Способ мониторинга пространственно-временного состояния группы подвижных объектов при локальной навигации

Изобретение относится к способу мониторинга пространственно-временного состояния группы подвижных объектов при локальной навигации. С помощью четырех разнесенных в пространстве опорных приемопередатчиков с известными координатами определяют собственные координаты и локальные координаты управляемых подвижных объектов на основании значений расстояний между управляющим подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, измеренных управляющим подвижным объектом запросным способом путем решения системы линейных уравнений, связывающих вектор искомых координат подвижного объекта, векторы координат опорных приемопередатчиков и измеренные значения расстояний между подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, отображают рассчитанные локальные координаты подвижных объектов на экране дисплея в виде отметок на фоне карты местности. Обеспечивается повышение скрытности и живучести подвижных объектов при проведении мониторинга их пространственно-временного состояния. 1 ил.

 

Изобретение относится к области радионавигации и радиосвязи и направлено на получение оценок пространственно-временного состояния группы подвижных объектов, использующих локальную навигацию.

Пространственно-временное состояние подвижных объектов в составе группы из одного управляющего и N управляемых подвижных объектов, можно определить любым доступным способом, включая использование глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), например, [1, 2, 3]. При этом N управляемых подвижных объектов должны определить свои координаты в общедоступной системе координат с использованием ГНСС и передавать их управляющему подвижному объекту для получения дальнейших указаний. Однако применение ГНСС для определения местоположения подвижных объектов может быть ограничено из-за недоступности приема навигационных сигналов ГНСС вследствие наличия электромагнитных помех и/или недостоверности навигационной информации из-за искажения навигационного поля. Кроме того, открытая передача абсолютных (привязанных к общедоступной системе координат) данных о местоположении объектов может привести к несанкционированному использованию этих данных для деструктивного воздействия на подвижные объекты.

Задачей данного изобретения является обеспечение мониторинга пространственно-временного состояния подвижных объектов без привязки местоположения объектов к общедоступной системе координат с целью повышения скрытости и живучести объектов и затруднению или недопущению использования открыто передаваемых по линиям радиосвязи данных о местоположении объектов для деструктивного воздействия на эти объекты.

В общедоступных источниках не обнаружены способы или системы мониторинга пространственно-временного состояния группы подвижных объектов при локальной навигации без привязки местоположения объектов к общедоступной системе координат.

Предлагаемый способ мониторинга пространственно-временного состояния группы подвижных объектов при локальной навигации реализуемый управляющим подвижным объектом группы, в состав которого входит устройство сбора данных и расчета координат, дисплей и штатная радиостанция с блоком управления мониторингом, и обеспечивающий мониторинг своего пространственного состояния и пространственного состояния управляемых подвижных объектов группы, в состав которых входят штатная радиостанция с блоком управления мониторингом, с помощью четырех разнесенных в пространстве опорных приемопередатчиков, с известными локальными координатами, путем определения собственных локальных координат на основании значений расстояний между управляющим подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, измеренных управляющим подвижным объектом запросным способом, и определения локальных координат управляемых подвижных объектов на основании значений расстояний между управляемым подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, измеренных управляемым подвижным объектом запросным способом по запросу от управляющего подвижного объекта и переданных на управляющий подвижный объект, при этом расчет локальных координат управляющего подвижного объекта и управляемых подвижных объектов осуществляется в устройстве сбора данных и расчета координат управляющего подвижного объекта путем решения системы линейных уравнений, связывающих вектор искомых координат подвижного объекта, векторы координат опорных приемопередатчиков и измеренные значения расстояний между подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, с дальнейшим отображением рассчитанных локальных координат подвижных объектов на экране дисплея одним из известных способов, например в виде отметок на фоне карты местности.

Сущность изобретения поясняется чертежом фиг. 1, на котором показана структурная схема взаимодействия подвижных объектов.

Способ мониторинга пространственно-временного состояния группы подвижных объектов при локальной навигации основан на взаимодействии управляющего подвижного объекта А1 в состав которого входит штатная радиостанция ШР1, блок управления мониторингом М1, штатная гарнитура Г1, устройство сбора данных и расчета координат УС1, дисплей Д1, управляемых подвижных объектов А2, А3, …, Аn, …, АN, где n=2, …, N, в состав которых входят штатная радиостанция ШРn, блок управления мониторингом Мn, штатная гарнитура Г1, и четырех разнесенных в пространстве опорных приемопередатчиков ОПi с известными координатами xОПi, yОПi, zОПi (i=1, …, 4).

Управляющий подвижный объект А1 с помощью блока управления мониторингом М1 и штатной радиостанции ШР1, циклично по времени, инициирует поочередный запрос об определении местоположения подвижных объектов Аn, начиная с 1-ого и заканчивая N-ым.

Способ мониторинга пространственно-временного состояния группы подвижных объектов при локальной навигации осуществляется следующим образом.

