Аварийный привод выпуска шасси

Изобретение относится к аварийным системам пассажирских самолётов. Аварийный привод выпуска шасси самолета содержит насос (1) первой подсистемы, соединенный механически валом (2) с гидромотором (3) второй подсистемы, обратный клапан (4) и дроссель (5). Гидромотор (3) подключен к питанию второй подсистемы. Дроссель (5) выполнен с возможностью преобразования давления в линии нагнетания насоса в давление управления многопозиционным дросселирующим гидрораспределителем (6), изменяя баланс сил на его плунжере, ход которого ограничен пружиной. Многопозиционный гидрораспределитель (6) выполнен с возможностью изменения подачи рабочей жидкости к гидромотору 3, обеспечивающему соответствующий привод насоса, в случае, если баланс сил на плунжере нарушается. Достигается повышение быстродействия. 1 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в аварийных системах пассажирских самолётов.

Известен аналог аварийного привода шасси, включающий в себя кран аварийного выпуска шасси; электрогидравлический распределитель с аварийным переключателем; гидропневмоцилиндры открытия замков убранного положения главная опора шасси (ГОШ) и передняя опора шасси (ПОШ); цилиндр-подкос ПОШ; цилиндры-подкосы ГОШ; цилиндры средних створок; цилиндры створок колёс; аварийные клапаны. Исходным положением для работы системы является убранное положение шасси. Рукоятка переключателя крана шасси может занимать любое положение. При вытягивании ручки-держки крана аварийного выпуска шасси на себя до упора начинается аварийный выпуск передней опоры в следующем порядке. Сжатый воздух из баллонов аварийной пневмосистемы с давлением, равным 15 ± 0,5 МПа, поступает в аварийный электромагнитный клапан с пружинным возвратом (нижний), который переключается, отсекая линию аварийного выпуска передней опоры от сливной магистрали гидросистемы и открывая доступ воздуху в линию аварийного выпуска. Сжатый воздух поступает также к аварийному переключателю электрогидрокрана-распределителя, который соединяет рабочую линию уборки со сливом. В конструкции крана-распределителя предусмотрена гидромеханическая блокировка, исключающая непреднамеренную уборку шасси после аварийного выпуска при нахождении рукоятки переключателя крана - Аварийная система выпуска шасси распределителя в положении «УБРАНО». При подаче давления воздуха в аварийный переключатель он стопорится в положении, соединяющем линию уборки шасси со сливом. Это положение аварийного переключателя исключает уборку шасси и сохраняется даже после стравливания воздуха из аварийных линий. [Электронный ресурс] // URL: https://allrefrs.ru/4-27977.html (Дата обращения: 28.09.2021).

Недостатком данного аналога является низкая безотказность электрогидравлического клапана с пружинным возвратом.

Известна система аварийного выпуска шасси посредством свободного падения под действием силы тяжести, содержащая узел шасси, подвижный между убранным и выпущенным положениями, створку шасси, имеющую закрытое состояние, когда узел шасси находится в убранном положении, и подвижную в открытое состояние, чтобы позволять узлу шасси перемещаться в выпущенное положение, механизм запирания шасси, который включает в себя привод запирания, имеющий предварительно установленный предел мертвого хода такой, что перемещение привода запирания в пределах диапазона мертвого хода предотвращает механизм запирания шасси от физического разблокирования узла шасси, и перемещение привода запирания за пределы мертвого хода разблокирует механизм запирания шасси от узла шасси, и систему синхронизации шасси в свободном падении, функционально соединенную с механизмом запирания шасси и со створкой шасси, причем система синхронизации шасси в свободном падении включает в себя: первую рабочую последовательность при приведении в действие системы синхронизации шасси в свободном падении, во время которой привод запирания перемещается в пределах диапазона мертвого хода, тогда как одновременно створка шасси имеет возможность свободного падения под действием силы тяжести из закрытого состояния к своему открытому состоянию, и вторую рабочую последовательность, которая выполняется с задержкой по времени относительно начала первой рабочей последовательности, во время которой привод запирания перемещается за пределы мертвого хода, чтобы позволять свободное падение под действием силы тяжести узлу шасси из убранного положения в его выпущенное положение, посредством чего первая и вторая рабочие последовательности системы синхронизации шасси в свободном падении позволяют створке шасси перемещаться посредством свободного падения под действием силы тяжести к ее открытому состоянию перед перемещением посредством свободного падения под действием силы тяжести шасси к его выпущенному положению. (патент РФ № 2455197, МПК B64C 25/30, опубл. 21.03.2017).

