Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя

Изобретение относится к способам регулирования турбореактивного двигателя для обеспечения ограничений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной в регуляторе двигателя, не превышающих максимально допустимых значений. Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя, в котором предварительно для данного типа двигателей со штатной программой поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого (n1ОГР) и высокого давления (n2ОГР) и температуры газов за турбиной (Т4ОГР) на максимальном режиме работы двигателя формируют программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления (n1ОГР), а также программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления с увеличением на 1% относительно исходной (n1ОГР+1%), затем проводят испытания репрезентативного количества образцов двигателей данного типа, при которых на максимальном режиме выполняют измерение частот вращения ротора низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной при программах n1ОГР (n1, n2, Т4) и n1ОГР+1% (n1+1%, n2+1%, Т4+1%), затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления и изменение температуры газов за турбиной по формулам: (Δn2=n2+1%/n2); (ΔT44+1%/T4), далее для двигателя, у которого на максимальном режиме при штатной программе превышено по меньшей мере одно из значений (n1ОГР), (n2ОГР), (Т4ОГР), измеряют частоту вращения ротора низкого давления (n1ИСХ), частоту вращения ротора высокого давления (n2ИСХ) и температуру газов за турбиной (Т4ИСХ) на максимальном режиме, затем определяют относительную величину отклонения исходного параметра (n1ИСХ), (n2ИСХ) и (Т4ИСХ) от настройки ограничения δn1 по формулам:

затем выбирают наименьшее значение из δn1(по n1), δn1(по n2) и δn1(по Т4) по абсолютной величине, которое в дальнейшем принимают за δn1, далее по формулам определяют настройки ограничений частот вращения роторов низкого (n1НАСТ) и высокого давления (n2НАСТ) и температуры газов за турбиной (Т4НАСТ): n1НАСТ=n1ИСХ*(1+δn1); n2НАСТ=n2ИСХ*(1+Δn2*δn1); Т4НАСТ4ИСХ*(1+Δt4*δn1), на основании которых корректируют штатную программу поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной на максимальном режиме работы двигателя. Изобретение обеспечивает повышение надежности эксплуатации двигателя в течение заданного ресурса.

 

Изобретение относится к способам регулирования турбореактивного двигателя для обеспечения ограничений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной в регуляторе двигателя, не превышающих максимально допустимых значений.

Известен способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя, включающий в себя поддержание эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов на максимальном режиме работы двигателя (см. Ю.Н. Нечаев «Законы управления и характеристики авиационных силовых установок», Москва Машиностроение, 1995 г., страница 272, 273).

Данный способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя не является оптимальным в силу того, что он не обеспечивает ограничений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной не превышающих максимально допустимых значений, что не обеспечивает в дальнейшем надежность эксплуатации двигателя в течение заданного ресурса.

Задача изобретения заключается в обеспечении ограничений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной, не превышающих максимально допустимых значений.

Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного способа является повышение надежности эксплуатации двигателя в течение заданного ресурса.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что в способе регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя, в котором предварительно для данного типа двигателей со штатной программой поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого (n1ОГР) и высокого давления (n2ОГР) и температуры газов за турбиной (Т4огр) на максимальном режиме работы двигателя формируют программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления (n1ОГР), а также программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления с увеличением на 1% относительно исходной (n1ОГР+1%), затем проводят испытания репрезентативного количества образцов двигателей данного типа, при которых на максимальном режиме выполняют измерение частот вращения ротора низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной при программах n1ОГР (n1, n2, T4) и n1ОГР+1% (n1+1%, n2+1%, T4+1%), затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления и изменение температуры газов за турбиной по формулам:

где Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;

n2+1% - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме, при реализации программы ограничения n1ОГР+1%;

n2 - частота вращения ротора высокого давления, при реализации программы ограничения n1ОГР;

где ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;

T4+1% - температура газов за турбиной на максимальном режиме, при реализации программы ограничения n1ОГР+1%;