Первоначально управляющий подвижный объект А1 определяет собственные координаты, для чего с помощью блока управления мониторингом М1 формирует поочередно кодограммы «Запрос дальности» до i-го опорного приемопередатчика ОПi, где i=1, …, 4 (ЗД1i), и через штатную радиостанцию ШР1 передает их на опорные приемопередатчики ОПi, фиксируя время передачи tЗД1i. От каждого опорного приемопередатчика ОПi на управляющий подвижный объект А1 приходят кодограммы «Ответ дальности» (ОД1i), которые принимаются штатной радиостанцией ШР1 и передаются в блок управления мониторингом М1, где фиксируется время их приема tОД1i и измеряется задержка ∆t1i=tОД1i-tЗД1i. Измеренные задержки ∆t1i, i=1, …, 4, передаются в устройство сбора данных и расчета координат УС1, где определяются расстояния между управляющим подвижным объектом А1 и опорными приемопередатчиками ОПi где νс - скорость распространения радиоволны, равная скорости света, и вычисляются координаты x1, y1, z1 управляющего подвижного объекта А1.

Следующий этап – определение координат управляемых подвижных объектов Аn, где n=2, …, N. Для этого блок управления мониторингом М1 поочередно формирует кодограммы «Запрос координат» (ЗКn) каждого управляемого подвижного объекта Аn и через штатную радиостанцию ШР1 управляющего подвижного объекта А1 передает их соответствующим управляемым подвижным объектам Аn. В управляемых подвижных объектах Аn кодограмма ЗКn принимается штатной радиостанцией ШРn и передается в блок управления мониторингом Мn. В блоке управления мониторингом Мn по ее приходу инициируется последовательное формирование кодограмм «Запрос дальности» до каждого i-го опорного приемопередатчика ОПi (ЗДni), которые через штатную радиостанцию ШРn передаются на опорные приемопередатчики ОПi с фиксацией времени их передачи tЗДni. От каждого опорного приемопередатчика ОПi на управляемый подвижный объект Аn приходят кодограммы «Ответ дальности» (ОДni), которые принимаются штатной радиостанцией ШРn, и передаются на блок управления мониторингом Мn, где фиксируются время их приема tОДni и измеряются задержки ∆tni=tОДni - tЗДni. После измерения всех значений ∆tni, i=1, …, 4, блок управления мониторингом Мn формирует кодограмму «Ответ координат» (ОКn), содержащую информацию о всех ∆tni, которая через штатную радиостанцию ШРn управляемого подвижного объекта Аn передается на управляющий подвижный объект А1. В управляющем подвижном объекте А1 кодограмма ОКn принимается штатной радиостанцией ШР1 и передается в блок управления мониторингом М1, где из кодограммы извлекается информация о задержках ∆tni. Извлеченная информация о задержках ∆tni из блока мониторингом М1 передается в устройство сбора данных и расчета координат УС1, где определяются соответствующие расстояния между управляемым подвижным объектом Аn и каждым опорным приемопередатчиком ОПi и вычисляются координаты управляемого подвижного объекта Аn xn, yn, zn.

Определение координат управляющего подвижного объекта А1 (n=1) и управляемых подвижных объектов Аn (n=2, …, N) в устройстве сбора данных и расчета координат УС1 осуществляется на основе решения системы линейных уравнений [4]

связывающих вектор искомых координат n-го подвижного объекта, n=1, …, N, векторы координат опорных приемопередатчиков ОПi, i=1, …, 4 и измеренные значения расстояний

Решение этой системы относительно вектора P ищется в виде

P=A-1B

где , .

Компонентами вектора P=[xn, yn, zn]T являются отыскиваемые координаты n-го подвижного объекта xn, yn, zn (n=1, …, N).

Полученные устройством сбора и расчета координат УС1 координаты подвижных объектов Аn, выводятся на дисплей Д1 управляющего подвижного объекта А1, обеспечивая мониторинг пространственно-временного состояния группы подвижных объектов Аn
n=1, …, N в условиях локальной навигации. При этом информация, передаваемая от управляемых подвижных объектов на управляющий подвижный объект, не содержит открытых данных об их местоположении в общедоступной системе координат и в этом аспекте ее несанкционированное использование по сравнению с использованием открытых данных о местоположении в общедоступной системе координат затруднит организацию деструктивного воздействия на подвижные объекты по крайней мере на время, необходимое для реализации процедуры привязки данных местоположения в относительной системе координат к общедоступной системе координат.

Источники информации

1. Журавлев, А.В. Навигационные комплексы наземных мобильных средств военного назначения [Текст]: монография / А.В. Журавлев. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2017. —
290 с.

2. Тяпкин В.Н., Гарин Е.Н. Методы определения навигационных параметров подвижных средств с использованием спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС: – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 260 с.

3. Амиров А.Ж., Когай Г.Д., Хамзина М.С. Система спутникового мониторинга подвижных объектов. «Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г. с. 8-9.

4. Маркин В.Г. Расчет координат объектов в разностно-дальномерной системе и анализ погрешностей расчета. Радиотехника, №12, 2013г., с. 81-85.

