Способ оценки технического состояния стартерных аккумуляторных батарей

Изобретение относится к диагностической технике и может быть использовано для диагностирования технического состояния автомобильных стартерных аккумуляторных батарей. Технический результат: возможность достоверного определения работоспособности стартерной аккумуляторной батареи с помощью оценки выходного напряжения. Сущность: измеряют напряжение на батарее до и в процессе запуска двигателя внутреннего сгорания. Определение работоспособности стартерной аккумуляторной батареи производится на основе вычисления степени функционирования с учетом текущего значения степени заряженности и температуры электролита и выдачей рекомендаций по дальнейшей эксплуатации. Степень функционирования (SOF) рассчитывается по эмпирической формуле:

где SOF - степень функционирования; - текущее значение напряжения на выводах аккумуляторной батареи, В; - максимальное значение напряжения, соответствующее полностью заряженной аккумуляторной батареи, В; Ucr - минимальное напряжение во время запуска двигателя внутреннего сгорания, В; t - текущая температура электролита, °C; α, β, γ, δ - эмпирические коэффициенты, имеющие значения α=6, β=1.115, γ=0.035, δ=10-4. 3 ил.

 

Изобретение относится к диагностической технике и может быть использовано для определения технического состояния автомобильных стартерных аккумуляторных батарей.

Известен метод диагностирования аккумуляторных батарей (патент РФ на изобретение №2697404 G01R 31/36 опубл. 14.08.2019). В известном изобретении измеряют ЭДС аккумуляторной батареи (АКБ), измеряют значение тока полного торможения стартера и напряжение, потребляемое стартером, при этом размещают транспортное средство на прямой горизонтальной поверхности, затормаживают стояночным и рабочим тормозом, подкладывают под колеса противооткатные упоры, включают прямую передачу в коробке передач, включают выключатель приборов и стартера в положение пуска двигателя, по полученным результатам строят вольтамперную характеристику аккумуляторной батареи и определяют ток короткого замыкания аккумуляторной батареи, определяют внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи, по полученным результатам делают заключение о техническом состоянии диагностируемой аккумуляторной батареи.

Недостатком данного изобретения является высокая трудоемкость выполняемых работ, связанная с необходимостью проведения дополнительных подготовительных операций со всем автомобилем.

Известна система диагностирования аккумуляторных батарей (патент РФ на изобретение №2524050 G01R 31/36 опубл. 12.07.2011). В известном изобретении описывается устройство, определяющее ток и напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. На основе модели аккумулятора устройство заранее рассчитывает ее параметры. Исходя из разницы расчетных и экспериментальных данных делается вывод о состоянии аккумуляторной батареи.

Недостатком данного изобретения является необходимость получения предварительных данных об аккумуляторной батареи.

Известна система диагностирования аккумуляторных батарей (патент US на изобретение №10,698,032 G01R 31/388 опубл. 30.06.2020). В известном изобретении описывается устройство, способное удаленно определять остаточную емкость аккумуляторной батареи. Сущность изобретения заключается в использовании двух конденсаторов, которые заряжаются при заряде аккумуляторной батареи. К конденсаторам подключены датчики напряжения. Конденсаторы поочередно заряжаются и подают сигнал на вычислительное устройство. Используя параметры зарядного устройства и величину промежутка времени между сигналами, вычисляется емкость батареи.

Недостатком данного изобретения является ограниченность применения, так как его невозможно использовать на борту автомобиля, из-за постоянных циклов заряда и разряда.

Известен метод диагностирования аккумуляторных батарей (патент РФ на изобретение №2569416 G01R 31/36 опубл. 27.11.2015). Сущность данного метода заключается в определении неравномерности распределения температуры по поверхности аккумуляторной батареи во время заданного режима тестирования. На основании данных о температуре делается вывод о исправности или неисправности аккумуляторной батареи, а также о типе дефекта.

Недостатками данного изобретения является трудоемкость процесса, а также необходимость использования дополнительного оборудования, а именно тепловизора.

Известна система диагностирования аккумуляторных батарей (патент US на изобретение №8,036,839 G01R 31/388 опубл. 11.10.2011). Данное изобретение является наиболее близким к предлагаемому. В данном изобретении описывается система способная определять степень работоспособности и степень заряженности аккумуляторной батареи во время запуска ДВС. Также учитывается зависимость от температуры окружающей среды.

К преимуществам предлагаемого нами решения можно отнести достоверное определение степени функционирования стартерной аккумуляторной батареи, учитывающее текущее значение степени заряженности и температуры электролита, простоту обработки данных, а также выдачу рекомендаций по дальнейшей эксплуатации.

Техническим результатом использования предлагаемого способа является возможность достоверного определения работоспособности стартерной аккумуляторной батареи на борту автомобиля с помощью оценки выходного напряжения.

Указанный технический результат достигается тем, что для оценки технического состояния предлагается измерять напряжение на стартерной аккумуляторной батарее до и в процессе запуска двигателя внутреннего сгорания. Для определения технического состояния предлагается вычислять степень заряженности (1) и степень функционирования (2).

Фиг. 1 График изменения напряжения аккумуляторной батареи во время запуска двигателя внутреннего сгорания

Фиг. 2 Алгоритм измерения степени заряженности и функционирования стартерной аккумуляторной батареи

Фиг. 3 Схема состояний стартерной аккумуляторной батареи

Алгоритм состоит из двух последовательных проверок. На первом этапе по формуле (1) рассчитывается степень заряженности (, State of Charge) аккумуляторной батареи. Если SOC≥66% батарея признается заряженной и готовой ко второму этапу проверки. Если степень заряженности SOC<66%, то аккумуляторная батарея не заряжена и требует заряда.