Т4 - температура газов за турбиной, при реализации программы ограничения n1ОГР;

далее для двигателя, у которого на максимальном режиме при штатной программе превышено по меньшей мере одно из значений (n1ОГР), (n2ОГР), (T4ОГР), измеряют частоту вращения ротора низкого давления (n1Исх), частоту вращения ротора высокого давления (n2Исх) и температуру газов за турбиной (Т4исх) на максимальном режиме, затем определяют относительную величину отклонения исходного параметра (n1ИСх), (n2исх) и (Т4исх) от настройки ограничения по формулам:

где δn1(по n1) - относительная величина отклонения исходного параметра частоты вращения ротора низкого давления на максимальном режиме от максимального значения частоты вращения ротора низкого давления при штатной программе;

n1ОГР - максимальное значение частоты вращения ротора низкого давления при штатной программе;

n1ИСХ - частота вращения ротора низкого давления на максимальном режиме;

где δn1(по n2) - относительная величина отклонения исходного параметра частоты вращения ротора высокого давления на максимальном режиме от максимального значения частоты вращения ротора высокого давления при штатной программе;

n2ОГР - максимальное значение частоты вращения ротора высокого давления при штатной программе;

n2ИСХ - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме;

Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;

где δn1(по Т4) - относительная величина отклонения исходного параметра температуры газов за турбиной на максимальном режиме от максимального значения температуры газов за турбиной при штатной программе;

Т4огр _ максимальное значение температуры газов за турбиной при штатной программе;

Т4исх - температура газов за турбиной на максимальном режиме;

ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;

затем выбирают наименьшее значение δn1 из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине, которое в дальнейшем принимают за δn1, далее по формулам определяют настройки ограничений частот вращения роторов низкого (n1НАСТ) и высокого давления (n2 наст) и температуры газов за турбиной (Т4 наст):

где n1НАСТ - максимальное значение частоты вращения ротора низкого давления;

n1 исх - частота вращения ротора низкого давления на максимальном режиме;

δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) абсолютной величине;

где n2наст - максимальное значение частоты вращения ротора высокого давления;

n2исх - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме;

Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;

δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине;

где Т4Наст _ максимальное значение температуры газов за турбиной;

Т4исх - температура газов за турбиной на максимальном режиме;

ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;

δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине;

на основании которых корректируют штатную программу поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной на максимальном режиме работы двигателя.

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя реализуется следующим образом. Проводят испытания репрезентативного количества образцов двигателей в количестве 5 штук с различными настройками ограничений частоты вращения ротора низкого давления n1=100% и n1+1%=101% на максимальном режиме, при этом фиксируют частоты вращения ротора высокого давления n2=99,5%, n2+1%=100,6% и температуры газа за турбиной Т4=1135 К, T4+1%=1150 К. Затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления Δn2=100,6/99,5=1,011 и изменение температуры газов за турбиной ΔТ4=1150/1135=1,013.

Настройку двигателя имеющего ограничения n1ОГР=100%, n2ОГР=99,5%, Т4ОГР=1140 К (Т4огр=1140 К превышает Т4=1135 К) определяют путем вывода двигателя на максимальный режим, при этом производят измерение частоты вращения ротора низкого давления n1ИСХ=99,8%, частоты вращения ротора высокого давления n2ИСХ=99,6 и температуры газа за турбиной Т4исх=1162 К. Затем определяют относительную величину отклонения исходного значения (n1ИСх), (n2исх) и (Т4исх) от настройки ограничителя δn1

далее выбирают наименьшее δn1=-0,0187. Затем определяют значения ограничений

n1НАСТ=99,8*(1-0,0187)=97,9%

n2НАСТ=99,6*(1-1,011*0,0187)=97,7%

Т4наст=1162*(1-1,013*0,0187)=1140К

Далее полученные настройки вводят в регулятор двигателя.

Таким образом, полученные величины настроек ограничителей частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газа за турбиной не превышают их максимально допустимых ограничений.