Недостатком данного аналога является отсутствие функции уборки шасси и высокая вероятность заедания механизмов.

Известна система манипулирования шасси летательного аппарата, содержащая клапан, управляемый электрически, или электроклапан, который обеспечивает соединение специфического гидравлического контура отсека шасси с общей гидравлической системой летательного аппарата. Управление электроклапаном выполняется из кабины экипажа и обеспечивает подключение к функционированию гидравлического контура отсека шасси. Открытие створок и последующий выпуск шасси обеспечиваются при помощи гидравлического контура, последовательно управляемого при помощи электронного вычислителя. Таким образом, факт наличия электрически управляемого клапана, предназначенного для створок, и другого электрически управляемого клапана, предназначенного для выпуска шасси, позволяет обеспечить открытие клапанов в различные моменты времени, в той или иной степени отличающиеся друг от друга, что позволяет обеспечить определенную последовательность в выполнении операций открытия створок и выпуска шасси. (патент FR № 2007115053/11, МПК B64C 25/24, опубл. 10.08.2009).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой установке является аварийный привод выпуска шасси с блоком передачи мощности, в котором вспомогательный источник гидравлической энергии включает мотор и насос, которые соединены общим валом. Вход насоса соединен дополнительной линией всасывания с полостью гидробака с рабочей жидкостью первой подсистемы гидропитания, а его выход - с выходом дополнительной магистрали линии нагнетания первой подсистемы гидропитания. Дополнительная магистраль линии нагнетания третьей подсистемы гидропитания соединена с входом упомянутого мотора вспомогательного источника гидравлической энергии через электромагнитный клапан с пружинным возвратом, который выполнен с возможностью открытия и закрытия подачи рабочей жидкости (патент РФ № 2455197, МПК B64C 13/36, опубл. 10.07.2012).

Недостатком ближайшего аналога является неустойчивая работа блока передачи мощности при изменении нагрузки на исполнительных гидродвигателях, что приводит к неконтролируемому изменению давления рабочей жидкости в гидросистеме как на входе в гидромотор, так и на выходе из насоса. Из-за колебаний давлений блок передачи мощности может как быстро ускоряться под нагрузкой, так и внезапно останавливаться, при этом каждый скачок давления может длиться только секунду, создавая режим остановки-запуска. Постоянное быстрое включение и выключение блока передачи мощности приводит ко многим негативным эксплуатационным факторам.

Кроме того, используемые на входе в гидромотор агрегаты дистанционного включения блока передачи мощности и устройства ограничения мощности, подаваемой к гидромотору гидравлической энергии, не учитывают действительные потребности энергии за насосом в аварийной подсистеме.

Задача изобретения - повышение надёжности аварийного привода выпуска шасси и соответственно, гидравлической аварийной системы самолёта.

Технический результат - сокращение ошибки во время определения аварийного режима работы гидравлической аварийной системы самолёта за счет учета информации о действительной нагрузке на исполнительных гидродвигателях, повышение быстродействия аварийного привода выпуска шасси.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что аварийный привод выпуска шасси, содержащий гидромотор, соединённый общим валом с насосом, обратный клапан, в отличие от прототипа содержит дроссель, преобразующий давление в линии нагнетания насоса при изменении действительной нагрузки на исполнительных гидродвигателях в давление управления многопозиционным дросселирующим гидрораспределителем, подключенным к гидромотору, обеспечивая необходимые крутящий момент и частоту вращения гидромотора, осуществляющего привод насоса.

Существо изобретения поясняется чертежом, на котором изображена принципиальная гидравлическая схема аварийного привода выпуска шасси.

