Способ оценки кондиционности моторных топлив для двигателей внутреннего сгорания по развернутой индикаторной диаграмме

Изобретение относится к исследованию физико-химических свойств топлив различного компонентного, углеводородного, фракционного состава и может быть использовано для определения периода задержки воспламенения жидких и газообразных топлив применительно к поршневым двигателям внутреннего сгорания. Предлагается способ оценки кондиционности моторных топлив для двигателей внутреннего сгорания по развернутой индикаторной диаграмме, состоящей из фаз задержки воспламенения, быстрого горения, замедленного горения и догорания, для чего фиксируют текущие значения давления цилиндровых газов в камере сгорания двигателя с дискретностью 40 мкс и угла поворота коленчатого вала, строят развернутую индикаторную диаграмму в координатах «давление цилиндровых газов - угол поворота коленчатого вала» и по постоянству давления в течение определенного отрезка времени с отклонением ±4% принимают этот отрезок времени за период задержки воспламенения. Дополнительно осуществляют работу двигателя в идентичных условиях без впрыска топлива в камеру сгорания с построением развернутой индикаторной диаграммы, которую совмещают с развернутой индикаторной диаграммой работы двигателя с впрыском топлива, фиксируют точку расхождения диаграмм давления цилиндровых газов после окончания периода задержки воспламенения и точку совмещения диаграмм, которую принимают за момент окончания тепловыделения, после чего замеряют площадь, ограниченную индикаторными диаграммами между точками расхождения и совмещения индикаторных диаграмм с впрыском топлива и без впрыска топлива, которую сравнивают с площадью индикаторной диаграммы, снятой на контрольном образце топлива в идентичных условиях работы двигателя, и по разности этих площадей равной ΔSi≤0,0045 у.е. считают топливо кондиционным. Техническим результатом является снижение трудоемкости оценки эффективности сгорания моторных топлив в двигателе внутреннего сгорания. 2 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к исследованию и анализу влияния моторных топлив различного компонентного, углеводородного, фракционного состава на процесс сгорания в поршневом двигателе внутреннего сгорания (ДВС) по снятым развернутым индикаторным диаграммам и может быть использовано во всех лабораториях, имеющих моторные стенды и проводящие исследования различных видов топлива применительно к поршневым ДВС.

Испытания нового вида моторного топлива на этапе лабораторно-стендовых испытаний рекомендуется давать по результатам обработки развернутых индикаторных диаграмм рабочего процесса ДВС [1 - Энциклопедия химмотологии / Н.Н. Гришин, В.В. Середа. - М.: Издательство «Перо», 2016, С. 177-178]. Индикаторные диаграммы ДВС при его работе на испытуемом и контрольном топливах снимают в течение рабочего дня при идентичных условиях эксплуатации: атмосферном давлении, температуре окружающего воздуха, относительной влажности и постоянной температуре топлива на входе в топливный насос высокого давления [2 - Тормозная установка для оценки влияния моторных топлив на процесс сгорания в дизеле / Д.А. Уханов, А.И. Лубенцов, И.И. Крикун, Р.И. Алибеков // сборник статей V Международной НПК. - Пенза: РИО ПГАУ, 2021. - С. 98-102].

Индикаторная диаграмма - диаграмма в координатах «давление внутрицилиндровых газов - объем» (P-V) или «давление внутрицилиндровых газов - угол поворота коленчатого вала» (Р-ϕ). По диаграмме в координатах P-V удобно проводить термодинамический анализ (определять индикаторную работу, показатели политропы и температуру процессов сжатия и расширения, тепловыделения и др.). В координатах Р-ϕ удобно анализировать процесс сгорания с оценкой его динамичности, продолжительности и характера протекания процесса. Диаграмму, снятую в координатах Р-ϕ, называют развернутой, а построенную в координатах P-V - свернутой.