Способ мониторинга пространственно-временного состояния группы подвижных объектов при локальной навигации, реализуемый управляющим подвижным объектом группы, в состав которого входит устройство сбора данных и расчета координат, дисплей и штатная радиостанция с блоком управления мониторингом, и обеспечивающий мониторинг своего пространственного состояния и пространственного состояния управляемых подвижных объектов группы, в состав которых входят штатная радиостанция с блоком управления мониторингом, с помощью четырех разнесенных в пространстве опорных приемопередатчиков с известными локальными координатами путем определения собственных локальных координат на основании значений расстояний между управляющим подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, измеренных управляющим подвижным объектом запросным способом, и определения локальных координат управляемых подвижных объектов на основании значений расстояний между управляемым подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, измеренных управляемым подвижным объектом запросным способом по запросу от управляющего подвижного объекта и переданных на управляющий подвижный объект, при этом расчет локальных координат управляющего подвижного объекта и управляемых подвижных объектов осуществляется в устройстве сбора данных и расчета координат управляющего подвижного объекта путем решения системы линейных уравнений, связывающих вектор искомых координат подвижного объекта, векторы координат опорных приемопередатчиков и измеренные значения расстояний между подвижным объектом и опорными приемопередатчиками, с дальнейшим отображением рассчитанных локальных координат подвижных объектов на экране дисплея в виде отметок на фоне карты местности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автоматизации информационно-управляющих систем радиомониторинга (РМ), функционирующих в реальном масштабе времени, и может быть использовано для обработки результатов радиомониторинга в сложной радиоэлектронной обстановке (РЭО). Технический результат заключается в повышении точности получаемой оценки тактической и радиоэлектронной обстановки в условиях использования контролируемыми радиоэлектронными средствами (РЭС) современных методов помехозащиты и отсутствия семантического доступа к передаваемой информации.

Использование: настоящее изобретение относится к способу определения географического местоположения устройства (1) передачи сигнала. Сущность: способ определения географического местоположения включает в себя этапы, на которых передают первые данные приема первого радиосигнала (4), передаваемого на первой частоте, множеством первых приемных станций (5), вычисляют первое географическое местоположение устройства (1) передачи сигнала, обнаруживают, что географическое местоположение устройства (1) передачи сигнала входит в заданную вторую географическую зону (9), передают сигнал с командой передачи второго радиосигнала (21), передают вторые данные приема второго радиосигнала множеством вторых приемных станций (11) на второй частоте, и вычисляют второе географическое местоположение устройства (1) передачи сигнала.

Изобретение относится к системам безопасности. Технический результат заключается в обеспечении возможности персоналу правоохранительных органов принимать более полный набор соответствующих сведений в периферийное устройство правоохранительных органов, который обеспечивает возможность более точной идентификации, отслеживания и урегулирования события безопасности.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано в системах измерения параметров движения наземных/надводных источников радиоизлучений (ИРИ) с помощью пассивной однопозиционной радиолокационной станции (ПРЛС). Техническим результатом является повышение точности ПРЛС в определении координат и параметров движения наземных/надводных мобильных ИРИ на участках наведения, когда углы пеленга и угловые скорости линии визирования малы, а также при нерегулярных поступлениях радиосигналов от ИРИ.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано в системах измерения параметров движения наземных/надводных источников радиоизлучений (ИРИ) с помощью пассивной однопозиционной радиолокационной станции (ПРЛС). Техническим результатом является повышение точности ПРЛС в определении координат и параметров движения наземных/надводных мобильных ИРИ на участках наведения, когда углы пеленга и угловые скорости линии визирования малы, а также при нерегулярных поступлениях радиосигналов от ИРИ.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для повышения точности определения местоположения и других параметров наземных/надводных источников радиоизлучений (ИРИ) с помощью пассивных радиолокационных станций. Технический результат - повышение достоверности отождествления сигналов в многоцелевой обстановке.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для повышения точности определения местоположения и других параметров наземных/надводных источников радиоизлучений (ИРИ) с помощью пассивных радиолокационных станций. Технический результат - повышение достоверности отождествления сигналов в многоцелевой обстановке.

Изобретение относится к пассивной радиолокации и может быть использовано для определения координат и параметров движения наземных (надводных) источников радиоизлучений (ИРИ) с помощью аппаратуры радиотехнической разведки (РТР), установленной на борту летательного аппарата (ЛА). Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности определения координат и параметров движения наземных (надводных) ИРИ с неизвестными параметрами диаграмм направленности антенн, вне зависимости от режима их работы с помощью бортовой аппаратуры РТР со слабонаправленной малогабаритной антенной системой.

Изобретение относится к области беспроводной связи. Техническим результатом является повышение точности геолокации терминала.

Изобретение относится к области беспроводной связи. Техническим результатом является повышение точности геолокации терминала.

Группа изобретений относится к области инженерной геодезии, а именно к устройствам и способам, предназначенным для проведения геодезических измерений. Сущность заявленной группы изобретений состоит в следующем.
Наверх