Аварийный привод выпуска шасси самолета содержит насос 1 первой подсистемы, соединенный механически валом 2 с гидромотором 3 второй подсистемы, который подключен к питанию этой подсистемы, обратный клапан 4 и дроссель 5, преобразующий давление в линии нагнетания насоса в давление управления многопозиционным дросселирующим гидрораспределителем 6, изменяя баланс сил на его плунжере, ход которого ограничен пружиной. Если баланс сил на плунжере нарушается, то многопозиционный гидрораспределитель 6 изменяет подачу рабочей жидкости к гидромотору 3, обеспечивающему соответствующий привод насоса.

Аварийный привод выпуска шасси работает следующим образом. При включении в работу потребителей (исполнительных гидродвигателей) давление в нагнетательной линии насоса 1 меняется. Величина давления, отражающая действительные нагрузки на потребителях первой подсистемы, снижается пропорционально в дросселе 5 до величины давления управления многопозиционным дросселирующим гидрораспределителем 6, определяющего подачу рабочей жидкости от второй подсистемы к гидромотору 3. Несмотря на работу гидрораспределителя 6 от двух подсистем рабочие жидкости не смешиваются. Повышение быстродействия привода выпуска шасси достигается за счет передачи информации о действительной нагрузке на гидродвигателях при уборке и выпуске шасси посредством гидравлического сигнала, подаваемого на гидрораспределитель 6 и, через гидромотор 3, соответственно на насос 1 для компенсации изменения нагрузки, что сокращает время переходных процессов при работе блока передачи мощности.

Таким образом, заявленный аварийный привод выпуска шасси самолета обеспечивает регулируемую работу гидромотора в зависимости от требуемых действительных нагрузок на резервируемых исполнительных гидродвигателях. Отбираемая от основной подсистемы мощность для организации работы блока передачи мощности является автоматически регулируемой величиной и отражает реальную потребность использования.

Итак, заявляемое изобретение позволяет повысить надёжность гидравлической аварийной системы самолёта, сократить ошибку во время определения аварийного режима работы системы за счет учета информации о действительной нагрузке на исполнительных гидродвигателях и повышает быстродействие.

Аварийный привод выпуска шасси, содержащий гидромотор, соединённый общим валом с насосом, обратный клапан, отличающийся тем, что содержит дроссель, преобразующий давление в линии нагнетания насоса при изменении действительной нагрузки на исполнительных гидродвигателях в давление управления многопозиционным дросселирующим гидрораспределителем, подключенным к гидромотору, обеспечивая необходимые крутящий момент и частоту вращения гидромотора, осуществляющего привод насоса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе аварийного выпуска узлов убирающегося шасси летательного аппарата (ЛА) под действием силы тяжести. Система аварийного выпуска содержит узел шасси, подвижный между убранным и выпущенным положениями, створку шасси, механизм запирания шасси, который включает в себя привод запирания, а также систему синхронизации.

Изобретение относится к авиации, а именно к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов, в частности к механическим устройствам для управления замками шасси самолета. .

Изобретение относится к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов, а именно к механическим устройствам управления замками шасси самолета, и может быть использовано в аварийных системах выпуска шасси. .

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в аварийных системах выпуска шасси. .

Узел стойки для конструкции шасси летательного аппарата предназначен для перевода между конфигурацией выпущенного состояния, соответствующей летательному аппарату, находящемуся на земле, и конфигурацией убранного состояния, в которой узел стойки укорочен вдоль своей продольной оси относительно конфигурации выпущенного состояния, для укладки во время полета.

Изобретение относится к шасси воздушного судна и касается регулирующего привода шасси. Шасси содержит телескопическую стойку, тележку шасси, соединенную с возможностью поворота с нижней частью телескопической стойки, регулирующий привод, а также первый и второй шарнирные рычаги, соединенные с возможностью поворота с концом регулирующего привода.

Изобретение относится к активному полурычажному шасси для использования в воздушном судне и касается увеличения высоты воздушного судна над поверхностью земли во время этапа взлета. Активное полурычажное шасси содержит основную стойку, причем основная стойка содержит гидропневматическую камеру основной стойки, имеющую давление камеры, и поршень основной стойки, а также механизм повышения давления.

Изобретение относится к авиационной технике и касается способа изменения клиренса летательного аппарата (ЛА) во время стоянки посредством изменения положения опор шасси. Во время стоянки клиренс ЛА изменяется посредством перемещения опор шасси.
Наверх