Процесс сгорания в ДВС анализируют по развернутой индикаторной диаграмме в координатах Р-ϕ, в которой выделяют четыре фазы: задержку воспламенения, быстрое горение, замедленное горение и догорание. Первая фаза начинается от момента начала впрыска топлива в камеру сгорания двигателя и заканчивается моментом начала воспламенения топлива (окончание периода задержки самовоспламенения). Оценочным показателем первой фазы является период задержки воспламенения. Вторая фаза включает время интенсивного турбулентного горения топливовоздушной смеси с резким увеличением давления от момента воспламенения топлива до момента достижения максимального давления цикла. Оценочными показателями второй фазы являются: максимальное давление цикла, максимальная и средняя скорости нарастания давления, степень повышения давления. Третья фаза включает время замедленного горения от момента достижения максимального давления до момента достижения максимальной температуры цикла. Оценочными показателями третьей фазы являются максимальная температура цикла и коэффициент активного тепловыделения. Четвертая фаза включает время догорания топлива от момента достижения максимальной температуры цикла до момента окончания тепловыделения. Оценочным показателем четвертой фазы является коэффициент активного тепловыделения.

Каждый из этих показателей характеризует процесс работы ДВС на конкретном топливе. Эффективность работы двигателя зависит от кондиционности топлива. Путем сравнения показателей процесса сгорания двигателя можно составить качественное заключение о целесообразности использования новых и модернизированных марок моторных топлив в ДВС. Определение оценочных показателей по каждой фазе процесса сгорания проводятся с большими трудозатратами.

Перед авторами поставлена задача - разработать способ, позволяющий оценить эффективность сгорания новых и модернизированных марок моторных топлив для ДВС с меньшей трудоемкостью по развернутой индикаторной диаграмме, который может быть реализован для техники двойного назначения (военной и гражданской техники) на доступном российском оборудовании.

Известен способ оценки моторных топлив, который заключается в снятии развернутых индикаторных диаграмм с впрыском топлива и без впрыска топлива в координатах «давление цилиндровых газов - угол поворота коленчатого вала». С помощью снятых развернутых индикаторных диаграммам оценивают первую фазу процесса сгорания по периоду задержки воспламенения. Вторую фазу быстрого горения оценивают по максимальному давлению цикла, средней и максимальной скорости нарастания давления, степени повышения давления. Для оценки третьей и четвертой фаз замедленного горения и догорания, по результатам обработки развернутой индикаторной диаграммы с впрыском топлива, строят характеристику тепловыделения, которая характеризуется коэффициентом активного тепловыделения [3 - Энергетические машины и установки. Двигатели внутреннего сгорания: Учеб. пособие / А.В. Николаенко, B.C. Шкрабак. - СПб.: Изд-во СПбГАУ, 2004, С. 58-62, рис. 13].

Недостатком данного способа является оценка моторных топлив по фазам процесса сгорания в отдельности и для оценки фаз замедленного горения и догорания необходимо построение характеристики тепловыделения, что сказывается на трудоемкости оценки эффективности сгорания моторных топлив в ДВС.

Наиболее близким по технической сущности и взятым за прототип является способ определения периода задержки воспламенения жидких и газообразных топлив, который заключается в фиксации текущего значения давления цилиндровых газов в камере сгорания двигателя с дискретностью 40 мкс и угла поворота коленчатого вала, построение развернутой индикаторной диаграммы в координатах «давление цилиндровых газов - угол поворота коленчатого вала» и определение периода задержки воспламенения по отрезку времени постоянства давления цилиндровых газов в камере сгорания ДВС [4 - Патент РФ №2761299, G01N 25/52, G01N 33/22 - прототип].

Недостатком данного способа является оценка моторных топлив только по первой фазе - периоду задержки воспламенения. Это недостаточно для полной оценки эффективности сгорания новых и модернизированных марок моторных топлив для ДВС, что в дальнейшем потребует определение оценочных показателей по остальным трем фазам процесса сгорания: быстрого горения, замедленного горения и догорания. Это приводит к значительной трудоемкости исследований

Технический результат изобретения - снижение трудоемкости оценки эффективности сгорания моторных топлив в ДВС по снятым развернутым индикаторным диаграмм.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе оценки кондиционности моторных топлив для двигателей внутреннего сгорания по развернутой индикаторной диаграмме, состоящей из фаз задержки воспламенения, быстрого горения, замедленного горения и догорания, для чего фиксируют текущие значения давления цилиндровых газов в камере сгорания двигателя с дискретностью 40 мкс и угла поворота коленчатого вала, строят развернутую индикаторную диаграмму в координатах «давление цилиндровых газов - угол поворота коленчатого вала» и по постоянству давления в течение определенного отрезка времени с отклонением ±4% принимают этот отрезок времени за период задержки воспламенения, согласно изобретению, дополнительно осуществляют работу двигателя в идентичных условиях без впрыска топлива в камеру сгорания с построением развернутой индикаторной диаграммы, которую совмещают с развернутой индикаторной диаграммой работы двигателя с впрыском топлива, фиксируют точку расхождения диаграмм давления цилиндровых газов после окончания периода задержки воспламенения и точку совмещения диаграмм, которую принимают за момент окончания тепловыделения, после чего замеряют площадь, ограниченную индикаторными диаграммами между точками расхождения и совмещения индикаторных диаграмм с впрыском топлива и без впрыска топлива, которую сравнивают с площадью индикаторной диаграммы, снятой на контрольном образце топлива в идентичных условиях работы двигателя и по разности этих площадей равной ΔSi≤0,0045 у.е. считают топливо кондиционным.