Способ регулирования авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя, в котором предварительно для данного типа двигателей со штатной программой поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого (n1ОГР) и высокого давления (n2ОГР) и температуры газов за турбиной (Т4ОГР) на максимальном режиме работы двигателя формируют программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления (n1ОГР), а также программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления с увеличением на 1% относительно исходной (n1ОГР+1%), затем проводят испытания репрезентативного количества двигателей данного типа, при которых на максимальном режиме выполняют измерение частот вращения ротора низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной при программах n1ОГР (n1, n2, T4) и n1ОГР+1% (n1+1%, n2+1%, T4+1%), затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления и изменение температуры газов за турбиной по формулам:

где Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;

n2+1% - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме, при реализации программы ограничения n1ОГР+1%;

n2 - частота вращения ротора высокого давления, при реализации программы ограничения n1ОГР;

где ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;

T4+1% - температура газов за турбиной на максимальном режиме, при реализации программы ограничения n1ОГР+1%;

Т4 - температура газов за турбиной, при реализации программы ограничения n1ОГР;

далее для двигателя, у которого на максимальном режиме при штатной программе превышено по меньшей мере одно из значений (n1ОГР), (n2ОГР), (Т4огр), измеряют частоту вращения ротора низкого давления (n1ИСх), частоту вращения ротора высокого давления (n2исх) и температуру газов за турбиной (Т4исх) на максимальном режиме, затем определяют относительную величину отклонения исходного параметра (n1ИСх), (n2исх) и (Т4исх) от настройки ограничения δn1 по формулам:

где δn1 (по n1) - относительная величина отклонения исходного параметра частоты вращения ротора низкого давления на максимальном режиме от максимального значения частоты вращения ротора низкого давления при штатной программе;

n1ОГР - максимальное значение частоты вращения ротора низкого давления при штатной программе;

n1ИСХ - частота вращения ротора низкого давления на максимальном режиме;

где δn1 (по n2) - относительная величина отклонения исходного параметра частоты вращения ротора высокого давления на максимальном режиме от максимального значения частоты вращения ротора высокого давления при штатной программе;

n2ОГР - максимальное значение частоты вращения ротора высокого давления при штатной программе;

n2ИСХ - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме;

Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;

где δn1 (по Т4) - относительная величина отклонения исходного параметра температуры газов за турбиной на максимальном режиме от максимального значения температуры газов за турбиной при штатной программе;

Т4огр - максимальное значение температуры газов за турбиной при штатной программе;

Т4исх - температура газов за турбиной на максимальном режиме;

ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;

затем выбирают наименьшее значение δn1 из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине, которое в дальнейшем принимают за δn1, далее по формулам определяют настройки ограничений частот вращения роторов низкого (n1НАСТ) и высокого давления (n2наст) и температуры газов за турбиной (Т4наст):

где n1НАСТ - максимальное значение частоты вращения ротора низкого давления;

n1исх - частота вращения ротора низкого давления на максимальном режиме;

δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) абсолютной величине;

где n2наст - максимальное значение частоты вращения ротора высокого давления;

n2исх - частота вращения ротора высокого давления на максимальном режиме;

Δn2 - изменение частоты вращения ротора высокого давления;

δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине;

где Т4Наст - максимальное значение температуры газов за турбиной;

Т4исх - температура газов за турбиной на максимальном режиме;

ΔТ4 - изменение температуры газов за турбиной;

δn1 - наименьшее значение из δn1 (по n1), δn1 (по n2) и δn1 (по Т4) по абсолютной величине;

на основании которых корректируют штатную программу поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления и температуры газов за турбиной на максимальном режиме работы двигателя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к способам регулирования авиационных турбореактивных двигателей (ТРД). Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя включает определение эксплуатационного диапазона частот вращения роторов с высоким уровнем вибраций корпусов.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления многорежимными газотурбинными двигателями (ГТД) с форсажной камерой сгорания (ФКС). Техническая проблема, решение которой обеспечивается при осуществлении заявленного способа управления, заключается в повышении надежности работы двигателя.