где - степень заряженности;

- минимально допустимое напряжение аккумуляторной батареи, В;

- максимальное значение напряжения, соответствующее полностью заряженной аккумуляторной батареи, В;

- текущее значение напряжения на выводах аккумуляторной батареи, В.

По результатам эксплуатации установлено, что: В, В.

На втором этапе рассчитывается степень функционирования (SOF, State of Functional) аккумуляторной батареи по формуле (2).

где - степень функционирования;

- минимальное напряжение во время запуска двигателя внутреннего сгорания, В;

- текущая температура электролита, °C;

, , , - коэффициенты математической модели. По результатам испытаний установлено, что: , , , .

Аккумуляторная батарея требует замены, если SOF<40%, поскольку именно такое снижение остаточной емкости относительно номинальной является критерием списания аккумуляторных батарей.

Если значение степени функционирования лежит в диапазоне от 40%<SOF≤66%, то состояние аккумуляторной батареи удовлетворительное, но следует обратить внимание на тенденцию его изменения.

Таким образом, по сравнению с прототипом, заявленный способ оценки технического состояния стартерных аккумуляторных батарей повышает достоверность определения их технического состояния на основе вычисления степени функционирования с учетом текущего значения степени заряженности и температуры электролита и дает рекомендации по дальнейшей эксплуатации.

Способ оценки технического состояния стартерных аккумуляторных батарей, заключающийся в измерении напряжения на батарее до и в процессе запуска двигателя внутреннего сгорания, отличающийся возможностью определения работоспособности стартерной аккумуляторной батареи на борту автомобиля на основе вычисления степени функционирования с учетом текущего значения степени заряженности и температуры электролита и выдачей рекомендаций по дальнейшей эксплуатации, при этом, степень функционирования (SOF) рассчитывается по эмпирической формуле:

где SOF - степень функционирования;

- текущее значение напряжения на выводах аккумуляторной батареи, В;

- максимальное значение напряжения, соответствующее полностью заряженной аккумуляторной батареи, В;

Ucr - минимальное напряжение во время запуска двигателя внутреннего сгорания, В;

t - текущая температура электролита, °C;

α, β, γ, δ - эмпирические коэффициенты, имеющие значения α=6, β=1.115, γ=0.035, δ=10-4.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области безопасности электрических сетей и электроустановок. Сущность: в способе дополнительно прогнозируют изменение температуры в области искрового промежутка до ее максимального значения и момент времени ее достижения.

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано для исследовательских испытаний экспериментальных образцов преобразователей электроэнергии мощностью до 15 кВт. Испытательный стенд содержит первичный сетевой преобразователь, гибридный инвертор, внешние разъемы для подключения исследуемых нагрузочных и генераторных устройств к шинам переменного и постоянного тока, блок накопителей электрической энергии, контроллер заряда, управляемый сетевой инвертор, управляемый AC/DC преобразователь ветрогенератора, универсальное установочное место испытуемых силовых преобразователей, разъем для подключения ветроэнергетической установки, разъем для подключения фотоэлектрической установки, ветроэнергетическую установку, фотоэлектрическую установку, интерфейсные контроллеры сети CAN, автоматизированное рабочее место верхнего уровня, измерительное оборудование, коммутационное оборудование, распределительные силовые шины постоянного и переменного тока, информационные шины обмена данными между силовыми преобразователями и автоматизированным рабочим местом верхнего уровня, программно-аппаратный комплекс, состоящий из маршрутизатора и микрокомпьютеров, для имитационного моделирования взаимодействия стенда с другими микроэнергосистемами.

Заявленный в изобретении способ мониторинга состояния цепи включает в себя установление сигнала известного базового уровня для конкретного типа цепи (каждого с некоторым отличием от других) и определение характеристик этих цепей в виде угловых составляющих переднего и заднего фронта (в точке перехода через нуль), напряжения (амплитуды) и периода (длительности) колебательного сигнала.

Изобретение относится к области силовой электротехники и может найти применение при проведении испытаний мощных силовых трансформаторов и автотрансформаторов в удаленных, труднодоступных местах при их установке и проведении ремонтов без демонтажа оборудования. Сущность: мобильная высоковольтная установка для проведения электрических испытаний силовых трансформаторов реализована в блочном исполнении и содержит блок управления, питающий сетевой трансформатор, выпрямитель с фильтрующим конденсатором, статический преобразователь частоты, регулируемый согласующий трансформатор, блок измерительных трансформаторов, испытуемый трансформатор, компенсирующие емкости и коммутаторы.

Использование: в области электротехники. Технический результат - сокращение времени перерывов в электроснабжении потребителей, а также повышение наблюдаемости электрической сети и её управляемости.

Изобретение относится к области диагностирования электротехнических комплексов и предназначено для определения дефектов изоляции силовых трансформаторов по наличию частичных разрядов, регистрируемых акустическим методом. Технический результат: уменьшение вероятности определения ложных дефектов.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам электробезопасности. Технический результат заключается в обеспечении электробезопасности в электрических цепях с изолированной нейтралью.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к технологическому оборудованию с автоматизированным управлением, и может быть использовано в процессе автоматизированного измерения и контроля параметров высокочастотных трансформаторов. Комплекс содержит разъем, имеющий N гнезд для подключения выводов испытуемого трансформатора, первую и вторую шины источника питания, первую и вторую измерительные шины, шину закорачивания, механическую тягу с электромагнитным приводом и микропроцессорную систему управления.

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в повышении скорости зарядки аккумулятора.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для определения мест повреждения в кабельных линиях электропередачи. Технический результат заявленного изобретения - минимизация отклонения автономного устройства для определения места повреждения кабеля от места повреждения кабеля.
Наверх