (СВ), криогенный экран, расположенный по внутреннему контуру ВК, имитатор внешних тепловых потоков, систему управления процессом испытаний.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к устройствам, применяемым при наземном тестировании. Универсальный имитатор транспортно-пускового контейнера состоит из корпуса с основанием в виде плиты, верхней горизонтальной крышки, вертикальных боковых стенок с окнами и с угловыми направляющими, толкателя и его пружин.

Изобретение относится к стендовым испытаниям электрических ракетных двигателей. Система отвода теплоты при испытаниях электрических ракетных двигателей в вакуумных камерах, имитирующих космическую среду, включает теплоотводящий охлаждаемый экран и чиллер.
Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к испытаниям изделий, например, космических аппаратов (КА) на обезгаживание в условиях, приближенных к эксплуатационным, и может быть использовано в космической технике при проведении испытаний комплектующих КА: аппаратуры, приборов, узлов конструкции, бортовой кабельной сети, экрановакуумной теплоизоляции. Обезгаживание комплектующих КА необходимо для того, чтобы исключить конденсацию продуктов газоотделения и испарения в вакууме от них на оптические и радиационные поверхности КА в полете и тем самым повысить работоспособность оптических и радиационных поверхностей КА. Способ обезгаживания элементов конструкции космических аппаратов в наземных условиях заключается в том, что помещают космический аппарат в тепловакуумную камеру с криогенными экранами, вакуумируют ее до заданного давления. Далее заполняют криогенный экран тепловакуумной камеры жидким азотом. Одновременно создают тепловой поток заданной температуры на поверхности космического аппарата. Поддерживают на поверхности космического аппарата заданную температуру и выдерживают космический аппарат при заданной температуре в тепловакуумной камере заданный промежуток времени. Для создания и поддержания на поверхности космического аппарата заданной температуры используют тепловой поток от имитатора солнечного излучения, регулируя его интенсивность. Включают бортовую аппаратуру космического аппарата, при этом поддерживают заданное давление в тепловакуумной камере на уровне ниже давления возникновения электрического разряда в вакууме при максимальном напряжении электропитания включенной бортовой аппаратуры космического аппарата. Измеряют с заданной периодичностью давление в тепловакуумной камере, при достижении стабильной величины которого измеряют значение установившегося суммарного потока натекания и газоотделения в тепловакуумной камере. После чего прекращают вакуумирование тепловакуумной камеры и выдержку космического аппарата в ней. Изобретение обеспечивает увеличение срока службы аппаратуры, имеющей в своем составе оптические и радиационные поверхности и получение количественной оценки дегазации.
Наверх