На фиг.1 представлены развернутые индикаторные диаграммы с впрыском топлива и без впрыска топлива: А - развернутая индикаторная диаграмма с впрыском топлива; Б - развернутая индикаторная диаграмма без впрыска топлива; Si - площадь, ограниченная индикаторными диаграммами А и Б между точками расхождения 2 и совмещения 5 индикаторных диаграмм с впрыском топлива и без впрыска топлива (площадь индикаторной диаграммы в фазах быстрого горения, замедленного горения и догорания); т.1 - момент начала впрыскивания топлива в камеру сгорания двигателя; т.2 - момент начала воспламенения топлива (окончание периода задержки самовоспламенения); т.3 - момент достижения максимального давления цикла; т.4 - момент достижения максимальной температуры цикла; т.5 -момент окончания тепловыделения; I - фаза задержки воспламенения (между т.1 - т.2); II - фаза быстрого горения (между т.2 - т.3); III - фаза замедленного горения (между т.3 - т.4); IV - фаза догорания (между т.4 - т.5).

фиг. 2 графическая зависимость площади индикаторной диаграммы в фазах быстрого горения, замедленного горения и догорания при работе двигателя на летнем дизельном топливе (ДТ) и контрольном топливе от частоты вращения коленчатого вала в условиях внешней скоростной характеристики.

Внешняя скоростная характеристика двигателя - это графическая зависимость показателей двигателя от частоты вращения коленчатого вала при неизменном положении органа, регулирующего подачу топлива.

Способ оценки кондиционности моторных топлив для двигателей внутреннего сгорания по развернутой индикаторной диаграмме реализуется следующим образом.

Осуществляется запись давления цилиндровых газов и регистрация угла поворота коленчатого вала двигателя, в результате чего получены развернутые индикаторные диаграммы с впрыском топлива А и без впрыска топлива Б (фиг.1). На развернутых индикаторных диаграммах фиксируется момент начала впрыска топлива в камеру сгорания двигателя (точка 1) и момент воспламенения, т.е. отрыв кривой давления при сгорании с впрыском топлива А от кривой давления при сжатии без впрыска топлива Б (точка 2), момент совпадения минимальных значений давлений цилиндровых газов, т.е. точка совмещения диаграмм с впрыском топлива А и без впрыска топлива Б, которую принимают за момент окончания тепловыделения (точка 5). Замеряют площадь в у.е., ограниченную индикаторными диаграммами с впрыском топлива А и без впрыска топлива Б и точками 2 и 5. У.е. - условная единица измерения площади развернутой индикаторной диаграммы в координатах давление цилиндровых газов - угол поворота коленчатого вал, т.е. в координатах «Р (МПа) - ϕ (град, п.к.в.)». Затем сравнивают площадь испытуемого образца с площадью контрольного образца топлива в идентичных условиях работы двигателя.

Определяют разность этих площадей ΔSi, принятой за показатель оценки моторных топлив по развернутым индикаторным диаграммам.

где - площадь, ограниченная индикаторными диаграммами между точками момента совпадения индикаторных диаграмм с впрыском топлива и без впрыска топлива, при работе двигателя на испытуемом топливе в у.е.; - площадь, ограниченная индикаторными диаграммами между точками момента совпадения индикаторных диаграмм с впрыском топлива и без впрыска топлива, при работе двигателя на контрольном топливе в у.е.

При изменении площади ΔSi≤0,004 у.е. считают топливо кондиционным к использованию по функциональному назначению в двигателе.

Пример. Необходимо сравнить испытуемое топливо (товарное летнее дизельное топливо) и контрольное топливо (смесь 40% цетана + 60% декалина) по снятым развернутым индикаторным диаграммам дизеля Д-245.12С.Сравниваемые образцы соответствуют ГОСТ 32511 (таблица 1).

Оценка исследуемых топлив осуществлялась на экспериментальной установке, в состав которой входили автомобильный дизель Д-245.12С, динамометрическая машина VSETIN IDS 932N с пультом управления и контрольно-измерительные приборы (измерители нагрузки на тормозе стенда, частоты вращения коленчатого вала дизеля, расхода топлива, температуры и давления масла в двигателе и т.п.).

Исследования моторных топлив проводили в условиях внешней скоростной характеристики дизеля, снимаемой в диапазоне частот вращения коленчатого вала от минимальной (1000 мин-1) до номинальной частоты (2400 мин-1) через каждые 200 мин-1.

Дизель Д-245.12С запускают и нагружают динамометрической машиной через карданный вал. Изменение подачи топлив осуществляют регулировочной рейкой топливного насоса высокого давления приводимой электроприводом дистанционно с пульта управления. Снятие параметров двигателя с регистрирующей аппаратуры моторного стенда осуществляют с помощью приборов выведенных на панель приборов управления и персональный компьютер. Запись развернутых индикаторных диаграмм ДВС с впрыском топлива и без впрыска топлива осуществляют на персональный компьютер через аналогово-цифровой преобразователь. На развернутых индикаторных диаграммах фиксируют момент начала воспламенения топлива т.2 и момент окончания тепловыделения т.5. Замеряют площадь испытуемого образца и площадь контрольного образца топлива в у.е., ограниченную индикаторными диаграммами с впрыском топлива А и без впрыска топлива Б и точками 2 и 5.

Результаты определения площади Si при работе двигателя на летнем ДТ и контрольном топливе показаны на фиг.2. Например, при работе двигателя на летнем ДТ при частоте вращения коленчатого вала 2400 мин-1 площадь у.е., а на контрольном топливе у.е., т.е. ΔSi=0,0014 у.е. Следовательно исследуемый образец является кондиционным.

По разности площадей ΔSi, принятой за показатель оценки моторных топлив по развернутым индикаторным диаграммам, можно сделать качественное заключение о кондиционности топлива для применения в ДВС.

Таким образом, применение изобретения позволит оценивать эффективность сгорания исследуемых моторных топлив в ДВС по изменению площади ΔSi с меньшими трудозатратами, т.к. исключается определение оценочных показателей процесса сгорания по трем фазам в отдельности: быстрого горения, замедленного горения и догорания.

Способ оценки кондиционности моторных топлив для двигателей внутреннего сгорания по развернутой индикаторной диаграмме, состоящей из фаз задержки воспламенения, быстрого горения, замедленного горения и догорания, для чего фиксируют текущие значения давления цилиндровых газов в камере сгорания двигателя с дискретностью 40 мкс и угла поворота коленчатого вала, строят развернутую индикаторную диаграмму в координатах «давление цилиндровых газов - угол поворота коленчатого вала» и по постоянству давления в течение определенного отрезка времени с отклонением ±4% принимают этот отрезок времени за период задержки воспламенения, отличающийся тем, что дополнительно осуществляют работу двигателя в идентичных условиях без впрыска топлива в камеру сгорания с построением развернутой индикаторной диаграммы, которую совмещают с развернутой индикаторной диаграммой работы двигателя с впрыском топлива, фиксируют точку расхождения диаграмм давления цилиндровых газов после окончания периода задержки воспламенения и точку совмещения диаграмм, которую принимают за момент окончания тепловыделения, после чего замеряют площадь, ограниченную индикаторными диаграммами между точками расхождения и совмещения индикаторных диаграмм с впрыском топлива и без впрыска топлива, которую сравнивают с площадью индикаторной диаграммы, снятой на контрольном образце топлива в идентичных условиях работы двигателя, и по разности этих площадей равной ΔSi≤0,0045 у.е. считают топливо кондиционным.



 

Похожие патенты:

Способ испытания высокотемпературной газовой коррозии, абразивной и температурной стойкости материалов и покрытий газотурбинных двигателей в высокоскоростных газовых потоках относится к области аэрокосмического и энергетического машиностроения и может использоваться для нанесения регламентированных коррозионных повреждений, одновременных испытаний коррозионной, абразивной и температурной стойкости материалов и сплавов в среде продуктов сгорания жидких и/или газовых топлив, загрязненных оксидами серы, углерода, азота, пылью, парами воды, хлористым водородом, солями и другими коррозионно-активными агентами.

Изобретение относится к области промышленной аэротермодинамики и может быть использовано для исследований аэротермомеханической стойкости материалов и элементов конструкций авиационной и ракетной техники на воздействие высокоэнтальпийных скоростных газовых потоков. Установка содержит как минимум одну камеру сгорания с аэродинамическим соплом, снабженную системой зажигания, систему подачи топлива, подключенную к первому вводу камеры сгорания и включающую, источник топлива, топливную магистраль, первый управляемый клапан, регулятор расхода топлива, первое расходомерное устройство, снабженное соплом, систему подачи кислорода, подключенную к второму вводу камеры сгорания и включающую источник кислорода, кислородную магистраль, регулятор расхода кислорода, второй управляемый клапан, второе расходомерное устройство, снабженное соплом, систему подачи нейтрального газа, включающую магистраль нейтрального газа, источник нейтрального газа, выход которого подключен к входу регулятора давления нейтрального газа, выход которого соединен с параллельно установленными третьим и четвертым управляемыми клапанами, датчики давления, входы первых из которых подключены к полостям расходомерных устройств перед, входы вторых - после установленных в них сопел, блок управления и регистрации, подключенный к соответствующим входам управляемых клапанов, соответствующему входу системы зажигания и выходам датчиков давления.

Данное изобретение относится к области методов анализа механизмов поведения взрывчатых веществ (ВВ) при термических воздействиях и может быть использовано для исследования продуктов терморазложения ВВ. Сущность изобретения заключается в том, что в отличие от известного способа анализа газообразных продуктов термообработки вещества, включающего в себя помещение образцов ВВ в реакционный объем, оснащенный приборами для нагрева и контроля параметров температуры, давления, нагрев реакционного объема с ВВ, наблюдение за состоянием исследуемого объема и регистрацию измерительных сигналов, спектральный анализ продуктов термодеструкции взрывчатого вещества согласно изобретению осуществляют в режиме реального времени с использованием спектрометрии в субтерагерцевом (субТГц) частотном диапазоне, при этом реакционный объем выполнен в виде двух пространственно разделенных вакуумируемых объемов, в одном из которых осуществляют нагрев ВВ, а в другом - анализ состава многокомпонентной среды, образующейся при терморазложении ВВ, по спектрам поглощения излучения на резонансных частотах того или иного продукта делается вывод о наличии или отсутствии его в продуктах разложения ВВ и относительном его количестве.

Изобретение относится к жидким углеродсодержащим топливам, содержащим присадки, применительно к оценке эффективности присадок - промоторов горения топлива в камере сгорания воздушно-реактивного двигателя. Способ заключается в том, что на первом этапе в испарительную камеру сгорания подают эталонное топливо и воздух с заданными температурой и давлением, коэффициент избытка воздуха устанавливают из условия сгорания более 95% топлива, увеличивают расход воздуха и топлива при неизменном коэффициенте избытка воздуха, добиваясь бедного срыва пламени в камере сгорания, и фиксируют значение объемного расхода воздуха, соответствующего режиму срыва пламени, на втором этапе используют топливо с присадкой - промотором горения, которое подают в испарительную камеру сгорания при расходе, равном начальному расходу топлива на первом этапе, воздух подают с коэффициентом избытка воздуха при температуре и давлении, равными выбранным на первом этапе, увеличивают расход воздуха и топлива при неизменном коэффициенте избытка воздуха, добиваясь бедного срыва пламени в камере сгорания, и фиксируют значение объемного расхода воздуха, соответствующего режиму срыва пламени, и оценку эффективности присадки - промотора горения осуществляют по соотношению объемных расходов воздуха, зафиксированных на первом и втором этапах.

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к области исследования материалов с помощью тепловых средств и может быть использовано для образования аэрозолей материалов химически активных в расплавленном состоянии, в частности может быть применено для исследования урана как в открытом виде, так и в составе изделия. .

Изобретение относится к исследованию темл физических свойств веществ, в частно стм к способам определения энтальпии о зрз зования веществ. .

Изобретение относится к области теплофизических измерений, в частности к способам определения теплоты парообразования, и может быть использовано при изучении свойств рабочих тел холодных и компрессорных установок. .
Наверх