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей (ГТД), преимущественно авиационных, и может быть использовано для управления подачей топлива в ГТД. Способ управления газотурбинным двигателем заключается в том, что по показаниям датчиков частоты вращения ротора турбокомпрессора и температуры воздуха на входе в двигатель формируют приведенное значение частоты вращения ротора турбокомпрессора.

Изобретение относится к способу и системе управления системой сгорания газотурбинного двигателя (10). Газотурбинный двигатель (10) имеет камеру (28) сгорания с первичной зоной (110) сгорания, для которой условие в первичной зоне (110) сгорания определяется параметром управления первичной зоной.

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к газотурбинным двигателям. Предложен способ управления газотурбинным двигателем (10), имеющим в осевом потоке последовательно компрессор (14), камеру (16) сгорания, турбину (18) компрессора и выхлопную трубу (30), и предпочтительно силовую турбину (19), расположенную между турбиной (18) и выхлопной трубой (30), причем силовая турбина (9) соединяется с валом (28) для приведения в движение нагрузки (26).

Предлагается контроллер (700) для газовой турбины (100). Газовая турбина (100) содержит компрессор (101), выполненный с возможностью работы на частоте вращения, камеру (102) сгорания и средство (127) подачи топлива, содержащее средство подачи первого топлива и средство подачи второго топлива, при этом компрессор (101) выполнен с возможностью предоставления воздуха в камеру (102) сгорания с массовым расходом воздуха в установившемся состоянии, причем средство (127) подачи топлива выполнено с возможностью подачи топлива с массовым расходом топлива в камеру (102) сгорания.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системам регулирования подачи топлива в форсажные камеры авиационных турбореактивных двигателей (ТРДФ и ТРДДФ). Задачей изобретения является обеспечение качественного и равномерного распыливания форсажного топлива для улучшения управления двигателем и повышения устойчивости работы двигателя на форсажных режимах.

Изобретение относится к способу регулирования контура питания, содержащего по меньшей мере первый насос и входной трубопровод, ведущий к первому насосу, включающий этапы, на которых определяют во входном трубопроводе содержание газа в потоке, питающем первый насос, и, если значение содержания газа во входном трубопроводе, определенное на этапе определения, превышает или равно заранее определенному пороговому значению, изменяют расход потока, питающего первый насос.

Создан способ управления газотурбинным двигателем (10), имеющим в осевом потоке последовательно компрессор (14), камеру (16) сгорания, турбину (18) компрессора и выхлопную трубу (30), причем газовая турбина может работать в, по меньшей мере, диапазоне высокой выходной мощности, диапазоне умеренно высокой выходной мощности, диапазоне умеренной выходной мощности, диапазоне умеренной низкой мощности и диапазоне низкой выходной мощности.

Изобретение может быть использовано в газовых турбинах. Способ анализа предназначен для газовой турбины, содержащей множество камер сгорания для воспламенения газа.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания (ФКС) заключается в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором высокого давления, положению рычага управления двигателем управляют расходом топлива в форсажную камеру сгорания, при этом по измеренным значениям давления воздуха в двух заданных сечениях двигателя формируют текущее значение π отношения давлений в заданных сечениях, формируют номинальное значение πном отношения давлений в заданных сечениях, устанавливают заданное значение πзад отношения давлений в заданных сечениях двигателя равным πном, сравнивают заданное значение πзад отношения давлений с текущим значением π и по величине отклонения π от πзад, полученного в результате сравнения, регулируют положение створок критического сечения реактивного сопла двигателя, при этом при включении в работу каждого топливного коллектора ФКС на время его заполнения устанавливают заданное значение πзад отношения давлений в заданных сечениях двигателя равным предварительно выбранному для нормальных условий для соответствующего топливного коллектора ФКС значению отношения давлений в заданных сечениях двигателя. Технический результат - повышение надежности розжига форсажной камеры сгорания за счет согласования отношения давлений в заданных сечениях двигателя. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх