Беспроводная зарядная система



H02J50/12 - Схемы или системы питания электросетей и распределения электрической энергии; системы накопления электрической энергии (схемы источников питания для устройств для измерения рентгеновского излучения, гамма-излучения, корпускулярного или космического излучения G01T 1/175; схемы электропитания, специально предназначенные для использования в электронных часах без движущихся частей G04G 19/00; для цифровых вычислительных машин G06F 1/18; для разрядных приборов H01J 37/248; схемы или устройства для преобразования электрической энергии, устройства для управления или регулирования таких схем или устройств H02M; взаимосвязанное управление несколькими электродвигателями, управление первичными двигатель-генераторными агрегатами H02P; управление высокочастотной энергией H03L;

Владельцы патента RU 2781948:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А." (СГТУ имени Гагарина Ю.А.) (RU)

Использование: в области электротехники для обеспечения беспроводного питания и зарядки. Технический результат - повышение эффективности передачи энергии от зарядной станции в приемник потребителя электрической энергии. Беспроводная зарядная система содержит зарядную станцию и приемник потребителя электрической энергии, выполненные с плоскими спиральными катушками, работающими с использованием обратной связи. Согласно изобретению витки обмоток плоской спиральной передающей катушки излучателя зарядной станции и витки плоской спиральной принимающей катушки приемника потребителя электрической энергии выполнены из магнитомягкого материала с высокой магнитной проницаемостью и имеют пленочное покрытие внешней стороны провода прямоугольного сечения по отношению к центру катушки материалом с высокой электропроводностью. 1 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике и предназначена для обеспечения гарантированного беспроводного питания и зарядки мобильных робототехнических комплексов и платформ, мобильных телефонов и других устройств.

Известны устройства «Wireless energy transfer converters)) (патент WO 2011] 12795A1, 2010 г.) и «Method and Systems for wireless power transmission)) (патент US 2011241618A1, 2011 г.), работающие за счет резонанса в магнитном поле со слабым излучением электромагнитных волн, позволяющее передавать до 60% изначальной энергии с минимальным рассеиванием. Устройство содержит зарядную станцию с излучателем и приемник потребителя электрической энергии, выполненные с катушками, работающими с использованием обратной связи.

Известна система беспроводной зарядки (патент РФ №2623095, 2014 г.), содержащая блок беспроводной передачи энергии и блок беспроводного приема энергии. Блок беспроводной передачи энергии содержит источник энергии, передающую катушку индуктивности, экранирующий элемент и первую цепь согласования импедансов. Передающая катушка индуктивности соединяется с источником энергии посредством первой цепи согласования импедансов. В случае подачи питания посредством источника энергии передающая катушка индуктивности способна испускать электромагнитное излучение. Первая цепь согласования импедансов выполнена с возможностью обеспечения согласования импедансов между передающей катушкой индуктивности и источником энергии. Экранирующий элемент располагается под передающей катушкой индуктивности и конфигурируется таким образом, чтобы электромагнитное излучение, испускаемое посредством передающей катушки индуктивности, подавлялось за пределами активной области зарядки. Блок беспроводного приема энергии содержит приемную катушку индуктивности, нагрузку и вторую цепь согласования импедансов. Приемная катушка индуктивности выполнена с возможностью индуктивной связи с передающей катушкой индуктивности, благодаря чему электромагнитное излучение, испускаемое посредством передающей катушки индуктивности, индуцирует зарядные токи в приемной катушке индуктивности. Нагрузка соединяется с приемной катушкой индуктивности через вторую цепь согласования импедансов. Нагрузка выполнена с возможностью зарядки посредством зарядных токов. Вторая цепь согласования импедансов выполнена с возможностью обеспечения согласования оптимальных импедансов между приемной катушкой индуктивности и нагрузкой. Первая и вторая схемы согласования также выполнены с возможностью обеспечения резонанса между передающей катушкой индуктивности и приемной катушкой индуктивности, чтобы максимально повысить эффективность передачи энергии.

Известна беспроводная зарядная система для маломощных потребителей электрической энергии (патент РФ №2510558, 2012 г.), содержащая зарядную станцию с излучателем и приемник потребителя электрической энергии, выполненные с катушками, работающими с использованием обратной связи. Зарядная станция состоит из излучателя, генератора с фазовой автоподстройкой частоты, силового ключа, усилителя, источника питания. Катушка излучателя выполнена с двумя обмотками, длина провода которых кратна λ/4, где λ - используемая длина волны, при этом приемник состоит из колебательного контура, включающего в себя параллельно соединенные спиральную плоскую катушку с длиной провода, кратной λ/4 или λ/2, и настроечный конденсатор, через управляемый выпрямитель последовательно соединенный с накопительным конденсатором, с широтно-импульсным модулятором и контроллером, который соединен с генератором импульсов и аккумулятором.

Одним из основных недостатков существующих аналогов в предметной области является их низкая эффективность передачи энергии, определяемая максимальной мощностью и КПД передачи.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству и выбранным в качестве прототипа является беспроводная зарядная система для маломощных потребителей электрической энергии (патент РФ №2698307, 2018 г.), содержащая зарядную станцию с излучателем и приемник потребителя электрической энергии, выполненные с катушками, работающими с использованием обратной связи. Зарядная станция состоит из излучателя, генератора с фазовой автоподстройкой частоты, силового ключа, усилителя, источника питания. Катушка излучателя выполнена с двумя обмотками, длина провода которых кратна λ/4, где λ - используемая длина волны, при этом приемник состоит из колебательного контура, включающего в себя параллельно соединенные спиральную плоскую катушку с длиной провода, кратной λ/4 или λ/2, и настроечный конденсатор, через управляемый выпрямитель последовательно соединенный с накопительным конденсатором, с широтно-импульсным модулятором и контроллером, который соединен с генератором импульсов и аккумулятором, а также модуль контроля, защиты и управления, резонансный автогенератор, при этом к первому входу модуля контроля, защиты и управления подключен источник питания, ко второму входу модуля контроля, защиты и управления подключен второй выход резонансного автогенератора, выход модуля контроля, защиты и управления соединен с входом резонансного автогенератора, первый выход которого соединен с излучателем, а приемник потребителя электрической энергии содержит неуправляемый выпрямитель, модуль плавного включения нагрузки, регулируемый преобразователь напряжения, при этом колебательный контур, неуправляемый выпрямитель, модуль плавного включения нагрузки, регулируемый преобразователь напряжения и аккумулятор соединены последовательно.

Одним из основных недостатков существующих аналогов в предметной области является их низкая эффективность передачи энергии, выражающаяся в итоге в малом расстоянии между зарядной станцией и приемником потребителя, при котором возможна зарядка приемника потребителя.

Техническая проблема, на решение которой направлено предлагаемая полезная модель, заключается в повышении эффективности передачи энергии от зарядной станции в приемник потребителя электрической энергии, которая в итоге выражается в увеличении расстояния между зарядной станцией и приемником потребителя.

Данная техническая проблема решается тем, что в беспроводной зарядной системе, содержащей зарядную станцию и приемник потребителя электрической энергии, выполненные с передающей и принимающей катушками, работающими с использованием обратной связи, где зарядная станция состоит из излучателя, источника питания, и спиральной плоской катушки излучателя, приемник потребителя электрической энергии состоит из колебательного контура, включающего в себя спиральную плоскую катушку, настроечный конденсатор, и аккумулятор, а также модуль контроля, защиты и управления, резонансный автогенератор, при этом к первому входу модуля контроля, защиты и управления подключен источник питания, ко второму входу модуля контроля, защиты и управления подключен второй выход резонансного автогенератора, выход модуля контроля, защиты и управления соединен с входом резонансного автогенератора, первый выход которого соединен с излучателем, приемник потребителя электрической энергии содержит неуправляемый выпрямитель, модуль плавного включения нагрузки, регулируемый преобразователь напряжения, а колебательный контур, неуправляемый выпрямитель, модуль плавного включения нагрузки, регулируемый преобразователь напряжения и аккумулятор соединены последовательно, при этом витки обмоток передающей спиральной катушки излучателя зарядной станции и витки обмоток принимающей спиральной катушки приемника потребителя электрической энергии выполнены из магнитомягкого материала с высокой магнитной проницаемостью и имеют пленочное покрытие внешней стороны провода прямоугольного сечения по отношению к центру катушки материалом с высокой электропроводностью.

Поскольку витки обмоток передающей катушки излучателя зарядной станции и витки обмоток принимающей катушки приемника потребителя электрической энергии выполнены из магнитомягкого материала с высокой магнитной проницаемостью, то они одновременно являются и сердечником с высокой магнитной проницаемостью (величина относительной магнитной проницаемости, например, NANOPERM до 200000, Metglas до 1000000, железа (Fe) μ=5800; а в случае 99.95% чистого железа (Fe), отожженного в водороде (Н2) величина магнитной проницаемости достигает μ=200000), что многократно увеличивает индуктивности катушек. При этом пленочное покрытие материалом с высокой электропроводностью толщиной в скин-слой (от десятков до сотен мкм) снижает активные потери энергии в катушках и как следствие - увеличивают расстояние, на котором возможна беспроводная зарядка приемника.

Заявляемое изобретение поясняется чертежом, на котором на фигуре показана структурная схема беспроводной зарядной системы.

Беспроводная зарядная система, приведенная на фигуре, содержит зарядную станцию 100, состоящую из источника питания 101, модуля контроля, защиты и управления 102, резонансного автогенератора 103 и излучателя 104, и приемник потребителя электрической энергии 105, устанавливаемый на мобильной робототехнической платформе и состоящий из колебательного контура 106, неуправляемого выпрямителя 107, модуля плавного подключения нагрузки 108, регулируемого преобразователя напряжения 109 и аккумулятора 110.

Источник питания 101 подключен к первому входу модуля контроля, защиты и управления 102. Выход модуля контроля, защиты и управления 102 соединен со входом резонансного автогенератора 103, первый выход которого соединен с излучателем 104. Катушка излучателя 104 выполнена в виде плоской спирали. Излучение расходится радиально в направлении приемника и с других сторон ограниченно экранирующими стенками. Второй выход резонансного автогенератора 103 подключен ко второму входу модуля контроля, защиты и управления 102.

Колебательный контур 106 приемника потребителя электрической энергии 105 включает в себя параллельно соединенные спиральную плоскую катушку и настроечный конденсатор. Колебательный контур 106 соединен с неуправляемым выпрямителем 107. Неуправляемый выпрямитель 107 соединен с модулем плавного включения нагрузки 108. Модуль плавного включения нагрузки 108 подключен к регулируемому преобразователю напряжения 109, к выходу которого подключен аккумулятор 110.

Использование резонансного автогенератора 103, частотозадающим контуром которого является излучатель 104, позволяет поддерживать резонанс в передающем контуре при изменении индуктивности катушки излучателя без использования дополнительных систем подстройки частоты. Резонанс в передающем контуре обеспечивает передачу максимальной мощности в приемник потребителя электрической энергии 105 при заданных параметрах питания и габаритных размерах излучателя 104. Резонансный автогенератор 103 построен с использованием принципа переключения силовых ключей при нулевом уровне напряжения на их стоках (Zero Voltage Switching). Использование такого решения позволяет значительно снизить потери в зарядной станции 100.

Передающая (зарядная станция 100) и приемная (приемник потребителя электрической энергии) части беспроводной зарядной системы для мобильной робототехнической платформы или мобильного телефона, передающих устройств и т.п. имеют идентичные колебательные контуры. Это позволяет избавиться от дополнительных систем подстройки колебательного контура приемника для поддержания в нем резонанса. Так как взаимное расположение приемной и передающей части беспроводной зарядной системы в одинаковой мере влияют на индуктивность и добротность колебательных контуров приемной и передающей части, а излучатель является частотозадающим, то оба контура системы передатчик-приемник находятся в резонансе. Это позволяет добиться наилучших показателей эффективности передачи энергии от зарядной станции в приемник потребителя электрической энергии при их любом взаимном расположении.

Модуль контроля, защиты и управления 102 предназначен для управления работой резонансного автогенератора 103 путем оценивания значений напряжения в его контрольных точках, принятия решений о режимах его работы, защиты от выхода контролируемых параметров за допустимые значения и может быть реализован, например, на микросхеме ATTINY85-20S.

Неуправляемый выпрямитель 107 может быть реализован, например, с помощью диодного моста DO-214AB на диодах с барьером Шоттки.

Модуль плавного подключения нагрузки 108 является известным устройством, реализуется, как правило, на полевом транзисторе, в качестве него может быть использован, например, модуль RP273M.

Регулируемый преобразователь напряжения 109 предназначен для понижения/повышения постоянного напряжения, является известным устройством, в качестве которого может быть использован модуль XL6009.

Поясним, что в предлагаемой беспроводной системе зарядки расстояние между обмотками передающей катушки излучателя зарядной станции и обмотками принимающей катушки приемника потребителя как правило больше диаметра катушек, вследствие этого они обладают низкой степенью магнитной связи между собой и поэтому система беспроводной зарядки обязательно должна работать на резонансной частоте приемника.

Для уменьшения влияния поверхностного эффекта (скин-эффекта) - эффекта уменьшения амплитуды электромагнитных волн по мере их проникновения вглубь проводящей среды, в результате которого, например, переменный ток высокой частоты при протекании по проводнику распределяется не равномерно по сечению, а преимущественно в поверхностном слое, витки обмоток передающей катушки излучателя зарядной станции и витки обмоток принимающей катушки приемника потребителя электрической энергии выполнены, например, из железного проводника с пленочным покрытием внешней стороны провода прямоугольного сечения по отношению к центру катушки материалом с более высокой по отношению к железу электропроводностью.

Также укажем, что при значительных величинах силы тока в системе беспроводной зарядки витки обмоток целесообразно выполнять из провода прямоугольного сечения, исходя из его высокой электрической и механической прочности и хорошего охлаждения по сравнению с проводом круглого сечения. В этом случае поверхностный ток будет протекать по наружному электропроводящему слою, который обладает много меньшим удельным сопротивлением, а железо играет роль магнитопровода, увеличивающего магнитный поток, пронизывающий катушки и, соответственно, магнитную связь передающей и приемной катушек.

Отметим, что индуктивность катушки пропорциональна линейным размерам катушки, магнитной проницаемости сердечника и квадрату числа витков обмотки.

Ранее указывалось, что поскольку витки обмоток передающей катушки излучателя зарядной станции и витки обмоток принимающей катушки приемника потребителя электрической энергии выполнены, например, из железного проводника с покрытием, то они одновременно являются и сердечником с высокой магнитной проницаемостью (величина относительной магнитной проницаемости железа (Fe) μ=5800; при этом в случае 99.95% чистого железа (Fe), отожженного в водороде (Н2), величина магнитной проницаемости достигает μ=200000), что в итоге многократно увеличивает как индуктивность обмоток, так и как следствие этого - расстояние, на котором возможна беспроводная зарядка приемника.

Проведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественным всем признакам заявленной беспроводной зарядной системы, отсутствуют, поэтому изобретение соответствует условию патентоспособности "новизна".

Результаты поиска известных решений в данной и смежной областях техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипов признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками заявленного изобретения на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень".

Беспроводная зарядная система, содержащая зарядную станцию и приемник потребителя электрической энергии, выполненные с передающей и принимающей катушками, работающими с использованием обратной связи, в которой зарядная станция состоит из источника питания, модуля контроля, защиты и управления, резонансного автогенератора и плоской спиральной катушки излучателя, при этом к первому входу модуля контроля, защиты и управления подключен источник питания, ко второму входу модуля контроля, защиты и управления подключен второй выход резонансного автогенератора, выход модуля контроля, защиты и управления соединен с входом резонансного автогенератора, первый выход которого соединен с излучателем, а приемник потребителя электрической энергии содержит неуправляемый выпрямитель, модуль плавного включения нагрузки, регулируемый преобразователь напряжения, при этом колебательный контур, неуправляемый выпрямитель, модуль плавного включения нагрузки, регулируемый преобразователь напряжения и аккумулятор соединены последовательно, отличающаяся тем, что витки плоской спиральной передающей катушки излучателя зарядной станции и витки плоской спиральной принимающей катушки приемника потребителя электрической энергии выполнены из магнитомягкого материала с высокой магнитной проницаемостью и имеют пленочное покрытие внешней стороны провода прямоугольного сечения по отношению к центру катушки материалом с высокой электропроводностью.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к способу управления электрически нагреваемой системой, генерирующей аэрозоль. Технический результат заключается в оптимизации параметров зарядки перезаряжаемого источника питания.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическому энергоснабжению электропоездов, например электропоездов ЭД-4М. Повышение срока службы энергоблока электропоезда является техническим результатом изобретения, который достигается за счет того, что энергоблок электропоезда, предназначенный для питания низковольтных цепей электрооборудования вагонов электропоезда, включающий аккумуляторные ячейки, последовательно соединенные перемычками в аккумуляторную батарею (АКБ) и преобразователь напряжения, отличающийся тем, что в батарее использованы герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторы с гелевым электролитом и гибкими перемычками, преобразователь напряжения состоит из двух импульсных преобразователей постоянного напряжения, подключенных к электрической сети вагона и выводам блока АКБ, при этом импульсные преобразователи и АКБ соединены с системой управления, на базе микроконтроллера, к которой подключены схема защиты от глубокого разряда и резервирования, термозащита, источник питания 24 В, часы реального времени, при этом схема защиты обеспечивает автоматический режим заряда и разряда АКБ с защитой батарей от глубокого разряда, термозащита выполняет защиту силовых элементов преобразователей от перегрева, источник питания 24 В обеспечивает питание цепей системы управления и внешних подключаемых устройств.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к схеме питания аккумулятора. Технический результат заключается в повышении масштабируемости и адаптивности устройства, подлежащего зарядке.

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в повышении скорости зарядки аккумулятора.

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в том, что режим беспроводной зарядки электронного устройства может автоматически переключаться из режима обратной беспроводной зарядки в режим приема, чтобы адаптивно реализовать беспроводную зарядку электронного устройства, повышение надежности беспроводной зарядки и улучшение условий беспроводной зарядки для пользователя.

Изобретение относится к табачной промышленности, а именно к зарядному устройству для устройства доставки аэрозоля. Интеллектуальное зарядное устройство для устройства доставки аэрозоля содержит кожух, а также первый соединитель, соединенный с кожухом и выполненный с возможностью взаимодействия с управляющим корпусом, соединенным или выполненным с возможностью соединения с картриджем с образованием устройства доставки аэрозоля, причем картридж оснащен нагревательным элементом и содержит композицию предшественника аэрозоля.

Группа изобретений относится к зарядным станциям для зарядки аккумуляторов транспортных средств. Схема электрических компонентов для управления подачей электроэнергии из электрической сети на электрическое транспортное средство содержит входные клеммы для приема электрического сигнала из электрической сети, два переключающих компонента для управления двумя соединениями между выходной клеммой нейтрали, выполненной с возможностью подключения к транспортному средству, и первой и второй входными клеммами, а также три переключающих компонента для управления тремя соединениями между выходной клеммой первой фазы, выполненной с возможностью подключения к транспортному средству, и второй, третьей и четвертой входными клеммами.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к оборудованию для подзарядки беспилотных летательных аппаратов. Технический результат заключается в упрощении конструкции и повышении эксплуатационных характеристик.

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в надежности и расширении функциональных возможностей и достигается в мобильном модуле для хранения, зарядки и транспортировки литий-ионных аккумуляторов с системой адресного тушения возгорания, включающей выполненные в каждой ячейке и соединенные с блоком управления системы адресного тушения возгорания устройства мониторинга, а также оконечные устройства для подачи огнетушащего вещества и инертного газа, предохранительный клапан, воздуховод, соединенный с каналом отвода продуктов горения.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к системам электроснабжения. Технический результат заключается в возможности использования в транспортном средстве мощных источников потребления электроэнергии, при этом не используя бортовую сеть автомобиля как основную.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано для энергообеспечения имплантируемых медицинских приборов, таких как кардиостимуляторы, имплантируемые кардиовертер-дефибрилляторы, нейростимуляторы спинного мозга, приборы глубокой стимуляции мозга, имплантируемые инфузионные помпы, моторизированные телескопические дистракционные стержни (интеллектуальный ортопедический имплантат), кохлеарные имплантаты, имплантируемые медицинские датчики, визуальные протезы (протезы сетчатки), устройства вспомогательного кровообращения.
Наверх